Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ и повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере МУП «Елабужский водоканал)

Работа №84068

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

анализ хозяйственной деятельности

Объем работы118
Год сдачи2016
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО
ХОЗЯЙСТВА 9
1.1. Проблемы функционирования предприятий жилищно-коммунального
хозяйства в современных условиях 9
1.2. Особенности управления предприятиями водопроводно¬канализационного хозяйства 18
1.3. Зарубежный опыт управления предприятиями водопроводно¬канализационного хозяйства 23
ГЛАВА II АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
МУП «ЕЛАБУЖСКИЙ ВОДОКАНАЛ» 26
2.1. Общие сведения о предприятии 26
2.2. Технико- экономические показатели МУП «Елабужский водоканал» .... 52
2.3. Анализ системы формирования тарифа на водоснабжение 64
ГЛАВА III ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ И
РЕКОНСТРУКЦИИ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО
ХОЗЯЙСТВА МУП «ЕЛАБУЖСКИЙ ВОДОКАНАЛ» 83
3.1. Перспектива развития территории города елабуги и водопроводно-канализационного хозяйства 83
3.2. Планируемые мероприятия по реконструкции, модернизации и
строительству объектов и сетей водоснабжения и водоотведения по МУП»Елабужский Водоканал» 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
Список использованной литературы

Актуальность темы дипломного проекта обусловлена тем, что в настоящее время реформа жилищно-коммунального хозяйствам и состояние водопроводно-канализационного хозяйства в целом определяют необходимость изучения проблемы повышения эффективности управления водопроводно-канализационным хозяйством муниципальных образований. Такие изменения, как привлечение в отрасль частного бизнеса, переход на самофинансирование предприятий водопроводно-канализационного
хозяйства, расширение процессов приватизации приводят к трансформации отрасли, но, пока, не улучшили тяжелое финансовое и техническое состояние водоканалов.
Преобразования в коммунальном хозяйстве такие как внедрение возмещения населением 100% затрат на предоставление жилищно - коммунальных услуг, изменение формы собственности с муниципальной на частную зачастую не приводят к улучшению финансового и технического состояния муниципальных водоканалов.
Одновременно с этим предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, являясь естественными локальными монополиями и обеспечивая своей продукцией и услугами практически всех субъектов обслуживаемого региона, оказывают значительное влияние на его экономику. В совокупности с другими предприятиями жилищно-коммунального хозяйства они определяют перспективы развития региона, а в случае неэффективного функционирования приводят к деградации региона, снижению уровня жизни населения.
Сокращение бюджетных источников финансирования, а также невозможность поддерживать водопроводно-канализационное хозяйство в работоспособном состоянии исключительно за счет повышения тарифов, вызывают необходимость разработки новых подходов к финансированию отрасли. При этом на государственном уровне отсутствуют четко сформулированные и законодательно оформленные механизмы привлечения внебюджетного финансирования, при применении которых соблюдался бы баланс между потребностью отрасли в инвестиционных ресурсах и нагрузкой на потребителей, которые, в конечном счете, оплачивают все проводимые мероприятия.
То обстоятельство, что в мировой практике сфера водопроводно-канализационного хозяйства крупных городов является одной из самых привлекательных с точки зрения надежности и доходности капиталовложений, только подтверждает правильность выбранной темы дипломного проекта. Совершенствование управления предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства, мобилизация его
экономического потенциала должны стать одним из инструментов, который позволит преодолеть сложившуюся кризисную ситуацию.
Проблемы муниципального менеджмента, повышения эффективности управления коммунальными предприятиями и привлечения частного бизнеса в отрасль отражены в трудах таких авторов, как: С.Г. Иванова, Д.А. Котова, А.С. Фролова, А.В. Фомина, С.В. Чумакова, В.С. Чекалина, В.З. Черняка, Э.С. Шалухиной.
Цель дипломного проекта заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию управления предприятиями отрасли жилищно-коммунального хозяйства на примере предприятия водопроводно-канализационного хозяйства МУП «Елабужский Водоканал».
Указанная цель определила необходимость решения следующих задач:
-раскрыть специфику управления, исследовать текущее состояние и выявить основные тенденции развития водопроводно-канализационного хозяйства как элемента отрасли жилищно-коммунального хозяйства в России;
-выявить основные проблемы функционирования муниципальных водоканалов в России;
-проанализировать зарубежную практику управления водопроводно-канализационным хозяйством;
-провести анализ деятельности МУП «Елабужский Водоканал» г. Елабуга;
-предложить проект рекомендаций по совершенствованию управления предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства на примере МУП «Елабужский Водоканал» г. Елабуга.
Объект исследования - предприятие водопроводно-канализационного хозяйства МУП «Елабужский Водоканал» г. Елабуга.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в рамках предоставления услуг водоснабжения и водоотведения их потребителям.
Методологическую и теоретическую основу дипломного проекта составили труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики, антикризисного управления, управления коммунальным хозяйством города. Информационную базу дипломного проекта составили статистические источники ФСС, данные, приводимые в научной литературе, результаты расчетов, выполненных самостоятельно.
Практическая значимость дипломного проекта обусловлена важностью предложенных рекомендаций по совершенствованию управления водопроводно-канализационным хозяйством в рамках повышения инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства г. Елабуга.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проведенного анализа состояния отрасли водопроводно-канализационного хозяйства были сформулированы следующие выводы: Несмотря на то, что отрасль играет важнейшую роль в создании качества жизни населения страны, обеспечивает занятость большого количества трудоспособного населения и использует значительную часть основных фондов страны, недостаточное внимание со стороны органов власти, пренебрежение интересами предприятий ее образующих, привело к кризисной ситуации в коммунальном хозяйстве в целом и водопроводно-канализационном хозяйстве в частности.
За время реформ не были решены проблемы, обуславливающие кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса: неэффективная система управления, неудовлетворительное финансовое положение жилищно-коммунальных предприятий, высокие затраты на производство услуг, отсутствие экономических стимулов и условий для снижения издержек, связанных с оказанием коммунальных услуг, отсутствие инвестиционной составляющей в тарифах на услуги жилищно-коммунальных предприятий. Следствиями этих нерешенных проблем явились: -высокая степень износа основных фондов отрасли;
-большие потери ресурсов;
-значительное количество убыточно работающих предприятий.
Одно из основных направлений, с которым связывается повышение эффективности отрасли ВКХ - привлечение частного бизнеса, в том числе путем приватизации муниципальных водоканалов. Однако как показал анализ до настоящего времени частные операторы, которые владеют,
Анализа практики управления МУП «Елабужский водоканал» позволил определить основные недостатки в его деятельности:
Предприятие не обладают достаточной степенью автономии в осуществлении своей хозяйственной деятельности. Как следствие затруднено оперативное принятие управленческих решений в интересах обеспечения финансовой устойчивости, производственного развития предприятия. Хозяйственная деятельность предприятия является непрозрачной, ее результаты недоступны общественности, за исключением ряда показателей. Оперативное управление предприятием слабо организовано, не применяются современные управленческие технологии, инструменты антикризисного управления, не используются в должной мере возможности аутсорсинга и бенчмаркинга. Недооценивается значение корпоративной культуры предприятия, как значительного ресурса повышения эффективности его работы. Также водоканал не имеет налаженных коммуникационных каналов связи с потребителями своих услуг.
При анализе технико - экономических показателей систем водоснабжения технической и питьевой водой МУП «Елабужский водоканал» выявлено, что в 2011 - 2014 г. суммарный подъем питьевой воды снизился с 10,1 до 8,7 млн.мЗ, подъем технической воды увеличился с 5,9 до 6,5 млн.мЗ.
Фактическая себестоимость (28,62 руб.) отпуска питьевой воды потребителям в 2015 г. превышает планируемую (25,11 руб.) на 12 %. Фактическая себестоимость (5,03 руб.) отпуска технической воды в 2015 г. превышает планируемую (4,03 руб.) на 20 %. Главной причиной
несоответствия фактической себестоимости планируемой являются отсутствие надлежащей системы технологического учета воды и большие
110
потери воды: потери питьевой воды в 2011 - 2014 г. составили 38 - 51 % от объема поднятой питьевой воды, потери технической воды составили 10,6 - 16,8 % от объема поднятой. В результате фактическая себестоимость
поднятия 1 м3 воды превышает планируемую себестоимость, и работа системы водоснабжения МУП «Елабужский водоканал» характеризуется отрицательными финансовыми результатами;
Величина планируемых потерь питьевой воды при ее передаче в 2015 г. (19,5%) принятая МУП «Елабужский водоканал» превышает допустимую величину потерь воды, утвержденную Постановлением Кабинета Министров РТ от 4 декабря 2013 г. № 954 (16,2%);
Проведена оценка прогноза потребления воды абонентами МУП «Елабужский водоканал». В период с 2015 по 2024 г. потребление питьевой воды возрастет с 6,2 до 7,9 млн м3 в год, технической воды - с 12,8 до 24,6 млн м3 в год.
Фактический отпуск питьевой и технической воды в 1-м полугодии 2015 г. в 3 раза меньше прогнозных величин. При планировании мероприятий по реконструкции и модернизации системы водоснабжения МУП «Елабужский водоканал» рекомендуется провести уточнение прогнозных величин водопотребления;
Проведен анализ технических показателей МУП «Елабужский водоканал» в 2015 г. и их сравнение с другими предприятиями, работающими в сфере водоснабжения по Республике Татарстан. По удельному расходу электроэнергии при отпуске воды в сеть (1,42 кВт*ч/м3) МУП «Елабужский водоканал» находится на 7-м месте, по величине износа систем коммунальной инфраструктуры на 8-м месте, по уровню загрузки производственных мощностей на 5-м месте;
Негативный характер изменения финансового состояния предприятия подтверждается растущей динамикой дебиторской и кредиторской задолженности. За последние четыре года наблюдается существенный рост кредиторской задолженности при практически неизменной дебиторской
Финансовая ситуация на предприятии, значительные потери на сетях, недостаточная работа МУП «Елабужский водоканал» по ремонту систем водоснабжения ведет к дальнейшему росту утечек. А это в свою очередь, сказывается на тарифе за воду, ведь потери закладываются в цену, по которой платят за потребляемую воду жители Елабуги.
С целью совершенствования управления предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства, в частности МУП «Елабужский водоканал», автором дипломного проекта предложены следующие мероприятия:
- реконструкция водозабора «Тураево»;
- реконструкция подкачивающей станции «Сарсаз»;
- реконструкция водоводов речной воды В7 201000мм;
- реконструкция станции очистки воды;
- строительство водоводов хозяйственно-питьевой воды в город;
- реконструкция районных очистных сооружений;
- реконструкция канализационных насосных станций с заменой оборудования;
- внедрение новых технологий обеззараживания воды и стоков;
- реконструкция и строительство водопроводных и канализационных сетей.
-развитие взаимоотношений с внешним окружением;
-повышение прозрачности работы МУП «Елабужский водоканал» для местных властей, потребителей, партнеров и кредиторов;
-повышение его хозяйственной самостоятельности.
Изменение практики взаимодействия водоканала и его внешнего окружения вызовет установление новых взаимоотношений между предприятием ВКХ и потребителями услуг. Автором дипломного проекта предложен ряд практических инструментов информирования, консультирования и участия потребителей в принятии решений, касающихся работы водоканала, использование которых обеспечит установления «короткого пути» взаимодействия водоканала с потребителями:
-информационные кампании и тематические встречи с потребителями, -публикация производственно-экономической информации о своей работе, -предоставление водоканалом информации по запросу потребителя,
-прогнозные опросы потребителей,
-публичные слушания,
-участие потребителей в консультативных органах при водоканале.
Также были предложены необходимые изменения в действующую организационную структуру МУП «Елабужский водоканал» - создание новых подразделений - консультативного совета и отдела по работе с потребителями. Целесообразно добавить прямые и обратные
функциональные связи между планово-экономическим отделом и подразделениями, подчиненными главному инженеру, что обеспечит прямые информационные связи между «генератором» и пользователем соответствующей информации.
Повышение эффективности оперативного управления МУП «Елабужский водоканал» должно реализовываться путем:
осуществления планирования, контроля и вознаграждения по системе сбалансированных показателей, ключевым показателям эффективности. Данные концепции призваны обеспечивать увязку стратегии предприятия, воплощенную в задачах и целевых показателях, с системой контроля и вознаграждения на предприятии;
построение современной системы управления персоналом предприятия, а именно: обеспечение приема на работу специалистов соответствующей квалификации и активное развитие компетенций существующего персонала, поощрение инициативы, привлечение сотрудников для решения общих задач; развитие ориентации на клиента в работе всех сотрудников предприятия;
использование инструментов бенчмаркинга - изучение опыта лучших отечественных и зарубежных предприятий отрасли.
Автором дипломного проекта предложен примерный перечень показателей, рекомендуемых для публикации на интернет-сайте МУП «Елабужский водоканал», который может служить как источником информации для потребителей, так и инструментом оценки эффективности деятельности предприятия: масштаб охвата жителей услугами центрального
114
водоснабжения, масштаб охвата жителей услугами водоснабжения через водоразборные колонки и краны, масштаб охвата жителей услугами канализирования, аварии на сетях ВКХ, коэффициент обслуживания долга, собираемость платежей, рентабельность, объемные финансовые потери, обеспеченность производственными мощностями, среднее время реакции на жалобы и запросы, коэффициент отключений, коэффициент загруженности мощностей, текучесть кадров, численность персонала на 1 мЗраспределенной воды, доля затрат на электроэнергию.
Практическая реализация предлагаемых автором дипломного проекта мероприятий по совершенствованию управления предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства позволит достичь
положительных изменений в социальном и экономическом аспектах.
Система коммунального водоснабжения должна быть реформирована, стать самоокупаемой и самофинансируемой, денежные потоки должны стать простыми, прозрачными для населения - покупателя услуг и инвесторов.
Для того чтобы оказывать качественные услуги населению, обеспечить поставку качественной воды, необходимо обновить основные средства (сети водопровода и канализации, станции очистки воды и очистки сточных вод и др.) а также технологии. Для этого нужны крупные инвестиции. А их может дать только крупный внешний инвестор.



1. Федеральный закон РФ от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
2. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
3. Федеральный закон РФ от 30 декабря 2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
4. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. №425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» СЗ РФ. 1997.
5. Типовой контракт с руководителем муниципального предприятия по оказанию услуг, утв. Приказом Госстроя РФ от 26.06.1998 №17-125
6. Баженов А. Водно-коммунальное будущее России Российское экспертное обозрение. http:www.шsrev.orgгeview В.Ф. Басаргин ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2011. - №2. С. 3-8.
7. Болдырева И.А. К вопросу о финансовой стабилизации сферы
жилищно - коммунальных услуг Проблемы современной экономики. - 2007. - №4. http:www.m-econoшy.гunews260004779modulesitem.php?
itemid=28
8. Готова Н. Коммунальное уплотнение Профиль. - 2008. - №9.
9. Ермишина А. Общественные эффекты приватизации водоканалов. http:www.psiru.org2006-ll - Russia-impact-AE.doc
10. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России - 2010 г. http:www.gks.ruarticles16.htm
11. Иванов С.Г., Шалухина Э.С. Социально-экономические аспекты водоснабжения и водоотведения Сантехника. - 2007. - №1.
12. Кирсанов А.Л. Стимулирование энергосбережения в жилищно-коммунальной сфере - важнейшее направление антикризисного управления в регионе Terra Economicus. - 2010. - №1-2. С. 145-150 http:eLibrary.ru
13. Котов Д.А. Перспективы развития коммунального хозяйства в России в условиях роста инвестиционной активности Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2008. - №3. С. 60-66.
14. Котов Д.А. Зарубежный опыт реформирования водного коммунального хозяйства ЭКО. -2008. - №11. С. 90-104.
15. Куприянов В. Состояние и перспективы развития отрасли Коммунальный комплекс России. - 2011. - №2. C. 6-9.
16. Леонтьев Г. Государству придется вернуться в ЖКХ Российская Федерация сегодня. - 2011. - №4. C. 25-26
17. Масри Гази Хапед. Недопотребление и водосбережение в жилищном фонде. http:www.abok.ru
18. Материалы к заседанию Правительства РФ 09 июня 2009 г.
http: www.government.rugovernmentactivity2009materili_k_zasedaniu
19. Материалы Минрегионразвития «Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса Российской федерации». http: www. minregion.ruakdi.htm
20. Пономарёва А. Сферу ЖКХ снова реформируют Известия. - 2011. - 18 марта. C. 8.
21. Россия в цифрах. Крат. стат. сб. Росстата. - М., 2010. - 510 с.
22. Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ги. http:www.glossary.ru
23. Статистический бюллетень. - 2009. - №9. http:www.gks.ru
24. Сухомесова И. Энергетика воды Жилищно-коммунальный комплекс Урала. - 2010. - №1 В. Талалыкин Коммунальный комплекс России. - 2010. - №9. C. 46-48.
25. Фомин А.В. Повышение эффективности предприятий водопроводно¬канализационного хозяйства. - Сыктывкар, 2010.
http:www.evraziyskiy.rudoklad_fomin_1.doc
26. Фролов А.С. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального комплекса Финансы. - 2011. - №2. С. 35-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ