КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
|
Введение 3
Глава I. Конституционный суд Республики Татарстан в системе органов государственной власти
§ 1. Теория разделения властей в государственном устройстве
Республики Татарстан 6
§ 2. Состав, порядок образования и статус судей Конституционного суда
Республики Татарстан 8
§3. Полномочия Конституционного суда Республики Татарстан суда 12
Глава II. Особенности разрешения отдельных категорий дел в Конституционном суде Республики Татарстан
§ 1. Разрешение дел о соответствии Конституции Республики Татарстан ... 18
§ 2. Разрешение споров о компетенции 32
§ 3. Толкование Конституции Республики Татарстан 36
Глава III. Решения Конституционного суда Республики Татарстан
§ 1. Виды решений Конституционного суда Республики Татарстан 47
§ 2. Правовые позиции Конституционного суда Республики 55
Татарстан
§ 3. Юридическая сила решений Конституционного суда Республики 66
Татарстан
Заключение 72
Список использованной литературы
Глава I. Конституционный суд Республики Татарстан в системе органов государственной власти
§ 1. Теория разделения властей в государственном устройстве
Республики Татарстан 6
§ 2. Состав, порядок образования и статус судей Конституционного суда
Республики Татарстан 8
§3. Полномочия Конституционного суда Республики Татарстан суда 12
Глава II. Особенности разрешения отдельных категорий дел в Конституционном суде Республики Татарстан
§ 1. Разрешение дел о соответствии Конституции Республики Татарстан ... 18
§ 2. Разрешение споров о компетенции 32
§ 3. Толкование Конституции Республики Татарстан 36
Глава III. Решения Конституционного суда Республики Татарстан
§ 1. Виды решений Конституционного суда Республики Татарстан 47
§ 2. Правовые позиции Конституционного суда Республики 55
Татарстан
§ 3. Юридическая сила решений Конституционного суда Республики 66
Татарстан
Заключение 72
Список использованной литературы
Конституционный суд становится важным элементом политической системы и поистине сильным игроком в системе сдержек и противовесов разделенной власти. Его конституционно-охранительные функции направлены на обеспечение правовой и политической стабильности, должной защиты основных прав и свобод человека, развития права под знаменем демократических ценностей. С этой целью в нашей республике предусмотрен особый вид судебной деятельности - конституционное правосудие, которое необходимо для того, чтобы законы и иные нормативные правовые акты органов власти и правоприменительная практика не расходились с буквой и духом Конституции Республики Татарстан как главного правового источника в обществе и государстве. Обеспечение верховенства Конституции Республики Татарстан служит гарантией соблюдения основ конституционного строя Республики Татарстан, защиты основных прав и свобод человека и гражданина, эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Наличие института конституционного контроля является признаком демократического способа управления государством, а также показателем реальной силы и прямого действия Конституции.
Первый Президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев отметил, что создание в Татарстане Конституционного суда стало одной из заметных вех на пути развития государственности его многонационального народа, высказав убеждение, что Конституционный суд окажется эффективным инструментом разрешения правовых споров, проводником конституционной законности и надежным защитником прав и свобод человека и гражданина.
Процессуальной новацией конституционного правосудия в Республике Татарстан стало проведение в мае 2015 года выездного судебного заседания по делу о проверке конституционности отдельных положений постановления руководителя исполнительного комитета поселка городского типа Камское устье в связи с жалобой гражданина С. Судебное заседание было проведено в здании районного суда общей юрисдикции Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан. В марте 2016 года выездного судебного заседания по делу о конституционности пункта 3 Положения об организации перевозок, учащихся Республики Татарстан автобусами, специально предназначенными для перевозки детей утвержденного Кабинетом Министров РТ. Судебное заседание, было проведено в здании Центра культуры, искусства и народного творчества имени Горького города Зеленодольск.
Впервые в практике Конституционного суда в октябре 2015 года было проведено слушание дела на татарском языке как государственном языке Республики Татарстан (по жалобе гражданина Н.).
Конституция Республики Татарстан провозгласила республику демократическим правовым государством и закрепила основополагающие нормы, принципы и ценности, имеющие фундаментальное значение для правовой системы Республики Татарстан. Конституции, в отличие от ординарных законов, свойственна большая степень абстрактности и декларативности, в силу чего Конституционный Суд фактически становится «наполнителем» его содержания, конституционным законодателем. При таком потенциальном «всемогуществе» необходимо глубокое научное исследование правовой природы Конституционного Суда, выявить его место в политико¬правовом пространстве.
Учитывая отечественные политико-правовые реалии, актуальность установления горизонтов правового развития, данная работа посвящена исследованию органа конституционного контроля Татарстана - Конституционному суду Республики Татарстан. Предметом выступают его конституционно-правовой статус, состав, порядок образования, полномочия, особенности решений, их юридической силы и правовых позиций.
Цели исследования - определить место Конституционного суда Республики Татарстан в системе органов государственной власти, его роль и полномочия в политико-правовой жизни Татарстана.
Поставленные цели решаются автором посредством следующих задач:
- исследовать нормативную правовую основу деятельности Конституционного суда РТ и разделение властей в государственном устройстве Республики;
- изучить порядок образования Конституционного суда Республики Татарстан и порядок формирования его состава, а также статус судей;
- выявить полномочия Конституционного суда Республики Татарстан;
- ознакомиться с особенностями разрешения отдельных категорий дел в Конституционном суде Республики Татарстан о соответствии Конституции Татарстана;
- разобрать разрешение споров о компетенции;
- рассмотреть толкование Конституции РТ Конституционным судом Республики Татарстан;
- проанализировать правовую природу решений Конституционного суда РТ;
- понять выражение правовых позиций Конституционного суда Республики Татарстан в его решениях;
- определить юридическую силу решений, принятых Конституционным судом РТ.
Теоретическими источниками исследования данных задач послужили научные работы следующих правоведов: Гаджиева Г.А., Герасимовой Е.В., Ивановой Н.А., Мухаметшина Ф.Х., С.Э. Несмеянова и нескольких других авторов научных работ.
Первый Президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев отметил, что создание в Татарстане Конституционного суда стало одной из заметных вех на пути развития государственности его многонационального народа, высказав убеждение, что Конституционный суд окажется эффективным инструментом разрешения правовых споров, проводником конституционной законности и надежным защитником прав и свобод человека и гражданина.
Процессуальной новацией конституционного правосудия в Республике Татарстан стало проведение в мае 2015 года выездного судебного заседания по делу о проверке конституционности отдельных положений постановления руководителя исполнительного комитета поселка городского типа Камское устье в связи с жалобой гражданина С. Судебное заседание было проведено в здании районного суда общей юрисдикции Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан. В марте 2016 года выездного судебного заседания по делу о конституционности пункта 3 Положения об организации перевозок, учащихся Республики Татарстан автобусами, специально предназначенными для перевозки детей утвержденного Кабинетом Министров РТ. Судебное заседание, было проведено в здании Центра культуры, искусства и народного творчества имени Горького города Зеленодольск.
Впервые в практике Конституционного суда в октябре 2015 года было проведено слушание дела на татарском языке как государственном языке Республики Татарстан (по жалобе гражданина Н.).
Конституция Республики Татарстан провозгласила республику демократическим правовым государством и закрепила основополагающие нормы, принципы и ценности, имеющие фундаментальное значение для правовой системы Республики Татарстан. Конституции, в отличие от ординарных законов, свойственна большая степень абстрактности и декларативности, в силу чего Конституционный Суд фактически становится «наполнителем» его содержания, конституционным законодателем. При таком потенциальном «всемогуществе» необходимо глубокое научное исследование правовой природы Конституционного Суда, выявить его место в политико¬правовом пространстве.
Учитывая отечественные политико-правовые реалии, актуальность установления горизонтов правового развития, данная работа посвящена исследованию органа конституционного контроля Татарстана - Конституционному суду Республики Татарстан. Предметом выступают его конституционно-правовой статус, состав, порядок образования, полномочия, особенности решений, их юридической силы и правовых позиций.
Цели исследования - определить место Конституционного суда Республики Татарстан в системе органов государственной власти, его роль и полномочия в политико-правовой жизни Татарстана.
Поставленные цели решаются автором посредством следующих задач:
- исследовать нормативную правовую основу деятельности Конституционного суда РТ и разделение властей в государственном устройстве Республики;
- изучить порядок образования Конституционного суда Республики Татарстан и порядок формирования его состава, а также статус судей;
- выявить полномочия Конституционного суда Республики Татарстан;
- ознакомиться с особенностями разрешения отдельных категорий дел в Конституционном суде Республики Татарстан о соответствии Конституции Татарстана;
- разобрать разрешение споров о компетенции;
- рассмотреть толкование Конституции РТ Конституционным судом Республики Татарстан;
- проанализировать правовую природу решений Конституционного суда РТ;
- понять выражение правовых позиций Конституционного суда Республики Татарстан в его решениях;
- определить юридическую силу решений, принятых Конституционным судом РТ.
Теоретическими источниками исследования данных задач послужили научные работы следующих правоведов: Гаджиева Г.А., Герасимовой Е.В., Ивановой Н.А., Мухаметшина Ф.Х., С.Э. Несмеянова и нескольких других авторов научных работ.
Принятый в 1989 году Закон «О конституционном надзоре в СССР» был первым шагом к возрождению эффективного контроля за соблюдением Конституции СССР. В 1991 году был принят первый закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». Отечественные правоведы, которые принимали участие в подготовке конституционно-правовых основ перехода к правовому демократическому государству, учитывали опыт осуществления конституционного контроля в различных современных правовых системах. Говорилось, в частности, что функцию обеспечения конституционной законности в сфере нормотворчества нельзя целиком вверять парламенту, поскольку он принимает законы и вряд ли мог бы стать эффективным средством самоконтроля. Эту функцию может выполнять глава государства, но он большей частью является главой исполнительной власти, а потому контролировать законодательную власть не должен. Более логично наделить правом конституционного контроля судебную власть, поскольку она независима от законодательной и исполнительной власти и непосредственно занимается правоприменением.
Республика Татарстан, в декабре 1990 года одной из первых среди субъектов Российской Федерации приняла Закон Республики Татарстан «О конституционном надзоре в Республике Татарстан» и образовала Комитет конституционного надзора Республики Татарстан, который был призван обеспечивать соответствие Конституции Республики Татарстан законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан. Вместе с тем Комитет конституционного надзора Республики Татарстан не применял правила судебной процедуры, решения Конституционного суда не носили окончательного характера. Конституция Республики Татарстан, принятая 6 ноября 1992 года, закрепила положения о создании и компетенции Конституционного суда Республики Татарстан. В частности, Конституция Республики Татарстан устанавливала, что Конституционный суд Республики Татарстан в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти, споры о компетенции между органами государственной власти и дает заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан. Важное значение имело закрепление в Конституции Республики Татарстан положения о том, что акты либо их части, признанные Конституционным судом неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования его решения. В отличие от иных видов судопроизводства решения Конституционного суда Республики Татарстан являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.
За сравнительно короткий исторический период Конституционном судом Республики Татарстан принято немало решений по защите конституционных прав и свобод. Конституция РТ наделила Конституционный суд Республики Татарстан целым спектром полномочий, что побуждает к научному осмыслению его роли в развитии российской государственности.
Проведенное исследование позволяет сделать определенные выводы относительно места Конституционного суда Республики Татарстан в политико¬правовом пространстве Республики Татарстан. Во-первых, можно с уверенностью говорить, что он обладает широкими и весьма серьезными полномочиями, реализация которых способствует обеспечению режима конституционной законности в Республике.
С наибольшей эффективностью вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина решаются путем рассмотрения индивидуальных и коллективных жалоб, поскольку в этом случае наличествует прямая заинтересованность субъектов конституционной жалобы в оперативном и действенном реагировании органа конституционного контроля на факт нарушения Основного закона. Вместе с тем судебную защиту получают не только заявители, но другие граждане, прав которых были нарушены законом, если последний был признан неконституционным. Потому конституционное судопроизводство можно характеризовать как средство защиты публичных интересов.
В качестве особенности положения Конституционного суда Республики Татарстан можно обозначить тот факт, что состав, компетенция и юридическая сила решений закреплены непосредственно в Конституции.
Важность задач, стоящих перед Судом подчеркивается особым требованием к представителю сторон - наличие ученой степени по юридической специальности. Такое требование отнюдь не направлено на ограничение чьих-то прав, напротив, он способствует более эффективному представительству интересов заявителей, поскольку конституционное судопроизводство, как и конституционное право в целом, можно сказать, работает с более тонкими правовыми материями. Стоит добавить, что Конституционный суд Республики Татарстан занимается установкой фактических обстоятельств только в той мере, в какой они могут повлиять на оценку конституционности рассматриваемого нормативного акта, в связи с чем к задачам представителя входит приведение убедительной правовой и научной аргументации, содействии Суду находить научно обоснованное решение.
Спецификой деятельности Конституционного суда Республики Татарстан можно назвать и то, что в конституционной юстиции действует лишь одна инстанция, однако наивысшая по отношению к судебной системе в целом. Решения Конституционного суда Республики Татарстан окончательны и не подлежат к обжалованию.
Стоит отметить, что Конституционный суд Республики Татарстан не только не обладает полномочиями самостоятельно инициировать проверки конституционности нормативных актов, но и связан содержанием (предметом) обращений, что лишает его возможности выйти за рамки подвергаемых сомнению законоположений. Тем не менее, могут формулироваться правовые позиции, имеющие методологическое значение для законотворческой деятельности. Потому его решения должны восприниматься парламентом в комплексе: как резолютивная, так и мотивировочная части.
Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права, является высшей и конечной инстанцией в спорах о конституционности законов и в спорах о компетенции между органами государственной власти. Тем самым, по сути, он определяет конституционно- правовые рамки всей политики, является хранителем ее конституционно-правовой формы, высшим арбитром на правовом поле, выход за пределы которого лишают политику правомерности.
Немаловажно отметить, что конституционное судопроизводство позволяет гражданину и обществу вступать в спор с государством. То есть народ после принятия Конституции не расстается со своей учредительной властью, поскольку создан судебный механизм контроля со стороны народа за соблюдением государством важнейших принципов жизнеустройства.
Отметим, что конституционное судопроизводство возбуждается не только по инициативе государства в лице его органов и должностных лиц, преследующих публичный интерес, но и граждан и их объединений в интересах защиты своих основных прав и свобод, по их мнению, нарушаемых законом или иным нормативным актом в конкретном случае правоприменения. Тем самым Конституция РТ прямо предусмотрела не только возможность возникновения конституционного спора между гражданином и государством, но и механизм его разрешения и необходимые гарантии для гражданина. Кроме того, зарубежный опыт позволяет сделать вывод о том, что конституционный контроль на основании индивидуальных жалоб обычно вводится по истечении определенного промежутка времени после формирования конституционного суда. Для того, чтобы посредством конституционного правосудия можно было обеспечить защиту прав человека, предусмотрен правовой механизм такой защиты. В частности, предусмотрены механизмы, которые обеспечивают: доступность обращения граждан и их объединений в Конституционный суд Республики Татарстан; принятие к рассмотрению обращения только по вопросам, действительно содержащих проблему соответствия нормативных актов Конституции РТ.
В своей деятельности Конституционный суд Республики Татарстан выработал в целях обеспечения верховенства и прямого действия Конституции ряд правовых позиций, которые способствуют утверждению на практике ценностей конституционализма. Понятие верховенство конституции означает, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу в системе нормативно¬правовых актов и среди источников конституционного права в целом. Отсюда возникает требование обеспечения соответствия законов и всех подзаконных актов содержанию Конституции РТ.
Можно констатировать, что Конституционный Суд РФ достаточно эффективно воздействует на формирование правовой системы Республики Татарстан. Такое воздействие происходит в том числе через правовые позиции, которые дополняют, развивают и конкретизируют Конституцию РТ, порождая фактически новые конституционные нормы. Это обусловлено необходимостью обеспечения должной защиты основных прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, формирования конституционной законности в нашей многоуважаемой - Республике Татарстан.
Республика Татарстан, в декабре 1990 года одной из первых среди субъектов Российской Федерации приняла Закон Республики Татарстан «О конституционном надзоре в Республике Татарстан» и образовала Комитет конституционного надзора Республики Татарстан, который был призван обеспечивать соответствие Конституции Республики Татарстан законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан. Вместе с тем Комитет конституционного надзора Республики Татарстан не применял правила судебной процедуры, решения Конституционного суда не носили окончательного характера. Конституция Республики Татарстан, принятая 6 ноября 1992 года, закрепила положения о создании и компетенции Конституционного суда Республики Татарстан. В частности, Конституция Республики Татарстан устанавливала, что Конституционный суд Республики Татарстан в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти, споры о компетенции между органами государственной власти и дает заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан. Важное значение имело закрепление в Конституции Республики Татарстан положения о том, что акты либо их части, признанные Конституционным судом неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования его решения. В отличие от иных видов судопроизводства решения Конституционного суда Республики Татарстан являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.
За сравнительно короткий исторический период Конституционном судом Республики Татарстан принято немало решений по защите конституционных прав и свобод. Конституция РТ наделила Конституционный суд Республики Татарстан целым спектром полномочий, что побуждает к научному осмыслению его роли в развитии российской государственности.
Проведенное исследование позволяет сделать определенные выводы относительно места Конституционного суда Республики Татарстан в политико¬правовом пространстве Республики Татарстан. Во-первых, можно с уверенностью говорить, что он обладает широкими и весьма серьезными полномочиями, реализация которых способствует обеспечению режима конституционной законности в Республике.
С наибольшей эффективностью вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина решаются путем рассмотрения индивидуальных и коллективных жалоб, поскольку в этом случае наличествует прямая заинтересованность субъектов конституционной жалобы в оперативном и действенном реагировании органа конституционного контроля на факт нарушения Основного закона. Вместе с тем судебную защиту получают не только заявители, но другие граждане, прав которых были нарушены законом, если последний был признан неконституционным. Потому конституционное судопроизводство можно характеризовать как средство защиты публичных интересов.
В качестве особенности положения Конституционного суда Республики Татарстан можно обозначить тот факт, что состав, компетенция и юридическая сила решений закреплены непосредственно в Конституции.
Важность задач, стоящих перед Судом подчеркивается особым требованием к представителю сторон - наличие ученой степени по юридической специальности. Такое требование отнюдь не направлено на ограничение чьих-то прав, напротив, он способствует более эффективному представительству интересов заявителей, поскольку конституционное судопроизводство, как и конституционное право в целом, можно сказать, работает с более тонкими правовыми материями. Стоит добавить, что Конституционный суд Республики Татарстан занимается установкой фактических обстоятельств только в той мере, в какой они могут повлиять на оценку конституционности рассматриваемого нормативного акта, в связи с чем к задачам представителя входит приведение убедительной правовой и научной аргументации, содействии Суду находить научно обоснованное решение.
Спецификой деятельности Конституционного суда Республики Татарстан можно назвать и то, что в конституционной юстиции действует лишь одна инстанция, однако наивысшая по отношению к судебной системе в целом. Решения Конституционного суда Республики Татарстан окончательны и не подлежат к обжалованию.
Стоит отметить, что Конституционный суд Республики Татарстан не только не обладает полномочиями самостоятельно инициировать проверки конституционности нормативных актов, но и связан содержанием (предметом) обращений, что лишает его возможности выйти за рамки подвергаемых сомнению законоположений. Тем не менее, могут формулироваться правовые позиции, имеющие методологическое значение для законотворческой деятельности. Потому его решения должны восприниматься парламентом в комплексе: как резолютивная, так и мотивировочная части.
Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права, является высшей и конечной инстанцией в спорах о конституционности законов и в спорах о компетенции между органами государственной власти. Тем самым, по сути, он определяет конституционно- правовые рамки всей политики, является хранителем ее конституционно-правовой формы, высшим арбитром на правовом поле, выход за пределы которого лишают политику правомерности.
Немаловажно отметить, что конституционное судопроизводство позволяет гражданину и обществу вступать в спор с государством. То есть народ после принятия Конституции не расстается со своей учредительной властью, поскольку создан судебный механизм контроля со стороны народа за соблюдением государством важнейших принципов жизнеустройства.
Отметим, что конституционное судопроизводство возбуждается не только по инициативе государства в лице его органов и должностных лиц, преследующих публичный интерес, но и граждан и их объединений в интересах защиты своих основных прав и свобод, по их мнению, нарушаемых законом или иным нормативным актом в конкретном случае правоприменения. Тем самым Конституция РТ прямо предусмотрела не только возможность возникновения конституционного спора между гражданином и государством, но и механизм его разрешения и необходимые гарантии для гражданина. Кроме того, зарубежный опыт позволяет сделать вывод о том, что конституционный контроль на основании индивидуальных жалоб обычно вводится по истечении определенного промежутка времени после формирования конституционного суда. Для того, чтобы посредством конституционного правосудия можно было обеспечить защиту прав человека, предусмотрен правовой механизм такой защиты. В частности, предусмотрены механизмы, которые обеспечивают: доступность обращения граждан и их объединений в Конституционный суд Республики Татарстан; принятие к рассмотрению обращения только по вопросам, действительно содержащих проблему соответствия нормативных актов Конституции РТ.
В своей деятельности Конституционный суд Республики Татарстан выработал в целях обеспечения верховенства и прямого действия Конституции ряд правовых позиций, которые способствуют утверждению на практике ценностей конституционализма. Понятие верховенство конституции означает, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу в системе нормативно¬правовых актов и среди источников конституционного права в целом. Отсюда возникает требование обеспечения соответствия законов и всех подзаконных актов содержанию Конституции РТ.
Можно констатировать, что Конституционный Суд РФ достаточно эффективно воздействует на формирование правовой системы Республики Татарстан. Такое воздействие происходит в том числе через правовые позиции, которые дополняют, развивают и конкретизируют Конституцию РТ, порождая фактически новые конституционные нормы. Это обусловлено необходимостью обеспечения должной защиты основных прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, формирования конституционной законности в нашей многоуважаемой - Республике Татарстан.
Подобные работы
- Судебная власть в субъектах Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Правовое положение Кабинета Министров - Правительства Республики Татарстан
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Конституционное право на обжалование действий и решений должностных лиц (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭЛЕКТОРАТА НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование публичных мероприятий в Республике Татарстан
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СУДЕБНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Конституционный Суд Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
РОССИИ: СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018



