ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДПОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1.1 Историческая справка
1.2 Сравнительный анализ аналогов
ГЛАВА II. ПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Концепция проекта
2.2. Техническое обоснование проекта
2.3. Экологическая безопасность и охрана труда
2.4 Экономическое обоснование проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Автомобильные грузоперевозки - наиболее распространенные и востребованные. В этом типе транспортировок, множество преимуществ, к примеру - быстрая скорость доставки; возможность отследить товар на любом отрезке пути. Основной задачей грузоперевозок является доставить товар в целости и сохранности, а так же в максимально короткие сроки.
Рассмотрим один из важных пунктов - скорость доставки. На что влияет время прибытия груза из точки А в точку Б? Разберем схему транспортировки автомобилем. Для того чтобы перевезти груз, нужно соответствующий габаритам грузовой отсек автомобиля, дополнительная техника и оборудование для погрузки и разгрузки, а так же грузчики, люди которые своими силами распределяют груз.
Что может ускорить процесс доставки? Можно повлиять на технические характеристики автомобиля, габариты; либо улучшить качество дорог. Но самое интересное все забывают про разгрузку и загрузку, которая занимает еще часть времени. Обычно погрузкой и разгрузкой занимаются грузчики и спецтехника (погрузчики). Но сложность заключается в перемещение внутри грузового отсека. Для того, чтобы передвинуть массивный груз, требуется спецтехника, либо несколько грузчиков, что существенно замедляет процесс. Особенно это актуально для внутригородских перевозок.
Чаще всего в городских условиях используют автомобили с грузоподъемностью 2,5 тонн, так называемые автофургоны. Важные требования к такому типу машин это: маневренность, скорость разгрузки и погрузки, экономичность, надежность.
Исходя из вышесказанного можно сказать что проблема скорости транспортировки груза, а именно погрузка и разгрузка, всегда актуальна, но более востребованным является в городских условиях.
Актуальностью проектного исследования является необходимость создания грузовика нового поколения, который бы решал проблему погрузки- разгрузки путем совмещения в одном транспортном средстве существующих на данный момент особенностей, таких как шариковый пол, имеющийся в настоящее время в самолетах и окна с большим обзором. При этом важна маневренность грузовика в условиях современной городской среды.
Цель: разработать концепт грузовика для внутригородских перевозок.
Проектные задачи:
- оригинальная концепция грузового автомобиля должна отвечать требованиям безопасности, экологичности, комфорта, технического оснащения ближайшего будущего с гармоничным формообразованием и новым предложением разгрузки и загрузки.
- изучить историю развития дизайна и технических характеристик грузового автотранспорта, исследовать аналоги универсальных грузовиков и выявить тенденции их проектирования.
- обосновать проект грузовика с точки зрения эргономических требований и технических характеристик.
- разработать конструктивные и пропорциональные особенности автомобиля.
- экологически обосновать проект с учетом использованных материалов.
- экономически обосновать проект.
- выполнить макет, наглядно представляющий форму грузовика городского типа в проектной графике.
- выполнить проектную графику.
Объектом исследования является проектирование грузового автомобиля будущего.
Предметом исследования является грузовой автомобиль ближайшего будущего для эксплуатации в городских условиях.
Теоретическая база исследования. Авторы, на источники которых ориентировались: Мунипов В, Васин С.А., С.К. Боголюбов, Брацыхин Е.А., Баранников М. М., Аксенов И. Я.
Практическая база исследования: были использованы несколько предприятий имеющие конвейерную ленту, на которых применялся шариковый пол. Так как для решения проблемы погрузки-разгрузки за основу взята раз-работка шариковых опор лидером мирового рынка, которым является английская компания «Alwayse Engineering Ltd». Она была основана в 1939 году и называлась тогда «Sheridan Tools» [24].
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, метод сбора данных, сравнительный анализ аналогичных проектов, компьютерное графическое моделирование в программах CorelDRAW, AdobePhotoshop и других, объемно-пространственное макетное моделирование, метод художественного проектирования.
Теоретические и практические материалы дипломного проекта могут быть использованы при реализации в производстве грузовиков нового поколения. А также при подготовке учебных пособий для теоретических, прикладных и проектных дисциплин, в учебном процессе на занятиях по композиции и проектированию в дизайне автотранспорта.
Дипломный проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и проектные задачи, объект и предмет исследования, методы, структуру пояснительной записки к дипломному проекту.
В первой главе «Предпроектное исследование» раскрываются тенденции проектирования концепта грузового автофургона, она посвящена изучению истории возникновения и развития дизайна и технических характеристик, анализу аналогичных проектов, их сравнению с целью выявления достоинств и недостатков, их функциональных, художественно- эстетических и эргономических качеств.
Во второй главе описывается концепция проекта, раскрывающая функцию и структуру формы проектируемого объекта, составляется эргономическая программа проектирования грузового автофургона, расчеты размеров, масштаб макета и его размеры, материалы, применяемые при воплощении проекта.
По результатам исследования сделаны выводы. В заключении изложены основные результаты по дипломному проекту.
Список использованных источников состоит из 24 наименований литературы и электронных ресурсов. Список представляет источники, которые послужили основной для написания теоретической части дипломного проекта.
Приложения представлены на 5 страницах курсового проекта. И содержат иллюстрации, демонстрирующие положения основной части.
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что предлагаемые теоретические выводы, разработанное проектное предложение и практические рекомендации могут быть использованы для решения проблем, связанных с формированием функциональных, художественно-эстетических и эргономических качеств концептуального решения грузового автофургона. Практическая часть представляет собой проектную графику и макет. Проектная графика выполнена в компьютерных программах и распечатывается на баннере формата 4000х1500 мм. Макет выполнен в масштабе 1:10 и представлен на носителе 800х800 мм.
Результаты проектного исследования апробированы и представлены на «XI Международной научно-практической конференции молодых ученых, преподавателей и ученых» в виде публикации статьи «Кузов для транспортировки сыпучих материалов».
Перевозки грузов транспортом в настоящее время занимает первое место, так как автомобили используются практически во всех сферах. Грузовые автомобили городского типа чаще используются магазинами для быстрой перевозки товаров. В следствии целью дипломного проекта была разработка автомобиля для городских и междугородних грузоперевозок, который будет обладать следующими особенностями: безопасность, экологичность, комфортность и эргономичность формы.
Была изучена история создания грузовых автомобилей. Проведен анализ аналогов, который помог выявить ряд проблем. Акцент был сделан на погрузку и разгрузку, так как именно эта проблема чаще всего встречается при эксплуатации грузовых автомобилей.
Предлагаемый нами транспорт представляет собой автофургон, который своими новаторскими, конструкторскими и эргономическими решениями позволяет максимально адаптироваться под городские условия. Жесткий каркас кузовного отсека сохранит багаж, в отличие от брезентового полотна. Для того чтобы облегчить процесс загрузки-разгрузки на тесных улицах современного города, была предложена конструкция кузова с боковой и задней погрузкой. Так же для передвижения груза, внутри используется «шариковый» пол, в основу которого входит шариковая опора, которая помогает легко перемещать предметы любых габаритов. Конструкция шарикового пола не требует какой-либо регламентной технической поддержки во время эксплуатации. Возможность производить погрузку-разгрузку без применения погрузчика внутри кузова. Особенностью механизации пола является то, что груз можно вращать на 360 град. и направлять груз в 4-х направлениях. Платформа изготовлена таким образом, что поверхность представляет собой ровное покрытие с утопленными колесными опорами, по которой может ходить человек, без опасности получить травму.
Так как в фургон будут помещаться груз, а суммарный вес, помещенный в кузов, может быть велик. Для этого в автофургоне используется усиленный металлический каркас. Чтобы подвижные механизмы работали безотказно, в этом нам поможет усиленные металлические балки.
В процессе работы над проектом было выяснено, что автомобиль не должен иметь агрессивный внешний вид, сочетать в себе характеристики быстрого транспорта, так как он предназначен для города. Поставленные задачи были решены при помощи биоформы «Рыбы-пузырь», которая сочетает в себе такие качества, как массивность и маневренность. Взяв за основу линии формы этой рыбы, позволило эргономично скомпоновать важные части автомобиля, такие как лобовое стекло с кабиной и сдвижные двери.
Передвижение по городу требует большой угол обзорности, для решения этой задачи было решено увеличить лобовое стекло, что дало возможность уменьшить «слепые зоны».
Полученный путем долгого времени проектирования грузовой автомобиль, имеет все шансы на успех в будущей перспективе. Так как предлагает оптимальное решение существующих на данный момент проблем в области внутригородских грузоперевозок по очень конкурентоспособной цене и при достойном соотношении цены и качества.
1. Мунипов В. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник / В. Мунипов, В. Зинченко. - М.: Логос, 2001. - 256с.
2. Кочегаров, Б.Е. Промышленный дизайн. Учебное пособие/ - Б.Е. Кочегаров. - Владивосток: ДВГТУ, 2006. - 297с.:ил.
3. Васин С.А., Талащюк А.Ю., Бандорин В.Г., Грабовенко Ю.А., Морозова Л.А. Проектирование и моделирование промышленных изделий: учебное пособие. - М., Машиностроение - 1, 2004.
4. Хресин, А. Куда движется дизайн автомобилей/А. Хресин//Авторамблер. Московский автосалон 2010. - 10.09.2010.
5. Боголюбов, С.К. Черчение/ С.К. Боголюбов. - М.: Машиностроение, 1989. - 336с.
6. Брацыхин Е. А., Переработка пластических масс в изделия/ Е. Брацыхин, С. Миндлин, К. Стрельцов, М. - 1966.
7. Аксенов И. Я. Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. - М., Транспорт, 1986.
8. Баранников М. М., Пелих А. С. Экономика машиностроения: учебное пособие. - М., Феникс, 2004.
9. Европейская Транспортная Компания [Электронный ресурс] http://etkgroup.su(Дата обращения 03.03.2016).
10. Информационный сайт carsaround.ru[Электронный ресурс]
http://carsaround.ru/(Дата обращения 10.03.2016).
11. Автолегенды СССР и Мира, все ретро автомобили [Электронный ресурс] http://caretro.ru/index.html(Дата обращения 9.03.2016).
12. Аuto-offer.ru[Электронный ресурс] http://auto-offer.ru/(Дата обращения 8.03.2016).
13. Polimerinfo [Электронный ресурс] http://polimerinfo.com/(Дата обращения 7.03.2016).
14. О сварке. Информационный портал [Электронный ресурс]
http://osvarke.info/(Дата обращения 8.03.2016).
15. Ecokub [Электронный ресурс] http://ecokub.ru/(Дата обращения
03.03.2016).
16. Грузовоз [Электронный ресурс] http://gruzoffoz.ru/istoriya-
sozdaniya-gruzovika/ (Дата обращения 8.03.2016).
17. Trucksplanet.com[Электронный ресурс] http://trucksplanet.com/ru/(Дата обращения: 9.03.2016).
18. RH2 [Электронный ресурс] http://www.rh2.ru/home/p2_articleid/50(Дата обращения: 9.03.2016).
19. Автомобили газ [Электронный ресурс] http://avtomobilgaz.ru/(Дата обращения: 10.03.2016).
20. PZAKKU [Электронный ресурс] http://www.pzaku.net(Дата обращения: 10.03.2016).
21. Ets2mods [Электронный ресурс] http://ets2mods.ru(Дата обращения: 10.03.2016).
22. Производство шариковых опор [Электронный ресурс] http://ptt- group.ru/(Дата обращения: 10.03.2016).
23. Сетевая академия мебели [Электронный ресурс] http://c-a-
m.narod.ru(Дата обращения: 10.03.2016).
24. Официальный сатй «Alwayse» [Электронный ресурс]
http://www.alwayse.co.uk(Дата обращения: 10.03.2016).