ЖУРНАЛ «ИГРОМАНИЯ»: СПЕЦИФИКА ДИЗАЙНА И ВЕРСТКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИЗАЙН СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ 6
1.1. Дизайн как визуальная составляющая издания 6
1.2. Структурная организация полосы печатного издания 11
1.3. Дизайн журнала: принципы организации 20
ГЛАВА 2. ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОГО ИГРОВОГО ЖУРНАЛА (НА
ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «ИГРОМАНИЯ») 30
2.1. Журнал «Игромания»: типологический анализ 30
2.2. Элементы дизайна в журнале «Игромания» 39
2.3. Связь вербальных и визуальных элементов журнала 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 55
Приложение
ГЛАВА 1. ДИЗАЙН СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ 6
1.1. Дизайн как визуальная составляющая издания 6
1.2. Структурная организация полосы печатного издания 11
1.3. Дизайн журнала: принципы организации 20
ГЛАВА 2. ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОГО ИГРОВОГО ЖУРНАЛА (НА
ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «ИГРОМАНИЯ») 30
2.1. Журнал «Игромания»: типологический анализ 30
2.2. Элементы дизайна в журнале «Игромания» 39
2.3. Связь вербальных и визуальных элементов журнала 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 55
Приложение
Говоря о графическом дизайне, мы имеем в виду язык визуальной коммуникации, назначением которого является представление информации в определенном виде, готовом к потреблению: удобном, полезном, приятном. Соответственно важнейшее значение для дизайна имеют как уровень технических средств производства, непосредственно наборно-верстально¬печатных технологий, так и характер восприятия информации (физические, психологические, социальные и др. особенности). Обе эта сферы, определяющие развитие дизайна, серьезно изменились за последние 10-20 лет.
Сегодняшний уровень развития компьютерных технологий таков, что возможности дизайнера ограничиваются лишь его фантазией и вкусом. Верстая полосы, он может создавать любые композиции, смешивать различные слои, фигуры и цвета. Если говорить о печати, то современная техника гарантирует самое высокое качество воспроизведения текста и иллюстраций, а, например, при выпуске специальных номеров или для уникальных рекламных вставок можно, помимо глянцевой мелованной бумаги, использовать различные виды специальной дизайнерской бумаги. Цифровые технологии повлияли и на процесс восприятия реципиентом получаемой информации. Конвергенция СМИ, гипертекст, формирование так называемого «клипового мышления» - все это потребовало разработки новых подходов к моделированию формы периодических изданий. Пока еще не найден идеальный цифровой носитель-воспроизводитель, который объединит в себе все достоинства цифровой и аналоговой среды. Не найдена и лучшая форма подачи информации на таких устройствах (очевидно, что это должно быть не простое копирование печатного оттиска на экран и не простое слайд-шоу мультимедийного формата). А значит, печать еще будет какое-то время оставаться наиболее надежным, удобным, эстетичным, проверенным источником информации. Что же касается иллюстрированных журналов, то, несмотря на существующие электронные версии, бумажные варианты подобных изданий - в силу именно визуальной специфики - в настоящее время наиболее востребованы.
Объектом данного исследования являются российские глянцевые журналы, предметом - дизайн журнала «Игромания» как результат единой стилевой концепции.
Цель исследования - выявление особенностей дизайна «Игромания»; в связи с заявленной целью были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику дизайну как визуальной составляющей издания;
- определить принципы организации печатной полосы и дизайна печатных изданий в целом;
- проанализировать элементы дизайна в журнале «Игромания»;
- выявить связь вербальных и визуальных элементов в журнале.
Методологическая база работы - описание, наблюдение, анализ. Теоретическую базу исследования составили работы по истории журналистики Б. Есина, А. Западова, И. Кузнецова, Ю. Лучинского, Р. Овсепяна; работы по типологии А. Акопова, А. Кажикина, Е. Корнилова, М. Шкондина; работа по дизайну Н. Воронова, А. Лаврентьева, Л. Новиковой; труды по дизайну периодики В. Бакшина, С. Галкина, И. Табашникова и исследования С. Васильева, С. Головко, Г. Кнабе, В. Тулупова, в которых рассматривались аспекты восприятия печатной продукции. Эмпирической базой работы стал архив выпусков журнала «Игромания» в период с апреля 2015 года по апрель 2016 года, а также официальный сайт анализируемого издания.
Степень разработанности темы. В России оформлению периодики как объекту исследования стали уделять особое внимание в начале XX века. Одними из первых отечественных авторов книг по технике газетного дела были П. Керженцев и С. Срединский. Эта тема периодически возникала на страницах профессионального журнала «Журналист». С появлением нового интереса к дизайну в 1950-1960-х гг., идея применения профессиональных стандартов в процессе оформления периодики получила новое развитие. Процесс формообразования печатного издания стал рассматриваться с позиций художественного конструирования (В. Ляхов), возникла идея композиционно-графического моделирования газет и журналов (В. Бакшин, С. Галкин, Д. Георгиев, С. Гуревич, А. Киселев, И. Табашников). Углубленно изучаются аудиторный фактор, специфика восприятия газетно-журнальных полос (С. Васильев, В. Тулупов). Со второй половины 1990-х годов начинается освоение компьютерного опыта, его возможностей при выпуске печатных СМИ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при проектировании дизайна и редизайна печатных изданий. Материалы выпускной квалификационной работы могут использоваться в дисциплинах социально-гуманитарных направлений, связанных с журналистикой или дизайном, могут быть полезны при подготовке лекционных курсов по дизайну печатных изданий, а также в качестве учебных пособий для семинарских и практических занятий для студентов вузов и слушателей институтов повышения квалификации и переподготовки журналистов.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список использованных источников и литературы. В первой главе рассмотрен дизайн как визуальная составляющая печатного издания, выявлены принципы организации дизайна. Вторая глава носит практический характер и содержит типологический анализ журнала «Игромания», а также анализ элементов журнала. Ключевые итоги исследования приведены в заключении работы.
Сегодняшний уровень развития компьютерных технологий таков, что возможности дизайнера ограничиваются лишь его фантазией и вкусом. Верстая полосы, он может создавать любые композиции, смешивать различные слои, фигуры и цвета. Если говорить о печати, то современная техника гарантирует самое высокое качество воспроизведения текста и иллюстраций, а, например, при выпуске специальных номеров или для уникальных рекламных вставок можно, помимо глянцевой мелованной бумаги, использовать различные виды специальной дизайнерской бумаги. Цифровые технологии повлияли и на процесс восприятия реципиентом получаемой информации. Конвергенция СМИ, гипертекст, формирование так называемого «клипового мышления» - все это потребовало разработки новых подходов к моделированию формы периодических изданий. Пока еще не найден идеальный цифровой носитель-воспроизводитель, который объединит в себе все достоинства цифровой и аналоговой среды. Не найдена и лучшая форма подачи информации на таких устройствах (очевидно, что это должно быть не простое копирование печатного оттиска на экран и не простое слайд-шоу мультимедийного формата). А значит, печать еще будет какое-то время оставаться наиболее надежным, удобным, эстетичным, проверенным источником информации. Что же касается иллюстрированных журналов, то, несмотря на существующие электронные версии, бумажные варианты подобных изданий - в силу именно визуальной специфики - в настоящее время наиболее востребованы.
Объектом данного исследования являются российские глянцевые журналы, предметом - дизайн журнала «Игромания» как результат единой стилевой концепции.
Цель исследования - выявление особенностей дизайна «Игромания»; в связи с заявленной целью были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику дизайну как визуальной составляющей издания;
- определить принципы организации печатной полосы и дизайна печатных изданий в целом;
- проанализировать элементы дизайна в журнале «Игромания»;
- выявить связь вербальных и визуальных элементов в журнале.
Методологическая база работы - описание, наблюдение, анализ. Теоретическую базу исследования составили работы по истории журналистики Б. Есина, А. Западова, И. Кузнецова, Ю. Лучинского, Р. Овсепяна; работы по типологии А. Акопова, А. Кажикина, Е. Корнилова, М. Шкондина; работа по дизайну Н. Воронова, А. Лаврентьева, Л. Новиковой; труды по дизайну периодики В. Бакшина, С. Галкина, И. Табашникова и исследования С. Васильева, С. Головко, Г. Кнабе, В. Тулупова, в которых рассматривались аспекты восприятия печатной продукции. Эмпирической базой работы стал архив выпусков журнала «Игромания» в период с апреля 2015 года по апрель 2016 года, а также официальный сайт анализируемого издания.
Степень разработанности темы. В России оформлению периодики как объекту исследования стали уделять особое внимание в начале XX века. Одними из первых отечественных авторов книг по технике газетного дела были П. Керженцев и С. Срединский. Эта тема периодически возникала на страницах профессионального журнала «Журналист». С появлением нового интереса к дизайну в 1950-1960-х гг., идея применения профессиональных стандартов в процессе оформления периодики получила новое развитие. Процесс формообразования печатного издания стал рассматриваться с позиций художественного конструирования (В. Ляхов), возникла идея композиционно-графического моделирования газет и журналов (В. Бакшин, С. Галкин, Д. Георгиев, С. Гуревич, А. Киселев, И. Табашников). Углубленно изучаются аудиторный фактор, специфика восприятия газетно-журнальных полос (С. Васильев, В. Тулупов). Со второй половины 1990-х годов начинается освоение компьютерного опыта, его возможностей при выпуске печатных СМИ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при проектировании дизайна и редизайна печатных изданий. Материалы выпускной квалификационной работы могут использоваться в дисциплинах социально-гуманитарных направлений, связанных с журналистикой или дизайном, могут быть полезны при подготовке лекционных курсов по дизайну печатных изданий, а также в качестве учебных пособий для семинарских и практических занятий для студентов вузов и слушателей институтов повышения квалификации и переподготовки журналистов.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список использованных источников и литературы. В первой главе рассмотрен дизайн как визуальная составляющая печатного издания, выявлены принципы организации дизайна. Вторая глава носит практический характер и содержит типологический анализ журнала «Игромания», а также анализ элементов журнала. Ключевые итоги исследования приведены в заключении работы.
Дизайн представляет собой некий «язык», на котором выражается идея в послании получателю и с помощью которого получатель «расшифровывает сообщение», реализуя его смысл и функцию. В прессе этот «язык» эволюционировал с развитием технической базы (способов печати) и уровня ожиданий потребителя (подготовленности к восприятию той или иной формы сообщения). Сегодня дизайн журналов должен учитывать современные особенности восприятия, которые диктуют новые требования к структурированию информации. Современный журнальный дизайн - это результат коллективной деятельности. Издатель (главный редактор), формулируя стратегию (уровень всего проекта) и тактику (уровень отдельного номера), по сути, занимается дизайном. Пишущий журналист создает не просто текст с заголовком, а политекст, предполагающий деление на подзаголовки, дополнительные блоки, учитывающий характер и расположение иллюстраций, инфографики (автору также необходимо представлять, как все эти части будут взаимодействовать композиционно и логически).
После контента (собственно содержимого) дизайн является самым важным элементом успешного печатного издания. Дизайн неразрывно связан с коммуникацией и имеет достаточно широкий функциональный спектр, он играет большую роль в управлении публичными коммуникациями в силу своей способности кодировать сообщения для аудитории так, как это необходимо субъекту коммуникации. С точки зрения дизайна периодические издания - один из наиболее динамичных видов полиграфической продукции, уступающий разве что рекламе. Четкие границы между различными средствами массовой информации постепенно стираются. Газеты перенимают журнальные приемы верстки, а журналы, в свою очередь, заимствуют элементы дизайна газет, модернизируя их и применяя на своих страницах. Журнал отличается от газеты объемом, качеством и периодичностью. Как правило, журналы выходят один или два раза в месяц,
а их материалы более объемны и менее подвержены потере актуальности с течением времени. Это одна из главных причин того, что среди печатных средств массовой информации именно журналы являются пионерами во внедрении новых дизайнерских средств и приемов.
Верстка и дизайн издания зависит от его типа. Для журнала, посвященного компьютерным играм, будет вполне уместен яркий, динамичный, «комиксовый» стиль с большим количеством иллюстраций, в то время как для «глянцевого» журнала более характерным будет выделение рекламных и содержательных блоков, оформленных по-разному. Дизайн журнала «Игромания» полностью соответствует его типу. «Игромания» - ежемесячный российский компьютерно-игровой журнал, по
технологическим характеристикам относится к печатному типу СМИ. По экономическому и организационному критерию «Игроманию» можно охарактеризовать как капиталистическая собственность, издание общества с ограниченной ответственностью, существующее в основном за счет рекламного бюджета (за счет поступлений от рекламы) и коммерческие инвестиции (подписка и розничная продажа информационных продуктов). Является крупнейшим изданием в России среди журналов о компьютерных играх. Изначально «Игромания» создавалась как журнал руководств и прохождений по компьютерным играм и играм для PlayStation (PS), но со временем приоритет сместился в сторону других рубрик, а целевой платформой вместо первой PS стали персональные компьютеры (ПК). Позже журнал стал мультиплатформенным.
В целом анализ ключевых типологических параметров журнала «Игромания» - таких, как характер аудитории, предмет (отражаемая сфера действительности), целевое (функциональное) назначение, характер
изложения - позволяет характеризовать его как массовый иллюстрированный ежемесячник узкоспециализированный по тематике. Журнал рассчитан на
широкий круг читателей в возрасте от 14 до 30 лет и старше. Ядро целевой аудитории «Игромании» составляют 20-25-летние, в равной степени мужчины и женщины. На достижение заинтересованного участия читателей в предмете журнала «Игромания» направлен весь комплекс используемых редакцией средств, приемов и методов подачи информации - от выбора тем до их вербального и визуального воплощения. Профессионализм общередакционной, дизайнерской и литературной работы в журнале «Игромания», взвешенность позиций, широта охвата информации, а также интерактивность во взаимоотношениях с аудиторией дают основания для высокой оценки качества издания, в частности и особенности - его дизайна.
Таким образом, в журнале «Игромания» утверждается «просветленный стиль» - его отличает отказ от межколонных линеек и декоративных излишеств, что облегчает «вес» полосы, придает ей воздушность; верстка утрачивает подчеркнутую прямоугольность, основными информационными элементами становятся заголовки и иллюстрации. Сегодняшний этап развития визуализации в печатных СМИ (журнал «Игромания» не стал исключением) во многом обусловлен конкуренцией газет и журналов с телевидением и Интернетом. Иллюстрациям в издании уделяется чуть ли не главное внимание, поскольку восприятие информации фиксируется в основном на зрительных образах. Если раньше на первую полосу ставили одну картинку или фотографию, то теперь картинок много и каждая содержит ссылку. Нередко «Игромания» следует модным тенденциям - иллюстрации делового характера: графики, схемы, диаграммы. В целом, стиль, дизайн журнала «Игромания» является подвижным и позволяет свободно изменять различные параметры оформления журнала без ущерба для собственного имиджа.
После контента (собственно содержимого) дизайн является самым важным элементом успешного печатного издания. Дизайн неразрывно связан с коммуникацией и имеет достаточно широкий функциональный спектр, он играет большую роль в управлении публичными коммуникациями в силу своей способности кодировать сообщения для аудитории так, как это необходимо субъекту коммуникации. С точки зрения дизайна периодические издания - один из наиболее динамичных видов полиграфической продукции, уступающий разве что рекламе. Четкие границы между различными средствами массовой информации постепенно стираются. Газеты перенимают журнальные приемы верстки, а журналы, в свою очередь, заимствуют элементы дизайна газет, модернизируя их и применяя на своих страницах. Журнал отличается от газеты объемом, качеством и периодичностью. Как правило, журналы выходят один или два раза в месяц,
а их материалы более объемны и менее подвержены потере актуальности с течением времени. Это одна из главных причин того, что среди печатных средств массовой информации именно журналы являются пионерами во внедрении новых дизайнерских средств и приемов.
Верстка и дизайн издания зависит от его типа. Для журнала, посвященного компьютерным играм, будет вполне уместен яркий, динамичный, «комиксовый» стиль с большим количеством иллюстраций, в то время как для «глянцевого» журнала более характерным будет выделение рекламных и содержательных блоков, оформленных по-разному. Дизайн журнала «Игромания» полностью соответствует его типу. «Игромания» - ежемесячный российский компьютерно-игровой журнал, по
технологическим характеристикам относится к печатному типу СМИ. По экономическому и организационному критерию «Игроманию» можно охарактеризовать как капиталистическая собственность, издание общества с ограниченной ответственностью, существующее в основном за счет рекламного бюджета (за счет поступлений от рекламы) и коммерческие инвестиции (подписка и розничная продажа информационных продуктов). Является крупнейшим изданием в России среди журналов о компьютерных играх. Изначально «Игромания» создавалась как журнал руководств и прохождений по компьютерным играм и играм для PlayStation (PS), но со временем приоритет сместился в сторону других рубрик, а целевой платформой вместо первой PS стали персональные компьютеры (ПК). Позже журнал стал мультиплатформенным.
В целом анализ ключевых типологических параметров журнала «Игромания» - таких, как характер аудитории, предмет (отражаемая сфера действительности), целевое (функциональное) назначение, характер
изложения - позволяет характеризовать его как массовый иллюстрированный ежемесячник узкоспециализированный по тематике. Журнал рассчитан на
широкий круг читателей в возрасте от 14 до 30 лет и старше. Ядро целевой аудитории «Игромании» составляют 20-25-летние, в равной степени мужчины и женщины. На достижение заинтересованного участия читателей в предмете журнала «Игромания» направлен весь комплекс используемых редакцией средств, приемов и методов подачи информации - от выбора тем до их вербального и визуального воплощения. Профессионализм общередакционной, дизайнерской и литературной работы в журнале «Игромания», взвешенность позиций, широта охвата информации, а также интерактивность во взаимоотношениях с аудиторией дают основания для высокой оценки качества издания, в частности и особенности - его дизайна.
Таким образом, в журнале «Игромания» утверждается «просветленный стиль» - его отличает отказ от межколонных линеек и декоративных излишеств, что облегчает «вес» полосы, придает ей воздушность; верстка утрачивает подчеркнутую прямоугольность, основными информационными элементами становятся заголовки и иллюстрации. Сегодняшний этап развития визуализации в печатных СМИ (журнал «Игромания» не стал исключением) во многом обусловлен конкуренцией газет и журналов с телевидением и Интернетом. Иллюстрациям в издании уделяется чуть ли не главное внимание, поскольку восприятие информации фиксируется в основном на зрительных образах. Если раньше на первую полосу ставили одну картинку или фотографию, то теперь картинок много и каждая содержит ссылку. Нередко «Игромания» следует модным тенденциям - иллюстрации делового характера: графики, схемы, диаграммы. В целом, стиль, дизайн журнала «Игромания» является подвижным и позволяет свободно изменять различные параметры оформления журнала без ущерба для собственного имиджа.
Подобные работы
- Композиционно-графическая модель журнала о компьютерных играх
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



