ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1 Понятие информационных технологий в образовании 6
1.2 Применение информационных технологий в системе образования 9
1.3 Использование информационных технологий на занятиях в
техникуме 10
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА II МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «АВТОМОБИЛЬ» НА ЗАНЯТИЯХ В ТЕХНИКУМЕ 13
2.1 Методика проведения занятий с использованием информационных
технологий 13
2.2 Разработка план-конспектов занятий 16
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Современные требования к уровню подготовки высококвалифицированных бакалавров профессионального образования предполагают использование инновационных методик. Одним из важнейших направлений отечественного проекта «Образование» является внедрение современных образовательных технологий на базе информационных технологий. Это предполагает оснащение школ и вузов современным оборудованием, электронными пособиями, повышение информационной компетентности работников образования, использование возможностей интернет и др.
Согласно требованиям Государственного стандарта, обучаемые за время учебы должны научиться использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации не только по информатике, но и по другим предметам. Информатизация современного общества привела к увеличению числа занятых в информационной сфере, и, как следствие, повысились требования к уровню общеобразовательной подготовки выпускников школ. Преподаватель, гармонично сочетая звуковые и аудиовизуальные потоки информации в процессе изучения теоретического и практического материала, может добиться хорошего усвоения знаний и умений в контексте овладения технологическими компетенциями. Применение информационно - коммуникационных технологий, где используются подвижные образы, графические объекты, текст, видеоролики, объекты труда, делает организацию познавательной деятельности обучаемых более эффективной. Но, как показывает анализ литературных источников и опыта работы преподавателей, мультимедийные средства обучения используются ими в недостаточной мере. Это связано, в первую очередь, с отсутствием необходимых информационных технологий образовательного назначения. Так, для политехнических колледжей по профилю подготовки «Транспорт» в справочной литературе нам не удалось найти методических разработок с использованием информационных технологий образовательного назначения.
Это и определило актуальность проводимых нами исследований. Мы предположили, что применение информационных технологий образовательного назначения в виде презентаций, видеороликов при изучении теоретического материала, во время вводного инструктажа на занятиях позволит значительно сократить время на подачу теоретического материала, на вводный инструктаж, улучшит запоминание учащимися теоретического материала и в целом позволит повысить уровень подготовки обучаемых.
Объект исследования: профессиональная подготовка водителей автотранспортных средств в условиях техникума.
Предмет исследования: использование информационных технологий образовательного назначения в курсе «Устройство автомобиля».
Цель работы: разработать методическое обеспечение процесса обучения водителей автотранспортных средств с использованием информационных технологий образовательного назначения в условиях техникума.
Гипотеза исследования: методическое обеспечение учебного процесса с использованием информационных технологий образовательного назначения будет способствовать развитию у обучаемых наблюдательности, умения анализировать, систематизировать и обобщать получаемую информацию. В конечном итоге это позволит повысить качество знаний обучаемых по предмету.
В данной работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить разнотипность способов и методов применения
информационно-коммуникационных технологий в образовательной системе.
2. Проанализировать психологические аспекты обучения студентов с использованием современных информационных технологий.
3. Выявить специфику использования мультимедиа на занятиях по устройству автомобиля.
4. Разработать план - конспекты занятий по устройству автомобиля с использованием информационных технологий (презентаций, видеороликов и др.)
Теоретико-методологической основой исследования явились разработки теоретических основ содержания общего образования и организации образовательного процесса (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер) концепция формирования технологической культуры молодежи (П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев).
Целью и задачами исследования определялся комплекс методов исследования, включающий анализ литературных источников, изучение и обобщение педагогического опыта, метод моделирования.
Практическая значимость исследования: разработаны план - конспекты занятий на основе использования информационных технологий по устройству автомобиля для условий техникума.
Апробация и внедрение разработанного методического материала были проведены в Асановском аграрно-техническом техникуме, во время прохождения педагогической практики.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Использование информационных технологий в учебном процессе — это попытка поднять интерес студентов к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп занятия, увеличить объём самостоятельной работы. Информационные технологии способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
Целью данной ВКР являлась разработка методики применения информационных технологий для проведения занятий по устройству автомобиля.
При достижении этой цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены разнотипность способов и методов применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной системе.
2. Изучены психолого-педагогические аспекты использования информационных технологий в обучении было выявлено активное познание учащимися образовательных предметов. При этом усиливается мотивация учащихся, познавательная деятельность и процент усвоения учебного материала возрастает в виду наглядности и воздействия предмета обучения на все органы чувств.
3. Выявлена специфика использования мультимедиа на занятиях. Применение мультимедии повышает интерес студентов к данному предмету.
4. Разработаны электронные презентации, видеоролики и 4 плана- конспекта: Занятие 1. Карданные передачи и ее основные узлы.
Занятие 2. Карданные передачи КамАЗ. Занятие 3. Лабораторная работа на тему карданные передачи. Занятие 4. Самостоятельная работа на тему карданные передачи.
Результаты проведенной контрольной работы и устный опрос учащихся позволяют сделать вывод, что использование информационных технологий на уроках положительно влияет на эффективность и качество обучения.
1. Александров, Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения / Г.Н.Александров // Информатика и образование. - 2003. - №5. - С. 7-19.
2. Алехина, И.В. Дидактические основы применения ЭВМ в процессе формирования педагогических умений у будущих учителей / И.В. Алехина: автореф. дисс. канд. пед. наук. - Брянск: Изд-во БГПУ, 2004. - 20 с.
3. Багриновский, К.А. Новые информационные технологии / К.А. Багриновский, Е.Ю. Хрусталев. - М.: ЭКО, 2006. - 287 с.
4. Бакин И.С., Морозов А.Т. МАЗ и КамАЗ/ И.С. Бакин, А.Т. Морозов - М.: Феникс, 2003.-148с.
5. Барун Р.А., Азаматов Е.А. Автомобили: Техническое обслуживание и ремонт/ Р.А. Барун, Е.А. Азаматов - М.: Транспорт, 2001.-178с.
6. Батышев, С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса / С.Я. Батышев. - М.: Инфра-М, 2002. - 169 с.
7. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков - М. : Филинь, 2003. - 616 с.
8. Беспалько, В.П. Основы теорий педагогических систем / В.П. Беспалько. - Ростов н / Д: Феникс, 1999. - 257 с.
9. Булин-Соколова, Е.И. Институт новых технологий образования. Философия и практика / Е.И. Булин-Соколова // Информатика и образование. - 2003. - №2. - С. 34-37.
10. Воронин, М.А. Педагогические теории, системы технологии / М.А. Воронин. - Брянск: БГПУ, 2006. - 270 с.
11. Воронцов, А.П. Сельхозмашины/ А.П. Воронцов-М.: Москва, 2007.¬69с.
12. Гиркин, И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий / И.В. Гиркин // Информационные технологии, 2007. - 44-47с.
13. Громов, Г.Р. Очерки информационных технологий / Г.Р. Громов. - М.: ИнфроАр, 1993. - 219 с.
14. Давыдов, В.В. Концепции информации образования / В.В. Давыдов,
B. В. Рубцов // Информатика и образование. - 1990. - №1. - С. 45-47.
15. Занков, Л.В. Наглядность обучения // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 3 / Глав.ред. И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1966.-262 с.
16. Информатика. Базовый курс / Под ред. С.В.Симоновича. - СПб.: Питер, 2009. - 382 с.
17. Кабанов, Н.А., Мамкин С.А. Устройство автомобиля/ Н.А. Кабанов,
C. А. Мамкин-М.: Просвещение, 2004.-327с.
18. Казаков, В.И. Устройство КамАЗ/ В.И. Казаков-М.: Просвещение, 2003.-47С.
19. Карпов, Г.В. Технические средства обучения. Учебное пособие / Г.В. Карпов, В.А. Романин - М.: Просвещение, 1980. - 520 с.
20. Ковтун, В.А. Формирование профессионально - ориентированной модели обучения с учетом личностных особенностей обучаемых / В.А. Ковтун // Информатика и образование. - 2001. - №2. - С. 104-106.
21. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.
22. Мархель, И.И. Комплексный подход к использованию технических средств обучения / И.И. Мархель, Ю.О. Овакимян. - М.: Высшая школа, 1987. - 175 с.
23. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
24. Могилев, А.В. Информатика / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. - М. - 1996. - №5. - С. 15-17.
25. Моисеева, М.В. Факультатив по телекоммуникации и статистике / М.В. Моисеева. - М.: Просвещение, 1997. - 354 с.
26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999. - 224 с.
27. Передерий А.А. Устройство автомобилей/ А.А. Передерий Учебное пособие. М., 2004.- 126с.
28. Першин, Б.М. КамАЗ/ Б.М. Першин-М.: Просвещение,2001.-37с.
29. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с. (Серия "Энциклопедия образовательных технологий".)
30. Суриков, П.Ф. Устройство автомобиля/ П.Ф. Суриков-М.: Москва, 2009.-134с.