ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Психолого-педагогические основы развития творческой индивидуальности учащихся средствами декоративно-прикладного
искусства 7
1.2 Особенности развития творческой индивидуальности учащихся
средствами декоративно-прикладного искусства в системе
дополнительного образования 16
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА
ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ЧУДЕСНАЯ СОЛОМКА» 26
2.1 Методическое обеспечение экспериментального исследования развития творческой индивидуальности учащихся на занятиях кружка «Чудесная соломка» 26
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 2П
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Задача развития творческой личности в процессе обучения и воспитания, поставленная в Законе Российской Федерации «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного развития российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Необходимость формирования этих качеств, особенно в школьный период, является актуальной проблемой. Уровень сформированности творческой личности в современном обществе, должен быть высок настолько, чтобы позволить человеку самоопределиться в жизни, быть хозяином своей судьбы.
Изучение главнейших факторов, определяющих процесс формирования творческих способностей, да и непосредственно сама проблема творческой индивидуальности предстает достаточно злободневной. Ее изучение представляет большую сложность по многим причинам. Одна из них - наличие большого числа разноплановых факторов, влияющих на развитие творческой индивидуальности. В настоящее время многими
исследователями признается ее природная организация и социальная обусловленность. Впрочем, точно также нет достаточно ясного понимания сущности творческой индивидуальности.
Ряд ученых в области психологии, педагогики и философии в течение многих лет занимаются исследованием вопросов, касающихся проблемы творческих способностей. Так, были выполнены исследования по проблемам психологии творчества (Я.А. Пономарев А.В. Брушлинский), общих и специальных способностей (В.А. Крутецкий Е.И. Игнатьев), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (В.М. Русалов В.Д, Небылицин).
Вопросами теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и творческого развития школьников занимались такие известные ученые как B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, Б.Т. Лихачев, Е.И. Игнатьев, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев и др.
О том, что у учащихся есть интерес к декоративно-прикладному искусству, к народным художественным промыслам показывает опыт
последних лет. Методически грамотно подготовленные, эффективно организованные занятия выполняют колоссальную роль в развитии
творческой индивидуальности учащихся.
Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, мы и выбрали тему выпускной квалификационной работы «Развитие творческой
индивидуальности учащихся средствами декоративно-прикладного искусства (на примере техники соломоплетение)».
Общая проблема исследования обусловлена необходимостью совершенствовать процесс развития творческой индивидуальности
учащихся средствами техники соломоплетение на основе использования дидактических возможностей образовательного процесса в условиях системы дополнительного образования.
Объект исследования - процесс развития творческой индивидуальности учащихся средствами техники соломоплетение.
Предмет исследования - дидактические возможности системы дополнительного образования по развитию творческой индивидуальности учащихся средствами техники соломоплетение.
Характер научно-педагогической проблемы, степень разработанности различных ее аспектов во многом предопределили цель и задачи настоящего исследования.
Цель исследования - исследовать и обосновать дидактические возможности системы дополнительного образования по развитию
творческой индивидуальности учащихся средствами техники
соломоплетение.
Гипотеза исследования: развитие творческой индивидуальности учащихся в системе дополнительного образования приобретет
качественно новое содержание за счет внедрения разработанных и концептуально обоснованных программ кружковой деятельности.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Исследовать возможности техники соломоплетение в развитии творческой индивидуальности учащихся.
3. Выявить педагогические основы системы дополнительного образования в развитии творческой индивидуальности учащихся средствами техники соломоплетение.
4. Разработать программу кружка «Чудесная соломка» в системе дополнительного образования.
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы по психолого-педагогическим, методическим и специальным аспектам, касающимся области исследования;
• эмпирические - наблюдение за деятельностью руководителя кружка и кружковцами, беседа, опрос.
Теоретические основы исследования составляют:
• теории развития творчества и творческих способностей (Г.Ю. Айзенк, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес);
• современные исследования методики и практики преподавания различных видов искусства (В.С.Кузин, Н.М. Сокольникова, Р.А. Гильман, И. Полякова, Б.М. Неменский, Н.И. Пьянкова и др.).
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами программа кружка «Соломоплетение» может быть использована педагогами системы дополнительного образования, активно занимающимися вопросами развития творческой индивидуальности учащихся на занятиях декоративно-прикладного искусства.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения и списка использованных источников.
Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования.
Результаты проведенного исследования развития творческой
индивидуальности учащихся средствами декоративно-прикладного
искусства на примере техники соломоплетение свидетельствуют о
достижении поставленной в исследовании цели и позволяют сделать следующие основные выводы.
1. В теоретическом анализе изучаемой проблемы:
1) рассмотрена сущность творческой индивидуальности;
2) исследованы психолого-педагогические основы развития творческой индивидуальности учащихся средствами декоративно-прикладного искусства;
3) выявлены особенности развития творческой индивидуальности учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования;
4) выявлены педагогические основы системы дополнительного образования в развитии творческой индивидуальности учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.
2. Практическая часть исследования представлена разработанной программой кружка «Чудесная соломка».
3. Целостно оценивая данные, полученные в ходе исследования, мы
полагаем, что они пополняют и систематизируют наши представления о методах развития творческой индивидуальности учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного
образования, о больших возможностях кружковой деятельности в данном процессе. Эти данные и их обобщение могут быть использованы участниками образовательного процесса в процессе занятия творчеством.
Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Белякова, А.Р. Воспитание творческой личности в дополнительном образовании / А.Р. Белякова // Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования: Материалы республиканской научн.-прак. конф. 19 - 21 ноября 2012 г.
- Казань: Школа, 2013. - С. 267 - 268.
3. Богоявленская, Д.Б. Исследования творчества и одаренности / Д.Б. Богоявленская. - М.: Мол. Гвардия, 1997. - 434 с.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 319 с.
5. Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1598 с.
6. Веснянкина, И.В. Психолого-педагогические аспекты творческого развития личности в системе дополнительного образования / И.В. Веснянкина // Психолого-педагогические основы духовно¬нравственного воспитания личности в системе образования: Материалы республиканской научн.-прак. конф. 19 - 21 ноября 2012 г. - Казань: Школа, 2013. - С. 272 - 274.
7. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.:
Лабиринт, 1998. - 293 с.
8. Голованов, В.П. Методика и технология работы дополнительного образования: учеб.пособ. для сред. проф. образования / В.П. Голованов.
- М.: Владос, 2004. - 239 с.
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 207 с.
10. Ермолаева - Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учеб.пос. для вузов / Л.Б. Ермолаева - Томина. - М.: Академический проект, 2003. - 318 с.
11.Закон РФ «Об образовании». - Режим доступа: http: // www. eduhelp.info. ru, свободный.
12.Зиновкина, М.М.Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ / М.М. Зиновкина, В.В. Утемов. - Режим доступа: http://www.pandia.ru>text 178/643/4222php,свободный.
13. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - Режим доступа: http://www.forum.numi.ru,свободный.
14. Использование современных педагогических технологий в развитии
творческих способностей учащихся. - Режим
доступа: http: //www. iskustvo .3 dn. ru, свободный.
15. Кожевникова, Т.И. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков в УДО / Т.И. Кожевникова// Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования: Материалы республиканской научн.- прак. конф. 19 - 21 ноября 2012 г. - Казань: Школа, 2013. - С. 318 - 319.
16. Концепция художественного образования в Российской Федерации
(приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) - Режим доступа:
http://www.gnesin.ru/normativy/concept ofart education.html, свободный.
17. Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней школе // Искусство в школе. - 2002. - № 4. - С. 15 - 21.
18. Коротеева, Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты / Е.И.
Коротеева. - М.: Просвещение, 2008. - 276 с.
19. Кузин, В. С. Изобразительное искусство в начальной школе:
учебник для общеобразовательных учебных заведений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2012. - 294 с.
20. Кушнарева, Н.Ю. Обучение одаренных детей в соответствии с индивидуальным стилем их мышления / Н.Ю. Кушнарева // Одаренный ребенок - 2007. - №3. - С.114 - 119.
21. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес. - М.: ИППТ, 1998. - 173 с.
22. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С.Лейтес. - М.: Академия, 2000. - 364 с.
23. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 207 с.
24. Личностные достижения учащихся как результат деятельности учителя ИЗО/под ред. Морозкиной И. Л. - Оренбург: ООИПКРО, 2003.- 143 с.
25. Малахова, И. А. Способность к творчеству. Одаренность. Талант. / И.А. Малахова. - Минск: Беларускаянавука, 2002.- 263 с.
26. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»: учебно-методич. пособие / Б.М. Неменский, И.Б. Полякова, Т.Б. Сапожникова. - М.: Педуниверситет, Первое сентября, 2007. - 126 с.
27. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А.М.
Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 29 - 33.
28. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Просвещение, 2001. - 183 с.
29. Неменский, Б.М. Познание искусством / Б.М. Неменский. - М.: УРАО, 2000. - 259 с.
30. Неменский, Б.М. Приглашение к диалогу / Б.М. Неменский. - М.:
МИОО, 2003. - 118 с.
31. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - СПб.: Речь, 2006. - 374 с.
32. Образовательная область «Искусство»: инструктивно-методическое
обеспечение содержание образования. - М.: Школьная книга, 2000. - 98 с.
33. Основы актуализации творческой индивидуальности учащегося
средствами ДПИ. - Режим доступа: http://www.dslib.net>obw.-
реЬа£О£1ка,свободный.
34. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.
35. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1976. - 256 с.
36. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1 - 9 кл. под рук. Неменского Б. М. - М.: Просвещение, 2007. - 112 с.
37. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 - 9 классы». - М.: Просвещение, 2006. - 108 с.
38. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство.
Начальная школа / Сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. - М.: Дрофа, 1999. - 244 с.
39. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова. - М.: Просвещение, 2006. - 294 с.
40. Развитие творческой индивидуальности ученика как следствие
грамотного педагогического общения - Режим
доступа: http://www.jeducation.ru>6 2009/89, свободный.
41. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф.фак. пед. ин-тов. / Н.Н. Ростовцев. - М.: АГАР, 1998. - 252 с.
42. Руппель, Р.М. Психолого-педагогические аспекты воспитания
творческой личности в системе дополнительного образования детей / Р.М. Руппель // Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования: Материалы республиканской научн.-прак. конф. 19 - 21 ноября 2012 г. - Казань: Школа, 2013. - С. 282 - 285.
43. Сердюкова, Н.С. Реализация ФГОС второго поколения в системе урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству / Н. С. Сердюкова, С. И. Линник-Ботова. - Белгород, 2012. - 131 с.
44. Сизов, И.И. Проблема развития творческой личности учащихся в условиях современного образования и пути ее решения. - Режим доступа: http://www.festival.1september.ru>articles/641794/, свободный.
45. Сокольникова, Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2012. - 368 с.
46. Типовое положение учреждений дополнительного образования. - Режим доступа: http: // www. educom. ru, свободный.
47. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. - М.: Дрофа, 2004.
48. Шумилин, А.Г. Проблемы теории творчества / А.Г. Шумилин. - М.: Высшая школа, 1989. - 473 с.
49. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 265 с.
50. Яшкова, С.Н. Дополнительное образование и развитие творческих способностей учащихся / С.Н. Яшкова // Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования: Материалы республиканской научн.-прак. конф. 19 - 21 ноября 2012 г. - Казань: Школа, 2013. - С. 280 - 282.