Права человека на безопасную окружающую среду в системе конституционных прав
|
Введение 3
Глава 1. Понятие, содержание и развитие конституционного права человека на благоприятную окружающую среду 6
1.1 Понятие и содержание права на благоприятную окружающую среду 6
1.2 Место и роль права на благоприятную окружающую среду в системе
конституционных прав и свобод человека 14
Глава 2. Нормативно-правовое закрепление права личности на благоприятную окружающую среду 22
2.1 Право граждан на достоверную экологическую информацию и проблемы
его реализации 22
2.2 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или
имуществу экологическим правонарушением 29
Глава 3. Механизм защиты конституционного права человека на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации 36
3.1 Содержание конституционного механизма охраны права человека на
благоприятную окружающую среду 36
3.2 Роль общественных объединений в системе охраны права человека на
благоприятную окружающую среду 52
3.3 Механизм судебной защиты права человека на благоприятную
окружающую среду 65
Заключение 76
Использованная литература 79
Глава 1. Понятие, содержание и развитие конституционного права человека на благоприятную окружающую среду 6
1.1 Понятие и содержание права на благоприятную окружающую среду 6
1.2 Место и роль права на благоприятную окружающую среду в системе
конституционных прав и свобод человека 14
Глава 2. Нормативно-правовое закрепление права личности на благоприятную окружающую среду 22
2.1 Право граждан на достоверную экологическую информацию и проблемы
его реализации 22
2.2 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или
имуществу экологическим правонарушением 29
Глава 3. Механизм защиты конституционного права человека на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации 36
3.1 Содержание конституционного механизма охраны права человека на
благоприятную окружающую среду 36
3.2 Роль общественных объединений в системе охраны права человека на
благоприятную окружающую среду 52
3.3 Механизм судебной защиты права человека на благоприятную
окружающую среду 65
Заключение 76
Использованная литература 79
В каждом цивилизованном обществе жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Для наиболее полного обеспечения данных благ обязательно наличие благоприятных для жизни и развития человечества характеристик окружающей природной среды.
Актуальность данного исследования заключается в том, что с каждым годом число факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую среду, увеличивается. Значительную роль играет именно антропогенное воздействие, которое, не смотря на осознание обществом опасности загрязнения окружающей среды, а так же на нормативно-правовые акты, направленные на ее защиту, может привести к необратимым последствиям и даже к экологическому кризису. Долгое время такие потребности человечества, как чистый воздух, вода, продукты питания считались сами собой разумеющимися и не требовали правовой
регламентации, как таковой. Сейчас же, в ситуации, когда более двух третей экосистем на планете стали либо искусственными, либо полуискусственными, человечество довольно часто становится жертвой последствий неблагоприятного и опасного воздействия окружающей природной среды.
Можно с уверенностью сказать о том, что простое закрепления экологических прав является недостаточным, поэтому представляется необходимым чёткое и точно сформулированное закрепление механизмов их реализации, и только тогда можно будет говорить о достойной и «здоровой» жизни человека и гражданина. В таких условиях наличие механизма правового регулирования права на благоприятную окружающую среду является необходимым. Он в свою очередь состоит из двух направлений, таких как реализация права каждого человека и гражданина на проживание и нахождение в той среде, которая не будет угрожать ни его жизни, ни здоровью, а также охрану биосферы планеты.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в сфере реализации и обеспечения права на благоприятную окружающую среду в системе Конституционного права Российской Федерации.
Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, которые в системе представляют собой механизм обеспечения права на благоприятную окружающую среду.
Целью исследования является раскрытие и выявление содержания права на благоприятную окружающую среду, определение его места в системе Конституционного права Российской Федерации, а также изучение механизма обеспечения и реализации данного права.
Нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить понятие и содержание права на благоприятную окружающую среду.
2. Выявить этапы развития и формирования данного права.
3. Изучить место и роль права на благоприятную окружающую среду в системе конституционных прав и свобод.
4. Подвергнуть разбору нормативно-правовое закрепление прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.
5. Определить содержание конституционного механизма охраны прав на благоприятную окружающую среду.
4. Рассмотреть и проанализировать роль общественных объединений в системе охраны права человека на благоприятную окружающую среду.
5. Исследовать механизм судебной защиты данного права.
Методология и методика исследования основывается на общенаучных методах таких как диалектический, логический, функциональный и частнонаучных методах: конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Теоретическую основу данного исследования составили научные труды, таких авторов, как: С. С. Алексеев, М.В. Баглай, С.А. Боголюбов, М.М. Бринчук, А.Б. Венгеров, Б.В. Ерофеев, В.М. Капицын, М.П. Карева, Е.И. Козлова, O.E. Кутафин, Е.А. Лукашева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, Б. Л. Назаров, В.М. Сырых, и иных.
Нормативную базу исследования составили официальные документы и законодательные акты РФ, в том числе Конституция РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и иные.
Структура и объем работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Актуальность данного исследования заключается в том, что с каждым годом число факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую среду, увеличивается. Значительную роль играет именно антропогенное воздействие, которое, не смотря на осознание обществом опасности загрязнения окружающей среды, а так же на нормативно-правовые акты, направленные на ее защиту, может привести к необратимым последствиям и даже к экологическому кризису. Долгое время такие потребности человечества, как чистый воздух, вода, продукты питания считались сами собой разумеющимися и не требовали правовой
регламентации, как таковой. Сейчас же, в ситуации, когда более двух третей экосистем на планете стали либо искусственными, либо полуискусственными, человечество довольно часто становится жертвой последствий неблагоприятного и опасного воздействия окружающей природной среды.
Можно с уверенностью сказать о том, что простое закрепления экологических прав является недостаточным, поэтому представляется необходимым чёткое и точно сформулированное закрепление механизмов их реализации, и только тогда можно будет говорить о достойной и «здоровой» жизни человека и гражданина. В таких условиях наличие механизма правового регулирования права на благоприятную окружающую среду является необходимым. Он в свою очередь состоит из двух направлений, таких как реализация права каждого человека и гражданина на проживание и нахождение в той среде, которая не будет угрожать ни его жизни, ни здоровью, а также охрану биосферы планеты.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в сфере реализации и обеспечения права на благоприятную окружающую среду в системе Конституционного права Российской Федерации.
Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, которые в системе представляют собой механизм обеспечения права на благоприятную окружающую среду.
Целью исследования является раскрытие и выявление содержания права на благоприятную окружающую среду, определение его места в системе Конституционного права Российской Федерации, а также изучение механизма обеспечения и реализации данного права.
Нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить понятие и содержание права на благоприятную окружающую среду.
2. Выявить этапы развития и формирования данного права.
3. Изучить место и роль права на благоприятную окружающую среду в системе конституционных прав и свобод.
4. Подвергнуть разбору нормативно-правовое закрепление прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.
5. Определить содержание конституционного механизма охраны прав на благоприятную окружающую среду.
4. Рассмотреть и проанализировать роль общественных объединений в системе охраны права человека на благоприятную окружающую среду.
5. Исследовать механизм судебной защиты данного права.
Методология и методика исследования основывается на общенаучных методах таких как диалектический, логический, функциональный и частнонаучных методах: конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Теоретическую основу данного исследования составили научные труды, таких авторов, как: С. С. Алексеев, М.В. Баглай, С.А. Боголюбов, М.М. Бринчук, А.Б. Венгеров, Б.В. Ерофеев, В.М. Капицын, М.П. Карева, Е.И. Козлова, O.E. Кутафин, Е.А. Лукашева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, Б. Л. Назаров, В.М. Сырых, и иных.
Нормативную базу исследования составили официальные документы и законодательные акты РФ, в том числе Конституция РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и иные.
Структура и объем работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Право на безопасную окружающую среду занимает центральное место в системе мер, направленных на обеспечение разумного баланса между экономическими и экологическими интересами человека, закрепляя при этом основные гарантии соблюдения его прав. Именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых являются одной из важнейших обязанностей государства, закрепленной ст. 2 Конституции РФ.
Провозглашение Российской Федерации правовым (ст. 1 Конституции РФ) и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7), логично привело к закреплению в качестве одного из основополагающих в системе конституционных экологических прав права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42). Несомненно, одной из важнейших деталей для обеспечения эффективности функционирования правового механизма административной и судебной защиты конституционного права на благоприятную окружающую среду является определение ее основных характеристик, критериев благоприятности.
Вместе с тем очевидно, что одним из наиболее формализованных критериев поддержания окружающей среды в благоприятном для человека состоянии является соблюдение требований (нормативов) качества окружающей среды.
Таким образом, именно здоровье человека является главным критерием качества окружающей среды, а через него - важнейшим показателем ее благоприятного состояния. Здоровье человека и обеспечение возможности для удовлетворения необходимых для него жизненно важных потребностей во взаимодействии с природой являются для государства одними из важнейших ценностей, ведь, как известно, здоровье людей и их право на его охрану (ст. 7 и ст. 41 Конституции РФ), а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), провозглашаются и обеспечиваются в качестве ключевых конституционных прав.
Человек и его неотъемлемые экологические права, будучи объектом экологических правоотношений, в то же время являются особым объектом правовой охраны и защиты. Однако в положениях ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" человек не указан в числе объектов охраны окружающей среды. В соответствии с указанной статьей такими объектами являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Следует признать справедливым мнение о включении человека, его здоровья, экологических интересов в систему объектов охраны окружающей среды, объектов экологических правоотношений. Именно наличие человека и его жизненно важных интересов в центре этой системы, использование его здоровья в качестве одного из важнейших критериев качества окружающей среды позволят обеспечить должный уровень ее охраны. Однако использование здоровья человека в качестве такого критерия не должно вести к подмене ряда нормативов качества окружающей среды санитарными нормами и правилами, что происходит в настоящее время и приводит к многочисленным трудностям в правоприменительной деятельности.
Занимая особое место в системе объектов экологических правоотношений, человек вместе с тем является одним из главных субъектов права природопользования и основным загрязнителем окружающей среды. Однако в этой своей социальной роли человек может выступать в различных качествах - физического лица, должностного лица, субъекта предпринимательской деятельности (индивидуального предпринимателя или участника юридического лица). В каждой из этих форм человек может оказывать совершенно различный уровень воздействия на окружающую среду.
Таким образом, являясь одним из важнейших объектов экологических правоотношений, человек, его права и законные интересы подлежат охране с применением всех доступных средств и механизмов, предусмотренных экологическим правом и законодательством. Вместе с тем человек, являясь субъектом экологических правоотношений, может, выступая в различных социальных ролях, осуществлять непосредственное или косвенное воздействие на окружающую среду, ее компоненты, природные объекты и природные ресурсы. При этом основное значение в обеспечении охраны жизненно важных интересов человека как объекта экологических правоотношений и ограничении его негативного воздействия на природную среду как их субъекта имеет именно право.
Действующее законодательство направлено в том числе на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Провозглашение Российской Федерации правовым (ст. 1 Конституции РФ) и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7), логично привело к закреплению в качестве одного из основополагающих в системе конституционных экологических прав права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42). Несомненно, одной из важнейших деталей для обеспечения эффективности функционирования правового механизма административной и судебной защиты конституционного права на благоприятную окружающую среду является определение ее основных характеристик, критериев благоприятности.
Вместе с тем очевидно, что одним из наиболее формализованных критериев поддержания окружающей среды в благоприятном для человека состоянии является соблюдение требований (нормативов) качества окружающей среды.
Таким образом, именно здоровье человека является главным критерием качества окружающей среды, а через него - важнейшим показателем ее благоприятного состояния. Здоровье человека и обеспечение возможности для удовлетворения необходимых для него жизненно важных потребностей во взаимодействии с природой являются для государства одними из важнейших ценностей, ведь, как известно, здоровье людей и их право на его охрану (ст. 7 и ст. 41 Конституции РФ), а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), провозглашаются и обеспечиваются в качестве ключевых конституционных прав.
Человек и его неотъемлемые экологические права, будучи объектом экологических правоотношений, в то же время являются особым объектом правовой охраны и защиты. Однако в положениях ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" человек не указан в числе объектов охраны окружающей среды. В соответствии с указанной статьей такими объектами являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Следует признать справедливым мнение о включении человека, его здоровья, экологических интересов в систему объектов охраны окружающей среды, объектов экологических правоотношений. Именно наличие человека и его жизненно важных интересов в центре этой системы, использование его здоровья в качестве одного из важнейших критериев качества окружающей среды позволят обеспечить должный уровень ее охраны. Однако использование здоровья человека в качестве такого критерия не должно вести к подмене ряда нормативов качества окружающей среды санитарными нормами и правилами, что происходит в настоящее время и приводит к многочисленным трудностям в правоприменительной деятельности.
Занимая особое место в системе объектов экологических правоотношений, человек вместе с тем является одним из главных субъектов права природопользования и основным загрязнителем окружающей среды. Однако в этой своей социальной роли человек может выступать в различных качествах - физического лица, должностного лица, субъекта предпринимательской деятельности (индивидуального предпринимателя или участника юридического лица). В каждой из этих форм человек может оказывать совершенно различный уровень воздействия на окружающую среду.
Таким образом, являясь одним из важнейших объектов экологических правоотношений, человек, его права и законные интересы подлежат охране с применением всех доступных средств и механизмов, предусмотренных экологическим правом и законодательством. Вместе с тем человек, являясь субъектом экологических правоотношений, может, выступая в различных социальных ролях, осуществлять непосредственное или косвенное воздействие на окружающую среду, ее компоненты, природные объекты и природные ресурсы. При этом основное значение в обеспечении охраны жизненно важных интересов человека как объекта экологических правоотношений и ограничении его негативного воздействия на природную среду как их субъекта имеет именно право.
Действующее законодательство направлено в том числе на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.



