Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВЕСТЛИВОСТИ КАК КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ У ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ТИПЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 7
1.1. Совестливость как компонент социально - психологических свойств личности 7
1.2. Теоретический анализ концепции личностно-типологических особенностей субъектной регуляции 13
1.3. Выводы по первой главе 20
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Характеристика выборки 24
2.2. Описание и методы исследования 24
2.3 Выводы по второй главе 28
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ У ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ТИПЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 29
3.1. Анализ результатов обследования мужчин и женщин с автономными и зависимыми типами субъектной регуляции по корреляционному анализу.
3.2. Анализ результатов обследования мужчин и женщин с автономными и зависимыми типами субъектной регуляции по дисперсионному анализу. 32
3.3. Выводы по третьей главе 37
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 44
Методические рекомендации 69
К числу важнейших проблем психологической науки относится
изучение субъектной регуляции деятельности и ее личностно – типологические особенности.
Изучение личностно-типологических особенностей субъектной регуляции, закономерностей и условий их проявления и функционирования
имеет высокую значимость, поскольку именно благодаря этому возможно
эффективное управление процессами целенаправленного психического
развития личности.
Выявлено, что в симптомокомплекс качеств личности у лиц с различным типом субъектной регуляции входят различные типы информационного обмена со средой, различный уровень самооценки, рефлексии, различная структура самоотношения и организация ментального опыта, а так
же различный характер протекания высших психических процессов
(Г.С.Прыгин [20]).
Проблема субъектной регуляции поведения сопряжена с областью
психологических исследований совестливости личности, поскольку совестливость, являясь частью нравственных ценностей личности, выполняет
регуляторную функцию в отношении деятельности, а так же способствует
становлению личности как субъекта (Г.Г. Александрова, С.В.Монахов,
В.В. Комаров) [1, 10,15]
Научную проблему данного исследования можно сформулировать
следующим образом: какое место занимает совестливость в целостной
структуре социально-психологических свойств и зависит ли она от типологии субъектной регуляции деятельности?
Цель исследования состоит в том, что бы выявить особенности
структуры социально-психологических свойств лиц, имеющих разные типы субъектной регуляции.4
Объект исследования: сотрудники ПАО »КамАЗ» с разными типами субъектной регуляции.
Предмет исследования: структура социально-психологических
свойств.
Гипотеза исследования: состоит в том, что структуры социально-психологических свойств у лиц, имеющих разные типы субъектной регуляции будут различаться, в том числе и по компоненту «совестливость»:
для автономных типов «совестливость» будет входить в зону незначимости, а для «зависимых» в зону значимости.
Структуру социально – психологических свойств личности составляют те качества, которые обеспечивают развитие и использование социальных способностей, и формируются в межличностном взаимодействии и
в результате социального влияния.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме
совестливости и личностно-типологических особенностей.
2. Эмпирически выявить различия в проявлениях совестливости у
лиц с «автономным» и «зависимым» типом субъектной регуляции деятельности.
3. Провести сравнительный психологический анализ результатов
исследования.
4. Методические рекомендации.
Теоретико-методологическая база исследования:
- субъектно-деятельностный подход и основные положения отечественной психологической парадигмы в трактовке сознания - о соотнесении
психической организации человека требованиям деятельности
(Л.С.Выготский [26], А.Н.Леонтьев [12], С.Л.Рубинштейн [29])5
- концепция личностно-типологических особенностей субъектной
регуляции (Г.С. Прыгин [19]
Методы исследования: анализ научной литературы, эмпирический
метод (психодиагностические тесты и методики в бланковой форме), методы статистического анализа обработки данных: (многомерный дисперсионный анализ, корреляционный анализ), метод графического представления данных и результатов исследований.
Методики исследования:
1.Опросник CPI (Х. Гоуха).
2.Методика выявления типа субъектной регуляции деятельности
(Г.С.Прыгин).
3. Шкала «Социально-нравственных установок» (Г.С.Прыгин).
Выборка исследования:
Выборка однородна по характеру выполнения деятельности, чтобы
обеспечить достоверность результатов исследования.
Этапы исследования:
1) Этап аналитического обзора теоретических аспектов проблемы.
2) Этап комплектования экспериментальных групп, на котором выявлялся тип субъектной регуляции деятельности испытуемых.
3) Этап исследования особенностей совестливости у индивидов с
различным типом субъектной регуляции.
Новизна исследования состоит в расширении представлений о
структурах социально-психологических свойств личностей с «автономным» и «зависимым» типом субъектной регуляции деятельности.
Практическая значимость исследования.
Исследование проводилось в городе Набережные Челны в ПАО
«КамАЗ». В исследовании принимали участие сотрудники 206 цеха ПАО
«КамАЗ». Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами. Она состоит из 3 глав основной части, выводов, заключения, списка
используемой литературы и приложения.
Совестливость занимает важное место в структуре социально – психологических качеств лиц с разным типом субъектной регуляции, а именно
субъектов с «зависимым » и «смешанным» типами субъектной регуляции
характеризует более высокий уровень совестливости, чем субъектов с «автономным» типом субъектной регуляции.
В результате проведения исследования были изучены содержательные
характеристики изучаемых компонентов по типам субъектной регуляции.
С целью изучения совестливости в структуре социально-психологических
качеств сравнивались мужчины и женщины с разными типами субъектной
регуляции и их показатели по методикам: CPI, «Автономность Зависимость» и шкале «Социально-нравственных установок».
Был проведѐн сравнительный и психологический анализ между мужчинами и женщинами с разными типами субъектной регуляции.
В итоге, выявлено, что и мужчинам, и женщинам с зависимым типом
субъектной регуляции курса более свойственно представление о себе как о
сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями ее смысле. Легко вступают в контакт с людьми, способны искать в себе достоинства и положительные свойства характера, и ценить себя за это.
Автономным мужчинам и женщинам более свойственно неверие в
свои силы контролировать события собственной жизни, неудовлетворенность прожитой частью жизни, обладают заниженной самооценкой, высокий порог чувствительности, склонны скрывать свои эмоции, не выставляя
их напоказ.39
Автономные мужчины и женщины в большей степени углубленные в
себя, склонны к рефлексии, стараются подавить в себе агрессию, выражена
высокая степень зависимости, несамостоятельности субъекта.
Испытуемые с зависимым типом регуляции более реалистичны, надежны, и ориентированы на внешнюю реальность, способны быстро адаптировать ко всем жизненным ситуациям, больше развит творческий потенциал, интересуются приобретением знаний об окружающем мире, теорией
и смыслом жизни.
Было обнаружено влияние пола и типа субъектной регуляции на совестливость, это свидетельствует о том, что испытуемые с автономным и
зависимым типом субъектной регуляции сложнее находят общий язык с
окружающими, при этом отмечается понижение самооценки. Мужчины и
женщины с зависимым типом субъектной регуляции ориентируются на
себя, способны быстро адаптироваться к изменившейся ситуации, способны гордиться своими достоинствами, и стремятся к увеличению знаний об
окружающем мире. Студенты с автономным типом субъектной регуляции
гораздо труднее приспосабливаются к различным ситуациям, не терпят
изменений в целом, не любят смену мест деятельности, более замкнуты в
себе, ориентируются на мнение окружающих.
1. Александрова Г.Г. К проблеме психологического содержания поня¬тий «совесть» и «совестливость» / Ученые записки Казанского университе¬та. - №6.- 2012.
2. Александрова Г.Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества / Ученые запис¬ки Казанского университета. - Т. 149.- кн.1 - 2007. - С. 34-35
3. Барсукова С.Л. Антропологический подход к пониманию совести в психологии // Проблемы нравственной и этической психологии в России/ Под. ред.М.И. Воловиковой.- М.: Институт психологии РАН, 2011.- с. 1-4¬107
4. Барсукова С.А. К пониманию феномена совести в психологии. https://docviewer.yandex.ru/7urHhttp%3A%2F%2Fwww.ssc.smr.ru%2Fmedia %2Fjournals%2Fizvestia%2F2010%2F2010_3_693_700.pdf&name=2010_3_6 93_700.pdf&lang=ru&c=56cae54d0ba5
5. Барсукова С.А. Совесть как предмет психологического исследования
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвящен¬ной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, Том 6, 15-16 октября 2009 г. http://knigi.link/osnovyi-psihologii/sovest-kak-predmet-
psihologicheskogo-33069.html
6. Воловикова М. И. Личность как субъект становления нравственного и правового сознания // Психология индивидуального и группового субъ¬екта / Под ред. А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. М.: Пер Сэ, 2002.
7. Гаурилус А.И. Совесть как психологическая категория / Психологи-ческий журнал, 2-11.- №1 - 2.
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Felib.bsu.by%2Fbitstream%2 F123456789%2F37340%2F1%2F16-26.pdf&name=16- 26.pdf&lang=ru&c=56d06c35e430&page=2
8. Григораш В.В. Формирование совестливости как нравственного ка-чества личности в процессе этического воспитания старшеклассников// http://www.childpsy.ru/upload/dissertations
9. Дронова Т.А. Совесть как психологический феномен сознания. / Мир психологии- 2007. - №- 2. - С. 121-127.
10. Комаров В.В. Совесть как фактор нравственной саморегуляции лич-ности / Автореф. дисс.канд. психол. наук. - Тамбов, - 2004
11. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.- 2001
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.- 304с.
13. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самоде- терминации личности // Психологический журнал. 2000. № 1. С. 15-25.81 .Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл. - 1992. - 16с.
14. Лобашова С.М. Дифференцированный подход к обучению студентов монологической речи с учетом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции - Дис.... канд. психол. наук: 39.00.01. -Ульяновск: УлГУ, 2010. - 166 с.
15. Монахов С.В. Психологические условия развития совестливости на рубеже подросткового и юношеского возраста / Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2002.- 200 c.
16. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.З. М.: Гуманит. изд. центр ВЛА- ДОС, 2001.- 640 с.
17. Первин Л., Джон О. Психология личности. - М.: Аспект - Пресс, 2000.- 607 с.
18. Попов Л.М. , Голубева О.Ю. , Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности.- М.: Институт психологии РАН, 2008.- 240 с.
19. Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: УМК «Психология», 2003. - 198 с.
20. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. - 408 с.
21. Прыгин Г.С., Прыгина И.Л. Проявление индивидуально - типологических особенностей субъектной саморегуляции у больных ши-зофренией // Ярославский психологический вестник.-Вып. 15.-М.; Яро¬славль, Изд-во: «РПО», 2005.-С. 142-145.
22. Прыгина И.Л. Проявление автономности и зависимости у больных неврозами с разными типами акцентуаций // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования.-Т. 15.-Тверь, 2003.-С. 181-191.
23. Прыгина И. Л. Проявление личностных черт экстраверсии, нейро- тизма и психотизма в типологии субъектной регуляции деятельности / И.Л. Прыгина// Психология сознания: современное состояние и перспективы : материалы I Всероссийской конференции (29 июня - 1 июля 2007 г.). - Самара: Изд - Во Научно - Технический центр, 2007. - С. 368-369.
24. Прыгина И.Л. Проявление автономности и зависимости у больных неврозами с разными типами акцентуаций // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования : сб. ст. - Тверь, 2003. - Т.15. - С. 181-191.
25. Психодиагностическая методика Совестливость В.В. Мельникова, Л.Т. Ямпольского http://vsetesti.ru/217/
26. Психология индивидуальности: Новые модели и концепции // Под ред. Старовойтенко Е.Б. и Шадрикова В.Д. - М. : Наука. - 2008. - 321 с.
27. Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов - СПб.: Питер, 2000. - 215 с.
28. Психологический словарь. / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М.: Педагогика -Пресс, 1999. - 440 с.
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, - 2002. - 443 с.
30. Столин В.В. Самосознание личности.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. - 284 с.
31. Юркина Л. Ю. Исследование совести как психологического фено-мена // Психология и мораль / Под ред. В. Н. Куницыной. СПб., 2004.
32. Яницкий М.С. Ценностная регуляция поведения человека / Вестник
КРАУНЦ Гуманитарные науки. - №2. - 2011.
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tsennostnaya-regulyatsiya-povedeniya-lichnosti- i-ee-narushenie-pri-razlichnyh-formah-sotsialnyh-deviatsiy.