Гражданское самоопределение подростков в деятельности детской общественной организации
|
Введение 3-13
Глава 1. Гражданское самоопределение как социально¬педагогическая проблема 14-97
§ 1. Проблема гражданского самоопределения в современной психолого-педагогической науке 14-40
§ 2. Исследование опыта гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации 40-74
§ 3. Модель процесса гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации 74-94
Глава 2. Опыт экспериментальной работы по гражданскому самоопределению подростков в детской общественной организации 98-154
§ 1. Реализация организационно - педагогических условий гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации 98-116
§ 2. Методическое обеспечение гражданского самоопределения подростков в деятельности детских общественных организаций 116-135
§ 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по гражданскому самоопределению подростков в детской общественной организации 136-152
Заключение 155 - 157
Список использованной литературы 158-172
Приложения 173 -199
Глава 1. Гражданское самоопределение как социально¬педагогическая проблема 14-97
§ 1. Проблема гражданского самоопределения в современной психолого-педагогической науке 14-40
§ 2. Исследование опыта гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации 40-74
§ 3. Модель процесса гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации 74-94
Глава 2. Опыт экспериментальной работы по гражданскому самоопределению подростков в детской общественной организации 98-154
§ 1. Реализация организационно - педагогических условий гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации 98-116
§ 2. Методическое обеспечение гражданского самоопределения подростков в деятельности детских общественных организаций 116-135
§ 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по гражданскому самоопределению подростков в детской общественной организации 136-152
Заключение 155 - 157
Список использованной литературы 158-172
Приложения 173 -199
Актуальность исследования. Значительные изменения, происходящие во всех социальных сферах жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. С одной стороны, эти отношения требуют конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения жизненных проблем.
В рамках реформирования системы образования, необходимы научные исследования, как касающиеся вопросов модернизации содержания образования, так и связанные со структурой отношений складывающихся между педагогами и учащимися, между администрацией школы, родителями, социальными институтами формирующегося гражданского общества. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство, создающие благоприятные условия для развития демократических начал в сфере образования. Особое значение в реализации этих идей принадлежит детским общественным организациям как особым институтам социального становления.
Целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка. В процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане, грамотного и законопослушного гражданина государства. В тоже время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны, имея свое мнение и отстаивая собственную позицию, ориентируясь при этом на внутренние нравственные ценности, в соответствии с которыми живет человек.
Детские общественные организации России в полной мере ощутили на себе последствия изменений в социально-экономической и общественно¬политической сферах. После десятилетия отсутствия официального внимания государства к детским общественным организациям и социальным институтам, детская общественная организация, влияющая на эффективность гражданского самоопределения, становятся полноправным субъектом процесса формирования гражданско-правового, демократического общества. Возросший интерес к деятельности детских общественных организаций выражается в усилении государственной политики в области поддержки и развитии данного направления воспитательной работы.
Основанием для построения научно-теоретических положений исследования послужили работы философов, в которых отражается сущность и содержание понятия "нравственность" и вопросы взаимоотношений общества и личности (Сократ, Платон, Аристотель, И. Кант, Гегель, Спиноза), взгляды на взаимоотношения личности и государства, место человека в мире идеалистических философов - B.C. Соловьева, С.Н. Трубецкова, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, и представителей экзистенциальной философии - Н.А. Бердяева, Л.И. Шестова.
Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют труды В.Г. Белинского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, Д. Дьюи, Я.А. Каменского, П.Ф. Каптерева, И.О. Лосского, А.С. Макаренко, В.В. Розанова, Ж.-Ж. Руссо,
B. C. Соловьева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, а так же исследования О.И. Волжиной, А.С. Гаязовой, Б.Т. Лихачева, Г.Г. Николаева, Е.А. Солодовой Г.Н. Филонова и других.
Большой интерес в контексте рассматриваемой проблемы представляют работы ученых, изучавших сущность гражданского самоопределения личности. Исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Л.И. Божович, Б.С.Братусь, Л.С. Выготского, Е.И. Исаева, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф.Ломова, К. Роджерса,
4
С.А. Рубинштейна, В.И. Слободчикова составляют основу для изучения психологических механизмов гражданского самоопределения.
В современной педагогической теории и практике имеется опыт изучения детского движения: его функционирования (Н.Ф. Басов, И.Г. Гордина, М.Е. Кульпетдинова Р.А. Литвак, К.Д. Радина, Т.В. Трухачева и др.); с позиции воспитания подрастающего поколения (В.М. Басова, Е.В. Бондаревская, В.П. Ижицкий, В.Г. Кабуш, В.А. Караковский,
Н.М. Рассадин, С.А. Шмаков, Н.Е. Щуркова); концептуальных основ социального гражданского образования (В.И. Лутовинов, Н.М. Филиппов); содержания деятельности детских организаций (Л.В. Байбородова,
А.А. Белкин, М.И. Рожков); построения модели социализации личности в условиях детского общественного объединения (А.В. Волохов,
A. З. Иоголевич, Л.И. Новикова, Н.М. Таланчук); разработки программ развития творческих способностей подростков в детских общественных объединениях (Г.Н. Абросимова, Л.В. Алиева, В.П. Вернигоровой, В.Н. Кочергина, Б.В. Куприянов, А.И. Тимонин); формирования активной жизненной позиции (А.Г. Кирпичник, А.И. Баштинский, И.П. Волков,
B. П. Ижицкий, А.Л. Уманский и другие).
Однако, приходится констатировать, что, несмотря на теоретическую разработанность, организация процесса гражданского самоопределения подростков недостаточно изучена. Анализ психолого-педагогической литературы по указанной проблематике показал, что вопросы гражданского самоопределения подростков в деятельности детских общественных организаций недостаточно представлены в педагогических исследованиях, осмыслен и систематизирован обширный региональный опыт. По этому возникла необходимость более детального научного изучения данной проблемы.
Таким образом, мы можем констатировать ряд противоречий:
- между наличием общих теоретических подходов к пониманию сущности процесса гражданского становления личности и недостаточной
5
исследованностью проблем гражданского самоопределения детей в детских общественных организациях;
- между наличием обширного регионального опыта организации гражданского самоопределения и отсутствием его научно-методического обобщения;
- между необходимостью подростков в самопознании, самореализации, самоопределении и крайне ограниченными возможностями реальной социальной практики.
Все вышеизложенное обусловило выбор проблемы нашего исследования: при каких организационно - педагогических условиях процесс гражданского самоопределения подростков в деятельности детских общественных организациях будет эффективен?
Объект исследования: процесс гражданского самоопределения подростков в деятельности детских общественных организаций.
В рамках реформирования системы образования, необходимы научные исследования, как касающиеся вопросов модернизации содержания образования, так и связанные со структурой отношений складывающихся между педагогами и учащимися, между администрацией школы, родителями, социальными институтами формирующегося гражданского общества. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство, создающие благоприятные условия для развития демократических начал в сфере образования. Особое значение в реализации этих идей принадлежит детским общественным организациям как особым институтам социального становления.
Целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка. В процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане, грамотного и законопослушного гражданина государства. В тоже время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны, имея свое мнение и отстаивая собственную позицию, ориентируясь при этом на внутренние нравственные ценности, в соответствии с которыми живет человек.
Детские общественные организации России в полной мере ощутили на себе последствия изменений в социально-экономической и общественно¬политической сферах. После десятилетия отсутствия официального внимания государства к детским общественным организациям и социальным институтам, детская общественная организация, влияющая на эффективность гражданского самоопределения, становятся полноправным субъектом процесса формирования гражданско-правового, демократического общества. Возросший интерес к деятельности детских общественных организаций выражается в усилении государственной политики в области поддержки и развитии данного направления воспитательной работы.
Основанием для построения научно-теоретических положений исследования послужили работы философов, в которых отражается сущность и содержание понятия "нравственность" и вопросы взаимоотношений общества и личности (Сократ, Платон, Аристотель, И. Кант, Гегель, Спиноза), взгляды на взаимоотношения личности и государства, место человека в мире идеалистических философов - B.C. Соловьева, С.Н. Трубецкова, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, и представителей экзистенциальной философии - Н.А. Бердяева, Л.И. Шестова.
Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют труды В.Г. Белинского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, Д. Дьюи, Я.А. Каменского, П.Ф. Каптерева, И.О. Лосского, А.С. Макаренко, В.В. Розанова, Ж.-Ж. Руссо,
B. C. Соловьева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, а так же исследования О.И. Волжиной, А.С. Гаязовой, Б.Т. Лихачева, Г.Г. Николаева, Е.А. Солодовой Г.Н. Филонова и других.
Большой интерес в контексте рассматриваемой проблемы представляют работы ученых, изучавших сущность гражданского самоопределения личности. Исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Л.И. Божович, Б.С.Братусь, Л.С. Выготского, Е.И. Исаева, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф.Ломова, К. Роджерса,
4
С.А. Рубинштейна, В.И. Слободчикова составляют основу для изучения психологических механизмов гражданского самоопределения.
В современной педагогической теории и практике имеется опыт изучения детского движения: его функционирования (Н.Ф. Басов, И.Г. Гордина, М.Е. Кульпетдинова Р.А. Литвак, К.Д. Радина, Т.В. Трухачева и др.); с позиции воспитания подрастающего поколения (В.М. Басова, Е.В. Бондаревская, В.П. Ижицкий, В.Г. Кабуш, В.А. Караковский,
Н.М. Рассадин, С.А. Шмаков, Н.Е. Щуркова); концептуальных основ социального гражданского образования (В.И. Лутовинов, Н.М. Филиппов); содержания деятельности детских организаций (Л.В. Байбородова,
А.А. Белкин, М.И. Рожков); построения модели социализации личности в условиях детского общественного объединения (А.В. Волохов,
A. З. Иоголевич, Л.И. Новикова, Н.М. Таланчук); разработки программ развития творческих способностей подростков в детских общественных объединениях (Г.Н. Абросимова, Л.В. Алиева, В.П. Вернигоровой, В.Н. Кочергина, Б.В. Куприянов, А.И. Тимонин); формирования активной жизненной позиции (А.Г. Кирпичник, А.И. Баштинский, И.П. Волков,
B. П. Ижицкий, А.Л. Уманский и другие).
Однако, приходится констатировать, что, несмотря на теоретическую разработанность, организация процесса гражданского самоопределения подростков недостаточно изучена. Анализ психолого-педагогической литературы по указанной проблематике показал, что вопросы гражданского самоопределения подростков в деятельности детских общественных организаций недостаточно представлены в педагогических исследованиях, осмыслен и систематизирован обширный региональный опыт. По этому возникла необходимость более детального научного изучения данной проблемы.
Таким образом, мы можем констатировать ряд противоречий:
- между наличием общих теоретических подходов к пониманию сущности процесса гражданского становления личности и недостаточной
5
исследованностью проблем гражданского самоопределения детей в детских общественных организациях;
- между наличием обширного регионального опыта организации гражданского самоопределения и отсутствием его научно-методического обобщения;
- между необходимостью подростков в самопознании, самореализации, самоопределении и крайне ограниченными возможностями реальной социальной практики.
Все вышеизложенное обусловило выбор проблемы нашего исследования: при каких организационно - педагогических условиях процесс гражданского самоопределения подростков в деятельности детских общественных организациях будет эффективен?
Объект исследования: процесс гражданского самоопределения подростков в деятельности детских общественных организаций.
В исследовании определены организационно - педагогические условия процесса гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации и средства, способствующие его реализации. Произведен замер успешности выдвинутых нами организационно - педагогических условий и средств в экспериментальной работе.
Таким образом, реализация определенных нами организационно - педагогических условий гражданского самоопределения у подростка в детской общественной организации дала положительные результаты.
В своей основе результаты подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
Гражданское самоопределение - устойчивое, избирательное отношение индивида к субъектам и ситуациям взаимодействия, выражающееся в принятии им одних и отвержении других в зависимости от опосредствующих факторов — оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей и т.п. Гражданское самоопределение в детских общественных организациях отражает характерную для личности в развитом коллективе позицию, основанную на осознании индивидом необходимости действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и отношениями, сложившимися в группе в процессе совместной деятельности. Это, в конечном итоге, интегрируясь в сознании человека, присваивается личностью из окружающей действительности и проявляется в реальных способах общения и деятельности, которые вырабатываются на основе социокультурной жизненной ситуации.
Процесс гражданского самоопределения подростков в детских общественных организациях осуществляется эффективно при: актуализации ценностно-смысловых основ правовой культуры в организованном групповом общении; личностно-ориентированном сопровождении развития субъектности участников детской общественной организации;
155
осуществлении специальной подготовки организаторов общественной деятельности.
Особенности процесса гражданского самоопределения подростков - участников детских общественных организаций, состоят: в интенсивности взаимодействия и образа жизни детской общественной организации, что обуславливает многообразие содержания и форм гражданского самоопределения; в наличии субъектной позиции и ответственности члена организации; в предоставлении детям возможности выбора вида социально¬полезной деятельности с учетом личных интересов; в преемственности и передаче опыта поколений - членов организации.
Детская общественная организация, как социальный институт, обладает рядом возможностей в организации процесса гражданского самоопределения подростков: познания способа совместной деятельности в коллективе и группе сверстников; приобретения навыков организации и со/само-организации; участия в разработке и реализации деятельности и социальных проектов по своему выбору и желанию; раскрытия своих собственных потенциальных возможностей; проявления личной инициативы, лидерства; приобретения новых навыков и интересов и усовершенствование прежних; возможности делать выбор, отвечать за свои собственные поступки и самостоятельно принимать решения.
Выявлено четыре группы региональных особенностей деятельности детских общественных организаций в процессе гражданского самоопределения подростков связанных: с контингентом участников детской организации; с особенностями коллектива, его составом; с уровнем профессиональной компетентности педагогов; с социокультурной средой жизнедеятельности детской общественной организации
Критериями оценки гражданского самоопределения подростов в детской общественной организации являются: когнитивный (представление подростка о своей гражданской позиции и правовом статусе; знание
156
особенностей своего поведения; наличия идеала и убеждений); волевой (умение последовательно отстаивать свою позицию; способность бесконфликтного общения; саморегулирование своего поведения); коммуникативный (самостоятельность выбора способов поведения в зависимости от ситуаций; инициативность во взаимодействии; мотивация разрешения сложных ситуаций).
Методическое обеспечение гражданского самоопределения подростка в деятельности детских общественных организаций включает в себя: презентацию определенных норм и ценностей взаимодействия; информирование, обеспечивающее наличие ситуации гражданских самооценок подростка в детской общественной организации; педагогическое сопровождение подростка в деятельности детской общественной организации при использовании игровых технологий, проектной деятельности, коллективно-творческих дел.
Таким образом, реализация определенных нами организационно - педагогических условий гражданского самоопределения у подростка в детской общественной организации дала положительные результаты.
В своей основе результаты подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
Гражданское самоопределение - устойчивое, избирательное отношение индивида к субъектам и ситуациям взаимодействия, выражающееся в принятии им одних и отвержении других в зависимости от опосредствующих факторов — оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей и т.п. Гражданское самоопределение в детских общественных организациях отражает характерную для личности в развитом коллективе позицию, основанную на осознании индивидом необходимости действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и отношениями, сложившимися в группе в процессе совместной деятельности. Это, в конечном итоге, интегрируясь в сознании человека, присваивается личностью из окружающей действительности и проявляется в реальных способах общения и деятельности, которые вырабатываются на основе социокультурной жизненной ситуации.
Процесс гражданского самоопределения подростков в детских общественных организациях осуществляется эффективно при: актуализации ценностно-смысловых основ правовой культуры в организованном групповом общении; личностно-ориентированном сопровождении развития субъектности участников детской общественной организации;
155
осуществлении специальной подготовки организаторов общественной деятельности.
Особенности процесса гражданского самоопределения подростков - участников детских общественных организаций, состоят: в интенсивности взаимодействия и образа жизни детской общественной организации, что обуславливает многообразие содержания и форм гражданского самоопределения; в наличии субъектной позиции и ответственности члена организации; в предоставлении детям возможности выбора вида социально¬полезной деятельности с учетом личных интересов; в преемственности и передаче опыта поколений - членов организации.
Детская общественная организация, как социальный институт, обладает рядом возможностей в организации процесса гражданского самоопределения подростков: познания способа совместной деятельности в коллективе и группе сверстников; приобретения навыков организации и со/само-организации; участия в разработке и реализации деятельности и социальных проектов по своему выбору и желанию; раскрытия своих собственных потенциальных возможностей; проявления личной инициативы, лидерства; приобретения новых навыков и интересов и усовершенствование прежних; возможности делать выбор, отвечать за свои собственные поступки и самостоятельно принимать решения.
Выявлено четыре группы региональных особенностей деятельности детских общественных организаций в процессе гражданского самоопределения подростков связанных: с контингентом участников детской организации; с особенностями коллектива, его составом; с уровнем профессиональной компетентности педагогов; с социокультурной средой жизнедеятельности детской общественной организации
Критериями оценки гражданского самоопределения подростов в детской общественной организации являются: когнитивный (представление подростка о своей гражданской позиции и правовом статусе; знание
156
особенностей своего поведения; наличия идеала и убеждений); волевой (умение последовательно отстаивать свою позицию; способность бесконфликтного общения; саморегулирование своего поведения); коммуникативный (самостоятельность выбора способов поведения в зависимости от ситуаций; инициативность во взаимодействии; мотивация разрешения сложных ситуаций).
Методическое обеспечение гражданского самоопределения подростка в деятельности детских общественных организаций включает в себя: презентацию определенных норм и ценностей взаимодействия; информирование, обеспечивающее наличие ситуации гражданских самооценок подростка в детской общественной организации; педагогическое сопровождение подростка в деятельности детской общественной организации при использовании игровых технологий, проектной деятельности, коллективно-творческих дел.
Подобные работы
- Информационно-методическое обеспечение деятельности детских общественных объединений
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Формирование гражданской идентичности обучающихся в процессе деятельности российского движения школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2007 - Молодежные общественные организации как субъект политического процесса современной России (на примере Красноярского края)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ
СРЕДСТВАМИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Авторефераты (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2011 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Развитие у младших школьников навыков самоуправления
во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ В
УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017



