Введение 8
1 Технологическая часть 11
1.1 Условия эксплуатации деталей и обоснование технологических
условий на их изготовление 12
1.2 Выбор типа и организационной формы производства 15
1.3 Анализ технологичности конструкции обрабатываемой детали.... 16
1.4 Обоснование и выбор технологических баз и предварительная
точности базирования 17
1.5 Проектирование технологического маршрута обработки 18
1.5.1 Разработка технологии изготовления приводных валов мостов. 18
1.5.2 Маршрутный технологический процесс 19
1.5.3 Обоснование и выбор метода обработки 20
1.6 Обоснование выбора метода получения заготовки 20
1.7 Проектирование операционной технологии 22
1.7.1 Расчёт припусков и межоперационных размеров заготовки 22
1.7.2 Обоснование и выбор оборудования, средств механизации и
автоматизации 27
1.7.3 Расчёт режимов резания и нормирование операции 31
1.8 Техническое нормирование 38
2 Конструкторская часть 40
2.1 Описание конструкции и принцип работы самозахватывающего
устройства. 41
2.1.1 Описание конструкции и работы патрона 41
2.1.2 Определение усилия зажима 42
2.1.3 Расчет погрешности установки заготовки в приспособлении.... 42
2.1.4 Описание контрольного приспособления 43
2.1.5 Расчет точности контрольного приспособления 44
3 Специальная часть 48
3.1 Прогрессивные методы обработки эвольвентных поверхностей... 49
3.1.1 Классификация режущего инструмента 52
3.1.2 Расчет и выбор геометрических параметров червячных фрез.... 52
3.2 Разработка конструкторско-технологических мероприятий по совершенствованию технологии изготовления шлицевых поверхностей валов
ведущих среднего и заднего мостов 54
3.2.1 Направление исследования и классификационные признаки
шлицевых валов 55
3.2.2 Классификация и методы получения пластическим
деформированием шлицев 55
3.2.3 Патентные исследования состояния вопроса 57
3.2.4 Метод планетарного накатывания шлицев 62
3.2.5 Комплект шлиценакатных планетарных головок 63
3.2.6 Выбор оборудования планетарного шлиценакатывания 69
4 Проектирование производственного участка 71
4.1 Расчет количества оборудования 72
4.2 Расчет числа производственных рабочих 75
4.3 Расчет грузопотоков и выбор транспортных средств 76
4.3.1 Выбор межцехового транспорта 78
4.3.2 Выбор межоперационного транспорта 79
4.4 Детальная планировка оборудования 80
4.5 Детальная разработка планировки оборудования 83
5 Экономическая часть 85
5.1 Расчёт экономической эффективности от совершенствования
технологического процесса изготовления вала ведущего среднего моста 86
5.1.1 Расчёт текущих затрат 89
5.1.2 Амортизация оборудования 90
5.1.3 Текущий ремонт оборудования 91
5.2 Расчёт показателей экономической эффективности 93
6 Безопасность жизнедеятельности 96
6.1 Общая характеристика производства 97
6.2 Характеристика участка по изготовлению деталей типа «вал
ведущий среднего моста» и «вал ведущий заднего моста» 98
6.3 Разработка мероприятий по снижению влияния негативных
факторов производственной среды 98
6.3.1 Разработка мероприятий по снижению производственной
вибрации 98
6.3.2 Разработка мероприятий по снижению шума 100
6.3.3 Разработка мероприятий по снижению опасности поражения
электрическим током 101
6.3.4 Разработка мероприятий по снижению пожарной опасности.. 103
6.3.5 Разработка мероприятий по оздоровлению воздушной среды..
105
6.4 Требования к производственному освещению 106
6.4.1 Естественное освещение 107
6.4.2 Расчет искусственного освещения 107
6.5 Повышения устойчивости функционирования предприятий в
чрезвычайных ситуациях (ЧС) 109
6.6 Порядок выполнения спасательных работ по возникновению
чрезвычайных ситуаций 111
6.7 Выводы по разделу безопасность жизнедеятельности:
Литература
Главным средством интенсификации производства любого назначения является парк машин, которым располагает государство. Прогресс в развитии общества предопределяется техническим уровнем применяемых машин. Их создание, т.е. конструирование и изготовление, составляет размеру, по и к форме, взаимному расположению поверхностей, физико¬механическим характеристикам деталей и среды, в которой их изготавливают.
Создание машин заданного качества в производственных условиях опирается на научные основы технологии машиностроения. Процесс качественного изготовления машины (выбор заготовок, их обработка и сборка деталей) сопровождается использованием закономерностей технологии машиностроения.
Основы технологии машиностроения традиционно включают несколько важнейших этапов разработки технологического процесса. В любом типе производства оказывается необходимым анализ исходных данных и технологический контроль конструкторской документации. Экономические проблемы современного производства одной из основных делают задачу выбора заготовок и разработку маршрутного технологического процесса. Выполнение этих этапов убедительно указывает на центральное место технологии машиностроения в машиностроительном производстве. Маршрутный и операционный технологический процесс определяют особенности смежных производств (в частности заготовительного), выбор оборудования и решение заказов на создание нового оборудования, режущего инструмента, приспособлений, измерительных средств. Конструкции производственных зданий, площади и особенности проектирования цехов и отдельных участков также полностью подчиняются разработанному технологическому процессу.
Основные типы производства - массовое, серийное и единичное - имеют свои технологические особенности. Наиболее распространенным является
серийный тип производства, в составе которого развивается ряд прогрессивных технологических процессов. Групповой технологический процесс и преимущества использования металлорежущих станков с числовым программным управлением (ЧПУ) позволяют реализовать прогрессивность процесса и наибольшей степени.
С использованием ЭВМ и положений теории принятия решений становится возможным решать проблему автоматизации разработки технологического
основу машиностроения. Общепризнанно, что процесса. Такая работа требует особых знаний, которые составляют один из важнейших этапов основ технологии машиностроения. именно машиностроение является главной отраслью народного хозяйства, которая определяет возможность развития других отраслей.
Применение машин резко увеличивает производительность труда, повышает качество продукции, делает труд безопасным и привлекательным. Это особенно важно для развивающихся государств, поскольку именно машиностроительное производство способствует резкому повышению благосостояния общества. В конкурентной борьбе отдельных государств и фирм неизменно побеждает тот, кто имеет более совершенные машины. Машиностроение обеспечивает изготовление новых и совершенствование имеющихся машин. Это связанно с весьма существенными затратами, которые составляют в народном хозяйстве ощутимую долю. Тем не менее, развитие отечественного машиностроения, а не импорт машин, является единственно правильным направлением в прогрессивном развитии промышленности.
Конструирование и изготовление машин представляет собой два этапа единого процесса. Эти этапы неразрывно связанны между собой. Уже нельзя себе представить конструирование без учета технологичности конструкции. Технологичная конструкция позволяет экономить затраты труда, повышать точность, использовать высокопроизводительное оборудование, оснастку
и инструменты, экономить энергию. Чем более технологичной оказывается конструкция, тем совершеннее и дешевле будет ее производство, в ходе
подготовки которого не требуется проводить корректировок чертежей и доделок.
На этапе изготовления машин особое внимание обращают на их качество и его важнейший показатель - точность. Понятие «точность» относится не только к
Главной задачей подлежащий решению в дипломном проекте является
разработка участка по производству приводных валов мостов а/м Камаз различных модификаций и изучении возможности совершенствования базового технологического процесса используемого четырнадцать универсальных станков и один обрабатывающий центр. В новом технологическом процессе получилось пятнадцать станков: 2 фрезер но-центр овальных, 1 токарный с ЧПУ, 10 шлице фрезерных, 2 шлифовальных. Заменяем инструменты для совмещения операций и переходов при обработке цилиндрических и ступенчатых отверстий на комбинированные инструменты. Их применение значительно сократит машинное и вспомогательное время, время на замену инструмента, повысит производительность обработки. Применение комбинированного инструмента при обработке ступенчатых отверстий значительно уменьшается отклонение от соосности ступеней и повышает точность размеров между торцевыми поверхностями обрабатывающей заготовки.
В новом технологическом процессе значительно сокращается время обработки заготовки, снижения трудоемкости обработки заготовки, сокращается: затраты на изготовление, покупку инструментов, ремонт оборудования, переналадка инструментов, количество приспособлений. Окупается оборудование, снизится себестоимость оборудования.
1. А.А. Андерс Проектирование заводов и механосборочных цехов. М.: Машиностроени, 2003 г. 456 с.
2. Анурвев В.И. Справочник конструктора машиностроителя; В 3-х т. ММашиностроение, 2003г.
3. Белкин ИМ. Допуски и посадки: Учебное пособие для студентов- М.: Машиностроение, 2002г.
4. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивнов В. IL: Безопасноств жизнедеятелвности: Конспект лекций в 2-х частях/ Под ред. С.В. Белова - М.-ВАСОТ , 2012 - 136с., 37ил.
5. Бурцев А.С.: Технология машиностроения, в 2-х томах. -М.: Издателвство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011г.
6. Допуски и посадки. Справочник, Частв 1,2. Под общей редакцией В.Д.Мягков - Л., Машиностроение , 1988г.
7. Единая система допусков и посадок СЭВ в машиностроении и приборостроении: Справочник в 2-х т. - М: Издателвство стандартов, 1992г.
- Т2.
8. Охрана труда в машиностроении. Под редакцией ЕЛ. Юдина, уч. для вузов, М: Машиностроение, 2006-335с.
9. Общемашиностроителвнвте нормативв! времени вспомогателвного, на обслуживание рабочего места и подготовители но заключителвного для технического нормирования станочнвтх работ. Серийное производство изделия 2-е М: Машиностроение , 1994, 421с.
10. Справочник технолога-машиностроителя. Под редакцией А.Г. Косиловой. В 2-х томах. М: Машиностроение, 2006, 656с.
11. Сидоров В.Н. Безопасноств труда при работе на металлообрабатвтвающих станках. 2005-216с.
12. Станочнвте приспособления (справочник в 2-х томах). 1984г.
13. Технология машиностроения: методические указания по курсовому проектированию. Составители Паутов Г.А. - Набережнвте Челны, Изд-во: ИНЭКА , 2012. 68 с.
14. Курсовое проектирование по технологии машиностроения. Под редакцией Горбацевича А.Ф.-2005г.
15. Проектирование приспособлений: методическое руководство к курсовому и дипломному проектированию по технологии машиностроения. Часть 1 Составители: А.П. Абызов, Г А.Паутов. Набережные Челны. Изд-во: ИНЭКА. 2012г. 68 с.
16. Проектирование приспособлений: методическое руководство к курсовому и дипломному проектированию по технологии машиностроения. Часть 2 Составители: А.П. Абызов, ГА.Паутов Набережные Челны. Изд-во: ИНЭКА. 2012г. 98 с.
17. Экономическая часть дипломных проектов технических специальностей: Методические указания/Составители А.С. Пуряев, Л.Э. Фатихова. - Наб. Челны: Издательство ИНЭКА, 2012.-20с.