Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ТЕКСТ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ (Ю. ВЯЗЕМСКИЙ «СЛАДКИЕ ВЕСЕННИЕ БАККУРОТЫ. ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК», «ДЕТСТВО ПОНТИЯ ПИЛАТА. ТРУДНЫЙ ВТОРНИК», С. ЛУКЬЯНЕНКО «ИСКАТЕЛИ НЕБА»)

Работа №83953

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ТЕКСТА В РОМАНАХ Ю. ВЯЗЕМСКОГО 10
1.1. Дискурсивные практики реализации евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Сладкие Весенние баккуроты. Великий понедельник» 12
1.2. Жанровые стратегии репрезентации евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник» 24
ГЛАВА II. АВТОРСКИЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЕВАНГЕЛЬСКОГО
ТЕКСТА В РОМАНЕ С. ЛУКЬЯНЕНКО «ИСКАТЕЛИ НЕБА» 33
2.1. Стратегия демифологизации евангельского текста в дилогии С. Лукьяненко «Искатели неба» 33
2.1. Стратегия ремифологизации евангельского текста в дилогии С. Лукьяненко «Искатели неба» 42
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 52
3.1 Актуальность применения факультативных занятий на современном этапе образования 52
3.2. Задачи факультативных занятий по литературе, их роль в нравственно-духовном воспитании учащихся 56
3.3. Конспект факультативного занятия по литературе на тему «Евангельский сюжет в романе Ю. Вяземского «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74


Исторический и культурный пласт российской действительности начала XXI века характеризуется ярко выраженным драматизмом. Причиной тому служат предчувствие глобальной техногенной катастрофы, угроза терроризма, внутриполитическая раздробленность страны, недоверие к инициативам правящей власти в рамках внутренней и внешней политики, надежды на положительные модернизации государства. Реакция российской культуры выразилась в частотных обращениях к апокалиптическим, антиутопическим мотивам, которые активно реализовываются как в рамках кинематографа, компьютерных игр, так и в рамках художественной литературы.
Актуальность исследования объясняется тем, что в настоящее время весьма распространенным феноменом оказывается апокалиптический дискурс, являющий собой модель современного мышления. Апокалиптический дискурс оказывается встроенным в общекультурное текстовое поле и порождает множество разновидностей. Если на рубеже XIX - XX веков он порождает эсхатологически ориентированные тексты, примером которых может служить «Закат Европы» О. Шпенглера, то последний рубеж ознаменован появлением такой его разновидности, как постапокалиптический дискурс, реализуемый Ф. Фукуямой в «Конце истории».
В отличие от эсхатологического содержания апокалиптическрого дискурса постапокалиптический дискурс предполагает ситуацию завершенности интеллектуальной истории, имеющей метанарративную основу; причем, деконструкции подвергается как идеологическая ветвь интеллектуальной истории, так и культурная ветвь. Постапокалиптический дискурс реализуется в разнообразных художественных формах и имеет различные художественные интерпретации.
Вариативность репрезентации постапокалиптического дискурса в литературе задает его функционирование преимущественно в двух своих разновидностях: с одной стороны, в рамках активизации антиутопической жанровой стратегии, с другой, посредством интерпретации евангельского текста, в том числе и темы Второго Пришествия. Реализация этого происходит на разных уровнях литературного процесса, затрагивая как массовую литературу, миддл-литературу, так и литературу элитарную. Среди произведений, авторы которых обращаются к евангельскому дискурсу, можно выделить такие, как роман В. Аджалова «И он пришел», дилогию С. Лукьяненко «Искатели неба», роман А. Слаповского «Первое Второе пришествие», романы Ю. Вяземского «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник» и «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник», роман- апоркиф Э. Бутина «Се человек», роман В. Короткевича «Христос приземлился в Гродно» и др.
Степень изученности проблемы. Функционирование евангельского дискурса подробно изучается в современном литературоведении. Ю.В. Рыжов в своем исследовании «Новая религиозность в культуре и искусстве» (2006) уделяет внимание взаимоотношению различных подсистем культуры и религии, отмечает особенности массовой культуры и современного искусства и довольно подробно рассматривает религиозность в массовой культуре и современном искусстве. Л.Н. Митрохин в работе «Религия и культура» (2000) также отмечает значительность влияния религии на культурное пространство, а в главе «Научное знание и религия на рубеже XXI века» особое внимание уделяет именно росту интереса к религиозной вере в ситуации рубежности. Работа украинского исследователя А.Е. Нямцу «Идеи и образы Нового Завета в мировой литературе» (1999), наиболее целостная и объемная работа в советской, постсоветской и российских традициях, посвященная художественным текстам о евангельских событиях. Примечателен также труд А.В. Татаринова «Художественные тексты о евангельских событиях: жанровая природа, нравственная философия и проблемы рецепции» (2006), посвященный изучению произведений, в которых новозаветная история представляется сюжетом рассказов, повестей или романов. Нельзя не отметить отдельные статьи из интернет- журнала «Фома», авторы которых рассуждают о возможности и необходимости существования романа о Христе в литературном пространстве, а также о том, какую роль играют такие произведения в нашей жизни.
При этом основное внимание исследователей привлекает круг текстов, так или иначе связанных с сакральным текстом, например, романы Э. Шмитта «Евангелие от Пилата», Я. Добрачиньского «Евангелие от Никодима», повесть Л. Андреева «Иуда Искариот», «Братья Аримафейские» М. Арцыбашева, «Иисус Неизвестный» Д. Мережковского, «Путь Христа» Ю. Кузнецова и другие тексты. Наше внимание в данной работе сосредоточено на романах Ю. Вяземского («Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник» и «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник») и С. Лукьяненко (дилогия «Искатели Неба»).
Новизна данной работы связана с рассмотрением специфики функционирования апокалиптического дискурса в прозе рубежа XX - XXI веков.
Материалом исследования являются два романа Ю. Вяземского - «Сладкие Весенние баккуроты. Великий понедельник» и «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник», а также дилогия С. Лукьяненко «Искатели неба», состоящая из романов «Холодные берега» и «Близится утро». Выбор материала мотивируется именно сочетанием литературы разных уровней: миддл-литература (романы Ю. Вяземского) и литература массовая (дилогия С. Лукьяненко).
Объектом исследования является евангельский дискурс, одной из форм художественного воплощения которого становится тема Второго пришествия и сюжетное обращение к евангельскому тексту. Введение в сюжетную канву литературы XXI века ситуации конца истории провоцирует, как уже отмечалось, появление апокалиптического дискурса, который, в свою очередь, реализуется через тему Второго пришествия или через прием активного использования евангельского текста. Некоторые авторы начинают не просто использовать евангельский сюжет, а кардинальным образом изменять, интерпретировать его. Примером тому может служить дилогия С. Лукьяненко «Искатели неба», в которой автор совершенно по- новому обыгрывает евангельский текст, представляя нам сюжет второго пришествия, активно используя жанр альтернативной истории.
В романах цикла «Сладкие весенние баккуроты» Ю. Вяземского ситуация совершенно иная. Вяземский, как человек верующий и воцерковленный, не может оставить за собой права кардинально изменять Евангельский текст, он лишь отказывается от вещей, подробно прописанных в Евангелие, и идет через акцентирование всех маргинальных граней героев романа, тем самым внося ясность в Евангельский сюжет.
Предметом исследования является специфика функционирования апокалиптического дискурса в литературе рубежа эпох.
Основная цель исследования заключается в рассмотрении особенностей функционирования евангельского текста в произведениях русской литературы конца XX - начала XIX веков.
Цель, в свою очередь, обусловливает постановку конкретных задач:
1. Проанализировать художественную интерпретацию евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник»;
2. Раскрыть дискурсивные практики в романе Ю. Вяземского «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник»;
3. Выявить смыслообразующую роль жанровых стратегий в романе Ю. Вяземского «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник»;
4. Рассмотреть структурообразующую функцию текста Евангелия в романе Ю. Вяземского «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник»;
5. Определить специфику трансформации евангельского текста в дилогии С. Лукьяненко «Искатели неба» в контексте темы Второго пришествия;
6. Создать методические рекомендации для организации факультатива по литературе в старших классах, направленного на воспитание духовных и нравственных ценностей у современных школьников.
Методологическую основу данной работы составляют структурно-семантические исследования (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров и др.), работы, посвященные рассмотрению специфики функционирования конфессионального кода в русской литературе (И.А. Есаулов, С.Г. Семенова и др.), а также исследования апокалиптического и эсхатологического дискурсов и их преломления в художественном тексте (Ф.Н. Петров, С. Фомин, И. А. Ткаченко, А. В. Бочаров и др.). Основной метод исследования - структурно-семантический.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она может послужить основой для дальнейших исследований заданной тематики .
Практическая значимость заключается в возможном ориентировании проведенных исследований на школьную аудиторию, а именно организации факультатива в старших классах, посвященного воспитанию нравственных и духовных ценностей у учащихся. Работа также может быть направлена на расширение читательского кругозора и может помочь в формировании читательской ориентации у школьников.
Результаты данной квалификационной работы были апробированы на международных и университетских научных и научно-образовательных конференциях:
1. «Современная филология» III Международная научная конференция (г. Уфа, июнь 2014) Секция № 4. Художественная литература.
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года.
3. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2016 года.
4. XV Молодёжная международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Наука XXI века: новый подход».
Помимо этого итоги исследования отражены в следующих публикациях:
1. Наумова С.С. Специфика функционирования евангельского текста в дилогии С.Лукьяненко «Искатели неба»/Современная филология: материалы III Международной научной конференции (г. Уфа, июнь 2014) - Уфа: Лето, 2014. - С. 64-67
2. Наумова С.С. Художественная интерпретация евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Великий понедельник. Сладкие весенние баккуроты»/Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года: сборник статей - Казань: Изд. Казан. Ун-т, т. 4, 2015. - С. 69-72
3. Наумова С.С. Стратегии репрезентации евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник»/ Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. статей V Междунар. науч. конф. молодых ученых (12 февраля 2016 г.) - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016. - С. 302-309
4. Наумова С.С. Художественная интерпретация евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Великий понедельник. Сладкие весенние баккуроты»/Новый Университет: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук 2015, № 6¬7 (51-52) - Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2015. - С. 76-82.
Структура работы. Выпускное квалификационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Во введении отражены актуальность, новизна, цели и задачи исследования, а также практическая и теоретическая значимость.
В первой главе основное внимание уделяется художественной интерпретации евангельского текста в романах Ю. Вяземского; рассмотрению дискурсивных практик в романе «Сладкие Весенние баккуроты. Великий понедельник» и исследованию жанровых стратегий как формы художественной реинтерпретации евангельского текста в романе «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник».
Во второй главе рассматривается специфика функционирования евангельского текста в дилогии С. Лукьяненко «Искатели неба», в которой активно используется формат альтернативной истории и тема Второго пришествия.
Третья глава содержит методические рекомендации для проведения факультатива по литературе в старших классах на тему «Поиск нравственного идеала в современной русской литературе», а так же конспект одного занятия в рамках данного факультатива.
В заключении подводятся основные итоги исследования

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Активизация эсхатологического содержания постапокалиптического дискурса на современном этапе литературного процесса задает его активное функционирование в рамках художественной интерпретации евангельского текста. Исторический и социокультурный пласт современной действительности, носящий отпечаток войн, угрозы терроризма, глобального кризиса и т.д., понуждает современного человека к поискам «защитных» механизмов, заключающихся в отторжении действительности (эскапизме), рефлексии, а также обращению к религиозному контексту. Результатом последнего становится достаточно обширное включение конфессионального кода в современную русскую литературу в самых разных его вариантах, в том числе и в рамках реинтерпретации евангельского текста.
Функционирование евангельского текста на современном этапе развития литературы является частотным и обширным приемом и захватывает различные уровни литературы - как литературу элитарную, миддл-литературу, так и литературу, рассчитанную на массового читателя. При всех различиях можно говорить также и об общих компонентах, которые определяют функционирование текста Евангелия.
Если в конце XIX и первой половине ХХ веков евангельский текст в основном становился формой реализации авторских смыслов, прежде всего построения культурного или экзистенциального мифов, то на рубеже XX - XXI веков он гораздо чаще обнаруживает связь с собственно конфессиональным дискурсом, практически независимо от мировоззренческих установок самих авторов. Это в равной степени характерно как для романов Ю. Вяземского, так и для дилогии С. Лукьяненко.
Конфессиональный код в структуре евангельского текста может быть реализован открыто, как, например, в романах Ю. Вяземского, так и получать более опосредованное воплощение, что характерно для дилогии С. Лукьяненко, демонстрирующей обращение к жанровому формату альтернативной истории и теме Второго Пришествия. Связь с конфессиональным дискурсом мотивируется попыткой обретения новой системы ценностей.
Идея внутренней однородности евангельского текста, что составляет конфессиональную основу, наблюдается у обоих авторов. В романах Ю. Вяземского это происходит через восстановление и разыгрывание традиционных евангельских идиом в романе «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник», а также структурообразующую роль евангельского текста в романе «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник». В дилогии С. Лукьяненко «Искатели Неба» обращение к тексту Евангелия происходит через активизацию темы Второго Пришествия. Апелляция к сюжетным основам и тексту Евангелия является для данных авторов способом преодоления эсхатологических постапокалиптических настроений современности и задает миромоделирующую и структурирующую функции.
Вместе с тем формы художественной репрезентации евангельского текста оказываются вариативны. Ими могут быть авторские жанровые стратегии, активизация сюжетов Первого и Второго Пришествия, а также дискурсивные практики. Реализация авторских жанровых стратегий и дискурсивных практик активно реализуются в романах Ю. Вяземского. Так, в романе «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник» религиозный дискурс представлен автором в неизмененной коннотации - Ю. Вяземским акцентированы моменты, которые в сакральном тексте подробно не прописаны, на первый план выдвигаются апостольские образы, изображение которых в тексте Евангелия редуцировано. Собственно евангельский текст раскрывается с трех точек зрения: апостольской, фарисейской и представителей римской власти Иудеи, формирующих три дискурсивные практики: духовно-эзотерическую, историографическую и идеологическую.
В романе «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник» евангельский текст репрезентирован через автобиографический дискурс, включающее модель романа воспитания и исторический нарратив. Собственно текст Евангелия выполняет здесь структурообразующую функцию, когда притчи из Евангелия, вынесенные в начало каждой из частей романа, задают реализацию духовного пути героя через обращение к провиденциальным смыслам христианского толка.
В дилогии С. Лукьяненко евангельский текст раскрывается темой Первого и Второго пришествия, когда сюжетно обыгрывается ситуация Первого пришествия, активизируя жанровый формат альтернативной истории. Обыгрывая тему Первого пришествия С. Лукьяненко формирует представление о внутреннем неблагополучии мира, деконструируя традиционный евангельский текст. Это в свою очередь приводит к активизации темы Второго пришествия, через который религиозный миф может быть выстроен заново и разрешить негативную концепцию мира дилогии.
Перспективой исследования может стать рассмотрение постапокалиптического дискурса в русской современной литературе в его связи с конфессиональным кодом.



1. Вяземский Ю. Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник. - М.: РИПОЛ классик, 2008 - 413 с.
2. Вяземский Ю. Детство Понтия Пилата. Трудный вторник. 2009 [Эл. Ресурс] // URL:http://www.e-reading.club/book.php?book=126233(Дата обращения 15.05.2016)
3. Лукьяненко С. Холодные берега. 1999 [Электронный ресурса/URL: http://www.rulit.net/books/holodnye-berega-dalekie-berega-read-162788-1.html (Дата последнего обращения: 25.05.2016)
4. Лукьяненко С. Близится утро. 2000 [Электронный ресурс ф/URL: http://www.rulit.net/books/blizitsya-utro-litres-read-162785-1.html(Дата последнего обращения: 25.05.2016)
5. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Казань: Татарское
книгоиздательство, 1989. 368 с.
6. Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс] // URL:http://www.patriarchia.ru/bible/mf(Дата последнего обращения: 23.05.2015)
7. Евангелие от Марка. [Эл. ресурс] // URL:http://www.patriarchia.ru/bible/ mk (Дата обращения: 23.12.2015).
8. Евангелие от Иоанна. [Эл. ресурс] // URL:http://www.patriarchia.ru/bibl e/jn (Дата обращения: 23.12.2015).
Научно-теоретическая литература
1. Ахметова Г.Д. Эсхатологические традиции в современной русской прозе // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение. 2014. №4 (40) С.6-13.
2. Балашова Е. Ю. Концептуальное поле как основа моделирования дискурса (на материале текста Евангелия) // Фундаментальные исследования.
2013. №4-2 С.503-506.
3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407
4. Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.-С. 72-233.
5. Бочаров А.В., Буркин С.В. Актуальность изучения эсхатологического мышления как фактора исторического процесса и феномена исторического сознания // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. №371.
6. Бочаров, С. Г. О религиозной филологии / Бочаров С.Г. // Сюжеты русской литературы. - М.: Языки славянской культуры. - С. 585-600
7. Есаулов И.А. Евангельский текст в русской культуре и современная наука // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск: ПетрГУ ; СПб., 2011. 408 с.
8. Золотухина О.Ю. Особенности изучения проблемы «Христианство и русская литература» в современной российской филологии.// «Христианство и русская литература». Красноярск, 2010.
9. Лихина Н. Г. Эсхатологический дискурс современной литературы // Вестник БФУ им. И. Канта. 2006. №8 С.66-72.
10. Лотман, Ю.М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция / Ю. М. Лотман // Избранные статьи: В 3 т. - Т. 3. - Таллинн «Александра», 1993. - С. 127-137.
11. Миненко Г.Н., Рябчевская Ж.А. О специфике эсхатологизма в русской культуре // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. №26 С.102-111.
12. Нямцу А.Е. Идеи и образы Нового Завета в мировой литературе. - Черновцы: Рута, 1999. - 326 с
13. Пелипенко А.А. Проклятье «Русской матрицы» // Власть. 2014. №2 С.17-20.
14. Петров Ф.Н. Эсхатология: философско-религиозный анализ
(исторический аспект): автореф. дис. канд. философ, наук / Ф.Н. Петров; Екантер.гос.ун-т. Екатеринбург, 2001. - 24 с.
15. Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. - М.: Смысл, 2006. - 328 с.
16. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. СПб.: Ювента, Прогресс, Культура, 1995.
17. Фомин С. Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии / С. Фомин. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1993.-382 с.
18. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. Москва, 2005: АСТ, Ермак. — 588 с.
19. Шелудченко Д.А. Утопия и эсхатология: два типа философского предвидения // Известия ТПУ. 2013. №6 С.104-109.
20. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории // Пер. с нем. Т. 1. М.: Мысль. 1993.
21. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории // Пер. с нем. Т. 2. М.: Мысль, 1998.
Научно-критическая литература
1. Вяземский Ю. П.: Церковь нуждается в возрождении // Российская газета - Федеральный выпуск № 4596, февраль, 2008 г.
2. Гаврилова А. О романе-искушении Юрия Вяземского «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник» // Современный роман: русский и зарубежный (сборник статей) / Под ред. А.В. Татаринова. Краснодар: ZARLIT, 2010. - С. 61-69
3. Есаулов И.А. Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. Вып. 11: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 8. - 460 с.
4. Наумова С.С. Специфика функционирования евангельского текста в дилогии С.Лукьяненко «Искатели неба»/Современная филология: материалы III Международной научной конференции (г. Уфа, июнь 2014) - Уфа: Лето, 2014. - С. 64-67
5. Наумова С.С. Художественная интерпретация евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Великий понедельник. Сладкие весенние баккуроты»/Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года: сборник статей - Казань: Изд. Казан. Ун-т, т. 4, 2015. - С. 69-72
6. Наумова С.С. Стратегии репрезентации евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник»/ Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. статей V Междунар. науч. конф. молодых ученых (12 февраля 2016 г.) - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016. - С. 302-309
7. Наумова С.С. Художественная интерпретация евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Великий понедельник. Сладкие весенние баккуроты»/Новый Университет: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук 2015, № 6-7 (51-52) - Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2015. - С. 76-82.
8. Неёлов Е.М. Христианская традиция в русской фантастической литературе XX - начала XXI века // Проблемы исторической поэтики. 2011. №9 С.379-388.
9. Пращерук Н. В. Роман-искушение Ю. Вяземского «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник»: специфика жанровой номинации / Н. В. Пращерук // Дергачевские чтения - 2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций: материалы IX Междунар. науч. конф. — Екатеринбург, 2009. — Т. 2. — С. 209¬214.
10. Пашигорев В. Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVIII - XX веков / Под ред. Хорошухина Е. М. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. - 144 с.
11. Татаринов А. В. Художественные тексты о евангельских событиях: жанровая природа, нравственная философия и проблемы рецепции. Краснодар, "Перспективы образования", 2006. - 161 с.
Научно-методическая литература
1. Альбеткова Р.И., Герке С.Г., Гладкая Л.Б. и др. Активные формы преподавания литературы: лекции и семинары на уроках в ст. классах. Сост. Р.И. Альбеткова. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.
2. Бердяев Н.А. Воспитание человека и нравственный идеал. //
Педагогика -1993 № 1.
3. Буданцова А.А. Духовно-нравственный потенциал религии в формировании эмпатической культуры современных школьников // Вестник ЧГПУ. 2010. №07 С.25-35.
4. Данелюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011
5. Данелюк А. Я., Кондаков А. М. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. М., 2008
6. Доманский В. А. Факультативные занятия по русской литературе в 11 классе. - Киев, 1990
7. Куликова, С. Литературное творчество как средство самовыражения и воспитания художественного вкуса читателей школьной библиотеки // Школьная библиотека - 2001. - №2. - С. 22-24.
8. Мальцев В. А.. Основы нравственности. Р-н/Д.: Феникс, 2009.
9. Метлик И. В. Воспитательный потенциал стандартов общего образования и задачи формирования духовно-нравственных ценностей учащихся общеобразовательной школы // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2008. №8 С.140-146.
10. Метлик И. Н.. Изучение религий и воспитание в школе: законодательство Российской Федерации. // Педагогика. 2008, №5.
11. Ю. Ю. Булычев, Ю. А. Рябов. Духовные основы истории русской культуры. СПб.: Просвещение, 2007.
12. Яковлев Е.. Искусство и мировые религии. М., 1977
Справочная и учебная литература
1. Галицкая И. Н., Метлик И. В. Новые религиозные культы и школа: Пособие для руководителей образования и учителей / Издательская серия «Библиотека журнала «Директор школы»: Выпуск №2, 2001.
2. Информационное письмо МО РФ «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» №47/20-11п от ФЗ 19.03.1993
3. Культурология. Основы теории и истории культуры. Под ред. И.Ф.Кефели., С.П.,1996.
4. Методика преподавания литературы: Уч. для студентов пед. ин-тов по спец-ти №2101 “Русский язык и литература” Под ред. З.Я. Рез. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985. - 368с.
5. Маранцман, В.Г. Методика преподавания
литературы. // В.Г. Маранцман - М.: Просвещение, 1995. - 261 с.
6. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994
7. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум:
Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Автор-составитель Б.А. Ланин. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 384 с.
8. Министерство общего и профессионального образования РФ. Программы для общеобр. Учреждений. Литература 1-11 классы. / под ред. В.Г.Городецкого, Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 1997. - 96с.
9. Панина Т. С.. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие. М.: Академия, 2006.
10. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В. С. Кукушина. М.: МарТ, 2006.
11. Программа для общеобразовательных учреждений под ред. Курдюмовой Т.Ф. (5-11 классы, ДРОФА, М., 2005)
12. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово», 2009.
13. Социология: Учебное пособие / Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2001. - 2-е изд. перераб. и доп. - 338 с.
14. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. - М.: Высшая школа, 1999. - 398с.
Интернет-ресурсы
1. Буданцова А.А. Проблема формирования эмпатической культуры школьников в трудах отечественных педагогов // Сибирский педагогический журнал. 2009. №8. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/probl ema-formirovaniya-empaticheskoy-kultury-shkolnikov-v-trudah-otechestvennyh- pedagogov (дата обращения: 14.05.2016).
2. Гурболиков В. Евангелие как предмет литературы. Фома. - 2008. - № 2/58. [Электронный ресурс] http://foma.ru/evangelie-kak-predmet-literaturyi.html(Дата обращения 14.05.2016)
3. Гурболиков В. Художник и тайна. Фома. - 2008. - № 1/58.
[Электронный ресурс]//URL:http://foma.ru/xudozhnik-i-tajna.html (Дата обращения: 09.04.2016)
4. Жуковская Е.Н. Дидактические аспекты организации
факультативов. [Электронный ресурса/URL: http://festival.1september.ru/articles/594252/ (Дата обращения: 09.06.2016)
5. Захаров В. Н. Русская литература и христианство // Проблемы
исторической поэтики. 1994. №3. [Электронный ресурс] // URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/russkaya-literatura-i-hristianstvo(дата обращения: 14.06.2016)
6. Ильин, А. Н. Предчувствие глобализации. [Электронный ресурс] // URL:http://www.rikmosgu.ru/publications/3559/4310/(Дата обращения: 29.05.2016)
7. Концепция духовно-нравственного воспитания Российских школьников (ФГОС Общего образования). [Электронный ресурс] // URL: http://kpfu.ru/docs/F1162245013/koncepciya.duhovno_nravstvennogo.razvitiya.pdf(Дата обращения 12.05.2016)
8. Ланин Б. А. Современная литература в школе XXI века // Проблемы
современного образования. 2010. №5. [Электронный ресурса/URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-literatura-v-shkole-xxi-veka (Дата обращения: 21.05.2016).
9. Маранцман В.Г. (ред.) Русская литература последних десятилетий. [Электронный ресурса/URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_ Rus_liter_11kl/index.html (Дата обращения: 1.05.2016)
10. Митрохин Л.Н. Религия и культура (Философские очерки). [Электронный ресурс] // URL: http://iph.ras.ru/elib/Mitrokhin.html(Дата обращения 18.05.2016)
11. Семенова С.Г. Глаголы вечной жизни: евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия. [Электронный ресурс] // URL: http://www.nffedorov.ru/texts/GVZ.pdf(Дата обращения - 1.05.2016)
12. Стрелец Л.И. Актуализация жанрового аспекта изучения
литературного произведения в школе. [Электронный ресурс] //
URL: http://www.cspu.ru/uchenomu/magazines/2009_8.pdf (Дата обращения
11.05.2016)
13. Федорчук Е. И. Все могло бы быть по-другому. [Электронный
ресурс] // URL: http: //www.katlyric.narod.ru/review2. htm (Дата обращения: 30.04.2016)
14. Франс А. Прокуратор Иудеи. [Электронный ресурс] // URL: http://frans.krossw.ru/html/frans-pl01_prokurator-ls_1.html
15. Шилина Е.В. Сказочное и мифологическое в творчестве С. Лукьяненко. [Электронный ресурс]//URL:http://www.s3000.narod.ru/krot2007063002.htm (Дата обращения: 30.04.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ