ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РЕСТОРАННО-ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ
1.1. Ресторанный бизнес России в условиях кризиса
1.2. Реклама: сущность и особенности для ресторанно-гостиничного бизнеса
1.3. Основные этапы разработки рекламной кампании
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКЛАМЫ РЕСТОРАНА «КРУГЛЫЙ СТОЛ»
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Анализ рекламной деятельности предприятия
2.3. Оценка эффективности рекламной работы в условиях кризиса
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В связи с активным внедрением рыночных отношений в экономику России в обществе особое значение приобрело развитие таких сфер деятельности, которые позволяют осуществить быстрое накопление капитала. После значительного реформирования общественное питание в России встает на ноги и начинает активно развиваться, причем больше всего развивается общедоступная коммерческая сеть предприятий общественного питания: рестораны, кафе, закусочные, бары.
Существует множество различных направлений маркетинговой деятельности: маркетинговые исследования, маркетинговое планирование, товарная политика, система формирования спроса и стимулирования сбыта, ценовая политика, сбытовая политика, рекламная деятельность и т.д. Рассмотрение всех этих направлений в одной работе не представляется возможным. Поэтому, в данной работе мы бы хотели, прежде всего, остановиться на рекламной политике предприятия.
Сегодня реклама - это сложнейший механизм, в котором задействованы сочни тысяч людей различных профессий. Их цель - донести до конечного потребителя информацию о товаре (услуге) таким образом, что реализовать желание потребителя совершить покупку. И как показывает практика, они с этим успешно справляются. Тем не менее, нельзя не отметить, что не утихают споры вокруг негативных социальных последствиях рекламы. Однако, очевидно одно: реклама прочно вошла как в деловую жизнь, так и в частную жизнь каждого отдельного человека.
Можно по-разному относиться к рекламе, но следует однозначно признать, что это один из самых мощных источников информации. Особенно это становится очевидным, когда наше общество стало «пожинать» первые плоды рыночной экономики - разнообразный ассортимент различных товаров, продуктов, услуг, которые хлынули на наш рынок.
Постепенно, когда пришло насыщение потребителей, произошло и насыщение потребительского рынка. И в этот период со всей остротой встал вопрос о начале целенаправленной и цивилизованной рекламной деятельности на отечественном рынке.
Практика показывает, что качественное медиапланирование позволяет сэкономить в среднем до 30 % рекламного бюджета (или соответственно увеличить показатели эффективности рекламной кампании степень известности марки, лояльности к ней, и, в конечном счете, рост объема продаж).
Еще несколько лет тому назад многие отечественные рекламодатели не представляли себе необходимость и важность знания и учета целого ряда медиапоказателей при разработке рекламной кампании и выборе медианосителей. Клиенты, в основном, ориентировались на стоимость размещения рекламы и не интересовались такими показателями как рейтинг, охват того или иного СМИ, определением целевой аудитории и другими инструментами, столь важными для медиапланирования. В результате, большинство рекламных кампаний того периода было обречено на провал.
Актуальность проведенного исследования с точки зрения теории и практики состоит в том, что реклама играет значительную роль в деятельность предприятия. Реклама одновременно информирует о фирме и ее продукте, убеждает потенциальных покупателей остановить свой выбор на данной компании и ее продукте, усиливает уверенность у существующих клиентов в своем выборе и так далее.
Целью дипломной работы является изучение особенностей организации рекламной деятельности на предприятии ресторанно-гостиничного бизнеса и оценка ее эффективности.
Объектом исследования является рекламная деятельность.
Предметом исследования является рекламная деятельность ресторана «Круглый стол».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:
-изучение теоретических основ рекламной деятельности в ресторанно¬гостиничном бизнесе;
- анализ рекламной деятельности в ресторане;
- разработка рекламной компании для ресторана «Круглый стол».
Методы исследования, применявшиеся в выпускной
квалификационной работе: теоретический анализ литературных и
электронных источников; анализ документации ресторана «Круглый стол».
Прямым результатом рекламной кампании является повышение узнаваемости марки, привлечение клиентов, и только как следствие этого - рост продаж. Когда мы говорим о рекламе, то имеем в виду увеличение интереса к заведению, количества посетителей. А объемы продаж - это задача маркетинга, и ее реализация значительно масштабнее и дороже.
Имеет смысл ждать отложенного эффекта, зависящего от общей осведомленности потенциальных гостей о ресторане. Если после одного-двух месяцев реклама заведения прекращается, результат сводится к нулю; если есть продолжение, можно рассчитывать на плавное увеличение продаж.
Например, известный ресторатор А. Новиков предпочитает вообще не давать прямой рекламы, считая, что самый верный путь - известность «из уст в уста». Но большинство рестораторов все же не пренебрегает рекламой своих заведений. Вопрос только в том, кто и как это делает и как избежать самых распространенных ошибок.
Анализ факторов влияющих на рынок ресторанного бизнеса и формирование клиентов показал следующее:
1. Развилась и стала модной тенденция проведения праздников и встреч вне дома.
2. На развитие ресторана меньше стала влиять сезонность.
На повышение посещаемости ресторанов влияет улучшение качества предоставляемых услуг. Развитие предприятий общественного питания резко увеличило конкуренцию среди них, что способствует развитию разнообразных услуг и повышает их качество.
С учетом все усиливающейся конкуренции ресторанный бизнес заинтересован в проведении различных рекламных и PR-акций. Рестораторы пытаются привлечь клиентов, утверждая, что в ресторане они могут получить нечто большее, чем просто тарелку супа. В то же время, хорошо известно, что многие знаменитые рестораны пользуются своей славой и не прибегают к какому-либо дополнительному средству «промоушена» - рекламе или PR. Они, как правило, рассчитаны на небольшое число завсегдатаев-любителей, чрезмерно дороги, но достаточно хорошо функционируют за счет элитарной клиентуры, взяв на вооружение известную пословицу о том, что «доброе вино различимо и без лозы», возвращающую нас к тем временам, когда для доказательства высокого качества продаваемого вина виноградари демонстрировали также и виноградную лозу.
Проанализировав рекламную стратегию ресторана «Круглый стол» можно сделать следующие выводы:
1. Используется имиджевая реклама ресторана «Круглый стол».
2. Важную роль на рынке играет фирменный стиль, обслуживание, и т.д.
3. Эффективность рекламы в целом положительная, хотя имеется тенденция снижения эффективности и затрат на рекламу.
4. При формировании рекламной стратегии, ресторан «Круглый стол» пытается не копировать постоянно одни и те же инструменты рекламы а постоянно «удивлять» клиентов.
При разработке рекламной стратегии ресторана «Круглый стол» мы сконцентрировались на трех направлениях:
- работа с новыми клиентами
- работа с постоянными клиентами
- брендинг ресторана «Круглый стол».
В рамках разработанного медиплана планируются к использованию следующие инструменты:
1. Наружная реклама (Outdoor): вывески, оформленные фасады здания, транспаранты-перетяжки (над автомобильными магистралями и пешеходными улицами), штендеры (выносные щиты) и т.д.
2. Реклама в СМИ: пресса, радио, Интернет.
3. Полиграфическая и сувенирная продукция.
4. PR - формирование общего положительного образа бренда у общественности.
В работе также предложено дополнить медиаплан так называемой «нетрадиционной» рекламой (совместная реклама с турфирмами, сувенирная, дизайн меню и т.д.).
Разработанная рекламная стратегия, на наш взгляд, позволит ресторану «Круглый стол» подчеркнуть конкурентные преимущества: «статусность» ресторана, богатство меню, интерьера и качество обслуживания. Преимуществом разработанной стратегии является, то что она выдержана в имиджевом ключе, продолжая традиции рекламы данного ресторана.
1. Богалдин-Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и
социально-культурного сервиса: туристические, гостинично¬
ресторанные и развлекательные комплексы / В.В. Богалдин-Малых. - М.: МПСИ, 2014. - 560 с.
2. Бюро Ресторанной Информации [Электронный ресурс]. URL: http: // www.bir.ru (Дата обращения 19.05.2016).
3. Боуэн Т., Джон М., Стефанелли М. / Т. Боуэн, М. Джон, М. Стефанелли. - М.: Ресторанные ведомости, 2013. - 370 с.
4. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес / Ю.Ф. Волков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 352 с.
5. Волкова И.В. Ресторанный бизнес России: с чего начать и как преуспеть / И.В. Волкова. - М.: Флинта, 2015. - 184 с.
6. Головлева Е.Л. Основы рекламы: Учеб. пособие / Е.Л. Головлева. - М.: ЗАО «Издательский Дом «Главбух», 2013. - 272 с.
7. Гранев И.В. Реклама как экономический ресурс и фактор динамики фирмы / И.В. Гранев // Проблемы экономики. - 2015. - №4. - С.55-58.
8. Дерюгина С. Комплекс маркетинговых коммуникаций: элементы, их формы и содержание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marketing.spb.ru/ (Дата обращения 24.05.2015).
9. Дональд У. Основы рекламного дела / У. Дональд, И. Гордон. - М.: Пресс, 2013. - 361 с.
10. Денисов Д. Учебник по рекламе / Д. Денисов, Л. Тоби. - М.: Гардарики, 2012. - 229 с.
11. Дерюгина, С. Комплекс маркетинговых коммуникаций: элементы, их формы и содержание / С. Дерюгина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marketing.spb.ru/.
12. Дурович А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов / А.П. Дурович. - М.: Зерцало, 2012. - 632 с.
13. Жабина С.Б. Маркетинг продукции и услуг: Общественное питание: учеб. пособие / С.Б. Жабина. - М.: Академия, 2015. - 224 с.
14. Калашников А.Ю. Кафе, бары и рестораны: организация, практика и техника обслуживания / А.Ю.Калашников. - М.: Проспект, 2014. - 384 с.
15. Карманов Д.А. Оценка эффективности рекламной деятельности бизнес / Д.А. Карманов. - СПб.: Питер, 2011. - 188 с.
16. Картер Г. Эффективная реклама / Г. Картер. - М.: Прогресс, 2011. - 380 с.
17. Катернюк А.В. Основы современного маркетинга / А.В. Катернюк. - Ростов - н/Д, 2012. - 624 с.
18. Кобцев Р.Ю. Оценка эффективности маркетинговых коммуникаций на основе единой модели / Р.Ю. Кобцев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - №6. - С.50-58.
19. Королев А.В. Специфика маркетинга и услуг (туризм и гостиничное хозяйство) / А.В. Королев // Изв. Тул. гос. ун-та. - 2012. - Вып. 1. - С.105-114.
20. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М.: Ось-89, 2012. - 704 с.
21. Кучер Л.С. Ресторанный бизнес в России: технология успеха / Л.С.Кучер. - М.: РосКонсульт, 2012. - 468 с.
22. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России / И.В. Крылов. - М.: Пресс, 2012. - 124 с.
23. Лучшие рестораны Набережных Челнов [Электронный ресурс]. URL: http: //traveltipz. ru/trips/restaurants-rating/naberezhnye-chelny-russia-7 81 (Дата обращения 24.05.2016.)
24. Малков М. Подходы к измерению эффективности маркетинга / М. Малков // Маркетинг. - 2012. - №3. - С. 77-83.
25. Наумова А.В. Маркетинговые стратегии в рекламной деятельности предприятия: автореф. дис. / А.В. Наумова. - Новосибирск, 2012. - 20 с.
26. Наумова, Л.Н. Маркетинговый подход к выбору оптимального
средства рекламы фирмы / Л.Н. Наумова // Менеджмент: теория и практика. - 2013. - №3/4. - С.255-286.
27. Нормативные документы по ресторанному бизнесу. - М.: Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2014. - 117 с.
28.Оганесян А.С. Метод определения эффективности охвата рекламной аудитории / А.С. Оганесян / Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №2. - С.42-43.
29. Околышникова И.Ю. Актуальные проблемы PR-деятельности
коммерческих предприятий на рынке товаров и услуг / И.Ю. Околышникова / Вестник Южно-Урал. гос. ун-та. - 2015. - №5. - Выпуск 1. - С.151-158.
30. Панкратов, Ф.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратов. - М. Изд. Дом «Дашков и К», 2012. - 364 с.
31. Панкрухин А.П. Маркетинг / А.П. Панкрухин. - М.: Зерцало, 2013. - 656 с.
32. Разумовская А.Л. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика / А.Л. Разумовская, В. Янченко. - М.: Вершина,
2012. - 496 с.
33. Реброва Н.П. Маркетинг / Н.П. Реброва. - СПб: Питер, 2013. - 258 с.
34. Романовская О.Д. Российский рынок рекламного продукта и механизм его функционирования: автореф. дис. / О.Д. Романовская. - Томск,
2013. - 24 с.
35. Россинская М.В. Маркетинговые коммуникации в сервисе / М.В. Россинская, М.В. Бугаева. - М.: Пресс, 2015. - 212 с.
36. Спиридонова И. Организация рекламной кампании / И. Спиридонова. - М.: Прогресс, 2013. - 224 с.
37. Строгова Е.В. Оптимизация рекламной кампании как фактор увеличения прибыли / Е.В. Строгова // Вестник молодых ученых. - 2015. - №1. - С.273 - 279.