Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование использования наглядности 7
§1 Принцип наглядности 7
§2 Особенности и роль наглядного обучения на уроках истории 10
Глава 2
Методические приемы использования метода наглядности на уроке истории 16
§1 Методика использования средств наглядного обучения на уроках истории 16
§2 Классификация наглядных средств обучения 18
§3 Использование таблиц и схем на уроках истории 20
Глава 3 Использование наглядных материалов при изучении темы «Первые английские колонии в Северной Америке» 38
§1 Образцы схем, таблиц и опорных конспектов используемых при изучении темы «Первые английские колонии в Северной Америке» 38
§2 Образцы схем и таблиц по технологии Критического мышления используемых при изучении темы «Первые английские колонии в Северной Америке» 45
Заключение 50
Список использованных источников и литературы
Сложившаяся система образования на рубеже XX и XXI веков перестала удовлетворять общество. Расхождение между целями и результатами обучения стали очевидны. Появилась необходимость реформы практически всей системы образования, включая исторического. Перед учителем с новой силой встал вопрос: чему, как и по какой учебной литературе учить ребенка? Как определить действительно необходимый и целесообразный состав и объем исторических знаний? Ограничиваться только совершенствованием содержания образования нельзя, необходимо стремиться совершенствовать познавательный процесс, опираясь на его внутренние закономерности. Поэтому перед школой стоит цель: вооружить учащихся системой прочных знаний, умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.
Впервые эти вопросы были озвучены в публикации 1949 года в статье учителя и психолога Редько А.З. «Усвоение учащимися исторических понятий» , положившая начало научным исследованиям возрастных особенностей восприятия, воображения, памяти, мышления, речи учащихся при обучении истории. Результаты этой работы активно использовались учёными и методистами при подготовке новых учебников, поурочных и методических пособий в 60 - 70-е годы. Однако их нельзя считать
завершенными.
Особенно актуальной проблема исследования и развития познавательных возможностей учащихся назрела в последние годы в связи с общей гуманизацией педагогического процесса, для которой характерны:
• адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;
• ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение
возможностей его самораскрытия и самореализации;
• ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности.
Усугубляет потребность в психологических исследованиях переход на концентрическую структуру образования, когда исторические факты, изучавшиеся ранее в старших классах, включены в программы и учебники младших школьников, а в средней школе необходимо организовать профилированное обучение. Но на деле современные поурочные пособия напоминают времена «скудной педагогики» - главное внимание в них уделяется содержанию и методике проведения урока, но практически не уделяется внимания возрастным познавательным возможностям
школьников.
Следовательно, в обучении познавательные возможности учащихся занимают двойственную позицию: это - и достигнутый на данный момент уровень физиологических, психологических и моральных качеств, обеспечивающих школьнику определенный результат в овладении учебным предметом; одновременно и объект дальнейшего совершенствования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения обозначена стратегия развития образования на ближайшие годы, обозначен курс на создание жизнеспособной системы непрерывного обучения и воспитания, обеспечение возможности духовного самосовершенствования личности, формирование интеллектуального и культурного потенциала как высшей ценности.
Принцип обучения, отображая какой-то один исторический аспект процесса обучения, становится основой для формирования основных правил обучения.
Используя схемы и таблицы на уроках истории, учитель ставит перед собой следующие задачи:
1. Сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым.
2. Организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости школьников.
3. Включать дополнительные внутренние резервы и дополнительные методические приёмы для улучшения и повышения результатов учебной деятельности.
4. Активизировать научную деятельность.
Достижение учебных результатов возможно только при условии объединения активных и интерактивных форм, методов и технологий организации познавательной деятельности школьников на уроках и отечественной и всемирной истории.
Наглядное, схематичное обучение является одним из важнейших методических приёмов, мощным активизатором учебной деятельности, применение которого поможет педагогу достичь высоких результатов.
Актуальность данной темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через
преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если сочетаются воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой обучающиеся усваивают приемы учения.Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм и методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достичь при традиционном обучении.
Цель исследования: изучить эффективность использования наглядных средств, в частности схем и таблиц, на уроках истории и влияние их на доступность и качество получаемых знаний учащимися.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть психологическое и дидактическое обоснование наглядности.
2. Раскрыть методику работы со схемами и таблицами на уроках истории.
3. Изучить влияние данных средств наглядности на работу учащихся в процессе изучения истории.
4. Сделать выводы, как наглядность влияет на улучшение процесса обучения, повышения качества знаний и интереса учащихся к изучению истории.
Объектом исследования является методика преподавания истории.
Предмет исследования: использование схем и таблиц на уроке истории в 7-м классе при изучении темы «Первые английские колонии в Северной Америке» курса Всеобщей истории.
В данной работе использовались следующие методы:
1. Дедуктивный, когда частные положения выводятся из общих. Так из психологических трудов А.Г. Маслоу и И.А. Зимней выводим положение о влиянии наглядности на восприятие и усвоение учебного материала на уроках истории.
2. Анализ, при котором общее положение делится на составные части. В данной работе все наглядности делятся на группы, т.е. представлена классификация наглядных средств обучения.
3. Синтез, который заключается в проведении исследования в целом, на основе объединения связанных друг с другом элементов в единое целое.
Приведённые в работе образцы разнообразных схем и таблиц являются обобщением опыта известных методистов и педагогов, занимавшихся изучением данной темы: К.Д. Ушинского, Л.В. Знакова, А.А. Вагина («Методика преподавания истории в средней школе») , М.В. Коротковой., Г.К. Селевко («Современные образовательные технологии») , В.Ф. Шаталова («Метод опорных схем и сигналов») и др.
Гипотеза работы заключена в следующем - предположим, что оптимизация использования наглядных пособий достигается при работе с различными типами наглядности, а также в различных их комбинациях, и является важным методическим компонентом урока в преподавании истории.
Научная новизна данного исследования заключается в систематичном использовании современных технологий в процессе обучения, и использования их в качестве наглядных пособий для более эффективного усвоения учебного материала.
Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
Глава 1 «Теоретическое обоснование использования наглядности» состоит из двух параграфов, где описаны:
- принципы наглядности;
- особенности и роль наглядного обучения на уроках истории;
Глава 2 «Методические приемы использования наглядности, на уроках истории», содержит в себе три параграфа:
- методика использования средств наглядного обучения, в частности схем и таблиц, на уроках истории;
- классификация и характеристика наглядных средств обучения;
- использование таблиц и схем на уроках истории.
Глава 3 «Использование наглядных материалов при изучении темы «Первые английские колонии в Северной Америке», включает в себя используемые схемы и таблицы по технологии Критического мышления, а также образцы разнообразных наглядных средств обучения, взятые из собственной практики в школе.
Источниками к этой главе послужили: пособие по методике М.В. Коротковой, книга «Методика преподавания истории в средней школе» автор A.A. Вагин ; Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» и др.
Практическое применение: выпускная квалификационная работа может быть использована в качестве методического пособия при подготовке к урокам истории в старшей школе.
Тема выпускной квалификационной работы «Использование схем и таблиц на уроке истории «Первые Английские колонии в Северной Америке» является достаточно актуальной. С введением новых стандартов образования и внедрением современных технологий в процесс обучения, делают более доступным использование на уроках метода наглядности, а в частности схем и таблиц.
Вся проведенная работа показала, что необходимо использовать разнообразные приемы использования наглядности в учебном процессе. Отправным годом стал 2012/2013 учебный год. Работа в этот период
позволила определить наиболее эффективные приемы и стратегии
технологии на уроках истории: использование разнообразных видов таблиц и схем, технологии Критического мышления, опорные схемы и сигналы по системе Шаталова В.Ф.
1. A.A. Вагин «Методика преподавания истории в средней школе» М.: Просвещение, 1968. — 434 с.
2. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с. — ISBN 5-87953-127-9
II. Литература:
1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе /Под ред.А.Г. Колоскова. - М.: Педагогика, 1984. - 250 с.
2. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Метод, пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.- 412 с.
3. Вагин A.A. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1968. - 240 с.
4. Вагин A.A. Художественная литература в преподавании новой истории.- М.: Просвещение, 1978. - 302 с.
5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2001. - с.165.
6. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения. - М., 1971. - 214 с.
7. Знаков Л.В. Избранные педагогические труды. Т. 3 - М. - СПб., 1987. - с.260.
8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 - М., 1982.-с. 470.
9. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству.-- М., 1990. - 162 с.
10. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - М.: Евразия, 1997.
- с. 225.
11. Методика обучения истории в средней школе. Ч. II / Под ред. Н.Г. Дайри. - М.: Просвещение, 1978. - с. 160.
12. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000. - с. 210.
13. Философский словарь / Ред. Фролов И.Т. - М., 1987. - 322 с.
14. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Градарики, 2005. - 424 с.
15. Занков Л.В. Наглядность обучения // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 3 / Глав. Ред. И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1966. В сокращении.
16. Шаталов В.Ф. Куда исчезли тройки.- М., 1979.- 134 с.
17. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза.- М., 1980.- 95 с.
III. Интернет - ресурсы:
1.Методика В.Ф. Шаталова http://msk.treko.ru/show_dict_1017
2 .Педагоги-новаторы. http: //www.altruism.ru/sengine.cgi/13/41/23
З.Школа-студия Шаталова - Лысенковой http://www.shatalovschools.ru