Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование школьной геоинформационной системы «Живая география» при изучении зональных ландшафтов

Работа №84015

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономическая география

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История становления и развития геоинформационных систем 5
1.1. Общие сведения о геоинформационных системах 5
1.2. История развития геоинформационных систем 11
1.3. Задачи, решаемые с помощью геоинформационных систем 16
Глава 2. Использование геоинформационных технологий в школе 19
2.1. Школьная геоинформационная система 19
2.2. Формирование предметных компетенций при использовании школьной
геоинформационной системы 24
2.3. Изучение зональных ландшафтов в рамках школьного курса географии . 28
2.4. Использование школьной геоинформационной системы при изучении
зональных ландшафтов 38
2.5. Использование школьной геоинформационной системы учителями
России 64
Заключение 67
ПРИЛОЖЕНИЕ

В последние годы нам все часто приходиться сталкиваться с пространственной информацией, которая представлена общегеографическими, топографическими, различными тематическими картами, также разного рода атласами различного масштаба, снимками из космоса и аэрофотоснимками, метеорологической информацией и многое другое. Сегодня человечество достигло того, что информацию все чаще и чаще представляют в цифровом (электронном) виде.
В информационное образовательное пространство, в последствие, ускоренно внедряется множество географической информации. Данное пространство представлено на двух уровнях - глобальном и региональном. Но оно также находит свое отражение и на локальном уровне, то есть на уровне школ, гимназий, лицеев и иных учебных учреждений среднего образования. К примеру, во многих западных странах утверждены и все больше вводятся госпрограммы «электронного правительства», одной из целей которых - формирование общедоступной базы данных, которая содержит такой вид информации как геоинформацию (представленная в форме электронных карт). Данные процессы стали происходить и в России с недавних пор.
Помимо карт в географии информация должно быть представлено в виде текста, графиков, таблиц и диаграмм, представленные и в геоинформационных системах (ГИС), которые обладают медленно, но растущим признанием в практике образовательного процесса нашей страны.
В развитие российского образования к 2020 году выделяется необходимость нацеливание образования на усвоение установленной Федеральным государственным образовательным стандартом суммы знаний обучающимся, на развитие его личности, познавательных и творческих способностей. По завершению общеобразовательной школы должно выработаться не только единая система универсальных знаний, навыков и умений у выпускников, и помимо прочего личностную ответственность и самостоятельную деятельность обучающихся (то есть ключевые компетентности).
Объект исследования - геоинформационные системы в средней школе.
Предмет исследования -применение школьных геоинформационных систем в географии.
Целью данной работы является выявление применения школьных геоинформационных систем при изучении зональных ландшафтов в средних обще-образовательных учреждениях.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- представить общие сведения о геоинформационных системах;
- охарактеризовать особенности использования геоинформационных сис-тем в школе;
- проанализировать какие предметные компетенции согласно ФГОСу формирует геоинформационные системы;
- проанализировать изучение зональных ландшафтов в рамках школьного курса географии;
- рассмотреть возможности использования школьной ГИС при изучении зональных ландшафтов в 8 классе;
- провести и проанализировать опрос, насколько имеет место применение школьной ГИС в географии учителями России.
Исследования, которые составили методологическую базу: опыт и исследования в сфере школьного ГИС-образования (П.И. Мачкин, А.М.Берлянт, Е.М. Афанасьева, А.А. Лобжанидзе, Е.Г. Капралов, И. Клурье, А.В. Симонов, ВЛ. Цветков, Л.Е. Гуторова, И.В. Пролеткин, А.И. Мартыненко, С.В. Шайтура, Н.В. Разумовская, Г.Н. Дьячковский, А.М. Шредерс и др.)
Методы исследования - анализ научно-теоретической литературы на данную проблему исследования, сравнительный анализ и синтез результатов исследования, анкетирование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Появившиеся в начале 60-х годов XX века геоинформационные системы, являются как условиями, так и предпосылками для информатизации и компьютеризации различных сфер деятельности, связанных с проблемами решения пространственных задач и моделированием географического пространства.
Данные системы предназначены, как для получения, сбора, систематизации, хранения, обработки, так и для отображения и передачи пространственно-координированных данных и передовых источников геоинформации - цифровых карт, комических и аэрофотоснимков. Все это позволяет сделать изучение школьной географии более интересным, самостоятельным, а также достаточно современным, как в содержательном, так и в технологическом смысле.
Применение ГИС в учебной деятельности существенно расширяет данную сферу в процессе преподавании географии и благодаря рациональному использованию геоинформационных систем эффективность учебного процесса значительно повышается.
Применение школьной ГИС дает больше преимущества для достижения некоторых предметных результатов обучения географии прописанных в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего среднего образования.
Результаты показывают, что в отечественном ГИС-образовании данное направление проходит этап своего становления в школах. Современные школы все больше оснащаются компьютерной техникой, которая позволяет использовать ГИС в учебном процессе как в виде школьной ГИС, так и, на наш взгляд, ArcGis. Применение технологии ГИС является грандиозным шагом в сфере организации учебно-воспитательного процесса. Это перспективное направление, которое развивается и постепенно будет внедряться практически во все школы.



1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf
2. Алешкина О. В., Бочарникова Э. А. Использование геоинформационных систем на уроках географии // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 255-257.
3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. Научное издание. - М.: Изд-во «НексПринт», 2010. - 84с.
4. Баринова, И.И. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. - 17-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа, 2011.- 303, [1]с.: ил., карт. - ISBN 978-5-358-09744-5
5. Блаженов, В. А. Приемы развивающего обучения географии / В. А. Блаженов. - М.: Дрофа, 2013.- 64 с.
6. Веселовский А.В. ГИС-технологии и проблемы геоинформатики. Географические информационные системы научного центра «минерал». //Вестник ОГГГГН РАН, 2009. - № 1(7) - С.54 - 61
7. Волобуева М.Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки // Школьная библиотека. - 2010. - №8. - С.27-29.
8. Геоинформатика. Толковый словарь основных терминов // Ю.Б. Баранов, А.М. Берлянт, Е.Г. Капралов и др. — М.: ГИС-Ассоциация, 2009. — 204 с.
9. Губанова, М.И. Учитель и Ученик: грамотность, компетенотность, технологичность [Текст]: учебное пособие / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013.- 167с.- ISBN 978-5-7148-0401-4.-С.49-50
10. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. — М.: Изд-во Моск. гос. Ун-та культуры и искусств, 2010.
11. Долгорукова С.В., Кугут И.А. «Уроки географии с применением информационных технологий» 10-11 классы, Москва, «Глобус»,2009 г.
12. Душина, И. В. Методика и технология обучения географии / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. - М.: АСТ, 2014. - 208 с.
13. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190с. - (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-022055-2.- C. 56-57
14. Информационые технологии: практика применения в производстве, бизнесе, образовании: Материалы Международной научно-практической конференции (Нижнекамск, 22 апреля 2011г.)/ Отв. Ред И.З. Гафиятов. Казань: Изд-во Казанского гос. Техн ун-та, 2011.-С. 319-321
15. Каропа, Г. Н. Методика преподавания географии: курс лекций / Г. Н. Каропа. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. - 248 с.
16. Каропа, Г. Н. О некоторых проблемах и тенденциях обучения географии в современной общеобразовательной школе / Г. Н. Каропа // Геаграфхя: Праблемы выкладання. - 2010. - № 2. - С.10-18.
17. Каропа, Г. Н. Принцип системной дифференциации в экологическом образовании школьников / Г. Н. Каропа // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С.28-34.
18. Каропа, Г. Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги / Г. Н. Каропа. - Мн.: НИО, 2011. - 2001 с.
19. Крейдер О.А. Информационная среда использования ГИС-технологий // Геоинформатика, 2009, - №4, с. 49-52
20. Колбовский Е. Ю. Ландшафтоведение: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений / Е. Ю. Колбовский. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 480с.
21. Ландшафтоведение: учебное пособие / Н.П. Соболева, Е.Г. Язиков. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 175с.
22. Лобина, Н. В. Изучение нового материала на уроках нетрадиционных форм. / Н. В.Лобина, Л. С. Гатенко // География в школе. - 2007. - № 6. - С.53-55.
23. Лопатина Н.В., Флегонтов А.С. Информационно-коммуникационные ос-новы современного профессионального образования // Информационные ресурсы России. - 2011. - №4. - С.32-35.
24. Макарова Л.Н. Применение технических средств на уроках географии. //
Вопросы Интернет образования, 2010. - № 36.-
http: //vio .fio.ru/vio_site/cd_site/Articles/archive. htm
25. Максаковский В.П. Географическая картина мира, - Ярославль, Верхне-Волжское кн. изд-во, 2010 г.
26. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира, - Москва, «Просвещение», 2007 г.
27. Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР / Ф.Н. Мильков. - М. : Мысль, 1977. - 296 с.
28. Мусин А.Г., Смирнова Е.В., Уразметов И. А. М91 Геохимия ландшафта: Учебное пособие.- Казань: ТГГПУ, 2009- с.6
29. Никишина В.Ю. Формирование профессиональной информационно - технологической компетенции будущих менеджеров в вузах культуры: Автореф. дис....канд.пед.наук. (Науч.рук. Н.В.Лопатина) - М.:МГУКИ, 2011.
30. Новенко Д.В. Использование геоинформационных технологий в
школьном географическом образовании // География в школе. — 2007. — № 7. — С. 36—40.
31. Новенко Д.В., Н.Н. Петрова, А.В. Симонов, Е.В. Смирнова Информационный источник сложной структуры «Использование школьной ГИС (Живая География)». Методическое пособие для учителя географии- М.,- 304 с.
32. Новенко Д. В. Зачем нужна школьная геоинформационная система? /УГ Москва/,- №42 - 20 октября- 2009 г.
33. Носкова Т.Н. Сетевая образовательная коммуникация: Монография/СПб гос. пед.универс. им. А.И.Герцена - СПб., 2010.
34. Олешков М.Ю. Программа развития образовательного учреждения: содержание и технология разработки. - Н. Тагил: НТФ ИРРО, 2006.
35. Полякова Н.В. Образовательные технологии. «Завуч», №5, 2010 г.
36. Программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г
37. Рогачев А.В. Цифровая картография. Геоинформатика//География, 2009 - № 4 - С. 1-2.
38. Савина, Н. Г. Активные и интерактивные методы и технологии обучения как условие совершенствования методической подготовки будущих учителей / Н. Г Савина, Е. А Савина.- Брянск: Группа компаний «Десяточка», 2010.
39. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2008. - 256 с.
40. Смирнов В.Г. «Земные ландшафты» URL: http://landschafty.jimdo.com/
41. Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера / М.: Школьная пресса, 2004 г.
42. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе, №4, 2014 год.
43. Томаш, М. С. О практических методах обучения географии в современной общеобразовательной школе / М. С. Томаш // Материалы II Между-народной научно-практической конференции «Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы» (г. Гомель, 23 - 25 апр. 2009 г.) / редкол.: Г. Н. Каропа (науч. ред.). - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. - C.102-103
44. Троекашин А.Л. Использование ГИС «Численность сельского населения курганской области» в процессе обучения географии в средней школе.// География, 2008. - № 7, - С. 4 - 6.
45. Трубина Л.К., Быкова О.Г. Геоинформационные системы. Методические указания. Учебное пособие./ Под.ред В.В. Малина. - Новосибирск: ЦИТ СГГА, 2013. - 46 с.
46. Уваров A.IO. Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Пед. информатика. - 2013. - № 1. - С. 34-37
47. Финаров Д.П. ГИС: отбор содержания и методика их изучения в школьном курсе Географии России // География в школе, 2005, - №5, с. 56-58
48. Хасаншина Н.З. Геоинформационные технологии как средство интеграции знаний по информатике и географии. // Информационные технологии обучения - 2012 / Секция II / Подсекция 3 (информационные технологии обучения).
49. Цыпина Э.М. Тематические карты и геоинформационные системы для всех.// География. - 2011. - № 9. с. 20-24
50.Чачко А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе: Научно-методическое пособие. — М.: Либерея, 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ