МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ
|
Введение 3
Глава I. Институт международно-правовой ответственности в системе международных отношений 8
§ 1. Понятие и природа института международно-правовой ответственности 8
§ 2. Становление и развитие института ответственности в международном праве 21
Глава II. Виды и формы международно-правовой ответственности государств 35
§ 1. Политическая ответственность государств 35
§ 2. Материальная ответственность государств 50
§ 3. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния 56
Заключение 69
Список использованной литературы
Глава I. Институт международно-правовой ответственности в системе международных отношений 8
§ 1. Понятие и природа института международно-правовой ответственности 8
§ 2. Становление и развитие института ответственности в международном праве 21
Глава II. Виды и формы международно-правовой ответственности государств 35
§ 1. Политическая ответственность государств 35
§ 2. Материальная ответственность государств 50
§ 3. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния 56
Заключение 69
Список использованной литературы
Международно-правовая ответственность государств – один из основополагающих и старейших институтов международного права. Одним из руководящих в современном международном праве является принцип суверенного равенства. Следуя данному принципу, государства участвуют во взаимных отношениях и в многостороннем международном общении, обладая суверенитетом
как политико-правовым свойством, выражающим верховенство каждого из них
внутри страны и его независимость во внешних делах. В тоже время указанный
принцип не является признаком отсутствия взаимодействия и взаимозависимости государств, поскольку ни одно государство не может существовать и развиваться в изоляции от всего мирового сообщества. Данный принцип позволяет
государству осуществлять любые действия, не противоречащие установленным
принципам и нормам международного права. Если же государство не выполняет или нарушает свои обязательства, вытекающие из норм международного
права, вполне закономерно встает вопрос о его ответственности перед отдельными государствами или мировым сообществом в целом.
Принцип суверенного равенства позволяет выделять государства в основную группу субъектов международного права и, следовательно, международной ответственности. Исходя из теории международного права, субъектами
международной ответственности являются субъекты международного права.
Статьи, принятые Генеральной Ассамблеей, в основном, посвящены ответственности государств перед государствами. Однако необходимо отметить, что
общая часть статей распространяется и на ответственность государств перед
иными субъектами международного права. Помимо государств, субъектами
права международной ответственности принято считать также государства, борющиеся за самоопределение и международные (межправительственные) организации.
Значение международной ответственности государства обусловлено тем,
что этот институт является необходимым юридическим средством обеспечения4
выполнения норм международного права и укрепления международного правопорядка.
При формировании общих принципов международно-правовой ответственности Комиссия международного права Организации Объединенных Наций
(далее по тексту – КМП ООН или Комиссия) определила международную ответственность государств как все виды новых правоотношений, возникающих в
рамках международного права в результате международно-противоправного
деяния государства, независимо от того, ограничиваются ли они правоотношениями между государством, совершившим противоправное деяние, и государством, непосредственно пострадавшим, или же распространяются также на
других субъектов международного права, и независимо от того, сосредоточиваются ли они на обязательстве виновного государства восстановить в правах
пострадавшее государство и взыскать нанесенный ему ущерб или же охватывают также право самого пострадавшего государства или других субъектов международного права принять к виновному государству какую-либо санкцию,
допускаемую международным правом. Содержание же международной ответственности определяется как последствия деяния в плане возмещения ущерба и
ответных санкций1.
Юридическими основаниями международно-правовой ответственности
государств, следует считать международные договоры, международный обычай, решения международных судов, решения международных (межправительственных) организаций, обязательные для исполнения государствами-членами,
односторонние международно-правовые акты государств, а также решения международных арбитражных судов. Фактическим основанием международноправовой ответственности является правонарушение.
Применение норм международно-правовой ответственности приводит к
возникновению нового международного правового отношения, которое порождает, с одной стороны, обязанность государства-правонарушителя прекратить
1 Прошина Е. А. Международно-правовая ответственность государств : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Е.А.
Прошина. – М., 2006. – С. 8.5
неправомерные действия, восстановить нарушенное право пострадавшего государства, возместить причиненный ущерб или подвергнуться санкциям, а с другой стороны – право пострадавшей стороны требовать от государстваправонарушителя выполнения этих обязанностей и получить соответствующее
возмещение и удовлетворение1.
В настоящей момент в доктрине международного права остается актуальным вопрос относительно видов и форм международно-правовой ответственности государств. Многими авторами эти термины отождествляются, так если бы
они определяли одни и те же понятия.
Существует прямая зависимость видов и форм международно-правовой
ответственности от степени социальной опасности правонарушения и характера
причиненного ущерба. В данном случае, целесообразно говорить о двух видах
международно-правовой ответственности государств: политическом и материальном, которые на практике тесно взаимосвязаны, так как зачастую ущерб,
причиненный международным правонарушением, носит как материальный, так
и политический характер.
В отличие от видов ответственности государства-правонарушителя, ее
формы представляют собой конкретные способы, с помощью которых это государство выполняет обязанности, вытекающие из его ответственности, и тем
самым несет соответствующие наказание.
КМП ООН по поручению Генеральной Ассамблеи ООН занимается кодификацией норм этого института. Начав эту работу в 1956 г., Комиссия первоначально сконцентрировала свои усилия на разработке норм в области ответственности государств за ущерб, причиненный личности и имуществу иностранцев. Новая программа работы комиссии, принятая Генеральной Ассамблеей
ООН в 1963 г., ориентировала ее на решение основных проблем ответственности государств, таких как ответственность за агрессию, за отказ от предоставления независимости колониальным странам и народам. На основании этого в
1 См. : Сазонова К.Л. Проблематика международно-правовой ответственности в российской и зарубежной доктрине международного права : статья / К.Л. Сазонова // Право и современные государства. – 2014. – № 1. – C.
57.6
1978 г. КМП ООН включила в свою программу тему «Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным
правом». Другим направлением деятельности Комиссии является разработка
проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, проводившаяся в 1947-1954 гг. и возобновленная в 1982 г. В 2001 году Генеральная
Ассамблея ООН приняла резолюцию, в приложении к которой содержится документ «Ответственность государств за международно-противоправные деяния». В настоящее время работа КМП ООН не завершена. Так, в 2002 г. Комиссией был одобрен доклад, представленный рабочей группой по ответственности
международных организаций.
Целью данного исследования является комплексное изучение теоретических аспектов проблемы международно-правовой ответственности государств.
Объектом настоящего исследования выступают международные правоотношения, складывающиеся в процессе формирования и функционирования института международной ответственности государств.
Предметом исследования является рассмотрение актуальных проблем
международно-правовой ответственности как института международного права, а также деятельность КМП ООН по кодификации норм об ответственности
государств.
В интересах достижения указанной цели настоящим исследованием поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие международно-правовой ответственности государств,
которое позволит определить действительную роль института ответственности
в международном праве;
исследовать историко-теоретические особенности развития норм об ответственности государств, оказавших влияние на деятельность КМП ООН по подготовке Проекта статей об ответственности государств;
рассмотреть международно-правовую ответственность государств как сложную и неоднородную структуру и выделить соответствующие виды ответственности;7
рассмотреть, в рамках каждого из видов, формы международно-правовой ответственности государств;
изучить обстоятельства, исключающие международно-правовую ответственность, перечень которых представлен во второй главе Проекта статей об ответственности государств.
Методологическую основу данной работы составили положения общенаучного метода познания. Данное исследование базируется на общефилософском, теоретическом, эмпирическом методе (диалектика, системный метод,
анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), а также на
традиционно-правовом методе исследования (формально-логический, сравнительного правоведения).
Нормативную базу исследования составляют: доклады Комиссии международного права ООН по вопросу формирования Проекта статей об ответственности государств, универсальные нормы международного права и др.
как политико-правовым свойством, выражающим верховенство каждого из них
внутри страны и его независимость во внешних делах. В тоже время указанный
принцип не является признаком отсутствия взаимодействия и взаимозависимости государств, поскольку ни одно государство не может существовать и развиваться в изоляции от всего мирового сообщества. Данный принцип позволяет
государству осуществлять любые действия, не противоречащие установленным
принципам и нормам международного права. Если же государство не выполняет или нарушает свои обязательства, вытекающие из норм международного
права, вполне закономерно встает вопрос о его ответственности перед отдельными государствами или мировым сообществом в целом.
Принцип суверенного равенства позволяет выделять государства в основную группу субъектов международного права и, следовательно, международной ответственности. Исходя из теории международного права, субъектами
международной ответственности являются субъекты международного права.
Статьи, принятые Генеральной Ассамблеей, в основном, посвящены ответственности государств перед государствами. Однако необходимо отметить, что
общая часть статей распространяется и на ответственность государств перед
иными субъектами международного права. Помимо государств, субъектами
права международной ответственности принято считать также государства, борющиеся за самоопределение и международные (межправительственные) организации.
Значение международной ответственности государства обусловлено тем,
что этот институт является необходимым юридическим средством обеспечения4
выполнения норм международного права и укрепления международного правопорядка.
При формировании общих принципов международно-правовой ответственности Комиссия международного права Организации Объединенных Наций
(далее по тексту – КМП ООН или Комиссия) определила международную ответственность государств как все виды новых правоотношений, возникающих в
рамках международного права в результате международно-противоправного
деяния государства, независимо от того, ограничиваются ли они правоотношениями между государством, совершившим противоправное деяние, и государством, непосредственно пострадавшим, или же распространяются также на
других субъектов международного права, и независимо от того, сосредоточиваются ли они на обязательстве виновного государства восстановить в правах
пострадавшее государство и взыскать нанесенный ему ущерб или же охватывают также право самого пострадавшего государства или других субъектов международного права принять к виновному государству какую-либо санкцию,
допускаемую международным правом. Содержание же международной ответственности определяется как последствия деяния в плане возмещения ущерба и
ответных санкций1.
Юридическими основаниями международно-правовой ответственности
государств, следует считать международные договоры, международный обычай, решения международных судов, решения международных (межправительственных) организаций, обязательные для исполнения государствами-членами,
односторонние международно-правовые акты государств, а также решения международных арбитражных судов. Фактическим основанием международноправовой ответственности является правонарушение.
Применение норм международно-правовой ответственности приводит к
возникновению нового международного правового отношения, которое порождает, с одной стороны, обязанность государства-правонарушителя прекратить
1 Прошина Е. А. Международно-правовая ответственность государств : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Е.А.
Прошина. – М., 2006. – С. 8.5
неправомерные действия, восстановить нарушенное право пострадавшего государства, возместить причиненный ущерб или подвергнуться санкциям, а с другой стороны – право пострадавшей стороны требовать от государстваправонарушителя выполнения этих обязанностей и получить соответствующее
возмещение и удовлетворение1.
В настоящей момент в доктрине международного права остается актуальным вопрос относительно видов и форм международно-правовой ответственности государств. Многими авторами эти термины отождествляются, так если бы
они определяли одни и те же понятия.
Существует прямая зависимость видов и форм международно-правовой
ответственности от степени социальной опасности правонарушения и характера
причиненного ущерба. В данном случае, целесообразно говорить о двух видах
международно-правовой ответственности государств: политическом и материальном, которые на практике тесно взаимосвязаны, так как зачастую ущерб,
причиненный международным правонарушением, носит как материальный, так
и политический характер.
В отличие от видов ответственности государства-правонарушителя, ее
формы представляют собой конкретные способы, с помощью которых это государство выполняет обязанности, вытекающие из его ответственности, и тем
самым несет соответствующие наказание.
КМП ООН по поручению Генеральной Ассамблеи ООН занимается кодификацией норм этого института. Начав эту работу в 1956 г., Комиссия первоначально сконцентрировала свои усилия на разработке норм в области ответственности государств за ущерб, причиненный личности и имуществу иностранцев. Новая программа работы комиссии, принятая Генеральной Ассамблеей
ООН в 1963 г., ориентировала ее на решение основных проблем ответственности государств, таких как ответственность за агрессию, за отказ от предоставления независимости колониальным странам и народам. На основании этого в
1 См. : Сазонова К.Л. Проблематика международно-правовой ответственности в российской и зарубежной доктрине международного права : статья / К.Л. Сазонова // Право и современные государства. – 2014. – № 1. – C.
57.6
1978 г. КМП ООН включила в свою программу тему «Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным
правом». Другим направлением деятельности Комиссии является разработка
проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, проводившаяся в 1947-1954 гг. и возобновленная в 1982 г. В 2001 году Генеральная
Ассамблея ООН приняла резолюцию, в приложении к которой содержится документ «Ответственность государств за международно-противоправные деяния». В настоящее время работа КМП ООН не завершена. Так, в 2002 г. Комиссией был одобрен доклад, представленный рабочей группой по ответственности
международных организаций.
Целью данного исследования является комплексное изучение теоретических аспектов проблемы международно-правовой ответственности государств.
Объектом настоящего исследования выступают международные правоотношения, складывающиеся в процессе формирования и функционирования института международной ответственности государств.
Предметом исследования является рассмотрение актуальных проблем
международно-правовой ответственности как института международного права, а также деятельность КМП ООН по кодификации норм об ответственности
государств.
В интересах достижения указанной цели настоящим исследованием поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие международно-правовой ответственности государств,
которое позволит определить действительную роль института ответственности
в международном праве;
исследовать историко-теоретические особенности развития норм об ответственности государств, оказавших влияние на деятельность КМП ООН по подготовке Проекта статей об ответственности государств;
рассмотреть международно-правовую ответственность государств как сложную и неоднородную структуру и выделить соответствующие виды ответственности;7
рассмотреть, в рамках каждого из видов, формы международно-правовой ответственности государств;
изучить обстоятельства, исключающие международно-правовую ответственность, перечень которых представлен во второй главе Проекта статей об ответственности государств.
Методологическую основу данной работы составили положения общенаучного метода познания. Данное исследование базируется на общефилософском, теоретическом, эмпирическом методе (диалектика, системный метод,
анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), а также на
традиционно-правовом методе исследования (формально-логический, сравнительного правоведения).
Нормативную базу исследования составляют: доклады Комиссии международного права ООН по вопросу формирования Проекта статей об ответственности государств, универсальные нормы международного права и др.
Международно-правовая ответственность направлена на неукоснительное
соблюдение государствами договорных и обычных норм международного общения, на укрепление международного мира и безопасности. Поскольку ответственность-норма и ответственность-принцип либо прямо присутствуют, либо
подразумеваются во всех договорных актах, можно утверждать, что не существует каких-либо международных действий с причинением вреда другим субъектам, за которые не возникла ответственность причинителя вреда. Другими
словами, международная ответственность представляет собой не отдельный
принцип или норму, а целый правовой институт, который известен как частному, так и публичному праву и который присутствует во всех без исключения
отраслях международного права.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным сформулировать ряд выводов.
«Ответственность» – понятие изначально неоднозначное. Развитие государств, права, совершенствование общественных отношений, реальная юридическая практика постоянно вносят коррективы в понятие и содержание ответственности, методы ее осуществления, порождают новые ее виды.
Необходимо отметить, что в любой отрасли знаний изучение проблемы
ответственности значительно продвинулось бы вперед, если бы достаточное
внимание уделялось изучению обоих типов ответственности, как позитивной,
так и негативной. Правовая ответственность в ее позитивном аспекте возникает
с момента появления правовой нормы, а негативная ответственность - с момента ее предписаний. Негативная ответственность государства является существенным элементом механизма регулирования международных отношений. Однако основную роль в функционировании этого механизма играет ответственность позитивная.
Ответственность государств, как субъектов международно-правовых отношений имеет ряд существенных особенностей по сравнению с ответственностью субъектов внутригосударственных отношений. Основными отличитель70
ными чертами, как отмечалось выше, является наличие суверенитета и отсутствие надгосударственного аппарата.
Нельзя, однако, рассматривать международную ответственность в качестве разновидности обязанности. Правильнее мне представляется считать, что
обязанность по ряду признаков имеет большое сходство с ответственностью, а
последняя, в свою очередь, с обязанностью, но определять международную ответственность только через обязанность нельзя. Обязанность, как и санкция,
предшествуют ответственности. Именно за неисполнение обязанности может
наступить ответственность.
Таким образом, международно-правовая ответственность государств –
это реализация юридических последствий, в рамках международных правоотношений, наступивших в результате международного правонарушения.
Процесс кодификации норм ответственности в современном международном праве прошел долгий нелегкий путь и связан он, прежде всего с деятельностью Комиссии международного права ООН. Комиссия, занимаясь подготовкой Проекта статей об ответственности государства, пришла к выводу о
необходимости сосредоточить свои усилия на исследовании норм, которые регулируют ответственность. Приступив к разработке вопросов, касающихся международной ответственности,
Предложные Проект статей касается общих норм международной ответственности государств за международно-противоправное деяние, т.е. норм, которые регулируют всю совокупность новых правоотношений, могущих возникнуть в результате международно-противоправного деяния государства, независимо от конкретной сферы, к которой относится нарушенная таким деянием
норма. Процесс кодификации норм об ответственности не закончен, он продолжается. Еще не достигнуты соглашения по некоторым основополагающим
вопросам, таким как ответственность международных организаций и индивидуальность ответственности.
Для более четкого понимания ответственности государств, необходимо
иметь представление о видах и формах ответственности государства71
правонарушителя. В доктрине международного права выделяют следующие
виды международной ответственности:
Политическая ответственность возникает в случае нарушения субъектом
международного права какого-либо международного обязательства. Данный
вид ответственности возникает из самого факта нарушения нормы, охраняющей
интересы другого государства, она возникает и в том случае если имущественный ущерб или иные видимые негативные последствия отсутствуют. Материальная ответственность возникает в двух случаях: когда правонарушение повлекло материальный ущерб, и когда ущерб возник без нарушения нормы права, но его возмещение предусмотрено, тем не менее, специальным международным договором.
Формы ответственности представляют собой конкретные способы, с помощью которых это государство выполняет обязанности, вытекающие из его
ответственности, и тем самым несет соответствующие наказание.
Политическая ответственность государства осуществляется в форме сатисфакции, санкции и репрессалии. Материальная ответственность – репарации, реституции и субституции.
В доктрине международного права представляется неясным вопрос относительно международно-правовой санкции. На наш взгляд, это связанно, прежде всего, с отсутствием ясности в вопросе соотношения ответственности и
санкции. Так преимущественным является понимание ответственности как всей
совокупности отрицательных последствий, включая санкции, наступающие в
результате международного правонарушения. В реальности, ответственность и
санкции, несмотря на свою взаимосвязанность, представляются разными явлениями. «Санкции» являются средствами имплементации ответственности.
На протяжении различных исторических периодов в зависимости от политических, экономических и социальных условий международной жизни на
первый план выдвигались те или иные аспекты ответственности государств в
международном праве. Однако проблемы обстоятельств, исключающих международную противоправность, неизменно была объектом определенного внима72
ния науки и практики международного права. К таким обстоятельствам относятся: согласие; самооборона; контрмеры в связи с международнопротивоправным деянием; форс-мажор; бедствие.
После принятия Проекта статей этот перечень является исчерпывающим
и полным. Обстоятельства, исключающие международную противоправность,
применяются ко всем источникам права, будь то договор, обычная норма или
односторонний акт.
Анализ рассмотренных проблем не может претендовать на исчерпывающую полноту и законченность. Предложенные ориентиры и выводы в развитии
института международной ответственности требуют дальнейшего обсуждения.
соблюдение государствами договорных и обычных норм международного общения, на укрепление международного мира и безопасности. Поскольку ответственность-норма и ответственность-принцип либо прямо присутствуют, либо
подразумеваются во всех договорных актах, можно утверждать, что не существует каких-либо международных действий с причинением вреда другим субъектам, за которые не возникла ответственность причинителя вреда. Другими
словами, международная ответственность представляет собой не отдельный
принцип или норму, а целый правовой институт, который известен как частному, так и публичному праву и который присутствует во всех без исключения
отраслях международного права.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным сформулировать ряд выводов.
«Ответственность» – понятие изначально неоднозначное. Развитие государств, права, совершенствование общественных отношений, реальная юридическая практика постоянно вносят коррективы в понятие и содержание ответственности, методы ее осуществления, порождают новые ее виды.
Необходимо отметить, что в любой отрасли знаний изучение проблемы
ответственности значительно продвинулось бы вперед, если бы достаточное
внимание уделялось изучению обоих типов ответственности, как позитивной,
так и негативной. Правовая ответственность в ее позитивном аспекте возникает
с момента появления правовой нормы, а негативная ответственность - с момента ее предписаний. Негативная ответственность государства является существенным элементом механизма регулирования международных отношений. Однако основную роль в функционировании этого механизма играет ответственность позитивная.
Ответственность государств, как субъектов международно-правовых отношений имеет ряд существенных особенностей по сравнению с ответственностью субъектов внутригосударственных отношений. Основными отличитель70
ными чертами, как отмечалось выше, является наличие суверенитета и отсутствие надгосударственного аппарата.
Нельзя, однако, рассматривать международную ответственность в качестве разновидности обязанности. Правильнее мне представляется считать, что
обязанность по ряду признаков имеет большое сходство с ответственностью, а
последняя, в свою очередь, с обязанностью, но определять международную ответственность только через обязанность нельзя. Обязанность, как и санкция,
предшествуют ответственности. Именно за неисполнение обязанности может
наступить ответственность.
Таким образом, международно-правовая ответственность государств –
это реализация юридических последствий, в рамках международных правоотношений, наступивших в результате международного правонарушения.
Процесс кодификации норм ответственности в современном международном праве прошел долгий нелегкий путь и связан он, прежде всего с деятельностью Комиссии международного права ООН. Комиссия, занимаясь подготовкой Проекта статей об ответственности государства, пришла к выводу о
необходимости сосредоточить свои усилия на исследовании норм, которые регулируют ответственность. Приступив к разработке вопросов, касающихся международной ответственности,
Предложные Проект статей касается общих норм международной ответственности государств за международно-противоправное деяние, т.е. норм, которые регулируют всю совокупность новых правоотношений, могущих возникнуть в результате международно-противоправного деяния государства, независимо от конкретной сферы, к которой относится нарушенная таким деянием
норма. Процесс кодификации норм об ответственности не закончен, он продолжается. Еще не достигнуты соглашения по некоторым основополагающим
вопросам, таким как ответственность международных организаций и индивидуальность ответственности.
Для более четкого понимания ответственности государств, необходимо
иметь представление о видах и формах ответственности государства71
правонарушителя. В доктрине международного права выделяют следующие
виды международной ответственности:
Политическая ответственность возникает в случае нарушения субъектом
международного права какого-либо международного обязательства. Данный
вид ответственности возникает из самого факта нарушения нормы, охраняющей
интересы другого государства, она возникает и в том случае если имущественный ущерб или иные видимые негативные последствия отсутствуют. Материальная ответственность возникает в двух случаях: когда правонарушение повлекло материальный ущерб, и когда ущерб возник без нарушения нормы права, но его возмещение предусмотрено, тем не менее, специальным международным договором.
Формы ответственности представляют собой конкретные способы, с помощью которых это государство выполняет обязанности, вытекающие из его
ответственности, и тем самым несет соответствующие наказание.
Политическая ответственность государства осуществляется в форме сатисфакции, санкции и репрессалии. Материальная ответственность – репарации, реституции и субституции.
В доктрине международного права представляется неясным вопрос относительно международно-правовой санкции. На наш взгляд, это связанно, прежде всего, с отсутствием ясности в вопросе соотношения ответственности и
санкции. Так преимущественным является понимание ответственности как всей
совокупности отрицательных последствий, включая санкции, наступающие в
результате международного правонарушения. В реальности, ответственность и
санкции, несмотря на свою взаимосвязанность, представляются разными явлениями. «Санкции» являются средствами имплементации ответственности.
На протяжении различных исторических периодов в зависимости от политических, экономических и социальных условий международной жизни на
первый план выдвигались те или иные аспекты ответственности государств в
международном праве. Однако проблемы обстоятельств, исключающих международную противоправность, неизменно была объектом определенного внима72
ния науки и практики международного права. К таким обстоятельствам относятся: согласие; самооборона; контрмеры в связи с международнопротивоправным деянием; форс-мажор; бедствие.
После принятия Проекта статей этот перечень является исчерпывающим
и полным. Обстоятельства, исключающие международную противоправность,
применяются ко всем источникам права, будь то договор, обычная норма или
односторонний акт.
Анализ рассмотренных проблем не может претендовать на исчерпывающую полноту и законченность. Предложенные ориентиры и выводы в развитии
института международной ответственности требуют дальнейшего обсуждения.
Подобные работы
- МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Международно-правовая ответственность и проблемы применения экономических санкций в международном праве (Всероссийский Государственный Университет Юстиции)
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СИТУАЦИЯХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Международно-правовая ответственность международных межправительственных организаций
Бакалаврская работа, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Понятие, форма и виды гражданско-правовой ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



