Введение 4
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Методы формирования конкурентных преимуществ 10
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 13
2 Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Синтекс-2» 22
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 22
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 26
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия 36
3 Разработка рекомендации по повышению конкурентоспособности
ООО «Синтекс-2» 42
3.1 Выявления резервов для повышения конкурентоспособности 42
3.2 Разработка рекомендации по повышению конкурентоспособности
ООО «Синтекс-2» 44
3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи.
Экономический кризис серьезно усложнил реализацию производственно - экономических программ предприятий. Но одновременно, обострив конкурентную борьбу, кризис показал исключительную роль активной рыночной политики предприятия при постоянно возрастающей эффективности его деятельности. Фундаментальный подход к реализации этих требований и, соответственно, к обеспечению конкурентоспособности базируется на освоении новых эффективных форм организации производственного процесса фирмы и методов производственного менеджмента.
В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.
Актуальность выбранной автором темы, посвященной проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности.
Цель выпускной квалификационной работе является разработка рекомендации по повышению конкурентоспособности в ООО «Синтекс-2».
Объектом выпускной квалификационной работы является ООО «Синтекс-2».
Предметом - управление конкурентоспособностью ООО «Синтекс-2».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
2. Провести анализ оценке конкурентоспособности предприятия ООО «Синтекс-2»;
3. Разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Синтекс-2».
Выпускная квалификационная работа состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются теоретические основы: понятия и методы конкурентоспособности предприятия, методы ее оценки. Во-второй главе представлен анализ по оценке конкурентоспособности предприятия ООО «Синтекс-2», который состоит из: технико-экономической характеристики, а так же финансовое состояние предприятия и анализ конкурентоспособности ООО «Синтекс-2». В заключительной главе рекомендации по повышению конкурентоспособности в ООО «Синтекс-2», где предлагается выявить резервы для повышения конкурентоспособности, а также экономическое обоснование предложенных рекомендаций.
При написании выпускной квалификационной работы использовались разнообразные литературные источники.
Для рассмотрения конкурентоспособности предприятия был использован системный подход из работ Марковой В.Д. «Стратегический менеджмент», Власовой В.М. «Основы предпринимательской деятельности», профессора Горфинкеля В.Я. «Предпринимательство».
Для изучения методов оценки конкурентоспособности организации использовались несколько методик оценки конкурентоспособности следующих авторов: Ващекина Н.П. «Маркетинг»; Азоева Г.Л. «Конкуренция: анализ, стратегия и практика»; Круглова М.И. «Стратегическое управление компанией».
Конкурентоспособность является основной характеристикой деятельности компании на рынке. Конкурентоспособность компании - относительный показатель, базой для сравнения которого выступают аналогичные показатели конкурентов либо идеальных (эталонных) компаний. Кроме того, конкурентоспособность является динамичным показателем, изменяющимся под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Для компании повышение конкурентоспособности является стратегической задачей. Для того чтобы удержать лидирующие позиции на рынке, сохранить высокие темпы развития компании, снизить свои издержки и всегда идти на шаг вперед конкурирующих компаний необходимо постоянного анализировать и оценивать свою конкурентоспособность, разрабатывать действенную конкурентную стратегию и активно искать резервы повышения конкурентоспособности.
Конкурентоспособность - это характеристика, которую нельзя выразить односложно, в виде одного показателя. Основу ее составляют многочисленные факторы. Причем каждый из них в отдельности не дает полного представления о данном явлении. Поэтому в рыночном механизме управления необходимо использовать систему показателей, учитывающих особенности рыночной ситуации, специфику хозяйствующего субъекта как элемента рынка.
Таким образом, во второй аналитической главе проведена оценка конкурентоспособности в ООО «Синтекс-2». Для этого дана общая характеристика компании, рассмотрены основные результаты финансово-хозяйственной деятельности, проведен анализ в сравнении с основными конкурентами.
ООО «Синтекс-2» специализируется на разработке, производстве, оптовой и розничной продаже офисной мебели . Основной целью ООО «Синтекс-2» является извлечение прибыли и распределение между собственниками. Основная задача компании - это поиск новых клиентов, создание круга заказчиков и работа с постоянными партнерами. Организационная структура в ООО «Синтекс-2» является линейно- функциональной, основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций между ними. Анализ основных технико-экономических показателей ООО «Синтекс-2» показал, что его деятельность в 2015 году была достаточно успешна на протяжении 2013-2015 гг., т.к. компания получает ежегодно увеличивающуюся выручку от реализации.
Динамика развития компании ООО «Синтекс-2» характеризуется снижением многих финансовых показателей. Компания относится к неустойчивым финансовым состоянием. Следовательно, компания работает не в убыток и в 2015 году увеличило прибыль, что свидетельствует о грамотной политики компании.
Таким образом, разница в цене потребления офисной мебели между ООО «Синтекс-2», ООО «Шесть граней офиса», ООО «АЗИМУТ» и ООО «Мебельный салон» составляет около 19%, исключение представляют собой дополнительные элементы, здесь разница в цене потребления достигает 58,1%.
По экономическим показателям офисная мебель, представленная в ООО «Синтекс-2» вполне конкурентоспособна. Очевидно, что ООО «АРТ-МЕБЕЛЬ» занимает первое место по уровню конкурентоспособности, чуть опережая компанию ООО «Синтекс-2», соответственно, ООО «АЗИМУТ» занимает третье место. ООО «Синтекс-2» по сравнению с компаниями, реализующую аналогичную продукцию, не уступает по всем девяти сравниваемым критериям.
Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Синтекс-2»:
- разнообразить ассортимент офисной мебели, а именно добавить стиль эклектика;
- исключение из числа партнеров предприятия дебиторов с высоким уровнем риска. Использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, факторингом (возврат суммы составит 1524,8 тыс.
руб.) и создать резерв по сомнительным долгам (в сумме 863,85 тыс. руб.), поскольку ожидание оплаты «живыми деньгами» может обойтись гораздо дороже.
Проведенные расчеты эффективности инвестиционного проекта о включении трех интерьеров «Лидерство», «Диалог» и «Формат» свидетельствуют о его целесообразности, поскольку все расчетные показатели выше нормативных и срок окупаемости составил 1 месяц.
1. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы/ Г.Л. Азоев. - М.: Новости. - 2013. - 334 с.
2. Арбатская Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е.А. Арбатская // Известия ИГЭА. - 2012. - №1. - С. 118-121.
3. Бердникова Л.Ф. Финансовый анализ: понятие и основные методы / Л.Ф. Бердникова, С.П. Альдебенева // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 330-338.
4. Беспалов М.В., Абдукаримов И.Т. Финансово -экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): Учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. - (Высшее образование: Бакалавриат). 2015. - 538 с.
5. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - М.: Бизнес Букс, 2014. - 536 с.
6. Еремин В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н. Еремин. - М.: КноРУс, 2014. - 648 с.
7. Ермолов М.О. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности М., 2011. - 189 с.
8. Иванова Е. А. Оценка конкурентоспособности предприятия. - Ростов н /Д: Феникс, 2012. - 296 с.
9. Казачевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие / издание 2-е доп. и перераб. Ростов-на-Дону, «Феникс». - 2013. - 379 с.
10. Киреева Н.В. Экономический и финансовый анализ Учебное пособие / Н.В. Киреева. - Высшее образование Бакалавриат. 2014. - 428 с.
11. Конина Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире / Н.Ю. Конина. - Москва: Проспект, 2012. - 361 с.
12. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие / А.К. Александров и др. - Минск - Москва: Новое знание: ИНФРА-М, 2013. - 284 с.
13. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского / Ф. Котлер. - СПб.: Издательство «Питер», 2012. - 896 с.
14. Квасникова В.В., Жучкевич О.Н. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум. Инфра-М. - Новое знание. - 2013. - 192 с.
15. Косолапова М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М.: Дашков и К, 2012. - 248 с.
16. Лазаренко А.А. Методы оценки конкурентоспособности // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 374-377.
17. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: Юрайт. - 2013. - 448 с.
18. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности / М.В. Лоскутова // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 9. - С. 101-106.
19. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
20. Максимов И. Оценка конкурентоспособности предприятия / И. Максимов // Маркетинг. - 2011. - № 3. - С. 33-39.
21. Малхасян А.Е. Конкурентоспособность как внутренний фактор формирования конкурентной политики фирмы / А.Е. Малхасян, Л.В. Федосеева // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 8. - С.713-717.
22. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
23. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2011. - 653 с.
24. Печенкин А.В. Оценка конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А. А. Печенкин. - М.: МГЭИ, 2012. - 123с.
25. Савицкая Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. - М.: ДРОФА, 2014. - 421 с.
26. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И., Экономический анализ деятельности предприятия. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. - 238 с.
27. Соловьев Б.А. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. - М.: Инфра-М, 2014. - 432с.
28. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации - М.: Эксмо, 2011. - 452 с.
29. Финансовый анализ. Учебник и практикум, автор Н.А. Казакова. М.: ИНФРП-М, 2015. - 544 с.
30. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие. 2¬е изд. М.: Гном-Пресс, 2011. - 309 с.