Введение 4
1 Теоретические аспекты организации маркетинговой деятельности на
предприятии и управление маркетингом 7
1.1 Сущность маркетинговой деятельности 7
1.2 Процесс управления маркетингом 11
1.3 Организация маркетинговой деятельности 22
2 Анализ внешней и внутренней среды ООО «КамаСпецИндустрия» 33
2.1. Краткая характеристика предприятия 33
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО
«КамаСпецИндустрия» 41
2.3. Анализ маркетинговой деятельности на предприятии 51
3 Разработка проекта по организации мероприятий совершенствования
маркетинговой деятельности на ООО «КамаСпецИндустрия» 55
3.1 Совершенствование маркетинговой деятельности в ООО «КамаСпецИндустрия» и формирование регламентов маркетинговых процедур 55
3.2. Анализ экономической эффективности организации и управления
маркетинговой деятельности ООО «КамаСпецИндустрия» 59
Заключение 64
Список использованных источников
Значение маркетинговой деятельности, позволяющей учреждению выживать в конкурентной борьбе в любых условиях, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения маркетинговой деятельности на предприятии.
В менеджменте маркетинг рассматривается как элемент рыночной деятельности на предприятии, касающееся сферы, средств и методов его деятельности на рынке, системы взаимоотношений внутри учреждении, а также позиции учреждения к окружающей среде, приводящее учреждение к его целям. Маркетинг представляет собой набор инструментов, которыми пользуется предприятие при взаимодействии с внешней средой, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение прибыльности предприятия.
Единой организации маркетинга для всех учреждений не существует. Каждое предприятие уникально в своем роде, поэтому и процесс организации маркетинговой деятельности для каждого предприятия свой, т.к. зависит от позиции компании на рынке, динамики его развития, его потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого им товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.
В последнее десятилетие строительная отрасль а с ней и рынок строительных материалов переживает скачкообразный рост, но в целом наблюдается значительное увеличение числа производителей материалов, появляется все больше крупных строек мирового масштаба. Однако, в свете последних месяцев, многие строительные площадки вынуждены замораживать свои стройки, некоторые на краткосрочный период, а некоторые и на долгосрочный. Это связано с недостаточным финансированием данной отрасли, как в государственной так и частной структуре финансирования. Но большое количество производителей строительных материалов начинают искать альтернативные рынки сбыта, часто диверсифицируя продукцию, либо просто отнимая долю рынка у более слабых конкурентов. Конкуренция усиливается, вытесняя с рынка компании посредники.
Все это приводит к тому, что на рынке выживает только та компания, которая способна удовлетворить спрос потребителя с хорошим качеством, но с наименьшей ценой. Происходит расслоение групп товаров по уровню производства, высокотехнологичные товары и массовые товары безоговорочно остаются в ведении крупных производителей, но рынки товаров широкого потребления с мелкими партиями всё сильнее захватываются мелкими и средними производителями.
В итоге для того чтобы выжить, компании посредники должны не просто бороться за существование в сложившихся современных условиях, а переходит в разряд мелких или средних производителей . Компаниям посредникам необходимо планировать свою маркетинговую деятельность таким образом, чтобы вернуть часть рынка или выйти на совершенно другие рынки. Именно всем вышесказанным и обусловлена актуальность темы исследования.
Цель работы организация маркетинговой деятельности на предприятии ООО «КамаСпецИндустрия».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты организации маркетинговой деятельности на предприятии;
- Провести анализ маркетинговой деятельности и финансово - хозяйственной деятельности предприятия.
- Разработать проект организации маркетинговой детальности, провести анализ эффективности его реализации.
Предметом исследования является: организация маркетинговой
деятельности ООО «КамаСпецИндустрия».
Объектом анализа - маркетинговая деятельность ООО «КамаСпецИндустрия».
Теоретической основой данного исследования послужили работы ведущих специалистов в области стратегического планирования Мескон М. Балабанов И.Т., Глухов В. В., Лайм Фаэй, Виханский О.С., Баканов М.И., Савицкая Г.В., Гончаров В. И., Ричард Л. И многих других.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определены актуальность, цель, задачи, объект и предмет темы исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы организации маркетинговой деятельности на предприятии, а так же понятие маркетинга, основные цели и задачи маркетинга на предприятии, методики организации и управления маркетинговой деятельности.
Во второй главе проведен анализ финансово хозяйственной деятельности, а так же маркетинговой деятельности на ООО «КамаСпецИндустрия».
В третьей главе разработан план мероприятий (проект) по организации маркетинговой деятельности на предприятии, проведен анализ его эффективности.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в сложившейся рыночной ситуации, перед компанией ООО
«КамаСпецИндустрия» стоит серьёзная задача по выходу на новый рынок, и от успеха по его реализации зависит не только перспективы освоения нового рынка, но и перспективы существования компании в целом.
В ходе выпускной квалификационной работы был рассмотрен проект по организации и совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «КамаСпецИндустрия». Компания ООО «КамаСпецИндустрия» - компания посредник на рынке строительных материалов, переживает не лучшие времена. Все сложности экономического кризиса отрасли нашли отражение в текущем состоянии компании.
Однако, прежде чем начать процесс организации маркетинговой деятельности компании, был рассмотрен теоретический аспект формирования маркетинга на предприятии и его совершенствования. По итогам изучения теоретических аспектов организации маркетинговой деятельности на предприятии можно сделать вывод, что для эффективного совершенствования маркетинговой деятельности необходимо:
- четко понимать цели и задачи маркетинга на предприятии;
- понимать какая из форм организационной структуры подойдет для конкретного предприятия исходя из целей и задач;
- иметь представление о способах управления маркетинговой деятельности на предприятии.
Вторым этапом разработки мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «КамаСпецИндустрия» был проведен анализ текущего состояния компании, функций маркетинга и на сколько данная структура маркетинговой деятельности удовлетворяет требованиям компании при реализации проекта.
Руководство группы компании со своей стороны уже проводило анализ текущей деятельности и перспектив дальнейшей работы ООО «КамаСпецИндустрия», в итоге возникла необходимость планирования развития предприятия в двух направлениях:
1. Торговое направление - организация дилерского центра федеральной сети STANDARTPARK с расширением товарной линейки за счет:
- Системы поверхностного водоотвода;
- Инженерные конструкции для целенаправленной очистки сточных вод;
- Установки водоотведения и насосы для отвода сточных вод для любой области применения.
2. Организации производства на собственном производстве керамзитобетонных камней (блоков).
Организация дилерского представительства не только расширит сферу деятельности ООО «КамаСпецИндустрия», снизив риски зависимости от рынка железобетонных изделий и расширив сегменты потребителей, но и потребует от руководства предприятия обеспечить проект требуемыми ресурсами.
Наиболее острой в данном случае станет проблема отсутствия на предприятии (и в Группе-компаний) сильной маркетинговой единицы, способной своевременно и в необходимом объеме обеспечить предоставление требуемой маркетинговой информации, организовать маркетинговые мероприятия, направленные на продвижение изделий, увеличение конкурентоспособности ООО «КамаСпецИндустрия».Однако, анализ текущей маркетинговой деятельности показал, что всего 3 задачи из 14, необходимых для развития компании выполняются в полном объеме. Кроме того, всего лишь 3 задачи маркетинга выполняются частично.
Все бизнес-процессы маркетинговой деятельности, выполняемые в полном объеме, либо частично принадлежат директору по развитию. Это понятно, что такой объем работ в области маркетинга, который необходимо вести для развития ООО «КамаСпецИндустрия» одному человеку не потянуть, кроме того, все функции маркетинга выполняются хаотично, нет четкой программы маркетинга и сформулированных регламентов маркетинговой деятельности.
Организация дилерского центра - это ключевое преобразование, отраженное в данной выпускной квалификационной работе. Для его осуществления требуются дополнительные материальные вложения и преобразования всей структуры маркетинговой деятельности.
Необходимость его открытия обусловлено анализ финансовых результатов, в том числе прогноз на 2016-2018 год показали, что при сложившейся тенденции компании грозит банкротство.
Для формирования новой структуры маркетинговой деятельности ООО «КамаСпецИндустрия» необходимы следующие ресурсы:
- Увеличение персонала, способного выполнять маркетинговые
функции, что приведет к увеличению ФОТ на 589 440 руб./год;
- Повышение затрат на продвижение 500 000 руб.;
- Выделение средств на маркетинговые мероприятия в размере 300 000 руб.;
- Обеспечение усиления сектора продаж с увеличением ФОТ 154 000 руб./год.
Исходя из всех требуемых ресурсов и полученных результатов можно сделать вывод, что проект по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «КамаСпецИндустрия» в рамках организации дилерского центра STANDARTPARK можно считать эффективным, так как все экономические показатели эффективности показывают положительную динамику. Срок окупаемости вложений не превысит 5 месяцев. Рост прибыли по итогам реализации проекта может увеличиться в 5,7 раз.
1. Архипова Л.В. Основы международного маркетинга. - М: ЮНИТИ,
2008. - 187 с
2. Болт Г.Дж. Практическое руководство по организации маркетинговой деятельности фирмы. - СПб: Наука, 2010. - 104 с
3. Васильев Г.А. Совершенствование маркетинговой деятельности предприятий. - М: МГУ, 2013. - 210 с
4. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. - СПб: Меркурий, 2012. - 276 с
5. Голубков Е.П. Выбор лучшего маркетингового решения. - СПб: Наука, 2011. - 301 с
6. Демидов В.Е. Международный маркетинг в сфере услуг. - Тула: Факел, 2008. - 275 с
7. Жизнин С.З. Азбука международного маркетинга. - Оренбург: Новости, 2011. - 278 с
8. Завгородняя А.В. Маркетинг: методы и процедуры: учебное пособие. - М, 2010. - 315 с
9. Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг. - СПб: Международные отношения, 2012. - 315 с
10. Капустина М.Е. Теория и практика маркетинга. - М: Экономика,
2009. - 396 с
11. Картер Г. Эффективное планирование. - М: Прогресс, 2013. - 221 с
12. Козлов В.А. Выручка в системе маркетинга. - М, 2015. - 518 с
13. Котлер Ф. Основы маркетинга. - СПб: Наука, 2004. - 657 с
14. Котлер Ф. Управление маркетингом. - СПб: Наука, 2014. - 672 с
15. Левшин Ф.М. Международный маркетинг. - СПб: Международные отношения, 2013. - 487 с
16. Маджаро С. Международный маркетинг. - СПб: Международные отношения, 2007. - 518 с
17. Мескон М.Х. Основы менеджмента. - М: Дело, 2005. - 475 с
18. Монден Я. Методы эффективного управления маркетинговой деятельностью. - М: Центр, 2014. - 387 с
19. Ноздрева Р.Б. Как побеждать на рынке. - М: Финансы, 2004. - 296 с
20. Пилдич Дж. Путь к покупателю. - М: Прогресс, 2015. - 283 с
21. Ривз Р. Спрос и выручка. - СПб: Нева, 2011. - 401 с
22. Родин В.П. Основы международного маркетинга. - М: Знание, 2003. - 501 с
23. Самуэльсон П. Экономика. - М: Прогресс, 2013. - 618 с
24. Соловьев М.Б. Моделирование рационализации потребления. - М: Прогресс, 2013. - 326 с
25. Соловьев М.Б. Основы теории и практики международного маркетинга. - Казань: Горизонт, 2005. - 567 с
26. Столмов Л.В. Рынковедение. - М: Экономика, 2003. - 344 с
27. Сэндидж Дж. Маркетинговое планирование: теория и практика. - М: Прогресс, 2012. - 551 с
28. Тихомиров Н.Г. Модели и методы прогнозирования рынка. - М: МГУ, 2014. - 341 с
29. Эванс Дж.Р. Международный маркетинг. - М: Экономика, 2015. - 603