Содержание 2
Введение 3
Глава I. Национальное законодательство Японии по вопросам инвестиций 7
1.1. Источники инвестиционного законодательства Японии 7
1.2. Правовой режим иностранных инвестиций в Японии 11
1.3. Законодательство об особых экономических зонах 19
Глава II. Российское инвестиционное законодательство 27
2.1 Источники российского законодательства об инвестициях 27
2.2 Гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам 37
2.3. Законодательство об особых экономических зонах 50
Глава III. Российско-японское инвестиционное сотрудничество 59
3.1. Двустороннее сотрудничество в соответствии с соглашением о
поощрении и защите капиталовложений 59
3.2. Сотрудничество по налоговым вопросам в рамках Конвенции об избежание двойного налогообложения в отношении налогов и
доходов 67
3.3. Взаимные обязательства в рамках многостороннего сотрудничества с
участием Японии и Российской Федерации 74
Заключение 79
Список литературы 82
Одним из первостепенных вопросов, стоящих на повестке дня во всем мире и в том числе в современной России в рамках международных экономических отношений - вопрос о реформировании и модернизации национальной экономики и законодательства в связи с возрастающей ролью межгосударственного инвестиционного сотрудничества. Россия нуждается в иностранном капитале, который способен принести новые технологии, как в крупный, так и средний и малый бизнес, современные методы управления, проверенные на практике других развитых стран, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Также инвестиционные отношения позволяют на долгосрочной основе создать условия взаимовыгодного сотрудничества в сегментах, геополитически и геоэкономически важных для сторон. Стоит отметить и тот факт, что на сегодняшний день Российская Федерация испытывает дефицит внутренних финансовых ресурсов. Так, по данным Министерства Финансов, в период с 2017 по 2020 годы казна может не досчитаться 5,6 триллиона рублей , что демонстрирует острую необходимость в иностранных инвестициях, которые смогут спасти сегодняшнее положение в стране.
Россия и Япония всегда были экономически привлекательными друг для друга партнерами в силу нескольких аспектов. Таковыми можно назвать длительное историческое сотрудничество, где Россия была первым государством, с которым 7 февраля 1855 года Япония заключила первый русско-японский договор о мире и дружбе (Симодский трактат), который, в отличие от англо-американского договора, был заключен добровольно , что позволило снять «железный занавес» и открыть путь к развитию торговли, консульских, культурных и гуманитарных связей между двумя странами;
4 территориальная близость; полярная привлекательность в ресурсах, которыми обладает каждая из стран и т.д.
На сегодняшний день в большей степени привлекательной сферой для японских инвесторов является нефтегазовая промышленность, автомобильная промышленность, а также совершается сотрудничество в области электроэнергетики, химической, лесоперерабатывающей, фармацевтической промышленности, энергомашиностроении, сельском хозяйстве и медицине.
Несмотря на медленное, но стабильное развитие российско-японского инвестиционного сотрудничества, до сих пор наличествует достаточное количество препятствий, особенно со стороны законодательства, которые замедляют процесс привлечения иностранного капитала с японской стороны и создают препятствия для дальнейшего их развития.
Япония - всегда была и будет стратегическим партнером России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом, особенно в связи с недавней встречей двух глав, произошедшей 6 мая 2016г., в результате которой Президент В.В.Путин и Премьер-министр Синдзо Абэ пришли к единому мнению о необходимости дальнейшего расширения инвестиционного сотрудничества между двумя странами для укрепления взаимоотношений и в других сферах.
Поэтому, исходя из всего вышесказанного, рассмотрение законодательных основ инвестиционного сотрудничества России и Японии, их сравнительный анализ, нахождение точек соприкосновения и недоработок, является актуальным предметом изучения, особенного на сегодняшний день.
Целью данной дипломной работы являются рассмотрение российско- японского инвестиционного сотрудничества с правовой точки зрения, изучение основ законодательного регулирования иностранных инвестиций в России и Японии, их сравнительно-правовой анализ.
Задачами данной работы являются:
1. Изучение и рассмотрение источников в области инвестиционного законодательства в России и Японии
2. Изучение особенностей правового режима инвестиций в Японии и России
3. Подробное рассмотрение законодательства в области двустороннего сотрудничества между Россией и Японией по вопросам инвестиций и дальнейших перспектив развития
4. Сравнительный анализ двустороннего и многостороннего сотрудничества в области инвестиций с участием России и Японии
5. Выявление пробелов в законодательстве России, замедляющие развитие двустороннего сотрудничества в области инвестиционного взаимодействия.
Тематика заявленной дипломной работы также требует использование разнообразных методов, которые необходимы для рассмотрения поставленной проблемы более полно и глубоко, что позволит сделать определенные выводы, которые в будущем можно будет использовать для решения проблемы на практике.
При написании данной дипломной работы были использованы такие методы, как:
- Аналитический метод
- Сравнительно-правовой метод
- Формально-юридический метод
- Изучение и анализ нормативно-правовых актов
- Изучение и анализ публикаций и монографических статей
- Изучение и анализ существующей ситуации на рынке
Работа построена следующим образом: в первой главе рассмотрен вопрос об основах законодательства в области инвестиций в Японии, их источниках, особенностях правового режима, результаты чего в дальнейшем сравниваются с результатами второй главы, где рассматриваются те же аспекты, только в Российской Федерации; в третьей главе осуществляется анализ двустороннего сотрудничества в области инвестиций России и Японии на основе действующих договоров, что позволяет в полной мере рассмотреть вопрос о современном положении в области регулирования инвестиционных отношений между Японией и Россией с правовой точки зрения и прийти к выводам, в каком направлении следует двигаться дальше для развития и улучшения сотрудничества.
В настоящей выпускной работе был рассмотрен вопрос правового аспекта Российско-японского инвестиционного сотрудничества, что на сегодняшний день один из самых актуальных вопросов, возникающих в рамках международного взаимодействия России и Японии. В заключении проведенного исследования хотелось бы сделать следующие выводы, которые, по возможности, могли бы способствовать продвижению в решении данного вопроса в лучшую сторону и улучшению инвестиционного сотрудничества между этими странами.
В ходе работы был произведен анализ национального и международного законодательства, регулирующие вопросы инвестиционной деятельности России и Японии, двусторонние и международные соглашения и договоры, участниками которых являются названные государства и которые способствуют развитию инвестиционных отношений обоих сторон.
В каждой из стороны законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность, проработано в достаточной мере, создает благоприятные условия для работы отечественных и иностранных инвесторов на внутренних рынках, а также присутствует механизм защиты инвесторов от рисков и убытков и других действий, которые могут негативно повлиять на деятельность лиц, осуществляющих капиталовложений. Но вместе с тем, законодательство обоих стран осложненно массой источников, тяжелыми и длительными процедурами, проверками и другими формальными действиями, которые иностранный инвестор обязан совершить для того, чтобы он был допущен на внутренний рынок. Все это замедляет процесс взаимодействия и снижает экономическую привлекательность стран в глазах иностранных инвесторов.
Также, исходя из анализа двустороннего соглашения между Японией и Россией, по сегодняшний день не существует отлаженного механизма, направленного на взаимодействие в области понимания и разъяснения внутреннего законодательство в области инвестиций, что и в большей степени заставляет инвесторов отказаться от вхождения на данный рынок, так как им просто не ясен механизм работы в нем. С японской стороны исходят такие аргументы, что не территориальная проблема, а именно чрезмерное административное вмешательство, нестабильность законодательства и его постоянное произвольное толкование, сложные политические и иммиграционные процедуры, а также нежелание российских административных структур прилагать усилий для разъяснений внутреннего законодательства и оказывать помощь в прохождении всех формальных процедур совместно с сотрудниками, в чьи обязанности это входит, являются препятствием к улучшению ситуации в области инвестиционного сотрудничества России и Японии.
Но стоит отметить, что обе страны постепенно двигаются к тому, чтобы были претворены в жизнь нормы Двустороннего сотрудничества, которые устанавливают обязанность обеих сторон создать максимально благоприятные условия и среду для капиталовложений со стороны партнера. Активная деятельность в области продвижения особых экономических зон, относительно недавно подписанных двусторонней договор в области таможенного регулирования, организация совместного Российско-японского инвестиционного форума - все это демонстрирует, что обе стороны готовы делать шаги на встречу друг к другу. Реализация таких проектов, как завершение строительства и введение в эксплуатацию Комплекса по производству аммиака, метанола и карбамида в г.Менделеевске, РТ «Аммоний», территориально расположенного в достаточной отдаленности от японских инвесторов, а также активное привлечение и создание выгодных условий в ОЭЗ «Алабуга» Президентов РТ Р.Н.Миннихановым, демонстрирует, что обе стороны на верном пути и необходимо лишь продолжать вести активное сотрудничество в разных областях, и в особенности в области облегчения знакомства и разъяснения законодательных основ инвестиционного права обеим сторонам, так как именного правовое регулирование является базой для любого сотрудничества двух стран. Наличие стабильного, правильно интерпретированного и переведенного, закрепленного национального законодательства позволит инвесторам с легкостью осуществлять с ним знакомство, достигать механизма деятельности и взаимодействия с административными структурами в другой стране.
1. Вашингтонская конвенция 1965 года О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами
2. Сеульская конвенция 1985 года Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций - Сеул, 11 октября 1985
3. Конституция Японии 1947 года
4. Конституция Российской Федерации 1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (ред. От 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824; от 7 августа 2000 г. N 32 ст. 3340;
6. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - N 32. - ст. 3301; 1996. - N 5. - ст. 410; 2001. - N 49. - ст. 4552; 2006. -. N 52. - ст. 5496
7. Гражданский Кодекс Японии 1898г.
8. Закон Японии «О банковской деятельности» (в редакции от 2011г. № 49)
9. Закон Японии «О Банке Японии» (в редакции Закона Японии от 1.12.2008 № 102)
10. Закон Японии «О финансовых инструментах и валютной деятельности» (в редакции от 2010г.№32).
11.Закон Японии «О валютном обмене и внешней торговле" (в редакции Закона Японии от 24.06.2009 № 59)
12. Закон Японии «О запрете частных монополий и поддержке честной торговли» от 14.04.1947 № 54
13. Закон Японии «О специальных средствах для стимулирования экономики и развития Окинава» от 1971 года
14. Закон «Об особых экономических зонах» от 2011 года
15. Конвенция между Правительством СССР и Правительством Японии от "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (от 18.01.1986 г.)
16. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 05.05.2014)
17. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности на территории РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 28.12.2013)
18. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», действующий в части, не противоречащей законодательству РФ
19. Федеральный закон от 05 марта 1999 №46-ФЗ "О защите прав изаконных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"
20. Федеральный Закон от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах»;
21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений от 13 ноября 1998 года
2. Учебная литература:
1. Бакулина Л.Т. ,Губайдуллин А.Р. Введение в сравнительное правоведение: учебное пособие - Казань: Казань, ун-т, 2011. - 174с
2. Богуславский М.М. Международное частное право: элементарный курс - Москва, 2002; с.310
3. Вацугама С., Ариидзуми Т. Гражданское право Японии: В 2 т./ Пер.с яп. Батуренко В.В. ,под ред.Куликова А.К. - М.: Прогресс, 1983; т. 1
4. Галанза П.Н. , Громаков Б.С. , Бытыр К.И. История государства и права зарубежных стран. Том 1 - М: Изд-во "Юридическая литература", 1980. — 550с.
5. И.В. Гетьман-Павлова. Международное право — М.: Изд-во Юрайт, 2013.
— 700 с. — (Российское юридическое образование)
6. Звеков В.П. Международное частное право: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004 - 703 с.
7. Зенин И.А. Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины , практикум по изучению дисциплины, учебная программа / 5-е изд. Вып. 5 - М.: МЭСИ, 2005. - 208 с.
8. КётцХ., Цвайгерт К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права, — Том 1,— 2000, — 345 с.
9. Б.А. Куркин; Московский государственный индустриальный университет. Институт дистанционного образования. — М.: МГИУ, 2008. — 240 с.
10. Международное частное право: Учебник - Министерство образования и науки РФ. Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина; Отв. ред. Г.К. Дмитриева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — 656 с.
11. Лабин Д.К. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций / Д.К. Лабин. - М.: Грааль, 2001. - 380 с.
12. Лукашук И.И. Международное право: Общая часть - Издание 3-е, перераб. и доп. — М. : Волтерс Клувер, 2005. — 432 с
13. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение 5-е изд.СПб.: Питер, 2006. - 496 с.
14. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение 4-е изд.СПб.: Питер, 2004. - 532 с.
15. Цунэо И. Современное право Японии Пер. с японского В.
В. Батуренко ; Под ред. В. Н. Еремина. -М. : Прогресс,1981. -270 с.
2. Специальная литература:
1. Ким Г.Ф. Правовая реформа как часть преобразований в послевоенной Японии // Япония: Справочник. Часть 1,Часть 2,Общий обзор. Энциклопедический словарь / Авт. кол.: В.М. Алпатов, В.Б. Белов, Ю.И. Березина и др.; Сост. В. Н. Еремин и др - М.: Республика, 1992. - 544
2. Современные российско-японские отношения и перспективы их развития/Доклад Российского совета по международным делам// - 2012г., № 6 - 115с.
3. Лабин Д.К. Правовая природа отношений между иностранным инвестором и государством в соответствии с двусторонними инвестиционными соглашениями / Д.К. Лабин //Международное право - International Law. 2008. № 4. С. - 142-161.
4. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: моно-графия. - М., 2007. - С. 35.
5. Исследования экономической ситуации в странах ОЭСР: Япония - 2015г. (OECD Economic Surveys: Japan 2015) - 256с.
6. Федянин, Ю.М. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций и их обеспечение в международном праве/Ю.М.Федянин//Вестник экономики, права и социологии - 2013 - № 1, 187-190с.
4. Электронные ресурсы
1. Зятьков, А.Е. Использование соглашений об избежании двойного налогообложения российскими компаниями - Режим доступа: http://www.gestion-law.com/news/articles/1281/
2. Азиатский вектор Россия - Азиатско-Тихоокеанский регион - Режим доступа: http: //asiavector.ru/countries/j apan/
3. Внешнеэкономическая деятельность Японии/ Портал
Внешнеэкономической информации/ Министерство Экономического Развития РФ - Режим доступа:
http: //www.ved.gov.ru/exportcountries/j p/about_jp/laws_ved_j p/special_area_j p/