Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психоаналитический дискурс повести М. Зощенко «Возвращённая молодость», «Голубая книга», «Перед восходом солнца»

Работа №83946

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
175
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Психоаналитический дискурс в повести «Возращенная
молодость»
1.1. Сюжетно-композиционное и жанровое своеобразие повести
«Возвращённая молодость» 11
1.2 Психоаналитический компонент в повести «Возвращённая молодость» 15
Глава 2. Психоаналитический дискурс в «Голубой книге» М. Зощенко
2.1. Сюжетно-композиционное и жанровое своеобразие «Голубой книги»
М.Зощенко 19..
2.2. Психоаналитический компонент в «Голубой книге» М. Зощенко 23
Глава З. Психоаналитический дискурс в повести «Возращенная
молодость»... «Перед восходом солнца» 33
Заключение 42
Методическое приложение по изучению творчества М.М.Зощенко (3 урока) 45
Список литературы

Творчество Михаила Зощенко - самобытное явление в русской литературе первой половины ХХ века. Произведения М.Зощенко интересны прежде всего тем, что фиксируют своё время. Через речевое поведение "зощенковского героя" ( представителя эпохи 20-х годов) писатель по-своему показал читателям некоторые особенности той действительности, в которой жил. Продолжив традиции русских писателей ( Н.Гоголя, раннего А.Чехова и других писателей), М.Зощенко создает оригинальную комическую новеллу. Находясь у истоков сатирико-юмористической прозы советского периода, он создает свой неповторимы стиль. Имя М.Зощенко ассоциируется у читателя прежде всего с сатирой, репутация юмориста жива до сих пор. Не случайно комическое в творчестве М.Зощенко стало традиционной темой для исследований.
Еще при жизни писателя исследователи обращались и к проблеме "языка" М.Зощенко, сказовой форме его произведений (первым, кто приступил к описанию языкового своеобразия, был В.В.Виноградов). Вопрос о месте М. Зощенко в истории русской литературы был предметом научного осмысления, начиная с 20-х годов (Ю. Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, В.Б. Шкловский, В. В. Виноградов и др.) до нашего времени (М. О. Чудакова, М.Б. Крепе, А.К. Жолковский, Б.М. Сарнов и др.)
Достаточно любопытной представляется и личность М.Зощенко. Стоит задуматься, чем могут быть наполнены произведения человека, который постоянно страдает депрессией и погружён в проблемы собственного самочувствия. Все творческие люди отличаются некоторыми странностями. Например, Н. Гоголь страдал депрессиями, Э.Хэмингуэй неоднократно задумывался о самоубийстве, и в конце концов осуществил своё намерение. Покончил жизнь самоубийством и Д. Лондон. Пополнить список могут В. Маяковский и С. Есенин.
Особенности психики писателя, естественно, всегда отражаются в его творчестве. Поэтому обращение к психоаналитическому подходу при исследовании художественных произведений представляется нам достаточно продуктивным.
Творчество М. Зощенко можно разделить на три этапа.
Первый этап -20-е годы- период расцвета сатирического таланта писателя. М.Зощенко является обличителем общественных пороков, публикуется в популярных сатирических журналах( «Бегемот», «Бузотер», «Красный ворон», «Ревизор», «Чудак», «Смехач»). В это время происходит становление основных жанров в творчестве писателя (сатирический рассказ, комическая новелла и сатирико-юмористическая повесть).
Второй этап творчества -30-е годы - он, продолжая работать в прежней манере, начинает создавать «экспериментальное » произведение научно-художественного типа («Возвращенная молодость» - 1933) и «оптимистическую сатиру» («Голубая книга» - 1935).
Заключительный период - 40-е -50-е годы, когда в творчестве писателя наблюдается изменение этико-эстетических воззрений, усиливается интерес к дидактике и психоанализу(повесть «Перед восходом солнца»).
В своих произведениях (особенно созданных в 20-е годы) писатель основывался на собственных наблюдениях и письмах читателей. Писал, как говориться, на злобу дня и описывал «гримасы нэпа». Нам кажется, что в этих произведениях проявляется и двойственное отношение писателя к власти. Писатель и боится, и борется, и периодически «надевает маску», маскируется под злободневную борьбу.
Главной идеей всех рассказов и повестей М. Зощенко является высмеивание расчетливых и, в некоторых случаях, интеллигентных подлецов, хамов и никчемных людей ("Брак по расчету", "Гримаса нэпа", "Матренища"). В юмористическом бытописании М.Зощенко интересовал внутренний мир, мышление мещанина. «Мещанин» обозначается в синонимическом отношении как «средний класс», «обыватель», носитель общечеловеческих свойств и качеств. В понимании М.Зощенко такой герой ищет покровительства у тех, кого сам боится. Он мечтает о порядке, безопасности и даже о смерти, если не ощущает себя в безопасности. М.Зощенко, описывая мещан, часто использует сатиру и гротеск. Вместе с тем основная тональность его произведений - скорее грусть, чем обличительный пафос (т.е. основное место среди категорий комического занимает ирония).
М.Зощенко в своих рассказах и повестях иронизирует и одновременно изучает душу не только героев, но и свою , в частности. Особенно изучение души человеческой (и своей) характерно для его своеобразной трилогии (повести «Возвращённая молодость», «Голубая книга», «Перед восходом солнца»).
Анализ личности с точки зрения психологии сложен и многогранен. Что касается психоаналитического в творчестве писателя, для этого необходимо владеть навыками анализа содержания высказываний автора о себе, а также «прочитывать» голос автора в речах и поступках его персонажей. Его трилогия заставляет читателя задуматься о жизни, переосмыслить ситуации и совершенные поступки.
Теория психоанализа была разработана в конце девятнадцатого века З. Фрейдом. Писатель сразу же заинтересовался ею. М.Зощенко в первых двух частях трилогии «ставил опыты», анализировал типы обывателей, в третьей же повести «Перед восходом солнца» писатель обратился к самоанализу, исследуя «белые пятна» своей психической жизни. Тем самым он представляет читателю не просто интересный автобиографический материал, а создаёт, можно сказать, «практическое пособие» по выживанию человека в сложных жизненных ситуациях.
Психоаналитический дискурс - это способ раскрыть бессознательное, внутренние страхи и комплексы в их непосредственной форме. В понимании психоаналитического дискурса мы опираемся на точку зрения исследователя И.Паркера. Он предлагает относиться к психоаналитической теории как к конкретной схеме. И. Паркер выделяет четыре принципа, с помощью которых мы можем увидеть проявление психоанализа в культуре. Первый принцип - когда наши ресурсы рассматриваются внутри бессознательно-текстовой области дискурса. Второй принцип рассматривает психоанализ как терапевтическое предприятие, борющееся с противоречивыми конфликтами понимания. Следующий принцип заключается в развитии «комплексной субъективности», когда образ последней принимается как желания индивида. Важная часть этого понятия заключается в необходимости обращать внимание на культурные элементы, из которых формируется смысловая индивидуальность. Четвертый и последний принцип - это разработка аналитического аппарата «дискурсивного комплекса» для фиксирования психоаналитических качеств субъекта. В своей работе мы, опираясь на концепцию И. Паркера, раскроем специфику психоаналитического дискурса на материале произведений М.Зощенко [74]. В этом заключается новизна нашего исследования.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена недостаточной изученностью применения психоаналитического метода при анализе художественных произведений.
Предметом квалификационной работы являются повести «Возращенная молодость», «Голубая книга», «Перед восходом солнца» М. Зощенко. Целью работы является выявление психоаналитического дискурса как важного компонента названных выше повестей. С одной стороны, психоаналитический дискурс может рассматриваться как отражение фиксированных особенностей душевных состояний самого писателя. С другой стороны, под психоаналитическим дискурсом можно понимать исследовательскую мысль литературоведов, использующих особый инструментарий поиска.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) изучить факторы, способствующие созданию данных книг;
2) выявить сюжетно= композиционные и жанровые особенности повестей;
3) раскрыть наличие в этих произведениях психоаналитического дискурса;
4) рассмотреть возможность введения данных произведений М.Зощенко в
школьную программу, представить конспекты уроков.
Изучению творчества М.Зощенко посвящен целый ряд работ. Тематику рассказов М.Зощенко, жанровую и языковую оригинальность его творчества изучали такие исследователи, как Л.Ф. Ершов, А.Н. Старков, Д.М. Молдавский, К.И. Чуковский, Е.И. Журбина. Мировосприятие М.Зощенко и отражение его в творчестве исследует Н.В. Попова в работе «Сатирическая новеллистика М. М.Зощенко 20-х гг.». Авторская позиция М.Зощенко рассматривается в генетической связи с творчеством писателей Х1Х века в диссертации И.П. Колевой «Традиции отечественной юмористики XIX века в творчестве М.М.Зощенко». В работе рассматривается «перекличка» сатирических и юмористических традиций М.Зощенко с прозой А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и т.д. И.Колева проводит сравнительный анализ избранных произведений авторов, доказывает наличие доминирующего «пародийного» плана в интертекстуальной парадигме [70]. В диссертации О.Е.Думченко «Рецептивный эффект "своего писателя" в творчестве М.М. Зощенко» рассматривается автометатекстуальность и нарративная структура зощенковского текста (возникновение эффекта «своего» писателя) Для анализа О.Думченко берет рассказы М.Зощенко, «Письма к писателю» и «Перед восходом солнца», отчасти привлекаются «Голубая книга», «Возвращенная молодость»,
«Сентиментальные повести»[71]. Также в метатекстульном плане творчество М.Зощенко рассматривается в диссертации Е.А. Худенко «Жизнетворчество Мандельштама, Зощенко, Пришвина 1930-1940-х гг. как метатекст». Исследуются особенности концепции жизнетворчества, прием двойничества в «Голубой книге» и актуализация темы «омоложения» в «Возвращенной молодости» [72]. Такие ученые, как М.О. Чудакова, А.М. Аулов, Н.Н. Вертянкина, В.В. Брякин, А.А. Филимонова обращают свое внимание на языковые приемы, пародийный стиль писателя, изучают особенности его сказа.
Исследователь В. Новиков в своей статье «О месте М.Зощенко в русской литературе» изучает истоки «зощенковского слова» и находит их в древнерусской литературе ; выявляется также влияние творчества М.Зощенко на писателей второй половины ХХ века (В. Ерофеева, Ю. Алешковского, Е. Попова, А. Пьецуха, В. Высоцкого и М. Жванецкого) [58]. Экзистенциальным прочтением творчества М. Зощенко занимается Г. Белая. В статье "Экзистенциальная проблематика творчества М. М.Зощенко" она не ограничивается на представлении о М.Зощенко как о бытописателе и рассматривает его творчество как творчество художника экзистенциального уровня («кардинальные вопросы» человеческого бытия: вопросы о смысле жизни, предназначении человека и поиске возрождения личности )[29,5].Мировосприятие М.Зощенко, отражение его в творчестве писателя исследует Н.В. Попова в работе «Сатирическая новеллистика М. М.Зощенко 20-х гг. (в сравнительно-типологическом аспекте)» [73]. Сложность творческого пути М.Зощенко изучает Б.С. Рубен в книге «Алиби Михаила М.Зощенко. Повествование с документами»[53, 14].
Из разнообразных источников, а также из высказываний самого М.Зощенко известно, что он увлекся медициной и психоанализом. Это было обусловлено личными переживаниями склонного к депрессиям писателя. Естественно, что в зрелом возрасте М. Зощенко занялся изучением и поиском универсального рецепта, связанного с гармоничным развитием физического и душевного состояния человека. Все это обусловило наличие обширного медицинского ( в том числе, психоаналитического ) компонента в его произведениях.
В работе B.C. Федорова "Об онтологических и философских аспектах мировоззрения М. М.Зощенко" особую роль в формировании философско- мировоззренческой системы писателя отводится работам З.Фрейда и Ф.Ницше( под влиянием Ф.Ницше, считает исследователь, М. Зощенко создает собственную религию, "разумную, панрациональную"
Аналогичным исследованием можно считать работу Т.П. Ходж «Элементы фрейдизма в повести «Перед восходом солнца» М.Зощенко).Проблема влияния на творчество М.Зощенко теорий З.Фрейда и философии Ф. Ницше затрагивается также в работах Р. Гроуз, А. Куляпина, Т. Кадаш.
Ц. Вольпе в своей «Книге о М. Зощенко» отметил факт, что в творчестве писателя (которое он рассматривал как целостную систему) имеется книга, открывающая научное направление в русской литературе ( речь идёт о повести «Возвращённая молодость»). Этот факт он считал однозначно интересным и позитивным, хотя многие критики рассматривали появление такого произведения в творчестве писателя как нечто странное, ошибочное.
В контексте исследований творчества М. Зощенко особо следует выделить книгу А. Жолковского «Михаил Зощенко: поэтика недоверия». В этой работе исследователь определяет свою задачу следующим образом: «С ранних лет я любил и почитал Зощенко как современного классика, но долгое время держался в рамках читательской реакции, не покушаясь на разгадку его художественной тайны... однако не мог отделаться от ощущения, что загадка остается неразрешенной» [36,15]. Он считает, что нужно «вернуть М.Зощенко его личностный самообраз, восстановить в правах интерес писателя к экзистенциальной - психологической ("душевной"), эротической, биологической - стороне человеческого существования, прочесть его с точки зрения вечности, "sub specie alter hitatis"»[36]. В творчестве М.Зощенко исследователь выделяет три аспекта: комический, биографический и медитативный. С одной стороны, он уделяет внимание исследованию каждого из них, а с другой стороны, рассматривает их целостное отражение в творчестве писателя. А. Жолковский применил психоаналитический подход к творчеству М. М.Зощенко (например, раскрыл комплексы фобий, присущих автору и его героям). Исследователь отмечает, что даже сказ М.Зощенко «есть, в сущности, не что иное как амбивалентное - ненадежное повествование об этом ненадежном мире» [36, 18]. Исследователь пытается «спроецировать данные книги «Перед восходом солнца» на остальной, и прежде всего, комический корпус произведений М.Зощенко и таким образом получить ключ к сокровенному единству его художественного мира». По сути книга посвящена «демонстрации того, как небольшой группой глубинных инвариантов охватывается достаточно представительный фрагмент зощенковского творчества». А.Жолковский обнаруживает «проекции» авторского «я», не только в образе рассказчика, но и в героях М.Зощенко. Доминирующей проблематикой творчества писателя, по мнению А. Жолковского, является проблематика
экзистенциальная ( «у Зощенко злободневная тематика поставлена на фундаментальную основу вечных проблем человеческого состояния причем, по всей вероятности, сознательно» [37, 20]).
Теоретической и методологической базой нашего исследования являются выше названные работы.
Методы исследования: структурно-семантический, психоаналитический, биографический.
Практическая значимость работы связана с возможностью выборочного использования полученных результатов в процессе школьного обучения.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, методического приложения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашей работе мы исследовали повести М. Зощенко «Возвращённая молодость», «Голубая книга», «Перед восходом солнца» с целью выявления психоаналитического дискурса в них. Повести могут рассматриваться как своеобразная трилогия, так как их объединяет единство тематики ( человеческая натура) и проблематики( специфика психических процессов).
В своей повести « Возвращённая молодость», опираясь на богатый научный материал медицинского характера, а также на множество фактов биографического культурологического плана, М.Зощенко приходит к выводу о необходимости для человека тщательно контролировать особенности своего поведения на протяжении всей жизни и- особенно- в тех или иных психологически сложные ситуациях. Только концентрируя своё внимание на постоянно сопутствующих человеческой жизни травмирующих факторах ,анализируя, «прорабатывая» их , возможно преодолеть негативные последствия воздействия этих факторов на психику человека. Также М.Зощенко утверждает в повести необходимость строгой регламентации жизни человека во всех сферах и представляет важные составляющие подобной поведенческой модели. Эта строгость, своеобразный «диктат» по отношению к своему телу (в первую очередь), разуму и душе позволит человеку, как считает писатель, прожить жизнь длинную и - главное - активную. Другими словами, в любом возрасте оставаться молодым или, если нужно, вернуть себе утраченную молодость.
В «Голубой книге» автор обращается, во-первых, к наиболее важным страстям человеческой жизни (меркантильность, любовь, зависть и обида, порождающие коварство). Во-вторых, большое место в «Голубой книге» занимает попытка зафиксировать своеобразие самой сущности человеческой жизни, в которой, как отмечает М.Зощенко, сосуществуют удивительные события (преимущественно героического характера) и несчастные случаи. С точки зрения выявления психоаналитического компонента в произведении показателен и выбор данных номинаций и их фактическое наполнение. Два смысловых полюса объединяют этот богатейший материал - восхищение разнообразием жизненных ситуаций и страх перед этим разнообразием. Можно отметить также тенденцию к болезненной констатации неизменности человеческой природы (скрытой за маской рассказчика- скептика) и интенцию поиска светлого и гармоничного в человеке.
Повесть «Перед восходом солнца» представляет собой пример психоаналитической прозы, в которой писатель анализирует явные и скрытые особенности своей психической жизни. Она представляет собой сложное явление, в основе которой лежат многочисленные, относящиеся к разным временным периодам жизни писателя, впечатления. Являясь по своей природе нейтральными (большинство из них), они, включившись в смысловые и эмоциональные цепочки негативного характера, породили ряд фобий, преследующих писателя всю жизнь. Механизмами анализа фобий стали воспоминания и сны. Задачей исследования стал поиск этих скрытых страхов, выявление их комплексной природы и сознательное разрушение этих комплексов. Так происходило освобождение подсознания от угнетающих факторов и возникала возможность построения новой витальной программы жизни.
Каждая из повестей как частей трилогии выполняет определённую функцию .
Первая часть («Возвращённая молодость») демонстрирует способы активизации жизненных сил человека через работу на первом уровне (телесном): соблюдение режима с правильным чередованием труда и отдыха, здоровый сон , правильное питание, прогулки на свежем воздухе , стабильная и работа (желательно без стрессов), позволяющая «выстроить» определённый ритм и темп жизни. Главное -не допускать для себя лишних впечатлений и воспоминаний. Так происходит оздоровление человека на физическом уровне.
Вторая часть («Голубая книга») активизирует интеллектуальную составляющую человеческой личности. Анализируя и сопоставляя различные исторические факты и истории современные, объединённые несколькими смысловыми центрами (деньги, любовь, коварство, несчастья, удивительные события),,М.Зощенко внушает читателю (и подтверждает для себя),что человеческая природа практически не изменяется (исключение составляют отдельные героические личности, но их мало ,и они обычно погибают). Следовательно, не стоит особо переживать по поводу несовершенства мира и пытаться его переделать. В лучшем случае можно попытаться переделать себя. Так происходит оздоровление человека на уровне сознания.
Третья часть («Перед восходом солнца») самая «психоаналитическая». Исследуя столь тонкую природу как психика человека, М. Зощенко использует приёмы, активизирующие скрытые механизмы её функционирования. Они детерминированы жизненными впечатлениями и ситуациями, и в то же время являются детерминантами последующего поведения человека. Замкнутый круг размыкается благодаря анализу спрессованных в памяти впечатлений. Работа с памятью (в той или иной форме) есть работа с психикой. Чем глубже память, тем сложнее и причудливее психика. Проработанная память есть оздоровление человека на психическом уровне.
Итак, М. Зощенко пытается найти универсальный рецепт сохранения(или возвращения) здоровья и жизненных сил. Трилогия представляется нам исследованием необычным, «витальным», открывающим совершенно нового М.Зощенко - ученого и философа, поставившего перед собой благородную цель усовершенствовать человека, обозначив пути и тем самым мотивировав его сделать свою жизнь полноценной, перспективной, счастливой.



1. М.Зощенко «Возращенная молодость» /В сб. Зощенко М. М.Письма к писателю. Возвращенная молодость. Перед восходом солнца. Повести // Сост. и вступ. статья Ю. В. Томашевского.- М.: Моск. рабочий, 1989.- 543 с
2. М.Зощенко «Голубая книга» [рассказы]/ АСТ: Астрель;Владимир: ВКТ, 2011-317, [3]-с.- (Русская классика)
3. М.Зощенко «Перед восходом солнца» Собр.сочинений: В 4т. Т.4:
Рассказы, Комедии;ПЕРЕД ВОСХОДОМ СОЛНЦА/ Послесловие и комментарии Ю.Томашевского,-М.;Альд,Империум Пресс, Литература, 2002-496с.
4. М.Зощенко М.М. Из писем (1917-1921). Ранняя проза. Критические статьи. Из тетрадей и записных книжек // Лицо и маска Мих. М.Зощенко./Сост.: Ю.В. Томашевский: Сборник. М.: Олимп - ННН (Проза. Поэзия. Публицистика), 1994. - С.20-134.
5. М.Зощенко М.М. История одной жизни. Л.: Изд-во ленинградских писателей, 1934. - 88 с.
6. М.Зощенко М.М. Как я работаю. Автограф, машинопись. 1920-193 Огг. // РГАЛИ Ф. 601, оп.З, ед.хр. 1.
7. М.Зощенко М.М. Нервные люди: Рассказы. Повести. Голубая книга / Предисловие Г. Гора. Екатеринбург, 2001. - 576 с.
8. М.Зощенко В.В. Так начинал М. М.Зощенко // Михаил М.Зощенко в воспоминаниях современников. М.: Сов. писатель, 1981. - С. 67-90.
9. М.Зощенко М.М. О моей трилогии // Литературный Ленинград. — 1935.-26 октября.
10. М. М.Зощенко в воспоминаниях современников / Сост. Н. Юргенева. М., 1981
11. М. М.Зощенко. Рассказы. Голубая книга. Книга для ученика и
учителя. М., Олимп, 1998
12. М.Зощенко М.М. Перед восходом солнца. Повесть. Варианты глав, разрозненные листы, наброски. Автограф. 1943г. // РГАЛИ. Ф.601, оп.З, ед.хр. 5.
13. М.Зощенко М.М. Перед восходом солнца. Повесть. План 1-ой части. Наброски и записи. Автограф. 1943г. // РГАЛИ. Ф.601, оп.З, ед.хр.4.
14. М.Зощенко М.М. Письма к писателю.— М.: Московский рабочий, 1989. 543 с.
15. Михаил М.Зощенко. Материалы к творческой биографии. Кн.1. — СПб.: Наука, 1997.-312 с.
16. Михаил М.Зощенко. Материалы к творческой биографии. Кн.2. -СПб.: Наука, 2001. 376 с.
17. Михаил М.Зощенко. Материалы к творческой биографии. Кн.З. — СПб.: Наука, 2002. - 318 с.
18. М.Зощенко М.М. Письма Ленчу Л.С. (17 дек. 1938г. 15 июля 1956г.) // РГАЛИ. Ф.601, оп.З, ед.хр.8.
19. М.Зощенко М.М. Письма Островской Л.Б. (21 сент. 1949г. 26 июля 1955г.)//РГАЛИ. Ф.601, оп.З, ед.хр.9.
20. М.Зощенко М.М. Повесть о разуме. М.: Педагогика, 1990. 192 с.
21. М.Зощенко М.М. Сведения о творческих планах. На 1936-1937гг. Автограф. 1л.//Архив ИМЛИ им. A.M. Горького. Ф.265, оп.1, ед. хр. 3.
22. М.Зощенко Мих. О себе, о критиках и о своей работе // Мих. М.Зощенко. Статьи и материалы. J1.: Academia, 1928. - С.5-11.
Теоретические и литературно-критические работы
23. Адамович Г. М.Зощенко // Лицо и маска Мих. М.Зощенко./Сост.: Ю.В. Томашевский: Сборник. М.: Олимп - ТТТШ (Проза.Поэзия.
Публицистика), 1994. — С.213—215.
24. Акимов В.Михаил М.Зощенко и его книги / М.Зощенко М. Избранное. - Л., 1984
25. Алексеев А.Н. «О чем пел соловей». Письмо из Болгарии. Читатель рассказывает о встрече с М.Зощенко. (К 30-летию со дня смерти). 1988// Архив ИМЛИ им. A.M. Горького. Ф.265, on. 1, ед.хр. 20. Выр. из газеты «Правда», 1988, №239, 26 августа.
26. Бармин А.Г. Пути Зощенки // Мих. М.Зощенко. Статьи и материалы. ~ Л.: Academia, 1928. С.27-50.
27. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики//М.М. Бахтин:статьи/М.,1975—504 с.
28. Бицилли П. М.Зощенко и Гоголь // Лицо и маска Мих.
М.Зощенко./Сост.: Ю.В. Томашевский: Сборник. М.: Олимп - 111111 (Проза. Поэзия. Публицистика), 1994. - С.179-183.
29. Белая Т. Экзистенциальная проблематика творчества М. М.Зощенко // Литературное обозрение, 1995. - № 1. - С. 4-13.
30. Гранов П. М. М.Зощенко: Очерк творчества // М.Зощенко М. Избранные произведения. Т. 1. М., 1966
31. Горюнова P.M. Жанровый поиск М. М.Зощенко // Вопросы литературы, 1991. - Вып. 1(57). - С. 22-79.
32. Григорьев И. Психоанализ как метод исследования художественной литературы // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. -М.: Республика, 1994. С. 221-236.
33. Даев В. Г. Пинкевич, М.Зощенко и другие. - СПб.: Сударыня, 2000. - 122 с.
34. Даренская Н.А. Проза М.Зощенко в литературном контексте рубежа XIX-XX вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 2000.
35. Ершов Л.Ф. Из истории советской сатиры: М. М.Зощенко и сатирическая проза 20-90-х годов. Л., 1973
36. Жолковский А.К. Михаил М.Зощенко: поэтика недоверия. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. 392 с.
37. Жолковский А. М.Зощенко из XXI века, или поэтика недоверия // Звезда, 1996. - № 5. - С. 191-204.
38. Жолнина Е.В. Особенности рамочного текста «Голубой книги» М.Зощенко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007. - Т. 9. - № 29. - С. 48-52.
39. Жолнина Е.В. Особенности рамочного текста «Голубой книги» М.Зощенко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007. - Т. 9. - № 29. - С. 48-52.
40. Жолнина Е.В. «Голубая книга» М.Зощенко: текст и контекст: дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 2007. - 270 с.
41. Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. - М., 1962-1978
42. Куляпин А. Михаил М.Зощенко и Фридрих Ницше // Поэтика жанра, 1996. - С. 80-86.
43. Лежнев А. Мысли вслух: из книги «Об искусстве» // Лежнев А. О литературе. М., 1986.
44. Литература 5-11 классы. Программно-методические материалы. 2 изд. Сост. Т.А. Калганова. М., 1999, С.21;27;46;64.
45. Молдавский Д. Михаил М.Зощенко: Очерк творчества. Л., 1977
46. Пенская Е.М. М.Зощенко и театр абсурда // Литературное обозрение, 1995. - № 1. - С. 34-35.
47. Печерский С. Цензорская правка «Голубой книги» М. М. М.Зощенко // Минувшее. Исторический альманах. Вып.З. - М., 1991.
48. В. П. Полухина «Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература 6 класс» -М.; Прсвещение,1992.
49. Раку М. Михаил М.Зощенко: музыка перевода // Новое литературное обозрение, 2000. - № 44. - С. 111-125.
50. Русские писатели, XX век. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Н.Н. Скатова. - М.: Просвещение, 1998. - 784 с.
51. А. Н. Старков «Михаил М.Зощенко: Судьба художника». -М.: Советский писатель, 1990.
52. Сухих И.Н. Главная книга М.Зощенко // М.Зощенко М.М. Голубая книга. - СПб.: Азбука-классика, 2003.
53. Рубен Б. Алиби Михаила М.Зощенко. М.: Аграф, 2001. - 384 с.
54. Чуковский К. Из воспоминаний // Михаил М.Зощенко в воспоминаниях современников. — М.: Сов. писатель, 1981. - С. 13-66.
Интернет- ресурсы:
55. Историко-культурный контекст творчества М.Зощенко URL:
аг1.юзо.ги>’Мк1/тйех.рйр/(дата обращения 5 мая 2016 года)
56. Назаренко М.И. Исторический дискурс как пародия («сатириконовцы» и Михаил М.Зощенко) [Электронный ресурс]. URL: http://geocities.com/petrogulak/critique.htm./(дата обращения 12 мая 2016 года)
57. Федоров В.С. Об онтологических и философских аспектах мировоззрения М.Зощенко / http://cheloveknauka.com/poetika-skaza-m- m-zoschenko-20-h-gg/(дата обращения 6 марта 2016 года)
58. В. Новиков статья "О месте М.Зощенко в русской литературе"/ http://refoteka.ru/l-45279.html/(дата обращения 5 мая 2016 года)
59. Эткинд А. М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб: "Медуза", 1993/ http://www.bestreferat.ru/referat-382957.html/(дата обращения 13 декабря 2015 года)
60. Основные даты жизни и творчества М.Зощенко/http://uchitel- slovesnosti.ru/load/stranicy monografij o pisateljakh i poehtakh/zoshhenko/osnovnye daty zhizni i tvorchestva m m zoshhenko/223-1 -0-
5571/(дата обращения 3 мая 2016 года)
61. Аулов A.M. Рассказы М. М.Зощенко 20-х годов: (Проблема жанра и стиля). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. н. М., 1998.
/http://www.dissercat.com/content/rasskazy-m-zoshchenko-20-kh-godov-problema-zhanra-i-stilya/(gaTa обращения 6 июня 2016 года)
62. О.П.Черепанова Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. н.
2005./ http://cheloveknauka.com/iskusstvo-kak-zhiznetvorchestvo-v-
povestyah-m-m-zoschenko-30-40-h-godov/(дaтa обращения 2 апреля 2016 года)
63. Ким Джун ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ В
ЭПИСТОЛЯРНОМ НАСЛЕДИИ
(на материале Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и М. М. Зощенко) Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. н. (Пушкинский дом)., 2008
http: //microbik.ru/dosta/Т ворческая+личность+писателя+в+эпистолярном+наследии+(на+материале+Н.+В.+Гоголя,+Ф.+М.+Достоевского+и+М.+М.+Зощенко)a/main.html/(дaтa обращения 20 мая 2016 года)
64. П. Коган М. Зощенко Литературная энциклопедия т.4/ http://5ballov.qip.ru/referats/preview/14234/43Ureferat-mesto-mihaila-zoschenko-v-russkoy-literature/(дaтa обращения 1 марта 2016 года)
65. Рассказ М. Зощенко «Назар Ильич господин
Синебрюхов»http://bigreferat.ru/23047/1/Рaсскaз Зощенко Нaзaр Ильич
господин Синебрюхов.html/(дaтa обращения 7 февраля 2016 года)
66. Сочинение «Драматургическое наследие М. М.
Зощенко»/http://mysoch.ru/sochineniya/zoschenko/self/dramaturgicheskoe
nasledie m m zoschenko/page1//(дата обращения 10 мая 2016 года)
67. Комарова Н.А. Поэтика сказа М. М. Зощенко 20-х гг. Автореф. дисс.
на соиск. уч. степ. канд. филол. н. Томск 2000-175 с./
http://www.dissercat.com/content/poetika-skaza-m-m-zoshchenko-20-kh-gg/бдата обращения 8 января 2016 года)
68. Калинина Н.Ф. ст. «Анализ дискурса в психотерапии» 2002 №3/ https: //psyj ournal .ru/psyj ournal/articles/detail .php?ID=2116/(дата обращения 5 ноября 2015 года)
69. Реферат «Бедный человек» в произведениях М. Зощенко 20-30-х
гг./ http://xreferat.com/49/1366-1-bednyiy-chelovek-v-proizvedeniyah-m-
zoshenko-20-30-h-gg.html/(gaTa обращения 18 ноября 2015 года)
70. И.П.Колева «Традиции отечественной юмористики XIX века в творчестве М.М.Зощенко». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. н. 2013/http://cheloveknauka.com/v/460031/d#?page=1/(дата обращения 9 октября 2015 года)
71. О.Е.Думченко. «Рецептивный эффект "своего писателя" в творчестве
М.М. Зощенко», Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Новосибирск, 2004 203 с. РГБ ОД, 61:05-10/458 /http://lib.ua-
ru.net/diss/cont/210387.html/(дата обращения 17 октября 2015 года)
72. Е.А. Худенко «Жизнетворчество Мандельштама, Зощенко, Пришвина
1930-1940-х гг. как метатекст». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. н. г.Барнаул 2012/
http://www.docme.ru/doc/213993/zhiznetvorchestvo-mandel.shtama--zoshhenko--prishvina-1930-1940... /(дата обращения 18 октября 2015 года)
73. Н.В. Попова в работе в своей «Сатирическая новеллистика М. М.Зощенко 20-х гг. (в сравнительно-типологическом аспекте)». http://www.dissercat.com/contentt/sovetskaya-satiricheskaya-publitsistika-mzoshchenko/(дата обращения 14 сентября 2015 года)
74. И.Паркер «Психоаналитическая культура» /http://ergo-izhevsk.ru/dir- books/171-8/05_parker.pdf/(дата обращения 2 сентября 2015 года)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ