Административный процесс в Российской Федерации
|
Введение 3
ГЛАВА 1 Понятие административного процесса 6
§1. Понятие, принципы и законодательные основы административного
процесса 6
§2. Становление и развитие административного процесса в России 18
§3. Основные подходы (концепции) к пониманию административного
процесса 27
§ 4. Структура административного процесса 35
ГЛАВА 2 Административное производство - как основа
административного процесса 40
§ 1. Понятие и виды административных производств 40
§ 2. Понятие и виды административных процедур 50
ГЛАВА 3 Административно-правовые споры 57
§1. Понятие и содержание административно-правовых споров 57
§2. Классификация административно-правовых споров 65
Заключение 70
Список использованной литературы
ГЛАВА 1 Понятие административного процесса 6
§1. Понятие, принципы и законодательные основы административного
процесса 6
§2. Становление и развитие административного процесса в России 18
§3. Основные подходы (концепции) к пониманию административного
процесса 27
§ 4. Структура административного процесса 35
ГЛАВА 2 Административное производство - как основа
административного процесса 40
§ 1. Понятие и виды административных производств 40
§ 2. Понятие и виды административных процедур 50
ГЛАВА 3 Административно-правовые споры 57
§1. Понятие и содержание административно-правовых споров 57
§2. Классификация административно-правовых споров 65
Заключение 70
Список использованной литературы
На сегодняшний день в Российской Федерации, в рамках административной реформы, происходит совершенствование процессуальной регламентации всех аспектов деятельности государственных органов и должностных лиц. Однако, реализация материальных правовых норм, регулирующих управленческие отношения в сфере взаимодействия граждан и органов государственной власти, невозможна без должного процессуального механизма, которым является административный процесс. Данное положение обуславливается многообразием и сложностью отношений между органами публичной власти и гражданами. Органы государственной власти и должностные лица регулярно издают нормативные акты, напрямую затрагивающие права и законные интересы граждан, вместе с тем граждане обращаются в органы публичной власти для решения конкретных вопросов связанных с реализацией и защитой предоставленных им прав, исполнением возложенных на них обязанностей.
Административный процесс сегодня занимает особое место в системе российского права. Он выступает важнейшим средством защиты прав и законных интересов граждан в их процессуальных отношениях с органами государственной власти и должностными лицами.
Данная работа посвящена исследованию истории становления и развития административно-процессуальных отношений, а также изучению современного состояния теории и практики административного процесса в Российской Федерации.
Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на активное реформирование административно-процессуального законодательства, на сегодняшний день, в российской правовой науке недостаточно разработаны многие теоретические вопросы административно-процессуального права. Продолжаются острые дискуссии по поводу определения предмета, методов, принципов и других важнейших элементов административно-процессуального права, как отрасли. Практически отсутствуют научные исследования истории становления и развития административного процесса в России. Неоднозначны позиции правоведов касательно системы и структуры административного процесса, понятия и классификаций административно-правовых споров, а также сущности и видов административно-правовых производств и процедур.
Объект исследования - актуальные проблемы теории и практики административного процесса в Российской Федерации.
Предмет исследования - анализ истории и современного состояния, а также теории и практики административного процесса в Российской Федерации; анализ научных и доктринальных воззрений различных ученых правоведов на сущность и значение административного процесса, его места в правовой системе России.
Целью работы является изучение теоретических вопросов, связанных с раскрытием сущности понятия административного процесса, различных теоретических подходов к его пониманию, принципов административного процесса, освещение исторических аспектов и проблем становления и развития административного процесса в России, а также всестороннее рассмотрение сущности и видов административных производств, процедур и административно-правовых споров.
Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ выработанных в административно - правовой науке концепций определения понятия административного процесса, его принципов и характерных черт.
2. Исследовать основные теоретические проблемы административного процесса и определить его место в системе отраслей российского права.
3. Провести исследование истории становления и развития административного процесса в России, выявить этапы и присущие каждому этапу характерные черты.
4. Рассмотреть принципы, виды административного процесса в России.
5. Проанализировать сущность, виды и значение административных процедур.
6. Провести исследование понятия, видов, стадий и значения административно-правовых споров.
При выполнении работы были использованы формально-юридический, диалектический, историко-правовой, системный, формально-логический, сравнительный методы.
Структура дипломного исследования включает: введение, три главы, восемь параграфов, первая глава состоит из четырех параграфов, вторая глава из двух параграфов, третья глава из двух параграфов, заключение и список использованной литературы.
Административный процесс сегодня занимает особое место в системе российского права. Он выступает важнейшим средством защиты прав и законных интересов граждан в их процессуальных отношениях с органами государственной власти и должностными лицами.
Данная работа посвящена исследованию истории становления и развития административно-процессуальных отношений, а также изучению современного состояния теории и практики административного процесса в Российской Федерации.
Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на активное реформирование административно-процессуального законодательства, на сегодняшний день, в российской правовой науке недостаточно разработаны многие теоретические вопросы административно-процессуального права. Продолжаются острые дискуссии по поводу определения предмета, методов, принципов и других важнейших элементов административно-процессуального права, как отрасли. Практически отсутствуют научные исследования истории становления и развития административного процесса в России. Неоднозначны позиции правоведов касательно системы и структуры административного процесса, понятия и классификаций административно-правовых споров, а также сущности и видов административно-правовых производств и процедур.
Объект исследования - актуальные проблемы теории и практики административного процесса в Российской Федерации.
Предмет исследования - анализ истории и современного состояния, а также теории и практики административного процесса в Российской Федерации; анализ научных и доктринальных воззрений различных ученых правоведов на сущность и значение административного процесса, его места в правовой системе России.
Целью работы является изучение теоретических вопросов, связанных с раскрытием сущности понятия административного процесса, различных теоретических подходов к его пониманию, принципов административного процесса, освещение исторических аспектов и проблем становления и развития административного процесса в России, а также всестороннее рассмотрение сущности и видов административных производств, процедур и административно-правовых споров.
Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ выработанных в административно - правовой науке концепций определения понятия административного процесса, его принципов и характерных черт.
2. Исследовать основные теоретические проблемы административного процесса и определить его место в системе отраслей российского права.
3. Провести исследование истории становления и развития административного процесса в России, выявить этапы и присущие каждому этапу характерные черты.
4. Рассмотреть принципы, виды административного процесса в России.
5. Проанализировать сущность, виды и значение административных процедур.
6. Провести исследование понятия, видов, стадий и значения административно-правовых споров.
При выполнении работы были использованы формально-юридический, диалектический, историко-правовой, системный, формально-логический, сравнительный методы.
Структура дипломного исследования включает: введение, три главы, восемь параграфов, первая глава состоит из четырех параграфов, вторая глава из двух параграфов, третья глава из двух параграфов, заключение и список использованной литературы.
Исследование данной темы позволило сделать следующие выводы. На сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «административный процесс». В правовой науке также не выработан единый подход не только к определению, но и его содержанию. Сложившееся в настоящее время понимание самого термина «административный процесс» достаточно противоречиво. B.C. Тадевосян рассматривает «административный процесс», как деятельность по разрешению споров. Н.Г. Салищева определяет «административный процесс», как рассмотрение государственными органами споров, возникающих при разрешении индивидуальных дел. В.Д. Сорокин, Ю.М. Козлов, Г.И. Петров, В.М. Горшенев считают, что «административный процесс» - это определенный порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления. С.С. Студеникин, отмечает, что административный процесс составляет совокупность определенных правил, на основе которых осуществляется исполнительно-распорядительная деятельность. Наиболее общее определение «административному процессу» дает Демин А.А., на его взгляд, под «административным процессом» следует понимать деятельность уполномоченных органов и лиц по возбуждению, рассмотрению и разрешению административных дел, урегулированную нормами административно - процессуального права.
Как любая юридическая процедура, он исходит из базисных начал или принципов административного процесса. Как и в других отраслях права, в административном процессе выделяют общие, родовые и видовые принципы. Законодательно принципы административного процесса были закреплены в ст.6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015.
Формой выражения и закрепления принципов выступают законодательные основы административного процесса. В науке существуют различные подходы к определению системы административно-процессуального законодательства, однако общим для всех форм выражения права является то, что основная цель данных актов - это гарантия обеспечения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц от неправомерных действий со стороны органов государственной власти и должностных лиц.
В современных условиях проведения административной реформы в Российской Федерации необходимо учитывать исторический опыт существования и развития административно-процессуальных норм и института административной юстиции в России. Однако, несмотря на очевидную необходимость анализа исторического опыта и тенденций развития административного процесса, в российской правовой литературе данному вопросу посвящено относительно мало исследований. Условно процесс становления административно-процессуального права в России можно разделить на несколько этапов.
Первый - «дореволюционный этап» характеризуется: масштабными административно-управленческими реформами; отсутствием административно-процессуального права как отдельной отрасли; зарождаются законодательные основы административной юстиции и административного судопроизводства.
Для второго - «советского периода» характерны: появляются первые акты о системе административных судов; появляются первые серьёзные исследования административного процесса, появляются концепции о его системе и сущности; сильная централизация в области административного управления, превалирование марксисткой идеологии в научных исследованиях; стабилизируется система государственных органов.
Чертами третьего - «современного этапа» являются: развитие административного процесса и признание его, как отдельной отрасли права; отсутствие специализированных административных судов; проведение масштабной административной реформы; актуальные вопросы кодификации административно-процессуального права и появление новых кодифицированных актов.
Таким образом, каждый этап истории России непосредственно находил отражение на административном процессе, это обусловлено сущностью административно - правовых отношений, которые ,прежде всего, являются отношениями власти и подчинения.
В науке административного права сложилось множество подходов к определению структуры административного процесса. Однако, наиболее распространенными являются две равноправные концепции административного процесса: «юрисдикционная» и «управленческая».
В 50-60-ые годы XX века появилась «юрисдикционная концепция», основными положениями которой являются: представление административного процесса, как вида исполнительно-распорядительной деятельности; признание тождественности сущности и содержания административного процесса - «гражданскому» и «уголовному» процессу; возникновение административного процесса лишь при наличии спора между сторонами материального правоотношения; понятие «административное производство» более объёмное по своему содержанию, нежели «административный процесс»; область действия административно-процессуальных норм - это применение мер административного принуждения; административный процесс состоит из отдельных производств, регулируемых специальными группами административно-правовых норм процессуального характера. Сторонниками данной концепции являются такие правоведы, как Н.Г. Салищева , О.В. Иванов, Ю.А. Дмитриев и другие.
«Управленческая» концепция появилась позже, впервые в работе В.Д. Сорокина. В отличие от развитой и общепризнанной в то время «юристикционной» концепции, сторонники «управленческой» обосновывали свою позицию тем , что процессом является также деятельность органов государственного управления по разрешению любых категорий индивидуальных юридических дел, возникающих в сфере управления. Разработанную им концепцию поддержали многие известные ученые-юристы в частности, такие как: В.М. Горшенев, А.П. Коренев, Ю.М.Козлов, Е.В. Додин, В.А. Юсупов, Б.М. Лазарев, Д.Н.Бахрах, А.Е.Лунев, Ц.А. Ямпольская, О.К.Застрожная, В.А. Лория, И.В. Панова, П.И. Кононов и многие другие.
В начале XXI века была разработана третья концепция административного процесса — «юстиционная». Данная концепция была впервые разработана в работах Ю.Н. Старилова. По его мнению, административный процесс - это, в первую очередь, судопроизводство.
Несмотря на различные подходы к пониманию сущности административного процесса, общим для всех концепций является то, что административный процесс является формой государственного управления и реализации исполнительной власти, урегулированной административно - процессуальными нормами, а его цель - защита прав и свобод граждан.
Взгляды ученых на проблему определения структуры административного процесса коренным образом разнятся. Одни ученые, в том числе Н.Г. Салищева А.П. Коренева и В.Д. Сорокин, включают в структуру административного процесса различные виды административных производств. Д. Н. Бахрах не выделяет конкретных видов производств, элементами структуры, по его мнению, являются административно-правотворческий, административно- правонаделительный и административно-юрисдикционный процессы. В.В. Волкова придерживается трехэлементной структуры административного процесса, которая включает административные процедуры, административную юрисдикцию и административную юстицию. В настоящий период, основываясь на действующем законодательстве, наука административного права представляет структуру административного процесса в виде совокупности производств, стадий; этапов и действий.
Согласно одной из концепций административного процесса, он представляет собой комплексную правовую систему, состоящую из совокупности административных производств. В российском процессуальном законодательстве отсутствует нормативное закрепление понятия «производства», однако исходя из анализа других процессуальных отраслей, под «производством» следует понимать с одной стороны стадии рассмотрения индивидуально-определенного дела, а с другой общий порядок рассмотрения конкретных категорий дел. Сложность и многогранность отношений, регулируемых административным процессом, сопутствовали тому, что в теории на сегодняшний день существует огромное количество мнений относительно содержания, понятия и количества выделяемых видов административных производств.
В науке нет единой позиции и на определение критериев и оснований классификации. Наиболее распространённым и признанным в теории критерием выступает характер индивидуально-конкретных административных дел, разрешение которых происходит в рамках административного процесса. По этому критерию выделяют четыре большие группы производств: административно-регулятивные, административно-наблюдательные,
административно-принудительные и административно-защитные производства. Они ,в свою очередь, также классифицируется на отдельные виды производств.
Несмотря на различия в сущности различных видов административных производств общим для всех является то, что во всех производствах участвуют публичные органы власти и их должностные лица, данная деятельность осуществляется в сфере административного управления, а отношения в рамках всех видов производств регламентируются процессуальным законодательством.
Правовые процедуры реализуется в рамках системы процессуальных форм, которые установлены законодательством для обеспечения управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц. Под «административной процедурой» следует понимать некую последовательность действий, направленных на реализацию полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц по разрешению конкретных индивидуальных административных дел. Они являются одним из важнейших институтов административного права и процесса и представляют собой реальные нормы процессуального права, которые можно систематизировать и кодифицировать. Все административные процедуры имеют определённое содержание, в которое включается: цель, элементы, признаки, порядок осуществления действий по управлению, принципы, порядок принятия и исполнения решений, а также разрешение и рассмотрение административных дел.
Административные процедуры базируются на совокупности определенных принципов, таких как: принцип законности, принцип презумпции достоверности, принцип запрета злоупотребления правом, принцип запрета произвола, принцип запрета бюрократического формализма, принцип обеспечения открытости рассмотрения административных дел в публичных органах, принцип ведения административных производств на русском языке, либо на государственном языке субъекта РФ, принцип ведения административных производств на русском языке, либо на государственном языке субъекта РФ, принцип обоснованности и других. Перечень принципов административных процедур не является исчерпывающим.
На виды административные процедуры классифицируют, в основном, в зависимости от сферы процедурных отношений.
Административные процедуры занимают особое место в механизме государственного управления. Они способствуют установлению гарантий прав, свобод и законных интересов граждан.
В процессе взаимодействия публичных органов государственной власти при осуществлении ими управленческой деятельности и граждан неизбежно возникают конфликтные ситуации, именуемые «правовыми спорами». В российском законодательстве и в правовой науке отсутствует общепризнанное понятие «административно-правового спора».
В науке существует множество научных теорий и исследований проблемы определения сущности административно-правового спора. В частности, данным вопросом занимались такие ученые как А.В. Матеенков, В.В. Михольская , С. Попович , А.А. Демин, Ю.Н. Старилов, А.Б. Зеленцов, Н. Г. Кипер, О.В. Чекалина, И.М. Галий, М.Р. Мегрелидзе и другие. Единая позиция сложилась касательно содержания административно - правового спора под которой понимают совокупность трех элементов: предмет спора, стороны спора и основания.
Таким образом, административно-правовой спор по своей юридической природе является уникальной категорией, объединяющей в себе как материально-правовые и процессуальные элементы. Особенностью административного юридического спора является то, что он вытекает из публичных отношений и, как правило, одной из сторон конфликта выступает государство в лице его органов, либо должностных лиц, а другой - гражданин или организация.
Процедура разрешения спора напрямую зависит от относимости спора к конкретному виду, поэтому научное и практическое значение классификации административно - правовых споров огромно. Выявление особенностей различных видов спора, в процессе классификации, помогает в унификации процедур их разрешения. В теории отечественного административного процесса существует множество различных подходов к определению оснований классификации административно - правовых споров, наиболее часто выделяют следующие основания: содержание спора; степень властности в отношениях между субъектами; виды административных производств; связанность или не связанность спора с реализацией имущественных прав и другие.
На сегодняшний день в Российской Федерации происходит активное становление и развитие правовой системы, а административный процесс занимает в этой системе одно из важнейших мест. Он является основным механизмом защиты прав и законных интересов граждан в их процессуальных отношениях с должностными лицами и органами государственной власти.
Как любая юридическая процедура, он исходит из базисных начал или принципов административного процесса. Как и в других отраслях права, в административном процессе выделяют общие, родовые и видовые принципы. Законодательно принципы административного процесса были закреплены в ст.6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015.
Формой выражения и закрепления принципов выступают законодательные основы административного процесса. В науке существуют различные подходы к определению системы административно-процессуального законодательства, однако общим для всех форм выражения права является то, что основная цель данных актов - это гарантия обеспечения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц от неправомерных действий со стороны органов государственной власти и должностных лиц.
В современных условиях проведения административной реформы в Российской Федерации необходимо учитывать исторический опыт существования и развития административно-процессуальных норм и института административной юстиции в России. Однако, несмотря на очевидную необходимость анализа исторического опыта и тенденций развития административного процесса, в российской правовой литературе данному вопросу посвящено относительно мало исследований. Условно процесс становления административно-процессуального права в России можно разделить на несколько этапов.
Первый - «дореволюционный этап» характеризуется: масштабными административно-управленческими реформами; отсутствием административно-процессуального права как отдельной отрасли; зарождаются законодательные основы административной юстиции и административного судопроизводства.
Для второго - «советского периода» характерны: появляются первые акты о системе административных судов; появляются первые серьёзные исследования административного процесса, появляются концепции о его системе и сущности; сильная централизация в области административного управления, превалирование марксисткой идеологии в научных исследованиях; стабилизируется система государственных органов.
Чертами третьего - «современного этапа» являются: развитие административного процесса и признание его, как отдельной отрасли права; отсутствие специализированных административных судов; проведение масштабной административной реформы; актуальные вопросы кодификации административно-процессуального права и появление новых кодифицированных актов.
Таким образом, каждый этап истории России непосредственно находил отражение на административном процессе, это обусловлено сущностью административно - правовых отношений, которые ,прежде всего, являются отношениями власти и подчинения.
В науке административного права сложилось множество подходов к определению структуры административного процесса. Однако, наиболее распространенными являются две равноправные концепции административного процесса: «юрисдикционная» и «управленческая».
В 50-60-ые годы XX века появилась «юрисдикционная концепция», основными положениями которой являются: представление административного процесса, как вида исполнительно-распорядительной деятельности; признание тождественности сущности и содержания административного процесса - «гражданскому» и «уголовному» процессу; возникновение административного процесса лишь при наличии спора между сторонами материального правоотношения; понятие «административное производство» более объёмное по своему содержанию, нежели «административный процесс»; область действия административно-процессуальных норм - это применение мер административного принуждения; административный процесс состоит из отдельных производств, регулируемых специальными группами административно-правовых норм процессуального характера. Сторонниками данной концепции являются такие правоведы, как Н.Г. Салищева , О.В. Иванов, Ю.А. Дмитриев и другие.
«Управленческая» концепция появилась позже, впервые в работе В.Д. Сорокина. В отличие от развитой и общепризнанной в то время «юристикционной» концепции, сторонники «управленческой» обосновывали свою позицию тем , что процессом является также деятельность органов государственного управления по разрешению любых категорий индивидуальных юридических дел, возникающих в сфере управления. Разработанную им концепцию поддержали многие известные ученые-юристы в частности, такие как: В.М. Горшенев, А.П. Коренев, Ю.М.Козлов, Е.В. Додин, В.А. Юсупов, Б.М. Лазарев, Д.Н.Бахрах, А.Е.Лунев, Ц.А. Ямпольская, О.К.Застрожная, В.А. Лория, И.В. Панова, П.И. Кононов и многие другие.
В начале XXI века была разработана третья концепция административного процесса — «юстиционная». Данная концепция была впервые разработана в работах Ю.Н. Старилова. По его мнению, административный процесс - это, в первую очередь, судопроизводство.
Несмотря на различные подходы к пониманию сущности административного процесса, общим для всех концепций является то, что административный процесс является формой государственного управления и реализации исполнительной власти, урегулированной административно - процессуальными нормами, а его цель - защита прав и свобод граждан.
Взгляды ученых на проблему определения структуры административного процесса коренным образом разнятся. Одни ученые, в том числе Н.Г. Салищева А.П. Коренева и В.Д. Сорокин, включают в структуру административного процесса различные виды административных производств. Д. Н. Бахрах не выделяет конкретных видов производств, элементами структуры, по его мнению, являются административно-правотворческий, административно- правонаделительный и административно-юрисдикционный процессы. В.В. Волкова придерживается трехэлементной структуры административного процесса, которая включает административные процедуры, административную юрисдикцию и административную юстицию. В настоящий период, основываясь на действующем законодательстве, наука административного права представляет структуру административного процесса в виде совокупности производств, стадий; этапов и действий.
Согласно одной из концепций административного процесса, он представляет собой комплексную правовую систему, состоящую из совокупности административных производств. В российском процессуальном законодательстве отсутствует нормативное закрепление понятия «производства», однако исходя из анализа других процессуальных отраслей, под «производством» следует понимать с одной стороны стадии рассмотрения индивидуально-определенного дела, а с другой общий порядок рассмотрения конкретных категорий дел. Сложность и многогранность отношений, регулируемых административным процессом, сопутствовали тому, что в теории на сегодняшний день существует огромное количество мнений относительно содержания, понятия и количества выделяемых видов административных производств.
В науке нет единой позиции и на определение критериев и оснований классификации. Наиболее распространённым и признанным в теории критерием выступает характер индивидуально-конкретных административных дел, разрешение которых происходит в рамках административного процесса. По этому критерию выделяют четыре большие группы производств: административно-регулятивные, административно-наблюдательные,
административно-принудительные и административно-защитные производства. Они ,в свою очередь, также классифицируется на отдельные виды производств.
Несмотря на различия в сущности различных видов административных производств общим для всех является то, что во всех производствах участвуют публичные органы власти и их должностные лица, данная деятельность осуществляется в сфере административного управления, а отношения в рамках всех видов производств регламентируются процессуальным законодательством.
Правовые процедуры реализуется в рамках системы процессуальных форм, которые установлены законодательством для обеспечения управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц. Под «административной процедурой» следует понимать некую последовательность действий, направленных на реализацию полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц по разрешению конкретных индивидуальных административных дел. Они являются одним из важнейших институтов административного права и процесса и представляют собой реальные нормы процессуального права, которые можно систематизировать и кодифицировать. Все административные процедуры имеют определённое содержание, в которое включается: цель, элементы, признаки, порядок осуществления действий по управлению, принципы, порядок принятия и исполнения решений, а также разрешение и рассмотрение административных дел.
Административные процедуры базируются на совокупности определенных принципов, таких как: принцип законности, принцип презумпции достоверности, принцип запрета злоупотребления правом, принцип запрета произвола, принцип запрета бюрократического формализма, принцип обеспечения открытости рассмотрения административных дел в публичных органах, принцип ведения административных производств на русском языке, либо на государственном языке субъекта РФ, принцип ведения административных производств на русском языке, либо на государственном языке субъекта РФ, принцип обоснованности и других. Перечень принципов административных процедур не является исчерпывающим.
На виды административные процедуры классифицируют, в основном, в зависимости от сферы процедурных отношений.
Административные процедуры занимают особое место в механизме государственного управления. Они способствуют установлению гарантий прав, свобод и законных интересов граждан.
В процессе взаимодействия публичных органов государственной власти при осуществлении ими управленческой деятельности и граждан неизбежно возникают конфликтные ситуации, именуемые «правовыми спорами». В российском законодательстве и в правовой науке отсутствует общепризнанное понятие «административно-правового спора».
В науке существует множество научных теорий и исследований проблемы определения сущности административно-правового спора. В частности, данным вопросом занимались такие ученые как А.В. Матеенков, В.В. Михольская , С. Попович , А.А. Демин, Ю.Н. Старилов, А.Б. Зеленцов, Н. Г. Кипер, О.В. Чекалина, И.М. Галий, М.Р. Мегрелидзе и другие. Единая позиция сложилась касательно содержания административно - правового спора под которой понимают совокупность трех элементов: предмет спора, стороны спора и основания.
Таким образом, административно-правовой спор по своей юридической природе является уникальной категорией, объединяющей в себе как материально-правовые и процессуальные элементы. Особенностью административного юридического спора является то, что он вытекает из публичных отношений и, как правило, одной из сторон конфликта выступает государство в лице его органов, либо должностных лиц, а другой - гражданин или организация.
Процедура разрешения спора напрямую зависит от относимости спора к конкретному виду, поэтому научное и практическое значение классификации административно - правовых споров огромно. Выявление особенностей различных видов спора, в процессе классификации, помогает в унификации процедур их разрешения. В теории отечественного административного процесса существует множество различных подходов к определению оснований классификации административно - правовых споров, наиболее часто выделяют следующие основания: содержание спора; степень властности в отношениях между субъектами; виды административных производств; связанность или не связанность спора с реализацией имущественных прав и другие.
На сегодняшний день в Российской Федерации происходит активное становление и развитие правовой системы, а административный процесс занимает в этой системе одно из важнейших мест. Он является основным механизмом защиты прав и законных интересов граждан в их процессуальных отношениях с должностными лицами и органами государственной власти.
Подобные работы
- ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Административный процесс в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Административный процесс: классификация, стадии, особенности (Сибирский университет потребительской кооперации)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Прокурор как участник производства по делу об административном правонарушении в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Административное наказание: цели, система и виды (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Московский областной филиал))
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2023 - Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: проблемы правового регулирования
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Решение миграционных проблем в Российской Федерации и в Аргентинской Республике (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР В АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4490 р. Год сдачи: 2021 - Суд и прокурор в гражданском процессе
Дипломные работы, ВКР, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2009



