Введение 3
1. Теоретические основы управления организационными коммуникациями 8
1.1 Сущность коммуникаций и их значение в процессе деятельности
организации 8
1.2 Основные этапы и элементы коммуникационного процесса 17
1.3 Проблемы эффективного управления коммуникациями в организации 22
2. Анализ управления организационными коммуникациями в ГК «Смайл» 29
2.1 Общая характеристика деятельности ГК «Смайл» 29
2.2 Исследование системы управления ГК «Смайл» 44
2.3 Оценка системы управления организационными коммуникациями в ГК «Смайл» 48
3. Предложения по повышению эффективности управления организационными коммуникациями в ГК «Смайл» 52
3.1 Предложения по устранению организационных барьеров на межличностном уровне в ГК «Смайл» 52
3.2 Предложения по установлению каналов обратной связи в ГК «Смайл» 55
3.3 Предложения по внедрению современных информационных технологий для решения коммуникационных проблем в ГК «Смайл» 59
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность выпускной квалификационной работы. Успех или неудачу любой организации сегодня определяют не только избыток или недостаток сырьевых ресурсов, труда и капитала, но и «качество доступной им информации».
Кроме того, коммуникацию можно считать средством, с помощью которого обеспечивается единство организации в достижении общей цели. Одновременно, эффективно работающие руководители именно те, кто эффективны в коммуникациях, т.к. согласно исследованиям, руководитель от 50 до 90% своего времени тратит на коммуникации. По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности организации и представляют одну из сложных проблем менеджмента.
По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Сотрудники должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».
От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.
Опыт как российских, так и зарубежных организаций показывает, что эффективность коммуникаций зависит, прежде всего, от психологического настроя коллектива.
Там где руководитель использует метод «кнута и палки» наблюдается нервозность и разрозненность коллектива, а следствием этого - плохая производительность труда, высокая текучесть кадров, отсутствие инициативности, постоянные сплетни, зависть и т. п.
Все эти факты не могут привести ни к чему другому кроме затухания предприятия и в конечном итоге даже банкротству.
В рамках вышесказанного актуальность выбранной темы подчеркивается опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию, ведь одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация (до 80% рабочего времени менеджеров всех уровней расходуется на те или иные виды общения).
Коммуникация, как относительно самостоятельный вид деятельности задает темпы роста уровня жизни во многих странах, является одним из критериев, которые определяют темпы роста уровня жизни. Эффективное управление коммуникацией может стать важнейшим ресурсом развития экономики Российской Федерации, а так же основой для независимого, с опорой на собственные силы и ценности, экономического развития нашей страны, укрепления ее позиций в мире.
Долгосрочная эффективная работа организации, а так же его экономический рост определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциально-технический и человеческий капитал и другие ресурсы.
Стратегия является основополагающим стержнем в управлении организацией, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
В условиях рыночной экономики принципиальным становится формирование таких механизмов управления предприятием, которые бы обеспечивали его эффективное функционирование. Одним из путей разрешения этой проблемы является использование организационных коммуникаций, но на сегодняшний день руководители предприятий воспринимают их лишь как вспомогательную деятельность, что затрудняет их интеграцию в систему управления организацией.
Однако, именно использование организационных коммуникаций позволит повысить эффективность управления предприятиями в современных условиях за счет повышения степени удовлетворенности коммуникационных потребностей, таких как потребность в информации и координации усилий, без которых не могут быть достигнуты цели предприятия.
В связи с этим актуальным является анализ основных теоретических подходов к управлению коммуникациями в организации, а так же совершенствование механизма управления ими.
Анализ исследований и публикаций. Изучением вопроса управления коммуникациями занимаются такие отечественные и зарубежные авторы: В. Рева, который изучает вопросы коммуникационного менеджмента на макроуровне в рамках экономических и социальных отношений. А.Зверинцев, определяющий коммуникационный менеджмент как деятельность по управлению коммуникационными проблемами организации. Н. Морозова, Т. Орлова, Е. Суровцева, В. Федотова, которые выделяют основой коммуникационного менеджмента эффективную взаимосвязь как внутри организации так и с внешней средой. И. Никулина выделяющая управление коммуникацией как один из пунктов инноваций в современном менеджменте.
Цель исследования заключается в анализе механизма управления коммуникационными процессами на предприятии.
Задачами исследования являются:
- Изучить сущность коммуникаций и их значение в процессе деятельности организации;
- Рассмотреть основные этапы и элементы коммуникационного процесс;
- Изучить проблемы эффективного управления коммуникациями в организации;
- Дать общую характеристику деятельности ГК «Смайл»;
- Провести исследование системы управления ГК «Смайл»;
- Рассмотреть предложения по устранению организационных барьеров на межличностном уровне в ГК «Смайл»;
- Изучить предложения по установлению каналов обратной связи в ГК «Смайл»;
- Разработать предложения по внедрению современных информационных технологий для решения коммуникационных проблем в ГК «Смайл».
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе анализируются основные положения, принципы и виды коммуникаций, а также рассматриваются особенности коммуникаций в российских и зарубежных организациях.
В качестве теоретической базы по данной тематике в дипломной работе использованы труды известных российских и зарубежных ученых, таких как Р.И. Акмаев, М. Альберт, В.М. Анисимова, И. Ансофф, И.В. Афонина, К.В. Балдина, Л.Е. Басовский, Дж. Бейер, Р. Ватерман, Д.Д. Вачугов, В.Р. Веснин, С.Н. Воробьев, А.Л. Гапоненко, И.Н. Герчикова, А.П. Егоршин, В.В. Иванов, Н.Л. Карданская, Н.А. Кислякова, М.Х. Мескон, Г. Минцберг, А.П. Панкрухин, Т. Петерс, А.Дж. Стрикленд, Ф. Хедоури, Э. Шейн, П.В. Кутепов, Ю.Н. Лапыгин, С.Ш. Левина, С.Ю. Турчаева, М. Лианский, Б.Г. Литвак, В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова, Ю.С. Масленченкова, Ю.Н. Тронина, П. Милгром, Д. Робертс, Н. В. Самоукина, А.К. Семенов, Э.А. Смирнов, Дж. Стредвик, А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, И.А. Саломатин и другие.
Объект исследования в дипломной работе - процесс коммуникации в организациях.
Предмет исследования - особенности и принципы коммуникаций в организациях.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные исследования в области теории и практики коммуникаций, управления, предпринимательства, маркетинга, а также принципы, критерии, методики, подходы и модели, используемые в системном анализе и в области информационных технологий.
Структура выпускной квалификационной работы определялась целью и задачами, поставленными и решенными в процессе исследования. Работа содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.
За несколько лет взгляд на сущность коммуникаций в организации существенно изменился — если раньше под ними понимали исключительно информирование персонала о решениях управления, «снизу-вверх», но современном мире коммуникация в компании — это одна из основных систем управления, участниками которой становится уже две и более стороны. Б. Ватсон, Дж. Гарднер, Э. Джонс определяют коммуникацию в организации так: «Изначально этот феномен понимался как средство, с помощью которого индивидуальная активность членов организации координируется и позволяет достичь организационных целей. Затем последовало определение коммуникации как центрального процесса в организации.
Новейшее понимание коммуникации находит выражение в ее трактовке как основания для создания организации». Наш российский исследователь Т. М. Орлова дает этому термину такое определение «Коммуникация — это обмен информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью». Коммуникации в организации бывают внешними и внутренними, внутриличностные и межличностные, внутри малой группы и общественными, нисходящими, восходящими и горизонтальными.
На наш взгляд, построение коммуникаций — процесс важный для любой компании, но в ситуациях изменений, как и в ситуациях, связанных с кризисом роль коммуникативной среды сильно возрастает. Необходимо уметь управлять коммуникационным процессом, т. к. он существенно изменяется, насыщается шумами, барьерами, нарушается «обратная связь», что приводит к додумыванию смыслом и негативной атмосфере в коллективе, что в свою очередь может «затормозить» или усложнить процесс изменений.
Перемены сами по себе в организации опасны тем, что персонал теряет уверенность в завтрашнем дне. В условиях, когда не предоставляется достоверная информация о сложившейся ситуации в компании, о возможных нововведениях, сотрудники невольно вовлекается в обсуждение и распространение слухов, что не может не отражаться на работе и работоспособности коллектива в целом. Следует учитывать, что каждый работник по-своему понимает ситуацию на уровне принятия решения и на уровне исполнения. Кроме того, именно недостаток информации может усугубить сопротивление персонала предстоящим изменениям. Поэтому необходима специальная работа по информированию персонала.
Честная, вовремя предоставленная информация о текущих делах в организации и дальнейших ее планах, предоставленная сотрудникам, способна повысить уровень лояльности работников. Кроме того, информированность сотрудников о ситуации в компании и понимание своей роли в ней поднимают уровень доверия к руководству, а, следовательно, побуждает персонал к поддержке изменений. Также важную роль играют переговоры между менеджментом и сотрудниками, результатом которых может стать ободрение (или же наоборот, неодобрение) введения новшеств. В случае неодобрения управление может получить информацию о том, что мешает сотрудникам принять изменения и, возможно, изменить курс.
Немаловажна обратная связь, которая может дать понять сотрудникам, что их мнение важно для организации, что в свою очередь также повысит уровень лояльности персонала. Кроме того, механизм обратной связи способен обеспечить и обогатить управление новыми идеями относительно изменений. Поэтому на многих предприятиях распространены «ящики для идей и пожеланий». Так, например, в процессе реализации программы глобальных изменений автомобильный гигант Ford Motors, предоставил сотрудникам возможность создавать свои собственные интерпретации преобразований, но при условии того, что работник придерживается главных векторов развития предприятия.
Такая «вольность» трактовок запустила механизм генерации абсолютно новых, но не противоречащих основной линии идей преобразования внутри компании на всех ее уровнях. Помимо прочего, обратная связь — это некая лакмусовая бумажка происходящих изменений. Этим мы бы хотели сказать то, что именно при помощи обратной связи можно получить информацию о настроениях и мнениях в коллективе, которые являются неким «термометром», по которому возможно диагностировать состояние события. В связи с этим знание настроений, намерение и идей сотрудников должны быть постоянным предметом внимания руководителя, тем более в ситуации изменений. Существует множество каналов для коммуницирования в организации — доски объявлений, корпоративный сайт, собрания, совещания, «урны для предложений», телефон и электронная почта, «территория открытого пространства» и многие другие. В период преобразований компании важно выделить и проанализировать с точки зрения эффективности все имеющиеся каналы коммуникации и при необходимости ввести новые для максимального оборота информации.
В заключение хотелось бы сказать, что в условиях современного мира гибкость и способность компании к быстрым переменам являются одним из ключевых конкурентных преимуществ. Так же как изменения неизбежны для любой организации, так и сопротивления неизбежны для любых изменений. И в этом нельзя винить персонал, так заложено природой — сотрудников пугает чувство потери, ситуация неопределенности, ощущения, что ни к чему хорошему это не приведет, недоверие и непонимание. Сотрудничество между менеджментом и сотрудниками можно достичь только через коммуникацию. Таким образом, коммуникация — это эффективный инструмент для повышения заинтересованности персонала в работе и конечных результатах изменений, а также формирования у них ощущения сопричастности к деятельности компании.
1. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция от 31.12.2015) - М.: Юрист, 2015. - 31 с.
2. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение. - М.: Экономика, 2015.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Изд-во Медиум, 2015. - 334 с.
4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет,
2015. - 387 с.
5. Волкова Н.Д. Ресурсообеспечение как фактор повышения эффективности маркетинговых коммуникаций// Научные основы экономики и управления предпринимательской деятельностью. Сборник материалов факультета коммерции и маркетинга СПбГУЭФ. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2015.
6. Генералова Г.Г. Интегрированный маркетинг и интергированные марке-тинговые коммуникации // Экономика региона. - №16. - 2013.
7. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л.Гнатюк. - М.: КНОРУС, 2015. - 256 с.
8. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МП «Сувенир», 2013.
9. Горфинкель В.Я., Торопцов В.С., Швандар В.А. Коммуникации и корпоративное управление. - М.: Юнити, 2015.
10. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. - М.: «Дело ЛТД», 2015.
11. Дафт Р.Л. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2015. - 864 с.
12. Деловое совещание. Электронный ресурс. Режим доступа, http://www.styleadvisor.rU/samorazvitie/delovaya-karera/111.html, свободный. Дата обращения (15.04.2015)
13. Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. проф. Е.А. Климова.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
14. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение: учебник.
- М.:Экономистъ,2015.
15. Ким Ю. К. Goodwill: понимание значения и тенденции развития в российском бизнесе//Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика/№ 1 2013. — С. 9-10.
16. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М.: Международный университет Бизнеса и управления, 2015. - 204 с.
17. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент. Экспресс-курс. - СПб: Питер,
2015.
18. Кретов И.И. Организация маркетинга на предприятии: Практическое пособие. - М.: Экономистъ, 2015.
19. Кузин Б.И., Юрьев В.Н., Шахдипаров Г.М. Методы и модели управления фирмой - СПб: Питер, 2016.
20. Кузнецов М.М. Философия Маршалла Маклюэна и
коммуникативные стратегии Интернета - М.: Институт философии РАН,
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www.isn.ru/info/seminar-doc/Mclw.doc.
21. Легачёва А. А. Виды управленческой коммуникации // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 441-443.
22. Луман Никлас. Невероятность коммуникации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www.soc.pu.ru/publications/pts/luman c.html.
23. Маусов Н. Менеджмент персонала - ключевое звено внутрифирменного управления//Проблемы теории и практики управления. -
2016. - №6.
24. Мелентьева Н.И О некоторых подходах к формированию межсубъектных коммуникаций в системах маркетинга / Мотивационное поведение экономических субъектов и их социумов в теории и практике современной жизнедеятельности. Ма-териалы Второй международной конференции / Под ред. д.э.н. проф. Левина А.И.- Калининград: БГАРФ, 2015.
25. Мелентьева Н.И. Типологизация межсубъектных коммуникаций в системе маркетинга взаимодействия / Европейское образовательное пространство: Сбор-ник материалов международного симпозиума / Под науч. ред. академика МАНВШ Г.Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2015.
26. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П. и др. - М.: Инфра-М, 2015
27. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. - М.: Дело, 2013. - 800 с.
28. Митрофанов С. Маркетинговые коммуникации в страховании: от управ-ления коммуникациями - к управлению качеством // Маркетинговые коммуникации. - 2014. - №4.
29. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 527 с.
30. Назарчук А. В. Общество как коммуникация в трудах Николаса Лумана. [Электронный ресурс] //Персональный сайт А. В. Назарчука. URL: ййр://пагагсйик.сош/агйс1ез/агйс1е20.й1ш1/(дата обращения:02.06.2015).
31. Наумов С. Понятие коммуникации: Николас Луман. [Электронный ресурс] //Заметки обществоведа. URL: http://stanis1avnaumov.ru/ch2/p3/(дата обращения: 02.06.2015).
32. Осборн Р., Хант Дж., Шермерорн Дж. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2015.
33. Основы теории коммуникации:Учебник/по ред. Проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, - 2015 . - 615 с.
34. Павлюкевич М. П. Коммуникация в управлении персоналом в контексте подхода Н. Лумана // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 272¬275.
35. Панкрухин А. П. Маркетинг. - М.: ОМЕГА-Л, 2015.
36. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культу-ра. - М.: Логос, 2015.
37. Пешкова О. А. Изучение и совершенствование организационных коммуникаций // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 115-116.
38. Психология и этика делового общения: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 416 с.
39. Рюмин М. Коммуникационная концепция маркетинга как основа организации предпринимательской деятельности в информационном обществе http: //www.dnp .ru/publications/326/print
40. Самойленко Л.Б. Интегрированные маркетинговые коммуникации в сети Интернетhttp: //www.dpg.com.ua/imsininternet.html
41. Самообучающаяся организация. [Электронный ресурс]
//Корпоративный университет ЭКСWord.URL: http://www.eksword.ru/poleznoe- dlj a-biznesa/upravlenie-znaniyami/samoobuchajuwaj asj a-organizacij а^Йш1/(дата обращения: 02.06.2015).
42. Скопылатов И. А., Ефремов О. Ю. Управление персоналом. [Электронный ресурс] //Библиотекать Ру URL: http://bibliotekar.ru/biznes- 33/27.Ь1ш/(дата обращения:02.06.2015).
43. Сосновская А. М. Деловая коммуникация и переговоры. — СПб.: СЗАГС, 2011. — 180 с.
44. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом - СПб: Питер, 2015.
45. Терентьева Ю. В. Массовая коммуникация и ее роль в конструировании прошлого, настоящего и будущего // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 248-251.
46. Типы результатов коммуникации. [Электронный ресурс] //
Литература для студента URL: http://libsib.ru/menedzhment/svyazuiuschie-
protsessi-v-menedzhmente/tipi-rezuttatov-effekt-kommunikatsii/(дата обращения: 02.06.2015).
47. Фахрутдинова А. З. Коммуникации в управлении. — Новосибирск: СибАГС. 2015. — 140 с.
48. Франсис Ж. Гуияр, Джеймс Н.Келли // Издательство»ДЕЛО», Москва, —2013.376 с
49. Хекхаузен Х. Мотивация власти. Т. 1. - М.: Педагогика, 2015.
50. Шапиро С.А. Организационные коммуникации в целях эффективной работы компании. - М.: Гроссмедиа, 2015.
51. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. Москва. «РиП-холдинг», 2015г. - 244 с.
52. Шекшня С. В. Управление персоналом в современной организации.
Учебно-практическое пособие. Изд. 5-е, перераб. и доп. (Серии «Библиотека журнала 'Управление персоналом») — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2013. — 368 с
53. Шинкевич Е. С., Нагорняк А. А. Особенности собеседования как самого распространенного метода отбора и оценки персонала//Успехи современного естествознания/№ 5 2013. — С. 68-70.
54. Ярочкин В.И. Информационная безопасность. - М.: Фонд "Мир": Акад. проект, 2015.