Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЙДЕТИКА В ДРАМАТУРГИИ РУССКОГО ОССИАНИЗМА

Работа №83907

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ С. 3
ГЛАВА 1. Явление эйдетики и его роль в драматургии рубежа XVIII-XIX веков С. 7
1.1. Теория эйдетики. Эйдетическое начало в теории драматургии С. 7
1.2. Общая характеристика драматургии в России на рубеже XVIII-XIX веков.
Особенности русского оссианизма С. 16
ГЛАВА 2. Методы эйдетики в драматургии В.Т. Нарежного и В.А. Озерова...С. 24
2.1. Эйдетика в пьесах В.Т. Нарежного и В.А. Озерова: новая методика работы с
внутренним миром зрителя С. 24
2.2. Предромантическая меланхолия эйдетического героя в трагедиях В.Т. Нарежного и В.А. Озерова С. 41
ГЛАВА 3. Урок литературы в старших классах с применением эйдетической методики обучения. Знакомство учащихся с трагедией В.А. Озерова «Димитрий Донской» С. 57
Заключение С. 68
Список использованных источников и литературы С. 74
Приложение 1 С. 80
Приложение 2

В переходные эпохи историко-культурного развития литературный процесс наиболее предрасположен к разного рода новациям. Одним из важных феноменов в литературной культуре, на стыке разных дисциплин - таких, как философия, психология, культурология, филология, становится явление эйдетики, нашедшее полноценное свое теоретическое осмысление уже в XX веке.
Феномен эйдетизма (вид чувственно-образной памяти) наглядно демонстрирует синтез наук филологии и психологии. Эйдетика как метод постижения и метод воздействия наиболее четко прослеживается в драматургии, в которой рас-считано, что литературное произведение будет поставлено на сцене театра, в значимом месте общественно-культурной жизни общества.
На рубеже XVIII-XIX столетий многие изменения в мировом культурном процессе оказались связаны с формированием предромантизма. Новое культурно - художественное движение отражает изменения идейных установок словесности от классицизма и сентиментализма к романтизму. Предромантизм при этом в своем выражении не сливался с романтизмом, он предвосхищал его в своем становлении, одновременно включая в себя черты сентиментализма и роднясь с гражданственным классицизмом.
Значительное влияние на рождение предромантизма оказало литературное движение оссианизма, популярность которого началась с мифологизированной «реставрации старины» в работах шотландского поэта Джеймса Макферсона. Популярность «Поэм Оссиана» обуславливалась своеобразным психологизмом нового типа, пронизывающим все поэмы. Поэтизирование душевных страданий в индивидуальной судьбе человека, да и вся меланхолическая атмосфера оссиановских поэм непосредственно подготавливала эстетику предромантизма.
В России предромантизм наиболее полно раскрылся в поэзии и драматургии интересующего нас рубежа веков, в том числе - в творчестве таких самобытных авторов, как Владислав Озеров и Василий Нарежный. Драматургию Владислава Александровича Озерова (1769-1816) по праву можно считать кульминацией русского оссианизма к началу XIX века. В одно время его пьесы даже перекрыли своей известностью славу Карамзина и Крылова. Предромантический оссианизм повлиял и на все творчество Василия Трофимовича Нарежного (1780-1825): начиная с его ранних трагедий и заканчивая циклом исторических повестей «Славянские вечера».
Известность оба писателя заслужили не только тем, что творили в новой поэтике предромантизма, но и, главное, тем, что почувствовали эйдетическую направленность нового художественного метода, его привлекательность и способность воздействия на аудиторию, вследствие чего и воплотили его в своей художественной практике.
Все обозначенные нами факторы свидетельствуют об актуальности вы-бранной нами темы исследования.
Основной целью нашего исследования является изучение эйдетической поэтики в пьесах русского оссианизма, на примере лирических трагедий В.Т. Нарежного и В.А. Озерова.
Основные задачи нашей работы:
1) рассмотреть основные идеи теории эйдетизма и своеобразие их проявления в драматургии в контексте анализа литературной ситуации в России на рубеже XVIII-XIX веков, определить с этой точки зрения особенности драматургии русского оссианизма;
2) выявить и исследовать сущность творческого эйдетического метода в трагедиях В.Т. Нарежного и В.А. Озерова и специфику его художественных воплощений в этих пьесах;
3) проанализировать своеобразие феномена эйдетизма как одной из ведущих основ в восприятии художественного текста на уроке литературы - на примере трагедии В.А. Озерова «Димитрий Донской».
Предметом исследования в нашей работе является эйдетическая составляющая поэтики русских оссианических трагедий рубежа XVIII-XIX веков.
Объектом изучения выступают пьесы В.Т. Нарежного: «Кровавая ночь, или Конечное падение дома Кадмова» и «Димитрий Самозванец», а также В.А. Озерова: «Фингал» и «Димитрий Донской».
В отношении теоретической базы нашего исследования нужно заметить следующее. Феномен эйдетизма к настоящему времени хорошо известен в области разработок по психологии восприятия и памяти благодаря таким выдающимся отечественным ученым, как: П.П. Блонский, Л.С. Выготский2, М.П. Кононова3, А.Р. Лурия4, С.Л. Рубинштейн5, И.В. Страхов6, Б.М. Теплов7, Г.С. Фейман8. Немалый вклад оказали и современные зарубежные ученые А. Ахсен9, А. Ричардсон10, А.А. Шейх. Вопрос о соотношении психологии и литературы освещался в теоретических монографических исследованиях Л.С. Выготского - «Психология искусства», М.П. Арнаудова - «Психология литературного творчества», Ю.Б. Борева - «Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика», а также в трудах исследователей психологического литературоведения, таких, как: В.П. Белянин12, Г.В. Сегалин13, Н.А. Рубакин14, Д. Ранкур-Лаферьер и другие.
Творчество избранных нами для анализа писателей переходного периода конца XVIII-начала XIX столетий, В.А.Озерова и В.Т.Нарежного, по отдельности уже рассматривалось учеными. В.Т. Нарежному посвящена обширная монография Н.А. Белозерской, статья Д.Н. Введенского, исследования Ю.М. Соколова, Н.Л.
Степанова, Ф.И. Кондрацкой, П.В. Михеда, Е.Ю. Ваенской. Также весьма внушительное число работ создано по творчеству драматурга В.А. Озерова: статьи А.Ф. Мерзлякова, А.Я. Максимовича, И.Н. Медведьевой, монография «Владислав Озеров» М.А. Гордина, а также работы О.Д. Бруснецовой, Е.А. Вилька, А.И. Разживина, В.А. Алтуховой и многих других.
Однако сопоставления творческих систем двух этих ярких отечественных драматургов, как и исследования эйдетики в их пьесах пока не предпринималось. Отнюдь не до конца и не однозначно решен в литературоведении и вопрос об оссианической поэтике в их произведениях. Всем этим обусловлена новизна нашего подхода.
Основными методами анализа в нашей работе стали: сравнительно-типологический, психологический, историко-функциональный, сравнительно-сопоставительный, а также частично - элементы системного подхода.
Наша работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В переходный период напряженного философского и эстетического поиска, активного роста национального самосознания, распространения новой волны гражданственных и патриотических настроений в отечественной словесности все более интенсивно формируются новые художественные системы с приоритетом на изучение личности.
В этой связи отличительной чертой предромантической драматургии конца XVIII-начала XIX столетий становится стремление авторов-драматургов вызвать у зрителей эмоциональное потрясение за счет усложнения классического трагедийного сюжета методами эйдетического восприятия: все уровни создания пьесы направлены на формирование у зрителей яркого эйдетического образа в процессе проникновения их чувств и мыслей изображаемыми персонажами. Предромантический театр, заменяя собой репертуар прежде популярных античных классических постановок, приходит к народному оригинальному творчеству, посредником в чём зачастую выступает традиция европейского оссианизма. Так трансформируется жанр лирической трагедии в творчестве В.Т. Нарежного и В.А. Озерова.
Художественный метод В.Т.Нарежного интересен тем, что писатель своеобразно интерпретировал традиции украинской литературной «ретроспекции» (в Малоросии сама социальная обстановка к началу XIX века носила черты старого и нового стиля, наряду с новыми романтическими веяниями сосуществовали и реликты барокко). Чрезвычайно важной в творчестве драматурга становится самобытная обработка текстов на исторические сюжеты. Раскрытию таланта писателя способствовали и особенности эйдетического мировосприятия: акцентирование внимание на эмоциональных переживаниях героев, отсюда - элегический колорит, меланхолическое настроение, изобилие лирических монологов в его пьесах.
Творчество другого, еще более знаменитого, драматурга перехода XVIII¬XIX веков, Владислава Озерова, ознаменовало собой перерождение классической трагедии, по-новому представленной публике. Как верно заметил один из известных исследователей XX века, «... в истории русской словесности творчество Озерова - малый эпизод, а в истории театра - большая глава» [Гордин 1991: 4]. Именно благодаря своему новому художественному методу, основанному на эйдетике, Озеров занимал лидирующее положение на театральной арене.
Владислав Александрович начинал как ученик Княжнина, однако успехам своим он был обязан как раз отклонениям от драматургической системы своего учителя: он ослабил действие, сделав трагедию статичной, и перенес центр тяжести на монолог, причем не трагический, а лирико-элегический. Все это было обусловлено стремлением драматурга воздействовать на внутренние созерцательные инстинкты зрителей театра через эйдетику, которая развивала восприимчивость и эмоциональность публики. Вместо привычных «шаблонных» героев классицистической трагедий, на сцене появляются другие, вызывающие внутреннее психологическое сочувствие и сострадание. Элегические монологи главных героев стали главным открытием Озерова. Именно они вызывали «невольны слезы» у зрителей и оставили в памяти современников драматурга живые трогающие душу картины из жизни персонажей пьес.
К изображению переживаний персонажей в своих пьесах драматурги подо-шли по-разному. Для Озерова на первом месте оказались фактически заместившие внешнее действие внутренний мир человека, движение его души и чувств, которые были воплощены в произведении в соответствии с новым эйдетическим художественным методом. Играя на чувствах публики, драматург через все уровни организации театральной постановки добивается не только сопереживания, но и полного погружения зрителей в мир персонажей трагедий. У Нарежного же значительную роль в сюжетике пьес изначально играло соблюдение правды мифологической или исторической, представленной через страдания героев. Главные герои его трагедий отданы высшей воле провидения, однако, страдая, они стремятся изменить судьбу, если не свою, то, по крайней мере, участь других. В итоге особая эйдетическая составляющая сентименталистской «чувствительности» и романтического «психологизма» воплотилась в произведениях двух драматургов, она заявила о себе как о неповторимом стиле русских писателей предромантического периода.
«Личностная рефлексия» героев трагедий, их эйдетическая меланхолия за-ставили зрителей поверить в подлинность и искренность испытываемых персонажами чувств. Драматурги, реформируя русскую трагедию, вводили в нее элементы поэтики как сентиментализма, так и предромантизма, ориентируясь непосредственно на чувства зрителей. Пробудить и направить эмоциональное восприятие аудитории, направленное на сопереживание героев - такова главная установка новой методики работы с внутренним миром зрителя. Озеров, акцентируя внимание на внутреннее восприятие зрителей, создал в своих трагедиях особый хронотоп, позволяющий замедлить время и акцентировать внимание на страданиях главных героев: Моины и Фингала, Ксении и Димитрия. Нарежный же, расширяя пространственные рамки хронотопа, пытался наиболее полно проникнуть с его помощью в исторический эпизод, тем самым, создавая ощущение реальности происходящего у зрителей и подлинности переживаний за персонажей: Антигоны, Этиокла, Полиника, Ксении, Георгия.
Драматургическая стратегия драматургов в жанре новой трагедии ориентировалась на актерское мастерство, которое являлось не только посредником между писателем и зрительным залом в восприятии на смысловом уровне и на эмоциональном уровне, но и частью эйдетического способа изображения драматического действия.
Связь художественного метода Нарежного и Озерова с эйдетикой отмечена на всех уровнях построения их трагедий. Сама по себе эйдетика стремится к художественному синтезу, к объединению приемов и средств различных видов искусства - слова, живописи, музыки, пантомимы, танца - что как раз очень наглядно представлено в предромантических трагедиях интересующих нас двух этих писателей. К примеру, «Фингал» Озерова - это трагедия с хорами и пантомимными балетами. В конечном итоге, эйдетический метод в творчестве Нарежного и Озерова заложил новую эстетику в искусстве театральной визуализации.
В ходе нашего исследования были выявлены и исследованы такие приметы эдейтического метода воздействия на восприятие зрителей в пьесах В.Т.Нарежного и В.А.Озерова:
• во-первых, первостепенное значение приобретала создаваемая в зритель-ном зале атмосфера при постановке трагедии за счет внешнего оформления: освещение (эйдетические полусумерки в зале), музыкальное сопровождение (к примеру, музыку к хорам и балетам Озерова написал композитор О.А. Козловский, сумевший передать суть героико-чувствительных трагедий), декорации и костюмы актеров (которые изготавливались по определенным эскизам), декламационная речь актеров (напевная интонация стиха).
• во-вторых, драматурги, изображая мучения героев, обращаются к проблемам меланхолии, сострадания и катарсиса, которые непосредственно связаны с эйдетическим ощущением.
• в-третьих, сами образы главных героев построены на эйдетичеком мировидении. Так у Озерова: Моина - пребывающая в мечтах о счастливом будущем, Старн - бредящий желанием мести за убитого сына, Фингал - сохраняющий в памяти как наяву живой образ погибшей возлюбленной; Димитрий и Ксения - воз-любленные, чьи души связаны, а образ каждого помогает другому в тяжелые минуты. У Нарежного: Антигона - ясно предвидящая трагический конец всего «дома Кадмова» задолго до крушения, Этиокл и Полиник - не видящие ничего кроме своих страданий, Ксения и Марьянна - эмоционально-чувственные натуры, хранящие в душах образы своих возлюбленных и стремящиеся при этом принести себя в жертву ради будущего страны.
• в-четвертых, очень важны в комплексе эйдетики философские идеи произведений (Веры, Бога, Народности и Отечества, смерти и любви), которые оказывают влияние на сам главный замысел трагедий - показать личность с индивидуальными глубокими и сильными чувствами, эмоциями и переживаниями на фоне исторических изменений.
• в-пятых, сами зрители становились участниками трагических переживаний наравне с персонажами, так как получали катарсическое очищение через взаимодействие всех эйдетических уровней спектакля.
Являясь эйдетиками (личностями с выраженной способностью к запоминанию и восприятию событий с помощью образной памяти), В.Т. Нарежный и В.А. Озеров (с наиболее ярко выраженным эйдетическим мироощущением) уловили психологический принцип восприятия эйдетики и сумели раскрыть его на театральной сцене в начале XIX века за счет использования жанра лирической трагедии в предромантической драматургии. Это было связано и со стремлением авторов найти истоки национального характера в истории. Лирическая трагедия отразила поиск писателей к новым, философско-мифологическим подходам к изображению исторических событий. При этом из внешнего действия постепенно конфликт переносился в область внутренних переживаний, создавая психологическое начало в ходе раскрытия и эволюции лирического характера героя.
Эйдетика в драматургии русского оссианизма в пьесах В.А. Озерова и В.Т. Нарежного позволила глубже проникнуть на эмоциональном уровне в сознание публики. Обстановка и образы оссиановского колорита переносится в русскую предромантическую трагедию, что увеличивает эмоциональное напряжение зрителей в ходе раскрытия драматического действия. Особая жанровая форма «военного плача» Оссиана становится в русской трагедии способом передачи скорбного настроения всего произведения, так что у слушающей аудитории возникает ощущение соприкосновения с трагической судьбой героев.
Эйдетизм позволил оссианической мифологии в ее интерпретации отечественными драматургами выйти на новые интересные уровни:
• началось формирование особого внутреннего психологического историзма, так называемого «исторического чувства», согласно которому история становится совместным основанием для философии и человеческого мышления, очень важного и для драматургии предромантизма в целом;
• на пересечении проблем меланхолии и «поэтического ужаса» новая интерпретацию получила классическая для трагедии проблема катарсиса, которая начала восприниматься как эстетико-психологический собственный аффект зрителя.
• естественным образом углубилось одна из закономерных черт русской литературы, такой как синкретизм жанров и видов искусств - взаимодействие лирики и драматургии с участием всех групп видов искусств.
Результаты нашего исследования имеют и безусловное прикладное практическое значение, поскольку актуальным и эффективным представляется внедрение эдейтических методик в практику образования. В том числе интересные результаты даёт их использование на уроках литературы в школе.
Вообще стоит заметить, что теория эйдетики в настоящее время из области психологии всё увереннее переходит в сферу образования, где она тесно переплетается с методами и приемами обучения. Отдельные методы эйдетики используются на школьных уроках по самым различным дисциплинам, как естественного, так и гуманитарного цикла, но при этом пока эйдетика редко применяется на уроках литературы при понимании художественного произведения. Знание основных принципов эдейтизма на уроке литературы создает у школьников необходимый настрой на целостное эмоционально-психологическое восприятие и понимание литературного произведения. Основной способ запоминания методики эйдетики - это прием образования ассоциации — на соединении того, что нужно запомнить, с тем, что уже известно; главное условие здесь - это создание ярких образных представлений об изучаемом предмете. Абсолютно любой вид информации, будь то речевая, текстовая или точная, которая прозвучит на уроке литературы, может быть зафиксирован в памяти благодаря эйдетическим методам («Алгоритм абзаца», «Карта текста», «Рисунок», «Бусы», методы мнемотехники).



1. Нарежный В.Т. Димитрий Донской / В.Т. Нарежный. - М.: напечатано в типографии Н. Степанова при Императорском театре. - 1830. - 207 с.
2. Нарежный В.Т. Кровавая ночь, или конечное падение дома Кадмова / В.Т. Нарежный // Стихотворная трагедия конца XVIII-начала XIX века / Вступ. ст., подг. текста, примеч. В.А. Бочкарева. - М. - Л.: Советский писатель, 1964. - С. 133-207.
3. Озеров В.А. Димитрий Донской / В.А. Озеров // Трагедии. Стихотворения. — Л.: Советский писатель, 1960. - С. 378 - 445.
4. Озеров В.А. Фингал / В.А. Озеров // Трагедии. Стихотворения. - Л.: Советский писатель, 1960. - С. 187 - 226.
II. Научно-теоретическая литература
5. Виницкий И.Ю. Русская меланхолическая школа конца XVIII-начала XIX веков и В.А. Жуковский: Автореф. дис. ...к.ф.н. /И.Ю. Виницкий. - М.: Изд- во Моск. пед. ун-та, 1995. - 17 с.
6. Выготский Л.С. Эйдетика // Выготский Л.С. и др. Основные течения современной психологии. - М. - Л.: Госиздат, 1930. - С. 178 - 205.
7. Гиппенрейтер Ю.Б., В.В. Любимов, М.Б. Михалевская и др. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - М.: Аст, 2009. - 692 с.
8. Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века / С.С. Данилов. - М.: Искусство, 1957. - 350 с.
9. Дудина Т.П. Эволюция этико-эстетической мысли в русской исторической драматургии XIX века: Автореф. дис. .д.ф.н. / Т.П. Дудина. - Елец.: Изд- во Елецкого гос. ун-та им И.А.Бунина, 2006. - 54 с.
10. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства / Е.П. Крупник. - М.: Изд-во Институт психологии РАН., 1999. - 240 с.
11. Литература русского предромантизма: мировоззрение, эстетика, поэтика: моногр. / Под ред. Т.В. Федосеевой ; Ряз. гос.ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2012. - 492 с.
12. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. - М.: мысль, 1933. - 959 с.
13. Луков В.А. Предромантизм / В.А. Луков. - М.: Наука, 2006. - 688 с.
14. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие: материалы к курсу лекций по общей психологии / А.Р. Лурия. - Вып. 2. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 112 с.
15. Лурия А.Р. Эйдетизм / А.Р. Лурия // БСЭ. М., 1933 - Т. 63. - С. 135-139.
16. Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения / И.Ю. Матюгин, И.К. Рыбникова. - М.: Эйдос, 1996. - 56 с.
17. Родина Т.М. Русское театральное искусство в начале XIX века / Отв. ред. Н.Г. Зограф. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 319 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
19. Смолина К.А. Русская трагедия: XVIII век: Эволюция жанра / К.А. Смолина ; Рос. АН, Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. - М.: Наследие: ИМЛИ РАН, 2001. - 208с.
20. Федосеева Т.В. Развитие драматургии конца XVIII- начала XIX в. (русский предромантизм): Учебное пособие / Т.В. Федосеева. - Рязань.: РГУ, 2006. - 199 с.
21. Федосеева Т.В. Теоретико-методологические основания литературы русского предромантизма / Т.В. Федосеева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. обл. ун-т . - М.: Изд-во МГОУ, 2006. -157 с.
22. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник / В.Е. Хализев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2002. - 437 с.
23. Чететин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. Учебник для студентов ин-тов культуры / А.И. Чечетин. — М.: Просвещение, 1981.— 192 с.
III. Научно-критическая литература
24. Алтухова В.А. Драматургия В.А. Озерова в контексте общественно-политической борьбы России на рубеже XVIII - XIX веков: Автореф. дис. ...к.ф.н. / В.А. Алтухова. - Орел.: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2015. - 21 с.
25. Белозерская Н. Василий Трофимович Нарежный. Историко-литературный очерк / Н. Белозерская. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб., 1896, - 310 с.
26. Богданчиков С.А. Судьба эйдетики в советской психологии/ С.А. Богданчиков // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 110-118.
27. Бруснецова О.Д. Озеров и романтизм: Автореф. дис. .к.ф.н. / О.Д. Бруснецова. - Харьков.: Изд-во Харьковск. пед. ун-т им. Г.С.Сковороды, 1995. - 24 с.
28. Ваенская Е.Ю. Жанровое своеобразие раннего творчества В.Т. Нарежного: Дис. .к.ф.н. / Е.Ю. Ваенская. - Архангельск.: Изд-во Архангельского гос. ун-та, 2003. - 184 с.
29. Вильк Е.А. Драматургия В.А. Озерова и проблемы развития русской трагедии начала XIX века: Автореф. дис. .к.ф.н. / Е.А. Вильк. - СПб.: РАН. Инт рус. лит. (Пушкин. Дом), 1998. - 26 с.
30. Гордин М.А. Владислав Озеров / М.А. Гордин. - СПб.: Искусство: Ленинградское отделение, 1991. - 206 с.
31. Косякова С.А. А.Ф. Мерзляков: между классицизмом и романтизмом (историческая драматургия В.А. Озерова в оценке критика) / С.А. Косякова // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 3. - С. 142 - 146.
32. Максимович А.Я. Озеров / А.Я. Максимович // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т лит. (Пушкин. Дом). - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. - Т. V. Литература первой половины XIX века. Ч. 1. - 1941. - С. 56-180.
33. Манн Ю.В. У истоков русского романа / Ю.В. Манн // В.Т. Нарежный. Соч.: в 2 т. - М.: Худож. лит., 1983. - Т. 1. - С. 5-44.
34. Медведева И.Н. Владислав Озеров / И.Н. Медведева // Озеров В.А. Трагедии. Стихотворения. - Л.: Советский писатель, 1960. - С. 3 - 30.
35. Осгуд Ч. Значение термина восприятие / Ч. Осгуд // Психология ощущения и восприятия / Под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - М.: ЧеРо, 2002. - С. 113-116.
36. Пашкуров А.Н. Жанрово-тематические модификации поэзии русского сентиментализма и предромантизма в свете категории Возвышенного: Автореф. дис. .д.ф.н. / А.Н. Пашкуров. - Казань.: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2005. - 44 с.
37. Пашкуров А.Н. Категория Возвышенного в поэзии русского сентиментализма и предромантизма: эволюция и типология / А. Н. Пашкуров. — Казань.: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - 210 с.
38. Петров А.В. Об историческом сознании писателей русского предромантизма / А.В. Петров // Предромантизм и романтизм в мировой культуре: материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию профессора Игоря Владимировича Вершинина: [в 2 т.] / [редкол.: д.филол.н., проф. А. Л. Гринштейн, д.культуролог.н., проф. М. А. Кулинич, д.пед.н., проф. О. М. Буранок (отв. ред.)]. - Т. 1. - Самара: Изд-во СГПУ, 2008. - С. 38 - 44.
39. Степанов Н.Л. Нарежный / Л.Н. Степанов // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т лит. (Пушкин. Дом). - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. - Т. V. Литература первой половины XIX века. Ч. 1. - 1941. - С. 275-292.
40. Федосеева Т.В. Литература русского предромантизма (1790 - 1820): развитие драматических и прозаических жанров: автореф. дис. .д.ф.н / Т.В. Федосеева. - М.: МГОУ, 2006. - 38.
IV. Справочно-библиографическая литература
41. Большая литературная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2006. - 848 с.
42. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2009. - 816 с.
43. История русского драматического театра: в 7 томах / редкол.: Е. Г. Холодов (гл. ред.) и др. — Москва: Искусство, 1977. - Т. 2. 1801-1825. - 555 с.
44. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. - 431 с.
45. Можейко М.А. Эйдос / М.А. Можейко // История философии. Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов. - Минск.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.
-С. 1299-1300.
46. Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: На материале русской художественной литературы XVIII-XX веков / Н.В. Павлович. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - Т. 1. - 795 с.
47. Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: На материале русской художественной литературы XVIII-XX веков / Н.В. Павлович. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - Т. 2. - 872 с.
48. Русский драматический театр: Энцикл. / Под общ.ред М.И. Андреева и др.
— М. : Науч. изд-во "Большая Рос. энцикл.", 2001 .— 567 с.
V. Интернет - источники
49. Алтухова В.А. Драматургия В.А. Озерова в контексте общественно-
литературной борьбы России на рубеже XVIII - XIX веков: Дис. ...к.ф.н. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: URL: http://www.univ-
orel.ru/files/disert/altuhova/dis.pdf/, свободный. - Проверено: 08.06.2016.
50. Богданчиков С.А. История эйдетики в СССР [Электронный ресурс] / - Режим доступа: URL: http://www.psyche.ru/BigFale/Book/Bogdan.pdf/, свободный. - Проверено: 08.06.2016.
51. В. А. Грихин, В.Ф.Калмыков. Творчество В.Т. Нарежного [Электронный
ресурс] / - Режим доступа: URL:
http://az.lib.rU/n/narezhnyj_w/text_0140.shtml, свободный. - Проверено: 08.06.2016.
52. Станиславский К.С. Работа актера над собой. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=101744, свободный. - Проверено: 08.06.2016.
53. Чистюхин И.О. О драме и драматургии. Электронный ресурс] / - Режим доступа: URL: http://www.studfiles.ru/preview/2957247/, свободный. - Проверено: 08.06.2016.
54. Эйдос как универсальный шаблон единого языка [Электронный ресурс] / - Режим доступа: URL: http://filosofia.ru/76645/, свободный. - Проверено: 08.06.2016.
55. Anna Arnaudo. Eidetic Imagery: Raising More Questions than Answers. Biolo¬gy-202, Second Web Report, Bryn Mawr College. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: URL: http://serendip.brynmawr.edu/exchange/node/1693, свободный. - Проверено: 08.06.2016.
56. Ahsen Connects Eidetic Imagery, Neurology, Consciousness, Literature, Art &
Mythology. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: URL:
http://eideticimagepsychology.com/ahsen-connects-eidetic-imagery-neurology- consciousness-literature-art-mythology/, свободный. - Проверено: 08.06.2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ