Введение 3
Глава 1. Утренние информационно-развлекательные блоки на
телевидении 5
1.1 История создания и развития утреннего вещания на телевидении 5
1.2 Специфика утренних программ на российском телевидении
1.3 Выпуски новостей в составе утренних информационно-развлекательных
программах 16
Глава 2. Утренние программы на российском
телевидении 24
2.1 Популярный утренний блок «Доброе утро» на «Первом
канале» 24
2.2 «Утро России» на телеканале «Россия HD» 36
2.3. «Новое утро» на телеканале «НТВ» 44
Заключение 54
Библиографический список использованных источников и литературы 57
Первая информационная передача на центральном телеканале стала достаточно важным событием. Зрителей привлекал необычный формат программы, особая манера общения с аудиторией. Вслед за первой утренней передачей «60 минут» одна за другой стали появляться информационные программы, которые выходили в утреннее время суток. Популярность таких телепрограмм стала расти, как и роль утреннего вещания. Это обусловило актуальность нашего исследования. Сейчас утреннее телевещание можно охарактеризовать как второй по зрительскому рейтингу прайм-тайм. Большинство жителей России, собираясь на работу в ранние часы, не откажутся от просмотра развлекательно-информационной программы. По этой причине многие телеканалы страны стали вещать утром и создают утренние телепередачи и проекты.
Объектом исследования является утреннее вещание на федеральных телеканалах.
Предмет исследования - утренние информационно-развлекательные программы на российском ТВ.
Цель нашей работы изучение особенностей подачи информации на «Первом канале» утром. Для достижения цели в работе необходимо решить конкретные задачи:
- определить специфику утренних информационно-развлекательных программ;
- выявить особенности выхода новостных блоков утром;
- рассмотреть структуру работы «Первого канала» утром;
- изучить особенности утренней телепередачи «Доброе утро».
При проведении исследования мы опирались на труды по общей теории коммуникации, теории и типологии, теории и практике телевизионной журналистики, правовым основам журналистики. Среди них работы Соколова A.B., Орловой В.В., Кузнецова Г.В.
Методологической базой являлись общие методы исследования - анализ и общенаучные методы - метод наблюдения.
Эмпирическая база состоит из комплексного анализа утренних информационно-развлекательных программ: Первый канал «Доброе утро», Россия-1 «Утро России», НТВ «Новое утро». Для этого мы провели анализ программ и просмотрели 45 выпусков телепередач на трех федеральных телеканалах. Использованы результаты социологического исследования, а также качественные методы исследования.
Практическая значимость нашей работы состоит в возможности использования результатов исследования в дальнейшей разработке выпусков утренних телепередач. Работа так же может стать учебно-методическим материалом для студентов, обучающихся по специальности журналистики, а также для студентов, проходящих практику на телевидении. Данное исследование может быть дополнительным стимулом для постановки новых проблем, связанных с изучением телевизионных утренних программ.
Утренние информационно-развлекательные программы получили большую популярность. У многих жителей нашей страны есть желание и потребность в информации. С самого утра большая часть россиян, включают телевизор и натыкаются на утренние информационно-развлекательные программы. После просмотра таких передач, телезрители надеются узнать как можно больше новостей, а также зарядиться позитивом и хорошим настроением на весь день. С этой задачей, к сожалению, справляются далеко не все телеканалы. А если говорить о попытках региональных СМИ создать утреннюю информационно-развлекательную программу, то здесь передачи закрываются почти сразу после выхода в эфир.
В нашей работе мы рассмотрели утреннее телевещание в целом, а так же утренние информационно-развлекательные программы «Доброе утро» на «Первом канале», «Утро России» на телеканале «Россия-1» и «Новое утро» на «НТВ». Мы выявили специфику утренних телепередач, которые выходят на трех федеральных телеканалах и отметили особенности утреннего вещания, а так же программ, которые выходят в эфир в раннее время суток.
Анализ особенностей утренних информационно-развлекательных программ выявил значимость и актуальность исследований. Первая информационная передача на центральном телеканале стала достаточно важным событием. Зрителей привлекал необычный формат программы, особая манера общения с аудиторией. Вслед за первой утренней передачей «60 минут» одна за другой стали появляться информационные программы, которые выходили в утреннее время суток. Популярность таких телепрограмм стала расти, как и роль утреннего вещания.
Для исследования мы выбрали программы на трех федеральных телеканалах: «Доброе утро» на «Первом канале», «Утро России» на телеканале «Россия-1» и «Новое утро» на «НТВ». Просмотрев и проанализировав выпуски передачи, мы отметили, что разнообразие рубрик, новая студия, интересные сюжеты - все это привлекает телезрителей. В ходе исследования мы выяснили, что одним из главных плюсов, является возможность наслаждаться просмотром утренних информационно¬развлекательных программ в качественном HD формате.
Зрители, которые выбирают для просмотра утренние информационно- развлекательные программы на «Первом канале» и на телеканале «Россия-1» могут смотреть выпуски в HD формате. Чего нельзя сказать об аудитории «НТВ». Выпуски утренней программы «Новое утро» выходят в эфир в HD качестве только при определенном подключении к кабельному телевидению. Тогда как «Первый канал» и «Россия-1» полностью перешли на высококачественное изображение, которое доступно абсолютно всем.
Так же, в ходе исследования, мы выявили обязательную составляющую утренних телепередач - блоки новости (вписаны в утреннюю программу, повтор каждые полчаса/час). На телеканалах «Россия-1» и «Первый канал» информационные выпуски выходят в эфир каждые 30 минут с общим хронометражем от 5 до 10 минут. На «НТВ» о главных событиях в стране и мире говорят реже - каждый час. А так же, в конце новостного блока в программе «Новое утро», в эфир выходит прогноз погоды со своим ведущим, тогда как на «Первом канале» и «Россия-1» информацию о погоде зрители узнаю в бегущей строке.
После просмотра утренних передач на трех федеральных телеканалах, мы отметили специфическая особенность информационно-развлекательных программ «Доброе утро», «Утро России» и «Новое утро». Каждая передача отличаются оформлением. В течение всего утреннего выпуска телезрителям «Первого канала» рассказывают о новостях и происшествиях в мире. Для этого редакция программы создала информационное табло внизу экрана, где также присутствует информация о погоде и точное время. На телеканале «Россия-1» аудитория так же может наблюдать информацию о погоде, самых главных новостях в стане, а так же точное время. Минимум информации узнают зрители «НТВ» (только точное время).
Исходя из всех плюсов утренней программы на «Первом канале», можно сделать вывод, что «Доброе утро» является абсолютным лидером среди утренних передач на российском телевидении.
Учитывая требования сегодняшнего дня, программа становится более динамичной. Передача «Доброе утро» всегда ориентируется на самую широкую аудиторию — от подростков до пенсионеров, и не только задает позитивный настрой на весь день, но и предоставляет как можно больше полезной, практической информации, которая обязательно понадобиться. А так же многих привлекает необычная стеклянная студия, где в прямом эфире снимают программу «Доброе утро».
Несмотря на то, что в раннее время суток просыпаются не все жители, а кто-то просто не включает телевизор утром, утреннее вещание остается популярным и востребованным до сих пор, и каждый телеканал старается принести в свою утреннюю информационно-развлекательную телепередачу что-то новое.
Мы пришли к заключению, что достоверность, доходчивость, нравственность, полезность, искренность подачи информации, интересные и актуальные рубрики, а так же новостные блоки - все это должно входить в состав информационно-развлекательных программах утреннего эфира. В этом случае зрители, включая телевизор утром, будут выбирать именно этот телеканал.
1. «Доброе утро» [информационно-развлекательная телепрограмма] /
Телекомпания «Первый канал». - Январь-май 2016 - Ежеднев.
2. «Утро России» [информационно-развлекательная телепрограмма] /
Телекомпания «Россия 1». - Январь-май 2016 - Ежеднев.
3. «Первый канал» [Телекомпания] - Январь-май 2016 - Ежеднев.
4. «Новое утро» [информационно-развлекательная телепрограмма] / Телекомпания «НТВ». - Январь-май 2016 - Ежеднев.
Литература:
5. Адамьянц Т.З. Ведущий прямого эфира. Человек в кадре / Адамьянц Т.З. - М., 2000. - 40с.
6. Азарин В. Л. От смысла до экрана. Учебник для студентов факультета журналистики / Азарин В. Л. - М., МНЭПУ, 1996. - 297с.
7. Акинфиев С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения: автореферат дис. кандидата филол. наук / Акинфиев С.Н. - М., 2008. - С. 21-25.
8. Аносова С.Н. Игровые проявления, как способ подачи теленовостей / Аносова С.Н. - М., Мир, 2009. - 47 с.
9. Бабаева А. В. Стереотипы поведения в истории культуры: автореферат кандидата культурологических наук / Бабаева А. В. - СПб., 1998. - 310с.
10. Бережная М. А. Телевизионный ведущий в контактной передаче / Бережная М. А. - СПб., 1994 - 65 с.
11. Борецкий P.A. Телевизионная журналистика: учеб. пособие / Борецкий P.A., Кузнецов Г.В. М.: Издательство Московского университета, 2002. - 299 с.
12. Ведущие телеканала НТВ. [Электронный ресурс]: Ведущие канала НТВ. /
Телерадиокомпания «НОВЫЙ ВЕК» - Казань., 1999. Режим доступа: http: //tnv.ru/main/telekanal_tnv/lica_kanala/faj zrahmanov_aj dar 1 / (дата
обращения 06.04.16)
13. Ведущие телеканалы России и СНГ. [Электронный ресурс]: Ведущие
телеканалы России и СНГ. / Worldcontentmarket - М., 2015. Режим доступа: http://www.worldcontentmarket.ru/moscow/program_2015_spring.html (дата
обращения 06.05.16)
14. «Время» [Электронный ресурс]: «Время» / Первый канал, М., 1996. Режим доступа: http://www.1tv.com/announce/3410 (дата обращения 11.04.16)
15. Газарх С. М. Телевидение в контексте коммуникативного генезиса / Газарх С. М. - М., ВИПК, 1990. - 17с.
16. Голядкин Н. А. Краткий обзор становления и развития отечественного и зарубежного телевидения / Голядкин Н. А. - М., 1996. - 97с.
17. Горохов В. М. Основы журналистского мастерства / Горохов. - М., 1998. - 67с.
18. Григорьева А. В. -Изучаем нашу аудиторию / Григорьева А. В. - М., Искусство, 1971. - 48с.
19. Доброе утро, Россия! [Электронный ресурс]: Доброе утро, Россия! /
Dictionary, 2014. Режим доступа:
http://dictionary.sensagent.com/%D0%94%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%9E %D0%95%20%D0%A3%D0%A2%D0%A0%D0%9E%20%D0%A0%D0%9E% D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%AF/ru-ru/ (дата обращения 10.02.16)
20. Егоров В.В. Телевидение и зритель: учеб. пособие / Егоров В.В. - М., Мысль, 1977. - 196 с.
21. Журнал о телевидении и радио [Электронный ресурс]: Журнал о
телевидении и радио. / Журнал о телевидении и радио - М., 2004. Режим доступа: // http://k61.dn.ua/sample-page (дата обращения 24.04.16)
22. История американского телевидения [Электронный ресурс]: История американского телевидения / Историк - общественно-политический журнал -
М., 2006. Режим доступа: http://www.historicus.ru/138/ (дата обращения
10.03.16)
23. Кемарская И.Н. Телевизионный редактор - профессионал / Кемарская И.Н. - М., Галерия, 2004. - 77 с.
24. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник для вузов / Корконосенко С.Г. - М., Аспект Пресс, 2004. - 245 с.
25. Кузнецов Г. В. Телевизионная журналистика: Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное / Кузнецов Г. В. - М., Издательство МГУ,
1998. - 19с.
26. Кузнецов Г. В. Телевизионная журналистика: учеб. пособие / Кузнецов Г.В. - М., Издательство Московского гос. университета, 1998. - 294с.
27. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Лазутина Г.В. - М., Наука, 2000. - 223 с.
28. Лейтес Л.С. Развитие техники ТВ-вещания в России: справочник / Лейтес Л.С. - М., «Святогор», 2005. - 224 с.
29. Мельник Г. С. Основы творческой деятельности журналиста / Мельник Г. С. - СПб., СПбГУ, 2001. - 170с.
30. Менделеев А. Г. Средства массовой информации в современном обществе / Менделеев А. Г. - М., МЭГУ, 1995. - 168с.
31. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / Муратов С.А.
- М., Аспект-Пресс, 2003. - 202 с.
32. Не доброе утро. [Электронный ресурс]: Не доброе утро / Дешавая альтернатива - М., 2015. Режим доступа: http://devat.reogert.ru/15-ne-dobroe- utro/ (дата обращения 10.04.16)
33. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия / Новикова А.А. - М., Алетейя, 2008. - 135 с.
34. Новое утро [Электронный ресурс]: Новое утро / НТВ, М., 2014. Режим
доступа: http://www.ntv.ru/peredacha/Novoe_utro/last24419255/ (дата
обращения 10.03.16)
35. Новостная журналистика [Электронный ресурс]: Новостная
журналистика / Студопедия, М., 2014. Режим доступа: http://studopedia.org/9- 80486.html (дата обращения 26.05.16)
36. Обратная связь с аудиторией в деятельности региональных телеканалов
[Электронный ресурс]: Magref - М., 2016. Режим доступа:
http://magref.ru/obratnaya-svyaz-s-auditoriey-v-deyatelnosti-regionalnyih- telekanalov/ (дата обращения 15.04.16)
37. Общая информация о канале. [Электронный ресурс]: Общая информация
о канале / «Первый канал» - М., 1996. Режим доступа:
http://www.1tv.ru/allsearch/?s=%CE%E1%F9%E0%FF+%E8%ED%F4%EE%F0 %EC%E0%F6%E8%FF+%EE+%EA%E0%ED%E0%EB%E5, (дата обращения: 13.02.16).
38. Орлова В.В. Глобальные телесети на информационном рынке: диссертация кандидата филологических наук: учеб. пособие / Орлова В.В. - Москва, 2003 - 216 с.
39. Петров Г. С. Телевизионная драматургия / Петров Г. С. - СПб., 1999. - 58с.
40. Прямое вещание на радио и ТВ: организация, методика и эффекты [Электронный ресурс]: Прямое вещание на радио и ТВ: организация, методика и эффекты / Pandia, 2009. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/271/39149.php (дата обращения 17.05.16)
41. Прямой эфир из огорода [Электронный ресурс]: Прямой эфир из огорода /
Российская газета, М., 2012. Режим доступа:
http://rg.ru/2016/01/14/telestudiya.html (дата обращения 17.05.16)
42. Рохлин А.М. История отечественного телевидения / Рохлин А.М. - М., Аспект-пресс, 2008. - 128 с.
43. Рэндалл Д. Универсальный журналист / Рэндалл Д. - СПб., Национальный Институт прессы, 2000. - 204 с.
44. Саппак В. С. Телевидение и мы / Саппак В. С. - М., 1998, - 126с.
45. Сапунов Б.М. Телевидение и культура: учеб. пособие / Сапунов Б.М. - М., Наука, 1989 - 436 с.
46. Саруханов В.А. Азбука телевидения / Саруханов В.А. - М., Аспект-Пресс, 2003. - 223 с.
47. Семенов В.Г. Региональная журналистика: учеб. пособие / Семенов В.Г.
- М., ИПК, 2001- 97 с.
48. Смирнов В.В. Формы вещания / Смирнов В.В. - М., Аспект-пресс, 2002. - 267 с.
49. Соколов A.B. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие / Соколов A.B. - Санкт- Петербург, Издательство Михайлова В.А., 2002 - 460 с.
50. Специфика функционирования местного телевещания [Электронный ресурс]: Специфика функционирования местного телевещания - М., 2009. Режим доступа: http://uecs.ru/economika-truda/item/2341-2013-09-11-07-52-59 (дата обращения 19.02.16)
51. Специфика прямого эфира [Электронный ресурс]: Специфика прямого эфира / Аllrefs, 1999. Режим доступа: http://allrefs.net/c18/1ttt8/p2/ (дата обращения 17.05.16)
52. Сравнительный анализ [Электронный ресурс]: Сравнительный анализ /
Студопедия, М., 2014. Режим доступа: http://studopedia.info/2-50360.html
(дата обращения 23.04.16)
53. Телевидение нашего времени. [Электронный ресурс]: Телевидение
нашего времени / Fishki.net - М., 2014. Режим доступа:
http://fishki.net/1301055-televidenie-nashego-detstva.html (дата обращения
15.02.16)
54. Телеканал «Доброе утро». [Электронный ресурс]: Телеканал «Доброе
утро» / «Первый канал» - М., 1996. Режим доступа:
http://www.1tv.ru/wap/shed/id=215240/ (дата обращения 19.02.16)
55. Технологический фактор в деятельности журналиста [Электронный ресурс]: Технологический фактор в деятельности журналиста / Evartist, 2012.
Режим доступа: // http://evartist.narod.ru/text5/66.htm (дата обращения
17.04.16)
56. Типологические особенности телевизионных общественно-политических
программ [Электронный ресурс]: Типологические особенности
телевизионных общественно-политических программ / «Изба-Читальня», М., 2014. Режим доступа: http://knigi.link/uchebniki-jurnalistika/tipologicheskie-
osobennosti-televizionnyih-4986.html (дата обращения 14.02.16)
57. Трофимова Г.Н. Журналист, пиар-специалист и массовые информационные процессы: учебное пособие / Трофимова Г.Н. - М., Высшая школа, 2006. - 67 с.
58. Урвалов В. А. Очерки истории телевидения / Урвалов В. А. - М., Наука, 1990. - 54с.
59. Утренний эфир на телевидении: от зарождения до наших дней.
[Электронный ресурс]: Утренний эфир на телевидении: от зарождения до наших дней / Телеконтекст - М., 2004. Режим доступа: http://xn--
e 1 aaatbcqh4abgd.xn--p 1 aadc.xn--p 1 ai/products/item232.php (дата обращения 10.03.16)
60. Утро на ОРТ [Электронный ресурс]: Утро на ОРТ / Tfode, М., 2015.Режим доступа:
http://ru.enc.tfode.com/%D0%A3%D1%82%D1%80%D0%BE_%D0%BD%D0% B0_%D0%9E%D0%A0%D0%A2 (дата обращения 30.03.16)
61. Утро России. [Электронный ресурс]: Утро России / Россия 1 - М., 2014. Режим доступа: http://russia.tv/brand/show/brand_id/3838/ (дата обращения 10.03.16)
62. Фэнг Д.С. Секреты журналистского мастерства / Фэнг Д.С. - М., Авант- Пресс, 1994. - 112 с.
63. Хайруллина С. Н. Авторская программа на телевидении / Хайруллина С. Н. - М., 2000. - 75с.
64. Хрестоматия по культурологии [Электронный ресурс]: Хрестоматия по
культурологии / Слава Янко, 2008. Режим доступа:
http://yanko.lib.ru/books/cultur/kravchenko-hrest_culturology-a.htm (дата
обращения 15.04.16)
65. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: учеб. пособие / Цвик В.Л. - М., Аспект Пресс, 2004. - 382с.
66. Цвик В. А. Телевидение: системные характеристики / Цвик В. А. - М.,
1999. - 91с.
67. Шостак М. И. Журналист и его произведение / Шостак М. И. - М., ТОО «Гендальф», 1998. - 96с.
68. Эфир/Новое утро. [Электронный ресурс]: Эфир/Новое утро. /
Телекомпания «Эфир», - Казань, 2013. Режим доступа: http://efir24.tv/kazan/programs/utro/ (дата обращения 06.04.16)
69. Юровский А.Я. Телевизионная журналистика: Учебник / Юровский А.Я. — М., 1994.