ОСОБЕННОСТИ НОМИНАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАТ-КОММУНИКАНТА
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения виртуального дискурса и чат- коммуникации 9
1.1. Научные подходы к изучению виртуальной коммуникации 9
1.2. Основные характеристики виртуального дискурса 17
1.3. Характеристики чата как жанра виртуального дискурса 27
Выводы по Главе 1 39
ГЛАВА 2. Языковые особенности чат-коммуникации 41
2.1. Речевой портрет чат-коммуниканта 41
2.2. Фонетические особенности речи в чатах 46
2.3. Использование графических средств в чате 49
2.4. Особенности сетевого жаргона 55
2.5. Словообразовательные особенности речи в чатах 57
2.6. Синтаксические особенности языка чатов 62
Выводы по Главе 2 71
Глава 3. Методические рекомендации по изучению языка чат-коммуникации с использованием материала исследования 74
3.1. Методика изучения стилистики русского языка в средней школе 74
3.2. Конспект урока по русскому языку для 7 класса на тему «Функциональные
стили речи» с использованием материала исследования 79
Выводы по Главе 3 85
Заключение 87
Библиография
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения виртуального дискурса и чат- коммуникации 9
1.1. Научные подходы к изучению виртуальной коммуникации 9
1.2. Основные характеристики виртуального дискурса 17
1.3. Характеристики чата как жанра виртуального дискурса 27
Выводы по Главе 1 39
ГЛАВА 2. Языковые особенности чат-коммуникации 41
2.1. Речевой портрет чат-коммуниканта 41
2.2. Фонетические особенности речи в чатах 46
2.3. Использование графических средств в чате 49
2.4. Особенности сетевого жаргона 55
2.5. Словообразовательные особенности речи в чатах 57
2.6. Синтаксические особенности языка чатов 62
Выводы по Главе 2 71
Глава 3. Методические рекомендации по изучению языка чат-коммуникации с использованием материала исследования 74
3.1. Методика изучения стилистики русского языка в средней школе 74
3.2. Конспект урока по русскому языку для 7 класса на тему «Функциональные
стили речи» с использованием материала исследования 79
Выводы по Главе 3 85
Заключение 87
Библиография
Рубеж XX и XXI веков ознаменовался этапом, наполненным сюрпризами и открытиями, самым значительным из которых является неизмеримо бурное развитие информационных технологий, который вряд ли можно оценить. Самым главным, на наш взгляд, достижением стало изобретение всемирной сети Интернет, а вслед за этим, появление Интернет- коммуникации.
В последние десятилетия интернет-коммуникация вызывает огромный интерес у специалистов в области гуманитарных наук: философии (Куликов 2007; Опарина 2005), психологии (Чучкова 2008; Войскунский 2002; Шевченко 2002 и др.), социологии (Кондратова 2005; Путилова 2004; Бальжирова 2003; Биккулов 2003 и др.) и, конечно, лингвистики, где изучение Интернет-дискурса - одно из самых востребованных направлений, о чем свидетельствуют многочисленные исследования.
Популярность языкового Интернет-пространства объясняется еще и тем, что Интернет-дискурс можно отнести к «живым» речевым жанрам. Основоположником теории речевых жанров правомерно считается М.М. Бахтин, выдвинувший новую концепцию в середине прошлого века. Фундаментальным постулатом теории М.М. Бахтина можно назвать то, что в любой сфере функционирования языка складываются относительно устойчивые шаблоны высказываний (текстов), дифференцирующих эти самые сфера. Однако особое внимание на теорию речевых жанров лингвисты обратили лишь под занавес XX в. Идея М.М. Бахтина получила свое распространение в трудах В.П. Алпатова, А. Вежбицкой, А.Г. Баранова, Н.Б. Лебедевой, В.Е. Гольдина, В.А. Салимовского, К.Ф. Седова, М.Ю. Федосюка, Т.В. Шмелевой, Д.Н. Шмелева и др. Активно разрабатываются виды устной и письменной коммуникации В.В. Дементьевым, Е.А. Земской, O.A. Казаковой, Н.Б. Лебедевой, Н.В. Орловой, В.А. Салимовским и другими. Жанры виртуальной коммуникации на сегодняшний день рассмотрены в работах ряда лингвистов [Вавилова, 1993; Макаров, 1997, 2005; Галичкина, 2001; Капанадзе, 2001; Иванов, 2002; Атабекова, 2003; Горошко, 2004; Лутовинова 2009; Гермашева 2011; Горбунова 2011 и др.]. В частности, анализируются структурные и тематические особенности жанров виртуального дискурса (Л.Г. Антонова, Е.С. Жуленова, Л.Ю. Иванов и др.), сфера функционирования жанров Интернет-коммуникации(Е.Н. Вавилова, E.H. Галичкина, Н.Л. Моргун, К.В. Овчарова и др.) и т.д. Несмотря на возрастающую популярность и востребованность, чат в качестве жанра виртуального дискурса, на наш взгляд, на сегодняшний день исследован весьма аспектно и требует более детального рассмотрения.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью найти и описать принципы и особенности коммуникативной деятельности непосредственных участников виртуальной коммуникации в аспекте морфологии, лексики, словообразования и синтаксиса на примере русскоязычных тематически не закрепленных Интернет-чатов как одного из самых популярных жанров Интернет-коммуникации.
IRC (Internet RelayChat) или Chat (чат) - беседа, осуществляемая посредством сети Интернет, сервисная, многопользовательская, многоканальная система синхронного общения, в русском языке нет аналога английской аббревиатуры [Овчарова 2008:3].
Хотя чаты и виртуальная коммуникация стали неотъемлемой частью жизни современного россиянина, да и человека любой другой развитой страны мира, лингвисты все еще не достаточно рассмотрели их с точки зрения особенностей языка. Кроме того, нужно отметить доступность и богатство исследовательского материала, представляющего особый научный интерес. Технические, речевые характеристики, сама сущность функционирования чатов (IRC) представляет собой инновационный, новаторский подход к системе языка, к его аспектным коммуникативным особенностям.
Виртуальная опосредованная коммуникация предопределяет нетривиальные условия речепорождения, коммуникативного поведения участников чата, которые репрезентируются в разных жанрах сетевого дискурса. Чат в качестве отдельного жанра последнего предоставляет принципиально иные, отличающиеся от живого, возможности общения, которые реализуются посредством виртуального подвида языка, вербализуемом в естественно-письменной речи (термин предложен Н.Б. Лебедевой), в целевой коммуникативной установке чата, в особом типе чат- коммуниканта, в речевом поведении, особенностях номинативной деятельности.
Исследование дифференциальных характеристик чата проводится по разным направлениям: изучается непосредственно языковая специфика (З.И. Резанова, И.Л.Мишанкина, Е.С. Стаценко и др.), анализируются особенности речевого портрета личности чат-коммуниканта (К.С. Цибизов, О.Л. Левоненко и др.), рассматриваются природа и функции чата (Т.Н. Каменская, О.В. Овчарова и др.).
Массовая культура, а за ней и коммуникация, пронизывает все сферы деятельности человека, влияет на мировоззрение личности, ее познавательные установки и детерминирует моделирование языковой картины мира, выражаемой посредствам языка. Чат вербализует неповторимую языковую картину мира, обусловленную дискурсивно и жанрово. Сейчас ученые акцентируют внимание на ценностном аспекте картины мира в рамках чата (З.И. Резанова, И.Л.Мишанкина), на проблемах самоидентификации чат-коммуниканта (З.И. Резанова, И.Л. Мишанкина, С.О. Кремлева), на принципах и способах передачи гендерной идентичности в виртуальном пространстве (Е.Г. Соколинская, О.В. Лутовинова) и т.д. Однако комплексного изучения специфики языковых особенностей номинативной деятельности чат-коммуниканта еще не предпринималось, этим и объясняется новизна работы.
Таким образом, объектом нашего исследования является чат как форма коммуникации посредством сети Интернет.
Предмет исследования - особенности номинативной деятельности участников Интернет-коммуникации - чат-коммуникантов (чаттеров - термин наш Е.И.).
Основным материалом для исследования послужили языковые особенности коммуникантов тематически не закрепленных чатов:
• «LiveChat» (https://livechat.su/chat)
• «Отель у Максима»
(http://www.maxclub.ru/cgi/newchat.exe?Get=news),
• «Netchat» (http://netchat.ru/chat/chat.php),
• «Беседы в песочнице» (http://www.adv.ru/chat/),
• «Чат волчат» (http://volchat.ru/).
Интерес к исследованию номинативной деятельности чат- коммуникантов в определенного рода чатах, обусловлен тем, что в них номинативная деятельность проявляется активнее, чем в тематических в силу свободы самовыражения. Кроме того, они характеризуются разнообразным тематическим спектром, так как не приурочены к той или иной тематике. Это дает возможность выявить фрагменты индивидуальной языковой картины мира, функционирующие в чате, в аспекте его национально-культурной, языковой, индивидуальной и жанровой детерминированности.
Цель работы - рассмотреть особенности речевого поведения чат- коммуникантов на уровне лексики, морфологии, словообразования, синтаксиса в процессе виртуальной коммуникации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд сопутствующих задач:
1. Очертить междисциплинарную зону научного исследования, определить теоретические предпосылки научных изысканий в области Интернет-коммуникации;
2. Определить понятие Интернет-дискурса;
3. Выявить сущность и особенности Интернет-чата как жанра виртуального дискурса;
4. Выявить и описать принципы номинативной деятельности чат- коммуниканта на примере языковых особенностей языка чата;
5. Разработать методические рекомендации по изучению виртуального дискурса как нового зарождающегося функционально-смыслового стиля речи.
Теоретическая значимость квалификационной работы определяется следующим: отобран и проанализирован практический материал, полученный методом частной выборки из бесед в Интернет-чатах; предложен подход к его изучению, основанный на принципах дескриптивного и компонентного анализов; предпринята попытка описания речевых портретов коммуникантов, проанализированы учебно-методические комплексы по изучению функциональных стилей речи в современной средней школе.
Практическая ценность исследования определяется тем, что разработанный нами подход к рассмотрению чат-коммуникации может использоваться и применительно к другим жанрам виртуального гипертекста (электронных писем (e-mail), скайп-конференций, телемостов, SMS- сообщений), с другой стороны, отобранный материал и полученные выводу быть применены в написании программ спецкурсов по лингвистике, теории речевых жанров, теории речевого портрета, по межкультурной коммуникации, проблемам дискурсии, в изучении нового типа дискурса в школе.
В качестве методологической базы выпускного квалификационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых: в области теории коммуникации (А.Н. Баранов, В.Б. Кашкин, Г.Г. Почепцов), анализа дискурса (О.В. Александрова, Н.Д. Арутюнова, В.З. Демьянков, В.И. Карасик, Е.С. Кубрякова, А.А. Романов, П. Серио, С.А. Сухих, Н.В. Габдреева, Л.В. Рацибурская, Л.А.Мардиева, Т.Ю. Щуклина), в области анализа компьютерного дискурса (Е.Н. Вавилова, Е.Н. Галичкина, Л.Г. Ковальская, П.Е. Кондратов, О.А. Леонтович, Н.Л. Моргун), теории диалога (Н.Д. Арутюнова, Т.Г. Винокур, Г.П. Немец, С.А. Сухих, Л.П.
Якубинский и др.), теории речевых жанров (А.Г. Баранов, М.М. Бахтин, А. Вежбицка, В.В. Дементьев, Т.В. Шмелева, Д.Н. Шмелев и др.).
Методы исследования продиктованы спецификой объекта, эмпирического материала, а также обусловлены целью и задачами работы: метод лингвистического наблюдения; метод частичной выборки практического материала; метод контекстуального и компонентного анализов способствовали вычленению основных лексических единиц, понятий, составляющих чат-коммуникацию; метод словообразовательного анализа, синтаксического моделирования.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В последние десятилетия интернет-коммуникация вызывает огромный интерес у специалистов в области гуманитарных наук: философии (Куликов 2007; Опарина 2005), психологии (Чучкова 2008; Войскунский 2002; Шевченко 2002 и др.), социологии (Кондратова 2005; Путилова 2004; Бальжирова 2003; Биккулов 2003 и др.) и, конечно, лингвистики, где изучение Интернет-дискурса - одно из самых востребованных направлений, о чем свидетельствуют многочисленные исследования.
Популярность языкового Интернет-пространства объясняется еще и тем, что Интернет-дискурс можно отнести к «живым» речевым жанрам. Основоположником теории речевых жанров правомерно считается М.М. Бахтин, выдвинувший новую концепцию в середине прошлого века. Фундаментальным постулатом теории М.М. Бахтина можно назвать то, что в любой сфере функционирования языка складываются относительно устойчивые шаблоны высказываний (текстов), дифференцирующих эти самые сфера. Однако особое внимание на теорию речевых жанров лингвисты обратили лишь под занавес XX в. Идея М.М. Бахтина получила свое распространение в трудах В.П. Алпатова, А. Вежбицкой, А.Г. Баранова, Н.Б. Лебедевой, В.Е. Гольдина, В.А. Салимовского, К.Ф. Седова, М.Ю. Федосюка, Т.В. Шмелевой, Д.Н. Шмелева и др. Активно разрабатываются виды устной и письменной коммуникации В.В. Дементьевым, Е.А. Земской, O.A. Казаковой, Н.Б. Лебедевой, Н.В. Орловой, В.А. Салимовским и другими. Жанры виртуальной коммуникации на сегодняшний день рассмотрены в работах ряда лингвистов [Вавилова, 1993; Макаров, 1997, 2005; Галичкина, 2001; Капанадзе, 2001; Иванов, 2002; Атабекова, 2003; Горошко, 2004; Лутовинова 2009; Гермашева 2011; Горбунова 2011 и др.]. В частности, анализируются структурные и тематические особенности жанров виртуального дискурса (Л.Г. Антонова, Е.С. Жуленова, Л.Ю. Иванов и др.), сфера функционирования жанров Интернет-коммуникации(Е.Н. Вавилова, E.H. Галичкина, Н.Л. Моргун, К.В. Овчарова и др.) и т.д. Несмотря на возрастающую популярность и востребованность, чат в качестве жанра виртуального дискурса, на наш взгляд, на сегодняшний день исследован весьма аспектно и требует более детального рассмотрения.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью найти и описать принципы и особенности коммуникативной деятельности непосредственных участников виртуальной коммуникации в аспекте морфологии, лексики, словообразования и синтаксиса на примере русскоязычных тематически не закрепленных Интернет-чатов как одного из самых популярных жанров Интернет-коммуникации.
IRC (Internet RelayChat) или Chat (чат) - беседа, осуществляемая посредством сети Интернет, сервисная, многопользовательская, многоканальная система синхронного общения, в русском языке нет аналога английской аббревиатуры [Овчарова 2008:3].
Хотя чаты и виртуальная коммуникация стали неотъемлемой частью жизни современного россиянина, да и человека любой другой развитой страны мира, лингвисты все еще не достаточно рассмотрели их с точки зрения особенностей языка. Кроме того, нужно отметить доступность и богатство исследовательского материала, представляющего особый научный интерес. Технические, речевые характеристики, сама сущность функционирования чатов (IRC) представляет собой инновационный, новаторский подход к системе языка, к его аспектным коммуникативным особенностям.
Виртуальная опосредованная коммуникация предопределяет нетривиальные условия речепорождения, коммуникативного поведения участников чата, которые репрезентируются в разных жанрах сетевого дискурса. Чат в качестве отдельного жанра последнего предоставляет принципиально иные, отличающиеся от живого, возможности общения, которые реализуются посредством виртуального подвида языка, вербализуемом в естественно-письменной речи (термин предложен Н.Б. Лебедевой), в целевой коммуникативной установке чата, в особом типе чат- коммуниканта, в речевом поведении, особенностях номинативной деятельности.
Исследование дифференциальных характеристик чата проводится по разным направлениям: изучается непосредственно языковая специфика (З.И. Резанова, И.Л.Мишанкина, Е.С. Стаценко и др.), анализируются особенности речевого портрета личности чат-коммуниканта (К.С. Цибизов, О.Л. Левоненко и др.), рассматриваются природа и функции чата (Т.Н. Каменская, О.В. Овчарова и др.).
Массовая культура, а за ней и коммуникация, пронизывает все сферы деятельности человека, влияет на мировоззрение личности, ее познавательные установки и детерминирует моделирование языковой картины мира, выражаемой посредствам языка. Чат вербализует неповторимую языковую картину мира, обусловленную дискурсивно и жанрово. Сейчас ученые акцентируют внимание на ценностном аспекте картины мира в рамках чата (З.И. Резанова, И.Л.Мишанкина), на проблемах самоидентификации чат-коммуниканта (З.И. Резанова, И.Л. Мишанкина, С.О. Кремлева), на принципах и способах передачи гендерной идентичности в виртуальном пространстве (Е.Г. Соколинская, О.В. Лутовинова) и т.д. Однако комплексного изучения специфики языковых особенностей номинативной деятельности чат-коммуниканта еще не предпринималось, этим и объясняется новизна работы.
Таким образом, объектом нашего исследования является чат как форма коммуникации посредством сети Интернет.
Предмет исследования - особенности номинативной деятельности участников Интернет-коммуникации - чат-коммуникантов (чаттеров - термин наш Е.И.).
Основным материалом для исследования послужили языковые особенности коммуникантов тематически не закрепленных чатов:
• «LiveChat» (https://livechat.su/chat)
• «Отель у Максима»
(http://www.maxclub.ru/cgi/newchat.exe?Get=news),
• «Netchat» (http://netchat.ru/chat/chat.php),
• «Беседы в песочнице» (http://www.adv.ru/chat/),
• «Чат волчат» (http://volchat.ru/).
Интерес к исследованию номинативной деятельности чат- коммуникантов в определенного рода чатах, обусловлен тем, что в них номинативная деятельность проявляется активнее, чем в тематических в силу свободы самовыражения. Кроме того, они характеризуются разнообразным тематическим спектром, так как не приурочены к той или иной тематике. Это дает возможность выявить фрагменты индивидуальной языковой картины мира, функционирующие в чате, в аспекте его национально-культурной, языковой, индивидуальной и жанровой детерминированности.
Цель работы - рассмотреть особенности речевого поведения чат- коммуникантов на уровне лексики, морфологии, словообразования, синтаксиса в процессе виртуальной коммуникации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд сопутствующих задач:
1. Очертить междисциплинарную зону научного исследования, определить теоретические предпосылки научных изысканий в области Интернет-коммуникации;
2. Определить понятие Интернет-дискурса;
3. Выявить сущность и особенности Интернет-чата как жанра виртуального дискурса;
4. Выявить и описать принципы номинативной деятельности чат- коммуниканта на примере языковых особенностей языка чата;
5. Разработать методические рекомендации по изучению виртуального дискурса как нового зарождающегося функционально-смыслового стиля речи.
Теоретическая значимость квалификационной работы определяется следующим: отобран и проанализирован практический материал, полученный методом частной выборки из бесед в Интернет-чатах; предложен подход к его изучению, основанный на принципах дескриптивного и компонентного анализов; предпринята попытка описания речевых портретов коммуникантов, проанализированы учебно-методические комплексы по изучению функциональных стилей речи в современной средней школе.
Практическая ценность исследования определяется тем, что разработанный нами подход к рассмотрению чат-коммуникации может использоваться и применительно к другим жанрам виртуального гипертекста (электронных писем (e-mail), скайп-конференций, телемостов, SMS- сообщений), с другой стороны, отобранный материал и полученные выводу быть применены в написании программ спецкурсов по лингвистике, теории речевых жанров, теории речевого портрета, по межкультурной коммуникации, проблемам дискурсии, в изучении нового типа дискурса в школе.
В качестве методологической базы выпускного квалификационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых: в области теории коммуникации (А.Н. Баранов, В.Б. Кашкин, Г.Г. Почепцов), анализа дискурса (О.В. Александрова, Н.Д. Арутюнова, В.З. Демьянков, В.И. Карасик, Е.С. Кубрякова, А.А. Романов, П. Серио, С.А. Сухих, Н.В. Габдреева, Л.В. Рацибурская, Л.А.Мардиева, Т.Ю. Щуклина), в области анализа компьютерного дискурса (Е.Н. Вавилова, Е.Н. Галичкина, Л.Г. Ковальская, П.Е. Кондратов, О.А. Леонтович, Н.Л. Моргун), теории диалога (Н.Д. Арутюнова, Т.Г. Винокур, Г.П. Немец, С.А. Сухих, Л.П.
Якубинский и др.), теории речевых жанров (А.Г. Баранов, М.М. Бахтин, А. Вежбицка, В.В. Дементьев, Т.В. Шмелева, Д.Н. Шмелев и др.).
Методы исследования продиктованы спецификой объекта, эмпирического материала, а также обусловлены целью и задачами работы: метод лингвистического наблюдения; метод частичной выборки практического материала; метод контекстуального и компонентного анализов способствовали вычленению основных лексических единиц, понятий, составляющих чат-коммуникацию; метод словообразовательного анализа, синтаксического моделирования.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Понятие дискурса на современном этапе развития лингвистики имеет достаточно широкие референциальные границы, что обусловлено спецификой исследовательских задач. Многие ученые при изучении дискурса учитывают экстралингвистические особенности, которые обусловливают коммуникативное поведение участников общения той или иной социокультурной группы. Любой из дискурсов реализуется в определенном наборе жанров, под которыми понимаются относительно устойчивые типы текстов, где особенности определяются экстралингвистическими факторами, специфическими условиями, которые обусловлены типом дискурса, в рамках которого эти жанры функционируют.
При исследовании коммуникации в сети Интернет в когнитивно-дискурсивном аспекте, можно говорить, что появляется особое, виртуальное дискурсивное пространство. На основе целого ряда параметров осуществляется выделение виртуального дискурса: электронного канала передачи, коммуникативной цели, типа коммуникантов, хронотопа, языкового воплощения, специфики жанровой организации, дискурсивной картины мира.
Виртуальный дискурс реализуется в ряде жанров, которые выделяются в его рамках: электронная почта, электронные конференции, электронные доски объявления, блоги, электронные игры, чат.
Чат - это особый жанр виртуального дискурса, его специфика заключается в его технических, коммуникативных параметрах. Основная структура чата - динамичная, полилоговая форма общения, осуществляемая в режиме реального времени, которая реализуется во множестве сообщений, одновременно появляющихся на экране монитора и постепенно вытесняемых другими сообщениями.
Коммуникативные особенности чата проявляется в особом типе участников общения, оно характеризуется анонимностью, статусным равноправием по отношению друг к другу. Цель проявляется в заявлении как общение ради общения, что обусловливает демократичный-, игровой, непринужденный стиль общения в чате.
Особенности чата, которые указаны, коррелируют с его лингвистическими факторами, проявляемыми в особом использовании как языковых, так и графических средств.
При рассмотрении игровых, развлекательных типов чатов их характер проявляется в политематичности, свободе выбора объектов, ситуаций и т.п. обсуждения, которые обусловлены интересами коммуникантов. В чате приоритетным оказывается не обсуждаемая участниками общения тема, а общение само по себе.
Участники, когда выбирают языковые средства общения руководствуются несколькими критериями. С одной стороны, они пытаются показать себя в «выгодном свете», завоевать авторитет используя вербальные средства, что позволяет коммуникантам вступать в языковую игру, поскольку она позволяет демонстрировать неординарность, креативность мышления виртуальной личности. С другой стороны, коммуникативная среда чата позволяет по-особому использовать языковые средства, которые в чате, помимо информативной функции, они приобретают репрезентативную. Отсутствие возможности использования паралингвистических средств в чате обуславливаются употреблением графических средств или использованием буквенных и пунктуационных знаков в ином функциональном значении.
Особенности чата как жанра виртуального дискурса приводят к формированию особой картины мира, которая отражает специфику виртуального дискурса в целом, и в то же время воплощает языковые особенности, обусловленные жанровой спецификой чата.
Языковая специфика чата проявляется на различных языковых уровнях. Говоря о фонетических особенностях, стоит упомянуть, что в силу того что речь чатов является письменной, говорящие не слышат друг друга, максимальное приближение к устной речи обусловливает то, что орфографические параметры зачастую подстраиваются под особенности устного произношения речи бытового характера, при этом коммуниканты намеренно допускают нарушения языковых норм с целью передать фонетические особенности языковых единиц, чтобы приблизить коммуникацию к устному типу речи.
Нарушение орфографических норм может осуществляться не по принципу фонетического звучания слова, а с целью языковой игры, карнавального характера чата. Кроме того, в ряде случаев в чатах встречается акцентологическое выделение гласной, несущей особую смысловую нагрузку, в этом случае используется заглавный буквенный символ. Использование в слове только заглавных букв может означать «повышение голоса», повтор какой-либо буквы - имитировать крик, использование пробелов между буквами одного слова употребляться с целью имитации четкого, членораздельного произнесения т.д. Невозможность передачи эмоций в письменной речи привела к частому использованию эмотиконов - заменителей эмоций, которые становятся мощным средством выражения одной из заявленных и действующих программных установок сети Интернет в целом, и чат-коммуникации в частности, а именно - глобальной самоиронии во всем, от деловой документации до «виртуальной болтовни». Достаточно поставить в конце предложения тот или иной эмотикон, чтобы придать самому серьезному высказыванию мощный ироничный оттенок, снизив тем самым его пафосность.
Морфологические особенности в чате проявляются через нарушение грамматических норм. При этом нарушения могут носить различный характер: например, наблюдается смешение родов существительных, происходит нарушение падежных парадигм, они крайне незначительны, поэтому не были выделены нами в отдельную группу примеров.
Особенности сетевого сленга русскоязычных чатов сводятся лишь к тому, что основным источником его пополнения являются заимствования, которые постепенно осваиваются в языке, начинают функционировать по законам русской грамматики и словообразования, и уже не воспринимаются носителями языка как заимствования. Кроме того, главная функция сетевого жаргона в чатах - выражение эмоций и настроения чат-коммуникантов, именно поэтому важнейших художественным приемом в пространстве чат- коммуникации является метафора, поэтому в речи чаттеров присутствует обилие эмоционально окрашенных, десемантизированных лексических единиц. Кроме того, в чате довольно часто использование сокращенных форм слов, аббревиатур, что является маркером экономии речевых усилий и временных параметров.
Синтаксические особенности в чатах раскрываются при продуцировании сообщений зачастую происходит нарушение синтаксических, пунктуационных норм. Неформальность, «устный» характер общения в чате провоцирует отсутствие логично оформленных синтаксических конструкций, их семантическую невыстроенность, незаконченность высказываний. С одной стороны, пунктуация в чате может носить семантический характер, с другой, невербальное общение может замещаться знаками препинания или литерами. Так, например, многоточие может репрезентировать задумчивость, повторение вопросительного знака - недоумение и т.д.
Таким образом, речь чата отличается максимальной адаптацией средств письменной речи к разговорной, характеризуется особой эмоциональностью, экспрессивностью, ненормированностью и динамичностью.
Особый интерес вызывает культура самоназывания участников чат- коммуникации, которая позволяет сложить примерный психосоциальный портрет участника чата. В основном, чат-коммуниканты - это подростки, обладающие недостаточно высокой культурой общения, поэтому вызывает необходимость в средней школе изучать виртуальный дискурс как особый, молодой, находящийся на этапе становления функционально-смысловой стиль речи.
Таким образом, вопрос изучения в школе функциональных стилей, в том числе виртуального стиля, является не только актуальным в наше время, но и крайне интересным. Стиль виртуальной, в частности чат-коммуникации, известен школьникам уже с достаточно юного возраста: даже у первоклассников в наши дни есть сотовые телефоны с выходом в Интернет и даже Интернет-планшеты. Известно, что уровень культуры речи школьников недостаточно высок, и одной из причин этого является то, что учителя- словесники уделяют мало внимания так называемым стилистическим ошибкам, поэтому неформальное общение, реализуемое в сети Интернет часто переходит и в литературный язык. Это тем более недопустимо, что в последнее время значительно повысились требования к стилистической культуре речи школьников. По словам Кожиной М.Н., одна из задач учителя- словесника - познакомить учащихся «с понятием коммуникативной ситуации, типами речи, ее стилевой дифференциацией» [См.: Кожина 1993: 96]. Далее автор отмечает: «Важно, чтобы само преподавание языка, особенно так называемое развитие речи», было функционально- стилистически направленным, т.е. деятельностным» [См.: Кожина 1993: 102]. Очень важно прививать чувство языка с раннего детства.
В настоящее время издается много методических пособий по русскому языку, школьных программ, которые предусматривают формирование умений и навыков связной речи, теоретическое и практическое знакомство с основными функциональными стилями, однако виртуальный стиль еще никто не исследовал и научно не обосновал, поэтому можно рассматривать его в школьной программе в рамках изучения публицистического и разговорного стилей.
Как было отмечено выше, и как видно из предложенного конспекта урока изучение перечисленных стилей в школе может иметь самые разнообразные формы: составление сравнительной таблицы, словарные игры, тестовые задания, стилистический анализ текстов и его отрывков, исправление стилистических ошибок, обучение составлению текстов в разных виртуальных жанрах (блог, чат-диалог, пресс-релиз) и так далее.
Таким образом, формирование навыков связной речи, чувства стиля только тогда будет успешным, когда школьники будут получать знания, умения и навыки, которые они смогут применить на практике и постоянно совершенствовать.
При исследовании коммуникации в сети Интернет в когнитивно-дискурсивном аспекте, можно говорить, что появляется особое, виртуальное дискурсивное пространство. На основе целого ряда параметров осуществляется выделение виртуального дискурса: электронного канала передачи, коммуникативной цели, типа коммуникантов, хронотопа, языкового воплощения, специфики жанровой организации, дискурсивной картины мира.
Виртуальный дискурс реализуется в ряде жанров, которые выделяются в его рамках: электронная почта, электронные конференции, электронные доски объявления, блоги, электронные игры, чат.
Чат - это особый жанр виртуального дискурса, его специфика заключается в его технических, коммуникативных параметрах. Основная структура чата - динамичная, полилоговая форма общения, осуществляемая в режиме реального времени, которая реализуется во множестве сообщений, одновременно появляющихся на экране монитора и постепенно вытесняемых другими сообщениями.
Коммуникативные особенности чата проявляется в особом типе участников общения, оно характеризуется анонимностью, статусным равноправием по отношению друг к другу. Цель проявляется в заявлении как общение ради общения, что обусловливает демократичный-, игровой, непринужденный стиль общения в чате.
Особенности чата, которые указаны, коррелируют с его лингвистическими факторами, проявляемыми в особом использовании как языковых, так и графических средств.
При рассмотрении игровых, развлекательных типов чатов их характер проявляется в политематичности, свободе выбора объектов, ситуаций и т.п. обсуждения, которые обусловлены интересами коммуникантов. В чате приоритетным оказывается не обсуждаемая участниками общения тема, а общение само по себе.
Участники, когда выбирают языковые средства общения руководствуются несколькими критериями. С одной стороны, они пытаются показать себя в «выгодном свете», завоевать авторитет используя вербальные средства, что позволяет коммуникантам вступать в языковую игру, поскольку она позволяет демонстрировать неординарность, креативность мышления виртуальной личности. С другой стороны, коммуникативная среда чата позволяет по-особому использовать языковые средства, которые в чате, помимо информативной функции, они приобретают репрезентативную. Отсутствие возможности использования паралингвистических средств в чате обуславливаются употреблением графических средств или использованием буквенных и пунктуационных знаков в ином функциональном значении.
Особенности чата как жанра виртуального дискурса приводят к формированию особой картины мира, которая отражает специфику виртуального дискурса в целом, и в то же время воплощает языковые особенности, обусловленные жанровой спецификой чата.
Языковая специфика чата проявляется на различных языковых уровнях. Говоря о фонетических особенностях, стоит упомянуть, что в силу того что речь чатов является письменной, говорящие не слышат друг друга, максимальное приближение к устной речи обусловливает то, что орфографические параметры зачастую подстраиваются под особенности устного произношения речи бытового характера, при этом коммуниканты намеренно допускают нарушения языковых норм с целью передать фонетические особенности языковых единиц, чтобы приблизить коммуникацию к устному типу речи.
Нарушение орфографических норм может осуществляться не по принципу фонетического звучания слова, а с целью языковой игры, карнавального характера чата. Кроме того, в ряде случаев в чатах встречается акцентологическое выделение гласной, несущей особую смысловую нагрузку, в этом случае используется заглавный буквенный символ. Использование в слове только заглавных букв может означать «повышение голоса», повтор какой-либо буквы - имитировать крик, использование пробелов между буквами одного слова употребляться с целью имитации четкого, членораздельного произнесения т.д. Невозможность передачи эмоций в письменной речи привела к частому использованию эмотиконов - заменителей эмоций, которые становятся мощным средством выражения одной из заявленных и действующих программных установок сети Интернет в целом, и чат-коммуникации в частности, а именно - глобальной самоиронии во всем, от деловой документации до «виртуальной болтовни». Достаточно поставить в конце предложения тот или иной эмотикон, чтобы придать самому серьезному высказыванию мощный ироничный оттенок, снизив тем самым его пафосность.
Морфологические особенности в чате проявляются через нарушение грамматических норм. При этом нарушения могут носить различный характер: например, наблюдается смешение родов существительных, происходит нарушение падежных парадигм, они крайне незначительны, поэтому не были выделены нами в отдельную группу примеров.
Особенности сетевого сленга русскоязычных чатов сводятся лишь к тому, что основным источником его пополнения являются заимствования, которые постепенно осваиваются в языке, начинают функционировать по законам русской грамматики и словообразования, и уже не воспринимаются носителями языка как заимствования. Кроме того, главная функция сетевого жаргона в чатах - выражение эмоций и настроения чат-коммуникантов, именно поэтому важнейших художественным приемом в пространстве чат- коммуникации является метафора, поэтому в речи чаттеров присутствует обилие эмоционально окрашенных, десемантизированных лексических единиц. Кроме того, в чате довольно часто использование сокращенных форм слов, аббревиатур, что является маркером экономии речевых усилий и временных параметров.
Синтаксические особенности в чатах раскрываются при продуцировании сообщений зачастую происходит нарушение синтаксических, пунктуационных норм. Неформальность, «устный» характер общения в чате провоцирует отсутствие логично оформленных синтаксических конструкций, их семантическую невыстроенность, незаконченность высказываний. С одной стороны, пунктуация в чате может носить семантический характер, с другой, невербальное общение может замещаться знаками препинания или литерами. Так, например, многоточие может репрезентировать задумчивость, повторение вопросительного знака - недоумение и т.д.
Таким образом, речь чата отличается максимальной адаптацией средств письменной речи к разговорной, характеризуется особой эмоциональностью, экспрессивностью, ненормированностью и динамичностью.
Особый интерес вызывает культура самоназывания участников чат- коммуникации, которая позволяет сложить примерный психосоциальный портрет участника чата. В основном, чат-коммуниканты - это подростки, обладающие недостаточно высокой культурой общения, поэтому вызывает необходимость в средней школе изучать виртуальный дискурс как особый, молодой, находящийся на этапе становления функционально-смысловой стиль речи.
Таким образом, вопрос изучения в школе функциональных стилей, в том числе виртуального стиля, является не только актуальным в наше время, но и крайне интересным. Стиль виртуальной, в частности чат-коммуникации, известен школьникам уже с достаточно юного возраста: даже у первоклассников в наши дни есть сотовые телефоны с выходом в Интернет и даже Интернет-планшеты. Известно, что уровень культуры речи школьников недостаточно высок, и одной из причин этого является то, что учителя- словесники уделяют мало внимания так называемым стилистическим ошибкам, поэтому неформальное общение, реализуемое в сети Интернет часто переходит и в литературный язык. Это тем более недопустимо, что в последнее время значительно повысились требования к стилистической культуре речи школьников. По словам Кожиной М.Н., одна из задач учителя- словесника - познакомить учащихся «с понятием коммуникативной ситуации, типами речи, ее стилевой дифференциацией» [См.: Кожина 1993: 96]. Далее автор отмечает: «Важно, чтобы само преподавание языка, особенно так называемое развитие речи», было функционально- стилистически направленным, т.е. деятельностным» [См.: Кожина 1993: 102]. Очень важно прививать чувство языка с раннего детства.
В настоящее время издается много методических пособий по русскому языку, школьных программ, которые предусматривают формирование умений и навыков связной речи, теоретическое и практическое знакомство с основными функциональными стилями, однако виртуальный стиль еще никто не исследовал и научно не обосновал, поэтому можно рассматривать его в школьной программе в рамках изучения публицистического и разговорного стилей.
Как было отмечено выше, и как видно из предложенного конспекта урока изучение перечисленных стилей в школе может иметь самые разнообразные формы: составление сравнительной таблицы, словарные игры, тестовые задания, стилистический анализ текстов и его отрывков, исправление стилистических ошибок, обучение составлению текстов в разных виртуальных жанрах (блог, чат-диалог, пресс-релиз) и так далее.
Таким образом, формирование навыков связной речи, чувства стиля только тогда будет успешным, когда школьники будут получать знания, умения и навыки, которые они смогут применить на практике и постоянно совершенствовать.
Подобные работы
- СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ЯЗЫКОВОЙ ЭКОНОМИИ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ДИСКУРСА
Диссертация , филология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Окказиональные способы словообразования русского языка в современной интернет-коммуникации
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022



