ОБРАЗ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ В МЕСТНЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕДИЙНЫЙ ОБРАЗ ГОРОДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ 7
1.1. Понятие образа как медийного феномена 7
1.2. Образ города как результат деятельности средств массовой
информации 13
1.3. Методы и способы конструирования медиаобраза 23
ГЛАВА 2. ГОРОД НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ КАК ПРЕДМЕТ 36
ОТОБРАЖЕНИЯ В СМИ 36
2.1. Набережные Челны в объективном и субъективном ракурсе 36
2.2. Образ города в публикациях «Челнинских известий», СйЛпу-Ы/.ги и
«Челны ЛТД» 49
2.3. Перспективы формирования позитивного образа города Набережные
Челны 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
Библиографический список использованных источников и литературы 90
Приложение
ГЛАВА 1. МЕДИЙНЫЙ ОБРАЗ ГОРОДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ 7
1.1. Понятие образа как медийного феномена 7
1.2. Образ города как результат деятельности средств массовой
информации 13
1.3. Методы и способы конструирования медиаобраза 23
ГЛАВА 2. ГОРОД НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ КАК ПРЕДМЕТ 36
ОТОБРАЖЕНИЯ В СМИ 36
2.1. Набережные Челны в объективном и субъективном ракурсе 36
2.2. Образ города в публикациях «Челнинских известий», СйЛпу-Ы/.ги и
«Челны ЛТД» 49
2.3. Перспективы формирования позитивного образа города Набережные
Челны 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
Библиографический список использованных источников и литературы 90
Приложение
В настоящее время формирование образа любого субъекта и объекта во
многом зависит от средств массовой коммуникации, которые обладают возможностями представить информацию как в позитивном, так и негативном
свете. Образ города – один из важнейших смысловых результатов деятельности местных печатных изданий, телеканалов и радиостанций. От того, насколько узнаваемым будет «лицо» города, насколько положительным и запоминающимся будет его образ, зависит развитие и обеспечение привлекательности в глазах самых разных представителей аудитории. В связи с этим
актуальным представляется изучить сущность медийного образа и установить основные методы при его конструировании.
Для Набережных Челнов как города, недавно получившего статус территории опережающего развития, формирование целостного образа приобретает важное значение. По результатам опроса (результаты представлены в
тексте работы), проведѐнного среди населения, выяснилось, что большая
часть горожан (71%) оценивают город с негативной точки зрения. А анкетирование одиннадцатиклассников показало, что большинство выпускников
(68,4%) не планируют после обучения оставаться в Челнах, а это является
существенной проблемой для любого города с точки зрения урбанистики.
Таким образом, мы пришли к мнению, что жители Набережных Челнов не
имеют чѐткого представления о своѐм городе. Именно поэтому крайне актуальным становится изучить специфику формирования образа города в местных средствах массовой информации.
Объектом исследования является образ как медийный феномен.
Предметом исследования являются структурные элементы медиаобраза города Набережные Челны.
Цель выпускной квалификационной работы – выявление характеристик образа и субобразов города Набережные Челны в материалах местных
интернет-СМИ.4
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) выявить теоретико-методологические особенности медиаобраза;
2) представить структуру медиаобраза города и определить показатели, по которым его можно выявить в СМИ;
3) выделить методы и приѐмы конструирования медиаобраза, а также
основные методы воздействия на массовое сознание;
4) провести анализ города Набережные Челны;
5) исследовать закономерности формирования образа города в местных электронных медиа;
6) определить основные перспективы совершенствования медиаобраза
города.
Эмпирическую базу исследования составили материалы трѐх местных
электронных средств массовой информации («Челнинские известия», Chelnybiz.ru, «Челны ЛТД»). В общей сложности было проанализировано 3096 материалов («Челнинские известия» – 1342, Chelny-biz.ru – 987, «Челны ЛТД» –
767) за август, ноябрь 2015 года и январь, апрель 2016 года. В процессе работы была изучена стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2030 года. Также в эмпирическую базу вошли результаты социологического исследования, проведенного в апреле и мае 2016 года, методами которого стали анкетирование (459
человек), опрос (3399 человек) и интервью (8 человек).
Теоретико-методологической базой исследования являются работы
по изучению образа Е.Н. Богдан, И.В. Рогозиной, Т.Н. Галинской и Л.В. Хочунской. Формируя основные средства создания медиаобраза, мы опирались
на разработки ученых в области политической социализации О.В. Корженевой, имиджеологии Р.Б. Квеско, Д. Эйкера и К. Роже. Благодаря работам
классикам отечественной психологии журналистики – А.Е. Левченко и Е.Е.
Прониной – определились основные психологические аспекты при формировании образа.5
Особую роль в исследовании сыграли публикации в области урбанистики К. Линча и В.Л. Глазычева. Публикации исследователей И.С. Семененко, В. Вахштайна помогли осознать возможности СМИ в процессе конструирования медийной среды. Теоретические разработки Г.Г. Почепцова, Т.Н.
Галинской, Т.А. Морозовой способствовали определению понятия образа
города и его законов функционирования.
Для решения теоретических задач мы использовали такие методы, как
описание, сравнение, анализ, контент-анализ, анкетирование и опрос. В исследовании была использована авторская анкета «Образ города» среди одиннадцатиклассников города Набережные Челны, позволяющая получить характеристику образа Набережных Челнов, определить эмоции и чувства,
наиболее ярко проявляющиеся у реципиентов при восприятии города. Также
в процессе исследования были выявлены наиболее необходимые преобразования городской среды и положительные качества города, на которых необходимо сделать акцент в публикациях местных средств массовой информации. Также мы провели опрос «Наш город – какой он?» среди населения,
опубликованный в социальной сети «В Контакте».
Положения, выносимые на защиту:
1) Понятие «медиаобраз города» недостаточно изучено с научной точки зрения. Исследователями не рассматривается методика формирования образа города в средствах массовой информации и основные инструменты конструирования. В ситуации кризиса идентичности, в которой оказался город
Набережные Челны, изучение образа города приобретает острую актуальность.
2) Местные городские СМИ формируют несоответствующий приоритетным имиджевым направлениям стратегии города «Набережные Челны –
2030» образ города, среди приоритетных которые являются инновационный,
а также научно-образовательный потенциал города.
многом зависит от средств массовой коммуникации, которые обладают возможностями представить информацию как в позитивном, так и негативном
свете. Образ города – один из важнейших смысловых результатов деятельности местных печатных изданий, телеканалов и радиостанций. От того, насколько узнаваемым будет «лицо» города, насколько положительным и запоминающимся будет его образ, зависит развитие и обеспечение привлекательности в глазах самых разных представителей аудитории. В связи с этим
актуальным представляется изучить сущность медийного образа и установить основные методы при его конструировании.
Для Набережных Челнов как города, недавно получившего статус территории опережающего развития, формирование целостного образа приобретает важное значение. По результатам опроса (результаты представлены в
тексте работы), проведѐнного среди населения, выяснилось, что большая
часть горожан (71%) оценивают город с негативной точки зрения. А анкетирование одиннадцатиклассников показало, что большинство выпускников
(68,4%) не планируют после обучения оставаться в Челнах, а это является
существенной проблемой для любого города с точки зрения урбанистики.
Таким образом, мы пришли к мнению, что жители Набережных Челнов не
имеют чѐткого представления о своѐм городе. Именно поэтому крайне актуальным становится изучить специфику формирования образа города в местных средствах массовой информации.
Объектом исследования является образ как медийный феномен.
Предметом исследования являются структурные элементы медиаобраза города Набережные Челны.
Цель выпускной квалификационной работы – выявление характеристик образа и субобразов города Набережные Челны в материалах местных
интернет-СМИ.4
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) выявить теоретико-методологические особенности медиаобраза;
2) представить структуру медиаобраза города и определить показатели, по которым его можно выявить в СМИ;
3) выделить методы и приѐмы конструирования медиаобраза, а также
основные методы воздействия на массовое сознание;
4) провести анализ города Набережные Челны;
5) исследовать закономерности формирования образа города в местных электронных медиа;
6) определить основные перспективы совершенствования медиаобраза
города.
Эмпирическую базу исследования составили материалы трѐх местных
электронных средств массовой информации («Челнинские известия», Chelnybiz.ru, «Челны ЛТД»). В общей сложности было проанализировано 3096 материалов («Челнинские известия» – 1342, Chelny-biz.ru – 987, «Челны ЛТД» –
767) за август, ноябрь 2015 года и январь, апрель 2016 года. В процессе работы была изучена стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2030 года. Также в эмпирическую базу вошли результаты социологического исследования, проведенного в апреле и мае 2016 года, методами которого стали анкетирование (459
человек), опрос (3399 человек) и интервью (8 человек).
Теоретико-методологической базой исследования являются работы
по изучению образа Е.Н. Богдан, И.В. Рогозиной, Т.Н. Галинской и Л.В. Хочунской. Формируя основные средства создания медиаобраза, мы опирались
на разработки ученых в области политической социализации О.В. Корженевой, имиджеологии Р.Б. Квеско, Д. Эйкера и К. Роже. Благодаря работам
классикам отечественной психологии журналистики – А.Е. Левченко и Е.Е.
Прониной – определились основные психологические аспекты при формировании образа.5
Особую роль в исследовании сыграли публикации в области урбанистики К. Линча и В.Л. Глазычева. Публикации исследователей И.С. Семененко, В. Вахштайна помогли осознать возможности СМИ в процессе конструирования медийной среды. Теоретические разработки Г.Г. Почепцова, Т.Н.
Галинской, Т.А. Морозовой способствовали определению понятия образа
города и его законов функционирования.
Для решения теоретических задач мы использовали такие методы, как
описание, сравнение, анализ, контент-анализ, анкетирование и опрос. В исследовании была использована авторская анкета «Образ города» среди одиннадцатиклассников города Набережные Челны, позволяющая получить характеристику образа Набережных Челнов, определить эмоции и чувства,
наиболее ярко проявляющиеся у реципиентов при восприятии города. Также
в процессе исследования были выявлены наиболее необходимые преобразования городской среды и положительные качества города, на которых необходимо сделать акцент в публикациях местных средств массовой информации. Также мы провели опрос «Наш город – какой он?» среди населения,
опубликованный в социальной сети «В Контакте».
Положения, выносимые на защиту:
1) Понятие «медиаобраз города» недостаточно изучено с научной точки зрения. Исследователями не рассматривается методика формирования образа города в средствах массовой информации и основные инструменты конструирования. В ситуации кризиса идентичности, в которой оказался город
Набережные Челны, изучение образа города приобретает острую актуальность.
2) Местные городские СМИ формируют несоответствующий приоритетным имиджевым направлениям стратегии города «Набережные Челны –
2030» образ города, среди приоритетных которые являются инновационный,
а также научно-образовательный потенциал города.
Медиаобраз города – это сложное многогранное понятие, нуждающееся в обстоятельном изучении. В исследовании проведен всесторонний анализ
процессов конструирования медиаобраза города Набережные Челны и определена роль медиа в создании и продвижении образа современного города.
Рассматриваемое понятие «образ города» включает в себя различные субъекты формирования, среди которых: власть, городские активисты, пользователи социальных сетей, туристы, а также средства массовой информации, на
которых мы и заострили своѐ внимание в исследовании.
В результате исследовании мы пришли к выводу, что образ включает в
себя два концепта: образ как совокупность положительных и отрицательных
характеристик, выраженных определениями и существительными; образ как
система субобразов, представляющих собой различные сферы жизни города.
Так, мы выделили следующие субобразы города: политический, урбанистический, экономический, событийный, криминально-девиантный, природноэкологический, инновационный, культурный, исторический, научнообразовательный. Исследование журналистских материалов показало, что
самыми распространенными являются событийный, криминальнодевиантный и урбанистический субобразы. Самое малое количество материалов посвящено историческому субобразу. На основе этого можно сказать,
что собирательный образ города обладает следующими характеристиками:
межнациональный, безопасный, разноцветный, продуваемый ветрами, бескультурный. Примечательно то, что некоторые позитивные и негативные характеристики города являются противоречащими друг другу и взаимоисключающими: белый и серый, благоустроенный и обшарпанный, город-лидер и
город-аутсайдер, уникальный и не исторический, чистый и зона экологического бедствия. Из этого следует, что в сознании самих журналистов нет
сложившегося образа города, и они не имеют четкого представления о том,
какие его грани можно раскрыть аудитории.87
Что касается жителей города, являющихся аудиторией этих СМИ, то в
их представлении Челны обладают в большей степени негативными характеристиками, нежели позитивными. Подтверждением этого служит опрос челнинцев в социальных сетях и анкетирование выпускников школ, проведенные в рамках нашего исследования. В результате было выяснено, что у
большинства горожан (71%) сформировано негативное представление о Челнах. Неутешительным является тот факт, что по итогам анкетирования 68,4%
выпускников собираются покинуть город после окончания школы, а показателем успешности территории (по мнению урбанистов) является небольшой
процент отъезжающих одиннадцатиклассников.
Исходя из результатов исследования, мы выявили ряд основных проблем, связанных с формированием образа города Набережные Челны:
– местные городские СМИ формируют несоответствующий приоритетным имиджевым направлениям стратегии «Набережные Челны-2030» образ города;
– из-за большого количества криминальных новостей в местных изданиях формируется негативный медиаобраз города;
– местные интернет-СМИ создают неравномерный по структуре и содержанию образ города (подавляющее большинство материалов посвящено
криминальной тематике, проблемам благоустройства и городским событиям,
а культурная, историческая сфера не получают должного освещения);
– отсутствие в журналистских материалах визуальных форм воплощения образа города (фотографии, картины, рисунки, инфографика, схемы,
планы, интерактивные карты, тайм-линии).
Мы осознаѐм, что возможными причинами этих проблем являются небольшой штат сотрудников местных СМИ, а также сформировавшаяся информационная культура аудитории, приученная к восприятию текстам гедонистического характера. Тем не менее, средства массовой информации обладают достаточным потенциалом для формирования культуры потребления88
качественной информации, поскольку в их распоряжении находится богатый
арсенал методов воздействия на аудиторию и конструирования образа.
В связи с этим мы предлагаем ряд рекомендаций, направленных на решение выявленных проблем:
– увеличение количества публикаций о потенциале и перспективах
развития Набережных Челнов путѐм создания рубрики об успешных жителях
города, реализовавших свои идеи, и новых проектах, разрабатываемых в городе;
– создание баланса между основными рубриками изданий, дозированная передача криминальной информации;
– увеличение доли материалов об историческом прошлом города
(создание рубрики «День в истории Челнов», сотрудничество с музеями и историческими обществами города);
– расширение жанровой палитры материалов о городской среде
(предлагается ввести жанр рецензии на культурные события и произведения,
журналистского расследования, лонгрида, портретного очерка, городского
репортажа и игры);
– проведение собственных социологических, исторических и культурных исследований, которые могут послужить основой для написания уникальных материалов о городе;
– совершенствование визуального контента о городе (создание карты
достопримечательностей, единой карты будущего Набережных Челнов, создание путеводителя в рамках проекта «Покажу Челны»);
– организация редакцией собственных акций и мероприятий, посвященных перспективам развития, благоустройству, достопримечательностям и
историческим личностям города.
Но самый значительный вклад в формирование позитивного образа города может внести создание нового средства массовой информации «Тюбетейка», посвященное жизни Набережных Челнов. Концепция данного СМИ
была представлена в параграфе 2.3., но оно обладает такими качествами, как89
соответствие направлению новой городской журналистики, ориентированность на прогрессивную аудиторию, и должно стать свободной площадкой
для реализации творческих идей по развитию городского пространства.
Среди перспектив развития данной темы следует обозначить исследование факторов формирования образа города, среди которых можно выделить коммуникативные (медийные), административные, экономические, геополитические и другие. Отдельной темой для научной работы может стать
изучение формирования образа города в сознании журналистов и проецирование в информационную среду.
процессов конструирования медиаобраза города Набережные Челны и определена роль медиа в создании и продвижении образа современного города.
Рассматриваемое понятие «образ города» включает в себя различные субъекты формирования, среди которых: власть, городские активисты, пользователи социальных сетей, туристы, а также средства массовой информации, на
которых мы и заострили своѐ внимание в исследовании.
В результате исследовании мы пришли к выводу, что образ включает в
себя два концепта: образ как совокупность положительных и отрицательных
характеристик, выраженных определениями и существительными; образ как
система субобразов, представляющих собой различные сферы жизни города.
Так, мы выделили следующие субобразы города: политический, урбанистический, экономический, событийный, криминально-девиантный, природноэкологический, инновационный, культурный, исторический, научнообразовательный. Исследование журналистских материалов показало, что
самыми распространенными являются событийный, криминальнодевиантный и урбанистический субобразы. Самое малое количество материалов посвящено историческому субобразу. На основе этого можно сказать,
что собирательный образ города обладает следующими характеристиками:
межнациональный, безопасный, разноцветный, продуваемый ветрами, бескультурный. Примечательно то, что некоторые позитивные и негативные характеристики города являются противоречащими друг другу и взаимоисключающими: белый и серый, благоустроенный и обшарпанный, город-лидер и
город-аутсайдер, уникальный и не исторический, чистый и зона экологического бедствия. Из этого следует, что в сознании самих журналистов нет
сложившегося образа города, и они не имеют четкого представления о том,
какие его грани можно раскрыть аудитории.87
Что касается жителей города, являющихся аудиторией этих СМИ, то в
их представлении Челны обладают в большей степени негативными характеристиками, нежели позитивными. Подтверждением этого служит опрос челнинцев в социальных сетях и анкетирование выпускников школ, проведенные в рамках нашего исследования. В результате было выяснено, что у
большинства горожан (71%) сформировано негативное представление о Челнах. Неутешительным является тот факт, что по итогам анкетирования 68,4%
выпускников собираются покинуть город после окончания школы, а показателем успешности территории (по мнению урбанистов) является небольшой
процент отъезжающих одиннадцатиклассников.
Исходя из результатов исследования, мы выявили ряд основных проблем, связанных с формированием образа города Набережные Челны:
– местные городские СМИ формируют несоответствующий приоритетным имиджевым направлениям стратегии «Набережные Челны-2030» образ города;
– из-за большого количества криминальных новостей в местных изданиях формируется негативный медиаобраз города;
– местные интернет-СМИ создают неравномерный по структуре и содержанию образ города (подавляющее большинство материалов посвящено
криминальной тематике, проблемам благоустройства и городским событиям,
а культурная, историческая сфера не получают должного освещения);
– отсутствие в журналистских материалах визуальных форм воплощения образа города (фотографии, картины, рисунки, инфографика, схемы,
планы, интерактивные карты, тайм-линии).
Мы осознаѐм, что возможными причинами этих проблем являются небольшой штат сотрудников местных СМИ, а также сформировавшаяся информационная культура аудитории, приученная к восприятию текстам гедонистического характера. Тем не менее, средства массовой информации обладают достаточным потенциалом для формирования культуры потребления88
качественной информации, поскольку в их распоряжении находится богатый
арсенал методов воздействия на аудиторию и конструирования образа.
В связи с этим мы предлагаем ряд рекомендаций, направленных на решение выявленных проблем:
– увеличение количества публикаций о потенциале и перспективах
развития Набережных Челнов путѐм создания рубрики об успешных жителях
города, реализовавших свои идеи, и новых проектах, разрабатываемых в городе;
– создание баланса между основными рубриками изданий, дозированная передача криминальной информации;
– увеличение доли материалов об историческом прошлом города
(создание рубрики «День в истории Челнов», сотрудничество с музеями и историческими обществами города);
– расширение жанровой палитры материалов о городской среде
(предлагается ввести жанр рецензии на культурные события и произведения,
журналистского расследования, лонгрида, портретного очерка, городского
репортажа и игры);
– проведение собственных социологических, исторических и культурных исследований, которые могут послужить основой для написания уникальных материалов о городе;
– совершенствование визуального контента о городе (создание карты
достопримечательностей, единой карты будущего Набережных Челнов, создание путеводителя в рамках проекта «Покажу Челны»);
– организация редакцией собственных акций и мероприятий, посвященных перспективам развития, благоустройству, достопримечательностям и
историческим личностям города.
Но самый значительный вклад в формирование позитивного образа города может внести создание нового средства массовой информации «Тюбетейка», посвященное жизни Набережных Челнов. Концепция данного СМИ
была представлена в параграфе 2.3., но оно обладает такими качествами, как89
соответствие направлению новой городской журналистики, ориентированность на прогрессивную аудиторию, и должно стать свободной площадкой
для реализации творческих идей по развитию городского пространства.
Среди перспектив развития данной темы следует обозначить исследование факторов формирования образа города, среди которых можно выделить коммуникативные (медийные), административные, экономические, геополитические и другие. Отдельной темой для научной работы может стать
изучение формирования образа города в сознании журналистов и проецирование в информационную среду.



