ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 7
1.1 Основные понятия и определения мотивации и стимулирования трудовой
деятельности 7
1.2 Теории и концепции мотивации и стимулирования трудовой деятельности 14
1.3 Место и роль мотивации и стимулирования трудовой деятельности в
системе управления персоналом организации 23
1.4 Стимулирование трудовой деятельности 28
1.4.1 Материальное денежное и неденежное стимулирование трудовой
деятельности 28
1.4.2 Нематериальное стимулирование персонала 37
2 АНАЛИЗ ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ ООО «МАКДОНАЛДС» 42
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Макдоналдс» 42
2.2. Анализ труда и занятости на предприятии ООО «Макдоналдс» 50
2.2.1 Анализ состава работающих и динамика численного состава 50
2.2.2 Анализ оплаты труда 58
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 61
2.3.1 Анализ ликвидности предприятия 61
2.4 Анализ динамики прибыли и рентабельности предприятия 64
3 РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «МАКДОНАЛДС» . 68
3.1 Рекомендации и мероприятия по совершенствовании материальной
мотивации персонала 68
3.1.1 Мероприятия по совершенствованию материальной мотивации
персонала 71
3.2 Рекомендации по совершенствованию карьерной мотивации персонала . 72
3.2.1 Мероприятия по совершенствованию карьерной мотивации персонала 74
3.3 Рекомендации по стимулированию мотивации через чувство причастности
к компании 74
3.3.1 Мероприятия по стимулированию мотивации через чувство
причастности к компании 75
3.4 Рекомендации по стимулированию мотивации через соревнования между
работниками 78
3.4.1 Мероприятия по стимулированию мотивации через соревнования между
работниками 79
3.5 Мероприятия по стимулированию мотивации через проведение
общекорпоративных собраний 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в любом современном бизнесе все большее значение приобретают мотивационные аспекты в управлении персоналом. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако попытки приспособить, классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства.
Объектом исследования является всеми известная компания ООО «Макдоналдс». Предметом исследования - системы мотивации персонала предприятия и их совершенствование.
Цель дипломной работы разработка мероприятий по совершенствованию мотивации на предприятии ООО «Макдоналдс».
Для достижения поставленной цели, необходимо в рамках выпускной квалификационной работы решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы мотивации и стимулирования жизнедеятельности человека.
2. Выполнить анализ общей ситуации на предприятии ООО «Макдоналдс».
3. Разработать рекомендации и мероприятия по совершенствования мотивации персонала на предприятии ООО «Макдоналдс».
При написании работы были использованы различные источники информации связанные с анализом и совершенствованием мотивации в трудовой деятельности. Существенный вклад в освещении анализа мотивации персонала внесли Шахова В.А., Шапиро С.А., Кибанов А.Я., Баткаева Е.А., Ловчева М.В.. А так же был применен живой опыт и информация, полученные во время преддипломной практики на предприятии ООО «Макдоналдс».
Поставленная цель, задачи, предмет и объект исследования предопределили логику изложения и структуру данной дипломной работы. Дипломная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа изложена на страницах машинописного текста, содержит таблиц, рисунков, приложений (объемом страницы). Список литературы содержит наименования.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи, предмет исследования.
Первая глава: «Теоретические основы мотивации и стимулирования жизнедеятельности человека» носит информационно-теоретический характер, в ней рассмотрены сущность понятия мотивации и стимулирования, а также экономические механизмы стимулирования. Во второй главе: «Анализ общей ситуации ООО «Макдоналдс»», рассмотрена подробно деятельность
предприятия, проведен его анализ. В третьей главе: «Рекомендации и мероприятия по совершенствования мотивации персонала на предприятии ООО «Макдоналдс»», расписаны выявленные недостатки в системе мотивации и мероприятия по совершенствованию стимулирования трудовой деятельности. Так же расписаны затраты и экономический эффект после внедрения мероприятий.
В заключении приводятся теоретические выводы выполненного исследования.
Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Процесс мотивации упрощенно может быть разбит на следующие этапы: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов.
Теоретические основы мотивации были заложены содержательными и процессуальными теориями мотивации. Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу, Альдерфера, МакКлелланда и Герцберга. Основными процессуальными теориями мотивации являются теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера - Лоуэра.
Система мотивации персонала может быть основана на самых разнообразных методах, выбор которых зависит от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Классификация методов мотивации в зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно¬административные), экономические и социально-психологические. Так же методы стимулирования можно сгруппировать в следующие четыре вида: экономические стимулы, управление по целям, обогащение труда, система участия.
Цель дипломной работы выполнена. Был проведен анализ персонала в ресторане «Макдоналдс». Выявлено, что компания предоставляет работникам 84
окладные и почасовые ставки, а так же премию, раз в три месяца, по итогам аттестации. Проведен анализ состава работающих и динамики численного состава, который показал, что штату предприятия не хватает работников, с чем руководство борется постоянным набором рабочей силы. Повышения осуществляются редко, из острой необходимости и их получают наилучшие из работников, которые сами проявляют инициативу. Остальные работники нуждаются в развитии компетенции на предприятии.
Анализ ликвидности предприятия показал, что предприятие является ликвидным. Наблюдается прирост по показателям динамики прибыли и рентабельности предприятия.
Проанализировав работу компании, можно отметить, что не ведется учет и контроль над мотивацией персонала, не разрабатываются специальные мотивационные программы, учитывающие интересы работников, не проводится анкетирование. Нет социальных программ, которые, как правило, положительно влияют на мотивацию персонала, удовлетворяя различные социальные потребности.
Были предложены рекомендации и мероприятии, совершенствующие мотивацию персонала на предприятии.
Предлагается ввести изменение критериев премирования, которое благоприятно повлияет на материальную мотивацию персонала. Так же в ВКР предлагается ввести новую систему составления КЛН, которая приведет к быстрому развитию работников с указанием на ошибки в выполняемой ими работе. Рекомендуется проводить соревнования между работниками кухни и между работниками касс, ведь соревнования отличный способ мотивировать работников на достижение поставленных для ресторана целей. Для сплочения коллектива и для повышения уровня компетентности работников, рекомендуется проводить собрания раз в квартал.
Были приведены расчеты по предложенным мероприятиям, в результате которых получились положительные экономический и социальный эффекты.