ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Детские площадки в системе дошкольных учреждений Татарской автономной республики в 1930-е годы 10
ГЛАВА 2. Регламентация внутренней жизни детей во время посещения детской площадки 21
ГЛАВА 3. Взаимосвязь между расширением сети дошкольных учреждений
и эмансипацией женщин 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность дипломной работы. Современное общество зависит от социально-экономической и образовательной политики государства. Это влияние распространяется и на дошкольное образование, которое все больше демократизируется, ориентируется на личность ребенка. Родителям представлен большой выбор дошкольных учреждений (государственные и частные) с различными образовательными программами. Государственная заинтересованность в развитии детских учреждений с каждым годом возрастает, так как большую долю на рынке труда составляют именно женские рабочие руки.
Изучение развития сети дошкольных учреждений в две предвоенные пятилетки XX века становится актуальным вопросом истории. В 1930-е годы возникает потребность в увеличении числа дошкольных учреждений по всей стране, так как набирает свои силы индустриализация, идет процесс коллективизации и увеличивается уровень грамотности и культуры населения. Создание и развитие сети государственных дошкольных учреждений, доступных всем семьям, уравнивает в правах женщин и мужчин. Женщины перестают быть только домохозяйками, они примеряют на себя новую социальную роль работницы производства и сельского хозяйства. К началу сороковых годов женская рабочая сила составляла около 41% всех трудовых ресурсов СССР. У женщин остается меньше времени на воспитание и образование детей, поэтому на первый план выходит «общественное воспитание». Дошкольное образование постепенно становится одним из элементов народного образования, а оно, в свою очередь, рассматривалось как часть культурной революции.
Объектом исследования является история дошкольных учреждений Татарской автономной республики в 1930- е годы.
Предмет исследования - история детплощадок как одна из форм организации дошкольного образования в ТАССР в 1930-е годы.
Цель исследования заключается в анализе сети одной из форм дошкольных учреждений - детских площадок в Татарской автономной республике в 1930-е годы.
Задачи:
1. проанализировать развитие сети дошкольных учреждений в Татарской автономной республике и определить ее классификацию;
2. выявить и проанализировать архивные документы, отражающие историю развития и функционирования детских площадок в ТАССР;
3. рассмотреть регламентацию внутренней жизни детей во время
посещения детской площадки;
4. изучить взаимосвязь между расширением сети дошкольных учреждений и эмансипацией женщин.
Хронологические рамки работы охватывают период 1930-х годов, когда в ходе развернувшихся процессов индустриализации и коллективизации, активном вовлечении женщин в общественное производство наряду со стационарными дошкольными учреждениями стали активно развиваться новые формы дополнительных учреждений в виде детских площадок.
Историография.
В первые годы советской власти над вопросом становления и развития дошкольного воспитания задумались работники Народного комиссариата просвещения. Одной из них была Надежда Константиновна Крупская, выдающийся «методист и теоретик дошкольного воспитания»1. По ее мнению, повсеместное создание детских учреждений даст возможность привлечь женщин к общественным работам на благо государства и выполнения задач, которые выдвигает партия2. В системе Наркомпроса в тот период работало много специалистов и энтузиастов своего дела, имеющих, в том числе, опыт практической работы. Например, Л.К. Шлегер с 1918 г. работала над проблемами создания системы дошкольного воспитания, содержания и методов работы дошкольных учреждений. Она принимала непосредственное участие в написании методических работ Наркомпроса по организации дошкольного воспитания.
Конечно, необходимо обратить внимание на периодические издания, относящиеся к педагогической литературе 30-х годов XX века, которые помогают более полно создать картину дошкольного образования: Прежде всего, речь идет о журнале «Дошкольное воспитание», который начал издаваться с 1928 года. Он носил образовательный, просветительский и идеологический характер, включал в себя методические и практические указания по воспитанию, рекомендации, являлся сводом правил и норм поведения работника дошкольного учреждения, а так же публиковал различные материалы той эпохи, касающиеся здоровья, питания, создания игрушек, роли женщин и детей в строительстве общества в целом. Женский журнал «Крестьянка» так же освещал темы, связанные с женщинами, семьей, домом и детьми. Иногда на страницах журнала можно было встретить темы, касающиеся дошкольных учреждений: «Успех выполнения плана заключительного пятилетки», «Закрепим площадки на зиму» и др. Еще один интересный журнал - это «Друг детей». В его рубриках отражались общие сведения о развитии образования, решались проблемы, связанные с организацией детей разного возраста.
Единственной работой по истории детплощадок, основанной на материалах ТАССР и опубликованной в исследуемый период, была небольшая брошюра В. Гафаровой «Дошкольный поход в Татреспублике», где автор пишет о важном значении дошкольного похода, который привел к широкому развитию детских площадок как одной из форм организации детей дошкольного возраста.
В последующие годы в ТАССР выходили многочисленные труды , посвященные общим проблемам развития народного образования и культурной революции, где частично были затронуты вопросы развития системы дошкольных учреждений. З.С. Ахмеров в работе «Н.К. Крупская и народное образование в многонациональном Среднем Поволжье» исследует дошкольное воспитание и деятельность Н.К. Крупской в Среднем Поволжье. Особое внимание автор уделяет развитию национальной сети учреждений в Татарской автономной республике. Также используются работы 1960-80 х годов общего характера, в которых анализируется начало становления народного образования, в том числе, дошкольного образования в ТАССР: В.М. Горохов и Б.П Рождественский «Развитие народного образования в Татарской АССР» ; М.З Тутаев «Развитие народного образования в Татарии (1917-1940 гг.)»; Тазетдинов А. «Великий Октябрь и культурная революция в Татарии» и др.
История дошкольного образования в ТАССР до недавнего времени не являлась предметом специального изучения историков. Первым исследованием стала диссертационная работа Р.С. Мардашовой «Становление и развитие дошкольного образования в Татарстане: конец XVIII-середина XX в.» (Специальность: Общая педагогика, история педагогики и образования) . Автор привела подробный историографический обзор литературы по истории создания дошкольной системы образования в масштабах России, в том числе в рамках исследуемого региона.Мардашова рассмотрела все виды дошкольных учреждений, этапы их развития, выделив особенности развития этой системы в условиях Казанской губернии и ТАССР. Детские площадки не являются предметом специального исследования автора, однако упоминание о них присутствует в главе 3 «Развитие системы дошкольного образования в Татарстане (1928-1941 гг.)» .
В современное время появился ряд публикаций, в определенной степени затрагивающих историю детплощадок ТАССР. И.И. Ханипова, основываясь на материала Национального архива Татарской автономной республики, исследует проблемы становления дошкольных учреждений на территории республики в 1920-е годы до начала 1930-х годов в статье «Перед нами открылись широкие горизонты в дошкольном воспитании» . Автор, рассматривая становление сети детских садов, отметила затруднения с квалифицированными кадрами, нехватку оборудования, игрушек, переполненные группы. Автор подчеркивает, что проблемы в 1930-е годы остались нерешенными. Е.Г. Кривоножкина в статье «Организация быта и труда детей в сельских районах Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны» рассматривает организацию детских домов и детских площадок в военный период, где уделяет внимание постоянно растущей сети детских площадок, что позволяет сделать вывод о том, что детские площадки появлялись в условиях чрезвычайных ситуаций экономического характера и военного времени.
Среди справочных изданий можно выделить «Энциклопедический словарь русского детства». Автор издания - С.Б. Борисов - профессор кафедры культурологии Шадринского государственного педагогического института. В предисловии ко второму изданию автор писал: «Энциклопедический словарь русского детства призван охватить собою по возможности все "единицы" ("атомы"), "элементы", составлявшие в прошлом и составляющие в настоящем культурную (социально-культурную и культурно-антропологическую) среду русского детства.
Источниковая база:
Неопубликованные:
Документы по истории дошкольного образования ТАССР содержатся в фонде Татнаркомпроса ТАССР Национального архива Республики Татарстан: Ф. Р-3682.
Документы делопроизводственного характера включают:
• протоколы заседаний методической дошкольной секции Татнаркомпроса;
• учебные планы и программы курсов по подготовке национальных дошкольных работников детских площадок;
• текстовые отчеты отдела о работе дошкольных летних площадок;
• материалы о деятельности детских домов и детских площадок в районах ТАССР, о строительстве детских садов и др.
Документы выполнены машинописным и рукописным способом, имеются даты, угловые штампы Татнаркомпроса, круглые печати, что позволяет говорить об их подлинности. Бумажный дефицит 1930-х годов сказался на качестве документов. Часть из них выполнена на тетрадных и альбомных листах формата от А3 до А5, на кальке, а также на оборотной стороне географических карт и атласов. Встречается выцветание текста, размытость чернил, частые рукописные исправления. Некоторые документы написаны на яналифе.
Опубликованные документы
Конституция СССР 1936 года, где были зафиксированы основные права и обязанности граждан СССР.
Постановления Наркомпроса РСФСР, касающиеся вопросов развития дошкольного образования в стране. Анализ приведем в тексте работы.
Теоретические и практические значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в курсе истории Татарстана в школах.
Структура работы систематизирует логику проделанной работы и состоит из введения трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В первой главе дается общая характеристика становления сети дошкольных учреждений ТАССР в тридцатые годы двадцатого века. Приводится общая классификация учреждений. Во второй главе регламентируется внутренняя жизнь детей во время посещения детской площадки. В третьей - устанавливается взаимосвязь между детским учреждениями и эмансипации женщин.
Таким образом, можно говорить о сознательном развитии сети дошкольных учреждений по инициативе правительства. В период второй и третьей пятилетки стала активно развиваться социальная политика в отношении женщин и детей. Вначале открывались круглосуточные детские заведения и детские комнаты повсюду, но со временем пришли к тому, что полностью отрывать ребенка от семьи нельзя и ввели ограничения по времени пребывания детей в заведениях. Так же стало необходимо увеличить сеть постоянно действующих детских учреждений. Завершилась культурная революция, которая позволила увеличить уровень грамотности и образованности населения, начиная с образования детей с раннего и дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного, не смотря на преобразования, возникает явная проблема с кадрами, острая потребность в квалифицированных работниках дошкольных учреждений. Для решения этой проблемы советское правительство, в рамках культурной революции, вводит обязательное прохождение педагогических курсов для сотрудников дошкольных учреждений, что позволило повысить уровень подготовки специалистов. Факт того, что воспитатель мог самовольно покинуть рабочее место, подростки, которые должны были находится в школах, заменяли подобных воспитателей, говорит о важности появления педагогических курсов, как одного их главного аспекта профессиональной этики.
Можно сказать, что детские площадки - это одно из разновидностей детского учреждения, отличающегося от детского сада наличием только одной разновозрастной группы детей, количеством персонала и организовывалась в основном на один посевной сезон с мая по ноябрь. Основной задачей детской площадки было обеспечение присмотра за детьми и их воспитание, пока их матери находились на производстве.
Сезонные дошкольные учреждения к осени часто закрывались, и женщины опять становились заняты. Не было времени на учебу и общественные работы. Непостоянная работа дошкольных учреждений негативно отражалась на детях, которые только адаптировались. Постоянные детские учреждения были необходимы. Особенно остро это ощущалось в животноводческих районах, где доярки, птичницы, свинарки работают в течение года.
Что касается внутреннего порядка, то мы видим, что питание на детских площадках в 1930-е годы соответствовало нормативам и требованию времени. Питание на детских площадках полностью ложилось на плечи родителей и всего колхоза, совхоза, рабочего поселков в зависимости от того, где она функционировала. Отсюда разнобой в питании и в порционных нормах, которые впоследствии были установлены государством. Вопрос питания волновал работников образования, так как они проводили рейды, организовывали «дошкольные походы» из числа активных женщин. Организовывали руководство над детскими площадками совместно с опытными работниками детских садов.
Режим дня - это один из главных составляющих работы любого образовательного учреждения. На детских площадках дети получали основные навыки самообслуживания, которые понадобятся им для продолжения обучения, а в дальнейшем и работы, дети проходили богатую «школу» социализации в коллективе.
Подводя итоги исследования, можно говорить, что в 1930-е годы работа детских площадок и детских садов только-только вставала на ноги и, вследствие их работы, наметились явные проблемы в процессе дошкольного образования, воспитания и социализации юного гражданина. В течение следующих лет система работы дошкольных учреждений изменялась, но главные её каноны формировались именно во время второй и третьей пятилетки предвоенного десятилетия. Архивные документы Татнаркомпроса, содержат отложившиеся сведения в фондах НАРТ, позволяют воссоздать историю детских площадок. В то же время, дальнейшие изыскания могут быть связаны с выявлением аналогичных материалов в фондах отдельных колхозов, совхозов и предприятий республики.
1. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических республик Утверждена чрезвычайным VIII съездом Совета Союзы ССР 5 декабря 1936 года (с последующими изменениями) [Режим доступа]: www.hist.msu.ru.
2. Постановление СНК СССР от 06.07.1935 N 1402 "О мероприятиях по упорядочению работы детских садов"[режим доступа]: http: //lawru.info/dok/1935/07/06/n 1196101.htm.
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО (СанПин 2.4.1. 3049 - 13.ю СанПин 2.4.1. 3142 - 13). - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96с.
Неопубликованные:
1. Материалы об итогах и перспективах дошкольного воспитания в ТАССР. Сведения Зеленодольского района на 1 сентября 1932 года// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.1862. - Л. 139.
2. Материалы об итогах и перспективах дошкольного воспитания в ТАССР. Постановление коллегии ТНКП с 2-й дошкольной пятилетки от 1932 года// НАРТ. Ф. Р-3682. Оп.1. - Ед.хр.1862. - Л. 133.
3. Материалы об итогах дошкольного воспитания в ТАССР. Пятилетний план дошкольных учреждений на 1933-37 года (республиканский резерв)// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.1812. - Л. 194.
4. План второй культурной пятилетки НКП ТР НА 1932-1937гг. Дошкольное воспитание сеть и кадры// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.1849. - Л. 36.
5. Акты передачи детских садов из ведения Наркопроса введение предприятий и учреждений. Акт передачи д/с №67 Молотовского Отдела Народного Образования г.Казани Татреспублики 20 сентября 1936 года// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.2158. - Л.42(об).
6. Акты передачи детских садов из ведения Наркопроса введение предприятий и учреждений. Акт передачи д/с № 61 Отделом Народного Образования г.Казани Ленинского района АТССР// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.2158. - Л. 1 (об).
7. Акты передачи детских садов из ведения Наркопроса введение предприятий и учреждений. Акт передачи Сталинским Отделом Народного образования д/с №2 при Ферме 1936 3 октября// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.2158. - Л.88.
8. Материалы о деятельности детских садов и детских площадок в
районах ТАССР. Материалы по рейду проверки выполнения Сталинского устава сельхозартели// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. -
Ед.хр.2106. - Л.12.
9. Материалы о деятельности детских садов и детских площадок в
районах ТАССР. Материалы по рейду проверки выполнения Сталинского устава сельхозартели// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. -
Ед.хр.2106. - Л.12 (об.).
10. Переписка с КОНО о плане методической работы и список школ и детских учреждений по ТАССР. Сеть дошкольных учреждений КОНО на 27/28 учебный год по ТР (согласно утвержденному пятилетнему плану)// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.1232. - Л.57.
11. Программы и планы курсов по подготовке дошкольных работников по 1930/31 учебный год. План// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.1767. - Л.2.
12. Учебные планы и программы курсов по подготовке национальных дошкольников детплощадок на 1937-38 года. Правила и условия приема на одногодичные курсы по подготовке педагогов детсадов// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.2220. - Л.1.
13. О работе летних площадок в весенне-летний период 1938 года. О работе летних площадок//НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.2543. - Л.5-6.
15. Материалы об итогах и перспективах дошкольного образования в ТАССР. Опись// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.1862. - Л.131.
16. Текстовой отчет отдела о работе дошкольных летних площадок в весенне-летний период 1939 г. О работе летних дошкольных площадок в весенне-летний период// НАРТ. Ф.Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.2543. - Л.8-9.
17. Материалы о деятельности детских садов и детских площадок в районах ТАССР. Отчет// НАРТ. Ф.Р. - 3682. - Оп.1. - Ед.хр. 2106. - Л.83.
18. О работе летних дошкольных площадок в весенне-летний период 1938 год// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.2543. - Л.8-9.
19. Материалы о деятельности детских садов и детских площадок в районах ТАССР. Материалы по рейду проверки выполнения Сталинского устава сельхозартели// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр. 2106. - Л.13.
20. Материалы об итогах и перспективах дошкольного образования в ТАССР. Смета на содержание детплощадки// НАРТ. Ф. Р. - 3682. - Оп.1. - Ед.хр.1862. - Л.98(об).
21. Руководящие материалы по дошкольным учреждениям. О летней работе детских площадок// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.1806. - Л.1.
22. Текстовой отчет отдела о работе дошкольных летних площадок в весенне-летний период 1939 г. О работе летних дошкольных площадок в весенне-летний период// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.2543. - Л.8-9.
23. Материалы по расширению дошкольных учреждений, детских садов, детских площадок// НАРТ. Ф. Р. - 3682. - Оп.1. - Ед.хр.1978. - Л. 31.
24. Материалы о работе дошкольных секции при программно¬методическом секторе Наркомпроса ТАССР. О летней работе детплощадок// НАРТ. Ф. Р-3682. - Оп.1. - Ед.хр.1812. - Л.33
2. ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмеров З.С. Н. К. Крупская и народное образование в многонациональном Среднем Поволжье: Казань, Таткнигоиздат. 1968.¬149 с.
2. А.Т. Организуем общественную инспектору по детскому питанию// Друг детей, 1932.-№2.- С.23.
3. Вахитов М.Х., Давлетшин К.Д., Гарипов З.Г.. Культурная революция а Татарии (1917-1937)/ ред.кол.: М.К. Мухарямов и др., Казань. Фил. АН СССР, Инт-т., лит. И истории им. Г.Ибрагимова.-Казань: Татар.кн. из- во, 1986.-303 с.
4. Гафарова В. Дошкольный поход в Татарии (Обл. штаб дошкольного похода). Казань, Татизд., 1931. - 72 с.
5. Горохов В.М, Рожденствеский Б.П. Развитие народного образования в Татарской АССР. - Казань, 1958. - 312 с.
6. Гарипова З.Г. Культурно-просветительская работа в Татарии в годы первой пятилетки (1928-1932). Казань Татар. КН. Из-во, 1985 - 159 с.
7. Ермак. Ясли - на поля, в бригаду//Крестьянка, 1932. - № 8.- С.11.
8. За единое руководство дошкольной работой // Дошкольное воспитание, 1935.-№6.- С.8-9.
9. Зорина. А. О развертывании сети дошкольных учреждений// Дошкольное воспитание, 1936.-№6.- С.33.
10.Зорина. А. В поход за дошкольный всеобуч.// Друг детей, 1932.-№3.- С.17.
11. За чей счет должны содержаться дети в колхозных яслях//Крестьянка, 1932. - №22. - С.45.
12.Зорина. А. Закрепим площадки на зиму// Крестьянка, 1932. - №16.- С.33.
13. Цирлина Е. За качество работы// Дошкольное воспитание, 1930. - №4. - С.6.
14. Крупская Н. К. Детский сад в деревне. М., Г.М.П.Т.-1925.-15 с.
15. Крупская Н.К. Женщина - работница (написано в 1899 году). М.,Л. Гос.издат.-1926.- 36 с.
16. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик.// Дошкольное воспитание, 1936. - №5. - С.7.
17. Как организовать ясли в колхозах// Крестьянка, 1932. - №13.- С.16.
18. Кондрашова. Н. В. Летопись важнейших событий становление и развитие региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913-2013 годы// Концепт.- 2003 - №9 (25). - С.1-8.
19. Кривоножкина Е.Г. Организация быта и труда детей в сельских районах Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны// Эхо веков. - 2012 %.-С.- 181.
20. Колхозницы Татарии - большая сила//Крестьянка, 1933.- №1.
21. Лесовых. Проверим что мы делаем по детскому питанию// Друг детей. 1932. - №10.- С.5.
22. Мардашова Р. С. Становление и развитие дошкольного образования в
Татарстане :конец XVIII-середина XX в. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2008. [Режим доступа]:
http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie
doshkolnogoobrazovaniya-v-tatarstane-konets-xviii-seredina-xx-v.
23. Мананникова Н.Обеспечим участие ОДД в развертывании яслей к посевной-уборочной кампании// Друг детей, 1932.-№4.- С.17.
24. Орлова. Р. Кооперирование населения для организации дошкольного воспитания// Дошкольное воспитание, 1930.-№1.-С.10.
25.Объяснительная записка к нормам и меню для детей различных возрастов// Дошкольное воспитание, 1936.-№4.- С. 23.
26. Рахматуллин В. Всеобщее обучение в Татарии. - Казань: Татиздат.- 1930. -75 c.
27. Тазетдинов А. Великий октябрь и Культурная революция в Татарии. - Казань, 1967.-33 с.
28. Твардовский А. За выполнение контрольных цифр пятилетки ОДД// Друг детей, 1932.-№10.- С.13.
29. Успех выполнения плана заключительного пятилетки// Крестьянка, 1932.- №8. - С.8.
30. Файзуллин С.А. Московские перипетии при утверждении проекта по организации в ТАССР первых экспериментальных районов. Ред.кол. Р.М Валеев, Р.В Шайдуллин, М.З Хабибулин/Истории России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции научных сотрудников Института Татарской энциклопедии АН РТ (г.Казань, 25¬26 июня 2014 г.)/ Ин-т Татар. энциклопедии АН РТ.-Казань: «Фомант», 2014.-Вып.6-524 с.-С.122-123.
31. Ханипова И.И. Перед нами открылись широкие горизонты в дошкольном воспитании// Эхо веков,-2011 %. - С.68-78.
4. Справочные издания:
1. Большая Советская энциклопедия [в 30-ти.Т.]: Гл.ред. А.М Прохоров. 3-е изд. М, «Сов.эндиклопедия» - 1972. - Т.8. - 592 с.
2. История Казанского университета 1804-2004 [гл.ред. М.Х. Салахов]. - Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2004. - 656 с.
3. Энциклопедический словарь русского детства. В двух томах. - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2008. [Режим доступа]: http: //www.litparus .ru/borisovslovar. htm.
Учебная литература
1. История Татарстана в ХХ веке 1917-1995 гг. Уч.пособ. для общеразвивающих заведений// Султанбеков Б.Ф, Харисов Л.А,
Галлямова А.Г. Казань: Хэтер - 1998.- 252 с.
Электронные ресурсы:
1. Министерство просвещения РСФСР 1917-1988 и подведомственные учреждения //№№№.дшЬез.шзагсЫуез.ги;
2. «Современны детский сад» [ЭЛЕКТРОНЫЙ РЕСУРС]. Режим доступа: http: sdetsаd.uсoz.сom;
3. Архив журнала «Дошкольное воспитание» (1928-2016) в электронном
варианте: [Режим доступа]:
http: //dovo sp .ru/shop/magazine_preschool_education.
4. Архив журнала «Крестьянка» в электроном варианте: [Режим
gocTyna]:http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/"Krest'yanka'7_"Krest'yanka".html.