Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ В МЕСТНЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ

Работа №84043

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы186
Год сдачи2016
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕДИЙНЫЙ ОБРАЗ ГОРОДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ 7
1.1. Понятие образа как медийного феномена 7
1.2. Образ города как результат деятельности средств массовой
информации 13
1.3. Методы и способы конструирования медиаобраза 23
ГЛАВА 2. ГОРОД НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ КАК ПРЕДМЕТ 36
ОТОБРАЖЕНИЯ В СМИ 36
2.1. Набережные Челны в объективном и субъективном ракурсе 36
2.2. Образ города в публикациях «Челнинских известий», СйЛпу-Ы/.ги и
«Челны ЛТД» 49
2.3. Перспективы формирования позитивного образа города Набережные
Челны 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
Библиографический список использованных источников и литературы 90
Приложение


В настоящее время формирование образа любого субъекта и объекта во
многом зависит от средств массовой коммуникации, которые обладают возможностями представить информацию как в позитивном, так и негативном
свете. Образ города – один из важнейших смысловых результатов деятельности местных печатных изданий, телеканалов и радиостанций. От того, насколько узнаваемым будет «лицо» города, насколько положительным и запоминающимся будет его образ, зависит развитие и обеспечение привлекательности в глазах самых разных представителей аудитории. В связи с этим
актуальным представляется изучить сущность медийного образа и установить основные методы при его конструировании.
Для Набережных Челнов как города, недавно получившего статус территории опережающего развития, формирование целостного образа приобретает важное значение. По результатам опроса (результаты представлены в
тексте работы), проведѐнного среди населения, выяснилось, что большая
часть горожан (71%) оценивают город с негативной точки зрения. А анкетирование одиннадцатиклассников показало, что большинство выпускников
(68,4%) не планируют после обучения оставаться в Челнах, а это является
существенной проблемой для любого города с точки зрения урбанистики.
Таким образом, мы пришли к мнению, что жители Набережных Челнов не
имеют чѐткого представления о своѐм городе. Именно поэтому крайне актуальным становится изучить специфику формирования образа города в местных средствах массовой информации.
Объектом исследования является образ как медийный феномен.
Предметом исследования являются структурные элементы медиаобраза города Набережные Челны.
Цель выпускной квалификационной работы – выявление характеристик образа и субобразов города Набережные Челны в материалах местных
интернет-СМИ.4
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) выявить теоретико-методологические особенности медиаобраза;
2) представить структуру медиаобраза города и определить показатели, по которым его можно выявить в СМИ;
3) выделить методы и приѐмы конструирования медиаобраза, а также
основные методы воздействия на массовое сознание;
4) провести анализ города Набережные Челны;
5) исследовать закономерности формирования образа города в местных электронных медиа;
6) определить основные перспективы совершенствования медиаобраза
города.
Эмпирическую базу исследования составили материалы трѐх местных
электронных средств массовой информации («Челнинские известия», Chelnybiz.ru, «Челны ЛТД»). В общей сложности было проанализировано 3096 материалов («Челнинские известия» – 1342, Chelny-biz.ru – 987, «Челны ЛТД» –
767) за август, ноябрь 2015 года и январь, апрель 2016 года. В процессе работы была изучена стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2030 года. Также в эмпирическую базу вошли результаты социологического исследования, проведенного в апреле и мае 2016 года, методами которого стали анкетирование (459
человек), опрос (3399 человек) и интервью (8 человек).
Теоретико-методологической базой исследования являются работы
по изучению образа Е.Н. Богдан, И.В. Рогозиной, Т.Н. Галинской и Л.В. Хочунской. Формируя основные средства создания медиаобраза, мы опирались
на разработки ученых в области политической социализации О.В. Корженевой, имиджеологии Р.Б. Квеско, Д. Эйкера и К. Роже. Благодаря работам
классикам отечественной психологии журналистики – А.Е. Левченко и Е.Е.
Прониной – определились основные психологические аспекты при формировании образа.5
Особую роль в исследовании сыграли публикации в области урбанистики К. Линча и В.Л. Глазычева. Публикации исследователей И.С. Семененко, В. Вахштайна помогли осознать возможности СМИ в процессе конструирования медийной среды. Теоретические разработки Г.Г. Почепцова, Т.Н.
Галинской, Т.А. Морозовой способствовали определению понятия образа
города и его законов функционирования.
Для решения теоретических задач мы использовали такие методы, как
описание, сравнение, анализ, контент-анализ, анкетирование и опрос. В исследовании была использована авторская анкета «Образ города» среди одиннадцатиклассников города Набережные Челны, позволяющая получить характеристику образа Набережных Челнов, определить эмоции и чувства,
наиболее ярко проявляющиеся у реципиентов при восприятии города. Также
в процессе исследования были выявлены наиболее необходимые преобразования городской среды и положительные качества города, на которых необходимо сделать акцент в публикациях местных средств массовой информации. Также мы провели опрос «Наш город – какой он?» среди населения,
опубликованный в социальной сети «В Контакте».
Положения, выносимые на защиту:
1) Понятие «медиаобраз города» недостаточно изучено с научной точки зрения. Исследователями не рассматривается методика формирования образа города в средствах массовой информации и основные инструменты конструирования. В ситуации кризиса идентичности, в которой оказался город
Набережные Челны, изучение образа города приобретает острую актуальность.
2) Местные городские СМИ формируют несоответствующий приоритетным имиджевым направлениям стратегии города «Набережные Челны –
2030» образ города, среди приоритетных которые являются инновационный,
а также научно-образовательный потенциал города.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Медиаобраз города – это сложное многогранное понятие, нуждающееся в обстоятельном изучении. В исследовании проведен всесторонний анализ
процессов конструирования медиаобраза города Набережные Челны и определена роль медиа в создании и продвижении образа современного города.
Рассматриваемое понятие «образ города» включает в себя различные субъекты формирования, среди которых: власть, городские активисты, пользователи социальных сетей, туристы, а также средства массовой информации, на
которых мы и заострили своѐ внимание в исследовании.
В результате исследовании мы пришли к выводу, что образ включает в
себя два концепта: образ как совокупность положительных и отрицательных
характеристик, выраженных определениями и существительными; образ как
система субобразов, представляющих собой различные сферы жизни города.
Так, мы выделили следующие субобразы города: политический, урбанистический, экономический, событийный, криминально-девиантный, природноэкологический, инновационный, культурный, исторический, научнообразовательный. Исследование журналистских материалов показало, что
самыми распространенными являются событийный, криминальнодевиантный и урбанистический субобразы. Самое малое количество материалов посвящено историческому субобразу. На основе этого можно сказать,
что собирательный образ города обладает следующими характеристиками:
межнациональный, безопасный, разноцветный, продуваемый ветрами, бескультурный. Примечательно то, что некоторые позитивные и негативные характеристики города являются противоречащими друг другу и взаимоисключающими: белый и серый, благоустроенный и обшарпанный, город-лидер и
город-аутсайдер, уникальный и не исторический, чистый и зона экологического бедствия. Из этого следует, что в сознании самих журналистов нет
сложившегося образа города, и они не имеют четкого представления о том,
какие его грани можно раскрыть аудитории.87
Что касается жителей города, являющихся аудиторией этих СМИ, то в
их представлении Челны обладают в большей степени негативными характеристиками, нежели позитивными. Подтверждением этого служит опрос челнинцев в социальных сетях и анкетирование выпускников школ, проведенные в рамках нашего исследования. В результате было выяснено, что у
большинства горожан (71%) сформировано негативное представление о Челнах. Неутешительным является тот факт, что по итогам анкетирования 68,4%
выпускников собираются покинуть город после окончания школы, а показателем успешности территории (по мнению урбанистов) является небольшой
процент отъезжающих одиннадцатиклассников.
Исходя из результатов исследования, мы выявили ряд основных проблем, связанных с формированием образа города Набережные Челны:
– местные городские СМИ формируют несоответствующий приоритетным имиджевым направлениям стратегии «Набережные Челны-2030» образ города;
– из-за большого количества криминальных новостей в местных изданиях формируется негативный медиаобраз города;
– местные интернет-СМИ создают неравномерный по структуре и содержанию образ города (подавляющее большинство материалов посвящено
криминальной тематике, проблемам благоустройства и городским событиям,
а культурная, историческая сфера не получают должного освещения);
– отсутствие в журналистских материалах визуальных форм воплощения образа города (фотографии, картины, рисунки, инфографика, схемы,
планы, интерактивные карты, тайм-линии).
Мы осознаѐм, что возможными причинами этих проблем являются небольшой штат сотрудников местных СМИ, а также сформировавшаяся информационная культура аудитории, приученная к восприятию текстам гедонистического характера. Тем не менее, средства массовой информации обладают достаточным потенциалом для формирования культуры потребления88
качественной информации, поскольку в их распоряжении находится богатый
арсенал методов воздействия на аудиторию и конструирования образа.
В связи с этим мы предлагаем ряд рекомендаций, направленных на решение выявленных проблем:
– увеличение количества публикаций о потенциале и перспективах
развития Набережных Челнов путѐм создания рубрики об успешных жителях
города, реализовавших свои идеи, и новых проектах, разрабатываемых в городе;
– создание баланса между основными рубриками изданий, дозированная передача криминальной информации;
– увеличение доли материалов об историческом прошлом города
(создание рубрики «День в истории Челнов», сотрудничество с музеями и историческими обществами города);
– расширение жанровой палитры материалов о городской среде
(предлагается ввести жанр рецензии на культурные события и произведения,
журналистского расследования, лонгрида, портретного очерка, городского
репортажа и игры);
– проведение собственных социологических, исторических и культурных исследований, которые могут послужить основой для написания уникальных материалов о городе;
– совершенствование визуального контента о городе (создание карты
достопримечательностей, единой карты будущего Набережных Челнов, создание путеводителя в рамках проекта «Покажу Челны»);
– организация редакцией собственных акций и мероприятий, посвященных перспективам развития, благоустройству, достопримечательностям и
историческим личностям города.
Но самый значительный вклад в формирование позитивного образа города может внести создание нового средства массовой информации «Тюбетейка», посвященное жизни Набережных Челнов. Концепция данного СМИ
была представлена в параграфе 2.3., но оно обладает такими качествами, как89
соответствие направлению новой городской журналистики, ориентированность на прогрессивную аудиторию, и должно стать свободной площадкой
для реализации творческих идей по развитию городского пространства.
Среди перспектив развития данной темы следует обозначить исследование факторов формирования образа города, среди которых можно выделить коммуникативные (медийные), административные, экономические, геополитические и другие. Отдельной темой для научной работы может стать
изучение формирования образа города в сознании журналистов и проецирование в информационную среду.


1. Челнинские известия [Электронный ресурс] // Татмедиа. - 2016, август - Наб. Челны. - Режим доступа: http://www.chelny-izvest.ru.
2. Челнинские известия [Электронный ресурс] // Татмедиа. - 2016, ноябрь - Наб. Челны. - Режим доступа: http://www.chelny-izvest.ru.
3. Челнинские известия [Электронный ресурс] // Татмедиа. - 2016, январь - Наб. Челны. - Режим доступа: http://www.chelny-izvest.ru.
4. Челнинские известия [Электронный ресурс] // Татмедиа. - 2016, апрель - Наб. Челны. - Режим доступа: http://www.chelny-izvest.ru.
5. Челны ЛТД [Электронный ресурс] // 2016, август - Наб. Челны. - Режим доступа: http://www.chelnyltd.ru.
6. Челны ЛТД [Электронный ресурс] // 2016, ноябрь - Наб. Челны. - Режим доступа: http://www.chelnyltd.ru.
7. Челны ЛТД [Электронный ресурс] // 2016, январь - Наб. Челны. - Режим доступа: http://www.chelnyltd.ru.
8. Челны ЛТД [Электронный ресурс] // 2016, апрель - Наб. Челны. - Режим доступа: http://www.chelnyltd.ru.
9. Chelny-biz.ru [Электронный ресурс] // учредитель ООО «Дело¬
вой». - 2016, август - Наб. Челны. - Режим доступа: http://chelny-biz.ru/.
10. Chelny-biz.ru [Электронный ресурс] // учредитель ООО «Дело¬
вой». - 2016, ноябрь - Наб. Челны. - Режим доступа: http://chelny-biz.ru/.
11. Chelny-biz.ru [Электронный ресурс] // учредитель ООО «Дело¬
вой». - 2016, январь - Наб. Челны. - Режим доступа: http://chelny-biz.ru/.
12. Chelny-biz.ru [Электронный ресурс] // учредитель ООО «Дело¬
вой». - 2016, апрель - Наб. Челны. - Режим доступа: http://chelny-biz.ru/.
13. Абдуллина А. Презентация дипломного проекта развития набе-режной зоны [Электронный ресурс] // Кафедра Инновационного Дизайна НГПУ, 2016. Режим доступа: https://vk.com/wall-91702487_218 (дата обраще¬ния: 14.04.16).
14. Альфия Когогина: «Выбивание долгов будто из криминальных 90-х должно уйти из истории» [Электронный ресурс] // Chelny-biz.ru, 2016. Режим доступа: http://chelny-biz.ru/news/147772/ / (дата обращения: 26.04.16).
15. Бизнесу предложили площади в детском центре в парке Победы [Электронный ресурс] // Chelny-biz.ru, 2016. Режим доступа: https://chelny- biz.ru/news/147477/ (дата обращения: 30.04.16).
16. В зрительном зале театра «Мастеровые» установили китайские
кондиционеры [Электронный ресурс] // Челны ЛТД, 2016. Режим доступа: http://www.chelnyltd.ru/novosti/v_zritelnom_zale_teatra masterovie ustanovili
_kitayskie_konditsioneri (дата обращения: 26.04.16).
17. В кризис в Челнах увеличивается число ИП [Электронный ре-сурс] // Chelny-biz.ru, 2015. Режим доступа: http://chelny-biz.ru/news/38276/ (дата обращения: 26.04.16).
18. В Набережных Челнах избрали 45 депутатов Городского Совета [Электронный ресурс] // Официальный сайт города Набережные Челны,
2015. Режим доступа: http://nabchelny.ru/news/17600 (дата обращения: 21.12.2015).
19. В Набережных Челнах появится подземный переход с золотистой крышей [Электронный ресурс] // Челнинские известия, 2015. Режим доступа: http://www.chelny-izvest.ru/facts/40905.html.html (дата обращения: 30.04.16).
20. Воронов А. Студенты Челнов не хотят уезжать: что нужно моло¬дым специалистам? [Электронный ресурс] // Kazanfirst,2016 - Режим досту¬па: https://kazanfirst.ru/feed/14006 (дата обращения: 19.03.16).
21. В парке культуры Набережных Челнов повесился мужчина [Электронный ресурс] // Челнинские известия, 2015. Режим доступа: http://www.chelny-izvest.ru/city/40931.html (дата обращения: 30.04.16).
22. В садовом обществе «Прибрежный» полностью сгорел дачный
дом [Электронный ресурс] // Челны ЛТД, 2016. Режим доступа: http://www.chelnyltd.ru/novosti/v_sadovom_obshchestve pribrezhniy polnosty
u_sgorel_dachniy_dom / (дата обращения: 26.04.16).
23. Городская журналистика как предмет для дискуссии [Электрон-ный ресурс] // Президентский центр Б.Н. Ельцина, 2016. - Режим доступа: http://yeltsin.ru/event/gorodskaya-zhurnalistika-kak-predmet-dlya-diskussii/ (Дата обращения: 22.04.16).
24. Городской бюджет на 2016 год: дефицита не будет [Электронный ресурс] // Chelny-biz.ru, 2015. Режим доступа: http://chelny-biz.ru/news/38507/ (дата обращения: 26.04.16).
25. Дорогу по улице Ахметшина в Челнах в 2016 году отремонтиру¬ют [Электронный ресурс] // Челнинские известия, 2016. Режим доступа: http://m.chelny-izvest.ru/facts/42045.html (дата обращения: 26.04.16).
26. Едкий запах в Набережных Челнах появился во время разгрузки мазута на ТЭЦ [Электронный ресурс] // Челны ЛТД, 2016. Режим доступа: http: //www.chelnyltd.ru/novo sti/edkiy_zapah_v_naberezhnih_chelnah_poyavil sya _vo_vremya_razgruzki_mazuta_na_tets (дата обращения: 26.04.16).
27. Зайнуллина Ю. Как деревенский парень стал актером в челнин¬
ском театре [Электронный ресурс] // Челнинские известия, 2016. Режим дос¬тупа: http://www.chelny-izvest.ru/culture/43662.html (дата обращения:
26.04.16).
28. За обновленными парками в Набережных Челнах будут ухажи-вать [Электронный ресурс] // Челнинские известия, 2015. Режим доступа: http://www.chelny-izvest.ru/facts/41864.html (дата обращения: 22.04.16).
29. За сутки челнинские спасатели получили четыре сообщения о возможных взрывных устройствах [Электронный ресурс] // Chelny-biz.ru,
2016. Режим доступа: http://chelny-biz.ru/news/148608/ (дата обращения: 26.04.16).
30. Итоги года: застрелил, задавил, зарезал [Электронный ресурс] // Chelny-biz.ru, 2016. Режим доступа: http://chelny-biz.ru/society/94195/ дата об¬ращения: 26.04.16).
31. Камынина К. Брендинг. Практика: Десять городских идолов
[Электронный ресурс] // «DOWNTOWN», 2016. Режим доступа: http://downtown.ru/voronezh/city/3695 (дата обращения: 19.05.16).
32. Команда челнинцев стала сильнейшей в Татарстане по армрест-лингу [Электронный ресурс] // Челнинские известия, 2015. Режим доступа: http://www.chelny-izvest.ru/sport/40799.html (дата обращения: 30.04.16).
33. Корнева Е.А. «Улицы нашего родного города» [Электронный ре¬сурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-
okruzhayuschemu-miru-na-temu-ulici-moego-rodnogo-goroda-453946.html (дата обращения: 23.05.2016).
34. Кортнев М. Пуля В. 10 трендов новых медиа в 2016 году [Элек¬
тронный ресурс] // Аналитическая компания Mediatoolbox: инструменты эф¬фективности онлайн-медиа, 2016. - Режим доступа:
http://mediatoolbox.ru/trends2016/ (Дата обращения: 18.04.16).
35. Кто сливает нечистоты на дорогу [Электронный ресурс] // Челны
ЛТД, 2015. Режим доступа:
http://www.chelnyltd.ru/obshchestvo/kto_slivaet_nechistoti_na_dorogu_ (дата обращения: 22.04.16).
36. Мэр Набережных Челнов и депутаты горсовета обнародовали свои доходы за прошлый год [Электронный ресурс] / /Челнинские известия, 2016. Режим доступа: http://www.chelny-izvest.ru/facts/44082.html (дата обра¬щения: 26.04.16).
37. Мэр Челнов заявил, что публикации в местных СМИ часто ста-новятся сигналом к действию властей [Электронный ресурс] // Челнинские известия, 2016. Режим доступа: http://www.chelny-izvest.ru/facts/41936.html (дата обращения: 26.04.16).
38. Набережные Челны отмечают сегодня 85-летие [Электронный ресурс] // Челнинские известия, 2015. Режим доступа: http://www.chelny- izvest.ru/city/38833.html (дата обращения: 30.04.16).
39. Набережные Челны. Требуется перезагрузка [Электронный ре-сурс] // Челны ЛТД, 2016. Режим доступа:
http://www.chelnyltd.ru/obshchestvo/naberezhnie_chelni__trebuetsya_perezagruzk а (дата обращения: 21.04.2016).
40. «На дне»: в какой трущобе живут челнинцы [Электронный ре-сурс] // Челны ЛТД, 2015. Режим доступа:
http://www.chelnyltd.ru/obshchestvo/«na_dne»_v_kakoy_trushchobe_zhivut_che lnintsi#ad-image-0 (дата обращения: 25.04.16).
41. На новой челнинской дороге образовались сплошные ямы и рыт¬вины [Электронный ресурс] // Челнинские известия, 2015. Режим доступа: http://www.chelny-izvest.ru/city/39020.html (дата обращения: 30.04.16).
42. Нужны ли скамейки у поликлиник для больных и пенсионеров [Электронный ресурс] // Челны ЛТД, 2015. Режим доступа: http://www.chelnyltd.ru/obshchestvo/nuzhni_li_skameyki_u_poliklinik_dlya_bolni h_i_pensionerov_ (дата обращения: 22.04.16).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ