Международно-правовое и внутригосударственное регулирование защиты всех лиц от насильственных исчезновений
|
Введение 3-5
Глава 1. Правовое регулирование защиты всех лиц от насильственных исчезновений
§ 1.1 Универсальные международные акты по защите всех лиц от насильственных исчезновений: понятие, субъекты, юрисдикция, ответственность 6-20
§ 1.2. Правовая помощь по реализации Конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений 20-24
Глава 2. Роль международных органов по защите всех лиц от насильственных исчезновений
§2.1. Правовой статус Комитета по защите всех лиц от насильственных исчезновений 25-28
§2.2. Договорные органы по правам человека 28-32
Глава 3. Международная и внутригосударственная уголовная ответственность § 3.1. Насильственные исчезновения как международные преступления и ответственность за их совершение 33-49
§ 3.2 Внутригосударственное уголовное законодательство об ответственности за насильственные исчезновения (на примере Российской Федерации, Республики Казахстан, Королевства Бельгия) 49-64
Заключение 65-69
Список использованной литературы
Глава 1. Правовое регулирование защиты всех лиц от насильственных исчезновений
§ 1.1 Универсальные международные акты по защите всех лиц от насильственных исчезновений: понятие, субъекты, юрисдикция, ответственность 6-20
§ 1.2. Правовая помощь по реализации Конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений 20-24
Глава 2. Роль международных органов по защите всех лиц от насильственных исчезновений
§2.1. Правовой статус Комитета по защите всех лиц от насильственных исчезновений 25-28
§2.2. Договорные органы по правам человека 28-32
Глава 3. Международная и внутригосударственная уголовная ответственность § 3.1. Насильственные исчезновения как международные преступления и ответственность за их совершение 33-49
§ 3.2 Внутригосударственное уголовное законодательство об ответственности за насильственные исчезновения (на примере Российской Федерации, Республики Казахстан, Королевства Бельгия) 49-64
Заключение 65-69
Список использованной литературы
Одним из тяжких преступлений, получивших широкое распространение в XX в. является акт насильственного исчезновения. На сегодняшний день насильственные исчезновения представляют собой глобальную проблему, которая распространилась практически по всему миру, не ограничиваясь каким- либо одним регионом.
Помимо причинения невыносимых страданий и беспокойства жертвам и их близким, акт насильственного исчезновения порождает атмосферу страха и террора во всём обществе. Такая практика вызывает чувство беспокойства и отсутствия безопасности не только у конкретного пострадавшего лица, но и у всего общества в целом.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что ранее являющиеся непременными спутниками режима военной диктатуры, насильственные исчезновения в настоящее время зачастую совершаются в целях запугивания и уничтожения политических противников и их семей.
Целью данной работы является анализ понятия насильственных исчезновений, изучение не только международного опыта борьбы с насильственными исчезновениями, но и практики межрегиональных и региональных юрисдикционных органов.
В качестве объекта исследования выступает понятие насильственного исчезновения, его источники и меры противодействия данному международному правонарушению.
Предметом исследования является правое регулирование ответственности за совершение насильственных исчезновений.
В дипломной работе широко используются такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, метод синтеза (для характеристики признаков и особенностей преступления насильственного исчезновения), метод сравнительного правоведения (в целях выявления закономерностей, сходства и различий при квалификации насильственных исчезновений как преступления на различных уровнях осуществления юрисдикционной деятельности: международный, межрегиональный, региональный, национальный), метод логических обобщений (в целях наиболее полного анализа акта насильственного исчезновения, дачи определённых выводов и выявления противоречий и спорных вопросов, возникающих при квалификации данного состава).
В процессе написания дипломной работы нами был проведён анализ не только международно-правовых актов, но и национального законодательства, в частности нормативно-правовых актов Российской Федерации, Республики Казахстан, Королевства Бельгия. Также был изучен ряд научной литературы, материалов периодических изданий, материалов судебной практики.
Теоретическую основу дипломной работы составляют труды российских ученых таких как, Бриллиантов А. В., Валеев Р. М., Гузеева О. С. и Скуратова А. Ю., Карташкин В. А., Конева А. Е., Лазутин Л. А., Трикоз Е. Н. и др.
Достижение поставленной цели представляется целесообразным осуществить через решение следующих задач:
- изучить понятие насильственного исчезновения, данное в международном праве, межрегиональном и региональном законодательстве;
- исследовать правовые акты, принятые с целью защиты от насильственных исчезновений и установления ответственности за данное правонарушение.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
Помимо причинения невыносимых страданий и беспокойства жертвам и их близким, акт насильственного исчезновения порождает атмосферу страха и террора во всём обществе. Такая практика вызывает чувство беспокойства и отсутствия безопасности не только у конкретного пострадавшего лица, но и у всего общества в целом.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что ранее являющиеся непременными спутниками режима военной диктатуры, насильственные исчезновения в настоящее время зачастую совершаются в целях запугивания и уничтожения политических противников и их семей.
Целью данной работы является анализ понятия насильственных исчезновений, изучение не только международного опыта борьбы с насильственными исчезновениями, но и практики межрегиональных и региональных юрисдикционных органов.
В качестве объекта исследования выступает понятие насильственного исчезновения, его источники и меры противодействия данному международному правонарушению.
Предметом исследования является правое регулирование ответственности за совершение насильственных исчезновений.
В дипломной работе широко используются такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, метод синтеза (для характеристики признаков и особенностей преступления насильственного исчезновения), метод сравнительного правоведения (в целях выявления закономерностей, сходства и различий при квалификации насильственных исчезновений как преступления на различных уровнях осуществления юрисдикционной деятельности: международный, межрегиональный, региональный, национальный), метод логических обобщений (в целях наиболее полного анализа акта насильственного исчезновения, дачи определённых выводов и выявления противоречий и спорных вопросов, возникающих при квалификации данного состава).
В процессе написания дипломной работы нами был проведён анализ не только международно-правовых актов, но и национального законодательства, в частности нормативно-правовых актов Российской Федерации, Республики Казахстан, Королевства Бельгия. Также был изучен ряд научной литературы, материалов периодических изданий, материалов судебной практики.
Теоретическую основу дипломной работы составляют труды российских ученых таких как, Бриллиантов А. В., Валеев Р. М., Гузеева О. С. и Скуратова А. Ю., Карташкин В. А., Конева А. Е., Лазутин Л. А., Трикоз Е. Н. и др.
Достижение поставленной цели представляется целесообразным осуществить через решение следующих задач:
- изучить понятие насильственного исчезновения, данное в международном праве, межрегиональном и региональном законодательстве;
- исследовать правовые акты, принятые с целью защиты от насильственных исчезновений и установления ответственности за данное правонарушение.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
Изначально насильственные исчезновения являлись преступлением, порождаемым режимом военной диктатуры, но с начала XXI в. они стали совершаться в иных ситуациях, в том числе в период внутренних вооружённых конфликтов, используясь в целях подавления оппонентов представителями антидемократических режимов. Соответственно этот вид международных преступлений получил широкое распространение (преимущественно в странах Латинской Америки, что обусловлено, в том числе, и сложившимся в данном регионе политическим режимом). Мировая общественность была обеспокоена сложившейся ситуацией и дабы пресечь дальнейшее распространение данного деяния была создана Рабочая группа по насильственным и недобровольным исчезновениям, правовой основой деятельности которой послужили различные правовые акты международного характера, такие как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Кодекс должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка 1990 г., Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью 1985 г. и Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными 1955 г. Эти акты послужили основой для создания Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений 1992 г., которая впоследствии послужила базой для создания ещё одного важного для борьбы с насильственными исчезновениями документа - Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г.
Нами было выяснено, что в Конвенции 2006 г., а именно в ст. 2 даётся чёткое определение понятию насильственного исчезновения, что на основании этого документа запрещается существование секретных тюрем, подтверждается право искать и распространять информацию о насильственных исчезновениях, при определённых условиях преступление насильственного исчезновения может быть квалифицировано как преступление против человечности.
Кроме того, в рамках написания первой главы был произведён анализ Конвенции 2006 г. на предмет оказания правовой помощи. Так, нами было выяснено, что в рамках оказания правовой помощи, в соответствии с положениями Конвенции 2006 г., может быть осуществлена выдача лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Конвенции 2006 г., преступление насильственного исчезновения является преступлением, влекущим выдачу. Положение о выдаче включается в любой договор о выдаче, заключенный между государствами- участниками до вступления в силу Конвенции. Также было выявлено, что государства-участники обязуются включать преступления насильственного исчезновения в число преступлений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче, заключаемый между ними впоследствии (ч. 3 ст. 13 Конвенции 2006 года). Между тем, данная конвенция может служить правовым основанием для выдачи лиц и в том случае, если такого рода просьбу получило государство- участник конвенции от государства, не подписавшего данный международный акт.
Во второй главе нами был исследован правовой статус Комитета по защите всех лиц от насильственных исчезновений и произведён анализ практики юрисдикционных органов по защите всех лиц от насильственных исчезновений. Так нами было выяснено, что работа Комитета основывается на следующих средствах и методах:
- проверка отчётов государств;
- общие комментарии;
- межгосударственные иски;
- требование о проведении срочного (гуманитарного) расследования;
- посещение стран;
- составление отчёта для Генерального секретаря ООН;
- рассмотрение индивидуальных сообщений.
Также мы пришли к выводу, что праву КНИ по рассмотрению докладов государств-участников корреспондирует обязанность по представлению государствам-участникам и Генеральной Ассамблее ООН ежегодного доклада о своей работе.
Что касается практики юрисдикционных органов по защите всех лиц от насильственных исчезновений, то здесь следует сказать, что практика пошла по направлению группирования вопроса рассмотрения жалоб на четыре категории:
1) связанные с Кипрским конфликтом,
2) вытекающие из действий органов безопасности Турции на юге-востоке страны,
3) исчезновения в Северокавказском регионе России, из которых наиболее существенную группу составляют дела, связанные с событиями в Чеченской Республике,
4) жалобы, поступившие из бывшей Югославии.
Это было сделано в целях наиболее быстрого, полного и всестороннего рассмотрения жалоб.
Третья глава дипломной работы была посвящена изучению международной и внутригосударственной уголовной ответственности за насильственные исчезновения.
Преступление насильственного исчезновения является преступлений против человечности. Данная категория является по своей сути родовым понятием, включающим в себя различные насильственные действия, которые совершаются систематически или в широких масштабах и направлены против гражданского населения. На сегодняшний день на уровне международно-правового регулирования нет единого акта, который включал бы в себя исчерпывающий перечень преступлений против человечности.
Ещё один, сделанный нами в ходе написания дипломной работы, вывод заключается в следующем: процесс определения ответственности государства за исчезновение имеет общие черты с процессом определения индивидуальной уголовной ответственности. Даже если в стране существуют утверждённые правила и процедуры, они редко применяются справедливым образом и редко приводят к расследованию государством, признанию вины, возмещению ущерба.
Что касается внутригосударственного уголовного законодательства об ответственности за насильственные исчезновения, то в данном аспекте считаем необходимым отметить, что Российской Федерацией Конвенция 2006 г. не ратифицирована. В рамках российского уголовного права акт насильственного исчезновения можно квалифицировать как совокупность двух преступлений, предусмотренных ст. 126 «Похищение человека» и ст. 301 «Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей» УК РФ либо как совокупность преступлений, предусмотренных статьями 126 и 286 «Превышение должностных полномочий» УК РФ. Насильственные исчезновения подлежат квалификации по совокупности указанных преступлений в зависимости от характера совершённого деяния.
Что касается законодательства Республики Казахстан, то в данном государстве была проведена реформа национального законодательства в целях усовершенствования деятельности по борьбе с насильственными исчезновениями. Так, в Уголовном кодексе Республики Казахстан от 3 июля 2014 г., предусмотрена ответственность, в частности, за насильственные исчезновения в, в ст. ст. 125 (похищение человека), 126 (незаконное лишение свободы), 128 (торговля людьми), 362 (превышение власти и должностных полномочий), 363 (присвоение полномочий должностного лица), 414 (заведомо незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей).
Что касается национальной правовой системы Королевства Бельгия, то уголовное законодательство данного государства признаёт насильственные исчезновения в качестве самостоятельного преступления. С другой стороны, мы не можем не отметить то факт, что в общеуголовном бельгийском праве насильственные исчезновения не являются самостоятельным преступлением. Тем не менее, оно может включать такие деяния, криминализированные в уголовном кодексе Бельгии как похищение и сокрытие несовершеннолетних (ст. ст. 428-360 УК Бельгии).
Нами было выяснено, что в Конвенции 2006 г., а именно в ст. 2 даётся чёткое определение понятию насильственного исчезновения, что на основании этого документа запрещается существование секретных тюрем, подтверждается право искать и распространять информацию о насильственных исчезновениях, при определённых условиях преступление насильственного исчезновения может быть квалифицировано как преступление против человечности.
Кроме того, в рамках написания первой главы был произведён анализ Конвенции 2006 г. на предмет оказания правовой помощи. Так, нами было выяснено, что в рамках оказания правовой помощи, в соответствии с положениями Конвенции 2006 г., может быть осуществлена выдача лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Конвенции 2006 г., преступление насильственного исчезновения является преступлением, влекущим выдачу. Положение о выдаче включается в любой договор о выдаче, заключенный между государствами- участниками до вступления в силу Конвенции. Также было выявлено, что государства-участники обязуются включать преступления насильственного исчезновения в число преступлений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче, заключаемый между ними впоследствии (ч. 3 ст. 13 Конвенции 2006 года). Между тем, данная конвенция может служить правовым основанием для выдачи лиц и в том случае, если такого рода просьбу получило государство- участник конвенции от государства, не подписавшего данный международный акт.
Во второй главе нами был исследован правовой статус Комитета по защите всех лиц от насильственных исчезновений и произведён анализ практики юрисдикционных органов по защите всех лиц от насильственных исчезновений. Так нами было выяснено, что работа Комитета основывается на следующих средствах и методах:
- проверка отчётов государств;
- общие комментарии;
- межгосударственные иски;
- требование о проведении срочного (гуманитарного) расследования;
- посещение стран;
- составление отчёта для Генерального секретаря ООН;
- рассмотрение индивидуальных сообщений.
Также мы пришли к выводу, что праву КНИ по рассмотрению докладов государств-участников корреспондирует обязанность по представлению государствам-участникам и Генеральной Ассамблее ООН ежегодного доклада о своей работе.
Что касается практики юрисдикционных органов по защите всех лиц от насильственных исчезновений, то здесь следует сказать, что практика пошла по направлению группирования вопроса рассмотрения жалоб на четыре категории:
1) связанные с Кипрским конфликтом,
2) вытекающие из действий органов безопасности Турции на юге-востоке страны,
3) исчезновения в Северокавказском регионе России, из которых наиболее существенную группу составляют дела, связанные с событиями в Чеченской Республике,
4) жалобы, поступившие из бывшей Югославии.
Это было сделано в целях наиболее быстрого, полного и всестороннего рассмотрения жалоб.
Третья глава дипломной работы была посвящена изучению международной и внутригосударственной уголовной ответственности за насильственные исчезновения.
Преступление насильственного исчезновения является преступлений против человечности. Данная категория является по своей сути родовым понятием, включающим в себя различные насильственные действия, которые совершаются систематически или в широких масштабах и направлены против гражданского населения. На сегодняшний день на уровне международно-правового регулирования нет единого акта, который включал бы в себя исчерпывающий перечень преступлений против человечности.
Ещё один, сделанный нами в ходе написания дипломной работы, вывод заключается в следующем: процесс определения ответственности государства за исчезновение имеет общие черты с процессом определения индивидуальной уголовной ответственности. Даже если в стране существуют утверждённые правила и процедуры, они редко применяются справедливым образом и редко приводят к расследованию государством, признанию вины, возмещению ущерба.
Что касается внутригосударственного уголовного законодательства об ответственности за насильственные исчезновения, то в данном аспекте считаем необходимым отметить, что Российской Федерацией Конвенция 2006 г. не ратифицирована. В рамках российского уголовного права акт насильственного исчезновения можно квалифицировать как совокупность двух преступлений, предусмотренных ст. 126 «Похищение человека» и ст. 301 «Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей» УК РФ либо как совокупность преступлений, предусмотренных статьями 126 и 286 «Превышение должностных полномочий» УК РФ. Насильственные исчезновения подлежат квалификации по совокупности указанных преступлений в зависимости от характера совершённого деяния.
Что касается законодательства Республики Казахстан, то в данном государстве была проведена реформа национального законодательства в целях усовершенствования деятельности по борьбе с насильственными исчезновениями. Так, в Уголовном кодексе Республики Казахстан от 3 июля 2014 г., предусмотрена ответственность, в частности, за насильственные исчезновения в, в ст. ст. 125 (похищение человека), 126 (незаконное лишение свободы), 128 (торговля людьми), 362 (превышение власти и должностных полномочий), 363 (присвоение полномочий должностного лица), 414 (заведомо незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей).
Что касается национальной правовой системы Королевства Бельгия, то уголовное законодательство данного государства признаёт насильственные исчезновения в качестве самостоятельного преступления. С другой стороны, мы не можем не отметить то факт, что в общеуголовном бельгийском праве насильственные исчезновения не являются самостоятельным преступлением. Тем не менее, оно может включать такие деяния, криминализированные в уголовном кодексе Бельгии как похищение и сокрытие несовершеннолетних (ст. ст. 428-360 УК Бельгии).
Подобные работы
- ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ООН
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Дипломные работы, ВКР, международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовое обеспечение процесса деятельности Международного уголовного суда (МУС)
Диссертации (РГБ), международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2022 - Система договорных органов по правам человека
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017



