ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭЗИИ А.Д. ДЕМЕНТЬЕВА 6
1.1. Жизнь и творчество А.Д. Дементьева, его роль в русской поэзии второй половины XX века 6
1.2. Основные темы и мотивы лирики А.Д. Дементьева 11
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ПОЭЗИИ А.Д. ДЕМЕНТЬЕВА 24
2.1. Особенности лирики А.Д. Дементьева 24
2.2. Образ лирического героя в любовной и философской лирике 33
2.3. Образ женщины в стихотворениях о любви А.Д. Дементьева 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А.Д. Дементьев является одним из самых популярных поэтов второй половины XX века. Его сборники выходили миллионными тиражами. Более того, многие стихи были переведены на различные языки и изданы в других странах. Существует множество публицистических статей, посвящённых личности А.Д. Дементьева, его жизни, творческой и общественной деятельности. Однако мало работ, посвящённых непосредственно анализу творчества поэта. В основном, работы носят узкий характер и акцентируют внимание на нескольких особенностях его произведений.
Актуальность данной работы состоит в том, что она обращает внимание на новые грани литературного творчества А.Д. Дементьева как уникального явления современной русской культуры. В ее содержании проводится литературоведческий анализ лирики поэта, а также делается попытка рассмотреть образ лирического героя в его поэзии.
Объектом дипломного исследования является творчество А.Д. Дементьева.
Предметом исследования является образ лирического героя в поэзии А.Д. Дементьева.
Цель работы - исследовать особенности образа лирического героя в поэзии А.Д. Дементьева.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть жизнь и творчество А.Д. Дементьева, его роль в русской поэзии второй половины XX века;
2) определить основные темы и мотивы лирики Дементьева;
3) выявить особенности лирики А.Д. Дементьева;
4) рассмотреть образ лирического героя в любовной и философской лирике поэта;
5) изучить особенности женского образа в стихотворениях о любви.
Для достижения поставленной цели и решения задач в работе были определены следующие методы исследования:
- теоретический метод - при изучении научной литературы по теме выпускной квалификационной работы;
- описательный метод - при обработке теоретического и практического материала;
- аналитический метод - при анализе лирических произведений по теме исследования;
- метод обобщения - при систематизации и обработке данных, полученных в ходе исследования.
Теоретической базой исследования стали работы А.Б. Есина, В.М. Жирмунского, Т.И. Сильман, П.В. Палиевского, Н.Д. Тамарченко, Н.И. Копыловой, Б.В. Томашевского, Т.Т. Давыдовой и др.
Эмпирическая база. Всего было проанализировано около ста пятидесяти стихотворений А.Д. Дементьева. В ходе анализа были использованы источники автобиографического характера.
Научная новизна работы заключается в исследовании специфики образа лирического героя в поэзии А.Д. Дементьева. Творчество поэта остается малоизученным с литературоведческой и лингвистической сторон, и в современном литературоведении отсутствуют исследования, посвящённые именно этому аспекту комплексного анализа лирики.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что её результаты могут послужить основой для дальнейших исследований творчества А.Д. Дементьева.
Структура работы: дипломная состоит из введения, двух глав заключения и списка использованной литературы, включающего 41 наименование.
Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение в докладе «Темы и мотивы лирики А.Д. Дементьева» на итоговой конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета за 2016 год, а также в опубликованной статье: «Образ лирического героя в философской и любовной лирике А.Д. Дементьева». (Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2016. № 5 (107). - С.65-68. ISSN 1993-5552. (РИНЦ)).
Биография Дементьева представляет собой активную литературную, редакторскую, журналистскую и общественную деятельность. Будучи одним из поэтов-шестидесятников, он в своём творчестве несёт романтический настрой, чувство подъёма и гуманизм. Такие общечеловеческие понятия, как любовь, дружба, красота, сострадание, являются основой поэзии А.Д. Дементьева. Мотивы памяти, перехода от пустоты к наполненности жизни, мотивы неподвластной рассудочному пониманию явлению женской красоты и красоты природы - всё это составляет основу многих его стихотворений. Одной из главных тем поэзии становится тема Родины. Поэт откровенно признается в любви к ней, к ее красотам. Малая родина для поэта является самым дорогим, можно сказать святым местом, которая ассоциируется, прежде всего, с теплыми воспоминаниями о родителях. С этими темами неразрывно связана и тема Великой Отечественной войны. Дементьев остро чувствует и переживает все беды, неприятности и горести народа в любой исторический период.
Гражданская лирика Дементьева наполнена беспокойством за страну, за народ, за те беды, что выпали в сложное для страны время конца XX - начала XXI века. В ней часто появляется мотив ответственности перед временем, народом и человечеством.
В ряде его произведений образы природы и городской обстановки играют значительную роль. В лирике Дементьева часто встречается мотив солнца и связанные с ними явления рассвета и заката. Солнце, солнечный свет представляют собой жизненную энергию, наполненность, радость, вдохновение, прекрасное начало. В любовной лирике «солнечным» может быть женский образ, который вдохновляет лирического героя. В философской лирике солнечный цвет может отражать чисто творческое начал, искусство как таковое.
В ряде стихотворений образы природы и города противопоставлены друг другу. Город может нести негативную эмоцию и означать страх и несвободу.
Домашняя обстановка может отражать любовные переживания героя. Однако если природные явления, пейзажные описания, как правило, отражают чувства и переживания лирического героя, то предметы обстановки как будто бы воссоздают конкретные образы, рождающиеся в мыслях героя.
Природа и городской быт расширяют эмоциональное наполнение, а также выводят стихотворения на философский уровень.
Художественный мир поэзии А.Д. Дементьева органично вливается в контекст русской поэзии ХХ века. Тонкий лиризм, обращенность к лучшим сторонам духовного мира современника, прозрачность и естественность поэтических образов, напевность и музыкальность - характерные черты лирики поэта.
Лирика Дементьева охватывает многие философские, общечеловеческие вопросы. Многие из них в стихотворениях поэта проникнуты духом романтизма и, в некоторой степени, максимализма.
Предметом лирики являются не только чувственная сфера, но и отношение человека с природой, обществом. Поэт видит неоднозначность жизненных ситуаций, он имеет богатый жизненный опыт. Но его нравственный императив всегда категоричен. Поэтому открытость выбрана Дементьевым как главный принцип поэтической позиции, продиктованной самой действительностью.
Лирика Дементьева насыщена точными психологическими нюансами, дающими яркое представление о душевной многомерности поэта. Жизнь радостно принимается им во всей ее противоречивости, непредсказуемости.
Стихотворения поэта почти лишены метафорических изысков. Такой стиль называется автологическим (то есть почти полностью исключающим метафоры), который использует простоту выражений, употребляет в поэтическом произведении слова в их прямом, непосредственном значении.
Такие вечные понятия, как любовь, сострадание, являются основными в стихотворениях Дементьева. Свои отношения с читателем он строит на основе полного доверия, справедливо ожидая ответного отклика.
Лирические произведения Дементьева обладают такими особенностями, как: наличие лирического героя как эстетического воплощения философии и переживаний автора, психологизм, монологизм, напряжённая и сложная композиция.
В философской поэзии лирический герой зачастую выступает как друг и наставник. Однако в противовес этому образу иногда появляется герой- бунтарь, напротив, не принимающий правил. И в том, и в другом случае присутствует логический склад его мыслей, рассудительность. Часто рассуждения поэта заканчиваются определённым выводом, основанным не столько на рассудочном понимании, сколько на чувственном опыте.
В любовной поэзии лирический герой часто говорит о любовных переживаниях, как о воспоминаниях. При этом в ряде стихотворений особенно подчёркивается свойство памяти запечатлевать ценные моменты в жизни, когда любовь наполняет всё смыслом. В центре внимания находится само чувство любви, а не личности. Понятие любви связано с наполненностью, спектром чувств, а одиночество, напротив, с пустотой, неуютностью, бессмысленностью.
Также мы рассмотрели женский образ в стихотворениях о любви. Женский образ зачастую не имеет каких-либо конкретных элементов описания. Оно, как правило, строится на эмоциональных впечатлениях лирического героя. Одним из приёмов в описании женского образа является раскадрованность, который создаёт ощущение воспоминания, когда вместе с одной картинкой, приходят другие.
Женщина в лирике Дементьева неразделима с чувствами лирического героя, а иногда она полностью растворяется в них, являясь почти неотделимой от самого героя. Присутствие женщины и её любовь наполняют лирического героя смыслом существования, наполняют его жизнь большим спектром чувств от печали и тоски до запредельного счастья. Для лирического героя ценна память о женщине и их любви, так как она навсегда может сохранить счастливые моменты.
Таким образом, лирические образы героев в любовной и философской лирике Дементьева часто переходят из одного произведения в другое, получая новые оттенки значений.
1. Дементьев А.Д. Аварийное время любви. - М.: Новости, 1996. - 520 с.
2. Дементьев А.Д. Азарт: сборник стихов. - М.: Советский писатель, 1986. - 222 с.
3. Дементьев А.Д. Всё в мире поправимо. - М.: Эксмо, 2013. - 540 с.
4. Дементьев А.Д. Всё начинается с любви: Авторский сборник. - М.: Эксмо, 2008. - 560 с.
5. Дементьев А.Д. Года любви и дни печали: сборник стихов. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
6. Дементьев А.Д. Лирика. - М.: Эксмо, 2003. - 352 с.
II. Научно-критическая литература
7. Борисова Е.Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике. // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 35. - С. 20¬26.
8. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. - М.,1997. - 436 с.
9. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: очерки русской литературы XX века. - М.: Флинта, 1994. - 390 с.
10. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. - М.: Изд-во Искусство, 1971. - 530 с.
11. Гордон Д.И. Эпоха: Интервью с Андреем Дементьевым // Бульвар Г ордона. - 2011. - № 34 (330). - С. 34-40.
12. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2003. - 232 с.
13. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
14. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций / Под ред. З.И. Плавскина, В.В. Жирмунской. - СПб.: Изд-во С-Петербург. ун-та, 1996. - 440 с.
15. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы. - М.: Наука, 2000. - 420 с.
16. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена / Под ред. С.И. Кормилова. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1998. - 480 с.
17. Квятовский А.П. Поэтический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 376 с.
18. Копылова Н.И. Трактовка композиции лирического произведения в современном литературоведении // Поэтика литературы и фольклора. - 1980. - № 2. - С. 75-89.
19. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. - М.: Наука, 1972. - 288 с.
20. Культурология: курс лекций / Л.Н. Дорогова, Ю.В. Пыханов, Е.В. Мареева и др. - М.: Наука, 2009. - 386 с.
21. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 670 с.
22. Миронова Е.Н. Новеллы Андрея Дементьева в контексте жанровой традиции // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №3 (164). - С. 124-128.
23. Николаев П.А. Поэзия «шестидесятников» // Словарь по литературоведению / Под ред. П.А. Николаева. - М.: Академия, 2003. - С. 160-161.
24. Ницше Ф. Сочинения: B 2 т. Т. 1 / Сост., ред. и авт. примеч. К.А. Свасьяна; Пер с нем. - М.: Мысль, 1996. - 840 с.
25. Новейшая отечественная история. XX - начало XXI века. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. Э.М. Щагиной. 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2008. - 655 с.
26. Палиевский П.В. Литература и теория. - М.: Сов. Россия, 1979. - 288 с.
27. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. - М.: Высшая школа, 1990. - 344 с.
28. Савельева В.В. Художественный текст и художественный мир: проблемы организации. - Алматы: ТОО «Дайк-Пресс», 1996. - 192 с.
29. Сафронова Е.В., Веревкина И.Н. Образ лирического героя в философской и любовной лирике А.Д. Дементьева. // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2016. - № 5 (107). - С. 65-68.
30. Сильман Т.И. Заметки о лирике. - Л.: Советский писатель, 1977. - 224 с.
31. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия для студентов фил. фак. / Авт.-сост. Н.Д. Тамарченко. - М.: РГГУ, 1999. - 286 с.
32. Теория литературы. В 2-х т. Т. 1 / Под ред. Д.Н. Тамарченко. - М.: Академия, 2001. - 512 с.
33. Тодоров Л. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1978. - 630 с.
34. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.
35. Холшевников В.Е. Анализ композиции лирического стихотворения // Анализ одного стихотворения. - Л., 1991. - С. 5-49.
III. Интернет-источники
36. Андрей Дементьев: Биография. // Poembook. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://poembook.ru/dementyev(дата обращения: 11.01.2016).
37. Биография Андрея Дементьева // РИА-Новости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //ria. ru/spravka/20130716/949870167. html(дата обращения: 11.01.2016).
38. Дементьев Андрей Дмитриевич // Сборник русской поэзии Лирикон. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://liricon.ru/biografii- poetov/dementev-andrej-dmitrievich(дата обращения: 10.01.2016).
39. Краткий словарь стилистических терминов. / Под ред. С.А. Стройкова.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.xn--
b1andocigi.xn--p1ai/stylistic_terms.html (дата обращения: 8.11.15).
40. Образ // Литературная энциклопедия. - М. - 1929-1939. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://feb-
web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8- 1751.htm(дата обращения: 22.02.2016).
41. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slovorod.ru/dic- ushakov/index.html(дата обращения: 15.01.2016).