Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применения интерактивных методов при изучении темы «Суверенизация Республики Татарстан»

Работа №83821

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
231
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Попытки национально-государственного самоопределения Татарстана 13
§ 1. Причины и предпосылки борьбы за независимость в Республике
Татарстан 13
§2. Принятие «Декларации о государственном суверенитете республики»...17
§ 3. Практическая реализация государственного суверенитета в Республике Татарстан 20
Глава II. Борьба Татарстана за подтверждение принципов суверенитета 28
§ 1. Референдум по вопросу о государственном статусе республики 28
§ 2. Принятие конституции Республики Татарстан 33
§ 3. Подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 41
Глава III. Преподавание истории в современной школе 49
§ 1. Общие требования к современному уроку истории. Современные
интерактивные методы обучения 49
§ 2. Возможности применения интерактивных методов при изучении темы «Суверенизация Республики Татарстан» 58
Заключение 67
Список использованных источников и литературы

Актуальность темы исследования. В современном школьном образовании поиск новых форм и приемов изучения истории - явление не только закономерное, но и необходимое. Основной целью преподавания истории в школе является развитие личности учащихся на основе изучения прошлого и способность ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие же личности подразумевает, в первую очередь, развитие творческого мышления, способности критического мышления, способность делать собственные выводы на основе самостоятельно изученного материала. Важной целью уроков истории является помощь в социализации, а так же в самоопределении личности учащихся, осознанию ими своего места в обществе, своих исторических корней. Решению данных задачи и способствуют интерактивные методы обучения.
Термин «интерактивные методы» пришел к нам из английского языка, переводится как методы, дозволяющие учащимся взаимодействовать друг с другом, а «интерактивное обучение» - обучение, основанное на взаимодействии. Таким образом, смысл интерактивных методов обучения заключается во взаимодействии всех учащихся, включая преподавателя в процессе урока.
Следует отметить, что интерактивные методы недостаточно широко используются в современном процессе обучения, а порой и вообще не применяются в практике педагога.
В последнее время становится актуальным вопрос существенного обновления школьного исторического образования: изменения методики построения предметных курсов, использования иных принципов отбора содержания, разработки новых учебников и программ.
Особо актуальным является решение данного вопроса при изучении истории XX - начала XXI веков.
История России как великого государства, образованной усилиями многих народов, воплотившей в себя сплоченность славянской и тюркской цивилизаций, сегодня вызывает повышенную заинтересованность отечественных и зарубежных исследователей. Признание особой роли Российской Федерации в развитии мировой истории, обусловленной многовековыми традициями и богатой историей, побуждает к исследованию малоизученных страниц истории страны и ее народов.
Вопрос о развитии процессов укрепления единой российской государственности и государственности, проживающих в ней народов, является особо значимым для отечественной науки.
Республика Татарстан является одной из наиболее крупных по населению (3 7779,3 тыс. человек) и экономическому развитию республик Российской Федерации. Республика прошла долгий путь развития в составе Российской Федерации, улучшая свой конституционно-правовой статус.
Однако данные события складывались стремительно. Такая стремительность отразилась и на процессе становления суверенной Республики Татарстан. Для того чтобы понять процесс суверенизации республики, следует для начала выяснить, что есть суверенитет вообще. Суверенитет — это независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах . Следовательно, суверенизация - это стремление к достижению суверенитета; процесс обретения независимости .
Процесс суверенизации в Республике Татарстан не изучен до конца и требует более тщательного изучения новых фактов. К тому же следует отметить, что интерес к проблематике происходящих процессов в республике только растет. Необходимо подчеркнуть, что изучение процесса становления суверенитета, актуальных вопросов развития и противоречий позволяет представить перспективы дальнейшего развития.
При написании дипломной работы автором было использовано большое количество различных источников и научной литературы.
Обзор литературы. Всю использованную литературу можно разделить на две основные группы: педагогическая литература и историческая литература освещающая процесс суверенизации республики.
Педагогическая литература представлена трудом Студеникина М.Т. «Современные технологии преподавания истории в школе», в которой раскрывается опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения. В данном пособии описываются основные подходы к обучению истории, рассматривается современное обустройство кабинета истории, его обеспечение видеоносителями и их использование на уроках истории .
В учебнике Вяземского Е.Е. и Стреловой О.Ю. «Теория и методика преподавания истории» представлен опыт преподавания и изучения истории в школе. Рассмотрены актуальные проблемы исторического образования, его цели, структуру и содержание. Особое внимание уделено рассмотрению развития познавательных возможностей учащихся в обучении истории при использовании нетрадиционных методов обучения .
Также необходимо обратить внимание на труд Коротковой М.В. «Методика проведения игр и дискуссий на уроке истории». В пособии рассмотрены два ведущих метода современного урока - игровой и дискуссионный. Описаны современные методики проведения нетрадиционных уроков, приведены примеры познавательных заданий .
В труде Коротаевой Е.В. «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников» рассматриваются понятия «учебная деятельность» и «познавательная деятельность». Описывается суть познавательной деятельности, представлены основные положения активации познавательных возможностей учащихся с помощью интерактивных методов обучения .
Во второй группе литературы особого внимания заслуживает работа И. Р. Тагирова «История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX - начале XXI в.», внесшая большой вклад в изучение проблем государственного статуса Республики Татарстан и истории республики. В данной работе автор отстаивает право республики на независимость, ищет и предлагает некоторые пути ее достижения .
В книге Юнусова Р.Ю. «Референдум в Татарстане» отражен сложный, порой драматический процесс подготовки и проведения референдума. Автор в последовательности описывает события, объективно их оценивает, признавая силу и умение руководства республики в ведении политической борьбы .
Значительный вклад в изучение важнейших вопросов статуса и конституционной политики Республики Татарстан внес Железнов Б. Л. Его книга «Правовой статус Республики Татарстан» была адресована не только ученой публике, но и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами национальной государственности Татарстана. Автором рассмотрено правовое положение высших и местных органов государственной власти и управления республики. Работа представляет собой первую попытку системного и научного осмысления основ правового статуса республики .
Следует отметить работы Мухаметшина Ф.Х. и Агеевой Л.В. «Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки», изданные в трех томах. В них содержатся основные моменты политического развития Республики Татарстан в последнее десятилетие XX в. В сборниках приводятся различные документы, основные положения выступлений на совещаниях и конференциях, письма и депутатские запросы, фрагменты материалов из периодической печати .
Характеристика источников. Все использованные источники можно разделить на две основные группы: законодательные и нормативно-правовые акты и периодическая печать.
Первую группу источников составляют законодательные и нормативно-правовые акты, позволяющие судить о развитии общественно¬политическая жизни изучаемого периода, понять, как происходило взаимодействие власти и общества, а также выявить обстоятельства, оказывающие весомое влияние на жизнь общества.
Наиболее значимыми источниками в данной группе являются Декларация «О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики» от 30 августа 1990 г., Конституция
Республики Татарстан, Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 .02.1994г. Указанные источники являются источниковедческой основой исследования.
Декларация «О государственном суверенитете ТССР» - важнейший документ, который является первым шагом в установлении государственных приоритетов и перспектив развития республики. Декларация является исходной базой для разработки Конституции Татарской ССР, развития законодательства республики, участия в подготовке союзного и федеративного договоров с Российской Федерацией .
Следует отметить, Конституцию Республики Татарстан,
провозглашавшую Республику Татарстан - суверенным демократическим государством, выражающим волю и интересы всего многонационального
населения Республики. Конституция Республики Татарстан стремилась максимально зафиксировать свой суверенный статус, который
соответствовал политическим, экономическим и культурным интересам республики .
Самостоятельное выделение Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», как особого источника определяется рядом факторов:
1. Значимость для национально-государственного устройства России, так как Договор определил статус Республики Татарстан как государства, создав возможность подписания таких договоров между Российской Федерацией и ее субъектами.
2. Важнейшей частью Договора являются вопросы хозяйственной самостоятельности. Предусматривалось решение, накопившихся проблем путем заключения экономических соглашений между двумя субъектами.
3. Является важным шагом в развитии государственности в Республике Татарстан и в укреплении федеративных отношений с Российской Федерацией .
Также в данной группе источников необходимо обратить внимание на изданную в 1996 г. работу Хакимова Р. «Белая книга Татарстана. Путь к суверенитету. Сборник официальных документов.1990-1995». В данном сборнике опубликованы официальные документы, связанные с закреплением государственного суверенитета Республики Татарстан, переговорами и консультациями делегаций Республики Татарстан и Российской Федерации. Опубликованные материалы высших государственных органов представляют большую ценность для понимания процесса суверенизации республики .
Материалы татарской и русской периодической печати составляют вторую группу источников, имеющие большое значение для раскрытия сущности изучаемой проблемы. Данный вид источников передает дух изучаемого периода, атмосферу российского и татарского общества того периода, передает субъективное мнение современников, наиболее значимых событий.
Ко второй группе источников автором исследования была отнесена статья одного из лидеров национального движения Р.С.Хакимова под названием: «Татарии - статус союзной республики». В ней ставился вопрос о повышении статуса ТАССР. Это разъяснялось национально-культурными и политическими причинами, необходимостью развития самоуправления .
Следует отметить статью опять же Хакимова Р.С. «Год упущенных возможностей», опубликованная в республиканской газете «Молодежь Татарстана». Несмотря на то, что в ней говорилось о политической важности договора, автор критикует Договор, подписанный между Республикой Татарстан и Российской Федерацией в 1994 г., отмечая его слабые стороны .
Дополнением к характеристике национального движения может служить статья Исхаков Д. «Политическое развитие Татарстана в постконституционный период». В данной статье автором рассматривается политика и действия национального движения в борьбе за суверенитет республики .
Нашумевшая статья губернатора Пензенской области В. К. Бочкарева в «Российской газете» под названием «Куда ведет в России национальный вопрос?)» рассматривает национальный вопрос за пределами республики.
Статья ориентирована на отказ от реализации национальных интересов нерусских народов .
Также в данной группе источников необходимо обратить внимание на статью Суворовой Н. «Интерактивное обучение: новые подходы», которая дает общее представление об интерактивных методах обучения, о методах и правилах их применения .
К данной группе источников относится статья Борзовой Л.П. «Дидактические игры». В статье сформулированы необходимые дидактические и методологические принципы использования игр на уроке истории. Рассматривается состояние проблемы игровой деятельности в практике учителей в процессе обучения истории .
Перечисленные в работе источники и литература позволили выделить объект и предмет исследования.
Объектом данного исследования является процесс применения интерактивных методов обучения на уроках истории.
Предметом исследования является методика использования интерактивных методов в процессе изучения суверенизации Республики Татарстан.
Методологическую базу исследования составили принципы историзма и системности, основанные на критическом анализе источников.
Сравнительно-сопоставительный метод использовался для анализа источников и литературы по истории суверенизации Республики Татарстан с точки зрения их комплексного рассмотрения. Такой подход позволил выявить их взаимозависимость, сравнить фактические различия и концептуальные расхождения с целью восстановления максимально объективной картины хода исторического развития суверенизации.
С помощью метода исторической реконструкции авторы
исследования попытались объективно описать рассматриваемые события, используя для этого большое количество источников и научной литературы.
И, наконец, с помощью метода исторической ретроспекции была предпринята попытка переосмыслить описываемые события ввиду появившихся в современном информационном поле новых оценок и концепций развития процесса суверенизации Республики Татарстан.
Хронологические рамки работы ограничены концом XX в. и началом XXI в. Начальной датой выбран 1989 г., когда становится все актуальнее вопрос о повышении государственного статуса ТАССР. Конечной датой выбран 2007 г., когда был подписан двусторонний договор между
Российской федерацией и Республикой Татарстан, означавший новый этап в политической жизни республики.
Географические рамки исследования ограничены территорией Республики Татарстан.
Целью работы является исследование процесса становления и развития суверенитета Республики Татарстан, выявление роли интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности у учащихся.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть возникновение и развитие процесса суверенизации республики;
2. Представить динамику и содержание процесса становления независимости в Татарстане и в целом в России;
3. Выявить особенности двусторонних переговоров Республики Татарстана и Российской Федерации;
4. Показать, что среди множественных путей активации процесса
обучения у учащихся, особенно эффективными являются
интерактивные методы;
5. Рассмотреть практическое применение интерактивных методов обучения на уроках истории.
Научная новизна дипломной работы заключается в комплексном изучении материалов по рассматриваемой проблеме в свете введения в научный оборот новых источников, научной литературы, концепций развития истории Татарстана и современного школьного образования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования основных результатов исследования при подготовке выступлений на научно-практических конференциях и в учебном процессе, как в средней, так и в высшей школе. Материалы исследования также можно применить при подготовке к занятиям по курсам истории России и истории Татарстана. Возможно использование материалов работы для дальнейших научных исследований по данной тематике.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Использование интерактивных методов обучения на уроках истории является эффективным методом активации познавательных возможностей учащихся. В основе данного метода лежит совместная познавательная деятельность учителя и учащихся. Наступил момент, когда учителю не только необходимо, но и интересно применять интерактивные методы в ходе учебного процесса. В современном мире, где одним из важных моментов являются не только знания, но и умение их использовать в практике, школе необходимо учитывать весь потенциал интерактивных методов обучения, а значит идти в ногу со временем.
Интерактивные методы обучения развивают коммуникативные способности учащихся, помогают установить контакт между учащимися, учат командной работе и уважению мнения своих товарищей. Использование данных методов в процессе обучения снимают нервную нагрузку школьников.
Если учащиеся легко выполняют свою работу, проявляют интерес к изучаемой теме, то и мотивация к изучению истории у них возрастает. Следовательно, одним из первых методов повышения мотивации к изучению истории является применение интерактивных методов обучения.
Здесь следует отметить о большой воспитательной значимости уроков истории Татарстана. На данных уроках формируются такие качества как патриотизм, заинтересованность к судьбе республики и страны. Одним из таких уроков является урок изучения процесса суверенизации Республики Татарстан. Процесс повышения статуса республики имел большое значение для ее развития.
30 августа 2015 г. Республика Татарстан отметила 25-летие Дня республики. Это один из самых знаменательных праздников для многонационального населения республики. Путь к нему был нелегкий, и республика его преодолела с достоинством.
Так же в 2015 г. исполнилось 90 лет со дня образования Татарской АССР. Очевидно, автономия была неполноценной, а потому и население республики было недовольно существующим статусом. Не развивались отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни. Все это сказывалось на настроениях людей. С 1918 г. главной целю республики, была идея восстановления государственности. В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. она была представлена в требовании придать Татарской АССР союзный статус. Однако проблема заключалась не только в ущербности автономии, развитие событий продемонстрировало, что и союзные республики выражали недовольство своим статусом. Тогда и стала преобладать идея суверенности республик.
После длительных обсуждений, где одни выступали за полную независимость, а другие за повышение статуса республики в составе Российской Федерации, была принята Декларация «О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической республики». Принятая Декларация положила начало важным преобразованиям национально-государственного устройства Республики Татарстан.
Важнейшим итогом принятия Декларации является осуществление права татарского народа на самоопределение.
21 марта 1992 г. по решению Верховного Совета был проведен референдум по вопросу о государственном статусе республики. Проведение референдума республики стало важнейшим шагом на пути определения статуса республики. Несмотря давление со стороны Москвы, население республики решительно высказалось за самостоятельность Республики Татарстан. 61,4% избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовали за изменение статуса республики.
Закрепление статуса республики путем проведения референдума стало основанием для подготовки новой конституции Республики Татарстан, которая была принята 6 ноября 1992 г. В ней Республика Татарстан провозглашалась как суверенное демократическое государство, выражающее
волю и интересы всего многонационального населения Республики. Конституция послужила основанием для подготовки двустороннего Договора.
Подписанный 15 февраля 1994 г. Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» стал важным документом в укреплении отношений республики с федеральным центром. Были признаны Конституции обоих субъектов, и Договор был заключен на их основании. Договор обозначал перелом в отношениях республики с Российской федерацией.
Одновременно с политическим развитием происходили изменения в социально-экономической сфере. Структурная перестройка экономики, необходимая для перехода к рыночной экономике, затруднялась наличием масштабного военно-промышленного комплекса. Кроме того, экономика РТ зависела от цены на нефть, которая в те годы сильно колебалась, а потому было непросто выработать долгосрочную экономическую политику. Были также и другие причины, препятствовавшие ускоренному переходу к рыночным отношениям.
Важнейшим шагом в укреплении экономической политики стало приближение инфраструктуры к рыночным условиям. Начались строительство дорог, газификация, телефонизация, ликвидация ветхого жилья, вырабатывалась политика сохранения сельскохозяйственного производства. Постепенно происходило увеличение переработки нефти, развивалась нефтехимическая и химическая отрасли.
Происходило развитие культуры Татарстана. Открылись татарские школы и гимназии, учреждались новые газеты и журналы на татарском языке, татарский язык стал. Происходило строительство мечетей по всей республике. Была образована собственная Академия наук.
На основе договора республика начала развивать внешние отношения. Казань превратилась в место проведения международных форумов и спортивных состязаний, среди них проведение XXVII Всемирной летней Универсиады, что демонстрирует уровень развития республики.
В республике началась реализация масштабной общественно-государственной Программы возрождения исторических памятников исламской цивилизации X-XIV вв. и памятников славянской культуры XVI в. острова-града Свияжска.
В результате изменений происходивших в политике, экономике, социальной сфере и культуре, к концу XX в. республика стал одной из самых развитых регионов Российской Федерации. В XXI в. Казань стали называть третьей столицей Российской Федерации.



1.1. Законодательные и нормативно-правовые акты
1.1.1. Декларация о вхождении Республики Татарстан в Содружество Независимых Государств // Белая книга Татарстана. Путь к суверенитету. Сборник официальных документов.1990-1995 /Сост. Р. Хакимов. - Казань: Изд. Аппарата Президента, 1996. - С. 12.
1.1.2. Декларация о Государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики //http://gossov.tatarstan.ru
1.1.3. Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Республикой Татарстан //http://tatar7.info
1.1.4. Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан //http://lcsk.ru
1.1.5. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» //http://web.archive.org
1.1.6. Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева19 сентября 1989 года //http://soveticus5.narod.ru
1.1.7. Ежегодное послание Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева Государственному Совету Республики Татарстан //https://shaimiev.tatar.ru
1.1.8. Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан» от 19.04.2002 //http://www.kazanfed.ru
1.1.9. Закон РТ от 7 февраля 1992 года № 1413-XII «Об изменении наименования Татарской Советской Социалистической Республики и внесении соответствующих изменений в Конституцию (основной Закон) Татарской ССР» // Ведомости Верховного Совета Татарстана. — 1992. — № 4. — C. 44
1.1.10. Закон Татарской ССР «О вступлении в должность Президента Татарской ССР» от 04.07.1991 //http://volganews.info
1.1.11. Закон Татарской ССР «О выборах Президента Татарской ССР» от 13.05.1991 //http://tatar7.info
1.1.12. Закон Татарской ССР «О защите чести и достоинства Президента Татарской ССР» от 04.07.1991//http://volganews.info
1.1.13. Конституция Республики Татарстан //http://constitution.garant.ru
1.1.14. Постановление Верховного Совета Республики Татарстан О разъяснении формулировки вопроса референдума Республики Татарстан, назначенного на 21 марта 1992 года // Белая книга Татарстана. Путь к суверенитету. Сборник официальных документов.1990-1995 /Сост. Р. Хакимов. - Казань: Изд. Аппарата Президента, 1996. - С.18.
1.1.15. Постановления Верховного Совета Татарской ССР Об Акте государственной независимости Республики Татарстан //Белая книга Татарстана. Путь к суверенитету. Сборник официальных документов.1990- 1995 /Сост. Р. Хакимов. - Казань: Изд. Аппарата Президента, 1996. - С. 11.
1.1.16. Протокол по итогам консультаций делегаций Россий- ской Советской Федеративной Социалистической Респуб- лики и Республики Татарстан, состоявшихся 12-15 августа 1991 года в городе Москве // Белая книга Татарстана. Путь к суверенитету. Сборник официальных документов.1990- 1995 /Сост. Р. Хакимов. - Казань: Изд. Аппарата Президента, 1996. - С. 31
1.1.17. Совместное заявление Президиума Верховного Совета Татарской ССР, Совета Министров Татарской ССР, Татарского рескома КПСС, Татарского рессовпрофа, Татарского рескома ВЛКСМ Об участии Республики Татарстан в заключении Союзного договора // Белая книга Татарстана. Путь к суверенитету. Сборник официальных документов.1990- 1995 /Сост. Р. Хакимов. - Казань: Изд. Аппарата Президента, 1996. - С. 9.
1.1.18. Соглашение Правительства Российской Федерации с Правительством Республики Татарстан об экономическом сотрудничестве // Белая книга Татарстана. Путь к суверенитету. Сборник официальных документов. 1990¬1995 /Сост. Р. Хакимов. - Казань: Изд. Аппарата Президента, 1996. - С. 34.
1.2. Периодическая печать
1.2.1. Борзова Л.П. Дидактические игры.// Преподавание истории в школе. - 2000. - №1. - С.46-47
1.2.2. Бочкарев В.К. Куда ведет Россию национальный вопрос // Российская газета. - 2000. - 12 января. - С. 4
1.2.3. Жебровская О. О. Игровой комплекс // География в школе. - №6. - 1996. - С.24-28
1.2.4. Загородников А.Н. Укрепил ли федерацию договор с Татарстаном? // Российская Федерация сегодня. - 2000. - №6. - С.25
1.2.5. Исхаков Д. Политическое развитие Татарстана в постконституционный период // Идел. - 1995. - № 2. - С. 42-49.
1.2.6. Колосова Н.В. Использование информационных технологий на уроках истории // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация образования. Школа XXI века» (13 - 21 сентября 2010 г.) - 100 с.
1.2.7. Первый президент Татрстана - о 20-летии суверенитета, контрастах советского времени, Борисе Ельцине и смене власти в республике //http://www.business-gazeta.ru
1.2.8. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. //Учитель. - 2000. - №1- С. 21.
1.2.9. Хакимов Р. Татарии - статус союзной республики // Вечерняя Казань. - 1989. - 2 февраля
1.2.10. Хакимов Р.С. Год упущенных возможностей // Молодежь Татарстана.
- 1994. - С.16
II. Литература
2.1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: Владос, 2003. - 384 с.
2.2. Железнов Б.Л. Правовой статус Республики Татарстан //http://pandia.ru
2.3. История Татарстана (Учебное пособие) //http://studall.org
2.4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников.- М.: Сентябрь, 2003. - 174 с.
2.5. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроке истории.
- М.: Владос, 2003.- 256 с.
2.6. Материалы пленума центрального комитета КПСС 19-20 сентября 1989 года //http://soveticus5.narod.ru
2.7. Михайлов В.В. Республика Татарстан: демократия или суверенитет? - М., 2004. - 466 с.
2.8. Мухаметшин Ф.Х., Агеева Л.В. Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки. - Казань: Фонд «Казанские истории», 2000. - Т. 1. - 416 с.
2.9. Мухаметшин Ф.Х., Агеева Л.В. Республика Татарстан: Новейшая
история. События. Комментарии. Оценки. - Казань: Фонд «Казанские истории», 2007. - Т. 2. - 416 с.
2.10. Мухаметшин Ф.Х., Агеева Л.В. Республика Татарстан: Новейшая
история. События. Комментарии. Оценки. - Казань: Фонд «Казанские истории», 2009. - Т. 3. - 416 с.
2.11. Мухаметшин Ф.М. Республика Татарстан от референдума до договора.
- Казань: Изд-во Верховного Совета Республики Татарстан, 1995. - 176 с.
2.12. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М:. Рос. пед. агентство, 1996. - 269 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ