КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Введение
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ
ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В РФ 7
1.1. Становление контрактной системы в России 7
1.2. Реформы 18 века, влияние их на развитие современной контрактной
системы России 9
1.3. Механизм осуществления государственных закупок СССР 13
1.4. Система государственных закупок в период становления Российской
Федерации 14
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД . 20
2.1. Понятие и содержание контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ... 20
2.2. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд в системе финансового права и в системе российского законодательства 29
ГЛАВА 3. КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 40
3.1. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований, характеристика основных направлений и методов 40
3.2. Финансово-правовое регулирование контрактной системы в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в процессе распределения и использования финансовых ресурсов 47
3.3. Финансовый контроль в процессе реализации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
В Российской Федерации для обеспечения государственных и муниципальных нужд расходуется значительный объем публичных финансовых ресурсов. По данным Департамента развития контрактной системы, находящегося в ведении Министерства экономического развития РФ, в 2015 году общий объем заключенных контрактов без учета контрактов, сведения о которых составляют государственную тайну и не размещаются в открытом доступе, составил 5,3 трлн. рублей, что свидетельствует о том, что в структуре ВВП страны более 10 % распределяется через рынок государственных закупок.
Основной задачей удовлетворения выше обозначенных потребностей является повышение эффективности использования данных ресурсов и переход к режиму экономии бюджетных средств. Для достижения этого государство использует различные приемы и инструменты финансовой деятельности. Одним из таковых стала контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система в сфере закупок). Полученные по результатам мониторинга сведения свидетельствуют о положительной динамике экономии денежных средств в 2015 году. Общая экономия в 2014 году составила около 299,3 млрд. рублей, в 2015 - более 321 млрд. рублей, что составляет около 7,3 % от общего объема закупок.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на современном этапе развития рыночной системы хозяйствования в РФ возросла значимость данной системы, т.к. через нее осуществляется непосредственное расходование большей части финансовых ресурсов государства (муниципальных образований), направляемых на урегулирование социально-экономических процессов, поддерживание обороноспособности и безопасности РФ, а также обеспечения в целом функционирования всех органов государственной и муниципальной власти. И в связи с этим особое значение приобретают финансово-правовые отношения, складывающиеся по поводу проведения государственных и муниципальных расходов через контрактную систему в сфере закупок.
Данная система является одним из институтов финансового права, т.к. регулируется нормами данной отрасли и является одним из методов осуществления финансовой деятельности государства (муниципальных образований) в процессе распределения и использования публичных финансовых ресурсов.
Объектом выпускной квалификационной работы являются финансовые общественные отношения, возникающие при реализации контрактной системы в сфере закупок, а также непосредственно связанные с ними отношения.
Предметом выпускной квалификационной работы являются российское законодательство, регулирующее общественные отношения, формирующиеся в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов на обеспечение государственных и муниципальных нужд, материалы правоприменительной практики в данной сфере, научные концепции и положения.
Целью данной работы является исследование основ финансово-правового регулирования контрактной системы в сфере закупок, выявление особенностей ее реализации в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
- анализ российского законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
- исследовать основные элементы контрактной системы в сфере закупок;
- определить институциональную принадлежность контрактной системы в сфере закупок в системе финансового права как отрасли права, отрасли науки, учебной дисциплины и в системе российского законодательства;
- установить взаимосвязь финансово-правовых норм, регулирующих распределение и использование денежных средств государства (муниципальных образований), и финансово-правовых норм, регулирующих контрактную систему в сфере закупок;
- раскрыть специфику финансово-правового регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления контрактной системы в сфере закупок;
- раскрыть особенности проведения финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд;
- выявить проблемы в рассматриваемой области финансового права и по возможности предложить варианты по совершенствованию правого регулирования контрактной системы в сфере закупок.
Методологической основой данного исследования являются общенаучные, в частности диалектический, исторический, системно-структурный, анализ и синтез, логический и другие методы познания. При проведении исследования используется также ряд частнонаучных методов: сравнительно-правовой, формально-юридический, межотраслевой.
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы составили труды ведущих ученых в области теории права (А.В. Малько, Н. И. Матузов и др.), финансового (А.Б. Золотарева, К.Б. Маркелов, Н.И. Химичева и др.), административного (А.М. Асадов, В.Е. Белова и др.) и других отраслей права, а также работы ученых-экономистов по рассматриваемой тематике (Р.К. Арыкбаев и др.).
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составляют: Конституция РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Кодекс РФ об административных нарушениях, ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также иные правовые акты, регулирующие контрактную систему в сфере закупок.
Эмпирической базой выпускной квалификационной работы являются практика судов общей юрисдикции, информация о результатах деятельности органов государственной власти, а также статистические данные о реализации контрактной системы в сфере закупок.
Структура построения квалификационной работы определена совокупностью решаемых задач и логикой рассмотрения взаимосвязанных вопросов. Работа структурно состоит из введения, трех глав, объединяющих 9 параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.
Современная рыночная экономика требует новых усовершенствованных и отвечающих развивающимся общественным отношениям механизмов расходования публичных финансовых ресурсов с целью их эффективного и целенаправленного использования для стабилизации рыночных отношений.
Нами установлено, что контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд представляет собой особый юридический механизм, позволяющий влиять на уровень развития экономики нашей страны.
Проведенная работа, посвященная изучению особенностей финансово-правового регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, позволила сделать следующие выводы и предложения:
1. Под контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд следует понимать совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий (в пределах своих полномочий) по определению (формированию) государственных (муниципальных) нужд, финансированию данных нужд из бюджета и внебюджетных фондов, их удовлетворению посредством осуществления закупок товаров, работ, услуг, проведению мониторинга и аудита закупок, осуществлению финансового контроля в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Участники контрактной системы в сфере закупок перечислены в ч.1 ст. 3 Закона о контрактной системе.
2. Одним из основных элементов контрактной системы в сфере закупок являются государственные (муниципальные) нужды, от верного определения которых зависит целенаправленное и эффективное расходование публичных финансовых ресурсов. В связи с этим государственные (муниципальные) нужды следует понимать, как обеспечиваемые за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления целей, задач, функций и полномочий государства (муниципальных образований) (в том числе для реализации целей осуществления закупок, указанных в ст. 13 настоящего Федерального закона). Все государственные (муниципальные) нужды должны быть закреплены в финансово-правовых и финансово-плановых актах, в том числе в планах закупок и в планах- графиках закупок товаров, работ, услуг
3. В настоящее время выделился новый финансово-правовой институт - институт контрактной системы в сфере закупок, имеющий определенные особенности, характеризующие его как самостоятельный институт.
4. Институт контрактной системы в сфере закупок объединяет правовые нормы, регулирующие общественные отношения по осуществлению расходов публичных финансовых ресурсов, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд.
Является институтом Особенной части финансового права как отрасли российского права и включается в раздел, посвященный вопросам финансово-правового регулирования государственных и муниципальных расходов, так как удовлетворение всех возникающих государственных и муниципальных нужд происходит посредством расходования денежных фондов страны на закупку товаров, работ, услуг только через контрактную систему.
Данный институт имеет свой предмет и метод правового регулирования, согласуемый с предметом и методами отрасли финансового права, а также основывается на принципах финансового права. Также его следует рассматривать в качестве института финансового законодательства, как комплексный (межотраслевой) институт.
В системе финансового права как отраслевой юридической науки и учебной дисциплины институт контрактной системы в сфере закупок следует рассматривать в процессе изучения Особенной части, посвященной правовому регулированию государственных и муниципальных расходов, в том числе в рамках изучения бюджетного права.
5. Финансовой деятельности государства (муниципальных образований) осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления по трем основным направлениям: образование, распределение и использование финансовых ресурсов страны в целях выполнения задач и функций государства (муниципальных образований).
6. В процессе классификации государственных и муниципальных расходов в настоящее время возможно применить еще одного основание: в зависимости от применяемого метода в осуществлении расходов денежных фондов страны на закупки товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а именно:
— проведение расходов денежных средств, выделяемых из бюджета бюджетной системы РФ посредством применения контрактной системы в сфере закупок;
— осуществление расходов денежных средств, выделяемых из бюджета бюджетной системы РФ, не через контрактную систему в сфере закупок, к которым относятся закупки, предметом которых служат обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона о контрактной системе;
— осуществление расходов бюджетными учреждениями (в случаях, указанных в ч. 2, 3 ст. 15 Закона о контрактной системе), автономными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями, а также иными юридическими лицами.
7. Распределение бюджетных и внебюджетных средств государства и муниципальных образований представляет собой определенный процесс, включающий в себя ряд стадий, основывающихся на принципах экономичности, эффективности и целесообразности. А субъектами, осуществляющими функции, задачи и цели государства и муниципальных образований, являются заказчики при осуществлении закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
8. В настоящее время помимо сформировался новый метод финансового права - метод контрактной системы в сфере закупок (помимо методов финансирования и кредитования, наличных и безналичных расчетов, применяемых в финансовой деятельности). С помощью данного метода осуществляется распределение финансовых ресурсов государства (муниципальных образований), идущих на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также расходование данных денежных фондов посредством заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных гражданско-правовых договоров, и расчет с поставщиками за товары, работы, услуги, предоставленные ими в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд. Еще одним методом является планирование закупок, который связан с бюджетным процессом и позволяет четко определять сроки формирования и утверждения планов закупок.
9. В процессе изучения контрактной системы в сфере закупок необходимо обратить внимание на такой элемент данной системы, как финансирование государственных (муниципальных) нужд, в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Следует заметить, что непосредственно финансирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является составной частью бюджетного процесса, стадией исполнения бюджета по расходам и регулируется финансово-правовыми нормами.
10. Становление процесса осуществления финансового контроля за реализацией закупок происходило достаточно долго и трудно и продолжается в настоящее время. Закон о контрактной системе расширил нормы об осуществлении финансового контроля, который является важный элементом в повышении эффективности расходования денежных фондов страны и предотвращения коррупции.
Проведение финансового контроля в процессе реализации контрактной системы в сфере закупок является одним из направлений финансово-бюджетного контроля государства и муниципальных образований, и от качества его проведения зависит социально-экономическое развитие страны.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля наделяются значительными полномочиями по контролю за соблюдением положений законодательства РФ о контрактной системе, связанного с осуществлением государственных (муниципальных) расходов, что свидетельствует о тесной взаимосвязи законодательства о государственных закупках и финансового законодательства.
Закон о контрактной системе впервые вводит нормы о мониторинге и аудите закупок, что должно положительно сказаться на развитии данной системы в рамках эффективного и качественного удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также должно поспособствовать соблюдению государственной финансовой дисциплины.
Появление новых видов правонарушений и ужесточение ответственности за правонарушения в данной сфере свидетельствует о том, что данная область занимает важное место в процессе социально-экономического развития страны, и совершение данных правонарушений негативно отражается на ее развитии.
11. В завершении хотелось бы заметить, что статья 9 Закона о
контрактной системе указывает на то, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципе профессионализма заказчика: предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. В связи с этим, считаем целесообразным включить в учебные планы по финансовому праву вопросы финансово-правового регулирования данной системы. Также возможно ввести специальную дисциплину в нашем вузе - «Особенности финансово-правового регулирования расходования финансовых ресурсов государства, муниципальных образований через контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
1. «Соглашение о государственных (муниципальных) закупках» (Заключено в г. Москве 09 декабря 2010) // «Собрание законодательства РФ», 30.01.2012, N 5, ст. 540 (документ утратил силу с 1 января 2015 года в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014).
2. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г.
Астане 29 мая 2014) (ред. от 08.05.2015) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии URL.: http://www.eurasianeommission.org/,
05.06.2014.
Нормативные правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, №4, ст. 445.
2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 N 145-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30 ноября 1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
6. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26 января 1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410.
7. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31 июля 1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3824.
8. Федеральный закон от 05 апреля 2013 N 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
9. Федеральный закон от 26 июля 2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
10. Федеральный закон от 27 июня 2011 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О национальной платежной системе» // «Российская газета», 30.06.2011, N 139.
11. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (ред. от 19.07.2011) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3303.
12. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 19.12.1994, N 34, ст. 3540.
13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственном оборонном заказе» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7600.
14. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3303.
15. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 19.12.1994, N 34, ст. 3540,
16. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 903,
17. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственном оборонном заказе» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7600.
18. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-Ф3 (ред. от
26.12.2014) «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» // «Российская газета», N 276, 06.12.2013 (опубликован без приложений).
19. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ (ред. от
27.10.2015) «О счетной палате Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, N 14, ст. 1649.
20. Федеральный закон от 02 февраля 2006 г. N 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 06.02.2006, N 6, ст. 636.
21. Федеральный закон от 11 июля 2011г. N 176-ФЗ «О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках» // «Парламентская газета», N 34, 15-21.07.2011.
22. Указ Президента РСФСР от 15 октября 1991г. N 143 «О хозяйственных связях и поставках продукции и товаров в 1992 году» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 24.10.1991, N 43, ст. 1392.
23. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 (ред. от 05.04.2016) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // «Собрание законодательства РФ», 28.05.2012, N 22, ст. 2754.
24. Указ Президента РФ от 07 августа 1992 г. N 826 (ред. от 21.06.1994) «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 10.08.1992, N 6, ст. 321.
25. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1222 (ред. от 03.09.1999) «О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.1997, N 40, ст. 4591.
26. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 (ред.
от 25.12.2015) «Об утверждении Положения о Федеральной
антимонопольной службе» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3259.
27. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 (ред. от 13.04.2016) «О Федеральном казначействе» // «Собрание законодательства РФ», 06.12.2004, N 49, ст. 4908.
28. Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 (ред. от 25.12.2014) «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.09.2013, N 35, ст. 4514.
29. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 (ред. от 29.10.2014) «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» // «Собрание законодательства РФ», 02.12.2013, N 48, ст. 6252.
30. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 89
(ред. от 17.03.2014) «Об утверждении Правил осуществления
ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 17.02.2014, N 7, ст. 683.
31. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2014, N 18 (часть III), ст. 2166.
32. Приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (ред. от 17.12.2015) «О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» // «Российская газета», 19.09.2008, N 198.
33. Приказ Минэкономразвития России от 02 ноября 2013 г. N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
34. Приказ ФАС России от 11 февраля 2014 г. N 75/14 «Об
осуществлении Федеральной антимонопольной службой и
территориальными органами Федеральной антимонопольной службы
полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Иные правовые акты
1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28 июня 2012 г. «О бюджетной политике в 2013-2015 годах» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Правовые акты, утратившие силу
1. Постановление Правительства РФ от 27 августа 1992 N 638 (с изм. от 18.06.1993) «Об организации работ по реализации Закона Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 31.08.1992. - N 9. - ст. 613 (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.06.1995 N 594).
2. Закон РФ от 28 мая 1992 г. № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» // «Российская газета», 30.06.1992, N 148 (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13.12.1994 N 60- ФЗ).
3. Указ Президента РФ от 08 апреля 1997 N 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд») // «Собрание законодательства РФ», 14.04.1997, N 15, ст. 1756 (фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По вопросу о новом порядке размещения закупок см. письмо ФНС РФ от 26.10.2005 N ВЕ-6-17/906@).
4. Федеральный закон от 06 мая 1999 г. N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 10.05.1999, N 19, ст. 2302 (утратил силу с 1 января 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
5. Письмо Минэкономики РФ от 08 апреля 1999 г. N АС-353/2-301 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем запроса котировок и из единственного источника» (вместе с «Рекомендациями по вопросам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд простыми способами закупок») // Доступ из СПС КонсультантПлюс, (утратил силу с 1 января 2006 года в связи с вступлением в действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (письмо Минэкономразвития РФ от 26.10.2005 N 16886-АШ/Д07).
6. Постановление Правительства РФ от 03 сентября 1998 N 1022 «О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 07.09.1998, N 36, ст. 4521 (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2006 N 577).
7. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2007 г. N 147 «Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами» // «Собрание законодательства РФ», 19.03.2007, N 12, ст. 1412 (фактически утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития РФ N 646, Казначейства России N 21н от 14.12.2010).
8. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 21Э-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (с изм. и доп. от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105 (утратил силу с 1 января 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ).
9. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп. от 2 июля 2013 г. № 171-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105, (утратил силу с 1 января 2014 г. в связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).
Материалы судебной практики
1. Определение Верховного Суда РФ от 22.06.2015 № 307-КГ15- 7345 по делу № А44-4751/2014 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Постановление Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 09.12.2015 по делу № А32-13305/2015 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 // «Вестник ВАС РФ», N 3, март, 2011.
4. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от
26.04.2016 N Ф08-2320/2016 по делу N А53-30697/2015 // Документ
опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2015 N 57-АПГ15-7 «Об оставлении без изменения решения Белгородского областного суда от 19.08.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Порядка осуществления внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 26.05.2014 N 196-пп» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Специальная литература
1. Арыкбаев, Р.К. Модернизация управления финансовыми потоками системы государственных заказов: автореф. дис. ... д-ра экон. наук [текст] / Р.К. Арыкбаев. - М., 2011. - 42 с.
2. Асадов A.M. Косвенные (опосредованные) правовые отношения: вопросы методологии и значение в финансовой деятельности государства [текст] / А.М. Асадов. - М.: Норма, 2013. - 320 с.
3. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) [текст] / М.И. Байтин. - Саратов: СГАП, 2005. - 416 с.
4. Барон Ю. Система римского гражданского права. Кн. 1. Общая часть [текст] / Ю. Барон. - М.: Тип Кушнарев и Ко, 1898. - 978 с.
5. Батяева А.Р., Бельский К.С., Вершило Т.А. и др. Финансовое право: учебник [текст] / отв. ред. Запольский С.В.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011. - 558 с.
6. Беляева О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов [текст] / О.А. Беляева. - М.: Юриспруденция, 2011. - 296 с.
7. Бочкарев Д.В. Развитие государственных закупок в России [текст] / Д.В. Бочкарев // Закон и право. - 2009. - № 7. - С. 116.
8. Веденеев Г.М., Кобзев Г.Н., Гончаров Е.Ю. конкурсные торги в России: исторический опыт (развитие законодательства о государственных закупках с XVII в. до наших дней) [текст] / Г.М. Веденнев, Г.Н. Кобзев, Е.Ю. Гончаров. - М.: Издательство МЭИ, 1999. 76 с.
9. Вершинина Е. С. Коррупционная составляющая государственных закупок [текст] / Е.С. Вершинина // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 626¬630.
10. Гончаров Е. История торгов в России XVII-XVIII вв. [текст] / Е. Гончаров // Конкурсные торги. - 1998. - №8. - С.40.
11. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: учебное пособие [текст] / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2002. - 314 с.
12. Золотарева, А.Б. Финансово-правовое регулирование бюджетных закупок: автореф. дис. ... канд. юрид. наук [текст] / А.Б. Золотарева. - М., 2004. - 25 с.
13. Карасева, М.В. Финансовое правоотношение: дис. ... д-ра юрид. наук [текст] / М.В. Карасева. - М.: РГБ, 2003. - 304 с.
14. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения [текст] / К.В. Кичик. - М.: Юстицинформ, 2012. - 158 с.
15. Крохина Ю. Л. Финансовое право России: учебник [текст] / Ю.Л. Крохина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 720 с.
16. Лапина М.А., Лапин А.В. Общественный финансовый контроль как показатель развития гражданского общества [текст] / А.М. Лапин, А.В. Лапин // Финансовое право. - 2012. № 4. - С. 2-6.
17. Малыхина Е.А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: особенности финансово-правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук [текст] / Е.А. Малыхина. - Саратов, 2015. - 239 с.
18. Маркелов К.Б. Государственные и муниципальные закупки как институт бюджетного права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук [текст] / К.Б. Маркелов. - М., 2012. - 29 с.
19. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах [текст] / отв. Ред. М.Н. Марченко. - 4-е изд., перераб. И доп. - М..: Норма: ИНФРА - М, 2013. - 572 с.
20. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Ч. III: Договоры и обязательства [текст] / К.П. Победоносцев. - М.: Статут, 2003. - 662 с.
21. Слюсарь Н.Б. Мировой опыт в размещении государственных заказов, реализуемый в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России [текст] / Н.Б. Слюсарь // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 11. - С. 26-29.
22. Стурза К.И. Историко-правовой анализ развития института государственного заказа в России [текст] / К.И. Струза // История государства и права. - 2013. - № 4. - С. 20-24.
23. Теория государства и права: учебник [текст] / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2009. - 541 с.
24. Тихомиров Ю.А. Обеспечение законности [текст] / Ю.А. Тихомиров // Власть, закон, бизнес. Сер. Научные доклады: независимый экономический анализ. - 2005. - № 168. - С. 213-221.
25. Финансовое право: учеб. пособие [текст] / отв. ред. И.В. Рукавишникова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА - 2009. - 592 с
26. Финансовое право: учебник [текст] / отв. Ред. Н.И. Химичева. - 5. Изд-е., перераб. И доп. М. - Норма: ИНФРА-М, 2013. 752 с.
27. Хозяйственное законодательство: учебник [текст] / под ред. Н.И. Клейн. - М., 1990. - 209 с.
28. Шевченко Л.И., Гредин Г.Н. Госзаказ в системе государственного регулирования экономики [текст] / Л.И. Шевченко, Г.Н. Гредин. - М.: Спарк, 2009. - 127 с.
29. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) [текст] / Г.Ф. Шершеневич. - М.: Спарк, 1995. - 556 с.
30. Ябулганов А.А. Государственный финансовый контроль: современное правовое регулирование [текст] / А.А. Ябулганов. - М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2014. - 176 с.
Электронные ресурсы:
1. Беляева О.А. Генезис торгов в российском праве // Аукционный вестник. - 2013. - № 158. - 8 с. URL.: http://auctionvestnik.ru/pdf/AV_158.pdf(дата обращения: 25.03. 2016).
2. Википедия. URL.:https://ru.wikipedia.org/wiki/Мониторинг (дата обращения: 25.04.2016).
3. Статистические данные департамента развития контрактной
системы, находящегося в ведении Министерства экономического развития РФ. URL.: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/system/ (дата
обращения: 16.05.2016).
4. Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 января
2016 г. N Д28и-227 «О разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.» URL.:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71261722/#ixzz4BFpN4OdS (дата обращения (19.05.2016).
5. Решение по делу 154-кз/2016 о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Правовые акты Федеральной антимонопольной службы. URL.: http://solutions.fas.gov.ru/to/tatarstanskoe-ufas-rossii/pk-04-7248(дата обращения:26.05.16).