КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
|
Введение
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ
ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В РФ 7
1.1. Становление контрактной системы в России 7
1.2. Реформы 18 века, влияние их на развитие современной контрактной
системы России 9
1.3. Механизм осуществления государственных закупок СССР 13
1.4. Система государственных закупок в период становления Российской
Федерации 14
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД . 20
2.1. Понятие и содержание контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ... 20
2.2. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд в системе финансового права и в системе российского законодательства 29
ГЛАВА 3. КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 40
3.1. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований, характеристика основных направлений и методов 40
3.2. Финансово-правовое регулирование контрактной системы в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в процессе распределения и использования финансовых ресурсов 47
3.3. Финансовый контроль в процессе реализации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ
ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В РФ 7
1.1. Становление контрактной системы в России 7
1.2. Реформы 18 века, влияние их на развитие современной контрактной
системы России 9
1.3. Механизм осуществления государственных закупок СССР 13
1.4. Система государственных закупок в период становления Российской
Федерации 14
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД . 20
2.1. Понятие и содержание контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ... 20
2.2. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд в системе финансового права и в системе российского законодательства 29
ГЛАВА 3. КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 40
3.1. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований, характеристика основных направлений и методов 40
3.2. Финансово-правовое регулирование контрактной системы в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в процессе распределения и использования финансовых ресурсов 47
3.3. Финансовый контроль в процессе реализации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
В Российской Федерации для обеспечения государственных и муниципальных нужд расходуется значительный объем публичных финансовых ресурсов. По данным Департамента развития контрактной системы, находящегося в ведении Министерства экономического развития РФ, в 2015 году общий объем заключенных контрактов без учета контрактов, сведения о которых составляют государственную тайну и не размещаются в открытом доступе, составил 5,3 трлн. рублей, что свидетельствует о том, что в структуре ВВП страны более 10 % распределяется через рынок государственных закупок.
Основной задачей удовлетворения выше обозначенных потребностей является повышение эффективности использования данных ресурсов и переход к режиму экономии бюджетных средств. Для достижения этого государство использует различные приемы и инструменты финансовой деятельности. Одним из таковых стала контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система в сфере закупок). Полученные по результатам мониторинга сведения свидетельствуют о положительной динамике экономии денежных средств в 2015 году. Общая экономия в 2014 году составила около 299,3 млрд. рублей, в 2015 - более 321 млрд. рублей, что составляет около 7,3 % от общего объема закупок.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на современном этапе развития рыночной системы хозяйствования в РФ возросла значимость данной системы, т.к. через нее осуществляется непосредственное расходование большей части финансовых ресурсов государства (муниципальных образований), направляемых на урегулирование социально-экономических процессов, поддерживание обороноспособности и безопасности РФ, а также обеспечения в целом функционирования всех органов государственной и муниципальной власти. И в связи с этим особое значение приобретают финансово-правовые отношения, складывающиеся по поводу проведения государственных и муниципальных расходов через контрактную систему в сфере закупок.
Данная система является одним из институтов финансового права, т.к. регулируется нормами данной отрасли и является одним из методов осуществления финансовой деятельности государства (муниципальных образований) в процессе распределения и использования публичных финансовых ресурсов.
Объектом выпускной квалификационной работы являются финансовые общественные отношения, возникающие при реализации контрактной системы в сфере закупок, а также непосредственно связанные с ними отношения.
Предметом выпускной квалификационной работы являются российское законодательство, регулирующее общественные отношения, формирующиеся в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов на обеспечение государственных и муниципальных нужд, материалы правоприменительной практики в данной сфере, научные концепции и положения.
Целью данной работы является исследование основ финансово-правового регулирования контрактной системы в сфере закупок, выявление особенностей ее реализации в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
- анализ российского законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
- исследовать основные элементы контрактной системы в сфере закупок;
- определить институциональную принадлежность контрактной системы в сфере закупок в системе финансового права как отрасли права, отрасли науки, учебной дисциплины и в системе российского законодательства;
- установить взаимосвязь финансово-правовых норм, регулирующих распределение и использование денежных средств государства (муниципальных образований), и финансово-правовых норм, регулирующих контрактную систему в сфере закупок;
- раскрыть специфику финансово-правового регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления контрактной системы в сфере закупок;
- раскрыть особенности проведения финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд;
- выявить проблемы в рассматриваемой области финансового права и по возможности предложить варианты по совершенствованию правого регулирования контрактной системы в сфере закупок.
Методологической основой данного исследования являются общенаучные, в частности диалектический, исторический, системно-структурный, анализ и синтез, логический и другие методы познания. При проведении исследования используется также ряд частнонаучных методов: сравнительно-правовой, формально-юридический, межотраслевой.
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы составили труды ведущих ученых в области теории права (А.В. Малько, Н. И. Матузов и др.), финансового (А.Б. Золотарева, К.Б. Маркелов, Н.И. Химичева и др.), административного (А.М. Асадов, В.Е. Белова и др.) и других отраслей права, а также работы ученых-экономистов по рассматриваемой тематике (Р.К. Арыкбаев и др.).
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составляют: Конституция РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Кодекс РФ об административных нарушениях, ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также иные правовые акты, регулирующие контрактную систему в сфере закупок.
Эмпирической базой выпускной квалификационной работы являются практика судов общей юрисдикции, информация о результатах деятельности органов государственной власти, а также статистические данные о реализации контрактной системы в сфере закупок.
Структура построения квалификационной работы определена совокупностью решаемых задач и логикой рассмотрения взаимосвязанных вопросов. Работа структурно состоит из введения, трех глав, объединяющих 9 параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.
Основной задачей удовлетворения выше обозначенных потребностей является повышение эффективности использования данных ресурсов и переход к режиму экономии бюджетных средств. Для достижения этого государство использует различные приемы и инструменты финансовой деятельности. Одним из таковых стала контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система в сфере закупок). Полученные по результатам мониторинга сведения свидетельствуют о положительной динамике экономии денежных средств в 2015 году. Общая экономия в 2014 году составила около 299,3 млрд. рублей, в 2015 - более 321 млрд. рублей, что составляет около 7,3 % от общего объема закупок.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на современном этапе развития рыночной системы хозяйствования в РФ возросла значимость данной системы, т.к. через нее осуществляется непосредственное расходование большей части финансовых ресурсов государства (муниципальных образований), направляемых на урегулирование социально-экономических процессов, поддерживание обороноспособности и безопасности РФ, а также обеспечения в целом функционирования всех органов государственной и муниципальной власти. И в связи с этим особое значение приобретают финансово-правовые отношения, складывающиеся по поводу проведения государственных и муниципальных расходов через контрактную систему в сфере закупок.
Данная система является одним из институтов финансового права, т.к. регулируется нормами данной отрасли и является одним из методов осуществления финансовой деятельности государства (муниципальных образований) в процессе распределения и использования публичных финансовых ресурсов.
Объектом выпускной квалификационной работы являются финансовые общественные отношения, возникающие при реализации контрактной системы в сфере закупок, а также непосредственно связанные с ними отношения.
Предметом выпускной квалификационной работы являются российское законодательство, регулирующее общественные отношения, формирующиеся в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов на обеспечение государственных и муниципальных нужд, материалы правоприменительной практики в данной сфере, научные концепции и положения.
Целью данной работы является исследование основ финансово-правового регулирования контрактной системы в сфере закупок, выявление особенностей ее реализации в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
- анализ российского законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
- исследовать основные элементы контрактной системы в сфере закупок;
- определить институциональную принадлежность контрактной системы в сфере закупок в системе финансового права как отрасли права, отрасли науки, учебной дисциплины и в системе российского законодательства;
- установить взаимосвязь финансово-правовых норм, регулирующих распределение и использование денежных средств государства (муниципальных образований), и финансово-правовых норм, регулирующих контрактную систему в сфере закупок;
- раскрыть специфику финансово-правового регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления контрактной системы в сфере закупок;
- раскрыть особенности проведения финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд;
- выявить проблемы в рассматриваемой области финансового права и по возможности предложить варианты по совершенствованию правого регулирования контрактной системы в сфере закупок.
Методологической основой данного исследования являются общенаучные, в частности диалектический, исторический, системно-структурный, анализ и синтез, логический и другие методы познания. При проведении исследования используется также ряд частнонаучных методов: сравнительно-правовой, формально-юридический, межотраслевой.
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы составили труды ведущих ученых в области теории права (А.В. Малько, Н. И. Матузов и др.), финансового (А.Б. Золотарева, К.Б. Маркелов, Н.И. Химичева и др.), административного (А.М. Асадов, В.Е. Белова и др.) и других отраслей права, а также работы ученых-экономистов по рассматриваемой тематике (Р.К. Арыкбаев и др.).
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составляют: Конституция РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Кодекс РФ об административных нарушениях, ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также иные правовые акты, регулирующие контрактную систему в сфере закупок.
Эмпирической базой выпускной квалификационной работы являются практика судов общей юрисдикции, информация о результатах деятельности органов государственной власти, а также статистические данные о реализации контрактной системы в сфере закупок.
Структура построения квалификационной работы определена совокупностью решаемых задач и логикой рассмотрения взаимосвязанных вопросов. Работа структурно состоит из введения, трех глав, объединяющих 9 параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.
Современная рыночная экономика требует новых усовершенствованных и отвечающих развивающимся общественным отношениям механизмов расходования публичных финансовых ресурсов с целью их эффективного и целенаправленного использования для стабилизации рыночных отношений.
Нами установлено, что контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд представляет собой особый юридический механизм, позволяющий влиять на уровень развития экономики нашей страны.
Проведенная работа, посвященная изучению особенностей финансово-правового регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, позволила сделать следующие выводы и предложения:
1. Под контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд следует понимать совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий (в пределах своих полномочий) по определению (формированию) государственных (муниципальных) нужд, финансированию данных нужд из бюджета и внебюджетных фондов, их удовлетворению посредством осуществления закупок товаров, работ, услуг, проведению мониторинга и аудита закупок, осуществлению финансового контроля в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Участники контрактной системы в сфере закупок перечислены в ч.1 ст. 3 Закона о контрактной системе.
2. Одним из основных элементов контрактной системы в сфере закупок являются государственные (муниципальные) нужды, от верного определения которых зависит целенаправленное и эффективное расходование публичных финансовых ресурсов. В связи с этим государственные (муниципальные) нужды следует понимать, как обеспечиваемые за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления целей, задач, функций и полномочий государства (муниципальных образований) (в том числе для реализации целей осуществления закупок, указанных в ст. 13 настоящего Федерального закона). Все государственные (муниципальные) нужды должны быть закреплены в финансово-правовых и финансово-плановых актах, в том числе в планах закупок и в планах- графиках закупок товаров, работ, услуг
3. В настоящее время выделился новый финансово-правовой институт - институт контрактной системы в сфере закупок, имеющий определенные особенности, характеризующие его как самостоятельный институт.
4. Институт контрактной системы в сфере закупок объединяет правовые нормы, регулирующие общественные отношения по осуществлению расходов публичных финансовых ресурсов, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд.
Является институтом Особенной части финансового права как отрасли российского права и включается в раздел, посвященный вопросам финансово-правового регулирования государственных и муниципальных расходов, так как удовлетворение всех возникающих государственных и муниципальных нужд происходит посредством расходования денежных фондов страны на закупку товаров, работ, услуг только через контрактную систему.
Данный институт имеет свой предмет и метод правового регулирования, согласуемый с предметом и методами отрасли финансового права, а также основывается на принципах финансового права. Также его следует рассматривать в качестве института финансового законодательства, как комплексный (межотраслевой) институт.
В системе финансового права как отраслевой юридической науки и учебной дисциплины институт контрактной системы в сфере закупок следует рассматривать в процессе изучения Особенной части, посвященной правовому регулированию государственных и муниципальных расходов, в том числе в рамках изучения бюджетного права.
5. Финансовой деятельности государства (муниципальных образований) осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления по трем основным направлениям: образование, распределение и использование финансовых ресурсов страны в целях выполнения задач и функций государства (муниципальных образований).
6. В процессе классификации государственных и муниципальных расходов в настоящее время возможно применить еще одного основание: в зависимости от применяемого метода в осуществлении расходов денежных фондов страны на закупки товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а именно:
— проведение расходов денежных средств, выделяемых из бюджета бюджетной системы РФ посредством применения контрактной системы в сфере закупок;
— осуществление расходов денежных средств, выделяемых из бюджета бюджетной системы РФ, не через контрактную систему в сфере закупок, к которым относятся закупки, предметом которых служат обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона о контрактной системе;
— осуществление расходов бюджетными учреждениями (в случаях, указанных в ч. 2, 3 ст. 15 Закона о контрактной системе), автономными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями, а также иными юридическими лицами.
7. Распределение бюджетных и внебюджетных средств государства и муниципальных образований представляет собой определенный процесс, включающий в себя ряд стадий, основывающихся на принципах экономичности, эффективности и целесообразности. А субъектами, осуществляющими функции, задачи и цели государства и муниципальных образований, являются заказчики при осуществлении закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
8. В настоящее время помимо сформировался новый метод финансового права - метод контрактной системы в сфере закупок (помимо методов финансирования и кредитования, наличных и безналичных расчетов, применяемых в финансовой деятельности). С помощью данного метода осуществляется распределение финансовых ресурсов государства (муниципальных образований), идущих на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также расходование данных денежных фондов посредством заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных гражданско-правовых договоров, и расчет с поставщиками за товары, работы, услуги, предоставленные ими в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд. Еще одним методом является планирование закупок, который связан с бюджетным процессом и позволяет четко определять сроки формирования и утверждения планов закупок.
9. В процессе изучения контрактной системы в сфере закупок необходимо обратить внимание на такой элемент данной системы, как финансирование государственных (муниципальных) нужд, в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Следует заметить, что непосредственно финансирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является составной частью бюджетного процесса, стадией исполнения бюджета по расходам и регулируется финансово-правовыми нормами.
10. Становление процесса осуществления финансового контроля за реализацией закупок происходило достаточно долго и трудно и продолжается в настоящее время. Закон о контрактной системе расширил нормы об осуществлении финансового контроля, который является важный элементом в повышении эффективности расходования денежных фондов страны и предотвращения коррупции.
Проведение финансового контроля в процессе реализации контрактной системы в сфере закупок является одним из направлений финансово-бюджетного контроля государства и муниципальных образований, и от качества его проведения зависит социально-экономическое развитие страны.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля наделяются значительными полномочиями по контролю за соблюдением положений законодательства РФ о контрактной системе, связанного с осуществлением государственных (муниципальных) расходов, что свидетельствует о тесной взаимосвязи законодательства о государственных закупках и финансового законодательства.
Закон о контрактной системе впервые вводит нормы о мониторинге и аудите закупок, что должно положительно сказаться на развитии данной системы в рамках эффективного и качественного удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также должно поспособствовать соблюдению государственной финансовой дисциплины.
Появление новых видов правонарушений и ужесточение ответственности за правонарушения в данной сфере свидетельствует о том, что данная область занимает важное место в процессе социально-экономического развития страны, и совершение данных правонарушений негативно отражается на ее развитии.
11. В завершении хотелось бы заметить, что статья 9 Закона о
контрактной системе указывает на то, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципе профессионализма заказчика: предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. В связи с этим, считаем целесообразным включить в учебные планы по финансовому праву вопросы финансово-правового регулирования данной системы. Также возможно ввести специальную дисциплину в нашем вузе - «Особенности финансово-правового регулирования расходования финансовых ресурсов государства, муниципальных образований через контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Нами установлено, что контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд представляет собой особый юридический механизм, позволяющий влиять на уровень развития экономики нашей страны.
Проведенная работа, посвященная изучению особенностей финансово-правового регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, позволила сделать следующие выводы и предложения:
1. Под контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд следует понимать совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий (в пределах своих полномочий) по определению (формированию) государственных (муниципальных) нужд, финансированию данных нужд из бюджета и внебюджетных фондов, их удовлетворению посредством осуществления закупок товаров, работ, услуг, проведению мониторинга и аудита закупок, осуществлению финансового контроля в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Участники контрактной системы в сфере закупок перечислены в ч.1 ст. 3 Закона о контрактной системе.
2. Одним из основных элементов контрактной системы в сфере закупок являются государственные (муниципальные) нужды, от верного определения которых зависит целенаправленное и эффективное расходование публичных финансовых ресурсов. В связи с этим государственные (муниципальные) нужды следует понимать, как обеспечиваемые за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления целей, задач, функций и полномочий государства (муниципальных образований) (в том числе для реализации целей осуществления закупок, указанных в ст. 13 настоящего Федерального закона). Все государственные (муниципальные) нужды должны быть закреплены в финансово-правовых и финансово-плановых актах, в том числе в планах закупок и в планах- графиках закупок товаров, работ, услуг
3. В настоящее время выделился новый финансово-правовой институт - институт контрактной системы в сфере закупок, имеющий определенные особенности, характеризующие его как самостоятельный институт.
4. Институт контрактной системы в сфере закупок объединяет правовые нормы, регулирующие общественные отношения по осуществлению расходов публичных финансовых ресурсов, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд.
Является институтом Особенной части финансового права как отрасли российского права и включается в раздел, посвященный вопросам финансово-правового регулирования государственных и муниципальных расходов, так как удовлетворение всех возникающих государственных и муниципальных нужд происходит посредством расходования денежных фондов страны на закупку товаров, работ, услуг только через контрактную систему.
Данный институт имеет свой предмет и метод правового регулирования, согласуемый с предметом и методами отрасли финансового права, а также основывается на принципах финансового права. Также его следует рассматривать в качестве института финансового законодательства, как комплексный (межотраслевой) институт.
В системе финансового права как отраслевой юридической науки и учебной дисциплины институт контрактной системы в сфере закупок следует рассматривать в процессе изучения Особенной части, посвященной правовому регулированию государственных и муниципальных расходов, в том числе в рамках изучения бюджетного права.
5. Финансовой деятельности государства (муниципальных образований) осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления по трем основным направлениям: образование, распределение и использование финансовых ресурсов страны в целях выполнения задач и функций государства (муниципальных образований).
6. В процессе классификации государственных и муниципальных расходов в настоящее время возможно применить еще одного основание: в зависимости от применяемого метода в осуществлении расходов денежных фондов страны на закупки товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а именно:
— проведение расходов денежных средств, выделяемых из бюджета бюджетной системы РФ посредством применения контрактной системы в сфере закупок;
— осуществление расходов денежных средств, выделяемых из бюджета бюджетной системы РФ, не через контрактную систему в сфере закупок, к которым относятся закупки, предметом которых служат обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона о контрактной системе;
— осуществление расходов бюджетными учреждениями (в случаях, указанных в ч. 2, 3 ст. 15 Закона о контрактной системе), автономными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями, а также иными юридическими лицами.
7. Распределение бюджетных и внебюджетных средств государства и муниципальных образований представляет собой определенный процесс, включающий в себя ряд стадий, основывающихся на принципах экономичности, эффективности и целесообразности. А субъектами, осуществляющими функции, задачи и цели государства и муниципальных образований, являются заказчики при осуществлении закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
8. В настоящее время помимо сформировался новый метод финансового права - метод контрактной системы в сфере закупок (помимо методов финансирования и кредитования, наличных и безналичных расчетов, применяемых в финансовой деятельности). С помощью данного метода осуществляется распределение финансовых ресурсов государства (муниципальных образований), идущих на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также расходование данных денежных фондов посредством заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных гражданско-правовых договоров, и расчет с поставщиками за товары, работы, услуги, предоставленные ими в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд. Еще одним методом является планирование закупок, который связан с бюджетным процессом и позволяет четко определять сроки формирования и утверждения планов закупок.
9. В процессе изучения контрактной системы в сфере закупок необходимо обратить внимание на такой элемент данной системы, как финансирование государственных (муниципальных) нужд, в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Следует заметить, что непосредственно финансирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является составной частью бюджетного процесса, стадией исполнения бюджета по расходам и регулируется финансово-правовыми нормами.
10. Становление процесса осуществления финансового контроля за реализацией закупок происходило достаточно долго и трудно и продолжается в настоящее время. Закон о контрактной системе расширил нормы об осуществлении финансового контроля, который является важный элементом в повышении эффективности расходования денежных фондов страны и предотвращения коррупции.
Проведение финансового контроля в процессе реализации контрактной системы в сфере закупок является одним из направлений финансово-бюджетного контроля государства и муниципальных образований, и от качества его проведения зависит социально-экономическое развитие страны.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля наделяются значительными полномочиями по контролю за соблюдением положений законодательства РФ о контрактной системе, связанного с осуществлением государственных (муниципальных) расходов, что свидетельствует о тесной взаимосвязи законодательства о государственных закупках и финансового законодательства.
Закон о контрактной системе впервые вводит нормы о мониторинге и аудите закупок, что должно положительно сказаться на развитии данной системы в рамках эффективного и качественного удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также должно поспособствовать соблюдению государственной финансовой дисциплины.
Появление новых видов правонарушений и ужесточение ответственности за правонарушения в данной сфере свидетельствует о том, что данная область занимает важное место в процессе социально-экономического развития страны, и совершение данных правонарушений негативно отражается на ее развитии.
11. В завершении хотелось бы заметить, что статья 9 Закона о
контрактной системе указывает на то, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципе профессионализма заказчика: предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. В связи с этим, считаем целесообразным включить в учебные планы по финансовому праву вопросы финансово-правового регулирования данной системы. Также возможно ввести специальную дисциплину в нашем вузе - «Особенности финансово-правового регулирования расходования финансовых ресурсов государства, муниципальных образований через контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Подобные работы
- ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 05.04.2013 № 44-ФЗ «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Система государственных закупок по законодательству России и Великобритании
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Принцип публично-правового определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ
СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ЕДИНСТВО И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ ТОРГОВ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТОВ ПО ПОСТАВКЕ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



