Введение 3
Глава 1. Теоретические основы конструирования системы психоэмоциональной поддержки и развития подростков 8
1.1. Психоэмоциональная поддержка как предмет педагогического
исследования 8
1.2. Конструирование системы психоэмоциональной поддержки и развития
подростков как педагогический процесс 15
1.3. Структура системы психоэмоциональной поддержки и развития
подростков 22
Глава 2. Практикоориентированные аспекты конструирования системы психоэмоциональной поддержки и развития подростков-воспитанников приютов временного содержания 27
2.1. Особенности психоэмоциональной сферы подростков-воспитанников
приютов временного содержания 27
2.2. Модель системы психоэмоциональной поддержки и развития
подростков-воспитанников приютов временного содержания 32
2.3. Экспериментальная проверка эффективности системы психоэмоциональной поддержки и развития подростков-воспитанников
приютов временного содержания 40
Заключение 52
Список использованной литературы
В отечественной науке и практике накоплен различный материал, отражающий специфику педагогического взаимодействия с детьми различных возрастных категорий и уровнем развития. Проблемой формирования и развития личности подростка занимались такие научные деятели как К.Роджерс, А.Н. Стрижак, Б.Н. Алмазов, М.В. Шакурова, Е.А. Александрова, А.П. Трубникова, А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов, Н.Б. Троицкая, А.В. Арсеньева, И.В. Дубровина и другие.
На сегодняшний день в области педагогического взаимодействия с детьми, находящимися в пубертатном периоде существует дефицит знаний. Имеет место быть недостаточность научно методической базы для выбора стратегии действий поведения педагога и психолога.
В связи с этим остается актуальной проблема создания эффективной системы психоэмоциональной поддержки подростка и его развития. Современные условия жизни, в которых люди вынуждены вращаться, создают все условия для развития неблагоприятной среды, которая разрушительно сказывается на психоэмоциональном фоне. Социальная незащищенность и неуверенность в завтрашнем дне порождает все больше и больше семей с нарушенными семейными ценностями. Как следствие всего этого развитие подростковой преступности, жестокости, повальное употребление алкогольной и наркотической продукции. Перед обществом встает реальная угроза деградации. Перед педагогами встают извечные вопросы: что делать? Кто виноват? Специалистам необходимо знать причины и механизмы возникновения этого поведения подростка и обеспечивать условия для процесса его успешной реабилитации:
- создавать педагогически целесообразную среду, учитывающую особенности развития ребенка;
- способствовать становлению ребенка как субъекта социальной жизни, адекватно воспринимающего возможности, нормы, ценности среды.
Существуют разные подходы к адаптации и социализации детей и подростков, находящихся в зоне социального риска, применяемые большинством существующих служб и организаций. Все они в чем-то эффективны, а в чем-то имеют свои недостатки. Например, приюты, интернаты, спецшколы обеспечивают едой, одеждой, психологической и медицинской помощью, но лишают свободы, что вызывает агрессию и протест. Другие организации, предоставляющие ребенку полную свободу действий, вырабатывают у подростка потребительское отношение к окружающему обществу.
В данной дипломной работе будут рассмотрены варианты программы психоэмоциональной поддержки подростков, которые доказали свою эффективность на практике. Для достижения большей эффективности работа с подростками велась по разным направлениям: от информационного
просвещения до практических действий; от работы с ребенком и подростком до работы с семьей; от взаимодействия государственных органов, учреждений общественных движений до создания специальных программ.
Практический опыт психолого-педагогического сопровождения детей и подростков позволяет утверждать, что наиболее эффективными являются следующие мероприятия:
- диспуты, беседы, ролевые и правовые, интерактивные игры, конкурсы нравственно-правовой тематики для детей и подростков;
- занятия в тренинговом режиме для подростков, направленные на формирование позитивных установок на ЗОЖ, отработку навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению в группе;
- родительские лектории по проблемам воспитания детей и подростков;
Таким образом, основным направлением решения данной проблемы детей является система профилактических мероприятий, направленных на формирование позитивного эмоционального фона. При таком подходе основой в конструировании всей системы должна стать работа, направленная на семью. Причем эта работа также должна быть комплексной и включать в себя меры помощи социального, психологического, педагогического и юридического характера. Педагоги и психологи, берущие на себя миссию работы с детьми и подростками, которые попадают в группу риска, должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. Данные качества - ответственность, забота, любовь, и профессионализм.
Политическая и социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, социальное расслоение, все это оказало и продолжает оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
Нищета и беспризорность, правовая незащищенность подростков - все это следствие медленного разрушения общества, которому поспособствовали неконтролируемые цензурой средства массовой информации. Именно бесконтрольно выпущенное множество информации, которая несет в себе разлагающее и разрушающее действие на культурные и семейные ценности человека поспособствовало моральному разложению общества. Подрастающее поколение вынужденно адаптироваться к подобным условиям. Результаты адаптации в такой среде налицо: алкоголизм, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество. Среди подрастающего поколения стал иметь успех нигилизм. Демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, все чаще и в жесточайших формах стали проявляться жестокость и агрессия.
Подростковая преступность стала заметно превышать рост правонарушений в других возрастных группах.
Борьба с подростковой преступностью прежними мерами не дала результатов и ещё более обострила обстановку. Именно поэтому стало необходимым менять принципы и подходы к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.
Профилактика правонарушений в подростковом возрасте предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направленны на изменения условий семейного, школьного воспитания, на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, а также меры по прохождению нормальной социализации подростка в коллективе сверстников. Решать такие задачи возможно при системном и личностно-ориентированном подходе.
Объектом исследования выступает психоэмоциональное развитие подростка.
Предмет исследования - формы и методы поддержки и развития позитивного психоэмоционального состояния подростка в ходе педагогического процесса.
Цель данной работы - рассмотреть процесс психоэмоционального развития подростка, понять причины его нарушения, а также выявить существующие на сегодняшний день технологии его коррекции и поддержания его нормального фона.
Исходя из указанных целей, можно поставить следующие задачи:
- Раскрыть понятие подросткового возраста и присущие ему психоэмоциональные состояния;
- Изучить формы и методы педагогического воздействия, направленные на поддержание и развитие положительного психоэмоционального фона и меры профилактических воздействий по предупреждению его нарушений;
- Изучить опыт коррекции агрессивного поведения и стабилизации позитивного психоэмоционального фона подростков на примере социального приюта для детей и подростков «Новый дом» республики Татарстан города Елабуга;
- Изучить опыт коррекции поведения подростков на примере используемых технологии в социальном приюте для детей и подростков республики Татарстан «Новый дом» города Елабуга.
Гипотеза исследования - на сегодняшний день существуют технологии, способные эффективно корректировать психоэмоциональную сферу подростка, а также оказывать профилактическое действие.
Психоэмоциональная поддержка подростков, находящихся в приютах временного пребывания это оказание грамотной социально-психологической, психолого-педагогической помощи лицам с целью оптимизации его психоэмоционального состояния. Данная поддержка является целой системой приемов и методов по оказанию данной помощи. Подростковый возраст является сложным периодом в жизни каждого человека, в этом возрасте формируются его личностные качества, меняется физиология. Это сложный процесс становления человека как личности. Подростки, проживающие в приюте, как правило, социально неблагополучные и их подростковый период отягощается всевозможными нарушениями как со стороны
психоэмоционального фона, так и со стороны социализации. Это приводит к тяжелым для подростка последствиям.
Объектом исследования выступило психоэмоциональное развитие подростка.
Предметом исследования выступили формы и методы поддержки и развития позитивного психоэмоционального состояния подростка в ходе педагогического процесса.
Целью данного исследования было рассмотреть процесс психоэмоционального развития подростка, изучить причины его нарушения, выявить актуальные на сегодняшний день эффективные технологии способные корректировать и нормализовать психоэмоциональную сферу, успешно применяющиеся на практике в специализированных учреждениях.
Перед нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие подросткового возраста и присущие ему
психоэмоциональные состояния;
- изучить формы и методы педагогического воздействия, направленные на поддержание и развитие положительного психоэмоционального фона и меры профилактических воздействий по предупреждению его нарушений;
- изучить опыт коррекции агрессивного поведения и стабилизации позитивного психоэмоционального фона подростков на примере социального приюта для детей и подростков «Новый дом» республики Татарстан города Елабуга;
- изучить опыт коррекции поведения подростков на примере используемых технологии в социальном приюте для детей и подростков республики Татарстан «Новый дом» города Елабуга.
В первой главе мы изучили теоретические основы конструирования системы психоэмоциональной поддержки и развития подростка. Была изучена психолого-педагогическая литература по этому вопросу. Изучив весь теоретический материал по данной теме можно сделать следующие выводы:
- личностно-ориентированный подход является одним из главных аспектов успешной работы педагога. Ориентация на личностные особенности и конкретные проблемы подростка является важным условием педагогического процесса. Это является так же важным условием при конструировании системы психоэмоциональной поддержки и развития подростка.
Система психоэмоциональной поддержки включает в себя:
- принципы педагогической поддержки;
- условия педагогической поддержки;
- средства педагогической поддержки;
- этапы педагогической поддержки;
- ведущие механизмы педагогической поддержки.
Основным условием для гармоничного развития личности подростка является личностно-ориентированный педагогический процесс. Это процесс основывается на следующих принципах:
- отсутствие сравнения подростка с другими, принятие его таким, какой он есть;
- стимуляция оптимистического взгляда на возможности подростка;
- целенаправленное создание «Ситуации успеха»;
- подросток не должен испытывать ощущение неудачи;
- репетиции, «проигрывание» тревожных мероприятий;
- ориентация на возрастные, гендерные, индивидуально-типологические особенности подростка, учет темперамента, возрастных кризисов, соматического здоровья;
- избегание эмоциональной депривации подростка, важно демонстрировать ему принятие и уважение.
Структура системы психоэмоциональной поддержки представляет сложную систему, состоящую из множества элементов тесно взаимосвязанных между собой. Система включает в себя три основных этапа:
- диагностика и разработка индивидуальной программы;
- применение определенных форм и методов;
- профилактика и закрепление результатов.
При этом все три этапа тесно взаимосвязаны межу собой и не могут существовать по отдельности. Сама по себе структура данной системы является динамичной.
Вторая глава нашего исследования была посвященная практической проверке системы психоэмоциональной поддержки подростков. Базой для экспериментальной проверки для нашего исследования стало государственное казенное учреждение социальный приют для детей и подросток «Новый дом» города Елабуга Республики Татарстан. Мы изучили особенности психоэмоциональной сферы подростков, проживающих в приютах, и выявили следующие социально-психологические нарушения. К ним относят:
- стремление к приспособленческому образу жизни;
- неверное понимание и принятие нравственных ценностей и моральных норм, неверное понимание норм права и ответственности перед законом;
- плохо развитая волевая регуляция, примитивность потребностей;
- узость интересов, равнодушие;
- жестокость, неприязнь к нормальной среде.
Среди нарушений психоэмоциональной сферы подростков можно выделить следующие:
- чувство постоянного страха, недоверие к людям, безысходность;
- чувство ненависти к самому себе, чувство стыда за поведение окружающих людей;
- заниженная самооценка, пессимистические взгляд на весь окружающий мир, чувство отчаяния и безнадежности;
- чувство злости на семью, на самого себя, на весть окружающий мир;
- упорное отрицание семейного не благополучия, оправдание поступков и образа жизни родителей.
Мы сконструировали модель системы психоэмоциональной поддержки и развития подростков, изучив аналогичную модель в социальном приюте «Новый дом». Модель включает в себя три основных элемента, которые в свою очередь состоят из множества элементов. Все элементы взаимосвязаны между собой. Она включает в себя формы и методы работы с подростком и направлена на реализацию следующих целей:
- восстановление и поддержание позитивного психоэмоционального фона;
- формирование социальной развитости;
- восстановление в социуме, развитие личностных качеств;
- восстановление детско-родительских отношений, развитие семейных ценностей;
- восстановление связей в школе и стимулирование учебно- познавательных процессов.
Все мероприятия проводятся комплексно, педагогом, психологом и социальным педагогом. Специалисты действуют во взаимосвязи между собой, тем самым добиваясь максимально положительного результата.
Мы экспериментально проверили эффективность данной модели. Проверка проводилась на базе государственного казенного учреждения социальный приют для подростков «Новы дом» города Елабуга Республики Татарстан, с участием подростков в возрастной категории от 13 до 15 лет. На протяжении всего исследования нами проводились диагностики подростков, чтобы отследить эффективность применяемой нами модели. Результаты диагностик показали, что данная модель эффективно справляется со своей задачей, а, следовательно, выдвинутая нами гипотеза, что на сегодняшний день существуют технологии, способные эффективно корректировать психоэмоциональную сферу подростка, а также оказывать профилактическое действие получила экспериментально подтверждение. Таким образом, цель нашей работы полностью достигнута.
1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. - М.: НИИ школьных технологий, 2010.- 336 с.
2. Арсеньева А.В. Методы коррекции школьной тревожности в практической деятельности преподавателя // Открытый урок.- 2011. -№
3. - С.3-5.
3. Бессарабова Ю.М., Букина Е.М. Методика воспитательной работы с проблемным ребенком//Социальная педагогика. - 2011. - №2. - с.55-60.
4. Бодалев А. А. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 440 с.
5. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных
школьников: Учеб. пос. - М.: Академия, 2008. - 240 с.
6. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2006. - 160 с.
7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001 - 752 с.
8. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. - СПб.: Питер, 2008. - 112 с.
9. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе: Учеб. пос. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. - 60 с.
10. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: Академия, 2006. - 192 с.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. - М.: Академия, , 1999. - 456 с.
12. Практическая психология образования: Учеб. пос. 4-е изд. / Под ред. И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. — 592с.
13. Роджерс К. Гуманистическая теория. Личностно-ориентированный подход. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 464с.
14. Стрижак Л.Н. Психология и педагогика: Учеб. пос. - М.: МГИУ, 2002. - 594 с.
15. Троицкая Н. Б. Педагогическая поддержка подростков в условиях приюта: Дис. ... канд. пед. наук: - Москва, 2009. - 174 с.
16. Трубников А.П. Развитие социальной ответственности старших школьников как проблема современной теории и практики социального воспитания // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества / Под ред. А.А.Романова. - Изд-во Рязанского гос. пед. ун-та им. С.А.Есенина, 2007. С.69-79.
17. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. - М.: ВАКО, 2006. - 254с.
18. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 272 с.
19. Шарудилова А. С. Педагогические условия социализации подростков в личностно ориентированной системе воспитания современной общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. Наук. - Майкоп, 2008. - 197 с.