ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ТЕКСТ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ (Ю. ВЯЗЕМСКИЙ «СЛАДКИЕ ВЕСЕННИЕ БАККУРОТЫ. ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК», «ДЕТСТВО ПОНТИЯ ПИЛАТА. ТРУДНЫЙ ВТОРНИК», С. ЛУКЬЯНЕНКО «ИСКАТЕЛИ НЕБА»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ТЕКСТА В РОМАНАХ Ю. ВЯЗЕМСКОГО 10
1.1. Дискурсивные практики реализации евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Сладкие Весенние баккуроты. Великий понедельник» 12
1.2. Жанровые стратегии репрезентации евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник» 24
ГЛАВА II. АВТОРСКИЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЕВАНГЕЛЬСКОГО
ТЕКСТА В РОМАНЕ С. ЛУКЬЯНЕНКО «ИСКАТЕЛИ НЕБА» 33
2.1. Стратегия демифологизации евангельского текста в дилогии С. Лукьяненко «Искатели неба» 33
2.1. Стратегия ремифологизации евангельского текста в дилогии С. Лукьяненко «Искатели неба» 42
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 52
3.1 Актуальность применения факультативных занятий на современном этапе образования 52
3.2. Задачи факультативных занятий по литературе, их роль в нравственно-духовном воспитании учащихся 56
3.3. Конспект факультативного занятия по литературе на тему «Евангельский сюжет в романе Ю. Вяземского «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ТЕКСТА В РОМАНАХ Ю. ВЯЗЕМСКОГО 10
1.1. Дискурсивные практики реализации евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Сладкие Весенние баккуроты. Великий понедельник» 12
1.2. Жанровые стратегии репрезентации евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник» 24
ГЛАВА II. АВТОРСКИЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЕВАНГЕЛЬСКОГО
ТЕКСТА В РОМАНЕ С. ЛУКЬЯНЕНКО «ИСКАТЕЛИ НЕБА» 33
2.1. Стратегия демифологизации евангельского текста в дилогии С. Лукьяненко «Искатели неба» 33
2.1. Стратегия ремифологизации евангельского текста в дилогии С. Лукьяненко «Искатели неба» 42
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 52
3.1 Актуальность применения факультативных занятий на современном этапе образования 52
3.2. Задачи факультативных занятий по литературе, их роль в нравственно-духовном воспитании учащихся 56
3.3. Конспект факультативного занятия по литературе на тему «Евангельский сюжет в романе Ю. Вяземского «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
Исторический и культурный пласт российской действительности начала XXI века характеризуется ярко выраженным драматизмом. Причиной тому служат предчувствие глобальной техногенной катастрофы, угроза терроризма, внутриполитическая раздробленность страны, недоверие к инициативам правящей власти в рамках внутренней и внешней политики, надежды на положительные модернизации государства. Реакция российской культуры выразилась в частотных обращениях к апокалиптическим, антиутопическим мотивам, которые активно реализовываются как в рамках кинематографа, компьютерных игр, так и в рамках художественной литературы.
Актуальность исследования объясняется тем, что в настоящее время весьма распространенным феноменом оказывается апокалиптический дискурс, являющий собой модель современного мышления. Апокалиптический дискурс оказывается встроенным в общекультурное текстовое поле и порождает множество разновидностей. Если на рубеже XIX - XX веков он порождает эсхатологически ориентированные тексты, примером которых может служить «Закат Европы» О. Шпенглера, то последний рубеж ознаменован появлением такой его разновидности, как постапокалиптический дискурс, реализуемый Ф. Фукуямой в «Конце истории».
В отличие от эсхатологического содержания апокалиптическрого дискурса постапокалиптический дискурс предполагает ситуацию завершенности интеллектуальной истории, имеющей метанарративную основу; причем, деконструкции подвергается как идеологическая ветвь интеллектуальной истории, так и культурная ветвь. Постапокалиптический дискурс реализуется в разнообразных художественных формах и имеет различные художественные интерпретации.
Вариативность репрезентации постапокалиптического дискурса в литературе задает его функционирование преимущественно в двух своих разновидностях: с одной стороны, в рамках активизации антиутопической жанровой стратегии, с другой, посредством интерпретации евангельского текста, в том числе и темы Второго Пришествия. Реализация этого происходит на разных уровнях литературного процесса, затрагивая как массовую литературу, миддл-литературу, так и литературу элитарную. Среди произведений, авторы которых обращаются к евангельскому дискурсу, можно выделить такие, как роман В. Аджалова «И он пришел», дилогию С. Лукьяненко «Искатели неба», роман А. Слаповского «Первое Второе пришествие», романы Ю. Вяземского «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник» и «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник», роман- апоркиф Э. Бутина «Се человек», роман В. Короткевича «Христос приземлился в Гродно» и др.
Степень изученности проблемы. Функционирование евангельского дискурса подробно изучается в современном литературоведении. Ю.В. Рыжов в своем исследовании «Новая религиозность в культуре и искусстве» (2006) уделяет внимание взаимоотношению различных подсистем культуры и религии, отмечает особенности массовой культуры и современного искусства и довольно подробно рассматривает религиозность в массовой культуре и современном искусстве. Л.Н. Митрохин в работе «Религия и культура» (2000) также отмечает значительность влияния религии на культурное пространство, а в главе «Научное знание и религия на рубеже XXI века» особое внимание уделяет именно росту интереса к религиозной вере в ситуации рубежности. Работа украинского исследователя А.Е. Нямцу «Идеи и образы Нового Завета в мировой литературе» (1999), наиболее целостная и объемная работа в советской, постсоветской и российских традициях, посвященная художественным текстам о евангельских событиях. Примечателен также труд А.В. Татаринова «Художественные тексты о евангельских событиях: жанровая природа, нравственная философия и проблемы рецепции» (2006), посвященный изучению произведений, в которых новозаветная история представляется сюжетом рассказов, повестей или романов. Нельзя не отметить отдельные статьи из интернет- журнала «Фома», авторы которых рассуждают о возможности и необходимости существования романа о Христе в литературном пространстве, а также о том, какую роль играют такие произведения в нашей жизни.
При этом основное внимание исследователей привлекает круг текстов, так или иначе связанных с сакральным текстом, например, романы Э. Шмитта «Евангелие от Пилата», Я. Добрачиньского «Евангелие от Никодима», повесть Л. Андреева «Иуда Искариот», «Братья Аримафейские» М. Арцыбашева, «Иисус Неизвестный» Д. Мережковского, «Путь Христа» Ю. Кузнецова и другие тексты. Наше внимание в данной работе сосредоточено на романах Ю. Вяземского («Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник» и «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник») и С. Лукьяненко (дилогия «Искатели Неба»).
Новизна данной работы связана с рассмотрением специфики функционирования апокалиптического дискурса в прозе рубежа XX - XXI веков.
Материалом исследования являются два романа Ю. Вяземского - «Сладкие Весенние баккуроты. Великий понедельник» и «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник», а также дилогия С. Лукьяненко «Искатели неба», состоящая из романов «Холодные берега» и «Близится утро». Выбор материала мотивируется именно сочетанием литературы разных уровней: миддл-литература (романы Ю. Вяземского) и литература массовая (дилогия С. Лукьяненко).
Объектом исследования является евангельский дискурс, одной из форм художественного воплощения которого становится тема Второго пришествия и сюжетное обращение к евангельскому тексту. Введение в сюжетную канву литературы XXI века ситуации конца истории провоцирует, как уже отмечалось, появление апокалиптического дискурса, который, в свою очередь, реализуется через тему Второго пришествия или через прием активного использования евангельского текста. Некоторые авторы начинают не просто использовать евангельский сюжет, а кардинальным образом изменять, интерпретировать его. Примером тому может служить дилогия С. Лукьяненко «Искатели неба», в которой автор совершенно по- новому обыгрывает евангельский текст, представляя нам сюжет второго пришествия, активно используя жанр альтернативной истории.
В романах цикла «Сладкие весенние баккуроты» Ю. Вяземского ситуация совершенно иная. Вяземский, как человек верующий и воцерковленный, не может оставить за собой права кардинально изменять Евангельский текст, он лишь отказывается от вещей, подробно прописанных в Евангелие, и идет через акцентирование всех маргинальных граней героев романа, тем самым внося ясность в Евангельский сюжет.
Предметом исследования является специфика функционирования апокалиптического дискурса в литературе рубежа эпох.
Основная цель исследования заключается в рассмотрении особенностей функционирования евангельского текста в произведениях русской литературы конца XX - начала XIX веков.
Цель, в свою очередь, обусловливает постановку конкретных задач:
1. Проанализировать художественную интерпретацию евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник»;
2. Раскрыть дискурсивные практики в романе Ю. Вяземского «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник»;
3. Выявить смыслообразующую роль жанровых стратегий в романе Ю. Вяземского «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник»;
4. Рассмотреть структурообразующую функцию текста Евангелия в романе Ю. Вяземского «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник»;
5. Определить специфику трансформации евангельского текста в дилогии С. Лукьяненко «Искатели неба» в контексте темы Второго пришествия;
6. Создать методические рекомендации для организации факультатива по литературе в старших классах, направленного на воспитание духовных и нравственных ценностей у современных школьников.
Методологическую основу данной работы составляют структурно-семантические исследования (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров и др.), работы, посвященные рассмотрению специфики функционирования конфессионального кода в русской литературе (И.А. Есаулов, С.Г. Семенова и др.), а также исследования апокалиптического и эсхатологического дискурсов и их преломления в художественном тексте (Ф.Н. Петров, С. Фомин, И. А. Ткаченко, А. В. Бочаров и др.). Основной метод исследования - структурно-семантический.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она может послужить основой для дальнейших исследований заданной тематики .
Практическая значимость заключается в возможном ориентировании проведенных исследований на школьную аудиторию, а именно организации факультатива в старших классах, посвященного воспитанию нравственных и духовных ценностей у учащихся. Работа также может быть направлена на расширение читательского кругозора и может помочь в формировании читательской ориентации у школьников.
Результаты данной квалификационной работы были апробированы на международных и университетских научных и научно-образовательных конференциях:
1. «Современная филология» III Международная научная конференция (г. Уфа, июнь 2014) Секция № 4. Художественная литература.
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года.
3. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2016 года.
4. XV Молодёжная международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Наука XXI века: новый подход».
Помимо этого итоги исследования отражены в следующих публикациях:
1. Наумова С.С. Специфика функционирования евангельского текста в дилогии С.Лукьяненко «Искатели неба»/Современная филология: материалы III Международной научной конференции (г. Уфа, июнь 2014) - Уфа: Лето, 2014. - С. 64-67
2. Наумова С.С. Художественная интерпретация евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Великий понедельник. Сладкие весенние баккуроты»/Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года: сборник статей - Казань: Изд. Казан. Ун-т, т. 4, 2015. - С. 69-72
3. Наумова С.С. Стратегии репрезентации евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник»/ Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. статей V Междунар. науч. конф. молодых ученых (12 февраля 2016 г.) - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016. - С. 302-309
4. Наумова С.С. Художественная интерпретация евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Великий понедельник. Сладкие весенние баккуроты»/Новый Университет: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук 2015, № 6¬7 (51-52) - Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2015. - С. 76-82.
Структура работы. Выпускное квалификационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Во введении отражены актуальность, новизна, цели и задачи исследования, а также практическая и теоретическая значимость.
В первой главе основное внимание уделяется художественной интерпретации евангельского текста в романах Ю. Вяземского; рассмотрению дискурсивных практик в романе «Сладкие Весенние баккуроты. Великий понедельник» и исследованию жанровых стратегий как формы художественной реинтерпретации евангельского текста в романе «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник».
Во второй главе рассматривается специфика функционирования евангельского текста в дилогии С. Лукьяненко «Искатели неба», в которой активно используется формат альтернативной истории и тема Второго пришествия.
Третья глава содержит методические рекомендации для проведения факультатива по литературе в старших классах на тему «Поиск нравственного идеала в современной русской литературе», а так же конспект одного занятия в рамках данного факультатива.
В заключении подводятся основные итоги исследования
Актуальность исследования объясняется тем, что в настоящее время весьма распространенным феноменом оказывается апокалиптический дискурс, являющий собой модель современного мышления. Апокалиптический дискурс оказывается встроенным в общекультурное текстовое поле и порождает множество разновидностей. Если на рубеже XIX - XX веков он порождает эсхатологически ориентированные тексты, примером которых может служить «Закат Европы» О. Шпенглера, то последний рубеж ознаменован появлением такой его разновидности, как постапокалиптический дискурс, реализуемый Ф. Фукуямой в «Конце истории».
В отличие от эсхатологического содержания апокалиптическрого дискурса постапокалиптический дискурс предполагает ситуацию завершенности интеллектуальной истории, имеющей метанарративную основу; причем, деконструкции подвергается как идеологическая ветвь интеллектуальной истории, так и культурная ветвь. Постапокалиптический дискурс реализуется в разнообразных художественных формах и имеет различные художественные интерпретации.
Вариативность репрезентации постапокалиптического дискурса в литературе задает его функционирование преимущественно в двух своих разновидностях: с одной стороны, в рамках активизации антиутопической жанровой стратегии, с другой, посредством интерпретации евангельского текста, в том числе и темы Второго Пришествия. Реализация этого происходит на разных уровнях литературного процесса, затрагивая как массовую литературу, миддл-литературу, так и литературу элитарную. Среди произведений, авторы которых обращаются к евангельскому дискурсу, можно выделить такие, как роман В. Аджалова «И он пришел», дилогию С. Лукьяненко «Искатели неба», роман А. Слаповского «Первое Второе пришествие», романы Ю. Вяземского «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник» и «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник», роман- апоркиф Э. Бутина «Се человек», роман В. Короткевича «Христос приземлился в Гродно» и др.
Степень изученности проблемы. Функционирование евангельского дискурса подробно изучается в современном литературоведении. Ю.В. Рыжов в своем исследовании «Новая религиозность в культуре и искусстве» (2006) уделяет внимание взаимоотношению различных подсистем культуры и религии, отмечает особенности массовой культуры и современного искусства и довольно подробно рассматривает религиозность в массовой культуре и современном искусстве. Л.Н. Митрохин в работе «Религия и культура» (2000) также отмечает значительность влияния религии на культурное пространство, а в главе «Научное знание и религия на рубеже XXI века» особое внимание уделяет именно росту интереса к религиозной вере в ситуации рубежности. Работа украинского исследователя А.Е. Нямцу «Идеи и образы Нового Завета в мировой литературе» (1999), наиболее целостная и объемная работа в советской, постсоветской и российских традициях, посвященная художественным текстам о евангельских событиях. Примечателен также труд А.В. Татаринова «Художественные тексты о евангельских событиях: жанровая природа, нравственная философия и проблемы рецепции» (2006), посвященный изучению произведений, в которых новозаветная история представляется сюжетом рассказов, повестей или романов. Нельзя не отметить отдельные статьи из интернет- журнала «Фома», авторы которых рассуждают о возможности и необходимости существования романа о Христе в литературном пространстве, а также о том, какую роль играют такие произведения в нашей жизни.
При этом основное внимание исследователей привлекает круг текстов, так или иначе связанных с сакральным текстом, например, романы Э. Шмитта «Евангелие от Пилата», Я. Добрачиньского «Евангелие от Никодима», повесть Л. Андреева «Иуда Искариот», «Братья Аримафейские» М. Арцыбашева, «Иисус Неизвестный» Д. Мережковского, «Путь Христа» Ю. Кузнецова и другие тексты. Наше внимание в данной работе сосредоточено на романах Ю. Вяземского («Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник» и «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник») и С. Лукьяненко (дилогия «Искатели Неба»).
Новизна данной работы связана с рассмотрением специфики функционирования апокалиптического дискурса в прозе рубежа XX - XXI веков.
Материалом исследования являются два романа Ю. Вяземского - «Сладкие Весенние баккуроты. Великий понедельник» и «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник», а также дилогия С. Лукьяненко «Искатели неба», состоящая из романов «Холодные берега» и «Близится утро». Выбор материала мотивируется именно сочетанием литературы разных уровней: миддл-литература (романы Ю. Вяземского) и литература массовая (дилогия С. Лукьяненко).
Объектом исследования является евангельский дискурс, одной из форм художественного воплощения которого становится тема Второго пришествия и сюжетное обращение к евангельскому тексту. Введение в сюжетную канву литературы XXI века ситуации конца истории провоцирует, как уже отмечалось, появление апокалиптического дискурса, который, в свою очередь, реализуется через тему Второго пришествия или через прием активного использования евангельского текста. Некоторые авторы начинают не просто использовать евангельский сюжет, а кардинальным образом изменять, интерпретировать его. Примером тому может служить дилогия С. Лукьяненко «Искатели неба», в которой автор совершенно по- новому обыгрывает евангельский текст, представляя нам сюжет второго пришествия, активно используя жанр альтернативной истории.
В романах цикла «Сладкие весенние баккуроты» Ю. Вяземского ситуация совершенно иная. Вяземский, как человек верующий и воцерковленный, не может оставить за собой права кардинально изменять Евангельский текст, он лишь отказывается от вещей, подробно прописанных в Евангелие, и идет через акцентирование всех маргинальных граней героев романа, тем самым внося ясность в Евангельский сюжет.
Предметом исследования является специфика функционирования апокалиптического дискурса в литературе рубежа эпох.
Основная цель исследования заключается в рассмотрении особенностей функционирования евангельского текста в произведениях русской литературы конца XX - начала XIX веков.
Цель, в свою очередь, обусловливает постановку конкретных задач:
1. Проанализировать художественную интерпретацию евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник»;
2. Раскрыть дискурсивные практики в романе Ю. Вяземского «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник»;
3. Выявить смыслообразующую роль жанровых стратегий в романе Ю. Вяземского «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник»;
4. Рассмотреть структурообразующую функцию текста Евангелия в романе Ю. Вяземского «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник»;
5. Определить специфику трансформации евангельского текста в дилогии С. Лукьяненко «Искатели неба» в контексте темы Второго пришествия;
6. Создать методические рекомендации для организации факультатива по литературе в старших классах, направленного на воспитание духовных и нравственных ценностей у современных школьников.
Методологическую основу данной работы составляют структурно-семантические исследования (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров и др.), работы, посвященные рассмотрению специфики функционирования конфессионального кода в русской литературе (И.А. Есаулов, С.Г. Семенова и др.), а также исследования апокалиптического и эсхатологического дискурсов и их преломления в художественном тексте (Ф.Н. Петров, С. Фомин, И. А. Ткаченко, А. В. Бочаров и др.). Основной метод исследования - структурно-семантический.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она может послужить основой для дальнейших исследований заданной тематики .
Практическая значимость заключается в возможном ориентировании проведенных исследований на школьную аудиторию, а именно организации факультатива в старших классах, посвященного воспитанию нравственных и духовных ценностей у учащихся. Работа также может быть направлена на расширение читательского кругозора и может помочь в формировании читательской ориентации у школьников.
Результаты данной квалификационной работы были апробированы на международных и университетских научных и научно-образовательных конференциях:
1. «Современная филология» III Международная научная конференция (г. Уфа, июнь 2014) Секция № 4. Художественная литература.
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года.
3. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2016 года.
4. XV Молодёжная международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Наука XXI века: новый подход».
Помимо этого итоги исследования отражены в следующих публикациях:
1. Наумова С.С. Специфика функционирования евангельского текста в дилогии С.Лукьяненко «Искатели неба»/Современная филология: материалы III Международной научной конференции (г. Уфа, июнь 2014) - Уфа: Лето, 2014. - С. 64-67
2. Наумова С.С. Художественная интерпретация евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Великий понедельник. Сладкие весенние баккуроты»/Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года: сборник статей - Казань: Изд. Казан. Ун-т, т. 4, 2015. - С. 69-72
3. Наумова С.С. Стратегии репрезентации евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник»/ Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. статей V Междунар. науч. конф. молодых ученых (12 февраля 2016 г.) - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016. - С. 302-309
4. Наумова С.С. Художественная интерпретация евангельского текста в романе Ю. Вяземского «Великий понедельник. Сладкие весенние баккуроты»/Новый Университет: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук 2015, № 6¬7 (51-52) - Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2015. - С. 76-82.
Структура работы. Выпускное квалификационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Во введении отражены актуальность, новизна, цели и задачи исследования, а также практическая и теоретическая значимость.
В первой главе основное внимание уделяется художественной интерпретации евангельского текста в романах Ю. Вяземского; рассмотрению дискурсивных практик в романе «Сладкие Весенние баккуроты. Великий понедельник» и исследованию жанровых стратегий как формы художественной реинтерпретации евангельского текста в романе «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник».
Во второй главе рассматривается специфика функционирования евангельского текста в дилогии С. Лукьяненко «Искатели неба», в которой активно используется формат альтернативной истории и тема Второго пришествия.
Третья глава содержит методические рекомендации для проведения факультатива по литературе в старших классах на тему «Поиск нравственного идеала в современной русской литературе», а так же конспект одного занятия в рамках данного факультатива.
В заключении подводятся основные итоги исследования
Активизация эсхатологического содержания постапокалиптического дискурса на современном этапе литературного процесса задает его активное функционирование в рамках художественной интерпретации евангельского текста. Исторический и социокультурный пласт современной действительности, носящий отпечаток войн, угрозы терроризма, глобального кризиса и т.д., понуждает современного человека к поискам «защитных» механизмов, заключающихся в отторжении действительности (эскапизме), рефлексии, а также обращению к религиозному контексту. Результатом последнего становится достаточно обширное включение конфессионального кода в современную русскую литературу в самых разных его вариантах, в том числе и в рамках реинтерпретации евангельского текста.
Функционирование евангельского текста на современном этапе развития литературы является частотным и обширным приемом и захватывает различные уровни литературы - как литературу элитарную, миддл-литературу, так и литературу, рассчитанную на массового читателя. При всех различиях можно говорить также и об общих компонентах, которые определяют функционирование текста Евангелия.
Если в конце XIX и первой половине ХХ веков евангельский текст в основном становился формой реализации авторских смыслов, прежде всего построения культурного или экзистенциального мифов, то на рубеже XX - XXI веков он гораздо чаще обнаруживает связь с собственно конфессиональным дискурсом, практически независимо от мировоззренческих установок самих авторов. Это в равной степени характерно как для романов Ю. Вяземского, так и для дилогии С. Лукьяненко.
Конфессиональный код в структуре евангельского текста может быть реализован открыто, как, например, в романах Ю. Вяземского, так и получать более опосредованное воплощение, что характерно для дилогии С. Лукьяненко, демонстрирующей обращение к жанровому формату альтернативной истории и теме Второго Пришествия. Связь с конфессиональным дискурсом мотивируется попыткой обретения новой системы ценностей.
Идея внутренней однородности евангельского текста, что составляет конфессиональную основу, наблюдается у обоих авторов. В романах Ю. Вяземского это происходит через восстановление и разыгрывание традиционных евангельских идиом в романе «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник», а также структурообразующую роль евангельского текста в романе «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник». В дилогии С. Лукьяненко «Искатели Неба» обращение к тексту Евангелия происходит через активизацию темы Второго Пришествия. Апелляция к сюжетным основам и тексту Евангелия является для данных авторов способом преодоления эсхатологических постапокалиптических настроений современности и задает миромоделирующую и структурирующую функции.
Вместе с тем формы художественной репрезентации евангельского текста оказываются вариативны. Ими могут быть авторские жанровые стратегии, активизация сюжетов Первого и Второго Пришествия, а также дискурсивные практики. Реализация авторских жанровых стратегий и дискурсивных практик активно реализуются в романах Ю. Вяземского. Так, в романе «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник» религиозный дискурс представлен автором в неизмененной коннотации - Ю. Вяземским акцентированы моменты, которые в сакральном тексте подробно не прописаны, на первый план выдвигаются апостольские образы, изображение которых в тексте Евангелия редуцировано. Собственно евангельский текст раскрывается с трех точек зрения: апостольской, фарисейской и представителей римской власти Иудеи, формирующих три дискурсивные практики: духовно-эзотерическую, историографическую и идеологическую.
В романе «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник» евангельский текст репрезентирован через автобиографический дискурс, включающее модель романа воспитания и исторический нарратив. Собственно текст Евангелия выполняет здесь структурообразующую функцию, когда притчи из Евангелия, вынесенные в начало каждой из частей романа, задают реализацию духовного пути героя через обращение к провиденциальным смыслам христианского толка.
В дилогии С. Лукьяненко евангельский текст раскрывается темой Первого и Второго пришествия, когда сюжетно обыгрывается ситуация Первого пришествия, активизируя жанровый формат альтернативной истории. Обыгрывая тему Первого пришествия С. Лукьяненко формирует представление о внутреннем неблагополучии мира, деконструируя традиционный евангельский текст. Это в свою очередь приводит к активизации темы Второго пришествия, через который религиозный миф может быть выстроен заново и разрешить негативную концепцию мира дилогии.
Перспективой исследования может стать рассмотрение постапокалиптического дискурса в русской современной литературе в его связи с конфессиональным кодом.
Функционирование евангельского текста на современном этапе развития литературы является частотным и обширным приемом и захватывает различные уровни литературы - как литературу элитарную, миддл-литературу, так и литературу, рассчитанную на массового читателя. При всех различиях можно говорить также и об общих компонентах, которые определяют функционирование текста Евангелия.
Если в конце XIX и первой половине ХХ веков евангельский текст в основном становился формой реализации авторских смыслов, прежде всего построения культурного или экзистенциального мифов, то на рубеже XX - XXI веков он гораздо чаще обнаруживает связь с собственно конфессиональным дискурсом, практически независимо от мировоззренческих установок самих авторов. Это в равной степени характерно как для романов Ю. Вяземского, так и для дилогии С. Лукьяненко.
Конфессиональный код в структуре евангельского текста может быть реализован открыто, как, например, в романах Ю. Вяземского, так и получать более опосредованное воплощение, что характерно для дилогии С. Лукьяненко, демонстрирующей обращение к жанровому формату альтернативной истории и теме Второго Пришествия. Связь с конфессиональным дискурсом мотивируется попыткой обретения новой системы ценностей.
Идея внутренней однородности евангельского текста, что составляет конфессиональную основу, наблюдается у обоих авторов. В романах Ю. Вяземского это происходит через восстановление и разыгрывание традиционных евангельских идиом в романе «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник», а также структурообразующую роль евангельского текста в романе «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник». В дилогии С. Лукьяненко «Искатели Неба» обращение к тексту Евангелия происходит через активизацию темы Второго Пришествия. Апелляция к сюжетным основам и тексту Евангелия является для данных авторов способом преодоления эсхатологических постапокалиптических настроений современности и задает миромоделирующую и структурирующую функции.
Вместе с тем формы художественной репрезентации евангельского текста оказываются вариативны. Ими могут быть авторские жанровые стратегии, активизация сюжетов Первого и Второго Пришествия, а также дискурсивные практики. Реализация авторских жанровых стратегий и дискурсивных практик активно реализуются в романах Ю. Вяземского. Так, в романе «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник» религиозный дискурс представлен автором в неизмененной коннотации - Ю. Вяземским акцентированы моменты, которые в сакральном тексте подробно не прописаны, на первый план выдвигаются апостольские образы, изображение которых в тексте Евангелия редуцировано. Собственно евангельский текст раскрывается с трех точек зрения: апостольской, фарисейской и представителей римской власти Иудеи, формирующих три дискурсивные практики: духовно-эзотерическую, историографическую и идеологическую.
В романе «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник» евангельский текст репрезентирован через автобиографический дискурс, включающее модель романа воспитания и исторический нарратив. Собственно текст Евангелия выполняет здесь структурообразующую функцию, когда притчи из Евангелия, вынесенные в начало каждой из частей романа, задают реализацию духовного пути героя через обращение к провиденциальным смыслам христианского толка.
В дилогии С. Лукьяненко евангельский текст раскрывается темой Первого и Второго пришествия, когда сюжетно обыгрывается ситуация Первого пришествия, активизируя жанровый формат альтернативной истории. Обыгрывая тему Первого пришествия С. Лукьяненко формирует представление о внутреннем неблагополучии мира, деконструируя традиционный евангельский текст. Это в свою очередь приводит к активизации темы Второго пришествия, через который религиозный миф может быть выстроен заново и разрешить негативную концепцию мира дилогии.
Перспективой исследования может стать рассмотрение постапокалиптического дискурса в русской современной литературе в его связи с конфессиональным кодом.



