ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-правовые основы государственного суверенитета в международном праве 8
§ 1. Понятие и юридические свойства государственного суверенитета 8
§ 2. Признаки государственного суверенитета 22
Глава II. Принципы международного права, обеспечивающие государственный суверенитет 29
§ 1. Принцип суверенного равенства государства 29
§ 2. Принцип территориальной целостности государств и нерушимости их границ 35
§ 3. Принцип невмешательства во внутренние дела государств 44
Глава III. Право международного признания как элемент государственного суверенитета 53
§ 1. Формы и способы международного признания и их реализация на
практике 53
§ 2. Современные проблемы международного признания 63
Заключение 73
Список использованной литературы
Глава I. Теоретико-правовые основы государственного суверенитета в международном праве 8
§ 1. Понятие и юридические свойства государственного суверенитета 8
§ 2. Признаки государственного суверенитета 22
Глава II. Принципы международного права, обеспечивающие государственный суверенитет 29
§ 1. Принцип суверенного равенства государства 29
§ 2. Принцип территориальной целостности государств и нерушимости их границ 35
§ 3. Принцип невмешательства во внутренние дела государств 44
Глава III. Право международного признания как элемент государственного суверенитета 53
§ 1. Формы и способы международного признания и их реализация на
практике 53
§ 2. Современные проблемы международного признания 63
Заключение 73
Список использованной литературы
Современное международное право направлено на регулирование отношений, складывающихся в процессе взаимодействия его субъектов. Суверенитет государства является неотъемлемой частью самого базиса международного права; разрушая концепцию суверенитета государства, можно столкнуться с практическими нарушениями императивных принципов международного права, в том числе принципа суверенного равенства государств, а это, в свою очередь, может дестабилизировать и обрушить всю действующую систему международного права, что недопустимо. В то же время процессы, связанные с изменением территориального устройства государств, прекращением существования одних и появлением других происходили и будут происходить в мире. Однако задача международного права - направлять указанные процессы строго в международно-правовое русло, не допуская нарушения основополагающих принципов и норм, страхуя человечество от возможного возникновения войн и вооруженных конфликтов.
Принцип суверенного равенства относится к общепризнанным принципам международного права. В этом качестве он зафиксирован в ряде международных актов. В Уставе ООН определено, что в своей деятельности Организация и ее члены руководствуются принципом суверенного равенства всех государств - участников ООН. Данный принцип неразрывно связан с рядом других провозглашенных в Уставе принципов: добросовестного выполнения принятых на себя по Уставу обязательств; разрешения международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость; воздержания от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН, оказания Организации всемерной помощи во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержания от оказания помощи любому государству, против которого Организация предпринимает действия превентивного или принудительного характера; обеспечения того, чтобы государства, которые не являются членами Организации, действовали в соответствии с уже названными принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности; невмешательства ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, не требующего от членов Организации представлять такие дела на разрешение в порядке, предусмотренном Уставом, что не должно, однако, затрагивать применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии. Устав ООН является многосторонним универсальным международным договором, в котором в настоящее время участвует абсолютное большинство государств - субъектов международного права. В качестве членов ООН они подтвердили обязательство руководствоваться принципом суверенного равенства, как и рядом других зафиксированных в Уставе ООН принципов в принятой ими Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г. №55/2 «Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций». Государства, заявляя свою приверженность целям и принципам Устава ООН, подчеркнули их неподвластность времени и универсальный характер в условиях, когда «страны и народы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми», а государства преисполнены решимости «укреплять уважение к принципу верховенства права, причем как в международных, так и во внутренних делах» .
С учетом принципов и норм международного права развивается правовая система России. Существенное значение для их реализации имеет Концепция внешней политики Российской Федерации . Она предусматривает активное продвижение курса, основанного на верховенстве международного права, поддержание равноправных отношений между государствами, укрепление суверенитета, соблюдение универсальных принципов равной и неделимой безопасности.
Мощь и эффективность государственной власти измеряются в первую очередь ее суверенитетом. Проблемы государственного суверенитета всегда находились и продолжают оставаться в центре внимания отечественных и зарубежных государствоведов, политологов и философов. Усилиями ученых и государственных деятелей на протяжении нескольких столетий была разработана теория государственного суверенитета, которая внесла неоценимый вклад в обеспечение национальной общественно-политической стабильности, международного правопорядка, позволила усовершенствовать и приблизить к населению государственные институты власти, повысить их ответственность перед обществом.
Таким образом, категория суверенитета, будучи производна от философских и политологических понятий представляет собой важнейшую юридическую составляющую современной системы международного права. Кроме того, на сегодняшний день глобализационная парадигма имеет двунаправленные векторы: интеграционные и дезинтеграционные процессы сочетаются в современных международных политических и экономических отношениях, равно как тренды конвергенции и дивергенции. В то же время глобализационная парадигма высвечивает необходимость сплочения более слабых государств перед лицом более сильных мировых «игроков» по различным причинам, включая боязнь потерять суверенитет, быть поглощенными экономически и политически, чувствовать себя более защищенными перед мировыми вызовами, включая войны и крупные стихийные бедствия.
Целью данной работы является комплексная характеристика института суверенитета в международном праве.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и юридические свойства государственного суверенитета.
2. Проанализировать признаки государственного суверенитета.
3. Выявить принцип суверенного равенства государства.
4. Охарактеризовать принцип территориальной целостности государств и нерушимости их границ.
5. Определить принцип невмешательства во внутренние дела
государств.
6. Рассмотреть формы и способы международного признания и их реализация на практике.
7. Проанализировать современные проблемы международного признания.
Объектом исследования является суверенитет в международном праве как комплексный правовой институт.
Предметом исследования выступают международно-правовые акты и национальное законодательство, касающиеся правового статуса суверенитета.
Непосредственную документальную основу исследования составили документы по вопросам международного суверенитета.
Методологическую основу дипломной работы, помимо всеобщих и общенаучных эмпирических методов, составят следующие частно-научные методы: системно-структурный, формально-логический и сравнительный
методы.
Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе проанализированы теоретико-правовые основы государственного суверенитета в международном праве.
Глава вторая рассматривает принципы международного права, обеспечивающие государственный суверенитет: принцип суверенного
равенства государства, принцип территориальной целостности государств и нерушимости их границ, принцип невмешательства во внутренние дела государств.
Третья глава посвящена анализу Форм и способов международного признания и их реализация на практике, а также проблемы международного признания.
В конце дипломной работы приведен перечень литературы, которая была использована при ее написании.
Принцип суверенного равенства относится к общепризнанным принципам международного права. В этом качестве он зафиксирован в ряде международных актов. В Уставе ООН определено, что в своей деятельности Организация и ее члены руководствуются принципом суверенного равенства всех государств - участников ООН. Данный принцип неразрывно связан с рядом других провозглашенных в Уставе принципов: добросовестного выполнения принятых на себя по Уставу обязательств; разрешения международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость; воздержания от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН, оказания Организации всемерной помощи во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержания от оказания помощи любому государству, против которого Организация предпринимает действия превентивного или принудительного характера; обеспечения того, чтобы государства, которые не являются членами Организации, действовали в соответствии с уже названными принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности; невмешательства ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, не требующего от членов Организации представлять такие дела на разрешение в порядке, предусмотренном Уставом, что не должно, однако, затрагивать применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии. Устав ООН является многосторонним универсальным международным договором, в котором в настоящее время участвует абсолютное большинство государств - субъектов международного права. В качестве членов ООН они подтвердили обязательство руководствоваться принципом суверенного равенства, как и рядом других зафиксированных в Уставе ООН принципов в принятой ими Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г. №55/2 «Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций». Государства, заявляя свою приверженность целям и принципам Устава ООН, подчеркнули их неподвластность времени и универсальный характер в условиях, когда «страны и народы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми», а государства преисполнены решимости «укреплять уважение к принципу верховенства права, причем как в международных, так и во внутренних делах» .
С учетом принципов и норм международного права развивается правовая система России. Существенное значение для их реализации имеет Концепция внешней политики Российской Федерации . Она предусматривает активное продвижение курса, основанного на верховенстве международного права, поддержание равноправных отношений между государствами, укрепление суверенитета, соблюдение универсальных принципов равной и неделимой безопасности.
Мощь и эффективность государственной власти измеряются в первую очередь ее суверенитетом. Проблемы государственного суверенитета всегда находились и продолжают оставаться в центре внимания отечественных и зарубежных государствоведов, политологов и философов. Усилиями ученых и государственных деятелей на протяжении нескольких столетий была разработана теория государственного суверенитета, которая внесла неоценимый вклад в обеспечение национальной общественно-политической стабильности, международного правопорядка, позволила усовершенствовать и приблизить к населению государственные институты власти, повысить их ответственность перед обществом.
Таким образом, категория суверенитета, будучи производна от философских и политологических понятий представляет собой важнейшую юридическую составляющую современной системы международного права. Кроме того, на сегодняшний день глобализационная парадигма имеет двунаправленные векторы: интеграционные и дезинтеграционные процессы сочетаются в современных международных политических и экономических отношениях, равно как тренды конвергенции и дивергенции. В то же время глобализационная парадигма высвечивает необходимость сплочения более слабых государств перед лицом более сильных мировых «игроков» по различным причинам, включая боязнь потерять суверенитет, быть поглощенными экономически и политически, чувствовать себя более защищенными перед мировыми вызовами, включая войны и крупные стихийные бедствия.
Целью данной работы является комплексная характеристика института суверенитета в международном праве.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и юридические свойства государственного суверенитета.
2. Проанализировать признаки государственного суверенитета.
3. Выявить принцип суверенного равенства государства.
4. Охарактеризовать принцип территориальной целостности государств и нерушимости их границ.
5. Определить принцип невмешательства во внутренние дела
государств.
6. Рассмотреть формы и способы международного признания и их реализация на практике.
7. Проанализировать современные проблемы международного признания.
Объектом исследования является суверенитет в международном праве как комплексный правовой институт.
Предметом исследования выступают международно-правовые акты и национальное законодательство, касающиеся правового статуса суверенитета.
Непосредственную документальную основу исследования составили документы по вопросам международного суверенитета.
Методологическую основу дипломной работы, помимо всеобщих и общенаучных эмпирических методов, составят следующие частно-научные методы: системно-структурный, формально-логический и сравнительный
методы.
Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе проанализированы теоретико-правовые основы государственного суверенитета в международном праве.
Глава вторая рассматривает принципы международного права, обеспечивающие государственный суверенитет: принцип суверенного
равенства государства, принцип территориальной целостности государств и нерушимости их границ, принцип невмешательства во внутренние дела государств.
Третья глава посвящена анализу Форм и способов международного признания и их реализация на практике, а также проблемы международного признания.
В конце дипломной работы приведен перечень литературы, которая была использована при ее написании.
В современном мире, характеризующимся высокой степенью экономической и политической взаимозависимостью, вопросы суверенитета встают всё острее. В мире помимо чисто политических процессов все большее значение приобретают экономические стимулы, связанные с обеспечением благополучия отдельных наиболее развитых стран.
В этих условиях сформировавшаяся после окончания Второй мировой войны система международных норм, направленных на обеспечение суверенитета, подвергается серьезной проверке на прочность.
Под суверенитетом государства следует понимать юридически признанное и нормативно закрепленное состояние органов государственной власти позволяющее осуществлять собственную юрисдикцию, самостоятельно и независимо формировать объем своих государственных полномочий путем принятия собственных национальных законов на всей территории государства при отсутствии прямого или косвенного влияния на принимаемые решения со стороны других субъектов международного права.
Главными юридическими свойствами суверенитета являются единство (отсутствие в суверенном государстве двоевластия, нескольких центров принятия решений, размывающих личность государства как субъекта международных отношений и снижающих легитимность заключаемых договоров); верховенство (выполнение государством, как субъектом международного права своих международных обязательств, имплементация норм международных соглашений в своем законодательстве и обеспечение выполнения этих обязательств на всей территории страны); независимость (способность признать ничтожным и не применять на своей территории решение любого субъекта и навязанным извне) государственной власти.
Во-вторых, важным для целостного представления о суверенитете является то, что есть набор минимально необходимых черт, которые характеризуют суверенитет; причем в их число входят как признаки,
вытекающие их национального законодательства, так и из норм международного права. К таким минимально необходимым признакам следует относить наличие собственных органов власти и управления, наличие источников финансирования государственных расходов, наличие собственной правовой системы, наличие системы обеспечения и защиты суверенитета от посягательств внутреннего или внешнего характера, международную правосубъектность.
В третьих, несмотря на конвенционное закрепление принципа суверенного равенства в Уставе ООН, его содержание не нашло отражение в универсальных актах, обязательных для исполнения государствами.
Суверенитет понимается как полновластие внутри государства и независимость от какой бы то ни было более высокой власти в международных отношениях.
Суверенитет и международное право связаны не только исторически, но и органически. Это право создается и наделяется юридически обязательной силой государствами благодаря обладанию ими суверенной властью. С помощью этой власти осуществляется реализация международных норм. Связь суверенитета и международного права нашла юридическое воплощение в принципе суверенного равенства государств. В соответствии с этим принципом каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства.
Обеспечение государственного суверенитета является важной юридической составляющей данной категории, и представляет собой комплекс правовых, организационных, военных, экономических и политических мер, применяемых на законных основаниях органами власти в целях предупреждения и предотвращения посягательств на юрисдикцию проявляющихся как на внутригосударственном уровне, так и с внешней стороны.
Политические, экономические и организационные меры, составляющие механизм обеспечения государственного суверенитета не охватываются тематикой настоящего исследования, и поэтому сосредоточим внимание на правовых аспектах такого механизма. Это положение подтверждается многочисленными международными актами: к примеру, «поддержание и укрепление международного мира и безопасности основаны на свободе, равенстве, самоопределении и независимости, уважении суверенитета государств, а также на неотъемлемом суверенитете государств над своими природными ресурсами, независимо от их политических, экономических или социальных систем или уровней их развития, полное соблюдение принципа отказа от интервенции и невмешательства во внутренние и внешние дела государств имеет важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности и для осуществления целей и принципов Устава ООН».
Правовое обеспечение государственного суверенитета состоит в разработке, принятии и реализации на практике нормативных актов, закрепляющих суверенные права и юрисдикцию органов власти на соответствующей территории.
С юридической точки зрения все правовые средства обеспечения государственного суверенитета можно условно разделить на две группы, в зависимости от того, какие нормы являются их основой. Первая группа - внутригосударственные правовые средства выражены в создании странами собственной правовой системы, независимой от иностранного влияния, где закреплены суверенные права власти на правотворчество, привлечение к ответственности, а также верховенство власти на всей территории государства.
Вторая группа - международно-правовые средства не устанавливаются самостоятельно государством, а представляют собой одно из правовых последствий признания за территорией статуса субъекта международного права.
Одним из важнейших международно-правовых средств обеспечения государственного суверенитета выступают принципы международного права, относящиеся к статусу государств. Принципами международного права называются руководящие начала, определяющие правила поведения субъектов международного права, возникшие как результат общественной практики. Принципами называются нормы международного права, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. Принципы носят императивный характер в отличие от других международно-правовых норм. Международно-правовые принципы обязательны для всех субъектов правовой системы, независимо от их участия в создании и признании этих принципов. Особенности их нормотворчества выражаются в том, что принципы объективируются в универсальных договорах или обычаях. В то же время принципы являются общими по отношению к другим международно-правовым нормам и имеют важнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка, представляя собой его основу.
С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Если рассматривать государственный суверенитет в качестве элемента международной правосубъектности, то признание со стороны уже существующих субъектов международного права становится одновременно констатацией факта суверенности власти, наличия у неё исключительных государственных прерогатив.
В этих условиях сформировавшаяся после окончания Второй мировой войны система международных норм, направленных на обеспечение суверенитета, подвергается серьезной проверке на прочность.
Под суверенитетом государства следует понимать юридически признанное и нормативно закрепленное состояние органов государственной власти позволяющее осуществлять собственную юрисдикцию, самостоятельно и независимо формировать объем своих государственных полномочий путем принятия собственных национальных законов на всей территории государства при отсутствии прямого или косвенного влияния на принимаемые решения со стороны других субъектов международного права.
Главными юридическими свойствами суверенитета являются единство (отсутствие в суверенном государстве двоевластия, нескольких центров принятия решений, размывающих личность государства как субъекта международных отношений и снижающих легитимность заключаемых договоров); верховенство (выполнение государством, как субъектом международного права своих международных обязательств, имплементация норм международных соглашений в своем законодательстве и обеспечение выполнения этих обязательств на всей территории страны); независимость (способность признать ничтожным и не применять на своей территории решение любого субъекта и навязанным извне) государственной власти.
Во-вторых, важным для целостного представления о суверенитете является то, что есть набор минимально необходимых черт, которые характеризуют суверенитет; причем в их число входят как признаки,
вытекающие их национального законодательства, так и из норм международного права. К таким минимально необходимым признакам следует относить наличие собственных органов власти и управления, наличие источников финансирования государственных расходов, наличие собственной правовой системы, наличие системы обеспечения и защиты суверенитета от посягательств внутреннего или внешнего характера, международную правосубъектность.
В третьих, несмотря на конвенционное закрепление принципа суверенного равенства в Уставе ООН, его содержание не нашло отражение в универсальных актах, обязательных для исполнения государствами.
Суверенитет понимается как полновластие внутри государства и независимость от какой бы то ни было более высокой власти в международных отношениях.
Суверенитет и международное право связаны не только исторически, но и органически. Это право создается и наделяется юридически обязательной силой государствами благодаря обладанию ими суверенной властью. С помощью этой власти осуществляется реализация международных норм. Связь суверенитета и международного права нашла юридическое воплощение в принципе суверенного равенства государств. В соответствии с этим принципом каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства.
Обеспечение государственного суверенитета является важной юридической составляющей данной категории, и представляет собой комплекс правовых, организационных, военных, экономических и политических мер, применяемых на законных основаниях органами власти в целях предупреждения и предотвращения посягательств на юрисдикцию проявляющихся как на внутригосударственном уровне, так и с внешней стороны.
Политические, экономические и организационные меры, составляющие механизм обеспечения государственного суверенитета не охватываются тематикой настоящего исследования, и поэтому сосредоточим внимание на правовых аспектах такого механизма. Это положение подтверждается многочисленными международными актами: к примеру, «поддержание и укрепление международного мира и безопасности основаны на свободе, равенстве, самоопределении и независимости, уважении суверенитета государств, а также на неотъемлемом суверенитете государств над своими природными ресурсами, независимо от их политических, экономических или социальных систем или уровней их развития, полное соблюдение принципа отказа от интервенции и невмешательства во внутренние и внешние дела государств имеет важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности и для осуществления целей и принципов Устава ООН».
Правовое обеспечение государственного суверенитета состоит в разработке, принятии и реализации на практике нормативных актов, закрепляющих суверенные права и юрисдикцию органов власти на соответствующей территории.
С юридической точки зрения все правовые средства обеспечения государственного суверенитета можно условно разделить на две группы, в зависимости от того, какие нормы являются их основой. Первая группа - внутригосударственные правовые средства выражены в создании странами собственной правовой системы, независимой от иностранного влияния, где закреплены суверенные права власти на правотворчество, привлечение к ответственности, а также верховенство власти на всей территории государства.
Вторая группа - международно-правовые средства не устанавливаются самостоятельно государством, а представляют собой одно из правовых последствий признания за территорией статуса субъекта международного права.
Одним из важнейших международно-правовых средств обеспечения государственного суверенитета выступают принципы международного права, относящиеся к статусу государств. Принципами международного права называются руководящие начала, определяющие правила поведения субъектов международного права, возникшие как результат общественной практики. Принципами называются нормы международного права, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. Принципы носят императивный характер в отличие от других международно-правовых норм. Международно-правовые принципы обязательны для всех субъектов правовой системы, независимо от их участия в создании и признании этих принципов. Особенности их нормотворчества выражаются в том, что принципы объективируются в универсальных договорах или обычаях. В то же время принципы являются общими по отношению к другим международно-правовым нормам и имеют важнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка, представляя собой его основу.
С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Если рассматривать государственный суверенитет в качестве элемента международной правосубъектности, то признание со стороны уже существующих субъектов международного права становится одновременно констатацией факта суверенности власти, наличия у неё исключительных государственных прерогатив.
Подобные работы
- СУВЕРЕНИТЕТ - ОСНОВНОЕ КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Признание государств в современном международном праве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Преступление геноцида в современном международном праве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕГО ЗАЩИТА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - АГРЕССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Современные проблемы признания государств в международном праве
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Основные принципы международного права (Тамбовский государственный технический университет)
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



