ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 7
Теоретические аспекты управления запасами на предприятии 7
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПАО «КАМАЗ» ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ 24
Общая характеристика предприятия 24
Оценка состава, структуры запасов на предприятии ПАО «КАМАЗ»
Литейный Завод 30
Анализ движения запасов и эффективности использования запасов 55
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ И РАСШИРЕНИЕ СКЛАДА 64
Направления совершенствования процесса, оценки поставщиков предприятия 76
Рекомендации по расширению склада временного хранения 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных систем, с заданными параметрами материальных потоков на входе и выходе.
Отличает эти системы высокая согласованность элементов.
Выделяют следующие элементы логистической системы: снабжение; транспорт; склады; запасы; управление внутрипроизводственными процессами; информация; финансы; сбыт. В условиях рыночной экономики менеджер предприятия, руководство и сотрудники его служб снабжения и сбыта, плановой и финансовой служб должны стремиться к эффективному управлению движением материальных и финансовых ресурсов - управлению процессами снабжения, и сбыта, запасами и оборотными средствами, вложенными в эти запасы. Они должны своевременно предупреждать о наличии и появлении дефицитных позиций по товарно- материальным ценностям на предприятии, которые грозят нарушить бесперебойность организации процесса производства, выявлять излишние запасы материальных ресурсов с целью определения возможности их реализации.
Наличие оптимальных запасов на предприятии, которое можно обеспечить путем организации управления и контроля, за потоками материальных ресурсов, за состоянием и уровнем запасов позволяет рассматриваемому предприятию бесперебойно функционировать при малом объеме «омертвленных» материальных ресурсов и небольших размерах отвлеченных оборотных средств, вложенных в эти запасы. Это позволит выявить излишние запасы, реализация которых даст возможность снизить издержки по содержанию самих запасов и соответственно повысить эффективность производства.
Актуальность данного проекта заключается в том, что работа современного предприятия, и особенно взаимодействующих между собой групп предприятий, связана с перемещением значительного числа разнообразных грузов (сырья, материалов, топлива, запчастей, готовой продукции, комплектующих, отходов) как за пределами предприятия, так и внутри него.
Цель выпускной квалифицированной работы – проект по совершенствованию системы управления запасами на предприятии.
Объект исследования – система управления запасами в компании ПАО «КАМАЗ» ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД.
Предмет исследования – эффективность управления запасами товарно- материальных ценностей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1)изучить теоретические основы системы управления запасами предприятия;
2) охарактеризовать деятельность предприятия;
3) провести анализ системы управления запасами на предприятии ПАО
«КАМАЗ» Литейный Завод;
4) дать оценку эффективности совершенствования системы управления запасами на предприятии;
5) разработать проект совершенствования системы управления запасами ПАО «КАМАЗ» Литейный Завод
6) дать оценку эффективности разработанного проекта.
Методы исследования, применяемые в работе - это горизонтальный (временной) анализ, анализ относительных показателей (коэффициент) и факторный анализ, АВС-анализ.
При написании работы была изучена нормативно-правовая база по оценке материально-производственных запасов, использована отчетность объекта исследования, а также учебники и научные труды следующих авторов: Савицкой Г.В., Любушина Н.П., Семенихина В.В., Гаджинского А.М., Аникина Б.А. и других авторов.
Теоретической и методологической базой изучения являются труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам учета основных средств и анализу влияния отдельных факторов. Использованы также нормативные документы, регулирующие учет финансовых результатов, специальная экономическая литература, периодические издания, бухгалтерская отчетность, регистры учета и другие практические материалы анализируемого предприятия.
Структура ВКР. В первой главе рассмотрены виды и функции запасов, существующие системы управления запасами, их характеристику.
Во второй главе исследуется организационная структура изучаемого предприятия, а также дана характеристика предприятия. Проведен анализ коммерческой деятельности позволяющий сделать выводы о финансовом состоянии ПАО «КАМАЗ» Литейный Завод. Проведен анализ политики управления запасами на предприятии, дана оценка ее эффективности.
В третьей главе разработан проект по совершенствованию системы оценки поставщиков и расширение склада на предприятии
Каждый руководитель и менеджер должен рассматривать товарные запасы как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства. Эта стадия в оборотном капитале, продолжительность которой определяет потребность в денежных средствах предприятия. Размер запасов зависит от масштабов деятельности предприятия. Обычно чем крупнее предприятие, тем больше должна быть величина запасов в сумме. Одновременно на размеры запасов влияют число поставщиков, их надежность и отдаленность, складские мощности, разнообразие покупателей и их постоянство, количество заказов, прогноз цен, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота запасов, дефицит рабочей силы, надежность поставок и т.д.
Материальные запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере обращения, а также у изготовителя и в пути. Их наличие характеризует статичное состояние, и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени. Они обеспечивают непрерывность производства, потребления и бесперебойность реализации.
Каждый руководитель организации должен знать, сколько и каких наименований запасов должно быть в наличии, каков их оптимальный размер и как ускорить оборачиваемость средств, вложенных в запасы? В условиях рыночных отношений товарные запасы создаются для достижения поставленных целей перед организацией: для обеспечения роста доли продаж на рынке, поддержания конкурентоспособности, обеспечение прибыльной работы в процессе движения и реализации товаров и др.
Важно также понимать, что время обращения товаров показывает, как быстро будет продан товар и как скоро будут возмещены затраты на его производство и обращение. Этот показатель прямо связан с показателями экономической эффективности рыночной деятельности.
По его величине судят о том, как долго товар остается в форме запаса, т.е. требует затрат и не приносит отдачи.
При ускорении на один день оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, высвобождается из сферы торговли сумма, равная среднему однодневному объему продаж. Однако это только часть эффекта. За счет сокращения времени обращения товаров ускоряется процесс воспроизводства, обеспечиваются интенсификация развития торговли и повышение ее эффективности, уменьшаются потребности в заемных средствах (кредитах банков и т.п.) и расходы торговых предприятий (организаций) за их использование.
Товарные запасы на начало периода только в тех случаях являются положительными факторами, если они по всем параметрам (по цене, качеству, количеству, ассортименту и т.п.) соответствуют требованиям покупателя. Завоз товаров и формирование предложения (наличие товарных запасов) имеют положительное влияние на объем продаж, только если они ориентированы на спрос покупателей. В каждом предприятии, к сожалению, в составе товарных запасов и в числе завозимых имеются так называемые неходовые товары, которые отрицательно сказываются на величине объема продаж и финансовом состоянии предприятия.
Успех в коммерческой деятельности предприятия в значительной степени зависит от обоснованного формирования ассортимента товаров, соответствующего требованиям покупателей. Общая величина выручки складывается от продажи отдельных товаров, а их соотношение зависит от социально-экономических факторов, влияющих на спрос населения. Управление торговыми процессами требует не только изучения товарного состава объема продаж, но и постоянного отслеживания структурных сдвигов, сезонных и других циклических колебаний соотношений в продаже отдельных товаров. Все эти обстоятельства должны учитываться в силу того, что различные товары имеют различную издержкоемкость и рентабельность. Поэтому структура объема продаж оказывает влияние на размер и уровень прибыли.
Ускорение товара оборачиваемости представляет одну из ключевых проблем, характеризующих качественную сторону деятельности торговых предприятий. Развитие объема продаж предприятия при относительно низком уровне товарных запасов неразрывно связано с интенсификацией деятельности, с курсом на повышение эффективности и качества работы. Ускорение оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, - одно из относительно самостоятельных направлений повышения эффективности торговой деятельности. Оно равнозначно увеличению ресурсов, которые могут быть дополнительно направлены на развитие торговли или в другие сферы деятельности.
В настоящей работе проведено исследование системы управления запасами на примере предприятия ПАО «КАМАЗ» Литейный Завод. По результатам работы можно сделать следующие выводы.
Анализ товара обеспечения ПАО «КАМАЗ» Литейный Завод показал, что он является достаточно широким, глубоким, устойчивым. Общая тенденция для всего товарооборота предприятия – рост объемов продаж по всем товарным группам и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Это объясняется усилением конкурентной борьбы на рынке промышленных товаров в связи со значительным увеличением количества новых конкурирующих фирм- производителей и посредников.
Снижение рентабельности вызвало необходимость снижения цены продукции до конкурентоспособного уровня, а также повышение расходов на маркетинговые мероприятия. Тем не менее, продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный оборот из года в год увеличивается.
Управление запасами на рассматриваемом предприятии организовано по упрощенной схеме. Это связано с упрощенностью структуры организации, и ее небольшими размерами. Управлением запасами заняты категорийные менеджеры, включая руководителя данного отдела. Отдел закупок в части управления ассортиментом занят планированием ассортимента и его контролем. Функция контроля со стороны отдела закупок связана с управлением поставками, повседневным контролем структуры ассортимента.
Необходимо отметить, что планирование запасов на данном предприятии требует совершенствования, так как при прогнозировании объемов продаж по товарным группам используются упрощенные методы, не учитывающие множества факторов, в результате прогноз является излишне оптимистическим. Неточность прогнозирования сказывается на ухудшении управления товарными запасами и снижении эффективности их использования.
Существуют разнообразные методы прогнозирования товарно-групповой структуры потребительского спроса. Однако применение каждого метода в отдельности, как правило, малоэффективно. Современная практика свидетельствует об эффективности многовариантных расчетов прогнозов структуры потребительского спроса на основе сочетания различных методов. Этим достигается синтез генетических прогнозов, основанных на использовании сложившихся закономерностей развития спроса, и нормативных прогнозов, ориентированных на рациональную структуру потребления и спроса. В результате будет обеспечен комплексный подход и активная роль прогнозирования спроса, а значит и уровень запасов, при котором предприятие будет функционировать устойчиво и эффективно. Поэтому для объекта анализа было рекомендовано использование комплексной методики планирования запасов в целях повышения точности, прогнозирования объема продаж по товарным группам.
В работе предложены мероприятия по улучшению договорных отношений с поставщиками, а также методика оценки поставщиков.
Разработанная методика оценки поставщика содержит 34 новых показателя, позволяет сравнивать результаты с целевыми значениями и предполагает непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы, открывающий, изучающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации.
Очевидно, что при более детальном и профессиональном подходе к планированию договорных отношений с поставщиками, предприятие может получить и более значительный экономический эффект в будущем. Решение о внедрении разработанных рекомендаций, может принять руководитель по истечении текущего года, сравнив результаты деятельности предприятия при традиционном и профессиональном подходе к планированию договорных отношений с поставщиками.
1) Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - №31. – Ст. 3301.
2) Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. Федеральный закон от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - №44. – Ст. 3532.
3) Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 № 402-ФЗ//
Консультант Плюс
4) Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия. Министерство экономики Российской Федерации (от 01 октября 2009 г. №118) // Российская газета. – 2011.
5) Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме контроля на предприятии / Р.Д. Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №5. – С. 11.
6) Ларионов В.Г., Проценко И.О. Логистика. Причины распространения //
Российское предпринимательство. - 2009. - №3. – С.32.
7) Леднева О. Первоклассный логистический сервис // Логистика. - 2008. - № 3.– С.15-17.
8) Семененко А.И. К универсальному пониманию сути и значения логистики/ А.И.Семененко // Логистика.- 2010. -№ 1. -С. 38-39.
9) Семененко А.И.Парадигма методологии синтеза и анализа систем в логистических изысканиях и построениях/ А.И. Семененко // Регион: политика, экономика, социология. - 2010. -№ 2. - С. 89-103.
10) Толокнов А.М. Модель контроля результатов деятельности предприятия / А.М. Толокнов //Управление персоналом.- 2006. - № 1.- С. 45- 48.
11) Уткин С.В. Современные методы контроля / С.В. Уткин// РЭЖ.- 2007.
- № 1. - С. 22
12) Фионин В.В. Анализ формирования системы контроля на практике в России / В.В. Фионин // РЭЖ. - 2006. - № 5. - С.64-65.
13) Яковлева В.С. Анализ инструментов проведения внутреннего контроля на предприятии/ В.С. Яковлева // Менеджмент в России и зарубежом. – 2007.- №3. – С. 30-33
14) Бобышев Р. А. Основные этапы развития и практики управления/ Р.А. Бобышев. – М.: Юрайт, 2008. – 498с.
15) Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов/ И.Н. Герчикова. -
М.: ЮНИТИ, 2007 - 342 с.
16) Гроув С. Э. Высокоэффективный менеджмент/ Э. С. Гроув. – М., 2008.
- 354 с.
17) Верхоглазенко В. Система контроля персонала / В. Верхоглазенко// Консультант директора. - 2008. - №4. - С. 23-34.
18) Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 2-е изд. – М.: Фирма «Гардарика», 2012. - 266 с.
19) Контролинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина [и др.]; под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008.- 279с.
20) Ладанов И.Д. Практический менеджмент / И.Д. Ладанов. - М., 2008. - 299 с.
21) Лебедев О.Т. Основы менеджмента/ О.Т. Лебедев. - Санкт-Петербург: Издательский дом «МиМ», 2009. – 353 с.
22) Литвак Б. Г. Управленческие решения: учебник / Б.Г. Литвак, Ассоц. авт. и изд. «Тондем». - М.: ЭКМОС, 2008. - 246 с.
23) Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: Инфра-М, 2009. – 432с.
24) Лофберг С. Концепция общей логистики // Логистика. - 2008. - № 4. –
С.21.
25) Максимцев М. М. Менеджмент/ М. М. Максимцев, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров [и др.]. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 343с.
26) Миротин Л.Б., Ташбаев И.Э. Логистика для предпринимателей: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие. – М.: ИНФРА –М, 2009. – 219с.
27) Общий и специальный менеджмент: учебник / общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 310 с.
28) Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. - М.: Экономика, 2009.-385с
29) Рынок и логистика / Под ред. М.П. Гордона. - М.: Экономика, 2009.- 218с
30) Семененко А.И. Предпринимательская логистика. - СПб.: Политехника, 2007.- 430с.
31) Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник/В.И.Сергеев. – М.: Инфра- М, 2009. - 385с
32) Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике/В.И.Сергеев. - М.: Филинъ, 2007.- 430с.
33) Семенов А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 300с.
34) Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: учебник для вузов
/ Э.А. Смирнов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 407 с.
35) Теоретические основы менеджмента: учебное пособие/ Н.А. Петров, Т.Н. Петрова. - Самара, Самарск. арх.-строит. акад., 2008. – 295 с.
36) Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория и практика/С.А. Уваров. - СПб.: Инвест-НП, 2012.-184с.
37) Управление по результатам: пер. с финск./общ.ред. и предисл. Я.А.Лейманна. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2012. - 432с.
38) Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.:«Интел-Синтез», 2010. - 411 с.
39) URL:http://logistic-forum.lv
40) URL:http://learnlogistic.ru/
41) URL:http://www.loginfo.ru/
42) URL:http://www.logist.ru/
43) URL:http://www.logist-ics.ru/