ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ЭМИГРАНТСКИХ СТУДЕНЧЕСКИХ СОЮЗОВ В 1920-1930-е гг.
1.1. Возникновение студенческих союзов в 1920-1925 гг. 26
1.2. Организационная структура и система управления
студенческих организаций. 47
1.3. Количественный и качественный состав участников студенческих союзов. 65
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ РОССИИСКИМ СТУДЕНТАМ В ЕВРОПЕ В 1920-1939 гг.
2.1. Правовая и материальная помощь. 93
2.2. Помощь в трудоустройстве и поступлении
в высшие учебные заведения. 124
ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ СОЮЗОВ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
3.1. Организация издательской деятельности в 1920-1930-е гг. 150
3.2. Лекционно-пропагандистская работа в студенческой среде. 157
3.3. Культурно-просветительская деятельность 162 студенческих союзов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 173 ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 186
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью всестороннего изучения отечественной истории, в том числе проходившей и за пределами ее географических границ, частью которой является деятельность российских студенческих эмигрантских союзов в Центральной и Восточной Европе в 1920 - 1930-х гг.
Модернизация системы образования в условиях современной реформирующейся России, внедрение в нее инноваций должно опираться и на опыт деятельности российской зарубежной системы образования, в том числе - на изучение истории российских эмигрантских студенческих союзов, которые представляли собой одну из важнейших институциональных основ мира зарубежной России.
Изучение опыта российского эмигрантского студенческого движения 1920-1930-х гг. и его организационных структур может быть конструктивно использовано в рамках современного движения студенческой самоорганизации в Российской Федерации.
Актуальность темы диссертационного исследования также определяется расширением связей современного российского студенчества с зарубежными студенческими организациями и научно-исследовательскими структурами, что делает опыт деятельности российских студенческих союзов 1920-1930-х гг. востребованным, способным интенсифицировать учебную подготовку российских студентов, проходящих обучение в зарубежных вузах.
Объектом диссертационного исследования являются российские студенческие союзы в странах Центральной и Восточной Европы в период 1920-1930-х гг., их организационные структуры, нормативная документация и т.д.
4
Российские студенческие союзы во Франции, Германии, Югославии, Польше рассматриваются как явление отечественной и мировой истории ХХ века, а также как фактор влияния в российской эмигрантской диаспоре.
Предметом настоящего диссертационного исследования является деятельность союзов российских студентов в Центральной и Восточной Европе в 1920-1930-е гг., их благотворительная, научно-исследовательская и издательская работа, организация материальной и юридической помощи российским студентам.
Степень разработанности темы. Проблема истории возникновения развития и деятельности российских студенческих союзов в странах Центральной и Восточной Европы в 1920-1930-е гг. подвергалась изучению как отечественными, так и зарубежными исследователями на протяжении значительного периода времени - в 1920-2000-е годы. При этом историографическое освоение темы прошло ряд этапов, обусловленных спецификой внутриполитического положения в СССР и Российской Федерации и обстановки в среде российской эмиграции.
В Советской России активное изучение белой эмиграции и студенческого движения как ее составной части началось в первой половине 1920-х гг. При этом среди авторов были как профессиональные историки, так и репатрианты, стремившиеся реабилитировать себя перед большевистским режимом. Соответственно, авторы, работавшие в СССР, обычно исследовали эмиграцию с точки зрения ее «антисоветской деятельности», уделяя основное внимание идеологической направленности данной темы, что в значительной степени лишало их научной объективности. С конца 20-х гг. ХХ века объективное изучение русского зарубежья стало практически невозможным. Задачей историков объявляется не изучение исторического процесса, а уничтожение «вражеской идеологии», как элемент которой воспринималось и российское эмигрантское студенческое движение, направленное на подготовку будущих специалистов для постбольшевистской России.
5
В период 1930-1950-х гг. тема российской эмиграции фактически становится запретной. Это касалось всех социальных категорий и всех аспектов российской эмиграции и в том числе положения студентов-эмигрантов, деятельности студенческих союзов.
И только к концу 1950-х гг., в период оттепели, вновь возникает интерес к российскому зарубежью, начинают выходить в свет воспоминания эмигрантов, появляются обобщающие работы. С конца 1950-х и особенно в 1960-е годы советские историки немало сделали для обновления подходов к изучению истории российского зарубежья в целом. В это время начинает формироваться более глубокий научный подход к теме истории зарубежной России, постепенно изменяется научная парадигма их изучения.
В 1970 - середине 1980-х гг. происходит интенсификация историографического процесса, что выразилось в значительном увеличении количества выпускаемой литературы, разработке новых направлений исторических исследований, в появлении новых методов исторического поиска. Эти новации, даже при сохранении прежних концептуальных подходов, вели к совершенствованию уровня работ. В то же время, для этого периода отечественной историографии был характерен «обличительный» подход, противопоставление образов советского и зарубежного студенчества. В 1970-е гг. в СССР начали публиковать исследования по истории эмиграции, но они чаще всего рассматривали ее политическую сторону, идеологический аспект.1
При этом студенческие союзы российской эмиграции 1920-1930-х гг. рассматривались как существенная институциональная часть зарубежного антисоветского движения.
В то же время многие исследования этого периода написаны на богатой источниковой базе и вносят существенный вклад в изучение истории российского зарубежья. Наиболее крупным, обобщающим трудом в данной области является монография Л.К. Шкаренкова «Агония белой эмиграции», в которой автор стремится дать обобщенную картину социального,
6
политического и культурного мира зарубежной России. Присутствующая в данном исследовании некоторая идеологическая направленность была обусловлена политической реальностью данного историографического этапа. В публикациях этого периода тема студенческого движения русской эмиграции специально не рассматривались, сохранялись старые подходы к изучению данной проблематики.
К концу 1980-х появляются исследования с более объективным и взвешенным анализом российской эмиграции. Таковы, например работы А.Л. Афанасьева, В.В. Костикова. Тема повседневной жизни, быта, институциональной структуры, научной деятельности российского студенчества за рубежом в межвоенный период постепенно начинает выделяться в самостоятельное исследовательское направление.
В 1990 - 2001 гг. происходит новый этап в изучении российского зарубежья, и в том числе - жизни студентов-эмигрантов, деятельности студенческих союзов. Начинается широкое освоение источниковой базы, происходит расширение поля исследований, изучение различных социальных групп российского зарубежья и среди них - российского студенчества в эмиграции, системы его общественных организаций.
В этот период стал возможен доступ в закрытые ранее архивы, снята официальная цензура. Это дало возможность историкам проводить исследования более объективно и полно, опираясь на новейшие методологические концепции, Объем научных публикаций по теме российской эмиграции существенно вырос, начали выходить в свет первые обобщающие работы Е.П. Серапионовой, В.Д. Козлитина, Е.В. Алексеевой, З.С. Бочаровой,4.
Российские эмигрантские студенческие союзы возникают с самого начала эмиграции, с 1919 года и к 1922 году действуют во всех странах, где обосновались русские эмигранты, прежде всего в государствах Центральной и Восточной Европы.
Деятельность российских студенческих союзов была очень разнообразной: материальная и правовая поддержка студентов- эмигрантов, содействие в трудоустройстве и поступлении в вузы, издательская и культурно-просветительская работа. Благодаря активной деятельности системы студенческих союзов в 1920-1930-е гг. значительная часть российской эмигрантской молодежи получила возможность продолжить свое образование, войти в научный мир зарубежных стран.
Российские студенческие союзы в странах Центральной и Восточной Европы в 1920-1930-е гг. сыграли значительную роль в деле консолидации эмигрантской молодежи, сохранении диаспоры зарубежной России.
Студенческие союзы являются одной из важнейших институциональных основ мира российского зарубежья, благодаря которым на протяжении длительного периода времени (1920-1950-е г.) сохранялся российский эмигрантский социум, молодежная научная культура, университетские традиции и т.д.
Важнейшим системообразующим фактором возникновения в странах Центральной и Восточной Европы студенческих союзов являлась потребность российских студентов в материальной и юридической помощи, которая удовлетворялась более эффективно через корпоративные структуры. Кроме того, общественная деятельность в
169
рамках студенческих союзов служила одной из форм самореализации и социального продвижения молодежи.
Наиболее благоприятным являлось положение русских студентов в Чехословацкой Республике, правительство которой старалось оказывать эмигрантам, в том числе студенчеству, всестороннюю поддержку. (Неслучайно и студенческие объединения появляются здесь еще в 1919 году). Весной 1920 в Варне был создан "Русский студенческий кружок", преобразованный летом 1921 года в "Союз русских студентов в Болгарии". В начале 1920-х гг. в Чехословакии возник Русский христианский кружок. В 1923 году в Пршерове прошел русский зарубежный студенческий съезд, организовавший Русское христианское студенческое движение (РХСД).
Во второй половине 1921 года студенческие союзы появились в Германии, Франции и США. В 1921 году было созвано Общее Собрание русских студентов в Варшаве, учредившее Союз Русских Студентов в Польше. К 1922 году студенческие союзы существовали уже во всех странах, где находились русские беженцы. Самобытные, совершенно независимые объединения создали в эмиграции студенты-казаки. Так, в Чехословакии существовала Общеказачья Студенческая Станица.
Существенную роль в процессе институционализации российского эмигрантского студенческого движения сыграл состоявшийся в 1921 году съезд представителей русских студенческих объединений за рубежом, который провозгласил создание Объединения Русских Эмигрантских Студенческих Организаций (ОРЭСО).
В главе содержится вывод о том, что студенческие союзы начинали свою деятельность в очень сложных материальных, юридических и социально-политических условиях. При этом их задачей была материальная и правовая поддержка студентов, представительство и защита их интересов.
170
Несмотря на тяжелые правовые и социальные условия, студенческие союзы вели очень разностороннюю деятельность, стараясь всячески поддержать своих членов и развить движение студенческой самоорганизации. При этом финансовые источники благотворительной деятельности студенческих союзов базировались не только на поддержке иностранных правительств и крупных общественных фондов зарубежной России (Союза городов и т.п.), но и активности самих студенческих корпораций. Студенческие союзы устанавливали контакты с различными зарубежными благотворительными организациями, изыскивали средства для материальной поддержки студентов, а также представляли интересы российского студенчества, как на уровне местных властей, так и на международном. Союзы оказывали помощь своим участникам в трудоустройстве в условиях экономического кризиса в Европе 1930-х гг., следствием которого стала безработица.
Значительной была роль российских студенческих организаций 1920-1930-х гг. в деле обеспечения для эмигрантской молодежи возможности учиться в европейских вузах. Российские студенческие союзы за рубежом старались обеспечить учащихся студентов- эмигрантов необходимыми учебными пособиями и научной литературой, в ряде случаев компенсировали затраты на обучение.
Российские студенческие корпорации играли значительную роль в организации повседневной жизни студентов, обеспечивая их бесплатным или доступным жильем и питанием. Значительный вклад они вносили и в организацию досуга российской молодежи - работу студенческих клубов, устройство литературных вечеров, концертов, балов и пр.
Социо-культурная ментальность молодежной среды российской эмиграции, в рамках которой формировалась система студенческих обществ и союзов в странах Центральной и Восточной Европы в 1920-
171
1930-е гг. в значительной степени определила ее институциональную специфику, став одним из основных системообразующих факторов молодежной среды зарубежной России.
Российские студенческие эмигрантские общества 1920-1930-х гг. вели обширную и разнообразную культурную и просветительскую работу, основной целью которой являлось сохранение отечественных научных и культурных традиций, создание условий для возобновления и продолжения эмигрантской молодежью учебной работы в рамках европейской системы образования, а также российских эмигрантских учебных структур. Важнейшими формами данной деятельности студенческих союзов за рубежом явились организация публичных лекций, докладов, семинаров, выпуск издательской продукции, участие в работе просветительских центров, созданных эмигрантской научной общественностью.
Российские эмигрантские студенческие корпорации в межвоенный период организовывали различного рода научно-просветительские и исследовательские кружки, способствовали изданию журналов и газет, посвященных жизни и деятельности эмигрантского студенчества.
При формальной аполитичности студенческих союзов, ими проявлялся устойчивый интерес к общественно-политическим вопросам. Лекционно-пропагандистская деятельность российских студенческих союзов в Центральной и Восточной Европе в 1920-1930-е гг. проходила в контексте политической парадигмы скорого возвращения на родину, восстановления в условиях постбольшевистской России традиционной отечественной системы высшего образования.
В то же время, студенческие эмигрантские организации в 1920¬1930-е гг. способствовали также развитию процесса интеграции учащихся в систему зарубежной (прежде всего, западной) науки,
172
обретению российскими студентами официального статуса и условий для продолжения научно-исследовательской деятельности за рубежом.
Российская студенческая самоорганизация представляла собой не простую совокупность студенческих обществ и союзов, а многоаспектную сложную систему, включавшую в себя комплекс взаимосвязанных компонентов и имевшую собственный вектор развития.
Таким образом, система российских студенческих организаций в 1920-1930-е гг. являлась одной из наиболее значительных и организованных частей мира российского зарубежья межвоенного периода и оказывала существенное влияние на формирование и эволюцию не только молодежной среды российской эмиграции, но и зарубежной России в целом.
1.1.1. Литература русского зарубежья в фондах библиотек Москвы: Краткий справочник. М., 1993.
1.1.2. Русская печать в Эстонии. 1918-1940: Био-библиографические и справочные материалы к изучению культурной жизни русской эмиграции. М., 1998.
1.1.3. Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века: Энциклопедический биографический словарь. М., 1997.
1.1.4. Русское зарубежье. Хроники научной, культурной и общественной жизни. 1920-1940гг. Франция. М., 1995-1997. Т.1-4.
1.1.5. Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий русского зарубежья в библиотеках Москвы (1917-1996 гг.). М., 1999.
1.1.6. Фонды Русского Заграничного исторического архива в Праге: Межархивный путеводитель. М., 1999.
1.1.7. Хроника литературной жизни русского зарубежья. Германия. // Российский литературоведческий журнал. 1996. № 8-11.
1.2. Документальные публикации
1.2.8. Документы к истории русской и украинской эмиграции в Чехословацкой республике (1918-1939 гг.). Прага, 1998.
1.2.9. Русская молодежь в высшей школе за границей. Деятельность Центрального комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей (1922/23 - 1931/32 уч.гг.). Париж, 1932.
174
1.2.10. Русская школа, за рубежом: Исторический опыт 20-х годов: Сборник документов. М., 1995.
1.2.11. Русские университетские курсы в Риге: Краткий отчет о деятельности. Рига, 1922.
1.2.12. Русский Народный университет (Прага). Отчет о деятельности за 1925-1926 г. Прага, 1927.
1.2.13. Съезд русских академических организаций за границей. Белград, 1929.
1.3. Периодическая печать
1.3.14. Голос студента: Орган социалистического объединения русских студентов. Прага, 1924.
1.3.15. Годы. Прага, 1926-1927. № 1-6.
1.3.16. Звено. Берлин, 1922. №1
1.3.17. Духовный мир студенчества: Вестник русского студенческого христианского движения в Европе. Прага, 1923-1924.
1.3.18. Информационный бюллетень ОРОВУЗ. Париж, 1930.
1.3.19. Информационный бюллетень ОРЭСО. Прага, 1923-1924.
1.3.20. Станица: Орган парижской студенческой казачьей станицы. Париж, 1930-1939.
1.3.21. Студент: Ежемесячный орган объединения русских эмигрантских студенческих организаций. Прага, 1921- 1922.
1.3.22. Студенческие годы: Ежемесячный журнал. Прага, 1922-1925.
1.4. Мемуарная литература
1.4.22. Андреев Н.Е. То, что вспоминается: Из семейных воспоминаний Николая Ефремовича Андреева (1908-1982). Таллинн, 1996. Т.1-2.
175
1.4.23. Арсеньев Н.С. Дары и встречи жизненного пути. Франкфурт-на- Майне, 1974.
1.4.24. Вагнер В.Н. Система организации помощи русским эмигрантам в Чехии и Словакии. (Воспоминания). - В кн.: Социально¬экономическая адаптация российских эмигрантов (кон. Х1Х - ХХ вв.). М., 1999. С. 189 - 201.
1.4.25. Куприн А.И. Голос Оттуда: 1919-1934: Рассказы. Очерки. Воспоминания. М., 1999.
1.4.26. Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994.
1.4.27. Новиков М.М. От Москвы до Нью-Йорка: Моя жизнь в науке и политике. Нью-Йорк, 1952.
1.4.28. Пушкарев С.Г. Воспоминания историка. 1905-1945 гг. М., 1999.
1.4.29. Федоров Г. Путешествие без сентиментов. Л.-М., 1926.
1.4.30. Эйснер А.В. Путь в эмиграцию. Сербия. Прага. - В кн.: Русская эмиграция в Европе. 20-е - 30-е годы ХХ века. М., 1996. С.222-266.
2. Неопубликованные источники:
2.1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).
2.1.31. ГАРФ. Ф. Р-6795. Союз русских студентов Белградского университета.
Оп.1. Д. 16.
2.1.32. ГАРФ. Ф. Р-5837.Объединение русских эмигрантских студенческих организаций (ОРЭСО).
Оп.1. Д. 2, 102.
2.1.33. ГАРФ. Ф. Р-5836. Бюро Студенческих Секций в Праге.
Оп.1. Д. 2. 3, 11, 14, 15, 17.
176
2.1.34. ГАРФ. Ф. 5823. Русская переписная (по переписи студентов) комиссия в г. Праге.
Оп.1. Д. 50.
2.1.35. ГАРФ. Ф. Р-5846. Союз русских студентов-эмигрантов в Польше Оп.1. Д. 1, 2, 3, 15, 24, 26.
2.1.36. ГАРФ. Ф. Р-5859. Союз русских студентов в Германии (СРС)
Оп.1. Д. 3, 4, 25, 26, 29, 30, 19, 20, 31, 35.
2.1.37. ГАРФ. Ф. Р-5888. Объединение русских эмигрантских организаций в Чехословацкой республике (ОРЭО)
Оп 1. Д. 1, 3, 61, 62, 65, 71, 72.
2.1.38. ГАРФ. Ф. Р-5985.Объединение русских, окончивших высшие учебные заведения.
Оп.1. Д. 1, 3, 6, 13, 15, 200, 203.
2.1.39. ГАРФ. Ф. Р-5932. Русский демократический студенческий союз в Чехословацкой республике.
Оп.1. Д. 1, 2, 3, 4а, 10, 12, 13.
2.1.40. ГАРФ. Ф. Р-5933. Русский демократический Студенческий Союз в Брно.
Оп.1. Д. №№ 1, 2, 3, 4, 6.
2.1.41. ГАРФ. Ф. Р-5803. Студенческая секция Русского Юридического факультета в Праге.
Оп.1. Д. 9, 33.
2.1.42. ГАРФ. Ф. Р-7072. Станичное правление Общеказачьей студенческой станицы в Чехословацкой республике.
Оп.1. Д. 5, 6, 7, 8, 13, 16, 19, 22, 35, 40, 44.
2.1.43. ГАРФ. Ф. Р-6682. Правление Брненского хутора Общеказачьей Студенческой Станицы в Чехословацкой республике.
Оп.1. Д. 1, 2, 3, 5, 8, 9, 30, 33.
2.1.44. ГАРФ. Ф. Р-5776. Учебная коллегия при Комитете по обеспечению
177
образования русским студентам в Чехословацкой республике.
Оп.1. Д. 6, 93, 142, 165.
3. Научно-исследовательская литература Отечественная
3.45. Алексеева Е.В. Российская эмиграция в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. 1920 - 1941 гг. //Отечественная история - 2000 - №1 - С. 32 - 40.
3.46. Алексеева Е.В. Российская эмиграция в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (по документам Архива Югославии). //Отечественные архивы - 1995 - №6 - С. 20-26.
3.47. Афанасьев А. Л. Полынь в чужих полях. М., 1984.
3.48. Бойко Ю.В. Особенности правового положения российской эмиграции во Франции (1920-1930-е гг.). - В кн.: Социально¬экономическая адаптация российских эмигрантов (кон. ХК - ХХ вв.). М., 1999.
3.49. Бочарова З.С. Документы о правовом положении русских эмигрантов 20-30 гг. - В кн. Источники по истории адаптации российских эмигрантов в ХК - ХХ вв. М., 1997. С. 63-70.
3.50. Бочарова З.С. Роль эмигрантских общественных организаций в Германии в адаптации российского беженства (нач. 20-х гг.). - В кн. Социально-экономическая адаптация российских эмигрантов (кон. ХГС - ХХ вв.). М., 1999. С. 162 - 172.
3.51. Бочарова З.С. Российское студенчество «первой» волны в зарубежье (1920-1940 гг.). - В кн.: Российское студенчество: условия жизни и быта (XVIII-XXI века). М., 2004. С. 140-153.