Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института франчайзинга.
§1.1. История становления и развития института
франчайзинга 7
§1.2. Понятие и юридическая природа института
франчайзинга 14
Глава 2. Правовое регулирование франчайзинга в национальных правовых системах и международном праве.
§ 2.1. Правовое регулирование франчайзинга в США 24
§2.2. Законодательно - правовая база франчайзинга в Европе 33
§2.3. Правовой режим франчайзинга в Китае 42
§2.4. Правовое регулирование франчайзинга в ЕС 46
§2.5. Международно- правовое регулирование франчайзинга 55
Глава 3. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) в российском праве.
§3.1. Понятие и правовое регулирование договора коммерческой концессии по российскому законодательству и его соотношение с договором
франчайзинга 61
§3.2. Практика реализации правовых норм Главы 54 ГК РФ 67
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Франчайзинг в целом является «формой организации бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому другому лицу (франчайзи) за вознаграждение право на производство продукции, торговлю товарами и предоставление услуг под торговой маркой франчайзера по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер, на срок и на условиях, определенных договором франчайзинга» .
Франчайзинг в своем уже более современном виде появился в США как метод распределения товаров и услуг, а затем уверенно обосновался и в международных отношениях. Актуальность данной работы проявляется в том, что сейчас франчайзинг функционирует по всему миру. 60-70ые гг. в США были ознаменованы активным ростом международного франчайзинга, что в последствии в 80-90 гг. XX века сделало систему франчайзинга одной из главных средств расширения международного бизнеса. Всемирный франчайзинговый форум в Вашингтоне (15lh Annual International Franchise Expo, 2008, June 2-4, Washington, DC) показал успешность развития франчайзинга в более чем 80 отраслях видах бизнеса в развитых и развивающихся странах мира.
Франчайзинг распространился на многие сферы предпринимательской деятельности. Так, франчайзинг развивается в сфере торговли, услуг (ресторанного, гостиничного, туристического), бытового облуживания, производства (электронной техники), строительства.
Существуют различные международные организация, которые занимаются практикой, проблемами, связанными с франчайзингом — Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международная организация труда (МОТ) и др.
Что касается Российской Федерации, то интерес к франчайзингу в нашей стране постоянно растет. С конца прошлого века в России по франчайзинговой системе работают и развиваются знаменитые зарубежные компании: Xerox, Kodak, Subway, Carlo Pazolini, и др.
Однако несмотря на функционирование и быстрое развитие франчайзинга, юридическая природа данной системы все же остается относительно новой для российского законодательства и требует специального законодательного регулирования. Правовое регулирование франчайзинга в отечественном законодательстве представлено в Гражданском кодексе РФ в Главе 54, где франчайзинг отождествляется с коммерческой концессией.
После анализа применения франчайзинга на практике были выявлены пробелы и недостатки, одной из главных причин которых является несовершенство правового регулирования. Проблемы, связанные с правовым регулированием, плюс ко всему спонтанный характер развития российского рынка приводят к тому, что зарубежные франчайзеры либо вообще отказываться от применения этой системы в России, либо требуют усовершенствования новых условий в целях для внедрения франчайзинговой бизнес -схемы на российский рынок, а это ,в свою очередь, препятствует притоку иностранных инвестиций в нашу страну.
Объектом исследования настоящей работы являются институты франчайзинга и коммерческой концессии за рубежом и в России, а также проблемы их применения и совершенствования.
Предметом исследования выступает зарубежное, международное, российское законодательство в области регламентации институтов коммерческой концессии и франчайзинга в России и за рубежом, судебная практика. В информационную основу исследования входят также выпущенные в открытой печати периодические издания и данные сети ИНТЕРНЕТ.
Теоретическую основу дипломной работы составляют результаты исследований, проводимых российскими и зарубежными учеными по вопросам правового регулирования франчайзинга в международном частном праве.
В отечественной правовой литературе конструкции договора коммерческой концессии (франчайзинга), его правовой природе посвящено большое количество научных работ российских ученых, таких, как Брагинского М.И., Витрянского В.В., Евдокимовой В.Н., Сосны С.А., Васильевой E.H., Месяшной Н.В., Орловой O.A. , и другие. Также теоретическую основу работы составляют положения, изложенные в работах зарубежных авторов - Мендельсона М., Питергоффа Т.М., Стэнворта Дж.
Нормативно-правовой базой исследования является действующее отечественное законодательство, регулирующее отношения в сфере коммерческой концессии, законодательство Европейского Союза и отдельных зарубежных государств (США, Франции, Бельгии, Германии, Китая), акты международных и национальных ассоциаций франчайзинга, модельные законы Международного института по унификации частного права (УНИДРУА), а также судебная практика Европейского Союза и отдельных стран (США, Франции, Германии).
Целью данной работы является системное и всестороннее исследование правового регулирования коммерческой концессии и франчайзинга в международном частном праве. Данная цель достигается решением следующих задач:
- рассмотрение основных исторических этапов развития франчайзинга в России и за рубежом;
- выявление правовой природы франчайзинга в зарубежном праве;
- сравнение положений законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, регулирующих конструкцию договора коммерческой концессии.
Поставленные задачи решаются посредством применения общих и специальных методов научного познания. Центральным методом исследования в дипломной работе является метод сравнительного правоведения. Также в работе широко используются такие методы, как элементарно-теоретический метод, классификационный метод, анализ, синтез и ситуационное моделирование.
Структура дипломной работы. Цели и задачи исследования обусловили его содержание. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих в общей сложности девяти параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых источников и литературы.
В наше время положения о возможности ведения бизнеса с помощью франчайзинга предусмотрены в законодательстве практически всех развитых стран мира. Анализ основных этапов исторического развития франчайзинга позволяет сделать вывод о том, что подобный институт существует уже на протяжении многих веков.
Для отечественного рынка франчайзинг является относительно новым феноменом, в то время как в развитых зарубежных странах франчайзинг известен давно как средство обеспечения потребностей общества в различных сферах бизнеса.
Франчайзинг, представляя собой определенный способ или тип организации предпринимательской деятельности, предполагает создание развитой сети системных предприятий, которые имеют одну торговую марку (товарный знак) и следуют определенным условиям, стилю, методам и формам продаж товаров. Наиболее значимым элементом данной системы являются единые требования к качеству товаров (услуг) , а также единые цены, устанавливаемые и регулируемые централизованно. Нельзя не отметить, что в настоящее время система франчайзинговых отношений активно формируется и в России.
Сущность франчайзинга как способа осуществления бизнеса можно кратко сформулировать следующим образом. Правообладатель, разработавший и успешно испробовавший на практике определенную технологию осуществления предпринимательской деятельности, а также являющийся обладателем исключительных прав на хорошо известные потребителям средства индивидуализации субъектов гражданского оборота и производимых ими товаров (работ, услуг), предоставляет указанную технологию и права на использование средств индивидуализации пользователю (т.е. делится с пользователем своим коммерческим опытом и деловой репутацией) в обмен на долю в доходах, извлеченных пользователем от использования полученных прав.
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит нормы о договор е коммерческой концессии — самостоятельном институте в отечественном праве, которому в зарубежном законодательстве соответствует термин «франчайзинг», в связи с этим полагаем, что эти термины тождественны.
Нам представляется, что более целесообразным было бы заменить в настоящем законодательстве термин «коммерческая концессия» термином «франчайзинг», так как когда российские предприниматели сотрудничают с иностранными франчайзерами (правообладателями), они осуществляют коммерческую деятельность на основе договора, который за рубежом обычно называется договором франчайзинга.
Необходимо внести ясность по поводу понятия «франшиза». По сложившейся международной и российской практике понятием «франчайзинг» обозначается, как правило, единая система организации рыночных отношений в целом, а термин «франшиза» - для определения того объема прав и всей бизнес-системы, передаваемых между определенными лицами при реализации на практике системы франчайзинга.
В юридической науке существует точка зрения, что «франчайзинг не получил нормативной регламентации в национальном законодательстве или международных договорах» .Следует уточнить, что здесь имеется ввиду отсутствие специальных нормативных актов. Как совершенно верно отмечает А. Цират, что «лишь в небольшом количестве государств (немногим более 10) отношения по франчайзингу регулируются специальными нормативными актами. Более того, законодатель, как правило, регулирует только несколько видов франчайзинга. Так, в Европейском сообществе специально регулировался сбытовой и промышленный франчайзинг. В США на федеральном уровне особое внимание уделено регулированию сбытового франчайзинга, а на уровне штатов- инвестиционному франчайзингу, поскольку законодательством штатов франчайзинг рассматривается как инвестиционная деятельность франчайзи» .
Говоря об общей роли законодательства в правовом регулировании франчайзинга в Соединенных Штатах Америки, то некоторые американские исследователи считают, что законодательство все же оказывает минимальное воздействие на такое регулирование. Основой франчайзинга, по их мнению, является договор, причем даже в тех его положениях, которые в наибольшей степени регулируются и контролируются законом. То есть условия договора в основном определяются волей самих сторон соглашения, исходя из общих положений договорного права. Особое внимание право США уделяет вопросу обеспечения равенства франчайзи и франчайзера, так как первоначально во франчайзинговых отношениях существует дисбаланс прав сторон. Вот почему в правовом регулировании франчайзинга основной акцент делается на тех стадиях отношений, когда несоответствие прав носит особо отрицательный характер - это, прежде всего, преддоговорная стадия и стадия, которая связана с расторжением и продлением действия соглашения.
Международно-правовое регулирование франчайзинга представлено нормативными актами lex Mercatoria, которые являются по своей природе только рекомендациями. Ввиду рекомендательного характера таких норм и того факта, что они не имплементированы в национальное законодательство, на сегодняшний день более эффективным представляется национальное регулирование франчайзинга.
Хотелось бы отметить, что явным преимуществом франчайзинга перед другими формами хозяйственных отношений выступает возможность сторон использовать единые методы ведения предпринимательской деятельности, не нарушая при этом антимонопольное законодательство.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о больших перспективах дальнейшего развития франчайзинга как в зарубежных странах, так и в России, при условии устранения законодательных пробелов и коллизий.
1) Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.). Официальный русский текст (в редакции от ред. от 02.10.1979) Женева: ВОИС. 1990. 46 с.
2) Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г. (с изменениями от 02 октября 1979 г.) Публикация ВОИС № 250(11). Женева, ВОИС. 1974.
3) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в редакции от 23.05.2016) // СЗ РФ. 1996. №5. ст. 410.
4) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 2Э0-ФЗ (в редакции от 28.11.2015) // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.), с. 5496.
5) Закон США «О товарных знаках», 15 U.S.C. §§ 101 et seq. и 35 U.S.C The Lanham Act of 1946// 15 US Code of Federal Regulation, §§1015-1127. Wash., 1946.
6) Закон США об автомобильном дилерском франчайзинге Automobile dealer Franchise Act of 1956// 15 15 US Code of Federal Regulations, §§1221¬1225. Wash., 1956.
7) Закон Франции № 89-1008 «О развитии коммерческих и ремесленных предприятий и улучшения их экономического, правового и социального состояния» от 31.12.1989 .Loi №89- 1008 du 31 decembre 1989 relativ au developpement des entreprises commerciaes et artisanales a l‘amelioration de leur environnerrent economique , juridique el social//Journal Officiel, 1990.
8) Декрет Правительства Франции № 91-337 от 4 апреля 1991 г Decret № 91-337 du 4 avril 1991 portant application de l’article ler de la loi № 89-1008 du 31 decembre 1989 relativ au developpement des entreprises commerciaes et artisanales a l‘amelioration de leur environnerrent economique , juridique el social//Journal Officiel, 1990.
9) Закон Бельгии «Об информации, предшествующей контракту для договоров коммерческого партнерства» от 19.12.2005. Loi relativ a i'information priicontractuelle dnus le eadro d'accords de partenariar commercial //Wet betreffence de precontractuele informatie bij commerciale samenwerkingsovereenkomsten) (Moniteur heige / Belgisch staatsblad 18 January 2006).
10) Правила для административных франчайзинговых операций от 14.11.97г, принятые Министерством торговли Китайской Народной Республики. The Measures for the Administration of Franchise Operations (for Trial Implementation) (Promulgated by the Ministry of Interial Trade on November 14, 1997).
11) Правила регулирования коммерческих франшиз от 31.12.2004 г.,
принятые Министерством торговли Китайской Народной Республики. Mensures for the Regulation jf Commercial Franchise (Promulgated by the Ministry of Commerce on December 31, 2004).
12) Договор о создании Единого Экономического Сообщества (Римский договор 1957 г.) Treaty establishing the European Economic Community (1957)// Official Journal of the European Union. P. 321.
13) Регламент Комиссии Европейских сообществ №4087/882 «О применении статьи 85(3) Договора к категориям договоров франчайзинга». Commission Regulation (EEC) №4087/88 of 30 November 1988 «On the application of Article 85(3) of the Treaty to categories of Franchise agreements»// Official Journal of EFC.I.359/46 of 28 December 1988.
14) Регламент Комиссии Европейских Сообществ №2790/19993 «О применении статьи 81(3) Договора к категориям вертикальных соглашений и согласованных действий»Commission Regulation (EEC) №2790/1999 of 22December 1999 «On the application of Article 81(3) of the Treaty to categories of vertical agreements and concerted practices»// Official Journal of EFC.I.336/21 of 29 December 1999.
Н.Специальная литература
1) Багдасарян А. Договор коммерческой концессии (франчайзинг). Гражданско-правовые проблемы заключения договора. М.: Статут. 2009. —. 224 с.
2) Бобков С. А. Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации: Дисс... канд.юрид. наук. М., 2004 - 207 с.
3) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Издание доп., неправ. М.: Издательство «Статут», 2002. — 1055 с.
4) Васильев Н. М, Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2006. №2. 61 с.
5) Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. Статут, 2002. 419 с.
6) Герчикова И.Н. Международное коммерческое право: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 501 с.
7) Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М.: БЕК, 1997. 687 с.
8) Джурович, Р. Руководство по заключению внешнеторговых
контрактов. - М., 1992. - 107с.
9) Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. Практическое пособие для предпринимателей. Тольятти: Дока-Пресс, 1994. — 231 с.
10) Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. — М., 1997.
11) Еремин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: теория и практика применения: дис. ... канд.юрид. наук. М., 2015. 171 с.
12) Забелин П.Е. Соотношение договора коммерческой концессии с договором франчайзинга // Юристъ-Правоведъ. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России. 2011. № 4. 104 с.
13) Климова С.В. Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте: дис. ... канд.юрид. наук. М., 2011. 189 с.
14) Козина Е.А. Гражданско-правовое регулирование предоставления комплекса исключительных прав по договору франчайзинга. Дисс. канд. юрид. наук.-М., 2000. 204 с.
15) Колесников В.В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз. Спб.: Питер, 2008.-288 с.
16) Корзун В. Франчайзинг: в праве Европейского Союза// Журнал международного права и международных отношений. 2005.№1.84 с.
17) Лысенко Е.С. Определение франчайзинга, как экономического отношения //Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 4.- 357 с.
18) Мендельсон М. Руководство по франчайзингу / Пер. с англ. JI.T. Исаенковой и И.Г. Минервина. — М.: Сибли Интернэшнл Инк., Совамипко, 1995.-176 с.
19) Месяшная Н.В. Вопросы правового регулирования франчайзинга в России. Дисс. канд. юрид. наук.-М., 2000. 165 с.
20) Новосельцев О. Франчайзинг: история развития, правовое
регулирование, оценка// Финансовая газета. № 18, 1999.
21) Орлова O.A. Франчайзинг как форма деловых связей // Законодательство и экономика. -М., № 4(216). 2002. 22 с.
22) Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. М.: Статут. 2000. 536 с.
23) Подгруша, В. Франчайзинг: правовая природа, особенности правового регулирования / В. Подгруша // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.
24) Пособие по франчайзингу / Авторы пособия: А.З. Майлер, CA. Куликов, М.: Российская ассоциация франчайзинга, 2001. — 39 с.
25) Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2000. — 314с.
26) Путеводитель по франчайзингу в России. — М.: Российская ассоциация развития франчайзинга, 2001. 71 с.
27) Путеводитель по франчайзингу в России. — М.: Российская ассоциация развития франчайзинга, 2004. 75 с.
28) Райников A.C. Договор коммерческой концессии. -М.: Статут, 2009. 199 с.
29) Райников, А. С. Договор коммерческой концессии как институт обязательственного права и как правоотношение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: на правах рукописи. М., 2009. 25 с.
30) Российская ассоциация франчайзинга. Путеводитель по франчайзингу в России. М., 2004. 54 с.
31) Рыкова И.В. Особенности национального франчайзинга // Бизнес- адвокат. 2002. № 11. 15 с.
32) Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей / Пер. с англ. — М.: Дело, 1997. — 672 с.
33) Сосна С.А., Васильева E.H. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. 375 с.
34) Стэнворт Д., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе / Пер. с англ. Павловой JI.H. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. - 200 с. (Руководство Барклайзс банка по малому бизнесу).
35) Сухарев А.Я. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2006. 858 с.
36) Тер-Овакимян А.А. Международный договор франчайзинга и договор коммерческой концессии // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 6. 1253 с.
37) Типовой контракт международного франчайзинга МТП. Публикация № 107. Серия: «Издания Международной торговой палаты». На рус. и англ. яз. - М. : Изд-во «Консалтбанкир», 2002. 168 с.
38) Титова М.Н. Правовой статус субъектов франчайзинга бизнес- формата // Предпринимательское право. 2014. № 3. 62 с.
39) Цират A.B. Франчайзинг и франчайзинговый договор: Учебн.-практ. пособие. Киев: Истина, 2002. — 240 с.
40) Черепанова, Е.А. Франчайзинг в России: правовой аспект.
Екатеринбург: ИД Урал Юр Издат, 2005. 176 с.
41) Шаститко А. Е. Коммерческая концессия: теория и практика рыночных отношений // США: экономика, политика, идеология. 1998. № 12. 70 с.
42) Шарифов В.С. Франчайзинг в механизме развития российского нефтяного рынка. М., 1998. 205 с.
43) Шахова М.С. Развитие системы франчайзинга в малом бизнесе: дисс. канд. экон. наук. М., 1999. - 170с.
44) Alex S. Konigsberg. International franchising. Commonly Used Terms. Vol. 1, London, 1999.
45) Boroian D.D., Boroian P.J. The franchise advantage: make it work for you //Schaumburg, IL, 1998. 155 p.
46) European Commission Regulation. 1988. 30 Nov. №4087/88.
47) Franchising in US. Economy: prospects and problems. Committee on small business//House of representatives. Washington. 1990.
48) Konigsberg A.S. International Franchising. Second Edition, Juris Publishing, New York, 1997.
49) Korah V., Rothnie W.A. Exclusive Distibution and the EEC Competition Rules: Regulations 1983/83 &1984/83. 2d ed. London: Sweet & Maxwell.
1992.1. sher W., Hausman C. Small-business franchises made simple. — New York, 1994.
50) Philip F. Zeidman. Report from America : The International Scope of the New US Disclosure guidelines. 1994. P. 100.
51) Thomas M. Pitegoff. International Franchising. New York State Association.
Franchise, distribution and licensing law. N.Y. 2002.
III. Судебная практика
1) Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.04.2011 г. по делу № А64-4427/2010. // СПС Консультант Плюс.
2) U. S. Supreme Court. Continental T. V., Inc. V. GTE Sylvania, Inc., 433 U.S. 36(1977)№ 76-15.
3) U. S. Supreme Court. Carvel Ice Cream Corporation U.S. 32(1964)№ 36¬14.
1У.Электронные ресурсы
1) The International Franchise Association. The Economic Impact of
Franchised Businesses Report// Режим обращения :URL:
http: //www.franchise. org(дата обращения 19.03.2016)
2) Проекты документов:/Российская Ассоциация Франчайзинга. Режим доступа:http://rusfranch.ru/franchising/osnovnye ponyatiya/(дата обращения 05.04.2016)
3) Federal Trade Commission, FTC// Режим обращения:URL:www.ftc.gov( дата обращения: 21.04.2016)
4) The Uniform Franchise Offering Circular as adopted by NASSA on April
25, 1993//Режим обращения: URL:www.nassa.org(дата обращения :
21.04.2016).
5) Regulation on the Administration of Commercial Franchise. Order of the
State Council (No 485) // Режим обращения: URL:
http://tradeinservices.mofcom.gov.en/en/(дата обращения: 01.05.2016).
6) Case 161/84 . Pronuptia de Paris GmbH v. Irmgard Schillgalis [1986] ECR
353// Режим обращения: URL:
http: //www.idiproj ect.com/docs/user/NIL/forum/1 /Pronuptia.pdf (дата
обращение: 12.05.2016).
7) Code of ethics of the European Franchise Federation // Режим
обращения: URL: http: //www.eff-franchise.com/spip. php. rubrique 13 (дата
обращения 12.05.2016)
8) The Model Franchise Disclosure Law. Rome. September, 2002. UNIDROIT
(En), Uniform Law Review 2002-4, 1060// Режим обращения: URL:
http://www.unidroit.org/(дата обращения: 15.05.16)
9) The Model Franchise Disclosure Law. Rome. September, 2002. UNIDROIT
(En), Uniform Law Review 2002-4, 1060// Режим
обращения:URL:http://www.unidroit.org/franchise(дата обращения: 15.05.16)