Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема офшоров в международном налоговом праве

Работа №83381

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
314
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Общая характеристика офшоров и офшорных зон 7
1.1 Понятие и особенности офшорных зон 7
1.2 Принципы и механизм функционирования офшорных зон 13
1.3 Классификация офшорных юрисдикции 17
Глава II. Правовое регулирование деятельности с использованием офшорных зон 23
2.1 Предпринимательская деятельность в офшорных зонах 23
2.2 Государственное регулирование офшорного бизнеса в Российской
Федерации 26
2.3 Антиофшорное регулирование в Российской Федерации 35
Глава III. Место и роль офшорных зон в современном мире и Российской
Федерации 45
3.1 Проблемы улучшения эффективного функционирования офшорных зон в современном мире 45
3.2 Пути развития офшорных зон и их влияние на международное налоговое право 50
Заключение 64
Список используемой литературы

Актуальность темы настоящей работы обусловлена неоднозначным характером современной проблематики офшоров и высокой значимостью инструмента офшоров для развития экономики и финансов как отдельных стран, так и мировой финансовой системы в целом. Общеизвестно, что офшорные юрисдикции уже на протяжении нескольких десятилетий рассматриваются многими странами в качестве основного пути нелегального вывоза капитала и «отмывания» средств. При этом интерес к офшорной деятельности со стороны предпринимателей неофшорных стран, зародившийся еще с древних времен, не пропадает, несмотря на многочисленные попытки со стороны крупнейших международных организаций ужесточить условия ведения офшорного бизнеса. Кроме того, ряд офшорных финансовых центров сегодня демонстрируют лучшие показатели уровня развития экономики и качества жизни, а также обходят по показателю «коррупционной чистоты» и качеству работы законодательных институтов многие неофшорные государства.
Чтобы понять, чем вызвано такое противоречивое отношение к проблематике офшоров, нужно взглянуть на них с разных позиций, учитывая как отрицательные, так и положительные моменты в их деятельности. При этом особое внимание стоит уделить преимуществам офшоров как метода международного налогового планирования и рассмотреть вопрос возможности их применения в целях увеличения благосостояния не только отдельных стран, в том числе России (как это происходит сегодня), но и государства в целом.
Для России негативные эффекты офшорной деятельности крупного российского бизнеса, выраженные в первую очередь в существенном оттоке капитала из страны и в недостаточном уровне инвестиций в реальный сектор экономики, были и остаются одной из наиболее серьезных преград на пути экономического развития. Однако нельзя всю вину за это приписывать одним лишь офшорным зонам, так как бегство капитала является следствием и несовершенного законодательства в России, и недобросовестного поведения со стороны бизнесменов. Если же говорить об офшорах как об инструменте налогового планирования, то следует отметить, что первоначальная цель создания и развития офшоров не только не имеет ничего общего с оттоком капитала и тем более криминальными схемами, но, наоборот, наполнена экономическим смыслом и служит привлечению инвестиций на территорию офшорной юрисдикции путем предоставления благоприятного налогового режима компаниям из неофшорных стран и повышения эффективности неофшорного бизнеса.
Теоретические основы и практический опыт применения офшоров в международной деятельности изложены в трудах Апеля А. Л., Булатова А. С., Владимировой М. П., Голубкова Д. Ю., Горбунова А. Р., Грузенкина В. В., Даукаева И. М., Зориной О. И., Кашина В. А., Непесова К. А., Родионова А. А, Стажковой М. М., Теунаева Д. М., Ушакова Д. Л., Халдина М. А., Хейфеца Б. А., Чернявского С. П., Шевчука Д. А. и др.
Также большой интерес и ценность для понимания темы представляют исследования зарубежных, прежде всего западных ученых, так как история офшоров берет свое начало именно из западных стран Европы и Америки и в этих странах накоплен серьезный научный опыт по изучению проблематики. Тематике офшорного бизнеса посвящены работы Николаса Шэксона, Хойта Барбера, Ронена Палана, Джеффри Робинсона и др.
Однако практические аспекты проблемы можно понять, лишь изучая актуальные публицистические источники и информацию, предоставляемую компаниями, практикующими применение офшоров в целях налогового планирования. Среди источников публицистического материала об офшорах можно выделить такие журналы и газеты, как «РФ сегодня», «Ведомости», «Коммерсант», «ФК Новости», «Капитал страны», «Экономические известия», «Новые Известия», журнал «Финанс» и многие другие. Не менее важными являются источники статистической информации, законодательные акты, сайты российских государственных органов (Министерства финансов РФ, Центрального Банка России, ФНС и др.), а также международных организаций С20, ООН, ОЭСР, ФАТФ, МВФ и др., со стороны которых сегодня уделяется пристальное внимание теме офшоров.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности с использованием международных оффшорных юрисдикций.
В качестве предмета исследования выступают нормы права, направленные на регулирование хозяйственной деятельности, уплаты налогов, и других аспектов деятельности лиц, применяющих в своей деятельности различные оффшорные механизмы.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ роли и места офшорных центров в мировой экономике, а также особенностей международно-правового и национально-правового регулирования использования офшоров субъектами предпринимательской деятельности. Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику офшорам и рассмотреть их основные особенности;
- рассмотреть принципы и механизм функционирования офшорных зон;
- раскрыть проблемы, связанные с регулированием антиофшоров в РФ;
- проанализировать государственное регулирование офшорного бизнеса в РФ;
- осветить актуальные проблемы функционирования офшорных зон в современном мире.
Теоретико-методологической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики применения офшоров с целью осуществления международного налогового планирования или оптимизации налогообложения. Положения и выводы, представленные в работе, основаны на применении системного и диалектического подходов, методов сравнительного, статистического, ситуационного, экспертного анализа и моделирования.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется социально-экономической и теоретической актуальностью исследования. Результаты, полученные на основе обобщения зарубежного и отечественного опыта в области деятельности офшорных зон, позволяют сформировать комплексное видение проблемы офшоров, которое будет способствовать экономическому развитию и рациональному использованию офшоров в практике международного налогового планирования.
Поставленная цель и соответствующие задачи позволили сформировать и структуру работы. Так, настоящая работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя параграфы, заключения и списка используемой литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам проведенного анализа можно делать выводы о сущности и значении офшоров, их роли в современной российской и мировой финансовой системе и возможностях применения российским бизнесом в качестве инструмента международного налогового планирования.
Несмотря на то, что офшоры обычно рассматриваются как современное явление, в их основу легла концепция налоговой гавани, зародившаяся еще в древние времена. Это предопределило противоречивый характер деятельности современных офшоров. Выявлено, что античные налоговые гавани были местом не только коммерческой деятельности, но и пиратства, что позволяет проводить параллель с репутацией современных офшоров как способа осуществления нелегальных операций.
Другой, более значимой целью и характеристикой офшорной деятельности являются возможности осуществления налогового планирования с целью повышения эффективности как деятельности отдельных фирм, так и экономики в целом, которые также сложились исторически.
В рамках исследования выделены четыре основных этапа развития офшорных зон, в течение которых постепенно сформировались следующие характерные особенности современных офшоров, определившие их сущность как инструмента налогового планирования: пониженный или нулевой уровень налогообложения для нерезидентов, облегченный порядок учреждения фирмы, юридически защищенная секретность.
Также установлено, что, начиная с середины XX в., на макроуровне офшорный инструмент лег в основу стратегии развития для ряда государств, которые, вводя низконалоговый или безналоговый режим, были нацелены на привлечение инвестиций и, таким образом, стимулирование экономического роста (пример Сингапура, Каймановых о-вов и др.). Этот процесс стал бы невозможен при несовпадении интересов с ведущими оншорными странами. Установлено формирование офшоров вокруг геополитических полюсов (Великобритании, США, Континентальной Европы), что связано с интересами оншорных стран по: увеличению своего влияния (для Великобритании над своими зависимыми территориями); более эффективному вложению финансовых ресурсов (для финансовых институтов/компаний США и др.); привлечению дополнительных вложений.
Таким образом, можно делать вывод о тесной взаимосвязи офшорного и оншорного рынков, сформировавшейся исторически и не в последнюю очередь связанной с колониальным устройством, и говорить о взаимосвязи офшоризации с процессами глобализации финансового рынка. Обратной стороной данной взаимосвязи являются сложившиеся на сегодняшний день диспропорции в мировой экономике, которые нередко объясняются негативными эффектами от офшорной деятельности, что становится причиной более пристального внимания со стороны регуляторных органов к деятельности современных офшоров и борьбы за повышение их транспарентности. По нашему мнению, этот этап является закономерным и должен привести к следующему этапу развития офшоров как транспарентного метода международного налогового планирования.
Пониманию сущности офшоров как экономической категории способствует рассмотрение происхождения его термина, который впервые был применен по отношению к финансовой компании, избежавшей контроля со стороны государства благодаря перемещению своей деятельности в зону с благоприятным налоговым климатом.
Принимая во внимание, что сегодня деятельность офшоров не ограничивается операциями лишь отдельных компаний, в исследовании предложена система определений, характеризующих деятельность офшоров как на микро, так и на макроуровне, а также поставлен и рассмотрен вопрос о сущности офшоров как метода вредоносной налоговой конкуренции и даны определения офшоров в данном контексте.
Рассмотрение различных точек зрений специалистов на негативные и положительные моменты офшорной деятельности позволяют делать выводы о налоговой политике офшорных государств, которая, с одной стороны, в существенной степени повышает их конкурентоспособность, но, с другой стороны, ставит в невыгодное положение оншорные страны, выступающие «донорами» офшорных юрисдикций.
Предложенная в работе разноплановая классификация офшорных юрисдикций демонстрирует подходы бизнеса и государства к оценке деятельности офшоров. Компании и частные лица, прибегающие к услугам офшоров, при выборе юрисдикции руководствуются такими факторами, как благоприятные условия налогообложения, экономическая и политическая стабильность, отсутствие валютного контроля, отсутствие требований к предоставлению отчетности и др. Представители государственной власти, проводя классификацию офшорных юрисдикций, исходят прежде всего из готовности офшорных юрисдикций к сотрудничеству в части обмена налоговой информацией и степени прозрачности осуществляемой в них деятельности. Таким образом, делая выводы об условиях и факторах, которые необходимо принимать во внимание при создании офшоров, сегодня, в условиях ужесточения офшорной деятельности, требуется учитывать оба подхода.
В исследовании продемонстрировано также восприятие механизма и целей офшорной деятельности самими офшорными юрисдикциями, заинтересованными прежде всего в привлечении инвестиций с целью развития экономики. Взамен инвесторы получают дополнительные возможности налогового планирования, что является основной задачей функционирования офшорных юрисдикций.
Исходя из данных условий, было сформулировано определение механизма офшоров как инструмента международного налогового планирования, рассмотрен механизм и цели функционирования офшоров с точки зрения компаний-инвесторов, осуществляющих правомерное налоговое планирование, а также сформирован алгоритм снижения эффективной налоговой ставки при проведении налоговой политики компанией и определена роль офшоров в этом процессе.
Для компаний, прибегающих к международному налоговому планированию с использованием офшоров, предложена детальная система критериев выбора офшорной юрисдикции и выделены основные преимущества офшоров как инструмента международного налогового планирования, среди которых значатся диверсификация инвестиций, льготное налогообложение, надежная защита активов, гибкость и конфиденциальность и другие.
В зависимости от сферы применения в работе выделены и охарактеризованы основные методы международного налогового планирования с использованием офшоров, среди которых:
- использование офшоров в качестве держателей счетов или клиринговых центров при проведении расчетных операций;
- использование офшоров для размещения средств инвестиционных фондов и осуществления доверительного управления;
- организация деятельности офшоров-регистраторов и владельцев судов; оказание офшорами персональных услуг и др.
Однако в рамках рассмотрения офшорных схем выявлен также риск их применения с целью осуществления нелегальной деятельности ввиду недостатка транспарентности и контроля.
На базе осуществленного исследования можно сделать вывод о потенциальной возможности использования методов применения офшоров как инструмента налогового планирования для поддержания и повышения конкурентоспособности российского бизнеса. При этом в работе выдвинута гипотеза об использовании офшоров в России на текущий момент преимущественно с целью ухода от налогообложения по причине недостаточной развитости законодательных механизмов, коррупции, преобладающего использования офшоров крупными капиталособственниками в увязке с представителями чиновничьего аппарата и недостаточными возможностями для развития малого и среднего бизнеса.
Безусловно, данные факторы приводят к тому, что офшорная деятельность российских компаний имеет ряд негативных эффектов для экономики страны, что определилось отчасти исторически в 1990-е годы, когда офшорные услуги впервые появились в России. В исследовании рассмотрены экономические предпосылки зарождения офшорного бизнеса в России и сформулирована взаимосвязь процесса либерализации и офшоризации российской экономики, сопровождаемой бегством капитала в офшорные юрисдикции.
Рассмотрение наиболее распространенных среди российских компаний офшорных схем позволяет делать выводы об использовании внешних офшоров преимущественно крупным российским бизнесом, в работе которого заинтересованы также государственные органы. Автором построены алгоритмы взаимодействия крупных ТНК и офшорных структур при реализации основных бизнес схем и приведены практические примеры построения офшорных цепочек российским бизнесом, свидетельствующие об их функционировании не в интересах российской экономики.
На базе осуществленного исследования также можно судить о существовании значительного российского теневого сектора, осуществляющего операции с использованием офшоров, и говорить о коррупционной составляющей российского офшорного бизнеса.



1. Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», заключена в Вене 20.12.1988//Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994.
2. Конвенция Совета Европы от 08.11.1990 № 141 «Об отмывании,
выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», подписана в Стасбурге // СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 203.
3. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал // Бюллетень международных договоров. 1999. № 12. С. 46¬61.
4. Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» // Бюллетень международных договоров. 1998. N5. С. 3-22.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.
2. Гражданский Кодекс РФ, часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2005. № 30 (ч.1). Ст. 3104.
3. Налоговый Кодекс РФ, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред.
30.12.2006, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2007) // Российская газета. 2003. № 261.
4. Налоговый Кодекс РФ, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от
30.06.2006, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2007) // Российская газета. 2003. № 261; № 262.
5. Федеральный закон от 28.05.2001 г. № 62-ФЗ «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности»// СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2280.
6. Федеральный закон РФ от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в РФ» // СЗ РФ. 2005. № 30. ст. 3127.
7. Федеральный закон РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном
регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
8. Федеральный закон РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банков-ской деятельности»// С3 РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
9. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 г. № 307 «Об
утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2676.
10. Приказ МНС РФ от 28.03.03 № БГ-3-23/150 «Об утверждении
методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового Кодекса РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (дохода) иностранных организаций» // Бухгалтерский учет. №9. 2003.
11. Приказ МНС РФ от 28.03.03 № БГ-3-23/150 «Об утверждении
методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового Кодекса РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (дохода) иностранных организаций» // Бухгалтерский учет. 2003. № 9.
Специальная литература
1. Алексеев, А. Ф. Офшор для чайников / А. Ф. Алексеев. Москва (и др.): Диалектика, 2014.
2. Апель, А. Л. Обналичивание и офшорный бизнес в схемах /А. Апель, В. Гунько, И. Соколов. Санкт-Петербург: Питер, 2012.
3. Балашов, В. В. Офшорный бизнес за рубежом и в России/ В. В. Балашов. -Москва: ИНФРА-ДАНА, 2013.
4. Владимирова, М. П. Учебное пособие «Офшоры: инструмент международного налогового планирования» / М.П. Владимирова, Д.М. Теунаев, М.М. Стажкова. Москва, 2014.
5. Вне границ, вне берегов: Offshore, off all shore: (Офшорные компании) / Москва: Диалог-МГУ, 2012.
6. Гамидуллаев, С. Н. Современные проблемы функционирования правового института офшорных зон/ С. Н. Гамидуллаев, П. В. Павлов. Ростов- на-Дону: РФ РТА, 2014.
7. Голубков, Д. Ю. Практика ухода от налогов и вывоз капитала: методы контроля и противодействия/ Д. Ю. Голубков. Москва: Ось-89, 2014
8. Гончаров, А. А. Офшорные правовые модели и их применение/ А. А. Гончаров, Москва: Дата Сквер, 2012.
9. Даукаев, И. М. Как создать собственную компанию в зонах льготного налогообложения/ И. М. Даукаев. Москва: Бизнес, 2014.
10. Жидких, И. Н. Международное налоговое планирование/ И. Н. Жидких. -Москва: ПАИМС, 2013.
11. Зорина, О. И. Офшорная деятельность как институт налогового права: Монография/ О. И. Зорина. Одесса: Латстар, 2012.
12. Исаков, Б. В. Налоговая политика и пути выхода из кризиса/ Б. В. Исаков, Д. Г. Черник, И. И. Кучеров и др. Москва, 2009.
13. Кабир, Л. С. Организация офшорного бизнеса/ Л. С. Кабир. Москва: Финансы и статистика, 2013.
14. Кнапп, Р. Счёт за границей: Как и куда вложить деньги в Швейцарии, Люксембурге, Лихтенштейне, Австрии и др. европейских странах и островах с офшорным режимом/ Р. Кнапп. пер. с нем. Л. Ф. Концебовской. - Москва: Междунар. Отношения, 2009.
15. Корнеева, Е. И. Офшорный мир: Взгляд изнутри: Справочник/ Е. И. Корнеева. Москва: Экономика, 2011.
16. Красильникова, Г. В. Свободные экономические зоны. Офшоры/ Г. В. Красильникова. Магадан, 2013.
17. Криштоп, В. В. Использование международных офшорных центров/ В. В. Криштоп. Москва: МЛКС Пресс, 2012.
18. Курноскина, О. Г. Офшорные компании: новые схемы налогового планирования/ О. Г. Курноскина. Москва: Журн. "Горячая линия бухгалтера", 2013.
19. Кущенко, В. В. Особые режимы внешнеэкономической деятельности: право и практика: приграничная торговля, свободные экономические зоны, офшорные компании: учебно-практическое пособие/ В. В. Кущенко; под ред. Н. К. Нарозникова. Москва: Книжный Мир, 2014.
20. Попов, К. А. Офшорные финансовые центры в современной структуре мирового финансового рынка/ К. А. Попов. Москва: МАКС Пресс, 2015.
21. Робинсон, Дж. Всемирная прачечная: террор, преступления и грязные деньги в офшорном мире/ Джеффри Робинсон; (пер. А. Шматова). Москва: Альпина Бизнес Букс, 2014.
22. Туник, И. Ю. Офшоры: пособие по увеличению прибыли/ И.Ю. Туник, В.А. Поляков. Москва (и др.): Питер, 2015.
23. Ушаков, Д. J1. Офшорные зоны в практике российских налогоплательщиков / Д. JI. Ушаков. Москва: Юристь, 2013.
24. Фитуни, JI. JI. Теневой оборот и "бегство капитала"/ Л. Л. Фитуни. - Москва: Восточная литература, 2013.
25. Халдин, М. А. Россия в офшорном бизнесе/ М. А. Халдин. Москва: Международные отношения, 2015.
26. Хейфец, Б. А. Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике/ Б. А. Хейфец. Москва: Экономика, 2014.
27. Хейфец, Б. А. Офшоризация глобальной экономики: вызовы для национальных хозяйств/ Б. А. Хейфец. Москва: Институт экономики, 2013.
28. Чернявский, С. П. Международный офшорный бизнес и банки/ С. П. Чернявский. Москва: Финансы и статистика, 2012.
29. Шевчук, Д. А. Офшоры: инструменты налогового планирования/ Д. А. Шевчук. Москва: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2014.
30. Шэксон, Н. Люди, обокравшие мир. Правда и вымысел о современных офшорных зонах/ Н. Шэксон. Москва: ЭКСМО, 2014.1. Нормативные правовые акты
Диссертации
1. Воронина, А. М. Место и роль офшорного бизнеса в современной мировой экономике: диссертация. кандидата экономических наук/ Воронина Антонина Михайловна. Москва, 2014.
2. Кучумова, А. С. Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования российских предпринимательских структур в офшорных юрисдикциях: диссертация кандидата экономических наук/ Кучумова Анна Сергеевна. Москва, 2008.
3. Смитиенко, С. Б. Офшорный бизнес в системе экономической безопасности Российской Федерации: диссертация кандидата экономических наук/ Смитиенко Степан Борисович. Москва, 2013
4. Шонджиев, Б. И. Офшорный бизнес и проблемы противодействия отмыванию "грязных" денег в современной мировой экономике: диссертация кандидата экономических наук/ Шонджиев Баатр Иванович. Москва, 2013.
Статьи
1. Вывод денег в офшор станет невозможным// Российская правовая газета «эж-ЮРИСТ». -2014
2. Родионов, Н. В. Тонкая грань: налоговая оптимизация или уклонение от налогов?/ Н. В. Родионов // Аудит и финансовый анализ. 2009. - №1.
3. Живихина, О. С. Направления и механизмы функционирования офшорных зон как метода международного налогового планирования/ О. С. Живихина // Управление экономическими системами. 2011.- №34.
4. Живихина, О. С. Последствия применения офшоров для экономики страны/ О. С. Живихина // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. - №1.
5. Живихина, О. С. Совершенствование контроля за использованием офшоров в целях оптимизации налогового планирования/ О. С. Живихина // Государственная служба. 2012. - № 2.
6. Живихина, О. С. Последствия применения офшоров российскими компаниями для экономики страны/ О. С. Живихина // Премии А. Нобеля 110 лет: материалы научно-практической конференции. М., 2012.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ