Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российские студенческие эмигрантские союзы в Центральной и Восточной Европе в 1920-1930-е гг.

Работа №8339

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы197стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
784
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ЭМИГРАНТСКИХ СТУДЕНЧЕСКИХ СОЮЗОВ В 1920-1930-е гг.
1.1. Возникновение студенческих союзов в 1920-1925 гг. 26
1.2. Организационная структура и система управления
студенческих организаций. 47
1.3. Количественный и качественный состав участников студенческих союзов. 65
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ РОССИИСКИМ СТУДЕНТАМ В ЕВРОПЕ В 1920-1939 гг.
2.1. Правовая и материальная помощь. 93
2.2. Помощь в трудоустройстве и поступлении
в высшие учебные заведения. 124
ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ СОЮЗОВ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
3.1. Организация издательской деятельности в 1920-1930-е гг. 150
3.2. Лекционно-пропагандистская работа в студенческой среде. 157
3.3. Культурно-просветительская деятельность 162 студенческих союзов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 173 ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 186


Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью всестороннего изучения отечественной истории, в том числе проходившей и за пределами ее географических границ, частью которой является деятельность российских студенческих эмигрантских союзов в Центральной и Восточной Европе в 1920 - 1930-х гг.
Модернизация системы образования в условиях современной реформирующейся России, внедрение в нее инноваций должно опираться и на опыт деятельности российской зарубежной системы образования, в том числе - на изучение истории российских эмигрантских студенческих союзов, которые представляли собой одну из важнейших институциональных основ мира зарубежной России.
Изучение опыта российского эмигрантского студенческого движения 1920-1930-х гг. и его организационных структур может быть конструктивно использовано в рамках современного движения студенческой самоорганизации в Российской Федерации.
Актуальность темы диссертационного исследования также определяется расширением связей современного российского студенчества с зарубежными студенческими организациями и научно-исследовательскими структурами, что делает опыт деятельности российских студенческих союзов 1920-1930-х гг. востребованным, способным интенсифицировать учебную подготовку российских студентов, проходящих обучение в зарубежных вузах.
Объектом диссертационного исследования являются российские студенческие союзы в странах Центральной и Восточной Европы в период 1920-1930-х гг., их организационные структуры, нормативная документация и т.д.

4
Российские студенческие союзы во Франции, Германии, Югославии, Польше рассматриваются как явление отечественной и мировой истории ХХ века, а также как фактор влияния в российской эмигрантской диаспоре.
Предметом настоящего диссертационного исследования является деятельность союзов российских студентов в Центральной и Восточной Европе в 1920-1930-е гг., их благотворительная, научно-исследовательская и издательская работа, организация материальной и юридической помощи российским студентам.
Степень разработанности темы. Проблема истории возникновения развития и деятельности российских студенческих союзов в странах Центральной и Восточной Европы в 1920-1930-е гг. подвергалась изучению как отечественными, так и зарубежными исследователями на протяжении значительного периода времени - в 1920-2000-е годы. При этом историографическое освоение темы прошло ряд этапов, обусловленных спецификой внутриполитического положения в СССР и Российской Федерации и обстановки в среде российской эмиграции.
В Советской России активное изучение белой эмиграции и студенческого движения как ее составной части началось в первой половине 1920-х гг. При этом среди авторов были как профессиональные историки, так и репатрианты, стремившиеся реабилитировать себя перед большевистским режимом. Соответственно, авторы, работавшие в СССР, обычно исследовали эмиграцию с точки зрения ее «антисоветской деятельности», уделяя основное внимание идеологической направленности данной темы, что в значительной степени лишало их научной объективности. С конца 20-х гг. ХХ века объективное изучение русского зарубежья стало практически невозможным. Задачей историков объявляется не изучение исторического процесса, а уничтожение «вражеской идеологии», как элемент которой воспринималось и российское эмигрантское студенческое движение, направленное на подготовку будущих специалистов для постбольшевистской России.

5
В период 1930-1950-х гг. тема российской эмиграции фактически становится запретной. Это касалось всех социальных категорий и всех аспектов российской эмиграции и в том числе положения студентов-эмигрантов, деятельности студенческих союзов.
И только к концу 1950-х гг., в период оттепели, вновь возникает интерес к российскому зарубежью, начинают выходить в свет воспоминания эмигрантов, появляются обобщающие работы. С конца 1950-х и особенно в 1960-е годы советские историки немало сделали для обновления подходов к изучению истории российского зарубежья в целом. В это время начинает формироваться более глубокий научный подход к теме истории зарубежной России, постепенно изменяется научная парадигма их изучения.
В 1970 - середине 1980-х гг. происходит интенсификация историографического процесса, что выразилось в значительном увеличении количества выпускаемой литературы, разработке новых направлений исторических исследований, в появлении новых методов исторического поиска. Эти новации, даже при сохранении прежних концептуальных подходов, вели к совершенствованию уровня работ. В то же время, для этого периода отечественной историографии был характерен «обличительный» подход, противопоставление образов советского и зарубежного студенчества. В 1970-е гг. в СССР начали публиковать исследования по истории эмиграции, но они чаще всего рассматривали ее политическую сторону, идеологический аспект.1
При этом студенческие союзы российской эмиграции 1920-1930-х гг. рассматривались как существенная институциональная часть зарубежного антисоветского движения.
В то же время многие исследования этого периода написаны на богатой источниковой базе и вносят существенный вклад в изучение истории российского зарубежья. Наиболее крупным, обобщающим трудом в данной области является монография Л.К. Шкаренкова «Агония белой эмиграции», в которой автор стремится дать обобщенную картину социального,

6
политического и культурного мира зарубежной России. Присутствующая в данном исследовании некоторая идеологическая направленность была обусловлена политической реальностью данного историографического этапа. В публикациях этого периода тема студенческого движения русской эмиграции специально не рассматривались, сохранялись старые подходы к изучению данной проблематики.
К концу 1980-х появляются исследования с более объективным и взвешенным анализом российской эмиграции. Таковы, например работы А.Л. Афанасьева, В.В. Костикова. Тема повседневной жизни, быта, институциональной структуры, научной деятельности российского студенчества за рубежом в межвоенный период постепенно начинает выделяться в самостоятельное исследовательское направление.
В 1990 - 2001 гг. происходит новый этап в изучении российского зарубежья, и в том числе - жизни студентов-эмигрантов, деятельности студенческих союзов. Начинается широкое освоение источниковой базы, происходит расширение поля исследований, изучение различных социальных групп российского зарубежья и среди них - российского студенчества в эмиграции, системы его общественных организаций.
В этот период стал возможен доступ в закрытые ранее архивы, снята официальная цензура. Это дало возможность историкам проводить исследования более объективно и полно, опираясь на новейшие методологические концепции, Объем научных публикаций по теме российской эмиграции существенно вырос, начали выходить в свет первые обобщающие работы Е.П. Серапионовой, В.Д. Козлитина, Е.В. Алексеевой, З.С. Бочаровой,4.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Российские эмигрантские студенческие союзы возникают с самого начала эмиграции, с 1919 года и к 1922 году действуют во всех странах, где обосновались русские эмигранты, прежде всего в государствах Центральной и Восточной Европы.
Деятельность российских студенческих союзов была очень разнообразной: материальная и правовая поддержка студентов- эмигрантов, содействие в трудоустройстве и поступлении в вузы, издательская и культурно-просветительская работа. Благодаря активной деятельности системы студенческих союзов в 1920-1930-е гг. значительная часть российской эмигрантской молодежи получила возможность продолжить свое образование, войти в научный мир зарубежных стран.
Российские студенческие союзы в странах Центральной и Восточной Европы в 1920-1930-е гг. сыграли значительную роль в деле консолидации эмигрантской молодежи, сохранении диаспоры зарубежной России.
Студенческие союзы являются одной из важнейших институциональных основ мира российского зарубежья, благодаря которым на протяжении длительного периода времени (1920-1950-е г.) сохранялся российский эмигрантский социум, молодежная научная культура, университетские традиции и т.д.
Важнейшим системообразующим фактором возникновения в странах Центральной и Восточной Европы студенческих союзов являлась потребность российских студентов в материальной и юридической помощи, которая удовлетворялась более эффективно через корпоративные структуры. Кроме того, общественная деятельность в

169
рамках студенческих союзов служила одной из форм самореализации и социального продвижения молодежи.
Наиболее благоприятным являлось положение русских студентов в Чехословацкой Республике, правительство которой старалось оказывать эмигрантам, в том числе студенчеству, всестороннюю поддержку. (Неслучайно и студенческие объединения появляются здесь еще в 1919 году). Весной 1920 в Варне был создан "Русский студенческий кружок", преобразованный летом 1921 года в "Союз русских студентов в Болгарии". В начале 1920-х гг. в Чехословакии возник Русский христианский кружок. В 1923 году в Пршерове прошел русский зарубежный студенческий съезд, организовавший Русское христианское студенческое движение (РХСД).
Во второй половине 1921 года студенческие союзы появились в Германии, Франции и США. В 1921 году было созвано Общее Собрание русских студентов в Варшаве, учредившее Союз Русских Студентов в Польше. К 1922 году студенческие союзы существовали уже во всех странах, где находились русские беженцы. Самобытные, совершенно независимые объединения создали в эмиграции студенты-казаки. Так, в Чехословакии существовала Общеказачья Студенческая Станица.
Существенную роль в процессе институционализации российского эмигрантского студенческого движения сыграл состоявшийся в 1921 году съезд представителей русских студенческих объединений за рубежом, который провозгласил создание Объединения Русских Эмигрантских Студенческих Организаций (ОРЭСО).
В главе содержится вывод о том, что студенческие союзы начинали свою деятельность в очень сложных материальных, юридических и социально-политических условиях. При этом их задачей была материальная и правовая поддержка студентов, представительство и защита их интересов.

170
Несмотря на тяжелые правовые и социальные условия, студенческие союзы вели очень разностороннюю деятельность, стараясь всячески поддержать своих членов и развить движение студенческой самоорганизации. При этом финансовые источники благотворительной деятельности студенческих союзов базировались не только на поддержке иностранных правительств и крупных общественных фондов зарубежной России (Союза городов и т.п.), но и активности самих студенческих корпораций. Студенческие союзы устанавливали контакты с различными зарубежными благотворительными организациями, изыскивали средства для материальной поддержки студентов, а также представляли интересы российского студенчества, как на уровне местных властей, так и на международном. Союзы оказывали помощь своим участникам в трудоустройстве в условиях экономического кризиса в Европе 1930-х гг., следствием которого стала безработица.
Значительной была роль российских студенческих организаций 1920-1930-х гг. в деле обеспечения для эмигрантской молодежи возможности учиться в европейских вузах. Российские студенческие союзы за рубежом старались обеспечить учащихся студентов- эмигрантов необходимыми учебными пособиями и научной литературой, в ряде случаев компенсировали затраты на обучение.
Российские студенческие корпорации играли значительную роль в организации повседневной жизни студентов, обеспечивая их бесплатным или доступным жильем и питанием. Значительный вклад они вносили и в организацию досуга российской молодежи - работу студенческих клубов, устройство литературных вечеров, концертов, балов и пр.
Социо-культурная ментальность молодежной среды российской эмиграции, в рамках которой формировалась система студенческих обществ и союзов в странах Центральной и Восточной Европы в 1920-

171
1930-е гг. в значительной степени определила ее институциональную специфику, став одним из основных системообразующих факторов молодежной среды зарубежной России.
Российские студенческие эмигрантские общества 1920-1930-х гг. вели обширную и разнообразную культурную и просветительскую работу, основной целью которой являлось сохранение отечественных научных и культурных традиций, создание условий для возобновления и продолжения эмигрантской молодежью учебной работы в рамках европейской системы образования, а также российских эмигрантских учебных структур. Важнейшими формами данной деятельности студенческих союзов за рубежом явились организация публичных лекций, докладов, семинаров, выпуск издательской продукции, участие в работе просветительских центров, созданных эмигрантской научной общественностью.
Российские эмигрантские студенческие корпорации в межвоенный период организовывали различного рода научно-просветительские и исследовательские кружки, способствовали изданию журналов и газет, посвященных жизни и деятельности эмигрантского студенчества.
При формальной аполитичности студенческих союзов, ими проявлялся устойчивый интерес к общественно-политическим вопросам. Лекционно-пропагандистская деятельность российских студенческих союзов в Центральной и Восточной Европе в 1920-1930-е гг. проходила в контексте политической парадигмы скорого возвращения на родину, восстановления в условиях постбольшевистской России традиционной отечественной системы высшего образования.
В то же время, студенческие эмигрантские организации в 1920¬1930-е гг. способствовали также развитию процесса интеграции учащихся в систему зарубежной (прежде всего, западной) науки,

172
обретению российскими студентами официального статуса и условий для продолжения научно-исследовательской деятельности за рубежом.
Российская студенческая самоорганизация представляла собой не простую совокупность студенческих обществ и союзов, а многоаспектную сложную систему, включавшую в себя комплекс взаимосвязанных компонентов и имевшую собственный вектор развития.
Таким образом, система российских студенческих организаций в 1920-1930-е гг. являлась одной из наиболее значительных и организованных частей мира российского зарубежья межвоенного периода и оказывала существенное влияние на формирование и эволюцию не только молодежной среды российской эмиграции, но и зарубежной России в целом.



1.1.1. Литература русского зарубежья в фондах библиотек Москвы: Краткий справочник. М., 1993.
1.1.2. Русская печать в Эстонии. 1918-1940: Био-библиографические и справочные материалы к изучению культурной жизни русской эмиграции. М., 1998.
1.1.3. Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века: Энциклопедический биографический словарь. М., 1997.
1.1.4. Русское зарубежье. Хроники научной, культурной и общественной жизни. 1920-1940гг. Франция. М., 1995-1997. Т.1-4.
1.1.5. Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий русского зарубежья в библиотеках Москвы (1917-1996 гг.). М., 1999.
1.1.6. Фонды Русского Заграничного исторического архива в Праге: Межархивный путеводитель. М., 1999.
1.1.7. Хроника литературной жизни русского зарубежья. Германия. // Российский литературоведческий журнал. 1996. № 8-11.
1.2. Документальные публикации
1.2.8. Документы к истории русской и украинской эмиграции в Чехословацкой республике (1918-1939 гг.). Прага, 1998.
1.2.9. Русская молодежь в высшей школе за границей. Деятельность Центрального комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей (1922/23 - 1931/32 уч.гг.). Париж, 1932.

174
1.2.10. Русская школа, за рубежом: Исторический опыт 20-х годов: Сборник документов. М., 1995.
1.2.11. Русские университетские курсы в Риге: Краткий отчет о деятельности. Рига, 1922.
1.2.12. Русский Народный университет (Прага). Отчет о деятельности за 1925-1926 г. Прага, 1927.
1.2.13. Съезд русских академических организаций за границей. Белград, 1929.
1.3. Периодическая печать
1.3.14. Голос студента: Орган социалистического объединения русских студентов. Прага, 1924.
1.3.15. Годы. Прага, 1926-1927. № 1-6.
1.3.16. Звено. Берлин, 1922. №1
1.3.17. Духовный мир студенчества: Вестник русского студенческого христианского движения в Европе. Прага, 1923-1924.
1.3.18. Информационный бюллетень ОРОВУЗ. Париж, 1930.
1.3.19. Информационный бюллетень ОРЭСО. Прага, 1923-1924.
1.3.20. Станица: Орган парижской студенческой казачьей станицы. Париж, 1930-1939.
1.3.21. Студент: Ежемесячный орган объединения русских эмигрантских студенческих организаций. Прага, 1921- 1922.
1.3.22. Студенческие годы: Ежемесячный журнал. Прага, 1922-1925.
1.4. Мемуарная литература
1.4.22. Андреев Н.Е. То, что вспоминается: Из семейных воспоминаний Николая Ефремовича Андреева (1908-1982). Таллинн, 1996. Т.1-2.

175
1.4.23. Арсеньев Н.С. Дары и встречи жизненного пути. Франкфурт-на- Майне, 1974.
1.4.24. Вагнер В.Н. Система организации помощи русским эмигрантам в Чехии и Словакии. (Воспоминания). - В кн.: Социально¬экономическая адаптация российских эмигрантов (кон. Х1Х - ХХ вв.). М., 1999. С. 189 - 201.
1.4.25. Куприн А.И. Голос Оттуда: 1919-1934: Рассказы. Очерки. Воспоминания. М., 1999.
1.4.26. Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994.
1.4.27. Новиков М.М. От Москвы до Нью-Йорка: Моя жизнь в науке и политике. Нью-Йорк, 1952.
1.4.28. Пушкарев С.Г. Воспоминания историка. 1905-1945 гг. М., 1999.
1.4.29. Федоров Г. Путешествие без сентиментов. Л.-М., 1926.
1.4.30. Эйснер А.В. Путь в эмиграцию. Сербия. Прага. - В кн.: Русская эмиграция в Европе. 20-е - 30-е годы ХХ века. М., 1996. С.222-266.
2. Неопубликованные источники:
2.1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).
2.1.31. ГАРФ. Ф. Р-6795. Союз русских студентов Белградского университета.
Оп.1. Д. 16.
2.1.32. ГАРФ. Ф. Р-5837.Объединение русских эмигрантских студенческих организаций (ОРЭСО).
Оп.1. Д. 2, 102.
2.1.33. ГАРФ. Ф. Р-5836. Бюро Студенческих Секций в Праге.
Оп.1. Д. 2. 3, 11, 14, 15, 17.

176
2.1.34. ГАРФ. Ф. 5823. Русская переписная (по переписи студентов) комиссия в г. Праге.
Оп.1. Д. 50.
2.1.35. ГАРФ. Ф. Р-5846. Союз русских студентов-эмигрантов в Польше Оп.1. Д. 1, 2, 3, 15, 24, 26.
2.1.36. ГАРФ. Ф. Р-5859. Союз русских студентов в Германии (СРС)
Оп.1. Д. 3, 4, 25, 26, 29, 30, 19, 20, 31, 35.
2.1.37. ГАРФ. Ф. Р-5888. Объединение русских эмигрантских организаций в Чехословацкой республике (ОРЭО)
Оп 1. Д. 1, 3, 61, 62, 65, 71, 72.
2.1.38. ГАРФ. Ф. Р-5985.Объединение русских, окончивших высшие учебные заведения.
Оп.1. Д. 1, 3, 6, 13, 15, 200, 203.
2.1.39. ГАРФ. Ф. Р-5932. Русский демократический студенческий союз в Чехословацкой республике.
Оп.1. Д. 1, 2, 3, 4а, 10, 12, 13.
2.1.40. ГАРФ. Ф. Р-5933. Русский демократический Студенческий Союз в Брно.
Оп.1. Д. №№ 1, 2, 3, 4, 6.
2.1.41. ГАРФ. Ф. Р-5803. Студенческая секция Русского Юридического факультета в Праге.
Оп.1. Д. 9, 33.
2.1.42. ГАРФ. Ф. Р-7072. Станичное правление Общеказачьей студенческой станицы в Чехословацкой республике.
Оп.1. Д. 5, 6, 7, 8, 13, 16, 19, 22, 35, 40, 44.
2.1.43. ГАРФ. Ф. Р-6682. Правление Брненского хутора Общеказачьей Студенческой Станицы в Чехословацкой республике.
Оп.1. Д. 1, 2, 3, 5, 8, 9, 30, 33.
2.1.44. ГАРФ. Ф. Р-5776. Учебная коллегия при Комитете по обеспечению

177
образования русским студентам в Чехословацкой республике.
Оп.1. Д. 6, 93, 142, 165.
3. Научно-исследовательская литература Отечественная
3.45. Алексеева Е.В. Российская эмиграция в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. 1920 - 1941 гг. //Отечественная история - 2000 - №1 - С. 32 - 40.
3.46. Алексеева Е.В. Российская эмиграция в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (по документам Архива Югославии). //Отечественные архивы - 1995 - №6 - С. 20-26.
3.47. Афанасьев А. Л. Полынь в чужих полях. М., 1984.
3.48. Бойко Ю.В. Особенности правового положения российской эмиграции во Франции (1920-1930-е гг.). - В кн.: Социально¬экономическая адаптация российских эмигрантов (кон. ХК - ХХ вв.). М., 1999.
3.49. Бочарова З.С. Документы о правовом положении русских эмигрантов 20-30 гг. - В кн. Источники по истории адаптации российских эмигрантов в ХК - ХХ вв. М., 1997. С. 63-70.
3.50. Бочарова З.С. Роль эмигрантских общественных организаций в Германии в адаптации российского беженства (нач. 20-х гг.). - В кн. Социально-экономическая адаптация российских эмигрантов (кон. ХГС - ХХ вв.). М., 1999. С. 162 - 172.
3.51. Бочарова З.С. Российское студенчество «первой» волны в зарубежье (1920-1940 гг.). - В кн.: Российское студенчество: условия жизни и быта (XVIII-XXI века). М., 2004. С. 140-153.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ