Введение 3
1. Теоретические основы разработки стратегии развития организации... 10
1.1. Понятие и сущность стратегии развития организации 10
1.2. Типы стратегий развития организации 15
1.3. Методы и этапы разработки стратегии 20
2. Современное состояние деятельности ООО «СтройЕвроГрупп»
2.1. Технико-экономические показатели деятельности
организации ООО «СтройЕвроГрупп» 29
2.2. Анализ состояния внешней среды организации 34
2.3. Анализ состояния внутренней среды организации 39
3. Разработка проекта стратегии развития ООО «СтройЕвроГрупп»
на период 2016-2018 гг 50
3.1. Проект стратегии развития организации ООО
«СтройЕвроГрупп» на период 2016-2018 г 50
3.2. Расчет экономической эффективности предложенной
стратегии 57
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Поиски факторов стратегического успеха давно являлись основной заботой менеджеров. При этом использовались разнообразные пути: разного рода отчеты, выступления и даже мемуары менеджеров преуспевающих предприятий; выводы в рамках изучения конкретных случаев, носивших более систематический характер; эмпирические исследования факторов успеха, подтверждаемые с научно-теоретических позиций.
Темпы изменения условий и увеличения объема знаний в сегодняшнем мире настолько высоки, что планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает организацию средств создания плана деятельности как на перспективный, так и на текущий периоды и дает основу для принятия управленческих решений.
Формальное планирование способствует поиску наиболее подходящих направлений действий, обоснованию и систематизации плановых решений, снижению риска принятия неправильных решений из - за ошибочной или недостаточной информации о возможностях организации или о внешней среде. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей и разработки путей их реализации, помогает создать единство общих целей внутри организации и тем самым является организующим началом в деятельности предприятия.
Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для формирования
стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия. Смысл стратегического анализа в том, что если понять конкурентную динамику отрасли, то можно думать о том, какие шаги предпринимать, что необходимо поменять, как использовать те или иные возможности, преимущества, компетенции. Фирма может либо приспособиться к изменяющимся условиям, либо противодействовать им, пытаясь изменить конкурентную среду. Если компания чаще, чем конкуренты, пытается прогнозировать будущее то велика вероятность того, что она скорее будет держать под контролем будущую ситуацию, а конкуренты смогут лишь реагировать на нее. Помимо прогнозирования, задачей стратегического анализа является также выявление, развитие и защита от конкурентов факторов стратегического успеха.
Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределённости является методология стратегического управления.
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов.
Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.
Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. В менеджменте стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.
Единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой, т.к. зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.
Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.
В самом общем виде стратегия — это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Но такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством.
Стратегический менеджмент позволяет руководству организаций и фирм своевременно выявлять всевозможные риски вблизи границ своих интересов и управлять ими путем рационального использования ограниченного объема ресурсов.
Эффективно реализованный стратегический менеджмент в условиях глобализации и интернационализации экономических процессов, когда большая часть товаров и услуг стала доступной потребителям любой страны, позволяет организациям и фирмам максимально точно определить запросы целевых групп покупателей, сделать их своими постоянными клиентами.
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем. Учитывая то, что окружение и условия жизни организации будут меняться.
Необходимы огромные усилия и большие затраты на то, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Требуется создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов обязательных к исполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким и реагировать на любые изменения внутри и вне организации. А для этого требуется гораздо больше затрат. Службы маркетинга, общественных отношений приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат.
Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия.
Стратегическое управление и планирование определяют цель движения вперед.
Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей и путей их достижения, обеспечивает основу для всех управленческих решений, функционирования организации, мотивации и контроля. Не используя преимущества стратегического планирования, организация в целом и отдельные ее члены будут лишены четкого способа оценки и направления работы предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Главная проблема для любой организации, которая действует в условиях рынка - это проблема обеспечения непрерывности развития. В зависимости от условий и обстоятельств функционирования, эта проблема может быть решена разными организациями по своему, но в основе ее лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ, содержание и организацию которой раскрывает концепция стратегического управления. Стратегическое мышление базируется на осознании руководителями и всем персоналом собственной ответственности за долгосрочное существование и развитие предприятия, необходимости соответствующего управления этим процессом и обеспечение ориентации всех видов деятельности на создание и повышение конкурентоспособности, а также финансового успеха в течение продолжительного периода.
Актуальность темы исследования дипломного проекта заключается в рассмотрении сложившегося состояния организации ООО
«СтройЕвроГрупп», специфики его деятельности, проблемы деятельности на основе которых разрабатывается стратегия развития организации.
Развитее стратегии предприятий в условиях кризисного состояния российской экономики актуально. Поэтому в основу дипломного проекта были поставлены задачи исследования механизмов формирования стратегии развития организации и разработать рекомендации по формированию стратегии развития предприятияна основе диагностики его внешней и внутренней среды.
Поставленная цель достигнута.
Анализ литературы, представленный в теоретической части дипломной работы позволил систематизировать основные стратегии развития компании на основе структурирования уровней формирования стратегии: корпоративная стратегия, функциональная стратегия,
продуктовая стратегия, ресурсная и т.п.
Исходя из существа и особенностей формирования стратегии действующего предприятия, были выделены основные этапы и методы формирования стратегии, которые возможно использовать в диагностических процедурах на предприятии.
В заключение работы можно сделать следующие основные выводы:
Стратегическое управление - это многоплановый процесс, направленный на разработку и реализацию стратегии фирмы с учетом изменений, происходящих во внешней среде.
Стратегию можно рассматривать как взаимосвязанный
перспективный план действий, который фирма разрабатывает для достижения долгосрочных целей с учетом собственного потенциала, а также внешних факторов и ограничений.
Разрабатывая стратегический план действий, следует иметь в виду следующее.
Процесс разработки стратегии не завершается немедленным действием. Зачастую он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост фирмы и укрепление ее позиций.
Существенную роль играет усиление обратной связи. Поскольку в процессе выработки стратегических решений, а тем более, при их выполнении постоянно появляются новые альтернативы, и
осуществляется поиск наиболее предпочтительных решений, первоначально намеченные цели стратегического развития могут впоследствии корректироваться.
В ходе выработки стратегии невозможно предвидеть все возможности, которые откроются при составлении конкретного стратегического проекта. Поэтому приходится пользоваться неполной, недостаточно точной информацией о различных альтернативах, что приводит к тому, что стратегия вырабатывает определенную зону неопределенности.
Формирование стратегии развития фирмы представляет собой логический и аналитический процесс обоснования будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий.
Процесс разработки стратегии включает в себя следующие элементы:
- выбор периода планирования;
- определение целей деятельности.
В данном дипломном проекте на тему «Разработка стратегии развития предприятия» раскрыто понятие «стратегия», описаны виды стратегии, представлена характеристика особенностей процесса разработки стратегии, методов и этапов, проанализирована хозяйственная деятельность, внешняя и внутренняя среда ООО «СтройЕвроГрупп», определены основные направления разработки стратегии развития данного предприятия, предложен план мероприятий по формированию стратегии развития и рассчитана эффективность основных мероприятий стратегии развития предприятия.
Таким образом, стратегия представляет собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального использования ресурсов экономической системы. Цель стратегии - добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность
Стратегия, разрабатываемая предприятием, должна представлять собой совокупность нескольких стратегий. Эти стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Стратегический выбор предприятия должен быть определенным. Только в этом случае предприятие достигнет успеха.
Стратегия определяет, что нужно сделать сегодня, чтобы выжить завтра.Как и любое другое предприятие, ООО «СтройЕвроГрупп» ставит своей основной целью завоевание большего сегмента рынка, повышение конкурентоспособности, расширение клиентской базы и, как следствие, увеличение доходов.
Основываясь на проведенном стратегическом анализе деятельности ООО «СтройЕвроГрупп» была определена общая концепция стратегии организации, включающая в себя стратегию. В рамках реализации данных стратегий лежит стремление фирмы устоять в условиях неравномерного развития экономики, с акцентированием усилий на улучшении конструктивных особенностей.
В рамках данной работы была разработана стратегия развития предприятия через решение следующих поставленных задач:
1. Проведен стратегический анализ деятельности предприятия:
- проведен подробный анализ организационной структуры;
- составлен SWOT-анализ.
2. Разработана общая концепция стратегии организации, а так же разработан стратегический план развития предприятия в разрезе направлений по его реализации.
Анализ рынков сбыта продукции ООО «СтройЕвроГрупп» показал, что предприятие понимает важность этого вопроса и уделяет большое внимание ему. На поддержание и развитие рынков сбыта постоянно выделяются дополнительные средства, персонал отдела маркетинга тщательно выбирается и проходит переподготовку.
Предприятие участвует в разных выставках, расширяется рекламная компания, постоянно ведется работа по улучшению ассортимента продукции.
Для повышения эффективности стратегии экономической деятельности ООО «СтройЕвроГрупп» и увеличения финансового результата. Была разработана новая стратегия направленная на продажу стройматериаловРшск81ер.
Для финансирования проекта в течение 1 года предприятие израсходует 1,5 мил. руб.. Основными статьями затрат являются затраты на поставку партии товара из Бельгии , рекламу и на оплату повышения квалификации персонала. Финансирование проекта будет осуществляться за счет кредитного продукта овердрафт.
Такой подход приведет к выработке эффективной стратегии развития, что поможет занять предприятию более прочное положение на рынке.
Таким образом, поставленные цели достигнуты, задачи решены.
1. Адамов Н., Козенкова Т. Финансовая стратегия группы компаний[Текст] // Финансовая газета. 2008. - № 18.
2. Ансофф И. Стратегическое управление[Электронный ресурс]. - М.: Экономика, 1989. - СПС «Гарант». - 2008.
3. Байбурина Т.М. Разработка стратегии управления собственностью государственной организации машиностроительной отрасли // Диссер. на соискание учёной степени кандидата экономических наук. - Владимир, ВлГУ,2005.
4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент[Текст]. - Киев: Эльга, Ника- Центр, 2004.
5. Бойко Н.В. BSC как инструмент реализации разработанных планов [Текст] // Управление в кредитной организации. - 2006. - № 4.
6. Большой экономический словарь (2-е изд.)[Текст]/ под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Ин-т новой экономики, 1997. - 1026 с.
7. Бузгалин А.В. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века[Текст]/ А. Бузгалин, А. Колганов // Вопросы экономики. 2006. - № 3.
8. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник /3-е изд., перераб. и доп.[Текст] - М.: ИНФРА-М, 2004 - 395 с.
9. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 528 с.
10. Гершун М. Идеальный стратегический план и суровая реальность // Материалы Первой международной конференции «Стратегия успешного развития бизнеса», 22 августа 2007, Москва [Электронный ресурс]. - СПС «Гарант»,2008.
11. Горшков В.Г. О некоторых подходах к решению экономических и
организационных проблем промышленных предприятий:
Монография[Электронный ресурс]. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. - 168 с.
12. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс] - Таганрог, ТГРУ - http://www.aup.ru
13. Гусева Т. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2005. - 264 с.
14. Гуру менеджмента. Ансофф Игорь[Текст]// Управление персоналом. 2006. - № 20.
15. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования[Текст]. - М.: «Финпресс», 1998. - 163 с.
16. Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) [Электронный ресурс] - www.icss/ac/ru/institu.
17. Институт мировой конъюнктуры в Киле [Электронный ресурс] - www.uni-kiel.de.
18. Институт прикладных системных исследований в Лаксенбурге (Австрия) - ИИАСА[Электронный ресурс]- www.iiasa.ac.at.
19. Исаев Д. Рациональная модель стратегического управления[Текст]// Финансовая газета. 2008. - № 25, 26.
20. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию[Текст]. - М.: Олимп-Бизнес, 2003.
21. Карпов А. Стратегия компании: от разработки до
реализации[Текст]. // Консультант директора. 2005. - № 11 - С.27.
22. Кемпбелл Э. Стратегический синергизм //Пер. с англ. 2-е изд.[Текст] - СПб: «Питер», 2003. - 414 с.
23. Королев О., Янцов М. Человеческий капитал в системе конкурентных преимуществ промышленной организации [Текст] // Управление персоналом. 2007. - № 8.
24. Котлер Ф. Основы маркетинга /пер. с англ.[Текст]. - М.: Ростинтэр, 2006. - 468 с.
25. Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/ Пер. с франц.[Текст] - СПб.: Наука,1996.
26. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент[Текст]. - М.: Инфра- М, 2006. - 254 с.
27. Лапыгин Ю.Н. Основы управления консультированием / 3-е изд., перераб. и доп.[Текст] - М.: Академпроект, 2006 - 304с.
28. Логинов Г.В. Матричные методы стратегического планирования деятельности компании[Текст]//Маркетинг в России и за рубежом. 2004. - № 2.
29. Мирук Т. Стратегическое планирование развития предприятия[Текст]. - Консультант директора. - 2003. - № 2.- С.26 -31.
30. Мосейкин Ю.Н. «Стратегический менеджмент»[Электронный ресурс]: Курс лекций / под ред. Н.А.Савченко - РУДН, 2003.
31. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52104-2003 «Ресурсосбережение. Термины и определения» [Электронный ресурс]// принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 июля 2003г. № 235-ст - СПС «Гарант». 2008.
32. Пласкова Н. Стратегический анализ и его роль в обосновании
стратегии развития организации [Текст] // Проблемы теории и практики управления. 2008. - № 1.
33. Попов Е.В. Разработка нового товара[Текст]//Маркетинг в России и за рубежом. 2004. - №5.
34. Портер М.Е. Международная конкуренция[Текст]. - М.:
Международные отношения, 1993. - 346 с.
35. Райзберг Б.А., Лозовский Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь[Текст]. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 980 с.
36. Ревуцкий Л.Д. Нормы производительности предприятия [Текст]// Консультант директора. 2007. - № 8.
37. Саати Т., Кернис К. Аналитическое планирование организации систем: Пер. с англ. [Текст] - М.: Радио и связь, 2002. - 384 с.
38. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия[Текст]. - М.: ИНФРА-М,2001. - 336 с.
39. Самарина Л.Стратегия - залог успеха[Текст] // Консультант. 2007. - № 17.
40. Свистунов В. Равнение на лидеров индустрии[Текст] // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. - № 3.
41. Серов М. «Ключевые моменты бизнеса и их связь с реализацией эффективной стратегии»// Материалы Первой международной конференции «Стратегия успешного развития бизнеса», 22 августа 2007, Москва [Электронный ресурс] - СПС «Гарант»,2008.
42. Столбов А.М., Байбурина Т.М. Подходы к разработке стратегии развития торгово-логистической компании[Текст]// Экономика региона. 2007. - № 18.
43. Стратегическое развитие организаций / Под рук. и ред.Ю.Н. Лапыгина[Текст] - Владимир: Владимирская книжн. типография, 2004.
44. Стратегический контроллинг / Под ред. проф. Ю.Н. Лапыгина[Текст]. - М.: КноРус, 2004 - 276 с.
45. Тамошина Г.И. Повышение конкурентных преимуществ промышленного предприятия на основе улучшения использования человеческого потенциала [Текст] /Г.И. Тамошина, М.Н. Янцов, С. Г. Антонов. - Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад. 2006. - 137 с.
46. Титов В.В. Финансово-промышленные группы: система
управления[Текст]. - Новосибирск: ИЭиО1111 СО РАН, 1998. - 239 с.
47. Толковый словарь [Электронный ресурс] - СПС «Гарант», 2008.
48. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент:
концепции и ситуации[Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 482 с.
49. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент.
Искусство разработки и реализации стратегии: Учеб. для вузов /Пер. с англ. Под ред. Л.Г.Зайцева, М.И. Сокольской[Текст]. - М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 562 с.
50. Хаммер М. Бизнес в XXI веке: повестка дня[Текст]. - М.: Добрая книга, 2005. - 155 с.
51. Хорев А.И., Морозов Л.Н., Сухоруков Е.В. Формирование стратегии предприятия [Текст] // Экономический анализ. Теория и практика. 2008. - № 16.
52. Шеремет А.Д., Сайфулин P.C. Финансы предприятий [Текст]: Учебное пособие - М.: «Инфра-М». 2001. - 196 с.
53. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа [Текст]. - М: «ИНФРА-М». 2000. - 208 с.
54. Чернов В.А. Анализ финансовых результатов [Электронный ресурс] // «Финансовый менеджмент». 2001. - № 4.
55. Шустерняк Д. Разработка долгосрочной стратегии развития [Текст] // Финансовая газета. 2006. - № 41.
56. Экономическая стратегия фирмы[Текст]: Учебное пособие/ Под ред. А.П.Градова. 3-е изд., испр. - СПб: Спец-Лит, 2000. - 589 с.
57. Юн Г.Б. Антикризисное управление хозяйствующими субъектами:
теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]. - М.:
Московский издательский дом, 2002. - СПС «Гарант», 2008.
58. Яшкин В.А. Ситуационный подход в структурной политике корпорации оборонно-промышленного комплекса[Электронный ресурс].- Барнаул: Изд-во Алтайской Академии экономики и права, 2006. - 184 с