Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление культурно-просветительской деятельностью в муниципальном образовании (на примере МАУК «Музей истории города Набережные Челны»)

Работа №84058

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления культурно-просветительской
деятельности в муниципальном образовании 9
1.1 Сущность управления культурно-просветительской деятельности.... 9
1.2 Особенности муниципальной культурно-просветительской
деятельности 14
1.3 Технологии культурно-просветительской деятельности в
муниципальном образовании 20
2 Совершенствование культурно-просветительской деятельности в
муниципальном образовании 28
2.1 Анализ культурно-просветительской деятельности в МАУК «Музей
истории города Набережные Челны» 28
2.2 Исследование проблем организации культурно-просветительской
деятельности в муниципальном образовании 44
2.3 Разработка комплексной программы по развитию культурно¬
просветительской деятельности в МАУК «Музей истории города Набережные Челны» на 2017-19 гг 51
2.4 Социально-экономическая эффективность от реализации
комплексной программы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы: в сфере просветительской культуры в полной мере отразились кризисные явления эпохи перехода от эпохи советского государства и общества к новому, все еще переходному периоду времени. Резкое сокращение финансирования, интенсивная потеря аудитории, снижение уровня жизни населения и, как следствие, утрата основополагающего принципа культурно-просветительской работы - общедоступности культурных благ - все это явилось отражением общей социально-экономической ситуации в стране.
Результат - значительная утрата нравственных и эстетических идеалов, культурных традиций, отечественного наследия. Недооценка проблем культурного просвещения привела, в сочетании с нерешенными социальными и экономическими проблемами, к росту преступности, обострению межнациональных конфликтов, падению в обществе духовности, нравственности. К сожалению, в деятельности культурно-просветительных учреждений во все большей степени проявляются противоречия между их социальными функциями и теми условиями, в которых они оказались в силу жесткой системы перехода на новые организационно-экономические условия. Жизнь выдвигает перед культурно-просветительными работниками все более сложные проблемы, которые невозможно решать прежними формами, средствами и методами.
Анализ деятельности учреждений культуры со всей очевидностью показал, что дефицит финансирования в условиях перехода к рыночной экономике, рост цен при значительном отставании заработной платы работников культуры от других отраслей может привести к сокращению просветительской деятельности учреждений культуры разных видов и уровней [16, с.42].
Культурная политика в России в настоящий момент находится в стадии реформирования, проводятся три реформы: административная, бюджетная и оплаты труда работников бюджетной сферы, в значительной степени
охватывающая сферу культуры и искусства. Проведение административной реформы предполагает, прежде всего, уточнение функций органов власти разных уровней и разграничение между ними расходных полномочий, в том числе и в сфере культуры и искусства [19, с.86].
Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции и роль государственных органов управления. На смену старой административно-командной приходит новая система управленческих отношений. Она ориентирована на создание условий для развития личности и регулирования культурных процессов и предполагает возможность согласования разнообразных интересов и личного права каждого человека искать и находить собственный путь духовного совершенствования.
Характерным недостатком действующих моделей управления явились противоречия между полномочиями органа власти и реальными источниками финансирования его деятельности. Причины такого противоречия:
а) объективные - слабая ресурсная база местного бюджета, отсутствие государственных норм материального и финансового обеспечения;
б) субъективные - несоответствие действий управляющих структур требованиям законодательства, отсутствие у менеджмента умения бороться за бюджет.
В условиях разграничения полномочий между органами местного самоуправления важнейшей задачей становится установление порядка управления ресурсами культуры с учетом специфики ее организационной структуры и создания услуг культуры, досуга и массового отдыха населения. Задача заключается в создании системы управления, способной провести правовые, финансовые и организационные преобразования муниципальных учреждений культуры.
Цель бакалаврской работы - оценка состояния культурно-просветительской деятельности и разработка предложений по ее совершенствованию в городе Набережные Челны.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
а) рассмотреть теоретические основы организации культурно- просветительской деятельности в муниципальном образовании;
б) проанализировать организацию культурно-просветительской деятельности МАУК «Музей истории города Набережные Челны»;
в) разработать комплексную программу по развитию культурно-просветительской деятельности в МАУК «Музей истории города Набережные Челны».
Предметом исследования является сфера культурно-просветительской деятельности муниципального образования.
Объектом исследования выступает организация культурно-просветительской деятельности в МАУК «Музей истории города Набережные Челны».
Методическая основа исследования. Основными методами исследования являлись системный метод, логический и функциональный анализ, метод сравнений, различные экономико-статистические методы, методы принятия решений, метод анкетирования.
Степень изученности и разработанности темы: теоретической и методологической основой исследования проблем культурно-просветительской деятельности являются научные труды таких авторов, как Барциц И.Н., Воронова Е.Н., Галуцкого Г.М., Гринченко Г.М., Дубровской Ю.В., Игнатьева Е.Л., Сазонниковой Е.В.и др. Отдавая должное заслугам ученых, внесших значительный научный вклад в разработку теории совершенствования культурно-просветительской деятельности в современных условиях, следует отметить наличие широкого спектра ещё нерешенных проблем.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные документы, регламентирующие культурно-просветительскую деятельность, аналитические материалы научных организаций, данные статистического и аналитического учета и отчетности, отчеты о проделанной работе МАУК «Музей истории города Набережные Челны», а также материалы, полученные в ходе исследовательской и практической деятельности автора по совершенствованию культурно-просветительской деятельности городских территориальных формирований.
В написании работы опирались на Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Закон РТ «О культуре» и др.
Практическая значимость: проект комплексной программы по
совершенствованию организации культурно-просветительской деятельности в муниципальном образовании направлен на обеспечение реализации прав населения на свободное пользование достижениями науки и культуры, расширение доступности культурно-просветительских мероприятий всем категориям населения, повышение уровня культуры и социальной активности жителей города Набережные Челны, способствующей их заинтересованному участию в культурной жизни города. Программа предполагает совершенствование материально-технической базы культурных учреждений, их полноценное финансирование, оптимальное использование финансовых ресурсов. Это приведет к повышению уровня организации культурно - просветительской деятельности в городе, а, следовательно, повысится культурный и образовательный уровень населения в целом.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы управления культурно-просветительской деятельности в муниципальном образовании и особенности и технологии муниципальной культурно-просветительской деятельности.
Во второй главе проводится анализ культурно-просветительской деятельности в МАУК «Музей истории города Набережные Челны», а также проводится исследование проблем развития культурно-просветительской деятельности на муниципальном уровне и предлагаются пути совершенствование управления по организации культурно-просветительской деятельности в муниципальном образовании г. Набережные Челны и дается экономическая эффективность от предложенных мероприятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С ведением в действие Федерального Закона № 131 «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государство передало полномочия муниципальным образованиям и возложило на них ответственность за формирование и реализацию муниципальной культурной политики и обеспечение жизнедеятельности муниципальных учреждений культуры. Это способствует началу активного совершенствования управления культурными процессами на муниципальном уровне.
Изучение теоретических основ и анализа современного состояния организации культурно-просветительской деятельности в муниципальном образовании на примере МАУК «Музей истории города Набережные Челны» привели автора к следующим выводам:
а) сущностью культурно-просветительской деятельности является обеспечение возможности освоения населением культурных ценностей, реализация населения права на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также на свободный доступ к социальной информации, затрагивающей или могущей затронуть их экономические, политические и иные интересы.
Основными законодательными актами закреплено право человека на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство гарантирует населению предоставление бюджетных услуг культуры, независимо от места проживания.
б) действующую систему управления МАУК «Музей истории города Набережные Челны» нельзя назвать достаточно эффективной, так как несмотря на то, что учреждение стало автономным, возможность осуществления его функций напрямую зависит от воли учредителя.
в) МАУК «Музей истории города Набережные Челны» осуществляет связи с общественностью путем налаживания взаимоотношений со СМИ. Это способствует созданию и поддержанию позитивного имиджа музея, как учреждения, которое заботится о расширении своей аудитории, укреплении своей репутации, и стремится к установлению постоянных контактов с партнерами. В целях подбора кадров ведется постоянная работа с Центром занятости, с местными печатными органами, с телеканалами.
г) МАУК «Музей истории города Набережные Челны» является методическим центром для городских и региональных музеев. С помощью сотрудников Музея истории города созданы ведомственные музеи УВД, ОАО «Камгэсэнергострой», ФСБ, школьный музей лицея им.Г.Акыша, музей ДИАСиЭ. Музеем совместно с Отделом образования города создано методическое объединение руководителей школьных музеев. МАУК «Музей истории города» проводит обучение для актива и руководителей школьных музеев, участвует в проведении смотров, организует городские конкурсы, посвященные истории родного края.
д) наблюдается динамика роста посещаемости музея. Этому способствует разнообразная и часто сменяемая программа выставок, вызывающая интерес у различных категорий населения. Интересные и оригинальные выставки музея притягивают внимание СМИ, способствуя, тем самым, более широкому освещению деятельности музея, и, как следствие, увеличению посещаемости. Насыщенная выставочная деятельность музея способствует расширению взрослой аудитории, привлечению новых, нетрадиционных для музея посетителей.
ж) одним из приоритетных направлений работы управления культуры и Музея истории города является сохранение и возрождение культурного наследия города Набережные Челны, а также недопущение утраты памятников, представляющих социально-культурную, историческую, архитектурную и градостроительную ценность. Музеем и управлением культуры ведется работа по оформлению охранных обязательств с пользователями памятников и контролируется выполнение этих обязательств. В настоящее время подписаны охранные документы с 12 пользователями памятников муниципального значения, в том числе совместно со службой судебных приставов. Определен
з) в результате проведенного анализа выявлены следующие проблемы в организации культурно-просветительской деятельности в МАУК «Музей истории города Набережные Челны»:
- недостаточно высокое информационное обеспечение деятельности музея;
- необеспеченность новыми технологиями;
- невысокий профессиональный уровень персонала музея;
- нехватка специалистов;
- низкий уровень заработной платы;
- недостаточное финансирование;
- текучесть кадров, отсутствие мотивации работников;
- проблема привлечения для работы в музее молодых специалистов;
- недостаточная востребованность музейных услуг в городе;
- невысокое качество предоставления музейных услуг.
Для решения ранее обозначенных проблем в организации культурно - просветительской деятельности МАУК «Музей истории города Набережные Челны», автором предложен проект комплексной программы по развитию культурно-просветительской деятельности в МАУК «Музей истории города Набережные Челны» на 2017-2019 гг.
При разработке Программы учтены объективные ресурсные
ограничения. Внедрение в практическую деятельность МАУК «Музей истории города Набережные Челны» разработанного проекта даст возможность, на взгляд автора, совершенствовать организацию культурно-просветительской деятельности города Набережные Челны.
В программе выделены следующие направления:
- информационно-пропагандистское обеспечение деятельности
музея;
- социальная защита работников музея;
- совершенствование кадровой политики в учреждении;
- развитие информатизации музейной деятельности;
- совершенствование форм культурно-досуговой деятельности;
- сохранение и расширение музейной аудитории;
- поиск возможностей получения музеем прибыли.
На финансирование комплексной Программы по совершенствованию системы управления культуры на муниципальном уровне на 2017-2019 гг. предусматривается потратить 6,5 млн. рублей.
В работе была проанализирована и изучена культурно-просветительская деятельность МАУК «Музей истории города Набережные Челны». Разработана программа по совершенствованию организации культурно-просветительской деятельности в МАУК «Музей истории города Набережные Челны», таким образом можно сделать вывод о том, что цель исследования была достигнута. Реализация программы предполагает:
- сохранение и расширение музейной аудитории;
- удовлетворенность населения культурно-просветительской
деятельностью музея;
- увеличение посещаемости музея;
- увеличение числа работников МАУК «Музей истории города Набережные Челны»;
- повышение профессионального уровня работников учреждения;
- подготовка высокопрофессиональных кадров отрасли;
- формирование позитивной оценки и создание положительного имиджа музея;
- увеличение финансовых ресурсов МАУК «Музей истории города Набережные Челны»;
- совершенствование системы оплаты труда работников музея с учетом качества их деятельности;
- обеспечение доступности культурных ценностей, участия в культурной жизни, пользования учреждениями культуры.
В ходе реализации предложенного проекта предполагается: повышение эффективности работы Управления культуры, уровня организации культурно¬просветительской деятельности в городе, а, следовательно, повысится культурный и образовательный уровень населения в целом.
Решение актуальных задач развития культурно-просветительской деятельности требует комплексного подхода, современной организации всей работы, четкого перспективного планирования. Реализация данной программы позволит преодолеть существующие трудности в деятельности учреждений сферы культуры, обеспечить целенаправленную работу по сохранению культурного наследия и развитию культурного потенциала города. Программа предусматривает объединение интеллектуальных, творческих,
организационных и финансовых возможностей.



1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №31.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 15.02.2016 г.
3. О библиотечном деле: федеральный закон РФ от 29.12.1994 г. № 78- ФЗ в ред. ФЗ РФ от 08.06.2015 г. № 183-ФЗ
4. Об образовании: федеральный закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 в ред. ФЗ РФ № 273 -ФЗ от 30.12.2015 г.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: федеральный закон РФ от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 22.10.2014 г.
6. О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития РФ: федеральный закон РФ от 20.07.95 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 30. - Ст. 2871.
7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: федеральный закон РФ от 09.10.1992 г. № 3612-1 в ред. ФЗ РФ от 28.11.2015 г.
8. О культуре: Закон РТ от 03.07.1998 г. № 1705 в ред. ЗРТ от 05.12.2015 г.
9. О местном самоуправлении в Республике Татарстан: закон РТ от 28.07.2004 г. № 45-ЗРТ в ред. от 09.01.2008 г. № 1-ЗРТ, с изм. с 09.12.2015 г.
10. Положение об Управлении культуры Исполнительного комитета г. Набережные Челны Республики Татарстан: постановление Руководителя Исполнительного комитета г. Набережные Челны от 21.02.2006 г. № 49.
11. Об утверждении Положения об управлении реализацией федеральной целевой программы «Культура России»: Приказ Минкультуры РФ от 02.02.2010 № 46 // Российская газета. - 2010. - № 121.
Монографии, учебники и учебные пособия
12. Барциц И.Н., Бакушев В.В. Актуальные вопросы развития муниципальных образований. - М.: РАГС, 2012. - 228 с.
13. Воронова Е.Н. Экономика культуры: учебное пособие / Е.Н. Воронова. - М.: Инфра-М, 2013. - 388с.
14. Галуцкий Г.М. Экономика культуры / Г.М. Галуцкий. - М.: Инфра- М, 2013. - 286с.
15. Гринченко К.А. Источники муниципального права Российской Федерации / под ред. С.Е. Чаннова. - М.: ДМК Пресс, 2015. - 208 с.
16. Иванов Г.П. Экономика культуры / Г.П. Иванов, М.А. Шустров. -
М.: ФиС, 2011. - 442с.
17. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: учеб пособие / Е.Л. Игнатьева.
- М.: Гиттис, 2012. - 312с.
18. Переверзев М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебное пособие / М.П. Переверзев, Т.В. Косцов. - М.: Проспект, 2006. - 378 с.
19. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры.
- М.: НИИ культуры, 2011. - 212с.
20. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика:
учебное пособие / Л.М. Шляхтина. - М.: Высшая школа, 2009. - 398 с.
Статьи периодических изданий, интернет-ресурсы
21. Дубровская Ю.В. Культурный потенциал муниципального образования как важнейший фактор его развития // Культура: управление, экономика, право. - 2015. - №4. - С. 8 - 11.
22. Сазонникова Е.В. О конституционном закреплении принципов культурного развития // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - №11. - С. 42 - 46.
23. Экономика общественного сектора: учебник / под ред. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. - М.: Инфра-М, 2012 - 764 с.
24. Устав МАУК «Музей истории города Набережные Челны» от 12.10.2010 г. № 44.
25. Муниципальное задание МАУК «Музей истории города Набережные Челны» на 2015 г. и плановый период 2016 г.
26. Отчет о деятельности МАУК «Музей истории города Набережные Челны» за 2013 год.
27. Отчет о деятельности МАУК «Музей истории города Набережные Челны» за 2014 год.
28. Отчет о деятельности МАУК «Музей истории города Набережные Челны» за 2015 год.
Источники электронных ресурсов:
29. Концепция развития музейного менеджмента и маркетинга -
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.future. museum.ru/lmp/proj ects/samara/site/concept/3 5. htm.
30. Культурно-образовательная деятельность музеев - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. museum.ru/rme/mb cult.asp.
31. Методические рекомендации по исполнению муниципальными образованиями РТ полномочий в сфере культуры - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mincult.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 36813.pdf
32. Музей истории города Набережные Челны - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.museum.ru/m130.
33. Новые технологии в музейном деле - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. museum.ru/rme/mb newtec.asp.
34. Организация музейного менеджмента и маркетинга в региональном
музее - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
74
http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/81/1850/.
35. Программа развития культуры в городе Набережные Челны на 2011-2013 гг. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //nabchelny.ru/nabchelny/skachat/Kultura/pro gramma.pdf.
36. Программа развития культуры в городе Набережные Челны на 2015-2020 гг. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //nabchelny.ru/nabchelny/skachat/Kultura/pro gramma.pdf.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ