ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 6
1.1 Основные понятия о транспорте и его проблемы 6
1.2 Роль автомобильного транспорта в экономике России 9
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА АВТОМОБИЛЯ 18
2.1 Особенности подготовки специалистов среднего звена сферы
автотранспорта 18
2.2 План-конспект учебного занятия по теме «Газораспределительный механизм» 22
2.3 Методика проведения лабораторно-практического занятия по теме «Газораспределительный механизм» 37
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Кризисные явления, наблюдаемые в автотранспортной отрасли, привели к значительному спаду производства, выпуска автомобилей, актуализировали поиск новых форм организации образовательной системы, потребность в конкурентных, высококвалифицированных, профессионально компетентных техниках.
Профессиональная компетентность будущего техника автотранспорта определяется как совокупность интегрированных умений, знаний и опыта ведущей профессиональной деятельности в области перевозок грузов и пассажиров, организации сервисного обслуживания на автотранспорте, транспортно-логистической деятельности, позволяющих будущему специалисту не только эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность, но и обладать профессионально значимыми качествами в целях оптимального включения в сферу производства.
Сегодня квалифицированный работник сфера автотранспорта должен иметь такой диапазон знаний, умений и навыков, который позволит ему в короткие сроки освоить новую технику и технологические процессы, связанные с полученной специальностью. Требования влекут за собой необходимость нового подхода к обучению новых кадров, что находит своё отражение в содержании и методике преподавания общеобразовательных и профессиональных дисциплин в технических и профессиональных колледжах и техникумах.
Цель исследования заключается в методической разработке системы учебных занятий по устройству автомобиля в средних профессиональных учебных заведениях.
Объектом исследования является образовательный процесс в средних профессиональных учебных заведениях по подготовке автомехаников и водителей.
Предмет исследования - методика преподавания в средних профессиональных учебных заведениях курса «Устройство автомобиля» по теме «Газораспределительный механизм».
Задачи исследования:
1. Изучить техническую и специальную литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать роль автомобильного транспорта в экономике страны.
3. Раскрыть содержание подготовки будущих автомехаников и водителей в средних профессиональных учебных заведениях.
4. Разработать конспект учебного занятия по теме «Г азораспределительный механизм».
Теоретической и методологической базой исследования являются теоретические основы обучения и воспитания личности студента в педагогическом процессе среднего профессионального и высшего учебных заведений (O.A. Абдулина, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, A.A. Балаев, В.П. Беспалько, A.A. Вербицкий, В.В. Давыдов, И.А. Шаповалова и др.); работы, посвященные оптимизации организации учебной деятельности (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, A.A. Бодалев, П.И. Пидкасистый, В.В. Кан-Калик, A.A. Мелик-Пашаев, Т.И. Шамова и др.); теория структуры и развития личности (К.К. Платонов, A.B. Петровский, А.Н. Леонтьев, В.Т. Лихачев, Н.С. Розов, С.Л. Рубинштейн и др.); концепция психологии развития конкурентоспособной личности (A.A. Бодалев, В.П. Борисенков, A.A. Деркач, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский, В.А. Поляков, В.А. Сластенин и др.).
Методы исследования: изучение и анализ технической и специальной литературы по теме исследования, обобщение передового педагогического опыта, моделирование, конструирование методики учебного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования её материалов в процессе обучения будущих специалистов среднего звена сферы автомобильного транспорта.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Работа над нашим исследованием позволила нам сформулировать следующие выводы.
1. Важнейшей отраслью экономики многих стран, в том числе и России является транспорт. Транспорт обеспечивает удовлетворение потребности населения в перевозке грузов и пассажиров, а также поддерживает политико-административную целостность и безопасность государства. Наиболее динамично развивающимся видом транспорта является автомобильный транспорт.
2. Постоянно изменяющиеся требования работодателей в сфере автотранспорта, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях. В этой связи образовательными учреждениями совместно с работодателями разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов. Все это оказывает влияние на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда.
3. Важнейшей составляющей учебного плана подготовки будущих автомехаников в учреждениях системы среднего профессионального образования согласно требованиям ФГОС СПО является профессиональный модуль «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта». Данный профессиональный модуль имеет своей целью позволить обучающимся овладеть такими профессиональными компетенциями: как организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта; осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств; разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей. В основном эти компетенции формируются у обучающихся в процессе изучения ими курса «Устройство автомобиля», входящего в состав данного профессионального модуля.
4. Одной из сложнейших тем курса «Устройство автомобиля» считается тема «Газораспределительный механизм». Тема изучается как на теоретических, так и на лабораторно-практических занятиях. Самостоятельная работа в процессе выполнения лабораторно-практических работ по изучению технического обслуживания, причин неисправности изучаемого механизма, значительно повышает интерес к предмету и познавательную активность обучаемых.
1. Баев, С.Я. Дидактические основы системы методов теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах / С.Я. Баев. - СПб.: Лань, 2008. - 208 с.
2. Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / А.П. Беляева. - СПб.: Лань, 2008. - 208 с.
3. Богатырев, А.В. Автомобили / А.В. Богатырев, Ю.К. Есеновский- Лашков, М.Л. Насоновский. - М. : Колос, 2002. - 493 с.
4. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 297 с.
5. Вахламов, В. К. Автомобили. Теория и конструкия автомобиля и двигателя / В. К. Вахламов, М. Г. Шатров, А. А. Юрчевский ; под ред. А.А. Юрчевского. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 816 с.
6. Гришко, А.К. Совершенствование конструкции
газораспределительного механизма двигателей / А.К. Гришко, Е.С. Аверьянова // НиКа. - 2007. - № 2. - С. 59-61.
7. Дмитриев, Е.А. Преемственность в формировании компетенций у студентов колледжа в условиях взаимосвязи общеобразовательных и профильных дисциплин / Е.А. Дмитриев // Вестник ЧГПУ. - 2015. - № 6. - С. 45-50.
8. Железнякова, О.М. Профессиональное обучение: технологический аспект / О.М. Железнякова. - М.: Инфра - М, 2008. - 664 с.
9. Зеер, Э.Ф. Инновации в профессиональном образовании : науч.- метод. пособие / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2007. - 214 с.
10. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2007. - 240 с.
11. Карагодин, В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / В. И. Карагодин, Н. Н. Митрохин. - 2-е изд., стер.
- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
12. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. - М.: Транспорт, 2002.-202 с.
13. Кремзюк, Е.П. Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс профессии «Автомеханик» / Е.П. Кремзюк // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - №5. - С. 85-89.
14. Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов. / Г. И. Кругликов. - М.: Академия, 2002. - 112 с.
15. Масленников, Р.Р. Лекции по истории автомобильной науки и техники / Р.Р. Масленников. - Кемерово : КузГТУ, 2000. - 175 с.
16. Михайловский, Е. В. Устройство автомобиля: Учебник для учащихся автотранспортных техникумов / Е. В. Михайловский, К. Б. Сербяков, Е.Я. Тур.
- 6-е изд., стереотип. - М.: Машиностроение, 2009. - 352 с.
17. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
18. Осепчугов, В.В. Автомобиль. Анализ конструкций, элементы расчета / В.В. Осепчугов, А.К. Фрумкин. - М.: Бастет, 2007. - 304 с.
19. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2001. - 370 с.
20. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / ред.: С.А. Смирнов.- 8-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 512 с.
21. Передерий, В.П. Устройство автомобилей / В.П. Передерий. - М. : Форум, 2011. - 288 с.
22. Петухов, М.А. Научные основы профессионально-технологической системы обучения специальным предметам / М.А. Петухов. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 313 с.
23. Приказ МОиН РФ «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» от 29 октября 2013 года N 1199 (с изменениями на 18 ноября 2015 года)
24. Пузанков, А.Г. Автомобили : Устройство и техническое обслуживание: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Г. Пузанков. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 640 с.
25. Савельев, В.В. Анализ надёжности привода газораспределительного механизма двигателей ВАЗ-21126 / В.В. Савельев // Вестник СГТУ. - 2013. - №2с (71). - С. 34-37.
26. Савич, Е.Л. Легковые автомобили : учебник / Е.Л. Савич. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Новое знание; М. : ИНФРА-М, 2013. - 758 с.
27. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. - 640 с.
28. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Л.Г. Семушина. - М.: Инфра - М, 2008. - 406 с.
29. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения / В.А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 336 с.
30. Сластёнин, В.А. Педагогика профессионального образования / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
31. Стуканов, В.А. Устройство автомобилей / В.А. Стуканов, К.Н.Леонтьев. - М. : Форум, 2010. - 496 с.
32. Тихонова, Л.В. Структура профессиональной компетентности будущих техников автотранспортной отрасли / Л.В. Тихонова // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (Москва, 15-25 июня 2015 г.). -М., 2015. - С. 23-27.
33. Трофименко, А.С. Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие / А.С. Трофименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 576 с.
34. Чуб, Е.В. Компетентностный подход в образовании. Современные технологии обучения, ориентированного на действие: Методическое пособие / Е.В. Чуб.- Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2009. - 66 с.
35. Чумаченко, Ю.Т. Автослесарь: устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебное пособие / Ю. Т. Чумаченко, А. И. Герасименко, Б. Б. Рассанов; Под ред. А. С. Трофименко. - Изд. 20-е, стереотипное. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 539 с.
36. Экономика России, цифры и факты. Ч. 3. Транспорт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/10280-ekonomika-rossii- cifry-i-fakty-chast-3-transport.
37. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения : учебное пособие / Н. Е. Эрганова. - М. : Академия, 2008. - 160 с.