Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уставный капитал и имущество юридического лица

Работа №83839

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданское право

Объем работы92
Год сдачи2016
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Общая характеристика уставного капитала и имущества юридического лица 7
§ 1. Понятие, сущность и значение уставного капитала юридического
лица 7
§ 2. Понятие и законодательные основы имущества юридического
лица 19
Глава II. Особенности правового режима уставного капитала юридического лица 26
§ 1. Формирование уставного капитала юридического лица 26
§ 2. Условия, способы и порядок увеличения уставного капитала юридического лица 35
§ 3. Условия, способы и порядок уменьшения уставного капитала юридического лица 41
Глава III. Особенности правового режима имущества юридического лица 48
§ 1. Состав имущества юридического лица 48
§ 2. Право собственности и иные вещные права на имущество юридического лица 59
§ 3. Формирование и управление имуществом юридического лица 67
Заключение 74
Список использованной литературы

Современный уровень правового регулирования института юридических лиц характеризуется не только высокой степенью детализации и дифференциации правовых норм, но также и стремительным развитием законодательства о юридических лицах, что вполне объяснимо исходя из существующих экономических предпосылок, в частности, связанных с переходом к рыночным отношениям. Вместе с тем на практике до сих пор возникает ряд вопросов, а также выявляются законодательные пробелы в регулировании отдельных правоотношений, связанных с участием юридических лиц в гражданском обороте. Так, при создании юридического лица особое значение имеет обязательное формирование обособленного имущества, которое выступает своеобразным гарантом, так как юридическое лицо в ходе осуществления своей деятельности отвечает им по своим обязательствам.
Говоря об имуществе юридического лица, необходимо отметить, что особое место занимает институт уставного капитала, правовое регулирование которого на современном этапе становится все более актуальным. Дело в том, что образовалась диспропорция между тем значением, которое ему придается, и его реальным наполнением, способностью быть гарантом устойчивости субъекта хозяйствования. Так, проблемы и противоречия возникают уже на момент определения правовой природы уставного капитала юридических лиц: как правило, его рассматривают как часть имущества организации, что в свою очередь влечет наделение его теми функциями, выполнение которых закреплено за имуществом юридического лица. Это, прежде всего, связано с тем, что действующее законодательство не содержит точного определения ни «имущества», ни «уставного капитала» юридических лиц. Помимо этого, законодатель сам зачастую способствует неоднозначному пониманию рассматриваемых понятий: либо использует различные термины для обозначения однородных отношений (уставный фонд, паевой фонд и т.д.), либо для обозначения разных по содержанию отношений использует общий термин «имущество».
Затруднительность в определении правового режима как имущества, так и уставного капитала юридических лиц также связана со сложным и объемным по содержанию правовым регулированием данных институтов. В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица возникает необходимость закрепления в законодательстве специальных положений, свойственных конкретному виду организации. Вместе с тем в ходе реформирования положений о юридических лицах прослеживается тенденция, при которой изменениям подлежат общие положения, закрепленные на уровне Гражданского кодекса, тогда как положения об имуществе и уставном капитале юридических лиц, закрепленные в специальных законах, так и остаются ^отредактированными. Таким образом, зачастую возникают противоречия и несоответствия между нормативно-правовыми актами общего и специального характера.
Стоит отметить, что в правовом регулировании имущества и уставного капитала юридических лиц приоритет отдается отдельным видам юридических лиц, в частности, хозяйственным обществам. В свою очередь, в отношении остальных организаций правое регулирование либо вообще практически не предусмотрено, а предпочтение отдается локальному регулированию, либо ограничивается общими положениями и не носит такой же детализированный характер, как применительно к хозяйственным обществам. Все это свидетельствует о необходимости совершенствовать правовое регулирование имущества и уставного капитала юридических лиц.
Об актуальности исследования данной темы также свидетельствует отсутствие научных трудов, рассматривающих уставный капитал и имущество юридических лиц именно в их взаимосвязи: как правило, они обособляются и выступают в качестве самостоятельного предмета изучения. Стоит отметить, что изучению имущества и уставного капитала юридических лиц посвящено множество научных трудов, в которых, как правило, обозначаются наиболее актуальные проблемы, которые в свою очередь выявляются за счет объемной юридической практики. Однако некую сложность в исследовании имущества и уставного капитала организаций составляет тот факт, что содержание указанных понятий рассматривается не только в рамках правовых доктрин (гражданского права, предпринимательского права, вещного права), но и в рамках экономической науки.
Так, среди ученых-цивилистов, труды которых легли в теоретическую основу данного исследования, необходимо отметить А.Н. Борисова, Л.В. Санникову, С.П. Гришаева, Н.В. Козлову, П.В. Крашенинникова, И.С. Шиткину, Е.А. Суханова, Ю.А. Тарасенко, также использовались труды таких ученых-экономистов, как В.М. Богаченко, Н.П. Кондракова, П.С. Безруких, В.В. Семенихина.
Целью исследования является формирование комплексного представления об уставном капитале и имуществе юридических лиц путем анализа действующего законодательства и существующих в теории подходов к определению содержания данных институтов.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и значение уставного капитала юридического лица;
- раскрыть понятие и законодательные основы имущества юридического лица;
- изучить формирование уставного капитала юридического лица;
- исследовать условия, способы и порядок увеличения уставного капитала юридического лица;
- выявить условия, способы и порядок уменьшения уставного капитала юридического лица;
- обозначить состав имущества юридического лица;
- рассмотреть право собственности и иные вещные права на имущество юридического лица;
- проанализировать формирование и управление имуществом юридического лица.
Объектом исследования являются институты уставного капитала и имущества юридического лица, а также проблемы их совершенствования.
Предмет исследования включает в себя совокупность правовых норм гражданского и иных отраслей права Российской Федерации, касающихся гражданско-правового регулирования имущества и уставного капитала юридического лица, а также судебную практику, относящуюся к теме исследования.
Методологическую основу исследования составили: общенаучные методы анализа, синтеза, а также частно-научные методы, в частности, метод технико-юридического анализа, формально-логический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Структура работы обусловлена поставленной целью и логикой решаемых в работе задач и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрено понятие, сущность и значение уставного капитала, а также понятие и законодательные основы имущества юридического лица.
Во второй главе рассмотрены формирование уставного капитала юридического лица, условия, способы и порядок увеличения и уменьшения уставного капитала юридического лица.
В третьей главе рассмотрены состав имущества юридического лица, право собственности и иные вещные права на имущество юридического лица, а также формирование и управление имуществом юридического лица .
В заключении сформулированы выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы должно располагать определенным имуществом, необходимым для осуществления деятельности такого лица. Когда речь идет о некоммерческих организациях, то их деятельность предполагает достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и иных общественно-полезных целей. В случае же коммерческих организаций, прежде всего, подразумевается финансово-хозяйственная деятельность: здесь уставный капитал обретает особое значение, так как предназначен выполнять материально-обеспечительную и гарантийную функцию в деятельности таких организаций.
В результате изучения различных подходов к определению понятия институтов уставного капитала и имущества юридических лиц было установлено, что изучаемые явления носят комплексный и многоаспектный характер. Относительно содержания понятия уставного капитала юридических лиц было выявлено, что с точки зрения права правильно определять его не как часть имущества организаций, а как денежное выражение стоимости имущества, необходимого для выполнения уставной деятельности организации, которое не может быть ниже минимального размера, установленного законом. Размер уставного капитала один из наиболее устойчивых элементов собственного капитала организации, поскольку изменение его величины допускается в строго определенном порядке, установленном законодательно.
Также было отмечено, что по замыслу законодателя уставный капитал призван выполнять материально-обеспечительную и гарантийную функцию, однако в результате анализа материалов юридической практики было выявлено несовершенство многих правовых конструкций, закрепляющих такую позицию. Среди них особо стоит отметить недостатки установления минимального размера уставного капитала для хозяйственных обществ, которые фактически допускают создание юридических лиц, не способных полноценно участвовать в гражданском обороте, обеспечивая интересы кредиторов а, наоборот, создающих угрозу для его нормального функционирования.
Кроме того, отметим, что матераиально-обеспечительную функцию выполняет вовсе не уставный капитал - условная величина, цифра, зафиксированная в уставе и бухгалтерских документах, а имущество - деньги, иные вещи, переданные в оплату долей или акций. Здесь производится смешение функции имущества, имеющегося у хозяйственного общества с функциями уставного капитала - юридической категории, имеющей исключительно номинальный характер.
Обратим внимание также на то обстоятельство, что размер уставного капитала, как правило, не совпадает со стоимостью внесенного в оплату акций или долей имущества, а в несколько раз меньше.
Вместе с тем было отмечено значение распределительной функции, согласно которой уставный капитал определяет долю участия каждого участника организации, а именно от размера участия зависит возможность реализации и объем отдельных прав участника, а также данная функция позволяет установить возможную прибыль участника.
На сегодня ситуация сложилась таким образом, что формируя уставный капитал на стадии создания учредители преследуют лишь одну цель - соблюсти требования законодательства к созданию юридического лица, не планируя основывать на уставном капитале свой бизнес и не думая о кредиторах. Все эти обстоятельства в совокупности и привели к тому, что на размер уставного капитала при выборе контрагентов потенциальные кредиторы обращают внимание в последнюю очередь, более ориентируясь на деловую репутацию, сведения реестра недобросовестных поставщиков, а также на предоставляемое обеспечение исполнения обязательств в виде традиционных залога, банковской гарантии, и личные поручительства учредителей.
Кроме того, в процессе изучения правового режима уставного капитала юридических лиц было выявлено несовершенство одной из основных правовой конструкции, обеспечивающая реализацию гарантийной функции уставного капитала: последствия за нарушения требований к уставному капиталу и чистым активам были установлены чрезвычайно жесткими - это и потенциальная возможность ликвидации общества, и предъявление кредиторами требований о досрочном исполнении обязательств или о их досрочном прекращении. Несоразмерность таких последствий стала причиной повсеместного распространения злоупотребления кредиторами своими правами, что заставило суды смягчать однозначность реакции государства на нарушения в части оплаты уставного капитала и поддержания должного размера чистых активов общества.
В то же время, при определении правового режима уставного капитла, нашли поддержку такие нововведения, которые ужесточили требования к оценке неденежного вклада, исключение возможности вносить в качестве вклада в уставный капитал имущественные права, требования к порядку оплаты уставного капитала на момент создания юридических лиц (обязательный денежный вклад в размере не ниже установленного законом минимального размера уставного капитала, а также требование об оплате 3/4 уставного капитала на момент регистрации юридического лица).
Вместе с тем была выявлено, что новые правила распространяются только на хозяйственные общества: такая тенденция приоритета в совершенствовании законодательства относительно отдельных юридических лиц только препятствует определению сущности и значения уставного капитала в целом как правового института, а не в рамках конкретной организации.
Так как законодатель устанавливает для каждого юридического лица особенные требования к формированию уставного капитала, складывается ситуация, при которой не все юридические лица обеспечены положениями, призванных наполнить уставный капитал реальным содержанием, которое могло бы обеспечить имущественную базу организации.
В процессе изучения такого правового института как имущество юридического лица применялась такая точка зрения, согласно которой понятие "имущество" является собирательным и применительно к конкретным правоотношениям подлежит определению в одном из трех аспектов: 1) как вещь или совокупность вещей; 2) как вещи и имущественные права; 3) как совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей.
Будучи субъектом гражданского права, юридическое лицо должно обладать обособленным имуществом. Признак имущественной обособленности является существенным для юридического лица, участвующего не только в гражданских, но также в финансовых, налоговых и иных имущественных отношениях. Мерой обособленности имущества юридического лица является либо право собственности, либо право хозяйственного ведения, либо право оперативного управления. В свою очередь мера имущественной обособленности отражает основные принципы формирования и управления имуществом.
По вопросу соотношения понятий «уставный капитал» и «имущество» юридического лица необходимо отметить, что данные понятия не могут рассматриваться как часть и целое, так как уставный капитал это объективное значение, денежное выражение стоимости имущества юридического лица, отраженное в его учредительных документах, а имущество представляет собой собирательную категорию, в основе которой центральным звеном выступает вещь, иными словами именно имущество составляет материально-финансовую основу деятельности организаций.
Зачастую основная проблема заключается в том, что уставному капиталу приписываются функции, которые он не может выполнять.
Смешение имущества организации, его чистых активов, уставного капитала, попытки одновременно рассматривать уставный капитал и как имущество, и как цифру, приводит к необходимости четко определить на уровне законодательства содержание данных понятий.
Уставный капитал не может являться основой для деятельности организаций и не может гарантировать интересов кредиторов, так как это функция имущества юридического лица, которая проявляется через такие его признаки как имущественная обособленность и самостоятельная имущественная ответственность юридических лиц.
Таким образом, представляется, что для устранения обозначенных проблем необходимо совершенствование действующего законодательства.
Необходимо законодательно определить правовую природу таких понятий как «уставный капитал» и «имущество» юридических лиц, что позволяло бы проводить четкую грань между функциями и назначением данных правовых институтов.
При существующем подходе, при котором гарантийная функция (обеспечение интересов кредиторов) формально закрепляется за уставным капиталом организаций, необходимо провести реформирование по ряду вопросов, противоречащих реализации данной функции. Так, следует разрешить вопрос о минимальном размере уставного капитала хозяйственных обществ: в частности, закрепить предложенные в Концепции положения об увеличении такого размера: не менее 1 млн. рублей для обществ с ограниченной ответственностью, и не менее 2 млн. рублей для акционерных обществ. Также, представляется правильным закрепить и развить положения о контрольной функции органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц. В частности, следует установить обязательную проверку достоверности и соответствия действующему законодательству содержания учредительных документов, а также вносимых в них изменений, а также обеспечить реализацию этой функции посредством установления императивного требования, согласно которому налоговому органу необходимо также предоставлять:
- при оплате уставного капитала (уставного фонда) деньгами - справку банка, подтверждающую зачисление на расчетный счет денег в оплату уставного капитала, подписанную руководителем и главным бухгалтером банка, а также копии первичных платежных документов;
- при оплате уставного капитала неденежными средствами - копию документа, подтверждающего право собственности участника на имущество, с приложением отчета об оценке объектов оценки и акта приема-передачи имущества;
- при увеличении уставного капитала за счет собственных средств (в частности, нераспределенной прибыли) - копию протокола заседания органа управления организации, в котором зафиксировано соответствующее решение об изменении уставного капитала (уставного фонда), с приложением баланса организации, на основании которого принято решение о капитализации, и баланса на последнюю отчетную дату, отражающего увеличение уставного капитала.
Таким образом, предложенные изменения законодательства в дальнейшем будут способствовать правильному определению содержания, значения и сущности правовых институтов имущества и уставного капитала юридического лица.



I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 136-ФЗ: [в ред. от 01.05.2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ: [в ред. от 28.11.2015 г.] // Рос газета. - 2006. - 22 декабря.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: [в ред. от 05.04.2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. -1998. - № 31. - Ст. 3824.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: [в ред. 29.06.2015 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - № 5. - Ст. 410.
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: [в ред. от 31.01.2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. - № 32. - Ст. 3301.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон от 30 марта 2015 г. № 67- ФЗ: [в ред. от 29.06.2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. -2015. - № 13. - Ст. 1811.
7. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: федер. закон от 05 мая 2014 г. № 99-ФЗ [в ред. от 28.11.2015 г.] // Рос. газета. - 2014. - 7 мая.
8. О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: федер. закон от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ // Рос. газета. - 2013. - 5 июля.
9. О хозяйственных партнерствах: федер. закон от 3 декабря 2011 г. № 380-ФЗ: [в ред. от 23.07.2013 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 49. - Ст. 7058.
10. О бухгалтерском учете: федер. закон от 6 декабря 2011 г. № 402- ФЗ: [в ред. от 04.11.2014 г.] // Рос. газета. - 2011. - 9 декабря.
11. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: [в ред. 29.12.2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 31. - Ст. 4006.
12. О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ: [в ред. от 30.12.2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4859.
13. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ: [в ред. от 30.12.2015 г.] // Рос. газета. - 2002. - 13 июля.
14. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: федер. закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ: [в ред. от 23.11.2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 48. - Ст. 4746.
15. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей6: федер. закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ: [в ред. от 31.01.2016 г.] // Рос. газета. - 2001. - 10 августа.
16. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федер. закон от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ: [в ред. от 05.05.2014 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 28. - Ст. 3493.
17. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон от 8
февраля 1998 г. № 14-ФЗ: [в ред. от 29.12.2015 г.] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 7. - Ст. 785.
18. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ: [в ред. 26.04.2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3813.
19. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг: федер. закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ [в ред. от 14.06.2012 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3814.
20. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ: [в ред. от 30.03.2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 145.
21. О производственных кооперативах: федер. закон от 8 мая1996 г. № 41-ФЗ: [в ред. от 30.11.2011 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 20. - Ст. 2321.
22. О рынке ценных бумаг: федер. закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ [в ред. от 30.12.2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 17. - Ст. 1918.
23. О животном мире: федер. закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ: [в ред. от 13.07.2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 17. - Ст. 1462.
24. Об общественных объединениях: федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ [в ред. от 31.01.2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.
25. Об акционерных обществах: федер. закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ: [в ред. от 29.06.2015 г.] // Рос. газета. - 1995. - 29 декабря.
26. О сельскохозяйственной кооперации: федер. закон от 8 декабря 1995
г. № 193-ФЗ: [в ред. от 28.11.2015 г.] // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1995. - № 50. - Ст. 4870.
27. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1: [в ред. от 05.04.2016 г.] // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 6. - Ст. 492.
28. Об организации страхового дела в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1: [в ред. от 28.11.2015 г.] // Рос. газета. - 1993. - 12 января.
29. О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена: Указ Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. № 179: [в ред. от 30.12.2000 г.] // Рос. газета. - 1992. - 16 марта.
30. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 // Рос. газета. - 2010. - 4 августа.
31. Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов: Приказ Минфина России от 28 августа 2014 г. № 84н // Рос. газета. - 2014. - 24 октября.
32. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 02 июля 2010 г. № 66н: [в ред. от 06.04.2015 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - № 35.
33. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»: Приказ Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. № 154н [в ред. от 24.12.2010 г.] // Рос. газета. - 2011. - 16 февраля.
34. О направлении письма ФНС России от 15.03.2016 N ГД-3-14/1086: Письмо ФНП от 24 марта 2016 г. № 932/03-16-3 // "Экономика и жизнь" (Бухгалтерское приложение). - 2016. - № 13.
35. Об осуществлении наличных расчетов: Указание Банка России от 07 октября 2013 г. № 3073-У // Вестник Банка России. - 2014. - № 45.
36. О правилах осуществления перевода денежных средств: Положение Банка России 19 июня 2012 г. № 383-П6: [в ред. от 06.11.2015 г.] // Вестник Банка России. - 2012. - № 34.
37. Концепция развития гражданского законодательства Российской
Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) //
Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2009. - № 11.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ