Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Недобросовестная конкуренция в сфере рекламы

Работа №83439

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

гражданское право

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Общие положения о рекламе и недобросовестной конкуренции..?
§1 Недобросовестная конкуренция: понятие, правовая и экономическая природа 7
§ 2 Реклама как область предпринимательской деятельности и специфическая сфера правового регулирования 14
§ 3 Ненадлежащая реклама и ее виды: недобросовестная реклама,
недостоверная реклама 21
Глава II Формы ненадлежащей рекламы 29
§1 Недобросовестная конкуренция в сфере рекламы, осуществляемая посредством дискредитации и некорректного сравнения 29
§2 Недобросовестная конкуренция в сфере рекламы, осуществляемая
посредством введения в заблуждение и создания смешения 39
§3 Недобросовестная конкуренция в сфере рекламы, осуществляемая
посредством нарушения требований законодательства об интеллектуальной собственности 46
§4 Недобросовестная конкуренция в сфере рекламы, осуществляемая посредством неправомерного использования информации 55
Глава III Правовые средства пресечения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы 61 §1 Гражданско-правовые средства пресечения недобросовестной конкуренции в
сфере рекламы 61
§2 Публично-правовые средства пресечения недобросовестной конкуренции в
сфере рекламы 66
Заключение 72
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 75


Конкуренция как явление не только экономическое, но и правовое, относится к одним из важных элементов развитой рыночной экономики. Экономисты определяют конкуренцию как борьбу между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. Именно конкурентная борьба является важным стимулом к повышению качества производимого товара, к увеличению объема производства, к выявлению наиболее выгодных условий продажи, к формированию оптимальной цены товара.
Как и любая борьба, конкуренция имеет свои методы, к которым прибегают субъекты в своем соперничестве. Методы могут быть различны и, в первую очередь, их можно разделить на правомерные и неправомерные. К правомерным стоит отнести методы, которые соответствуют нормам законодательства, деловым обычаям и требованиям добропорядочности, справедливости, а к неправомерным те, которые противоречат установленным правилам. Так, конкуренцию можно разделить, соответственно, на добросовестную и недобросовестную.
Можно сказать о многообразии проявлений недобросовестной конкуренции в разные периоды истории общества и на разных этапах развития экономики государства. Ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции является одной из важнейших задач государства и общества в целом. Это обусловлено тем, что недобросовестная конкуренция наносит ущерб не только добропорядочным хозяйствующим субъектам, но и потребителям, а так же обществу и государству. Именно поэтому недобросовестная конкуренция запрещается не только на уровне государства, но и на международном уровне.
Как известно, конкурентная борьба заставляет предпринимателей прибегать к различным методам достижения своей цели - получению наибольшей прибыли. К одним из самых важных и действенных можно отнести рекламу. Переход к рыночной экономике внес свои изменения в формы и содержание рекламной деятельности. Так, реклама стала связующим звеном между производством и потреблением. Она помогает поддерживать «обратную связь» между предпринимателями и потребителями.
Безусловно, широкое использование рекламной деятельности для продвижения своих товаров также вызвало появление негативных последствий, злоупотреблений. Предприниматели стали прибегать к использованию таких антиконкурентных явлений как ненадлежащая реклама. Ненадлежащая реклама выражается в формах недобросовестной и недостоверной рекламы. Существование этих явлений так же наносит вред нормальному экономическому развитию, нарушает конкурентную борьбу.
Взаимосвязь конкуренции и рекламной деятельности очевидна, реклама играет важную роль в развитии рыночной экономики. Если предприниматели лишатся такого эффективного способа взаимодействия с потребителями, то можно сказать, что это приведет к упадку бизнеса, и конкуренция, как способ продвижения торговли, пойдет на спад. Такова взаимозависимость положительных явлений, а именно добросовестной конкуренции и надлежащей рекламы.
Так же в зависимости друг от друга находятся недобросовестная конкуренция и ненадлежащая реклама. Ученые, занимающиеся этой проблемой, соотносят эти понятия по-разному: как общее и специальное, или как равные понятия. Но, так или иначе, рекламная деятельность является специфическим направлением предпринимательской деятельности, а недобросовестная конкуренция в сфере рекламы особенно важной областью регулирования. Тесная взаимосвязь конкурентного и рекламного права, обуславливает необходимость комплексного подхода к изучению.
Об актуальности данной темы свидетельствует то, что проблемы правового регулирования недобросовестной конкуренции в сфере рекламной деятельности в настоящее время являются предметом пристального внимания со стороны государства и юридической науки. Так как одной из основных задач регулирования экономики является создание необходимых условий для добросовестной конкуренции, реализацию и обеспечение права потребителей на получение достоверной информации. Достижение успеха в решении этих задач невозможно без точной квалификации недобросовестной конкуренции, соотношении её с ненадлежащей рекламой.
Невозможно представить нормальное функционирование рыночных отношений и развитие конкуренции без рекламы. Она призвана способствовать продвижению товаров на рынке и тем самым обеспечить развитие предпринимательской деятельности. Интенсивные и сложные
предпринимательские отношения находятся в прямой взаимосвязи с дальнейшим развитием рекламной деятельности.
Многие ученые занимались исследованием правовой и экономической природы такого явления как недобросовестная конкуренция, ненадлежащая реклама, их взаимосвязи, изучали недобросовестную конкуренцию в рекламной сфере, её формы, методы борьбы с недобросовестной конкуренцией, способы её ограничения и пресечения. Теоретическую основу данной дипломной работы составили труды таких авторов как В.И. Еременко, С.А. Паращук, К.Ю. Тотьев, А.Н. Варламова, А.И. Каминка, М.В. Баранова, К.А. Писенко, Б.Г. Бадмаев, И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А. Федотов, Л.В. Антонов, Р.В. Скляр и ряда других, посвященных рассматриваемой проблеме.
Цель исследования заключается в выработке комплексного представления о недобросовестной конкуренции в сфере рекламы, ее формах, специфических особенностях, а также возможных правовых средствах пресечения данного негативного явления.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие недобросовестной конкуренции, раскрыть её правовую и экономическую природу;
- охарактеризовать ненадлежащую рекламу и её виды: недобросовестную и недостоверную рекламы;
- детально рассмотреть формы ненадлежащей рекламы;
- проанализировать все признаки, относящиеся к каждой отдельной форме недобросовестной конкуренции в сфере рекламы;
- исследовать особенности применения правовых средств пресечения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами в рекламной сфере, сопровождающиеся нарушением норм законодательства.
Предметом исследования выступает совокупность норм российского гражданского законодательства, антимонопольного законодательства, а так же рекламного законодательства, регулирующих отношения в сфере недобросовестной конкуренции в области рекламной деятельности.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов исследования. При написании дипломной работы использовались следующие методы исследования: метод анализа, синтеза, системного исследования, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, социально-правовой и другие.
Структура дипломной работы обусловлена поставленными задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, в совокупности включающих в себя девять параграфов, заключения и списка использованных нормативно¬правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования, на основе анализа антимонопольного и рекламного законодательства, а также на основе рассмотрения различных точек зрения представителей юридической науки, можно сделать следующие выводы.
В условиях современных рыночных отношений все больше растет значение решения такой проблемы, как соперничество конкурентов на рынке. В условиях такой борьбы нарушаются не только нормы законодательства, но и нарушаются интересы хозяйствующих субъектов - конкурентов и права потребителей.
Антимонопольное законодательство устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, тем самым помогает найти способы защиты добросовестных хозяйствующих субъектов, потребителей и государства. Выражается недобросовестная конкуренция в применении незаконных методов конкурентной борьбы, но действующее законодательство не устанавливает четких границ различий между недобросовестностью и противоправностью. К отличительным признакам недобросовестной конкуренции можно отнести: действия, направленные на получение преимуществ; противоречие законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям
добропорядочности, разумности и справедливости; причинение или возможность причинения убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесение или возможность нанесения вреда их деловой репутации.
Недобросовестная конкуренция может осуществляться в различных формах, каждая из которых обладает своими особенными отличительными признаками. В Законе о защите конкуренции содержит открытый перечень актов недобросовестной конкуренции. Поэтому возможно отнесение к таким формам иных действий, которые содержат в себе признаки общего понятия недобросовестной конкуренции.
Недобросовестная конкуренция очень тесно взаимодействует с рекламной деятельностью. Необходимо заметить, что это явление находит свое выражение в рекламной сфере не только в специфических формах
ненадлежащей рекламы, но и в общих, более широких формах
недобросовестной конкуренции. Существование взаимосвязи конкурентной борьбы с рекламной сферой обусловлено тем, что в процессе осуществления предпринимательской деятельности почти все субъекты прибегают к рекламированию своих товаров. Так, возникает необходимость защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов - конкурентов, потребителей в рекламной сфере. Необходимо создание четко установленных правил, формирование правильного их понимания и применения всеми участниками рекламной деятельности. На современном этапе экономического развития данное направление законодательства становится одним из приоритетных в предпринимательстве.
Что касается классических видов ответственности, таких как гражданско-правовая, административная и уголовная, то и они не являются достаточно разработанными на законодательном уровне. Гражданско-правовая ответственность, которая содержит комплекс мер, носящих имущественный характер, достаточно неоднородна по своим юридическим основаниям и правовым последствиям. Не всегда такой вид ответственности эффективен при восстановлении нарушенных прав недобросовестной конкуренцией в сфере рекламы. Административная ответственность, хоть и является наиболее часто применяемой, но так же нуждается в доработке. Некоторые ученые считают, что необходимо увеличение мер ответственности за нарушения антимонопольного и рекламного законодательства. В отношении уголовной ответственности российское законодательство вообще не устанавливает прямого указания на недобросовестную конкуренцию. В Уголовном Кодексе есть некоторые статьи, которые лишь опосредованно касаются недобросовестной конкуренции в сфере рекламной деятельности. Поэтому необходимо обратить внимание на регулирование вопросов ответственности в таком важном направлении.
Поскольку такое явление, как недобросовестная конкуренция в сфере рекламы является очень важным, то и возрастает необходимость разработки наиболее эффективных методов борьбы с этими действиями. Современные методы противодействия, которые сводятся только к государственному принуждению, не могут полностью решить существующую проблему. Так как недобросовестная конкуренция в сфере рекламы является особенным, специфическим явлением в бизнесе, то и методы борьбы должны быть более специальными, узконаправленными, а именно: возможное установление ограничений и ответственности самими предпринимателями; привлечение экспертов в разрешении того или иного дела.


1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РФ [Текст] // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: заключена в Париже 20 марта 1883 года // Закон. - 1999. - № 7.
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть первая) [Текст]: [федеральный закон: от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ с изм. и доп.]// Собрание законодательства РФ, 1994.-
№32. - № 32.
4. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [федеральный закон: от 26 января 1996г. № 14-ФЗ с изм. и доп.]// Собрание законодательства РФ, 1996.- №5. - Ст. 410.
5. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Текст]: [федеральный закон: от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ с изм. и доп.]// Собрание законодательства РФ, 2006. - № 52 (часть 1). - Ст. 5496.
6. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях [Текст]: [федеральный закон РФ: от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание
законодательства РФ. . - 2002. - №1(Ч.1). - Ст.1.
7. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской
Федерации [Текст]: [федеральный закон РФ: от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954.
8. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции [Текст]: [федеральный закон РФ: от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 2006.- № 31 (1 ч.).- Ст. 3434.
9. Российская Федерация. Законы. О рекламе [Текст]: [федеральный закон
РФ: от 13 марта 2006 № 38-ФЗ с изм. и доп.]// Собрание
законодательства РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.
10. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Текст]: [федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ с изм. и доп.]// Собрание законодательства РФ. - 2006. - №31. - Ст. 3448.
11. Российская Федерация. Законы. О коммерческой тайне [Текст]: [федеральный закон от 29 июля 2004 № 98-ФЗ с изм. и доп.] Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3283.
12. Российская Федерация. Президент. О защите потребителей от
недобросовестной рекламы [Текст]: [указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 7. - Ст. 695.
13. Российская Федерация. Федеральная Антимонопольная Служба. О создании экспертного совета по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при Федеральной антимонопольной службе [Текст]: [Приказ ФАС РФ от 22.03.2006 г. № 56] // Документ опубликован не был [Электронный документ] режим доступа http://faspomnit.fas.gov.ru/community- councils/community- statute_4 .html свободный.
14. Российская Федерация. Федеральная Антимонопольная Служба. О разъяснении некоторых положений Федерального закона "О рекламе [Текст]: [Письмо ФАС России от 1 октября 2009 г. № АК/34209] // Документ опубликован не был / СПС Консультант Плюс.
15. Российская Федерация. Федеральная Антимонопольная Служба. О разъяснении положений ФЗ "О рекламе" [Текст]: [Письмо ФАС России
от 25 ноября 2013 г. № АК/46897/13] // Документ опубликован не был / СПС Консультант Плюс.
16. Российская Федерация. Федеральная Антимонопольная. О применении "четвертого антимонопольного пакета [Текст]: [ Письмо ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15] // Документ не был опубликован / СПС Консультант Плюс.
17. Российская Федерация. Федеральная Антимонопольная. О соотношении норм Федерального закона "О рекламе" и статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" [Текст]: [Письмо ФАС России от 25.06.2014 № АК/25319/14] // Документ опубликован не был / СПС Консультант Плюс.
18. РСФСР. Законы. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках [Текст]: [закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1] // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 499.
II. Материалы судебной практики
19. Определение Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2008 г. № 450-ОО «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ЗАО "Московский завод плавленых сыров "Карат" на нарушение конституционных прав и свобод положениями ст. 4 и пункта 2 ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ст.
4 и ч. 2 ст. 14 Закона о защите конкуренции» [Текст] // Документ опубликован не был. СПС Консультант Плюс.
20. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 508-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шлафмана Владимира Аркадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации» [Текст] // Документ опубликован не был. См. СПС Консультант Плюс.
21. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября
2012 г. № 58 "О некоторых вопросах практики применения
арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" [Текст] //Вестник ВАС РФ. - 2012. - № 12.
22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Текст] // Вестник ВАС РФ. - 2009. - № 6.
23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 года № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2005. - № 4.
24. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.07.2012 № 17528/11 по делу № А45-22134/2010 [Текст] // Вестник ВАС РФ. - 2013. - № 1.
25. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.03.2015 № Ф05-1531/2015 по делу № А40-54340/14 [Текст] // СПС «Консультант плюс» (документ опубликован не был).
26. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 сентября
2013 г. по делу № А40-131848/12-149-1248 [Текст] // СПС «Консультант плюс» (документ опубликован не был).
27. Постановление ФАС Московского округа от 19 мая 2011 г. № КА-
А40/4684-11 по делу № А40-80422/10-92-429 [Текст] // СПС
«Консультант плюс» (документ опубликован не был).
28. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.05.2005 №КА-А40/3395-05 по делу №А40- 52654/04-17-598 [Текст] // СПС «Консультант плюс» (документ опубликован не был).
29. Решение Комиссии ФАС России по делу о нарушении законодательства о рекламе в отношении ОАО "Дека" (реклама кваса "Никола") от 17.08.2007 № РЦ.08.07.31[Текст] // СПС «Консультант плюс» (документ опубликован не был).
30. Реклама смартфонов Samsung содержит некорректное сравнение с продукцией конкурента [Электронный ресурс] режим доступа http: //moscow.fas. gov.ru/news/14412 свободный.
31. ФАС по жалобе абонента запретила рекламу тарифа МТС [Электронный ресурс] режим доступа http://pravo.ru/news/view/126100/ свободный.
III. Специальная литература
32. Баранова М. В. Право и реклама: (общетеоретический аспект) [Текст] / М. В. Баранова. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД. - 2010. - 796 с.
33. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник [Текст] / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. - СПб.: Юридический центр Пресс. - 2005. - 789 с.
34. Варламова А.Н. Недобросовестная конкуренция: направления
совершенствования правового регулирования [Текст] / А. Н. Варламова. - М.: Юрист. - 2015. - № 1. - С. 23-30.
35. Городов О.А. Недобросовестная конкуренция: теория и
правоприменительная практика [Текст] / О.А. Городов. - М.: Статут. - 2008. - 216 с.
36. Еременко В.И. Особенности пресечения недобросовестной конкуренции в Российской Федерации [Текст] / В.И. Еременко. - Адвокат. - 2000. - № 7. - С. 10.
37. Каминка А.И. Очерки торгового права: учебное пособие[Текст] / КаминкаА.И. - М.: Зерцало. - 2007. - 416 с.
38. Кондратовская С. Н. Правовые проблемы пресечения недобросовестной конкуренции на товарных рынках: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.03. - Санкт-Петербург. - 2005. - 177 с.
39. Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование
конкуренции и монополии): Учебно-практическое пособие [Текст] / А.С. Паращук. - М.: Городец-издат. - 2002. - 416 с.
40. Паращук С.А. Понятие и виды недобросовестной конкуренции в проекте изменений законодательства о защите конкуренции [Текст] / С. А. Паращук. - М.: Юрист. - 2015г. - № 1. - С.15-22.
41. Писенко К.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В. Антимонопольное
(конкурентное) право: Учебник [Текст] / М.: КонсультантПлюс. - 2014. - 313 с.
42. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: Курс лекций [Текст] / Под ред. С.В. Запольского. - 2-е изд. - М.: Российская академия правосудия. - Статут. - 2011. - 414 с.
43. Предпринимательское право России: учебник для бакалавров [Текст] / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В.С. Белых. - Москва : Проспект. - 2014. - 656 с.
44. Предпринимательское право: учебник для бакалавров [Текст] / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, Г.Д. Отнюкова. - Москва: Проспект. -3. - 2015. - 624 с.
45. Сергеев А. П. Битва за советские товарные знаки продолжается. Есть ли выход? [Текст] / А.П. Сергеев. - Закон. - 2013. - № 6. - С. 95-106.
46. Серегин Д.И. Недобросовестная конкуренция как правовая категория: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.03. - Москва. - 2002. - 159 с.
47. Скляр Р.В. Недобросовестная конкуренция: понятие и общая
характеристика [Текст] / Р.В. Скляр. - Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2014. - № 2. - С. 11-23.
48. Скляр Р.В. Недобросовестная конкуренция в контексте четвертого антимонопольного пакета [Текст] / Р.В. Скляр. - Ведомости. - 2015. - № 3979.
49. Сунгатуллина Л.А. Саморегулирование как средство пресечения
недобросовестной конкуренции в сфере рекламы [Текст] / Л.А.
Сунгатуллина. - Конкурентное право. - 2013. - № 1. - С. 31-36.
50. Тотьев К.Ю. Конкурентное право : (Правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополии): Учебник [Текст] / К. Ю. Тотьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: РДЛ. - 2003. - 476 с.
51. Тотьев К.Ю. Предписание антимонопольного органа [Текст] / Законность. - 2000. - № 12. - С.23.
52. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Ч. II [Текст] / Г.Ф. Шершеневич. - СПб.: Издание Бр. Башмаковых. - 1908. - 257с.
53. Ягодная А. Обман покупателя на подмене названия торговой марки [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа
http: //www.rateshops.ru/obman_pokupatelya_podmene.php свободный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ