Использование краеведческого материала в школьном курсе истории
при изучении темы «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
на материалах Бондюжского района»
Введение 3
Глава I. Промышленное развитие Бондюги и Бондюжского района в годы Великой Отечественной войны 18
§ 1. Бондюжский химический завод в военные годы 18
§ 2. Перестройка пищевой и легкой промышленности Бондюжского района ТАССР на военный лад 26
Глава II. Сельское хозяйство Бондюжского района ТАССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг 31
§ 1. Аграрный сектор Бондюжского района в годы войны: количество колхозов, производительность, развитие производства 31
§ 2. Численный и половозрастной состав колхозников, организация труда и распределение доходов в колхозах Бондюжского района в годы войны 44
Глава III. Методика изучения темы «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны на материалах Бондюжского района» с использованием краеведческого материала 54
§ 1. Содержание исторического материала по теме «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны» в учебниках истории 54
§ 2. Образовательные педагогические технологии во внеурочной деятельности с использованием краеведческого материала при изучении темы «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны на материалах Бондюжского района» 61
Заключение 72
Список использованных источников и литературы
Актуальность данного исследования для изучения локальной истории Татарстана несомненна. История Бондюжского (ныне Менделеевского района Республики Татарстан) практически не изучена, в том числе период Великой Отечественной войны. Вся Россия ежегодно отмечает с большим размахом День Великой Победы над фашисткой Германией. История развития промышленности, сельского хозяйства, влияние войны на социальную и культурную жизнь населения Бондюжского района ТАССР не прослеживается в работах историков, как Татарстана, так и краеведов Менделеевского района. В целом же история производства, быта и населения Бондюжского района в годы войны изучается впервые. Существует необходимость исследовать этот важный исторический период в местной истории конкретного района, ввести в научный оборот новые архивные документы.
На сегодняшний момент актуальность более чем очевидна и в педагогическом аспекте. Данное исследование имеет огромное значение в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. В течение последних десятилетий в Российской Федерации произошло заметное снижение духовных ценностей, что привело к изменениям (в первую очередь к снижению) воспитательного воздействия российской культуры и частичной утрате российского патриотического сознания. Поэтому возрождение патриотизма в среде школьников и молодежи считают одной из приоритетных задач. Решение этой задачи возможно в процессе изучения школьниками курса Истории России. Патриотическое и гражданское воспитание всё чаще называется одной из приоритетных в современной молодёжной политике, это декларируют: Федеральный закон РФ «Об образовании» , Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» , Целевая подпрограмма «Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2014-2016 годы» Государственной программы «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодёжной политики на 2014-2020 годы» , Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования .
Исключительно важно, чтобы современный человек, был и гражданином и патриотом. Политики опасаются, что киевский Майдан может повториться в любой точке России и в любой момент. События на Украине в очередной раз доказывают то, насколько важно сохранять историческую память и развивать чувство патриотизма у молодежи. Задача школьного образования - изучая историю своей страны, локальную историю для того, чтобы извлечь для себя примеры, образцы для подражания, а также, чтобы не допускать ошибок прошлого.
В настоящее время очень часто в СМИ, в Интернете, по телевидению можно услышать высказывания, споры, мнения о таких понятиях, как школьное образование, историческое образование. Это и неудивительно, потому что происходит реформирование современного образования в связи с введением новых требований ФГОС. Особенно это касается преподавания уроков истории и обществознания. Поскольку на данных уроках рассматривается множество важных вопросов: социальный и культурный опыт, вопросы демократии, прав человека и т.д. К сожалению, современные школы пока ещё находятся в поиске тех педагогических технологий, которые бы решали все задачи современного общества. На особом контроле стоит вопрос о введении предмета «Историческое краеведение». Современный ученик обязан знать свои корни, осознавать себя частью своего края, гордиться им. Историко-краеведческая работа должна принести хороший результат. Ведь краеведение представляет и теоретический и практический интерес у современного школьника и их родителей, особенно коренных жителей. Ну, а пока не введен предмет «Историческое краеведение» мы попытаемся использовать краеведческий материал при изучении тем по истории.
Степень изученности темы. Наша выпускная квалификационная работа носит междисциплинарный характер, поэтому мы выделяем две группы научной литературы:
1) исторические исследования, в которых рассматривается тема «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны», «Бондюжский район в годы Великой Отечественной войны»;
2) труды исследователей по методике преподавания истории в школе;
История Бондюжского района ТАССР в годы Великой Отечественной войны была частично рассмотрена в статье Харитоновой Н.М. «Местная промышленность и сельское хозяйство Бондюжского района в период Великой Отечественной войны (по документам Менделеевского архивного отдела) и Рамазашвили С.А. «Советский период из истории автотранспортного цеха ОАО «Химический завод им. Л.Я. Карпова» , а также в книге «Они ковали победу. 1941-1945 гг.» .
В целом же история производства, быта и населения Бондюжского района в годы войны, методика преподавания темы «Советский тыл в года Великой Отечественной война на материалах Бондюжского района» изучается впервые.
Проблемы в отечественной и зарубежной историографии. Для написания данной квалификационной выпускной работы автором были изучены монографии, авторефераты, опубликованные диссертации, учебная литература по истории СССР и его регионов, в большей степени Татарской автономной республики в годы Великой Отечественной войны в тылу, по методике преподавания истории в школе.
В монографии Рубина В.А. «Экономическое и социально -
демографическое развитие российских тыловых городов в период Великой
Отечественной войны (на примере крупных индустриальных центров Южного Урала)» комплексно изучена и проанализирована экономическая, демографическая и социальная история крупных индустриальных городов на примере Южно-Уральского региона. В историческом исследовании Арутюняна Ю.В. «Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны» подробно и наглядно рассмотрено развитие сельского хозяйства в 1941-1945 гг. в масштабах всей страны - СССР, более того показан быт военного села, что для написания нашей работы послужило основанием сделать выводы об отношении колхозников в годы войны к личному хозяйству. В своей работе «Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» Чаадаев Я.Е. описывает тенденции развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта в СССР в годы Великой Отечественной войны, в частности здесь рассматриваются вопросы организации труда и использования трудовых ресурсов. В данной работе мы почерпнули информацию о перестройке промышленности, сельского хозяйства на военный лад в целом по стране. О состоянии дел в деревне в довоенный период мы узнаем из стенограммы публичной лекции «Развитие сельского хозяйства в новой пятилетке» комиссара земледелия СССР Бенедиктова И.А.
При изучении исследуемой темы нами был изучены материалы по истории Республики Татарстан. В последние годы вышел ряд интересных работ по истории Татарстана в годы Великой Отечественной войны. Их авторы - сотрудники Института истории им. Марджани Академии наук РТ. В том числе следующие труды: Кривоножкина Е.Г., Ханипова И.И. «Сельское население Татарской АССР накануне и в годы Великой Отечественной войны» , Ханипова И.И., Кривоножкина Е.Г. «Дети в условиях эвакуации. Татарская АССР. 1941¬1945 гг.: Сборник документов и материалов» , Кабирова А.Ш. «Война и общество: Татарстан в 1941-1945 гг.» , Кабирова А.Ш. «Татарстан в годы Великой Отечественной войны: Страницы социальной истории: Сборник документов и материалов» , Кабирова А.Ш., «Женщины Татарстана на фронте и в тылу» , Горохова Л.В. и др. «Татарстан - один из арсеналов победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Сборник документов и материалов» .
Новизна данных публикаций характеризуется постановкой вопроса о тыловой проблематике, актуализацией исследований, направленных на выявление человеческого фактора в рамках социальной истории, психологии, демографии. Впервые внимание историков заострено на теме жизни страны и населения в тылу. В частности, А.Ш. Кабирова дает полноценный историографический анализ исторических трудов по выбранной нами теме, а именно она историографию тыла ТатАССР делит на три периода. В первый период автор включает все военные и послевоенные года (1941-1956), в нем происходит становление историографии Великой Отечественной войны. Второй период - это период после ХХ съезда КПСС до перестройки 1985 г., в эти годы подготавливаются и печатаются комплексные труды по истории Татарстана периода Великой Отечественной войны. Третий период с 1985 г. и по настоящее время историки уделяют больше внимания вопросам исследования тыловой жизни.
Следует отметить, что материал по локальной истории имеется, однако в большей части является краеведческим на основе воспоминаний, без ссылок на документы и точных дат. К таким работам относятся: Хадиуллина М. «Невыдуманные истории детей блокады и тихоновцев. Сборник воспоминаний» , Яковлева Ф.Г. «Страницы истории Менделеевской школы № 4» , Кашин С.Г. и др. «Есть на Каме завод» , Щербаков Д.Г. «Школьный музей» , Мухутдинова Р. «Село Бизяки - второй дом для эвакуированных» , Фатыхов Н.М. «Бондюжцы Татарстана в двадцатом столетии» , Фатыхов Н.М. «Бондюг Татарстана - Родина семи Героев Советского Союза» , «Они ковали победу 1941-1945 гг.» . Следует выделить две работы, опирающиеся на архивные данные: Харитонова Н.М. «Местная промышленность и сельское хозяйство Бондюжского района в период Великой Отечественной войны (по документам Менделеевского архивного отдела)» , и Рамазашвили С.А.
Советский период из истории автотранспортного цеха ОАО «Химический завод им. Л.Я. Карпова» .
В новейшей истории Татарстана, в том числе Менделеевского муниципального района, предприятия, организации и учреждения стали практиковать выпуск книг, альбомов и периодических изданий с воспоминаниями фронтовиков, о работе в тылу, с исследовательским материалом. К ним можно отнести книгу «Память» - «Хатер» - В томе 16 Книги Памяти (1996г.) перечислены 5123 выходца из Бондюжского района, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, пропавших без вести и умерших в госпиталях, научно-практический журнал «Менделеевский музейный вестник» - Издатели: администрация Менделеевского района, ГБУК «Краеведческий музей г. Менделеевск», Татарстанское отделение Российского общества историков-архивистов. Выходил с 2002 по 2006 гг. и другие. Нам представляется, что это тоже ценный материал, хотя бы потому, что в такого рода трудах публикуются фамилии и имена людей, воевавших или трудившихся в тылу.
В современной системе образования, находящейся на этапе перемен, реформ, происходят коренные изменения в содержании обучения, педагогических технологиях, которые призваны обеспечить личностно- ориентированный подход и сформировать универсальные учебные действия обучающихся средних общеобразовательных школ. Время, в котором мы живем, выдвигает требование - сформировать у обучающихся ключевые компетенции, а именно умение искать, умение думать, умение сотрудничать, умение адаптироваться. Поэтому сегодня каждый учитель в процессе организации учебного процесса с целью активизации учащихся на уроке, применяет новые, современные формы и методы обучения. Сегодня очень важно осознавать, что каждый школьник, заканчивая среднюю общеобразовательную школу, должен выйти из стен школы не просто грамотным человеком, но и в первую очередь гражданином и патриотом своей страны, знающим основные исторические вехи своего края, своей страны.
В работе мы ставили целью осуществить выбор наиболее эффективных педагогических технологий, используемых учителем истории при изучении темы Великой Отечественной Войны с использованием краеведческого материала на уроках истории в 9-ом классе. В качестве основного краеведческого материала нами использованы архивные документы муниципального архива Менделеевского района РТ, газетные публикации и другие источники по истории Бондюги и Бондюжского района в годы Великой Отечественной войны.
В военный период 1941-1945 гг. Бондюжский район всецело разделил судьбу всей страны. Бондюжский райвоенкомат призвал на фронт более 8000 мужчин и женщин, из них более 5000 не вернулись с фронта. Посёлок городского типа Бондюжский с населением 8 тыс. чел. дал Родине семь Героев Советского Союза: Фомин Михаил Сергеевич, Бурмистров Вилен Иванович, Белоусов Василий Игнатьевич, Пискунов Василий Григорьевич, Сафронов Петр Сергеевич, Суднишников Петр Сергеевич, Фролов Павел Григорьевич. Они совершили подвиги на земле и в воздухе, при форсировании Днепра и освобождали европейские страны от фашистов.
Бондюжский район, как и вся Татарская АССР в целом, в период Великой Отечественной войны не являлись ареной боевых действий. Изучаемый нами в выпускной квалификационной работе район был глубоким тыловым населенным пунктом при химическом заводе им. Л.Я. Карпова, являющемся единственным заводом основной химической промышленности в республике. С начала войны была мобилизована на фронт мужская часть населения Бондюжского района - бывшие рабочие Бондюжского химического завода, предприятий местной промышленности, а также представители аграрного сектора экономики. Предприятия промышленности, а также сельского хозяйства стали ощущать недостаток рабочей силы. Рабочие места заняли женщины, пенсионеры, подростки. В работе изучены изменения и показана динамика развития народного хозяйства на примере Бондюжского района.
Изучаемая нами тема «Использование краеведческого материала в школьном курсе истории при изучении темы «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны на материалах Бондюжского района» не являлась предметом специального исследования, как учителей-методистов, так и историков - краеведов.
В процессе написания работы нами осуществлен анализ школьных учебников истории, что позволяет сделать вывод, что тема Великой Отечественной войны в школьных учебниках особенно, в проблемной области локальной истории, представлена поверхностно. Поэтому мы рекомендуем при изучении темы «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны на материалах Бондюжского района» использовать краеведческий материал. На наш взгляд, технология проблемного изучения, в виде постановки проблемного вопроса, а также в виде проекта, будет способствовать вовлечению обучающихся в область локальной истории, расширения знаний по локальной истории. На наш взгляд именно проблемное обучение способствует развитию творческого мышления и самостоятельности учащихся, преодолению в учебном процессе элементов механического усвоения материала. При изучении темы «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны на материалах Бондюжского района», чтобы привлечь учащихся к поиску решения проблемного вопроса через самостоятельную познавательно-поисковую деятельность. Для решения проблемного вопроса учащимся необходимо посетить районный архив, музеи города и района и т.д.
Одним из приёмов реализации личностно-ориентированного подхода в учебном процессе в современной педагогической теории и практике считается исследовательская, проектная деятельность учащихся. Именно использование технологии современного проектного обучения мы рекомендуем при изучении вышеназванной темы. Учащиеся подготавливают и презентуют проект «Бондюжский район в годы Великой Отечественной войны». Реализация данного проекта также невозможна без привлечения краеведческого материала. Основными источниками краеведческих материалов для проекта являются экспонаты, документальные источники, представленные на выставках краеведческого музея, музея ОАО «Химический завод им. Л.Я. Каопова», а также фонды районного архива.
Таким образом, подводя итог, следует подчеркнуть, что первым этапом изучения нашей темы - это получение базовых знаний по теме Великой Отечественной войны из курса Истории России. Второй этап - это предложенные нами технологии в виде проблемного вопроса и проектной технологии с обязательным привлечением краеведческого материала в виде архивных данных, материалов фондов музеев. На наш взгляд, предложенные технологии способствуют повышению познавательного интереса школьников к истории, активизации желания заниматься проектной деятельностью, и что особенно важно, формированию патриотических качеств.
Очевидно, что данное исследование не может претендовать на окончательную и детальную оценку затронутых в нем проблем. Исследование носит комплексный характер.
Исследование следует продолжить на предмет более глубокого и всестороннего изучения затронутых в нашем исследовании проблем. Однако, мы уверены, что тема, рассматриваемая в выпускной квалификационной работе должна внести свою лепту в изучение общего вклада нашей республики в Победу в Великой Отечественной войне через освещение местного районного материала, что, конечно, чрезвычайно актуально и значимо для всей региональной истории.
1. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 31.12.2012 № 1199 «Об утверждении Порядка разработки,
реализации и оценки эффективности государственных программ
Республики Татарстан и перечня государственных программ
Республики Татарстан». URL:
http://mdms.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_185376.doc (дата обращения:
10.08.2015).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws. pdf (дата обращения: 10.08.2015).
3. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 27.05.1939 г. «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU&n=14904&req=doc (дата обращения: 10.08.2015).
4. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества» от 27.06.1941 г. URL:
http://zhistory.org.ua/izkps641.htm_(дата обращения: 10.08.2015).
5. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О порядке эвакуации населения в военное время» от 05.07.1941 г. URL: http://www.hrono.ru/dokum/194_dok/19410705evak.php (дата обращения: 10.08.2015).
6. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 13 апреля 1942 г. «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (дата обращения: 10.08.2015).
7. Приказ Министерства образования и науки России от 17.12.2010 г. №
1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» URL:
//http://минобрнауки.рф/documents/938 (дата обращения: 10.08.2015).
8. Приказ Министерства образования и науки России от 31.03.2014 № 253
(ред. от 28.12.2015) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"/ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162928/ (дата
обращения: 10.08.2015).
9. Стенограмма публичной лекции Бенедиктова И.А. Развитие сельского
хозяйства в новой пятилетке, 12.06. 1946 г. в Колонном зале Дома
Союзов в Москве. URL: http://vichuga-
hronograph.narod.ru/benediktov_1946/benediktov_1946.htm (дата
обращения: 01.12.2015)
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Проспект, 2014. - 160 с.
Архивные источники
1. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1941 г.". издательство "Ведомостей Верховного Совета РСФСР". М., 1941 г. 160 с.
2. Бондюжский поселковый Совет депутатов трудящихся. Протоколы заседаний//Архивный отдел исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан. Ф 74. Оп. 1. Д. 1. Л. 110
3. Бондюжская районная инспектура Центрального статистического управления (ЦСУ) ТАССР. Статистические сводные и годовые отчёты// Архивный отдел исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан. Ф 108. Оп. 1. Д. 1. Л. 77.
4. Бондюжский районный исполнительный комитет. Протоколы заседаний// Архивный отдел исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан. Ф 104. Оп. 1. Д. 6. Л. 97.
5. Бондюжский районный исполнительный комитет. Протоколы заседаний// Архивный отдел исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан. Ф 104. Оп. 1. Д. 7. Л. 67.
6. Бондюжский районный исполнительный комитет. Протоколы заседаний// Архивный отдел исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан. Ф 104. Оп. 1. Д. 8. Л. 75.
7. Бондюжский районный исполнительный комитет. Протоколы заседаний// Архивный отдел исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан. Ф 104. Оп. 1. Д. 10. Л. 59.
8. Бондюжский районный исполнительный комитет. Протоколы заседаний// Архивный отдел исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан. Ф 104. Оп. 1. Д. 11. Л. 100.
9. Бондюжский районный исполнительный комитет. Протоколы заседаний// Архивный отдел исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан. Ф 104. Оп. 1. Д. 12. Л. 120.
10. Бондюжский районный исполнительный комитет. Протоколы заседаний// Архивный отдел исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан. Ф 104. Оп. 1. Д. 12а. Л. 95.
11. Колхоз «Горный Ключ» Ленинского сельского Совета. Годовые отчёты// Архивный отдел исполнительного комитета Менделеевского
муниципального района Республики Татарстан. Ф 102. Оп. 1. Д. 8. Л. 69.
12. Колхоз «Кызыл Байрак» Русско-Сарсазского сельского Совета. Годовые отчёты// Архивный отдел исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан. Ф 67. Оп. 1. Д. 1а. Л. 87.
13. Колхоз «Кызыл Тау» Монашевского сельского Совета. Годовые отчёты// Архивный отдел исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан. Ф 101. Оп. 1. Д. 1а. Л. 59.
14. Колхоз «Память Ленина» Татарско-Челнинского сельского Совета. Годовые отчёты// Архивный отдел исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан. Ф 66. Оп. 1. Д. 1а. Л. 107.
Периодическая печать
1. Иванов А.Н. Массовые квалификации// Стахановец. 25.09.1941.
2. Рагипов С.К. Образец труда // Стахановец. 15.27.1942.
Рабочая программа по Истории России 9 класс
1. Рабочая программа по истории России для 9 класса учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории Ярославцевой Л.В. МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" Менделеевского муниципального района РТ (Школа - центр компетенции в электронном образовании Менделеевского муниципального района Республики Татарстан. URL:
https://edu.tatar.ru/mendeleevsk/mendelsch1/upload/images/files_9.pdf (дата
обращения: 18.01.2016)
2. Литература
1. Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 459 с.
2. Баранов В.В. и др. Методика обучения истории/Авт.-сост. В.В. Баранов, Н.Н. Лазукова, Э.В. Ванина. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 432 с.
4. Виноградов И.И. Вклад тружениц сельского хозяйства России в победу
над врагом во время Великой Отечественной войны. URL:
gazeta.voenmeh.ru>n5-2009/n5-2009.html. (дата обращения: 08.02.14).
5. Волобуев О.В. История. Россия и мир. 11 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учрежд/О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарёв, В.А. Рогожкин. - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 351 с.
6. Вяземский Е.Е. Материалы курса «Как преподавать историю в
современной школе: теория и методика». - М.: Педагогический
университет «Первое сентября», 2006. - С. 84