Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НОВОСТНЫЕ ЖАНРЫ В ГОРОДСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ

Работа №83996

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ: ТЕОРЕТИКО -
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5
1.1. Сущность, критерии понятия новости, структура новостного текста .. 6
1.2. Специфика жанров новостных материалов печатных СМИ 13
1.3. Печатная новостная журналистика России 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ НОВОСТЕЙ В ПЕЧАТНЫХ
ИЗДАНИЯХ Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ 25
2.1 Типологическая характеристика исследуемых изданий 26
2.2. Структурное и жанровое своеобразие челнинского новостного
контента в печати 34
2.3. Рекомендации и возможности улучшения качества новостной
журналистики местных печатных СМИ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 68

Основным товаром и главной доминантой на информационном рынке России сегодня являются «новости».По мнению Л.А. Васильевой «новости занимают не только первополосное пространство, они решительно потеснили и другие жанры».
В последнее десятилетие в российской теории журналистики разносторонне изучается проблема жанров. Но учеными не достигнут консенсус по целому ряду аспектов. Одним из них является классификация жанров газетных материалов. Также на фоне пристального изучения региональных СМИ, прослеживается неразработанность вопросов, относящихся к такому важному типу российской прессы, каким является городское издание.
Исходя из обозначенных проблем, актуальность
темынашейработыобусловлена: а) значимостью новостей для современного общества; б) отсутствием единства взглядов ученых на проблему классификации жанров газетных материалов; в) недостаточной изученностью городской прессы на фоне пристального внимания к региональным СМИ.
Объектом нашего исследования является новостная журналистика печатных СМИ, предметом - информационные жанры журналистики в печатных изданиях.
Цель дипломной работы - исследованиеразнообразия
информационных жанров в газетах города Набережные Челны.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Определить сущность и критерии понятия «новость», уточнить модель структуры новостного событийного текста.
2. Рассмотреть теоретический аспект структурно-видовых, жанровых и тематических особенностей новостных материалов печатных СМИ.
3. Изучить новостную журналистику печатного рынка России на современном этапе и выявить тенденции ее развития.
4. Дать типологическую характеристику печатных изданий города Набережные Челны.
5. Проанализировать новостные публикации трех челнинских газет и определить их структурно-жанровое и тематическое своеобразие.
6. Систематизировать результаты исследования, наметить возможные пути оптимизации местной новостной журналистики.
Методы исследования: типологический анализ, жанровый анализ, сравнительно - сопоставительный метод, описание. В процессе подготовки дипломной работы также использован системный подход, дающий возможность установить взаимную обусловленность издательской деятельности печатных СМИ, и структурно-жанрового своеобразия новостных публицистических материалов.
Теоретической и методологической базой нашего исследования стали труды авторитетных российских ученых: А.А. Тертычного,С.М. Гуревича, М.Н.Кима, С.Г.Корконосенко, Л.А. Васильевой,
А.В.Колесниченко. В их работах дан комплексный подход к различным проблемам современного журналистского творчества, раскрыты проблемы жанров.
Работы Л.Е.Кройчика, Г.В.Лазутиной, М.И.Шостакпомогли раскрыть феномен «новости», композиционно-структурные особенности новостного текста. Значимыми для исследования городских газет явились работы по типологии и классификации периодической печати А.И. Акопова, А.Н. Алексеева, Л.Л.Реснянской, М.В. Шкондина.
Исследования И.М.Дзялошинского, О.Р.Лащук, О.А.Вороновой, Н.И.Шапшай помогли понять проблемы развития местной прессы, тенденции и условия развития региональной печати.
Эмпирическая база исследования - 206 номеров газет: «Челнинские известия», «Вечерние Челны», «Полезная газета». Период исследования: январь- декабрь2015 года.
Практическая значимость работы заключается в том, что автор исследует информационныежанры городских печатных СМИ, самой широкой группы из всей газетной продукции, выходящей сегодня в России. Нами предлагаются перспективы роста и развития конкретных изданий.
Теоретические и практические результаты исследования могут быть использованы редакциями печатных изданий г. Набережные Челны, других российских городов и сел, а также студентами, журналистами-практиками, занятыми в новостной журналистике, для совершенствования своей работы по координации и переформатированию ее в вопросе улучшения качества новостных материалов и гармонизации информационных жанров.
Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, приложений.
В первой главе «Информационные жанры: теоретико¬
методологический аспект» раскрываются наиболее важные научные аспекты новостной журналистики.
Вторая глава «Особенности подачи новостей в печатных изданиях г. Набережные Челны» посвящена исследованию структурного и жанрового своеобразия новостного контента местной прессы.
В заключении сделаны выводы по результатам проведенных теоретического и эмпирического исследований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При изучении и рассмотрении теоретических и практических аспектов информационных жанров в городских печатных изданиях в дипломной работе выполнен ряд задач, в результате чего сформулированы следующие выводы:
Традиционный бизнес российских печатных СМИ, несмотря на многочисленные проблемы, развивается и остается достаточно успешным. Новости стали основой контента печатных СМИ всех уровней.
До сих пор в теории не существует единого общепринятого определения понятия «новость».В работе нами сформулировано такое
определение «новости» - это сообщение или разновидность журналистского текста, в которых отображается актуальный факт действительности в момент изменения, представленный в виде информации до сих пор не известной читателям и имеющей общественное значение.
Уточненыи классифицированы критерии отбора новостей, изложены общие правила построения новостного текста. Структурными элементами новостных публикаций являются: заголовок, хэдлайн (подзаголовок), лид, основной текст, заключение.
Оптимальной формой подачи новостей являются палитра информационных жанров. Современная теория жанров российской журналистики представлена несколькими научными концепциями. Нами взяты за основу работы трех ученых А.А.Тертычного, М.И. Шостак, Л. Кройчика.
В практической части работы с помощью газетно-журнальной типологии М.В. Шкондинаи А.И. Акопова определены типологические черты трехчелнинских газет: «Вечерние Челны», «Челнинские известия», «Полезная газета».
Посредством жанрового анализа и сравнительно-сопоставительного метода были исследованы новостные блоки данных газет по ряду критериев.
В ходе анализа намибыливыявлены общие тенденции, характеризующие новостную журналистику и
информационныежанрычелнинских печатных СМИ. Они следующие:
Новости являются ведущими разделами в челнинских газетах. Место, значимость, качество их новостного контента несомненно определяет тип издания.
Общественно-политические издания: «Челнинские известия» и
«Вечерние Челны» имеют более богатую и гармоничную палитру жанров новостной информации и более качественный новостной контент.Новостнойблок рекламно-информационного издания «Полезная газета» является менее качественным, наблюдается стагнация жанровой системы.
Г ородская пресса, как самый массовый сегмент российской периодики, более традиционна в плане использования жанров, чем федеральная и региональная. Но и в ней идет трансформация и перестройка новостных жанров.В «Полезной газете», «Вечерних Челнах», Приложении «Вести недели» «Челнинских известий» наблюдаются процессы диффузии, синтеза и взаимопроникновенияжанров новостной журналистики с другими видами жанров и информации.
В печатных версиях газет сокращается число активно используемых традиционных для российских СМИ жанровых форм, превалируют не объемные новостные статьи.Заметки являются главными носителями новостной информации. Они занимают более 60% от общего числа всех жанров новостного контента.
Информационное интервью и корреспонденции имеет среднюю популярность в местной прессе (от 2,5% до 12%). Отмечаем недооцененность жанров отчета и репортажа (от 0 до 5%).
В «Вечерних Челнах» и «Полезной газете» используются публикации, созданные в стиле инфотейнмента, «гибридных жанрах» и в так называемом “неопределенном” жанре (от 5 до 12% новостных текстах трудно определить жанр).Нами установлены причины невозможности жанрового опознания таких текстов.
Исследование композиционного уровня жанров новостной информации показало, что их структурная организация в основном подчинена классическим принципам построения. Они содержат: заголовок - лид - зачин - основную часть - концовку. Во всех газетах отсутствует хэдлайн (подзаголовок). Стандартные заметки в основном подаются в форме «жесткой» новости, построены по принципу «перевернутой пирамиды». Расширенные заметки построены по схеме «мягкой» новости». Фактологический ряд в них изложен в хронологическом порядке по принципу «устойчивой пирамиды».
Во всех газетах заметно своеобразие использования каждого компонента структуры, любимые виды информационных поводов; заголовков, лидов, заходов, концовок.
Диапазон новостей по географическому признаку в основном это локальные новости. Событие является главным предметом отображения новостей, освещаются разнообразные темы из разных сфер общественной жизни города.
В группе «лидеров» всех газет находятся темы: промышленности, бизнеса, криминальные новости, проблемыЖКХ, составляющие от 5 до 10% общего объёма новостной информации.
Слабо освещаются темы экономики, финансов,по молодежной тематике,общественнымдвижениям, партиям, искусству от 0 до 3%. Определены и другие недоработки газет:заметна зависимость изданий от власти, учредителей, рекламодателей, мало аналитичности, критики в публикациях; практикуется теневая, заказная информация и т.д.
На основании результатов исследования нами разработаны предложения по оптимизации жанров новостной информации и качества новостного контентаисследуемых газет. Они включают пять разделов, каждый содержит блок рекомендаций. Наиболее важные из них:
1. Регулярно диагностировать состояние жанров новостного контента своего издания.
2. Активней использовать в новостных блоках более богатую палитру
жанров: расширенные заметки, корреспонденции, отчеты, интервью.
«Челнинским известиям» расширить жанры в 8-полосных номерах. «Полезной газете» четко разграничивать новостную и рекламную или развлекательнуюинформацию в текстах и т.д.
3. Уменьшить количество новостных материалов,«Полезной газете» и «Вечерним Челнам», созданныхвстилеинфотейнмента, «гибридных» жанрах; всем изданиям - в так называемом «неопределенном» жанре.
4. Улучшать качество новостей: «Челнинским известиям» - активней использовать комментированный новостной контент, «Вечерним Челнам», снизить градус сенсационности и не переступать черту этичности. Всем газетам: увеличить долю проблемных, авторских и эксклюзивных материалов и т.д.
5. Монтажно-композиционное построение новостных текстов: смелее использовать разнообразный арсенал оперативных и информационных поводов; заголовков, лидов, заходов, концовок. Например:«Вечерним Челнам» реже практиковать заголовки с тяжелой семантикой, «Челнинским известиям» и «Полезной газете» делать заголовки более интересными, коннотационно-насыщенными, критичными и т.д.
6. Совершенствовать работу по поиску своей ниши и своего читателя: активней применять разнообразные способы распространения идоставки новостного контента до читателей: «Полезной газете» - за счет онлайн - версий, «Вечерним Челнам» - за счет социальныхмедиа, всем изданиям активизировать обратную связь с аудиторией и т.д.
Таким образом, наше исследование позволилона примере челнинской прессыраскрыть палитру информационных жанров в местных печатных СМИ. Считаем, что процесс трансформации жанровой картины данного сегмента не завершен, говорить о сформировавшейся новостнойжанровой системе преждевременно.
Если говорить о перспективах развития, то здесь сложно ожидать резкого изменения направленности, в ближайшее время выбор жанров в местной прессе останется неизменным, можно лишь рассчитывать на то, что сменятся способы доставки новостного контента газет до читателей.
Итоги исследованиямогут быть использованы редакциями печатных изданий г. Набережные Челны, других российских городов и сел и содержат перспективы дальнейшего более глубокого и всестороннего изучения проблемы использования новостных жанров в печатных СМИ.



1. Вечерние Челны:информационно-аналитическое, развлекательное, рекламное издание / учредитель ООО «Газета Вечерние Челны».- 1996. - Наб.Челны. - Еженед.
2015,№ 1 - 52.
2. Челнинские известия: городская газета / учредитель ОАО «Татмедиа». - 1930. -Наб. Челны. -Еженед.
2015, № 1 - 104.
3. Полезная газета: рекл. информ. издание / учредитель ООО «ПремьерПарк».
- 2009. - Наб. Челны. -Еженед.
2015, № 1 -47.
4. Иваницкий В.Л. [Электронный ресурс]: Основные направления в проблематике российской прессы: экономика (статья) / В.Л. Иваницкий Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text19/062.htm; (дата обращения: 27.03.2016).
5. Григорьев В. В. [Электронный ресурс]: Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития: отрасл. доклад / В.В.
Григорьев. -М., 2014. - 126 с. Режим gocTyna:http://www.sbo-
paper.ru/upload/pdf/2015 penodical оикрсРЦата обращения: 18.04.2016).
6. Корконосенко С.Г. [Электронный ресурс]: Основы творческой
деятельности журналиста / С.Г. Корконосенко. - СПб, 2000. - 272 с. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/58.htm (дата обращения: 13.02.2016).
7. СМИ в Набережных Челнах [Электронный ресурс]: on-line справочник Татарстана / Режим доступа: http://chelny.info/company/smi (дата обращения: 28.12.2015).
1. Акопов А. И. Периодические издания. Ростов-на-Дону, 1999;
2. Алексеев А. Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии // Вестник Московского государственного университета. Серия 10: Журналистика. 1998. № 3. с. 14-30;
3. Березин В.М. Массовые коммуникации: сущность, каналы, действия / В.
М. Березин. - М.: РИП-холдинг, 2003 - 174 с.;
4. Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е.Л. Вартанова. - М.: МедиаМир, 2013. - 280 с.;
5. Вартанова Е.Л. СМИ в меняющейся России / Е.Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 336 с.;
6. Васильева Л.А. Делаем новости! Учебное пособие / Л. А. Васильева. - М.: Аспект Пресс, 2003 - 190 с.;
7. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: учеб. пособие для вузов / С. М. Гуревич. - М.: Аспект пресс, 2004 - 287 с.;
8. ДзялошинскийИ.М., Дзялошинская М.И. Концепция современного периодического издания / И. М. Дзялошинский, М. И. Дзялошинская. -М.: МедиаМир, 2012 - 344с.;
9. Дзялошинский И.М. Медиапространство России: пробуждение Соляриса / И. М. Дзялошинский. - М.: АПК и НПРО, 2012;
10. Ершов Ю.М. Местная пресса выпадает из национальной медиасистемы России / Ю.М. Ершов // Журналист. Социальные коммуникации. - 2014. - №2. - С. 55;
11. Иванов В.К. Особенности региональной прессы современной России / В.К. Иванов // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 228-230;
12. Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные: учеб. пособие / А.Г. Качкаева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 200 с.;
13. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения / М. Н. Ким. - СПб.:Изд-воМихайлова В.А., 2001 - 135 с.;
14. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: подготовка и создание медиатек / А.Г. Киселев. - СПб.: Питер, 2011 - 400 с.;
15. Князев А.А.Энциклопедический словарь СМИ / А. А. Князев. -М.: КРСУ, 2002- 159с.;
16. Корконосенко С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2007 - 318 с.;
17. Колесниченко А.В. Зарубежные исследования аудитории прессы.Учебное пособие под ред. И.Д.Фомичевой / А. В. Колесниченко. - М.: МГУ, 2008 - 192 с.;
18. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. / А. В. Колесниченко. -Изд-воМоск.ун-та, 2008 - 192 с.;
19. Тулупов В.В. Региональная журналистика: сегодня и завтра / В.В.
Тулупов // Акценты. Новое в массовой коммуникации. - 2013. - Выпуск 1-2 (112-113). - С. 2-7;17. Лазутина Г.В. Жанры журналистского творчества / Г.В.
Лазутина, С.С. Распопова. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 320 с.;
20. Лазутина Г.В. Новостная журналистика в свете предметно-функционального подхода к дифференциации жанров / Г.В. Лазутина // Журналист. Социальные коммуникации. - 2014. - №1. - С. 82.;
21. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов, обуч. по специальности журналистика / Г. В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2004 -240 с.;
22. Лащук O.P. Редактирование информационных сообщений / О. Р. Лащук. - М.: Аспект Пресс, 2004 - 159 с.;
23. Лукина М.М. Интернет-СМИ: теория и практика: учеб. пособие / М.М. Лукина. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 348 с.;
24. Лукина М.М. Технология интервью учебное пособие для вузов / М. М. Лукина. -М.: Аспект Пресс, 2003- 191 с.;
25. Мельник Г.С.Основы творческой деятельности журналиста / С. Г. Мельник, А.Н. Тепляшина.СПб.: Питер, 2006.- 272 с.
26. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.-М.: Азбуковник, 1999- 944 с.;
27. Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке/ В. В. Орлова. - М.: Изд-во «РИП-холдинг», 2003- 168 с.;
28. Реснянская Л.Л. Газета для всей России. / Л.Л. Реснянская, И. Д. Фомичева. - М.: Икар, 1999- 232 с.;
29. Соловьев Г.М. Жанрообразующие факторы современного медиатекста: проблема верификации / Г.М. Соловьев // Вестн. Адыг. гос. ун-та. - Сер. Филология и искусствоведение. - 2010. - №3. - С. 106-109.;
30. Тертычный А.А.Жанры периодической печати: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / А. А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2002 - 320 с.;
31. Чигринская Л.Ф. Основы Журналистики /Л.Ф.Чигринская. - Тамбов: Изд- во Тамб. гос. тех. ун-та, 2001- 15 с.;
32. Шапшай Н.И. Новостные материалы в региональных СМИ: структурные и жанровые особенности (на примере анализа печатной прессы Владимирской области): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Н. И. Шапшай. - Москва, 2009-185с.;
33. Шкондин М.В. Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского М.: Аспект Пресс,2011- 393 с.;
34. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога / М. В. Шкондин. - М.: Пульс, 2002- 120 с.;
35. Шостак М.И. Журналистика новостей: вопросы технологии / М. И. Шостак. - М., 1996.;
36. Шостак М.И. Журналист и его произведение / М. И. Шостак. - М.: Гендальф, 1998 - 96 с.;
37. Шостак М.И. Репортер: Профессионализм и этика / М. И.
Шостак. - М.: РИП-холдинг, 2001- 165 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ