ЖИТИЙНОЕ НАЧАЛО В РУССКОЙ И ИНДИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ БИОГРАФИИ
|
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖАНРА ЖИТИЯ 6
Параграф 1.1. Формирование и развитие древнерусской агиографии.
Исторические предпосылки 6
Параграф 1.2. Сущность понятия «житие». Жанровые особенности житийных произведений в русской литературе 13
ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: «ЖИЗНЕОПИСАНИЕ МИРЗЫ ГУЛАМА АХМАДА ОБЕТОВАННОГО» АБДУЛ КАРИМА И «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» БОРИСА ЗАЙЦЕВА 22
Параграф 2.1. Традиция жития в произведениях Абдул Карима и Бориса Зайцева 22
Параграф 2.2. Принципы изображения святых в произведениях «Жизнеописание Мирзы Гулама Ахмада», и «Преподобный Сергий Радонежский» 30
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖАНРА «ЖИТИЕ» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 41
Параграф 3.1. Педагогическое обоснование образовательных и воспитательных возможностей произведений духовного содержания 41
Параграф 3.2. Методологические особенности изучения жанра «житие» на примере повести Б.К. Зайцева «Житие Преподобного Сергия Радонежского» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖАНРА ЖИТИЯ 6
Параграф 1.1. Формирование и развитие древнерусской агиографии.
Исторические предпосылки 6
Параграф 1.2. Сущность понятия «житие». Жанровые особенности житийных произведений в русской литературе 13
ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: «ЖИЗНЕОПИСАНИЕ МИРЗЫ ГУЛАМА АХМАДА ОБЕТОВАННОГО» АБДУЛ КАРИМА И «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» БОРИСА ЗАЙЦЕВА 22
Параграф 2.1. Традиция жития в произведениях Абдул Карима и Бориса Зайцева 22
Параграф 2.2. Принципы изображения святых в произведениях «Жизнеописание Мирзы Гулама Ахмада», и «Преподобный Сергий Радонежский» 30
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖАНРА «ЖИТИЕ» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 41
Параграф 3.1. Педагогическое обоснование образовательных и воспитательных возможностей произведений духовного содержания 41
Параграф 3.2. Методологические особенности изучения жанра «житие» на примере повести Б.К. Зайцева «Житие Преподобного Сергия Радонежского» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Актуальность данного исследования обусловлена интересом к проблеме различий описания образа святых в двух принципиально разных религиозных культурах и связью исследуемых теоретических вопросов с актуальными проблемами современной науки. Исследование предпринято в русле жанровых особенностей литературных произведений - направления, которому уделяется большое внимание в филологии. Актуальность работы определяется также самим выбором исследуемых произведений в качестве объекта исследования через призму его проявления в русской и индийской культурах.
Научная новизна работы состоит как в самой постановке проблемы и предлагаемых путях ее разработки, так и в полученных результатах исследования.
Цель дипломного исследования состоит в том, чтобы, на основе комплексного исследования произведений Б.К. Зайцева и Абдул Карима выявить принципы изображения образов центральных персонажей их произведений.
Данная цель определяет следующие задачи исследования:
- рассмотреть историю формирования и развития древнерусской агиографии;
- раскрыть сущность понятия и жанровые особенности житийных произведений;
- выявить традиции жития в произведениях «Житие преподобного Сергия Радонежского» Б.К. Зайцева и «Жизнеописание Мирзы Гулама Ахмада Обетованного Мессии» Абдул Карима;
- рассмотреть принципы изображения святых в исследуемых произведениях;
- определить методологические возможности изучения повести Б.К. Зайцева «Житие Преподобного Сергия Радонежского» в средней школе;
- проанализировать внеклассное мероприятие по теме «Образ Сергия Радонежского в Древне-русской литературе и литературе XX века» в рамках изучения жанра «житие».
Объектом исследования являются произведения первой половины XX века: повесть «Житие Преподобного Сергия Радонежского» Бориса Константиновича Зайцева и «Жизнеописание Мирзы Гулама Ахмада Обетованного Мессии» Абдул Карима.
Предмет исследования - образы святых Сергия Радонежского и Мирзы Гулама Ахмада Обетованного Мессии.
Методологической базой данной работы являются научные труды отечественных филологов, специалистов в области исследования агиографии, литературы и педагогики, таких как Ключевский В.О., Успенский Б.А., Степанова Т.М., Яркова А.В., Барсуков Н.П., Ничипоров И.Б. и другие.
Методом исследования нашей дипломной работы был выбран метод структурного анализа, метод контент-анализа, научная интерпретация и синтез конкретных фактических материалов, метод сравнительного анализа.
Материалом для анализа послужили научные положения по проблеме исследования жанра «житие» в отечественной литературе.
В данной работе предпринята попытка комплексного исследования жанровых особенностей житийных произведений в системе произведений христианской и мусульманской религиозных культур, рассматриваемых внутри всеобщего культурного континуума.
Теоретическая значимость работы. Используемая в работе теоретическая база исследования литературных и методологических особенностей может быть применена для изучения других произведений в изучаемом диапазоне, как религиозного, так и светского характеров, обладающих социокультурной и межкультурной значимостью. Анализ, как жанровых особенностей произведений, так и принципов характеризации главных героев может способствовать выявлению национально-культурных аспектов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его основных положений и выводов в курсах лекций по древнерусской литературе, при изучении житийных произведений в зарубежной литературе, при подготовке к семинарским занятиям по методике преподавания литературы в школе. Результаты и материал работы могут быть использованы в качестве актуального материала на практических занятиях по литературе.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав - теоретической, практической и эмпирической, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Первая глава нашего исследования посвящена обзору теоретического материала по проблеме жанровой специфики житийных произведений. Рассматриваются такие положения, как история развития агиографии, сущность понятия «житие» и каноны житийных произведений.
Во второй главе рассматриваются традиции жизнеописания и принципы изображения святых на примере двух произведений: повесть «Житие Преподобного Сергия Радонежского» Бориса Константиновича Зайцева и «Жизнеописание Мирзы Гулама Ахмада Обетованного Мессии» Абдул Карима.
В третье главе предпринимается попытка анализа педагогического потенциала изучения жанра «житие» в средней школе на примере изучения повести Б.К. Зайцева «Житие Сергия Радонежского».
Научная новизна работы состоит как в самой постановке проблемы и предлагаемых путях ее разработки, так и в полученных результатах исследования.
Цель дипломного исследования состоит в том, чтобы, на основе комплексного исследования произведений Б.К. Зайцева и Абдул Карима выявить принципы изображения образов центральных персонажей их произведений.
Данная цель определяет следующие задачи исследования:
- рассмотреть историю формирования и развития древнерусской агиографии;
- раскрыть сущность понятия и жанровые особенности житийных произведений;
- выявить традиции жития в произведениях «Житие преподобного Сергия Радонежского» Б.К. Зайцева и «Жизнеописание Мирзы Гулама Ахмада Обетованного Мессии» Абдул Карима;
- рассмотреть принципы изображения святых в исследуемых произведениях;
- определить методологические возможности изучения повести Б.К. Зайцева «Житие Преподобного Сергия Радонежского» в средней школе;
- проанализировать внеклассное мероприятие по теме «Образ Сергия Радонежского в Древне-русской литературе и литературе XX века» в рамках изучения жанра «житие».
Объектом исследования являются произведения первой половины XX века: повесть «Житие Преподобного Сергия Радонежского» Бориса Константиновича Зайцева и «Жизнеописание Мирзы Гулама Ахмада Обетованного Мессии» Абдул Карима.
Предмет исследования - образы святых Сергия Радонежского и Мирзы Гулама Ахмада Обетованного Мессии.
Методологической базой данной работы являются научные труды отечественных филологов, специалистов в области исследования агиографии, литературы и педагогики, таких как Ключевский В.О., Успенский Б.А., Степанова Т.М., Яркова А.В., Барсуков Н.П., Ничипоров И.Б. и другие.
Методом исследования нашей дипломной работы был выбран метод структурного анализа, метод контент-анализа, научная интерпретация и синтез конкретных фактических материалов, метод сравнительного анализа.
Материалом для анализа послужили научные положения по проблеме исследования жанра «житие» в отечественной литературе.
В данной работе предпринята попытка комплексного исследования жанровых особенностей житийных произведений в системе произведений христианской и мусульманской религиозных культур, рассматриваемых внутри всеобщего культурного континуума.
Теоретическая значимость работы. Используемая в работе теоретическая база исследования литературных и методологических особенностей может быть применена для изучения других произведений в изучаемом диапазоне, как религиозного, так и светского характеров, обладающих социокультурной и межкультурной значимостью. Анализ, как жанровых особенностей произведений, так и принципов характеризации главных героев может способствовать выявлению национально-культурных аспектов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его основных положений и выводов в курсах лекций по древнерусской литературе, при изучении житийных произведений в зарубежной литературе, при подготовке к семинарским занятиям по методике преподавания литературы в школе. Результаты и материал работы могут быть использованы в качестве актуального материала на практических занятиях по литературе.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав - теоретической, практической и эмпирической, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Первая глава нашего исследования посвящена обзору теоретического материала по проблеме жанровой специфики житийных произведений. Рассматриваются такие положения, как история развития агиографии, сущность понятия «житие» и каноны житийных произведений.
Во второй главе рассматриваются традиции жизнеописания и принципы изображения святых на примере двух произведений: повесть «Житие Преподобного Сергия Радонежского» Бориса Константиновича Зайцева и «Жизнеописание Мирзы Гулама Ахмада Обетованного Мессии» Абдул Карима.
В третье главе предпринимается попытка анализа педагогического потенциала изучения жанра «житие» в средней школе на примере изучения повести Б.К. Зайцева «Житие Сергия Радонежского».
Выделение жанра «житие» в особый агиографический жанр всегда было отмечено литературной спецификой. Изучение литературной специфики репрезентации образов святых, которые являются фрагментом национальной и религиозной составляющих двух различных культур, помогает более конкретизировано понимать идею и задачу автора.
Подводя итоги по всему исследованию жанровых особенностей житийных произведений мы можем выделить следующие положения:
1. История формирования агиографических произведений насчитывает столетия эволюции, связанной с историческими событиями в мире. Агиографические произведения претерпевали различные изменения и имели различные названия в зависимости от специфики повествования. На Руси появление жития как словесного жанра связано с крещением (в X веке). В XV веке под влиянием агиографов болгарского и сербского происхождения в русском житие появляется ряд особенностей, характерных для византийского стиля.
2. В самом общем виде жанр «житие» представляет собой жизнеописание святых. Будучи специфическим (церковным) жанром, житие характеризуется определенными канонами повествования, как композиционными, так и лексическими. Жития святых предназначались для назидательного, нравоучительного чтения, в них полностью отсутствовал элемент художественного вымысла. Жития исключают биографизм и представляют собой синтез исторического трактата и литературного произведения. Жанр житий берет свое начало из византийской культуры, но со временем славянские жития стали претерпевать изменения и начали носить характер фольклорных или даже светских произведений. В отличие от византийских житий, где достаточно большое значение придавалось приключениям главных персонажей, славянские жития фокусируются на психологической мотивации действий.
Каноны житийных произведений - это свод правил, определяющих форму и содержание произведения. В нашем дипломном исследовании мы выделили следующие каноны житийного жанра:
- изложение только «исторических» фактов;
- выбор героев предполагал только святых или исторических личностей;
- сюжет житий должен было следовать стандартной структуре;
- изображение святых носило протагонистический характер, враги - изображались идеально отрицательными.
3. Повесть Б.К. Зайцева была написана в 20-е годы XX века, в качестве ориентира было выбрано произведение Епифания Премудрого «Житие Сергия Радонежского» (прим. В 1417 году). Одним из главных отличий произведения является то, что, несмотря на характерные жанровые особенности житийного произведения, в повести Зайцева наблюдаются черты светского произведения, а именно:
- отсутствие большого ряда синонимических эпитетов, характерных для житий древнерусской литературы;
- язык Зайцева не отличается высокой эмоциональностью, ему присущи черты бытового языка.
Зайцев также изменяет подход к изображению главного героя повести. В стремлении раскрыть внутренний мир главного героя, Зайцев снимает ореол святости, присущий героям житийных произведений древнерусской литературы.
4. «Жизнеописание Мирзы Гулама Ахмада Обетованного Мессии» Абдул Карима представляет собой очерк о жизни и религиозном служении Хазрата Мирзы Гулама Ахмада, основателя Ахмадийского движения в Исламе. Автор жизнеописания Абдул Карим, агиограф и богослов, был современником и последователем учения Хазрата Мирзы Гулама Ахмада. Учитывая то, что данное произведение является примером исламской литературы, оно не может быть рассмотрено с позиций его жанровой принадлежности к житийным произведениям, так как в нем отсутствовали каноны, характерные для византийских житий. Однако в целом ему присущи черты агиографического произведения, в основу которого положена биография исторической личности. Характерной чертой жизнеописания Хазрата является назидательность и нравоучительность, центральным элементом которой становится личность святого. Целью жизнеописания является призыв мусульманского народа к объединению и возрождению влияния истинного Ислама.
Автор изображает своего героя, как образец духовного совершенства, проявляющийся в его терпении, снисхождении и стремлении к социальному равенству, отказу от благ и неприхотливости, скромности и бесконечной добродетели. Повествуя о его верном служении религии и донесения знания до своего народа, Абдул Карим часто проводит параллели с образом Пророка Мухаммада.
5. Рассматривая вопрос об изучении жанра жития в средней школе, мы к пришли к выводу о том, что в рамках светского образования вероятна проблема недопонимания и межличностных разногласий внутри класса. Однако немаловажно и то, что процесс обучения имеет своей целью также воспитание личности нравственной, ответственной, толерантной и готовой к межкультурному взаимодействию, в этой связи целесообразным было предпринять попытку интегрировать житийное произведение, косвенным образом связанное с религией, в учебный процесс.
С целью углубления полученных ранее знаний в области Древне-русской литературы и жанра «житие», но не выделяя при этом религиозный элемент произведений, мы решили предпринять попытку изучить отдельные аспекты житийного произведения на примере повести Б.К. Зайцева «Житие Преподобного Сергия Радонежского», которое не предусмотрено программой по литературе. Внеклассное мероприятие в форме «урока- дебатов» проводился в 8 «Б» классе в средней школе №143 города Казани. Выбор такой формы был обусловлен воспитательной задачей мероприятия, а именно - определение уровня нравственной культуры и формирование положительного отношения к культурным и духовным ценностям нашей страны.
В ходе урока было выявлено, что на данном этапе своего обучения учащиеся уже владели определенными навыками командной работы, относительно новая педагогическая технология способствовала более серьезному подходу к подготовке. Однако также наблюдались и некоторые погрешности, а именно периодическое пренебрежение правилами ведения дебатов и слабая подготовка к дебатам одной из команд.
Подводя итоги по всему исследованию жанровых особенностей житийных произведений мы можем выделить следующие положения:
1. История формирования агиографических произведений насчитывает столетия эволюции, связанной с историческими событиями в мире. Агиографические произведения претерпевали различные изменения и имели различные названия в зависимости от специфики повествования. На Руси появление жития как словесного жанра связано с крещением (в X веке). В XV веке под влиянием агиографов болгарского и сербского происхождения в русском житие появляется ряд особенностей, характерных для византийского стиля.
2. В самом общем виде жанр «житие» представляет собой жизнеописание святых. Будучи специфическим (церковным) жанром, житие характеризуется определенными канонами повествования, как композиционными, так и лексическими. Жития святых предназначались для назидательного, нравоучительного чтения, в них полностью отсутствовал элемент художественного вымысла. Жития исключают биографизм и представляют собой синтез исторического трактата и литературного произведения. Жанр житий берет свое начало из византийской культуры, но со временем славянские жития стали претерпевать изменения и начали носить характер фольклорных или даже светских произведений. В отличие от византийских житий, где достаточно большое значение придавалось приключениям главных персонажей, славянские жития фокусируются на психологической мотивации действий.
Каноны житийных произведений - это свод правил, определяющих форму и содержание произведения. В нашем дипломном исследовании мы выделили следующие каноны житийного жанра:
- изложение только «исторических» фактов;
- выбор героев предполагал только святых или исторических личностей;
- сюжет житий должен было следовать стандартной структуре;
- изображение святых носило протагонистический характер, враги - изображались идеально отрицательными.
3. Повесть Б.К. Зайцева была написана в 20-е годы XX века, в качестве ориентира было выбрано произведение Епифания Премудрого «Житие Сергия Радонежского» (прим. В 1417 году). Одним из главных отличий произведения является то, что, несмотря на характерные жанровые особенности житийного произведения, в повести Зайцева наблюдаются черты светского произведения, а именно:
- отсутствие большого ряда синонимических эпитетов, характерных для житий древнерусской литературы;
- язык Зайцева не отличается высокой эмоциональностью, ему присущи черты бытового языка.
Зайцев также изменяет подход к изображению главного героя повести. В стремлении раскрыть внутренний мир главного героя, Зайцев снимает ореол святости, присущий героям житийных произведений древнерусской литературы.
4. «Жизнеописание Мирзы Гулама Ахмада Обетованного Мессии» Абдул Карима представляет собой очерк о жизни и религиозном служении Хазрата Мирзы Гулама Ахмада, основателя Ахмадийского движения в Исламе. Автор жизнеописания Абдул Карим, агиограф и богослов, был современником и последователем учения Хазрата Мирзы Гулама Ахмада. Учитывая то, что данное произведение является примером исламской литературы, оно не может быть рассмотрено с позиций его жанровой принадлежности к житийным произведениям, так как в нем отсутствовали каноны, характерные для византийских житий. Однако в целом ему присущи черты агиографического произведения, в основу которого положена биография исторической личности. Характерной чертой жизнеописания Хазрата является назидательность и нравоучительность, центральным элементом которой становится личность святого. Целью жизнеописания является призыв мусульманского народа к объединению и возрождению влияния истинного Ислама.
Автор изображает своего героя, как образец духовного совершенства, проявляющийся в его терпении, снисхождении и стремлении к социальному равенству, отказу от благ и неприхотливости, скромности и бесконечной добродетели. Повествуя о его верном служении религии и донесения знания до своего народа, Абдул Карим часто проводит параллели с образом Пророка Мухаммада.
5. Рассматривая вопрос об изучении жанра жития в средней школе, мы к пришли к выводу о том, что в рамках светского образования вероятна проблема недопонимания и межличностных разногласий внутри класса. Однако немаловажно и то, что процесс обучения имеет своей целью также воспитание личности нравственной, ответственной, толерантной и готовой к межкультурному взаимодействию, в этой связи целесообразным было предпринять попытку интегрировать житийное произведение, косвенным образом связанное с религией, в учебный процесс.
С целью углубления полученных ранее знаний в области Древне-русской литературы и жанра «житие», но не выделяя при этом религиозный элемент произведений, мы решили предпринять попытку изучить отдельные аспекты житийного произведения на примере повести Б.К. Зайцева «Житие Преподобного Сергия Радонежского», которое не предусмотрено программой по литературе. Внеклассное мероприятие в форме «урока- дебатов» проводился в 8 «Б» классе в средней школе №143 города Казани. Выбор такой формы был обусловлен воспитательной задачей мероприятия, а именно - определение уровня нравственной культуры и формирование положительного отношения к культурным и духовным ценностям нашей страны.
В ходе урока было выявлено, что на данном этапе своего обучения учащиеся уже владели определенными навыками командной работы, относительно новая педагогическая технология способствовала более серьезному подходу к подготовке. Однако также наблюдались и некоторые погрешности, а именно периодическое пренебрежение правилами ведения дебатов и слабая подготовка к дебатам одной из команд.



