ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИЛЛЮСТРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ПЕЧАТНОМ ИЗДАНИИ.. 6
1.1. Сущность дизайна, ведущие факторы его формирования 6
1.2. Основные составляющие эффективного дизайна печатного
издания 13
1.3 Функции иллюстраций 28
ГЛАВА 2 ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ ВИЗУАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
В ЖУРНАЛЕ «РУССКИЙ РЕПОРТЁР» 32
2.1. Ребрендинг в журнале «Русский Репортёр» 32
2.2. Роль шрифта и цвета в журнале «Русский Репортёр» 35
2.3. Роль фотографических и нефотографических иллюстраций в
журнале 39
2.4. Специфика функций визуального материала в журнале «Русский
Репортёр» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современном мире наступила эпоха всеобщей визуализации информации. Человек всё чаще получает необходимые ему сведения не через текст, который он будет осмысливать, а через яркие образы и простейшие знаки. Всё это приводит к так называемому «клиповому мышлению», когда человек фиксирует для себя лишь общие фрагменты сообщения.
Изменениям начинают подвергаться и сами печатные СМИ: визуальная часть (иллюстрации, фотографии, инфографика, элементы дизайна), которая раньше выступала в качестве вспомогательных материалов, сейчас играет ведущую роль, иногда заменяя текстовое содержание.
Визуализация расширила возможности печатной журналистики, сделала её более гибкой, интерактивной, приближенной к телевидению и интернет-изданиям. Меняется дизайн периодических изданий, он подстраивается под современные требования читателей. Многочисленные стандарты и технологии внедряются в журналистскую деятельность, становятся ее неотъемлемой частью.
В курсовых работах предыдущих лет мы рассматривали журнал «Русский Репортёр», с каждым годом всё больше углубляясь в его визуальную составляющую. Таким образом, данная выпускная квалификационная работа подводит итог наших трёхлетних исследований.
Сегодня процесс визуализации информации достигает такого уровня, что можно говорить о «визуальном синдроме», когда любая информация должна быть в обязательном порядке переводится в визуальную форму .
Исследователи, объясняют это тем, что слова уже не являются основным инструментом, раскрывающим содержание, они выступают средствами выражения преобразованных образов. Образ формирует картину отдельного участка действительности. Картинка на уровне мысли в печатных
СМИ - эффектный способ визуализации . Все эти факторы и обусловили актуальность нашей работы.
Кроме того, мы считаем необходимым обозначить проблему нашего исследования: определить функциональную нагрузку визуального материала, так как мы считаем, что раньше он использовался в качестве сопроводительного и/или равноценного элемента по отношению к тексту, а сейчас более востребованы становятся такие виды визуального воздействия, которые выполняют самостоятельную, доминирующую и декоративную функции.
Объектом нашего исследования выступил визуальный материал в современном периодическом издании, а предметом - функции фотографических и нефотографических иллюстраций в журнале «Русский Репортер».
Цель данной выпускной квалификационной работы - выявление особенностей функционирования визуального материала в современном российском журнале.
Для достижения данной цели, мы поставили ряд задач:
- выделить основные визуальные элементы в современном печатном издании;
- определить функции визуального материала;
- проанализировать визуальный контент журнала «Русский Репортёр», согласно выделенным функциям;
- определить функциональную нагрузку визуальных средств в данном печатном издании.
В данной работе мы опирались на работы таких авторов, как А.В. Антонов, С.И. Симакова, С. И. Галкин, В.В. Тулупов.
Методы, используемые в нашей работе - структурно-содержательный анализ, функциональный анализ, работа с документами, типологический анализ.
Эмпирическую базу нашей работы составили 117 номеров журнала «Русский Репортёр», за период со 2 июля 2009 года (с этого номера в силу вступил ребрендинг обложки журнала) по март 2016 года. В выборку вошли:
1. Все специальные выпуски журнала;
2. До 2015 года: каждый третий номер месяца;
3. С 2015 года: каждый второй номер месяца (так как журнал поменял
свою периодичность - вместо еженедельного он теперь выходит раз в две недели).
«Русский Репортёр» - одно из немногих российских изданий, где фотография и текст выступают на равных, и журнал гордится не только авторами, которые пишут для него, но и теми, кто снимает. Он сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными фотографами, получает призовые места на международных конкурсах фотографии, это даёт основания полагать, что визуальное наполнение журнала - одно из лучших в нашей стране.
В данной выпускной квалификационной работе мы раскрыли понятия дизайна и оформления, рассмотрели их функции и задачи. К основным функциям мы отнесли следующие: визуализацию информации, возможность комментирования, а также культурно-просветительскую и развлекательную функции. К задачам мы отнесли способность оформления наиболее полно раскрыть содержание материалов, облегчить их восприятие и удерживать внимание читателя.
Благодаря грамотному дизайну, журналы становятся более привлекательными, логичными, структурированными и красивыми. Ведь главная задача дизайна - сделать так, чтобы внутреннее наполнение было понятно, в первую очередь, читателю, тому, для кого этот журнал и делается.
Кроме определения, мы выявили основные принципы дизайна, привели две классификации - зарубежную и российскую, соблюдая перечисленные нормы, можно добиться идеального исполнения дизайна. Каждый из подходов предлагает одни и те же правила дизайна - это контраст, единство стиля по всему номеру, соблюдение пропорций. Кроме основных, каждая из классификаций предлагает ещё дополнительные правила.
Кроме того, мы выявили основополагающие факторы, которые связаны с содержанием издания и оказывают непосредственное влияние на его дизайн. Это такие факторы, как типологический, конкурентный, эстетический, технологический, рекламный, международный, национально-традиционный, личностный.
Дизайн складывается из ряда элементов. Мы выделили пять форм визуального воздействия, которые влияют на читателя, на его сознание и восприятие им издания. Это удобочитаемость и эстетика оформления, оформление постоянных элементов журнала, шрифтовое оформление, использование цвета и иллюстраций.
Также в нашей работе мы раскрыли понятие иллюстрации, определили её функции и принципы иллюстрирования печатного издания. К функциям мы отнесли акцентирование внимания читателя, привлечение его для чтения материала, ориентация читателя на полосе, художественное оформление полос. К принципам иллюстрирования нами было отнесено следующее: ориентир на аудиторию, организованность и целостность, выразительность фотопубликаций, единство стиля, оптимальный изобразительный материал, жанровое разнообразие иллюстраций.
Иллюстрация - это основополагающая часть журнала, идущая наравне с текстом, поэтому в своей работе мы проанализировали визуальный контент журнала, который имеет славу лучшего иллюстрированного издания в нашей стране. В ходе работы мы опирались на типологию иллюстраций, предложенную С.М. Гуревичем, который разделил их на фотографические и не фотографические. При анализе фотографических иллюстраций мы использовали типологию В.М. Берёзина, который выделяет следующие жанры: фотозарисовка, фотоочерк, фотопортрет, фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж, фотоинформация (фотозаметка), фоторепортаж, фотокорреспонденция.
В результате нашего исследования, мы пришли к нескольким выводам:
1) Для оформления данного издания используется всего три основных цвета (что, по мнению исследователей, является оптимальным), плюс несколько дополнительных, но в единой цветовой гамме. Также в нём используется до пяти видов шрифтов для оформления полос, что опять же является лучшим вариантом с точки зрения специалистов. Цвет обложки зависит от темы номера, в связи с этим она может быть белой, чёрной или красной. Внутреннее цветовое содержание практически отсутствует и используется только для выделения важной информации (например, материала «От редакции» и инфографики). Это не делает журнал «бедным», а, наоборот, придаёт солидности, ведь, как мы знаем, издание предназначено для активного среднего класса и его задача - донести до читателей информацию, в том числе с помощью текста и картинки;
2) Оформление заголовочного комплекса построено на принципе контрастности, что опять же делает его выделяющимся на общем фоне, а потому привлекательным для читателя. Заголовок набирается очень большим шрифтом, зачастую практически на всю полосу, и даже если просто пролистываешь журнал, то все равно он привлечет хотя бы непроизвольное внимание. Следом идёт лид, набранный более тонким и разреженным шрифтом, даёт отдохнуть глазу, а потом уже сам материал, снова жирным шрифтом.
3) Разделительные и выделительные средства представлены в журнале линейкой, рамкой и подложкой. Свои функции (как понятно из термина) они выполняют на высшем уровне - подчёркивают важную информацию, разделяют её на смысловые блоки, отделяют их друг от друга;
4) Иллюстрации в журнале также являются частью дизайна - они служат для лучшего восприятия материала читателем. Их расположение является «завлекательным», они находятся на странице несколько хаотично, выделяясь ярким пятном на чёрно-белом фоне, привлекая внимание. Читатель цепляется за фото, заинтересовывается им, а потом уже и всем материалом;
5) Мы определили, что в журнале уделяют большое внимание не только фотографиям, но и нефотографическим иллюстрациям. Под инфографику в «Русском Репортёре» отводят целые рубрики, в частности, «Мир в заголовках» и «Тренды». Инфографика не задвигается редакцией на задний план, ею активно пользуются - информация воспринимается легче и проще,
выглядит нагляднее - практически в каждой рубрике журнала встречается отдельный вид инфографики, будь то графики, диаграммы, схемы и пр.;
6) И последний, основной вывод в нашей работе, касается функций визуального материала. После ребрендинга журнал «Русский Репортёр» отказался от нагромождения фотографий и различных иллюстраций. Редакция перестала использовать на полосе одновременно большое количество визуального материла, предпочитая использовать одно центральное фото или же несколько мелких. Она также облегчила дизайн, используя в нём маленькие иллюстрации и условные обозначения, добавив в полосы больше воздуха.
До ребрендинга внутреннего содержания преобладал материал, выполняющий сопроводительную, по отношению к тексту, функцию. Количество декоративных элементов было минимально. После же редакция сделала акцент на самостоятельных визуальных материалах - добавила больше инфографики: различных карт, диаграмм, схем и пр. Кроме того, стало больше визуальных материалов, выполняющих доминирующую функцию, то есть, увеличилось количество фотоматериалов, которые не требовали сопроводительного текста. Возросла значимость декоративной функции за счет уже упомянутых ранее маленьких иллюстраций и условных обозначений.
1) Русский Репортёр: иллюстр. обществ-полит., журн. / учредитель ЗАО
«Медиахолдинг “Эксперт”». - 2007, июнь - . - Финляндия: Oy
ScanWeb: Еженед.
2009, № 27, 30-31, 35, 39, 44, 48, 49;
2010, №1-2, 6, 10, 14, 15, 19, 23, 27, 30-31, 32, 36, 41, 42, 43, 45, 49, 50;
2011, № 1-2, 6, 10, 11, 15, 16, 18, 19, 20, 23, 28, 32, 36, 41, 42, 45, 46, 49, 50, 51;
2012, № 1-2, 6, 7, 10, 12, 14, 15, 16, 19, 22, 24, 28, 30-31, 32, 35, 37, 39, 41, 44, 45, 46, 47, 50;
2013, № 1-2, 7, 10, 11, 12, 15, 16-17, 18-19, 20, 22, 24, 28, 32, 34, 35, 36, 37, 41, 42, 46, 48, 49, 50;
2014, № 1-2, 7, 10, 11, 15, 16-17, 18, 23, 27, 28-31, 32, 36, 40, 45, 48;
2015, № 1-3, 6, 8, 10, 13, 15, 17-19, 22, 26;
2016, № 1-2, 5.
Литература
2) Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий. / А. И. Акопов - Иркутск. Изд-во.: Иркут. ун-та, 1985. - 96с .
3) Антонов А.В. Восприятие внетекстовых форм информации в издании. /
А.В. Антонов. - М.: 1972. - 250 с.
4) Акчурин Д.Г. Документализм и изобразительно-выразительные
средства фотожурналистики. / Д.Г. Акчурин: автореф. дис. - МГУ им. М.В. Ломоносова, 1985. - 21 с.
5) Бальтерманц И. Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики / И. Д. Бальтерманц. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 64 с.
6) Березин В. М. Фотожурналистика: учеб. пособие / В. М. Березин. - М.: РУДН, 2006. - 159 с.
7) Беленький А.И. Фотография. Школа мастерства. / А.И. Беленький - Изд-во.: Питер, 2006. - 152 с.
8) Вартанов А. С. Фотография - документ и образ / А. С. Вартанов. - М: Планета, 1983. - 272 с.
9) Вартанова Е. Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы / Е.Л. Вартанова. - М.: МедиаМир, 2009. - 488 с.
10) Васильев С.Л. Средства и способы ориентирования читателя в содержании периодических изданий: Дис. канд. филолог, наук / С.Л. Васильев. - М.:1985. - 206 с.
11) Васильев С.Л. Удобочитаемость газеты и журнала / С.Л. Васильев. - Воронеж: Кварта, 2010. - 152 с.
12) Волков-Ланнит Л.Ф. Искусство фотопортрета / Л. Ф. Волков-Ланиит. М.: Искусство, 1987. - 272 с.
13) Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики: учеб. пособие / Н. И. Ворон. - М.: Факультет журналистики, 2012. - 145 с.
14) Ворон Н.И. Фотожурналистика в системе печати и тенденции ее развития / Н.И. Ворон. - Вестник Моск. ун-та. Сер. Журналистика. - М., 1978. - № 2. - С. 13-21
15) Воронов Н.В. Дизайн: русская версия / под ред. Г.В. Вершина. - М.: Тюмень, 2003. - 220 с.
16) Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению: моногр. / М. Б. Ворошилова. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 194 с.
17) Гавра Д.П. Основы теории коммуникации / Д.П. Гавра. СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
18) Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе / С.И. Галкин. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. - 152 с.
19) Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала: учеб. пособие / С.И. Галкин. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 216 с.
20) Головко С.Б. Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие / С.Б. Головко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 423 с.
21) Григорян М.В. Пособие по журналистике / М.В. Григорян. - М.: 2007. - 192 с.
22) Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра: учеб. пособие / С.М. Гуревич. - М.: Аспект-пресс, 2004. - 228 с .
23) Гуревич С.М. Репортаж в газете / С.М. Гуревич. - M.: 1963. - 200 с.
24) Дизайн газеты и журнала: учеб. пособие / В.В. Волкова, С.Г.
Газанджиев, С.И. Галкин и др.; под ред. В.В. Волковой; Ин-т "Открытое о-во" (Фонд Сороса). - М.: Аспект Пресс, 2003. - 223 с.
25) Дауговиш С.Н. Фотоэстетика и журналистика / С.Н. Дауговиш. - Рига.: 1989. - 200 с.
26) Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве / Л.П. Дыко. - М.: Искусство, 1977. - 111 с.
27) Ефимов М.В. Технические средства переработки текста и иллюстраций. / М.В. Ефимов - М.: «Мир книги», 1994. - 287 с.
28) Капр.А. Эстетика искусства шрифта. Тезисы и маргиналии со 152 иллюстрациями/ А. Капр. - М.: 1979. - 200 с.
29) Ким М.Н. Жанры современной журналистики. / М.Н. Ким. - Изд-во.: Михайлова В. А. 2004. - 336 с.
30) Колористика [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://iluhin.com/notes/color/. (дата обращения: 14.04.16).
31) Копосов Г. В., Шерстенников Л. Н. В фокусе - фоторепортер. М.: Аспект-пресс, 1967. - 190 с.
32) Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов / С.Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, 2000. - 272с.
33) Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных / Р. Крам. СПб.: Питер, 2014. - 382 с.
34) Лазаревич Э.А. Дизайн периодических изданий: учеб. пособие / Э.А. Лазаревич. 2-е изд. - М.: МГУ им. Ломоносова, ф-т журналистики, 2004. - 120 с.
35) Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 240 с.
36) Лаптев В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику /
В.В. Лаптев. - Спб.: Эйдос, 2012. - 180 с.
37) Lenta.ru. Главный редактор «Русского Репортёра» о кризисе и новом формате журнала. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2015/01/29/leibin/ (дата обращения: 08.05.2016).
38) Мельник Г.С., Тепляшина А.С. Основы творческой деятельности журналиста. / Г.С. Мельник, А.С. Тепляшина. - СПб.: Питер, 2008. - 271 с.
39) Михалкович В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации / В. И. Михалкович. М.: 1986. - 200 с.
40) Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии / В.И. Михалко вич, В.Т. Стигнеев. М.: Искусство, 1990. - 196 с.
41) Морозов С.А. Фотоиллюстрация в газете. (В помощь редакционным работникам) / С.А. Морозов - М.: Госкиноиздат, 1939. - 134 с.
42) Морозов С.А. Искусство видеть. Из истории фотографии стран мира. /
С.А. Морозов - М.: Искусство, 1963. - 272 с.
43) Оформление периодических изданий / под ред. Киселева А.П. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1988. - 158 с.
44) Некляев С. Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики / С.Э. Некляев. - Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10, Журналистика, 2010. - №4. - С. 53-66.
45) Панфилов Н.Д. Введение в художественную фотографию / Н.Д. Панфилов. М.: Искусство, 1977. - 192 с.
46) Панфилов Н.Д. Фотография и ее выразительные средства. / Н.Д. Панфилов. М.: Искусство, 1981.- 142 с.
47) Песков В. М. Любовь фотография / В.М. Песков. М.: Терра-Книжный Клуб, 2003. - 200 с.
48) Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М.: 1977. - 200 с.
49) Почепцов Г. Г. Имиджиология / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. - 698с.
50) Распопова С.С. Автор мультимедийного текста / С.С. Распопова. - Журналист. Социальные коммуникации. 2012. № 2. - 6с.
51) Рожнова О.И. История журнального дизайна / О. И. Рожнова. - М.: Университетская книга, 2009. - 272 с.
52) Система средств массовой информации России: учебное пособие / под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, - 2001. - 259с.
53) Сулайманова С. Р. Тенденция визуализации информации в дизайне печатных медиа Узбекистана / С. Р. Сулейманова. - Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2013. № 22 (313). Сер. Филология. Искусствоведение. Вып. 81.- С. 183-188.
54) Табашников И.Н. Газета и дизайн. Архив провинциальной журналистики. / И.Н. Табашников. - Тюмень: СофтДизайн, - 1994. - 160с.
55) Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации. Социологические исследования. / В.П. Терин. - М.: Аспект Пресс, - 1997. - 31с.
56) Тертычный А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. М.: Аспект Пресс, - 2000. - 310 с.
57) Толковый словарь Ефремовой [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.efremova.info/word/illj ustratsij a.html# .V Q6pztxabcs (дата обращения: 07.04.16).
58) Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий / В.В. Тулупов. - СПб: Изд-во Михайлова В.А.: 2006. - 224 с.
59) Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология / В.В. Тулупов. Воронеж: ИНФА, 1996. - 112 с.
60) Тулупов В.В. Техника и технология СМИ. Дизайн периодических изданий / В.В. Тулупов. Воронеж: фак-т журналистики, 2005. - 200 с.
61) Тулупов В.В. [Электронный ресурс]: Эстетика печатной полосы и современное состояние газетного дизайна. Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects (дата обращения: 10.04.16).
62) Фёдоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию,
медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text23/0013.htm#з_13 (дата обращения: 10.04.16).
63) Уильямс Р. Недизайнерская книга о дизайне / Основы дизайна и
типографики для новичков. СПб.: 2002. - 128 с.
64) Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. / В.В. Ученова - М.: МГУ, 1971. - 200 с.
65) Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. / Е.В. Черникова. М.: Аспект Пресс, 2005. - 287 с.
66) Чернышова Т.В. Модель когнитивно-речевого взаимодействия в сфере массовой газетной коммуникации: детерминационные факторы. Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе / под ред. А. Г. Пастухова. Орел.: 2008. - 237 с.
67) Черняков Б. И. Творческий процесс в фотожурналистике /
Фотография в прессе: проблемы истории, теории и
фотожурналистского мастерства. Тезисы докладов Всесоюзной научно¬практической конференции / Б. И. Черняков. Киев.: 1989. - 69 с.
68) Черняков Б.И. Фотография: долгий путь к печатному станку / Б.И. Черняков. Свердловск; Тюмень: Свиток, 1989. - 26с.
69) Черняков Б.И. Цифровая фотография как средство массовой коммуникации: (Технические возможности и перспективы развития) / Журналистика конца XX столетия: уроки и перспективы: Материалы науч.-практ. конф. / Б.И. Черняков. Изд-во.: Воронежский гос. ун-т, - 1998. - 65 с.
70) Черняков Б.И. Рождение фотожурналистики. / Б.И. Черняков. Киев, 1996. - 162 с.
71) Чудаков Г.М. Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура / Г.М. Чудаков. Советское фото. М.: 1982. - № 8. - С. 14-18.
72) Шестерина А.М. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие. / А.М. Шестерина. Изд-во.: ТГУ, 2004. - 282 с.
73) Юрьев Ф.И. Цветной текст в искусстве книги. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. М.: 1975. - 270 с.