Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ 7
§ 1. Понятие и признаки саморегулируемых организаций. Место саморегулируемых организаций в системе некоммерческих организаций 7
§ 2. Правовое регулирование саморегулируемых организаций 18
§ 3. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых
организаций 26
Глава II. СОЗДАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 33
§ 1. Порядок создания саморегулируемых организаций. Особенности регистрации саморегулируемых организаций 33
§ 2. Учредительные документы саморегулируемых организаций 38
§ 3. Основные функции, права и обязанности саморегулируемых организаций 43
Глава III. ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОСНОВА И УПРАВЛЕНИЕ В
САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 51
§ 1. Источники формирования имущества в саморегулируемых организациях 51
§ 2. Органы управления и специализированные органы в саморегулируемых организациях 59
Заключение 66
Список использованной литературы
Существование нормальных рыночных отношений и эффективной экономики не возможно без введения определенных контрольных механизмов с публично-правовым элементом. Причем многолетний опыт, как российский, так и зарубежный, свидетельствует о низкой эффективности осуществления данной функции лишь путем введения государственного регулирования, которое, сверх отмеченного, зачастую обременительно для хозяйствующих субъектов. Потому введение такого вида негосударственного регулирования хозяйственной деятельности, как институт саморегулирования, является одним из самых актуальных направлений развития законодательства РФ.
Это же предусматривается и в рамках развития Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. , во исполнение которой в последнее время особо активизировалась политика создания в различных областях предпринимательской и иной деятельности особых саморегулируемых организаций (далее - СРО).
В целом саморегулирование представляет собой способ регулирования при минимальном государственном вмешательстве, когда участники группы с организованной правовой целью определяют правила осуществления деятельности, контролируют соблюдение этих правил и применяют меры воздействия на нарушителей. Здесь не исключается государственное воздействие, осуществляемое, тем не менее, не в целях регулирования, а для надзора за профессиональным сообществом и принятия мер в случае его неспособности к осуществлению регулирования.
СРО являются фундаментом и формой саморегулирования. Между тем возникновение саморегулирования никак институционально не связано с существованием государственного регулирования, и ни одна СРО не получает и не осуществляет публичных функций, поскольку действует в общественных интересах.
Саморегулирование в условиях рыночной экономики позволяет приобрести дополнительные конкурентные преимущества за счет повышения стандартов осуществления определяемых по отраслевому принципу видов деятельности, что приводит к увеличению прибыли за счет притока новых контрагентов. Построенным на основе саморегулирования объединениям проще претерпевать неблагоприятные изменения экономической конъюнктуры, что подталкивает участников рынка к использованию саморегулирования в качестве способа социального регулирования общественных отношений.
Кроме того, анализ положений названной главы, а также ст. 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) позволяет прийти к выводу о том, что основной целью введения института саморегулирования, в частности, в строительной отрасли является создание механизмов, гарантирующих возмещение вреда, который может быть причинен в результате некачественного выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
СРО имеют сложную двойственную природу, до сих пор нет единства мнений относительно сущности возложенных на таковое, по сути, обычное юридическое лицо, публично-правовых функций. Кроме того, в связи с глобальными реформациями Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (в силу принятия Концепции развития гражданского законодательства и Проекта федерального закона о внесении изменений в первую часть ГК РФ (далее - Проект) ) большой массив норм о некоммерческих организациях претерпел значительные изменения, что внесло еще больше вопросов в дискуссию о статусе СРО.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере установления особенностей правового статуса саморегулируемой организации.
Предметом исследования явились нормы гражданского,
предпринимательского и иных отраслей законодательства Российской Федерации, связанные с установлением особенностей правового статуса саморегулируемой организации, а также судебная практика, монографическая и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления об установлении особенностей правового статуса саморегулируемой организации, достижение данной цели связано с решением следующих научно-практических задач:
- рассмотреть понятие и признаки саморегулируемых организаций, а также место саморегулируемых организаций в системе некоммерческих организаций;
- охарактеризовать правовое регулирование саморегулируемых организаций;
- исследовать государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций;
- изучить порядок создания саморегулируемых организаций и особенности их регистрации;
- рассмотреть учредительные документы саморегулируемых организаций;
- дать общую характеристику основным функциям, правам и
обязанностям саморегулируемых организаций;
- раскрыть источники формирования имущества в саморегулируемых организациях;
- исследовать органы управления и специализированные органы в саморегулируемых организациях.
Исследованию саморегулирования в целом, и статусу СРО, в частности, посвящено множество трудов специалистов-правоведов. При написании данной работы нами были использованы следующие источники: Андронова Т.А., Белов В.А., Белоусов А.И., Булгакова Л.И., Галов В.В., Долинская В.В., Егорова М.А., Енькова Е.Е., Ершов О.Г., Забелин А.В., Загускин Н.Н., Зинченко С.А., Калинина О.Е., Кванина В.В., Колябин А.Ю., Кутина В.П., Лаптев В.А., Лескова Ю.Г., Морозова И.Г., Петров Д.А., Позднышева Е.В., Романовская О.В., Рыбкина М.В., Середина Н.А., Синицын С.А., Слепец С.В., Сунгатуллина Л.А., Третьякова С.Б., Худзинская И.А. и др.
Поставленные нами выше задачи обусловили структуру исследования, которая состоит из введения, трех глав, состоящих из восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава первая посвящена изучению общей характеристике саморегулируемых организаций, а именно: понятию и признакам
саморегулируемых организаций, месту саморегулируемых организаций в системе некоммерческих организаций, правовому регулированию саморегулируемых организаций и государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций.
В главе второй дана характеристика созданию и осуществлению деятельности саморегулируемых организаций. В первом параграфе исследованы порядок создания саморегулируемых организаций и особенности регистрации саморегулируемых организаций, во втором - учредительные документы саморегулируемых организаций, а в третьем - основные функции, права и обязанности саморегулируемых организаций.
В главе третьей рассматриваются источники формирования имущества в саморегулируемых организациях, а также органы управления и специализированные органы в саморегулируемых организациях.
В соответствии со ст. 3 ФЗ о СРО саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях,
предусмотренных названным Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. При этом некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.
К числу основных признаков СРО следует отнести в системе юридических лиц:
1) СРО - некоммерческая организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
2) СРО создается для достижения определенных целей, а именно для разработки и установления стандартов и правил предпринимательской деятельности, а также контроля за соблюдением требований данных стандартов и правил.
3) СРО основана на членстве.
4) СРО - это объединения предпринимателей, построенные по профессиональному или отраслевому признаку. Как правило, объединение субъектов предпринимательской деятельности осуществляется исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо по совокупности признаков, объединяющих субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
СРО обладают двойственной правовой природой, поскольку, с одной стороны, они являются некоммерческими организациями, с другой стороны, с момента включения в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций они приобретают особый публично-правовой статус. Следовательно, СРО обладает специальной (ограниченной)
правоспособностью.
Учитывая «молодость» как самого института саморегулирования как действительно действенного механизма общественного контроля, а, следовательно, и законодательства в этой сфере, контроль за деятельностью СРО - важная функция публично-правовых образований.
Однако нормативная основа его осуществления по факту представляет собой беспорядочное нагромождение правовых норм в различных нормативных правовых актах, устанавливающих существенное количество особенностей при проведении контрольных (надзорных), а в ряде случаев исключительно надзорных мероприятий в отношении каждого вида СРО, снижает качество контрольных мероприятий, а также вводит необоснованно различные подходы как к предметам проверки деятельности саморегулируемых организаций в различных сферах, так и к самим СРО.
При этом уполномоченными органами по контролю (надзору) применяются отличные друг от друга установленные в указанных федеральных законах меры, подлежащие применению к СРО в случае выявления нарушения установленных законодательством РФ обязательных требований.
Необходимо введение не просто отрывочного регулирования, а полноценной системы государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО на основе общих задач, функций и методов. Представляется также целесообразным внести изменения в ФЗ о СРО, установив общие положения для всех СРО, основанных на обязательном членстве субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности, в части вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, порядка их проведения.
Имущественную основу деятельности СРО отличает необходимость формирования особого компенсационного фонда. Единственной целью его формирования является создание «резерва» для исполнения обязательств ее членов, возникших в связи с причинением вреда.
К органам управления СРО относятся следующие: общее собрание членов СРО; постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО; исполнительный орган СРО. СРО также должны создавать специализированные органы, на которые возлагаются специальные права- функции по осуществлению контроля соблюдения членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрения дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО. Закрепление механизма привлечения к ответственности участников СРО, внутренняя структура контролирующих органов и внутренние документы СРО, создающие упорядоченную схему для данного механизма, являются средством реализации контрольной функции СРО.
Специализированные органы не имеют своей целью участвовать в организации текущей деятельности саморегулируемой организации, как это мы наблюдаем применительно к органам управления. Их независимость и обособленность обусловливается необходимостью обеспечения правопорядка и защиты интересов всех участников системы саморегулирования в совокупности. И хотя принимаемые ими решения могут утверждаться органами управления СРО, члены, в отношении которых специализированными органами принимаются решения, должны обладать правом на их самостоятельное обжалование.
I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ [ред. от 31.01.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 16.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: [в ред. от 31.01.2016] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: федер. закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 19. - Ст. 2304.
4. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях»: федер. закон от 11 февраля 2013 г. № 8-ФЗ [ред. от 05.05.2014] // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 7. - Ст. 609.
5. О кредитной кооперации: федер. закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ [ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 29. - Ст. 3627.
6. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ [ред. от 01.12.2014] // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 15.
7. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ [ред. от 09.03.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249.
8. О саморегулируемых организациях: федер. закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ [ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 49.
- Ст. 6076.
9. О рекламе: федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ [ред. от 08.03.2015] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.
10. О кредитных историях: федер. закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ [ред. от 30.12.2015] // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 44.
11. О жилищных накопительных кооперативах: федер. закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ [ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства РФ.
- 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 41.
12. Об электроэнергетике: федер. закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ [ред. от 30.12.2015] // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 13. - Ст. 1177.
13. Об инвестиционных фондах: федер. закон от 29 ноября 2001 г. № 156- ФЗ [ред. от 30.12.2015] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4562.
14. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей: федер. закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ [ред. от
31.01.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3431.
15. О негосударственных пенсионных фондах: федер. закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ [ред. от 30.12.2015] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 19. - Ст. 2071.
16. О рынке ценных бумаг: федер. закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ [ред. от 30.12.2015] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - Ст. 1918.
17. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ [ред. от 09.03.2016] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.
18. О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации: указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 28. - Ст. 2972.
19. Об утверждении Положения о государственном надзоре за
деятельностью саморегулируемых организаций: постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 1202 [ред. от 04.11.2014] // Собрание
законодательства РФ. - 2012. - № 48. - Ст. 6709.
20. Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций (вместе с «Правилами ведения государственного реестра саморегулируемых организаций»): постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 724 [ред. от 24.09.2010] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 40. - Ст. 4543.
21. Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом: постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 365 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 26. - Ст. 2662.
22. Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 27.04.2012) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
23. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»): распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [ред. от 08.08.2009] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.
II. Материалы юридической практики
1. Дело «Котов (Kotov) против Российской Федерации»: постановление ЕСПЧ от 3 апреля 2012 г. // Бюллетень Европейского суда по правам человека. - 2012. - № 6.
2. По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1
статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. № 12-П // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 3. - Ст. 335.
3. По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7
Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной: постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 4-П // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 15. - Ст. 1416.
4. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мисовца Василия Григорьевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 15 и 24.6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 461-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2009. - № 5.
5. О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 // Российская газета. - 2015. - 30 июня.
6. Постановление Президиума ВАС РФ от 29 октября 2013 г. № 6391/13 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
7. Постановление Президиума ВАС РФ от 10 сентября 2013 г. № 14917/11 [Электронный ресурс]: по делу № А68-4638/2009. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
8. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2015 г. № 09АП-16228/2015 [Электронный ресурс]: по делу № А40-214417/14. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
9. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 марта 2015 г. № Ф06-22175/2013 [Электронный ресурс]: по делу № А12-33355/2014. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
10. Постановление ФАС Поволжского округа от 26 июня 2014 г. [Электронный ресурс]: по делу № А55-9116/2013. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
11. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2014 г. [Электронный ресурс]: по делу № А55-9116/2013. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
12. Постановление ФАС Поволжского округа от 29 августа 2013 г. [Электронный ресурс]: по делу № А55-724/2013. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
13. Постановление ФАС Поволжского округа от 28 ноября 2012 г. [Электронный ресурс]: по делу № А12-5515/2011. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
14. Постановление ФАС Поволжского округа от 30 октября 2012 г. [Электронный ресурс]:по делу № А49-1847/2012. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
III. Специальная литература
1. Андронова Т.А. Саморегулирование в сфере рекламы / Т.А. Андронова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2015. - № 1. - С. 112 - 117.
2. Арсланов К.М. Третейские суды в условиях саморегулирования в
строительной отрасли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://www.sros-rt.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 107&Itemid=111. - Дата обращения 08.04.2016.
3. Белов В.А. Саморегулирование и саморегулируемая организация как составляющая часть общественных отношений / В.А. Белов // Конкурентное право. - 2014. - № 4. - С. 32 - 36.
4. Белоусов А.И., Худзинская И.А. Установление обязанности страхования гражданской ответственности внутренними документами саморегулируемой организации в строительстве / А.И. Белоусов, И.А. Худзинская // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 5. - С. 39 - 45.
5. Борисов А.Н. Комментарий к главе 4 части первой Гражданского кодекса РФ «Юридические лица» (постатейный) / А.Н. Борисов // СПС «КонсультантПлюс».
6. Булгакова Л.И. Обеспечение имущественной ответственности саморегулируемых организаций по обязательствам своих членов / Л.И. Булгакова // Право и экономика. - 2013. - № 4. - С. 22 - 26.
7. Долинская В.В. Органы саморегулируемых организаций / В.В. Долинская // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 4. - С. 15 - 19.
8. Егорова М.А. Корпоративное управление как основа координации экономической деятельности своих членов саморегулируемой организацией / М.А. Егорова // Юрист. - 2014. - № 20. - С. 20 - 27.
9. Егорова М.А. Частно-публичные начала приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческой корпорацией / М.А. Егорова // Предпринимательское право. - 2013. - № 1. - С. 25 - 32.
10. Енькова Е.Е. Реализация контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих / Е.Е. Енькова // Предпринимательское право. - 2014. - № 4. - С. 18 - 26.
11. Енькова Е.Е. Роль стандартов и правил в деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих / / Е.Е. Енькова / Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 10. - С. 106 - 111.
12. Ершов О.Г. К вопросу об организационно-правовой форме
саморегулируемых организаций в сфере строительства после реформирования законодательства о юридических лицах / О.Г. Ершов // Вестник арбитражной практики. - 2015. - № 2. - С. 7 - 12.
13. Забелин А.В. К вопросу об ответственности саморегулируемых организаций за своих членов / А.В. Забелин // Юрист. - 2014. - № 23. - С. 29 - 33.
14. Загускин Н.Н. Нормативно-правовая база функционирования саморегулируемых организаций в Российской Федерации и ее особенности в ИСК / Н.Н. Загускин // Юридический мир. - 2013. - № 3. - С. 25 - 31.
15. Загускин Н.Н. Установление финансовой ответственности строительных саморегулируемых организаций за срыв государственных контрактов их членами: анализ ситуации / Н.Н. Загускин // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 5. - С. 36 - 38.
16. Зинченко С.А., Галов В.В. Саморегулируемая организация - организационно-правовая форма партнерства бизнеса и государства / С.А. Зинченко, В.В. Галов // Юрист. - 2014. - № 20. - С. 14 - 19.
17. Калинина О.Е. Учредительные документы саморегулируемой организации медиаторов / О.Е. Калинина // Право и экономика. - 2013. - № 12. - С. 24 - 26.
18. Кванина В.В. О реальной сущности компенсационного фонда саморегулируемых организаций в сфере строительства / В.В. Кванина // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2013. - № 2 (35). - С. 150 - 154.
19. Колябин А.Ю. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих как юридическое лицо: автореф. дисс. ... к.ю.н. / А.Ю. Колябин. - Волгоград, 2006. - 27 с.
20. Лаптев В.А. Акты саморегулируемых организаций как источник регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности / В.А. Лаптев // Юрист. - 2014. - № 20. - С. 35 - 41.
21. Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений / Ю.Г. Лескова [Электронный ресурс]. -
Электрон. дан. - М.: Статут, 2013. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
22. Лескова Ю.Г. Саморегулирование как правовой способ организации предпринимательских отношений: проблемы теории и практики: автореф. дисс. ... д.ю.н. / Ю.Г. Лескова. - М., 2013. - 60 с.
23. Митякина И.В. Административно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации / И.В. Митякина // Административное право и процесс. - 2012. - № 3. - С. 77 - 79.
24. Морозова И.Г. Некоторые вопросы исторического развития саморегулируемых организаций / И.Г. Морозова // Законодательство и экономика. - 2012. - № 11. - С. 75 - 79.
25. Петров Д.А. К вопросу о публично-правовой природе деятельности членов саморегулируемых организаций / Д.А. Петров // Гражданское право. -
2013. - № 1. - С. 15 - 20.
26. Петров Д.А. Контрольная функция саморегулируемых организаций: содержание и проблемы осуществления / Д.А. Петров // Конкурентное право. -
2014. - № 1. - С. 30 - 35.
27. Петров Д.А. Общественный интерес как проявление частноправовой природы саморегулируемых организаций / Д.А. Петров // Конкурентное право. - 2015. - № 2. - С. 44 - 47.
28. Петров Д.А. Система локального правового регулирования в сфере деятельности саморегулируемых организаций / Д.А. Петров // Юрист. - 2014. - № 20. - С. 28 - 34.
29. Петров Д.А. Статус саморегулируемых организаций в свете реформы гражданского законодательства о юридических лицах / Д.А. Петров // Конкурентное право. - 2014. - № 3. - С. 2 - 4.
30. Петров Д.А. Статус члена саморегулируемой организации: вопросы непосредственного участия, неотчуждаемости и неделимости / Д.А. Петров // Юрист. - 2015. - № 12. - С. 23 - 27.
31. Петров Д.А. Функции саморегулируемой организации / Д.А. Петров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. - 2015. - № 2. - С. 79 - 87.
32. Попондопуло В.Ф., Петров Д.А. Правовой статус саморегулируемых организаций в области энергетического обследования / В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петров // Юрист. - 2013. - № 21. - С. 22 - 26.
33. Романовская О.В. Правовой статус саморегулируемых организаций в сфере электроэнергетики / О.В. Романовская // Российская юстиция. - 2011. - № 7. - С. 40 - 43.
34. Рыбкина М.В., Кутина В.П. Институт саморегулирования как элемент гражданского общества / М.В. Рыбкина, В.П. Кутина // Социология и право. -
2015. - № 2 (28). - С. 60 - 66.
35. Свит Ю.П. Саморегулируемые организации жилищных накопительных кооперативов / Ю.П. Свит // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 4. - С. 52 - 56.
36. Середина Н.А. Проблемы контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций: административно-правовой аспект / Н.А. Середина // Административное и муниципальное право. - 2012. - № 12. - С. 79 - 83.
37. Синицын С.А., Позднышева Е.В. Компенсационный фонд саморегулируемой организации в строительстве: правовой режим, интересы конкурсных кредиторов кредитной организации / С.А. Синицын, Е.В. Позднышева // Законодательство и экономика. - 2015. - № 1. - С. 16 - 20.
38. Слепец С.В. Страхование риска выплаты из компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере строительства / С.В. Слепец // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 5. - С. 31 - 35.
39. Сунгатуллина Л.А. Функции саморегулируемых организаций / Л.А. Сунгатуллина // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - Т. 156. - № 4. - С. 118 - 129.
40. Тарасенко О.А. Проблемы квалификации предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на примере саморегулируемых организаций / О.А. Тарасенко // Право и экономика. - 2014. - № 8. - С. 4 - 9.