Недобросовестная конкуренция в сфере рекламы
|
Введение 3
Глава I Общие положения о рекламе и недобросовестной конкуренции..?
§1 Недобросовестная конкуренция: понятие, правовая и экономическая природа 7
§ 2 Реклама как область предпринимательской деятельности и специфическая сфера правового регулирования 14
§ 3 Ненадлежащая реклама и ее виды: недобросовестная реклама,
недостоверная реклама 21
Глава II Формы ненадлежащей рекламы 29
§1 Недобросовестная конкуренция в сфере рекламы, осуществляемая посредством дискредитации и некорректного сравнения 29
§2 Недобросовестная конкуренция в сфере рекламы, осуществляемая
посредством введения в заблуждение и создания смешения 39
§3 Недобросовестная конкуренция в сфере рекламы, осуществляемая
посредством нарушения требований законодательства об интеллектуальной собственности 46
§4 Недобросовестная конкуренция в сфере рекламы, осуществляемая посредством неправомерного использования информации 55
Глава III Правовые средства пресечения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы 61 §1 Гражданско-правовые средства пресечения недобросовестной конкуренции в
сфере рекламы 61
§2 Публично-правовые средства пресечения недобросовестной конкуренции в
сфере рекламы 66
Заключение 72
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 75
Глава I Общие положения о рекламе и недобросовестной конкуренции..?
§1 Недобросовестная конкуренция: понятие, правовая и экономическая природа 7
§ 2 Реклама как область предпринимательской деятельности и специфическая сфера правового регулирования 14
§ 3 Ненадлежащая реклама и ее виды: недобросовестная реклама,
недостоверная реклама 21
Глава II Формы ненадлежащей рекламы 29
§1 Недобросовестная конкуренция в сфере рекламы, осуществляемая посредством дискредитации и некорректного сравнения 29
§2 Недобросовестная конкуренция в сфере рекламы, осуществляемая
посредством введения в заблуждение и создания смешения 39
§3 Недобросовестная конкуренция в сфере рекламы, осуществляемая
посредством нарушения требований законодательства об интеллектуальной собственности 46
§4 Недобросовестная конкуренция в сфере рекламы, осуществляемая посредством неправомерного использования информации 55
Глава III Правовые средства пресечения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы 61 §1 Гражданско-правовые средства пресечения недобросовестной конкуренции в
сфере рекламы 61
§2 Публично-правовые средства пресечения недобросовестной конкуренции в
сфере рекламы 66
Заключение 72
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 75
Конкуренция как явление не только экономическое, но и правовое, относится к одним из важных элементов развитой рыночной экономики. Экономисты определяют конкуренцию как борьбу между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. Именно конкурентная борьба является важным стимулом к повышению качества производимого товара, к увеличению объема производства, к выявлению наиболее выгодных условий продажи, к формированию оптимальной цены товара.
Как и любая борьба, конкуренция имеет свои методы, к которым прибегают субъекты в своем соперничестве. Методы могут быть различны и, в первую очередь, их можно разделить на правомерные и неправомерные. К правомерным стоит отнести методы, которые соответствуют нормам законодательства, деловым обычаям и требованиям добропорядочности, справедливости, а к неправомерным те, которые противоречат установленным правилам. Так, конкуренцию можно разделить, соответственно, на добросовестную и недобросовестную.
Можно сказать о многообразии проявлений недобросовестной конкуренции в разные периоды истории общества и на разных этапах развития экономики государства. Ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции является одной из важнейших задач государства и общества в целом. Это обусловлено тем, что недобросовестная конкуренция наносит ущерб не только добропорядочным хозяйствующим субъектам, но и потребителям, а так же обществу и государству. Именно поэтому недобросовестная конкуренция запрещается не только на уровне государства, но и на международном уровне.
Как известно, конкурентная борьба заставляет предпринимателей прибегать к различным методам достижения своей цели - получению наибольшей прибыли. К одним из самых важных и действенных можно отнести рекламу. Переход к рыночной экономике внес свои изменения в формы и содержание рекламной деятельности. Так, реклама стала связующим звеном между производством и потреблением. Она помогает поддерживать «обратную связь» между предпринимателями и потребителями.
Безусловно, широкое использование рекламной деятельности для продвижения своих товаров также вызвало появление негативных последствий, злоупотреблений. Предприниматели стали прибегать к использованию таких антиконкурентных явлений как ненадлежащая реклама. Ненадлежащая реклама выражается в формах недобросовестной и недостоверной рекламы. Существование этих явлений так же наносит вред нормальному экономическому развитию, нарушает конкурентную борьбу.
Взаимосвязь конкуренции и рекламной деятельности очевидна, реклама играет важную роль в развитии рыночной экономики. Если предприниматели лишатся такого эффективного способа взаимодействия с потребителями, то можно сказать, что это приведет к упадку бизнеса, и конкуренция, как способ продвижения торговли, пойдет на спад. Такова взаимозависимость положительных явлений, а именно добросовестной конкуренции и надлежащей рекламы.
Так же в зависимости друг от друга находятся недобросовестная конкуренция и ненадлежащая реклама. Ученые, занимающиеся этой проблемой, соотносят эти понятия по-разному: как общее и специальное, или как равные понятия. Но, так или иначе, рекламная деятельность является специфическим направлением предпринимательской деятельности, а недобросовестная конкуренция в сфере рекламы особенно важной областью регулирования. Тесная взаимосвязь конкурентного и рекламного права, обуславливает необходимость комплексного подхода к изучению.
Об актуальности данной темы свидетельствует то, что проблемы правового регулирования недобросовестной конкуренции в сфере рекламной деятельности в настоящее время являются предметом пристального внимания со стороны государства и юридической науки. Так как одной из основных задач регулирования экономики является создание необходимых условий для добросовестной конкуренции, реализацию и обеспечение права потребителей на получение достоверной информации. Достижение успеха в решении этих задач невозможно без точной квалификации недобросовестной конкуренции, соотношении её с ненадлежащей рекламой.
Невозможно представить нормальное функционирование рыночных отношений и развитие конкуренции без рекламы. Она призвана способствовать продвижению товаров на рынке и тем самым обеспечить развитие предпринимательской деятельности. Интенсивные и сложные
предпринимательские отношения находятся в прямой взаимосвязи с дальнейшим развитием рекламной деятельности.
Многие ученые занимались исследованием правовой и экономической природы такого явления как недобросовестная конкуренция, ненадлежащая реклама, их взаимосвязи, изучали недобросовестную конкуренцию в рекламной сфере, её формы, методы борьбы с недобросовестной конкуренцией, способы её ограничения и пресечения. Теоретическую основу данной дипломной работы составили труды таких авторов как В.И. Еременко, С.А. Паращук, К.Ю. Тотьев, А.Н. Варламова, А.И. Каминка, М.В. Баранова, К.А. Писенко, Б.Г. Бадмаев, И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А. Федотов, Л.В. Антонов, Р.В. Скляр и ряда других, посвященных рассматриваемой проблеме.
Цель исследования заключается в выработке комплексного представления о недобросовестной конкуренции в сфере рекламы, ее формах, специфических особенностях, а также возможных правовых средствах пресечения данного негативного явления.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие недобросовестной конкуренции, раскрыть её правовую и экономическую природу;
- охарактеризовать ненадлежащую рекламу и её виды: недобросовестную и недостоверную рекламы;
- детально рассмотреть формы ненадлежащей рекламы;
- проанализировать все признаки, относящиеся к каждой отдельной форме недобросовестной конкуренции в сфере рекламы;
- исследовать особенности применения правовых средств пресечения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами в рекламной сфере, сопровождающиеся нарушением норм законодательства.
Предметом исследования выступает совокупность норм российского гражданского законодательства, антимонопольного законодательства, а так же рекламного законодательства, регулирующих отношения в сфере недобросовестной конкуренции в области рекламной деятельности.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов исследования. При написании дипломной работы использовались следующие методы исследования: метод анализа, синтеза, системного исследования, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, социально-правовой и другие.
Структура дипломной работы обусловлена поставленными задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, в совокупности включающих в себя девять параграфов, заключения и списка использованных нормативно¬правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Как и любая борьба, конкуренция имеет свои методы, к которым прибегают субъекты в своем соперничестве. Методы могут быть различны и, в первую очередь, их можно разделить на правомерные и неправомерные. К правомерным стоит отнести методы, которые соответствуют нормам законодательства, деловым обычаям и требованиям добропорядочности, справедливости, а к неправомерным те, которые противоречат установленным правилам. Так, конкуренцию можно разделить, соответственно, на добросовестную и недобросовестную.
Можно сказать о многообразии проявлений недобросовестной конкуренции в разные периоды истории общества и на разных этапах развития экономики государства. Ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции является одной из важнейших задач государства и общества в целом. Это обусловлено тем, что недобросовестная конкуренция наносит ущерб не только добропорядочным хозяйствующим субъектам, но и потребителям, а так же обществу и государству. Именно поэтому недобросовестная конкуренция запрещается не только на уровне государства, но и на международном уровне.
Как известно, конкурентная борьба заставляет предпринимателей прибегать к различным методам достижения своей цели - получению наибольшей прибыли. К одним из самых важных и действенных можно отнести рекламу. Переход к рыночной экономике внес свои изменения в формы и содержание рекламной деятельности. Так, реклама стала связующим звеном между производством и потреблением. Она помогает поддерживать «обратную связь» между предпринимателями и потребителями.
Безусловно, широкое использование рекламной деятельности для продвижения своих товаров также вызвало появление негативных последствий, злоупотреблений. Предприниматели стали прибегать к использованию таких антиконкурентных явлений как ненадлежащая реклама. Ненадлежащая реклама выражается в формах недобросовестной и недостоверной рекламы. Существование этих явлений так же наносит вред нормальному экономическому развитию, нарушает конкурентную борьбу.
Взаимосвязь конкуренции и рекламной деятельности очевидна, реклама играет важную роль в развитии рыночной экономики. Если предприниматели лишатся такого эффективного способа взаимодействия с потребителями, то можно сказать, что это приведет к упадку бизнеса, и конкуренция, как способ продвижения торговли, пойдет на спад. Такова взаимозависимость положительных явлений, а именно добросовестной конкуренции и надлежащей рекламы.
Так же в зависимости друг от друга находятся недобросовестная конкуренция и ненадлежащая реклама. Ученые, занимающиеся этой проблемой, соотносят эти понятия по-разному: как общее и специальное, или как равные понятия. Но, так или иначе, рекламная деятельность является специфическим направлением предпринимательской деятельности, а недобросовестная конкуренция в сфере рекламы особенно важной областью регулирования. Тесная взаимосвязь конкурентного и рекламного права, обуславливает необходимость комплексного подхода к изучению.
Об актуальности данной темы свидетельствует то, что проблемы правового регулирования недобросовестной конкуренции в сфере рекламной деятельности в настоящее время являются предметом пристального внимания со стороны государства и юридической науки. Так как одной из основных задач регулирования экономики является создание необходимых условий для добросовестной конкуренции, реализацию и обеспечение права потребителей на получение достоверной информации. Достижение успеха в решении этих задач невозможно без точной квалификации недобросовестной конкуренции, соотношении её с ненадлежащей рекламой.
Невозможно представить нормальное функционирование рыночных отношений и развитие конкуренции без рекламы. Она призвана способствовать продвижению товаров на рынке и тем самым обеспечить развитие предпринимательской деятельности. Интенсивные и сложные
предпринимательские отношения находятся в прямой взаимосвязи с дальнейшим развитием рекламной деятельности.
Многие ученые занимались исследованием правовой и экономической природы такого явления как недобросовестная конкуренция, ненадлежащая реклама, их взаимосвязи, изучали недобросовестную конкуренцию в рекламной сфере, её формы, методы борьбы с недобросовестной конкуренцией, способы её ограничения и пресечения. Теоретическую основу данной дипломной работы составили труды таких авторов как В.И. Еременко, С.А. Паращук, К.Ю. Тотьев, А.Н. Варламова, А.И. Каминка, М.В. Баранова, К.А. Писенко, Б.Г. Бадмаев, И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А. Федотов, Л.В. Антонов, Р.В. Скляр и ряда других, посвященных рассматриваемой проблеме.
Цель исследования заключается в выработке комплексного представления о недобросовестной конкуренции в сфере рекламы, ее формах, специфических особенностях, а также возможных правовых средствах пресечения данного негативного явления.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие недобросовестной конкуренции, раскрыть её правовую и экономическую природу;
- охарактеризовать ненадлежащую рекламу и её виды: недобросовестную и недостоверную рекламы;
- детально рассмотреть формы ненадлежащей рекламы;
- проанализировать все признаки, относящиеся к каждой отдельной форме недобросовестной конкуренции в сфере рекламы;
- исследовать особенности применения правовых средств пресечения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами в рекламной сфере, сопровождающиеся нарушением норм законодательства.
Предметом исследования выступает совокупность норм российского гражданского законодательства, антимонопольного законодательства, а так же рекламного законодательства, регулирующих отношения в сфере недобросовестной конкуренции в области рекламной деятельности.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов исследования. При написании дипломной работы использовались следующие методы исследования: метод анализа, синтеза, системного исследования, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, социально-правовой и другие.
Структура дипломной работы обусловлена поставленными задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, в совокупности включающих в себя девять параграфов, заключения и списка использованных нормативно¬правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
В результате проведенного исследования, на основе анализа антимонопольного и рекламного законодательства, а также на основе рассмотрения различных точек зрения представителей юридической науки, можно сделать следующие выводы.
В условиях современных рыночных отношений все больше растет значение решения такой проблемы, как соперничество конкурентов на рынке. В условиях такой борьбы нарушаются не только нормы законодательства, но и нарушаются интересы хозяйствующих субъектов - конкурентов и права потребителей.
Антимонопольное законодательство устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, тем самым помогает найти способы защиты добросовестных хозяйствующих субъектов, потребителей и государства. Выражается недобросовестная конкуренция в применении незаконных методов конкурентной борьбы, но действующее законодательство не устанавливает четких границ различий между недобросовестностью и противоправностью. К отличительным признакам недобросовестной конкуренции можно отнести: действия, направленные на получение преимуществ; противоречие законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям
добропорядочности, разумности и справедливости; причинение или возможность причинения убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесение или возможность нанесения вреда их деловой репутации.
Недобросовестная конкуренция может осуществляться в различных формах, каждая из которых обладает своими особенными отличительными признаками. В Законе о защите конкуренции содержит открытый перечень актов недобросовестной конкуренции. Поэтому возможно отнесение к таким формам иных действий, которые содержат в себе признаки общего понятия недобросовестной конкуренции.
Недобросовестная конкуренция очень тесно взаимодействует с рекламной деятельностью. Необходимо заметить, что это явление находит свое выражение в рекламной сфере не только в специфических формах
ненадлежащей рекламы, но и в общих, более широких формах
недобросовестной конкуренции. Существование взаимосвязи конкурентной борьбы с рекламной сферой обусловлено тем, что в процессе осуществления предпринимательской деятельности почти все субъекты прибегают к рекламированию своих товаров. Так, возникает необходимость защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов - конкурентов, потребителей в рекламной сфере. Необходимо создание четко установленных правил, формирование правильного их понимания и применения всеми участниками рекламной деятельности. На современном этапе экономического развития данное направление законодательства становится одним из приоритетных в предпринимательстве.
Что касается классических видов ответственности, таких как гражданско-правовая, административная и уголовная, то и они не являются достаточно разработанными на законодательном уровне. Гражданско-правовая ответственность, которая содержит комплекс мер, носящих имущественный характер, достаточно неоднородна по своим юридическим основаниям и правовым последствиям. Не всегда такой вид ответственности эффективен при восстановлении нарушенных прав недобросовестной конкуренцией в сфере рекламы. Административная ответственность, хоть и является наиболее часто применяемой, но так же нуждается в доработке. Некоторые ученые считают, что необходимо увеличение мер ответственности за нарушения антимонопольного и рекламного законодательства. В отношении уголовной ответственности российское законодательство вообще не устанавливает прямого указания на недобросовестную конкуренцию. В Уголовном Кодексе есть некоторые статьи, которые лишь опосредованно касаются недобросовестной конкуренции в сфере рекламной деятельности. Поэтому необходимо обратить внимание на регулирование вопросов ответственности в таком важном направлении.
Поскольку такое явление, как недобросовестная конкуренция в сфере рекламы является очень важным, то и возрастает необходимость разработки наиболее эффективных методов борьбы с этими действиями. Современные методы противодействия, которые сводятся только к государственному принуждению, не могут полностью решить существующую проблему. Так как недобросовестная конкуренция в сфере рекламы является особенным, специфическим явлением в бизнесе, то и методы борьбы должны быть более специальными, узконаправленными, а именно: возможное установление ограничений и ответственности самими предпринимателями; привлечение экспертов в разрешении того или иного дела.
В условиях современных рыночных отношений все больше растет значение решения такой проблемы, как соперничество конкурентов на рынке. В условиях такой борьбы нарушаются не только нормы законодательства, но и нарушаются интересы хозяйствующих субъектов - конкурентов и права потребителей.
Антимонопольное законодательство устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, тем самым помогает найти способы защиты добросовестных хозяйствующих субъектов, потребителей и государства. Выражается недобросовестная конкуренция в применении незаконных методов конкурентной борьбы, но действующее законодательство не устанавливает четких границ различий между недобросовестностью и противоправностью. К отличительным признакам недобросовестной конкуренции можно отнести: действия, направленные на получение преимуществ; противоречие законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям
добропорядочности, разумности и справедливости; причинение или возможность причинения убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесение или возможность нанесения вреда их деловой репутации.
Недобросовестная конкуренция может осуществляться в различных формах, каждая из которых обладает своими особенными отличительными признаками. В Законе о защите конкуренции содержит открытый перечень актов недобросовестной конкуренции. Поэтому возможно отнесение к таким формам иных действий, которые содержат в себе признаки общего понятия недобросовестной конкуренции.
Недобросовестная конкуренция очень тесно взаимодействует с рекламной деятельностью. Необходимо заметить, что это явление находит свое выражение в рекламной сфере не только в специфических формах
ненадлежащей рекламы, но и в общих, более широких формах
недобросовестной конкуренции. Существование взаимосвязи конкурентной борьбы с рекламной сферой обусловлено тем, что в процессе осуществления предпринимательской деятельности почти все субъекты прибегают к рекламированию своих товаров. Так, возникает необходимость защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов - конкурентов, потребителей в рекламной сфере. Необходимо создание четко установленных правил, формирование правильного их понимания и применения всеми участниками рекламной деятельности. На современном этапе экономического развития данное направление законодательства становится одним из приоритетных в предпринимательстве.
Что касается классических видов ответственности, таких как гражданско-правовая, административная и уголовная, то и они не являются достаточно разработанными на законодательном уровне. Гражданско-правовая ответственность, которая содержит комплекс мер, носящих имущественный характер, достаточно неоднородна по своим юридическим основаниям и правовым последствиям. Не всегда такой вид ответственности эффективен при восстановлении нарушенных прав недобросовестной конкуренцией в сфере рекламы. Административная ответственность, хоть и является наиболее часто применяемой, но так же нуждается в доработке. Некоторые ученые считают, что необходимо увеличение мер ответственности за нарушения антимонопольного и рекламного законодательства. В отношении уголовной ответственности российское законодательство вообще не устанавливает прямого указания на недобросовестную конкуренцию. В Уголовном Кодексе есть некоторые статьи, которые лишь опосредованно касаются недобросовестной конкуренции в сфере рекламной деятельности. Поэтому необходимо обратить внимание на регулирование вопросов ответственности в таком важном направлении.
Поскольку такое явление, как недобросовестная конкуренция в сфере рекламы является очень важным, то и возрастает необходимость разработки наиболее эффективных методов борьбы с этими действиями. Современные методы противодействия, которые сводятся только к государственному принуждению, не могут полностью решить существующую проблему. Так как недобросовестная конкуренция в сфере рекламы является особенным, специфическим явлением в бизнесе, то и методы борьбы должны быть более специальными, узконаправленными, а именно: возможное установление ограничений и ответственности самими предпринимателями; привлечение экспертов в разрешении того или иного дела.
Подобные работы
- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ
НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ, СВЯЗАННОЙ С
СОЗДАНИЕМ СМЕШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Ненадлежащая реклама: правовой аспект
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Ненадлежащая реклама:
Правовой аспект
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016 - Дискредитация как форма недобросовестной конкуренции
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Акты недобросовестной конкуренции с использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Международные договорно-правовые обязательства Российской Федерации в сфере регулирования товарных знаков и их реализация в российской правовой системе
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2023 - МАРКЕТИНГ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ РЕКЛАМЫ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



