ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы организации и управления маркетинговой
деятельностью 7
1.1 Сущность и роль маркетинга в деятельности предприятия 7
1.2 Основные функции маркетинга на современных предприятиях 16
1.3 Показатели эффективности управления маркетинговой
деятельностью на предприятия 21
2 Анализ и оценка организации и управления маркетинговой деятельности
ОАО «Башкиравтодор» 26
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Башкиравтодор» 26
2.2 Анализ и оценка организации и управления маркетинговой
деятельностью в ОАО «Башкиравтодор» 37
2.3 Проблемы в управлении маркетинговой деятельностью в ОАО
«Башкиравтодор» 54
3 Рекомендации по повышению эффективности управления маркетинговой
деятельностью ОАО «Башкиравтодор» 60
3.1 Основные направления по оптимизации маркетинговой деятельности
ОАО «Башкиравтодор» 60
3.2 Экономическое обоснование предложенных рекомендаций 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вопрос о том, нужен ли маркетинг в России, в настоящее время потерял свою остроту. Высокие темпы роста бизнеса и усиливающаяся конкуренция вынуждает все большее число компаний обратить пристальное внимание на эту управленческую функцию, включить в структуру предприятия соответствующую штатную единицу или даже целую службу маркетинга. Но при этом взгляды на задачи маркетинга и его роль в достижении общего результата до сих пор отличаются большим разнообразием.
Маркетинг - это новая предпринимательская философия, система взглядов на современное общество и общественное производство, в основу которой положены социально-этические и моральные нормы делового общения, международные кодексы и правила добросовестной коммерческой деятельности, интересы потребителей и общества в целом
Маркетинговая деятельность должна обеспечить:
- надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;
- создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;
- необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.
Современный мир развивается в стремительном темпе, особенно в области науки, техники и технологии, и в условиях нынешней конкуренции может выжить только такое предприятие, которое творчески применяет концепцию маркетинга в своей деятельности, постоянно ищет в рамках этой концепции новые способы адаптации к постоянно меняющимся условиям существования.
Маркетинг должен занять центральное место в структуре управления, так как ему принадлежит ведущая роль в организации полноценного рыночного хозяйства, полностью ориентированного на реальных и потенциальных потребителей товаров и услуг.
Маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто продвижение товаров и услуг на рынок. Заставить покупателя купить то, что может предложить компания задача сбыта. С помощью маркетинга заставляют предприятие делать то, что необходимо потребителю. Маркетинг двусторонний процесс, который основан на взаимосвязи производственных сил и потребителя.
Таким образом, маркетинг - это процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к потребителю и сбытом, чтобы достигнутое таким образом разнообразие благ приводило к удовлетворению потребностей, как отдельных личностей, так и организаций.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ОАО «Башкиравтодор».
Предметом исследования является эффективность повышения управления маркетинговой деятельностью.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности управления маркетинговой деятельностью.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы организации и управления маркетинговой деятельности.
2. Проанализировать управление маркетинговой деятельностью в ОАО «Башкиравтодор».
3. Предложить рекомендации по повышению эффективности управления маркетинговой деятельностью предприятия.
Методы исследования - изучение учебной литературы, опрос, анализ документации предприятия, синтез, сравнение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников.
Первый раздел освещает основные функции маркетинга, его сущность и роль в деятельности предприятия, а также показатели эффективности управления маркетинговой деятельности на предприятии.
Во втором разделе проводится анализ и оценка управления маркетинговой деятельностью на примере ОАО «Башкиравтодор».
В третьем разделе предлагаются рекомендации по повышению эффективности управления маркетинговой деятельностью ОАО «Башкиравтодор».
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались научные труды отечественных и зарубежных авторов таких, как Гиляровской Л.Т., Дихтль Е., Ковалькова Л.И., Котлера Ф., Ковалева В.В. и др.
Основной принцип маркетинга состоит в том, что предприятие, находящееся в рыночной экономике, может обеспечить себе долгосрочное существование и нормальные прибили только при условии эффективного удовлетворения интересов, потребностей и спроса своих клиентов и потребителей. Производство товаров может бать рациональным только при условии, если в него заложен принцип ориентации на покупателя.
Деятельность любого предприятия - многогранна. Она включает в себя технологические, снабженческие, экономические и прочие аспекты. Однако реализация произведенной продукции является центральным элементом деятельности предприятия. Знание принципов стратегии и практики маркетинга активно содействует решению целей и задач, поставленных предприятием на определенных рынках.
Маркетинговая деятельность является философией выживания и успеха каждого серьезного предприятия в свободной рыночной экономике.
В процессе работы над выпускной квалификационной работе были изучены теоретические основы организации маркетинговой деятельности, в том числе рассмотрены основные функции маркетинга, сущность и роль маркетинга в деятельности предприятия и организационное структурирования маркетинговой деятельности.
В результате характеристике хозяйственной и финансовой деятельности ОАО «Башкиравтодор» за период 2013 - 2015 гг. были выявлены следующие проблемы: низкая рентабельность; необходимость привлечения заемных средств; зависимость предприятия от внешних источников; снижение финансовой устойчивости, уменьшение оборачиваемости.
Таким образом, направления повышения эффективности могут быть следующие:
- необходимо повысить прибыль предприятия, для этого необходимо снизить затраты и повысить объем реализации;
- необходимо повысить уровень маркетинговых исследований, направленных на ускорение продвижения товара от производителя к потребителю (включая изучение рынка, совершенствования товара и форм его продвижения, формирование правильной ценовой политики);
- на предприятии недостаточно наиболее ликвидных активов для покрытия краткосрочных обязательств, необходимо снизить дебиторскую задолженность и совершенствовать систему расчетов;
- для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо совершенствовать систему управления, технологию и организацию производства.
Основные направления:
- совершенствование системы расчетов;
- совершенствование системы управления, в том числе по функциям;
- совершенствование организации оказания услуг;
Исходя из этих направлений предложения могут быть следующими:
- сократить периоды оборачиваемости дебиторской задолженности;
- совершенствование системы анализа, в том числе применением новых методов, проведение более глубокого анализа деятельности по всей цепочке во взаимосвязи с внешней средой.
- совершенствование системы учета, в том числе применение программ обеспечения и внедрение системы управленческого учета.
В выпускной квалификационной работе было проведено исследование организации маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Башкиравтодор», которое позволило сделать вывод, что главном недостатком организации является слабо развитая маркетинговая деятельность. Наиболее слабыми направлениями маркетинговой деятельности предприятия является планирование маркетинга. Предприятие не разрабатывает план маркетинга, не определяет стратегию маркетинга, не проводит маркетинговые исследования, недостаточно изучается рынок, не ведется работа по глубокому изучению конкурентов и нужд поставщиков. В результате комплекс маркетинга не совершенен, функции маркетинга осуществляются не в полном объеме.
Таким образом, для эффективности организации маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Башкиравтодор» было предложено ввести изменения в организационную структуру предприятия, ориентированную на маркетинговый отдел. Маркетинг в ОАО «Башкиравтодор» должен иметь структуру, четко отвечающую стратегическим целям бизнеса; функциям, позволяющие достигать эти цели; персонал с четко распределенными полномочиями и кругом ответственности; систему планирования, а значит и бюджетирования.
Маркетинг должен занять центральное место в структуре управления, так как ему принадлежит ведущая роль в организации полноценного рыночного хозяйства, полностью ориентированного на реальных и потенциальных потребителей товаров и услуг.
1. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208 - ФЗ (ред. от 05.02.2007).
2. Федеральный закон « О бухгалтерском учете» от 26 декабря 1996г. № 129 ФЗ ( с изменениями и дополнениями).
3. Армстронг Г. Введение в маркетинг : учеб. пособие / Г. Армстронг, Ф. Котлер. - М. : Вильямс, 2014. 640 с.
4. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы Учебно¬методическое пособие.- М.: Высш. шк., 2014. 380с.
5. Афанасьев М. Маркетинг: стратегия и практика фирмы Учебник. -М.: Финстатинформ,2015. 330 с.
6. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта . - М. : Финансы и статистика, 2012. 365 с.
7. Бурцев В.В. Сбытовая и маркетинговая деятельность: типовые должностные инструкции, внутрифирменные документы / В.В. Бурцев. - М. : Экзамен, 2010. 224 с.
8. Власова В.М. Управление предприятием / В.М. Власова - М. : Финансы и статистика, 2012. 375 с.
9. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МБА. Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко - М. : Эксмо, 2010. 480 с.
10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика : учебник / Е.П. Голубков- 3- е изд., перераб. и доп. - М. : Финпресс, 2012. 496 с.
11. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков, 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Финпресс, 2013. 547 с.
12. Горелик В.М. Секреты продвижения продукта / В.М. Горелик // Финансы. - 2015. - № 2. С. 22 - 25.
13. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ : Учебник для вузов - 2-е изд., доп. -М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2015. 615 с.
14. Голубков Е.П. Основы маркетинга : Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. 560 с.
15. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг : Учеб. пособие. - М.: Высш. шк.; ИНФРА - М, 2015. 255 с.
16. Долинская М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции . - М.: Изд. стандартов, 2014. 128с.
17. Давыдов А.А. Теория выборки / А.А. Давыдов // Социус. - 2012.- вып. 5. - С. 12.
18. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга : учеб. пособие / Д.Джоббер — М. : Вильямс, 2010. 426 с.
19. Дибб С. Практическое руководство по маркетинговому планированию : учеб. пособие / С.Дибб, Л. Симкин, Дж. Брэдли. - СПб. : Питер, 2012. 256с.
20. Донцова Л.В. Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности : Учебное пособие. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2014. 336 с.
21. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах : учеб. пособие П.С. Завьялов- М. : Инфра, 2010. 496с.
22. Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг . - М. : Международные отношения / П.С. Завьялов - 2013. 254 с.
23. Информационные технологии в маркетинге : учебник для вузов / Г. А. Титоренко, Г.Л. Макарова, Д.М. Даийтбегов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 335 с.
24. Игольников Г.Н. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства / Г.Н. Игольников // Российский экономический журнал. - 2010. - № 11. С. 108-111.
25. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента : учеб. пособие / Н.И. Кабушкин - М. : Новое знание, 2013. 336 с.
26. Кеворков В.В. Практикум по маркетингу : учеб. пособие / В.В. Кеворков, Д.В. Кеворков.- 2- е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2013. 416 с.
27. Киприану Т. Как удержать клиента / Т. Киприану // Хаирс профи. - № 88.- 2010. С. 34 - 36.
28. Киселев В.М. Маркетинг в торговле: методические указания по использованию активно-обучающей технологии case-study в практических занятиях для студ. спец. 061500 «Маркетинг» всех форм обучения .- Кемерово: КемИ (филиал) РГТЭУ, 2013. 80 с.
29. Киселев В.М. Управление ассортиментом товаров : учеб. пособие /В.М. Киселев, Е.И. Мазанько. - М. : Российские университеты,2012. 206 с.
30. Киселев В.М. Новые функции дефиниции «распределение» в современной парадигме маркетинга / В.М. Киселев // Пищевая промышленность.- 2013.- №7. С. 48-49.
31. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия . - М.: Центр экономики и маркетинга, 2015. 670 с.
32. Ковальков Л.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ .- М.: Центр экономики и маркетинга , 2015. 176 с.
33. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности . - М.: Финансы и статистика, 2014. 432с.
34. Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Павлова Л.П. и др. Финансы предприятий. Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2015. 413с.
35. Котлер Ф. Основы маркетинга : Пер.с англ. - М.: «Бизнес - книга», «ИМА - Кросс. Плюс», 2015. 702 с.
36. Краснова М. Управление продажами. Новые подходы в маркетинге / М. Краснова // Маркетинг. - 2014. - № 8 С. 5-6.
37. Кондрашов В. М. Менеджмент продаж : учеб. пособие для ВУЗов / В. М. Кондрашов. - М.: Вуз. Учеб., 2015. 278 с.
38. Любаро В., Перция В. Как наращивать объемы продаж, используя имеющие ресурсы / В. Любаро, В. Перция // Удвоение продаж. - 2014. - № 5(231) С. 55-57.
39. Макарова А. Менеджмент знаний / Можно ли управлять продажами / А. Макарова // Менеджмент. - 2015. - № 2 (85) С. 11-15.
40. Мамыкин А. Построение систем продаж / А. Мамыкин // Маркетинг и менеджмент. - 2015. - № 7 С. 15-16.
41. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / под ред. проф.: В.А. Алексунина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: издательско-торговая Корпорация Дашков и К, 2015. 716 с.
42. Маркетинг : учебник для вузов / Н. Д. Эриашвили. - М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2014. 631с.
43. Маркетинг : учебник / под ред. Э.А. Уткина.- М. : ТАНДЭМ, 2014. 320 с.
44. Маркетинг : учебник для вузов / под ред. Т.Д. Мсалова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. - СПб. : Питер, 2012. 400 с.
45. Мартынова О.К. Контроль качества на предприятии / О.К. Мартынова // Стандарты и качество. - 2010. - № 5. С. 35 - 43.
46. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 2013. 468 с.
47. Менеджмент: учебник для вузов / М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. 343 с.
48. Моисеева Н.К, Конышева, М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: учебное пособие / под ред. Н.К. Моисеева. - М.: Финансы и статистика, 2015. 304 с.
49. Минько Э. В. Основы коммерции : учеб. Пособие для студентов вузов. / Э. В. Минько. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2015. 512 с.
50. Ноздрева Р.Б., Крылова, Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг : учебное пособие. / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова. - М.: ТК Велби, изда-во Проспект, 2014. 232 с.
51. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность : Учебник / Ф. Г. Панкратов. - 10-е изд., перераб и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. 504 с.
52. Попов С.Г. Основы маркетинга : учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / С.Г. Попов - М.: Ось-89, 2015. 272 с.
53. Полукаров В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие. / В.Л. Полукаров. - М.: КноРус. 2015. 240 с.
54. Радмило М.Л. Управление продажами / Радмило М. Лукич. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 256 с.
55. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2015. 536 с.
56. Соколова Е. Активные личные продажи: от личной эффективности к корпоративному успеху. Прямые продажи / Е. Соколова // Управление персоналом. - 2015. - № 5(231) - С. 38-39.
57. Сысоева С. В. Тренинг продажи и обслуживания покупателей в розничном магазине. / С. В. Сысоева. - 2-е изд., Доп. - Спб.: Питер: Питер Пресс, 2015. 256 с.
58. Скриптунова Е. Управление компанией / Е. Скриптунова // Маркетинг и менеджмент. - 2014. - № 7 С. 9-14.
59. Титова Н.Е. Маркетинг : учеб. пособие / Н.Е. Титова, Ю.П. Кожаев. - М. : Владос, 2014. 352с.
60. Тулынин В.Е. Маркетинг :учеб. пособие / В.Е. Тулынин - М. : ИНФРА, 2009. 568с.
61. Уилер С. Властелины каналов / С. Уилер, Э. Хирш. - М. :
Издательский Дом Гребенникова, 2012. 256 с.
62. Управление продажами / Розанн, Л. Спиро, Грегори, А. Рич. М.: издательский дом Гребенникова, 2015. 704 с.
63. Федосеев В.В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге : учеб. пособие.- 4-е изд. перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2010. 159 с.
64. Федько В.П., Федько, И.П. Основы маркетинга . Издание 3-е. Серия «Высшее образование» / В.П. Федько, И.П. Федько. - Ростов-н/Д: Феникс, 2014. 480 с.
65. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / В.Е. Хруцкий,И.В. - М. : Финансы и статистика, 2015. 528с.
66. Черемисинов В. Системный подход к организации и управлению продажами в компаниях / В. Черемисов // Управление сбытом. - 2015. С. 615.
67. Чернатори С. Брендинг. Как создать мощный бренд : учебник для студентов вузов / С. Чернатори, М. Лесли. - М. : Юнити-дана, 2014. 559 с.
68. Чикишева А.Н. Система управления продажами и сегментарная отчетность / А.Н. Чикишева // Стратегическое управление. - 2015. - № 3(168) - С. 50-53.
69. Шеремет А.Д., Сайфулин, Р.С. Финансы предприятий : учебное пособие / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: ИНФРА-М, 2014. 296 с.
70. Экономика предприятия торговли и сферы услуг / под ред. В.В. Басконова. - М. : ИНФРА - М, 2013. 416 с.
71. Эткинсон Д. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры : учеб. пособие / под ред. проф. Ю. А. Цыпкина / Д. Эткинсон, Й. Уилсон. - М. : ЮНИТИ-ДАНА.- 2012. 471 с.