Введение 3
Глава I. Общая характеристика миграции населения и ее нелегальной составляющей 6
1.1 Миграция населения - юридическое содержание и влияющие
факторы 6
1.2 Природа нелегальной миграции: понятие, причины, негативные
последствия 12
Глава II. Правовое регулирование противодействия нелегальной миграции в праве ЕС, а также в национальном законодательстве государств- членов
Евросоюза 20
2.1 Международно-правовые основы противодействия нелегальной
миграции 20
2.2 Правовое регулирование борьбы с нелегальной миграцией в европейском праве 25
2.3 Миграционная политика государств Европейского Союза 36
Глава III. Система институтов и средств по обеспечению противодействия нелегальной миграции в рамках ЕС 45
3.1. Деятельность Европола и Евроюста в сфере противодействия нелегальной миграции 45
3.2. Значение Агентства ЕС по безопасности внешних границ (Фронтекс) в противодействии нелегальной миграции 54
3.3. Шенгенская и Визовая информационные системы как форма борьбы с
нелегальной миграцией 59
Заключение 63
Список литературы
Развитие современного мира уже невозможно представить без процессов миграции населения. Будучи одним из проявлений процесса глобализации, миграция в целом оказывает позитивное влияние на социально-экономическое и политическое развитие государств, способствует интеграции международного сообщества, культурному сближению народов, развитию производительных сил. Вместе с тем, если миграционные процессы носят неуправляемый характер, уровень обеспечения безопасности государств резко снижается. Особенно это необходимо учитывать в настоящий период, когда мировое сообщество столкнулось с небывалым размахом террористических угроз и насилия.
Миграция населения является составной частью современной экономики. Связи между миграционными процессами и международным экономическим развитием весьма сложны и, иногда, противоречивы. Взаимоотношения между странами-донорами и государствами- реципиентами, несоответствие между национальными интересами различных государств и правами человека, приобретают на сегодняшний день особую остроту. Существующая взаимосвязь и взаимозависимость между миграционным поведением населения и экономическими, демографическими, социальными, политическими факторами развития государств требуют выстраивания миграционной политики на адекватной нормативно-правовой базе.
В феврале 1992 г. был подписан Договор о Европейском Союзе, который призван содействовать интеграции государств-членов в политический, экономический и валютный союз. Европейский Союз представляет собой специфическое межгосударственное объединение с тенденцией перехода в государство нового типа. Государства-члены ЕС ежегодно принимают большое количество мигрантов, въезжающих с различными целями и на различные сроки. Основной миграционный процесс протекает в рамках организации: обладая гражданством Евросоюза, трудящиеся и другие слои населения стран ЕС перемещаются с целью трудоустройства или получения образования на совершенно законных основаниях. Вместе с тем, из года в год, в Европейском Союзе растёт количество мигрантов, находящихся на территории государств-участников незаконно.
Актуальность данной работы обусловлена обострением проблемы нелегальной миграции в связи с расширением ЕС в последнее время, которое повлекло совершенствование национального законодательства и общеевропейского права в этой сфере. В этой связи существует необходимость анализа правоприменительного опыта ЕС в сфере противодействия нелегальной миграции с целью его возможной адаптации и его применения в современных условиях развития экономических отношений в Российской Федерации.
Нельзя не упомянуть о том, что и Россия в последнее десятилетие вошла в ряд крупнейших реципиентов легальных и нелегальных мигрантов, а также соискателей убежища, главным образом, из Украины. Точно также в недавнем прошлом Евросоюз стал убежищем для тысяч ливийцев, сирийцев, албанцев, жителей бывшей Югославии.
На сегодняшний день, к вопросу о противодействии нелегальной миграции в отечественной и зарубежной литературе уделяется достаточно большое внимания. В процессе изучения данной проблематики, использовалась специальная научная литература как отечественных, так и зарубежных авторов. Общую теоретическую базу настоящей работы составляют работы таких учёных, как К.А. Бекяшев, Л.Н. Галенская, Г.В. Игнатенко, А.Я. Капустин, С.Ю. Кашкин, Е.В. Кпинова, Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, В.И. Кузнецов, Д.Г. Курдюков, М.В. Курман, В.П. Малахов, В.И. Переведенцев, О.И. Тиунов, Б.Н. Топорнин, В.Н. Чапек, JI.M. Энтин, M.JI. Энтин и др., также основой данной работы послужило исследование кандидата юридических наук Ходжиева Алишера Рауфовича.
В работе также использовались труды зарубежных ученых, таких как Е. Андерсон, Барри Н. Стейн, Р. Билсборроу, Г. Гудвин-Гилл, Дж. Лучиани, Л. Моррис, А. Оберай, П. Фишер, Д. Харрис, и многие другие.
Целью выпускной квалификационной работы является: комплексное исследование основ правового регулирования и системы существующих механизмов и средств по обеспечению противодействия нелегальной миграции в Европейском Союзе.
Указанной целью обусловлены постановка и решение следующих задач:
- выявить главные причины нелегальной миграции в государствах ЕС;
- определить понятие «нелегальная миграция», раскрывающее
содержание этого термина;
- рассмотреть соотношение норм международного права, права Европейского Союза и национального законодательства государств-членов в сфере противодействия нелегальной миграции;
- раскрыть механизмы и формы сотрудничества государств Евросоюза в области противодействия нелегальной миграции.
Для решения поставленных задач в работе использовались общенаучные и специальные юридические методы исследования, в том числе: системно-структурный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, функциональный, статистический. Теоретическую основу работы образуют труды российских и зарубежных учёных, посвященные различным аспектам миграции населения, в том числе её нелегальной составляющей.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих в себя пять параграфов, заключения, а также списка используемой литературы.
Миграция населения - один из глобальных феноменов современной международной жизни. Практически все регионы и многие государства мира вовлечены в этот процесс в качестве либо стран выезда, либо принимающих стран, или стран со смешанными потоками. В последние десятилетия государства в той или иной мере испытывают давление миграционного процесса. Поэтому проблема миграции населения, ее последствия и возможность регулирования стоит во главе угла миграционной политики, проводимой правительствами многих стран. Действенное регулирование миграционных процессов, и особенно противодействие стихийно развивающейся нелегальной миграции, минимизация и предупреждение ее негативных последствий имеет огромное значение как для отдельно взятых государств «импортёров», так и для всего международного сообщества. Неуправляемость и неконтролируемость этого процесса отрицательно сказывается на состоянии рынка труда, приводит к массовым нарушениям прав мигрантов, создает очаги социальной напряженности в, местах их скопления, а также негативно влияет на криминальную обстановку.
Исследовав тенденцию закономерности развития процесса миграции населения на современном этапе в Европейском Союзе всё больше проявляется её социально-экономическая составляющая. Роль и значение международной миграции населения в ЕС стало одной из наиболее значимых проблем. Это обусловлено рядом обстоятельств: демографические проблемы, характерные для многих, прежде всего для всех государств-участников европейской интеграции; недостаточная теоретическая проработанность роли миграционных процессов в демографическом развитии, ее места в демографических концепциях и в контексте долгосрочных негативных процессов последствий миграций.
Миграция как фактор социально-экономического развития общества всё больше заставляет обращать на себя внимание, не только представителей науки, но и практики. В то же время, несмотря на возросшую остроту потребности общества, до сих пор совершенной правовой базы, регулирующей миграционный процесс, не разработано, отсутствует общая система работы, структурность в подходах с учётом необходимости защиты прав граждан и интересов государства. Сложившаяся ситуация создаёт определённое напряжение в обществе, серьёзно ослабляет общество и государство. Однако в то же время миграция, которая регулируется имеющимися нормами права, всегда его укрепляет. В связи с этим возрастает необходимость выработки единой политики и утверждение её Европейским Союзом. Ведь такой по настоящему общей осмысленной политике в рамках ЕС не существует, но следует отметить, что все же на отдельных участках европейской интеграции наблюдается создание эффективных механизмов сотрудничества в этой области. За прошедшие десятилетия приобретён колоссальный опыт в рамках ЕС по данной проблематике. Однако он нуждается в глубоком осмыслении и серьёзной научной проработки. Это позволило бы в рамках права ЕС разработать адекватную систему нормативно-правовых актов, ориентированных не только на реалии современности, но и на перспективу.
Проведенный анализ правовых основ противодействия нелегальной миграции в рамках Европейского Союза позволяет сформулировать ряд выводов:
Роль и перспектива развития внутренних отношений государств-членов Европейского Союза в сфере правового регулирования противодействия нелегальной миграции является сегодня одной из важнейших направлений на пути построения единой политики ЕС в создании общих концептуально новых подходов к решению проблемы нелегальной миграции. Особый интерес представляет политика Европейского Союза по проблемам миграции, беженцев, а также уже накопленный опыт борьбы с нелегальной миграцией, которой весьма актуален и для Российской Федераций с целью адаптации ее законодательства к европейскому стандарту. В настоящее время в рамках Европейского Союза созданы достаточно эффективные, и действенные инструменты (механизмы) для противодействия нелегальной миграции. Европол и Евроюст лишь часть этого механизма, ключевая, роль которых на современном этапе не вызывает сомнений. Ведь не секрет, что положение с миграцией все время меняется, что требует принятия новых мер по ее регулированию и борьбе с нелегальной миграцией. Сочетание административных, экономических, а также рыночных механизмов - вот необходимое направление, позволяющее в комплексе противостоять этому явлению. В настоящее время перед Европейским Союзом стоят новые первостепенные задачи, в череде которых стоит не только создание новых правовых инструментов, но и усиление (активизация) интеграционных процессов, затрагивающих различные аспекты миграции, а также международное сотрудничество.
Не менее эффективным способом противодействия нелегальной миграции является международно-правовое регулирование данной проблемы. Международное сообщество включило нелегальную миграцию населения в число основных угроз национальной и международной безопасности. Помимо правового регулирования, под эгидой международного сообщества выработаны действенные институциональные механизмы, деятельность которых непосредственно направлена на содействие трудовой миграции, на участие в борьбе против торговли людьми, на проведение исследований, касающихся управления миграционными процессами, а также разработки мер по предупреждению незаконного ввоза мигрантов.
1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945г. //Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 12. М., 1956. С. 14-47.
2. Устав Международной организации по миграции от 19 октября 1953 г. (с изменениями от 20 мая 1987 г.) //Гудвин-Гилл Г. С. Статус беженца в международном праве. М.; Будапешт, 1997. С. 471-478.
3. Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) от 13 июня 1956 г.//Действующее международное право / Сост.- Ю.М.Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 3. М., 1997. С. 99-107.
4. Устав Международной организации труда от 28 июня 1919г.//Российское трудовое право. Ч. 1: Международно-правовые акты / Сост. С. А. Свиридов, Л. Л. Григорашенко. Воронеж, 2001. С.55-60.
5. Конвенция № 66 Международной организации труда о вербовке, трудоустройстве и условиях труда трудящихся-мигрантов от 28 июня 1939 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т. I. Женева, 1991. С. 562-567.
6. Конвенция № 97 Международной организации труда о
трудящихся- мигрантах (пересмотренная в 1949 г.) от 1 июля 1949 г.// Международная защита прав и свобод человека / Сост. Г. М. Мелков; Под ред. Л. А. Могулевой. М., 1990. С. 177-193.
7. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г.//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 16. М., 1957. С.280-290.
8. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. //Бюллетень международных договоров. 2001. № 3. С. 3-44.
9. Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г.//Бюллетень международных договоров. 1993. № 9. С. 6-28.
10. Конвенция № 122 Международной организации труда о политике в области занятости от 9 июля 1969 г. //Ведомости Верховного Совета СССР. 1967. № 45. Ст. 608.
11. Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, от 7 сентября 1956 г. //Ведомости Верховного Совета СССР. 1957. №8. Ст.224.
12. Конвенция № 105 Международной организации труда об
упразднении принудительного труда от 25 июня 1957 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 50. Ст. 4649.
13. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне от 29 апреля 1958г. //Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. Х-43. Ст. 1 135.
14. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г.// Международные акты о правах человека / Сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М., 2002. С. 383-444
15. Конвенция относительно рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 года, с изменениями, внесёнными протоколом от 7 декабря 1953 года.
16. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 3-33.
17. Конвенция № 143 Международной организации труда о
злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся- мигрантам равенства возможностей и обращения от 24 июня 1975г. //Международная защита прав и свобод человека / Сост. Г. М. Мелков; Под ред. Л. А. Могулевой. М., 1990. С. 193-201.
18. Конвенция Организации Объединенных Наций поморскому праву от 10 декабря 1982 г. //Действующее международное право / Сост. и отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 1.М., 2002. С. 307-393.
19. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами от 21 марта 1950 года (одобрена резолюцией 317 (IV) Генеральной Ассамблеей ООН от 2 декабря 1949 года.
20. Конвенция по морскому праву от 10 декабря 1982 года.
21. Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся- мигрантов. Совет Европы, 1977 г.
22. Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 г.
23. Амстердамский договор 1997-го года, изменяющий Договор о Европейском Союзе и договоры, учреждающие Европейские сообщества.
24. Протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 16 сентября 1963 г. //Бюллетень международных договоров. 2001. №3.
25. Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 1. //Действующее международное право / Сост. и отв. ред. К. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 1. М., 2002. С. 186-187.
26. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 46-55.
27. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, от 15 ноября 2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2.
28. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. //Международные акты о правах человека//Сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М., 2002. С. 38-42.
29. Декларация об основах отношений между Российской Федерацией и Королевством Дания «Еще 500 лет дружбы и мира» от 4 ноября 1993 г. //Бюллетень международных договоров. 1994. №3. С. 77-80.
30. Декларация об основах отношений между Российской Федерацией и Республикой Исландия от 19 декабря 1994г. //Дипломатический вестник.
1995. № 1. С. 35-37.
31. Декларация об основах отношений между Российской Федерацией и Королевством Норвегия от 26 марта 1996 г. // Дипломатический вестник.
1996. № 4. С. 9-15.
32. Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века от 17 апреля 2000 г. (UN. Doc.A/CONF.187/4/Rev.3) //Десятый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями / Сост. Волеводз А. Г. М., 2001. С. 357—363.
33. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 февраля 2000 г. № 54/138 «Насилие в отношении женщин-мигрантов».
34. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 24 февраля 2000 г. №54/166 «Защита мигрантов»
35. Резолюция Генеральной.Ассамблеи ООН от 31 января 2001 г. № 55/67 «Торговля женщинами и девочками».
36. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 26 февраля 2001 г. № 55/92 «Защита мигрантов».
37. Директива Совета 77/486/ЕЭС от 25 июля 1977 г. «Об образовании детей работников-мигрантов»
38. Директива Совета 2000/43/ЕС от 29 июня 2000 г. «Об имплементации принципа равного обращения между людьми независимо от расовой или этнической принадлежности».
39. Решение Совета 2002/187/ПВД от 28 февраля 2002 г. «о создании Евроюст в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью,».
40. Рамочное решение № 2002/946/ПВД от 28 ноября 2002 г. «о повышении стандартов уголовной ответственности в целях наказания за помощь незаконному въезду, транзиту и пребыванию».
Федеральные нормативно-правовые акты
41. Федеральный закон Российской Федерации № 187-ФЗ «О
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 28 декабря 2004 г.
42. Закон' РФ № 4730 — 1 «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. (в ред. от 19 июля 1997 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст. 4029.
43. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. № 1414 «О Федеральной миграционной программе на 1998¬2000 годы» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №47. 24 ноября. Ст. 5406.
44. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенииях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. 30 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1.Ст.1.
45. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 29 июня 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.
46. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 2 ноября 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 29 июля. № 30. Ст. 3032.
Монографии, учебники, справочники, пособия
47. Бондырева С. К. Миграция (сущность и явление) / С. К. Бондырева, Д.Б. Колесов. - М.: НПО «МОДЭК», 2014.
48. Буторина О. В. Европейский Союз - справочник / О. В. Буторина. - М.: 2013.
49. Ильин Ю. Д. Лекции по истории и праву Европейского союза / Ю. Д. Ильин. - М.: Спарк, 2015.
50. Ионцев В. А. Нелегальная миграция / В. А. Ионцев. - М.: МАКС Пресс, 2014. (Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир; Вып. 9).
51. Махмудова М.М., Королева А.М. Квалифицированные мигранты в экономике региона: анализ современных тенденций// «Новые технологии - нефтегазовому региону: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. С. 418-421.
52. Овчинский В. С. Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми: Сборник документов / В. С. Овчинский. — М.: ИНФРА-М, 2014. (Серия «Высшее образование»).
53. Подшивалов В. Е. Незаконная миграция: международно-правовые проблемы: Монография / В. Е. Подшивалов. - Иркутск: ИОГНИУ, 2014.
54. Castles, S. and Davidson, A. Citizenship and Migration: International Population Movements in the Modern World. London: Macmillan, 2015.
55. Judicial Cooperation in the EU: the role of Eurojust Report with Evidence: 23rd report of Session 2003-04 / European Union Committee; House of Lords. London: Authority of the House of Lords, 2014. P.8-9.
56. Klein L. Libro negro de la inmigracion. Barcelona. 2003. P. 40.
57. Ley Organica sobre derechos y libertades de los extranjeros en Espana y su integracion social. Ley de extranjeria y legislacion complementaria. Madrid, 2014. P 249.
58. New Challenges for Migration Policy in Central and Eastern Europe. Frank Laczko, Irene Stacher, Amanda Klekowski von Koppenfels. T M C Asser press. 2014. P. 2.
Научные статьи
59. Андриченко JI. В. Миграция и национальная безопасность: проблемы законодательного регулирования / Л. В. Андриченко // Федерализм. - 2014. -№3.- С. 143-144.
60. Андрианова М. А. О некоторых возможностях упорядочения регулирования нелегальной трудовой миграции в Россию / М. Юрист, 2012. - № 7. - С. 12.
61. Витковская Г. С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия / Г. С. Витковская // Нелегальная миграция. Гл. ред. В. А. Ионцев. - М.: МАКС Пресс, 2012. - С.15-16. (Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир; Вып. 9)
62. Журбина Н. Н. Урегулирование вопросов миграционной политики в рамках вторичного законодательства Европейского Союза / Н. Н. Журбина // Международные отношения XX века в исторических судьбах стран Европы и Северной Америки. - Ставрополь, 2014. - Вып. № 1.-С. 159.
63. Западнюк Е. А. Права человека через призму миграции: правовые аспекты регулирования в Европейском Союзе / Е. А. Западнюк // Юридические науки. — М.: Компания Спутник. - 2015. - № 4 (20). — С. 146.
64. Зинченко H.H. Миграционные процессы и экономическая интеграция на постсоветской территории / H. Н. Зинченко // Мир на пороге XXI века. -М., 2011. - С. 208.
65. Ионцев В. Время великих кочевий: Международная миграция населения и развитие России / В. Ионцев // Дружба народов. - 2011. - № 4.
66. Каюмова А. Р. Механизмы осуществления уголовной юрисдикции государствами ЕС в рамках формирования пространства свободы, безопасности и правосудия / А. Р. Каюмова // Международное публичное и частное право. - 2005. С. 12
67. Подшивалов В. Е. Незаконная международная миграция как новый вызов международной и национальной безопасности / В. Е. Подшивалов // Академический юридический журнал. - Иркутск, 2015. - № 2 (20). - С. 41.
68. Ходжиев А.Р. «Правовые основы и механизмы противодействия нелегальной миграции в Европейском Союзе», 2008 г. С.149