Глава 1. Гражданское самоопределение как социально¬педагогическая проблема 14-97
§ 1. Проблема гражданского самоопределения в современной психолого-педагогической науке 14-40
§ 2. Исследование опыта гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации 40-74
§ 3. Модель процесса гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации 74-94
Глава 2. Опыт экспериментальной работы по гражданскому самоопределению подростков в детской общественной организации 98-154
§ 1. Реализация организационно - педагогических условий гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации 98-116
§ 2. Методическое обеспечение гражданского самоопределения подростков в деятельности детских общественных организаций 116-135
§ 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по гражданскому самоопределению подростков в детской общественной организации 136-152
Заключение 155 - 157
Список использованной литературы 158-172
Актуальность исследования. Значительные изменения, происходящие во всех социальных сферах жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. С одной стороны, эти отношения требуют конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения жизненных проблем.
В рамках реформирования системы образования, необходимы научные исследования, как касающиеся вопросов модернизации содержания образования, так и связанные со структурой отношений складывающихся между педагогами и учащимися, между администрацией школы, родителями, социальными институтами формирующегося гражданского общества. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство, создающие благоприятные условия для развития демократических начал в сфере образования. Особое значение в реализации этих идей принадлежит детским общественным организациям как особым институтам социального становления.
Целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка. В процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане, грамотного и законопослушного гражданина государства. В тоже время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны, имея свое мнение и отстаивая собственную позицию, ориентируясь при этом на внутренние нравственные ценности, в соответствии с которыми живет человек.
Детские общественные организации России в полной мере ощутили на себе последствия изменений в социально-экономической и общественно¬политической сферах. После десятилетия отсутствия официального внимания государства к детским общественным организациям и социальным институтам, детская общественная организация, влияющая на эффективность гражданского самоопределения, становятся полноправным субъектом процесса формирования гражданско-правового, демократического общества. Возросший интерес к деятельности детских общественных организаций выражается в усилении государственной политики в области поддержки и развитии данного направления воспитательной работы.
Основанием для построения научно-теоретических положений исследования послужили работы философов, в которых отражается сущность и содержание понятия "нравственность" и вопросы взаимоотношений общества и личности (Сократ, Платон, Аристотель, И. Кант, Гегель, Спиноза), взгляды на взаимоотношения личности и государства, место человека в мире идеалистических философов - B.C. Соловьева, С.Н. Трубецкова, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, и представителей экзистенциальной философии - Н.А. Бердяева, Л.И. Шестова.
Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют труды В.Г. Белинского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, Д. Дьюи, Я.А. Каменского, П.Ф. Каптерева, И.О. Лосского, А.С. Макаренко, В.В. Розанова, Ж.-Ж. Руссо,
B. C. Соловьева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, а так же исследования О.И. Волжиной, А.С. Гаязовой, Б.Т. Лихачева, Г.Г. Николаева, Е.А. Солодовой Г.Н. Филонова и других.
Большой интерес в контексте рассматриваемой проблемы представляют работы ученых, изучавших сущность гражданского самоопределения личности. Исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Л.И. Божович, Б.С.Братусь, Л.С. Выготского, Е.И. Исаева, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф.Ломова, К. Роджерса,
4
С.А. Рубинштейна, В.И. Слободчикова составляют основу для изучения психологических механизмов гражданского самоопределения.
В современной педагогической теории и практике имеется опыт изучения детского движения: его функционирования (Н.Ф. Басов, И.Г. Гордина, М.Е. Кульпетдинова Р.А. Литвак, К.Д. Радина, Т.В. Трухачева и др.); с позиции воспитания подрастающего поколения (В.М. Басова, Е.В. Бондаревская, В.П. Ижицкий, В.Г. Кабуш, В.А. Караковский,
Н.М. Рассадин, С.А. Шмаков, Н.Е. Щуркова); концептуальных основ социального гражданского образования (В.И. Лутовинов, Н.М. Филиппов); содержания деятельности детских организаций (Л.В. Байбородова,
А.А. Белкин, М.И. Рожков); построения модели социализации личности в условиях детского общественного объединения (А.В. Волохов,
A. З. Иоголевич, Л.И. Новикова, Н.М. Таланчук); разработки программ развития творческих способностей подростков в детских общественных объединениях (Г.Н. Абросимова, Л.В. Алиева, В.П. Вернигоровой, В.Н. Кочергина, Б.В. Куприянов, А.И. Тимонин); формирования активной жизненной позиции (А.Г. Кирпичник, А.И. Баштинский, И.П. Волков,
B. П. Ижицкий, А.Л. Уманский и другие).
Однако, приходится констатировать, что, несмотря на теоретическую разработанность, организация процесса гражданского самоопределения подростков недостаточно изучена. Анализ психолого-педагогической литературы по указанной проблематике показал, что вопросы гражданского самоопределения подростков в деятельности детских общественных организаций недостаточно представлены в педагогических исследованиях, осмыслен и систематизирован обширный региональный опыт. По этому возникла необходимость более детального научного изучения данной проблемы.
Таким образом, мы можем констатировать ряд противоречий:
- между наличием общих теоретических подходов к пониманию сущности процесса гражданского становления личности и недостаточной
5
исследованностью проблем гражданского самоопределения детей в детских общественных организациях;
- между наличием обширного регионального опыта организации гражданского самоопределения и отсутствием его научно-методического обобщения;
- между необходимостью подростков в самопознании, самореализации, самоопределении и крайне ограниченными возможностями реальной социальной практики.
Все вышеизложенное обусловило выбор проблемы нашего исследования: при каких организационно - педагогических условиях процесс гражданского самоопределения подростков в деятельности детских общественных организациях будет эффективен?
Объект исследования: процесс гражданского самоопределения подростков в деятельности детских общественных организаций.
В исследовании определены организационно - педагогические условия процесса гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации и средства, способствующие его реализации. Произведен замер успешности выдвинутых нами организационно - педагогических условий и средств в экспериментальной работе.
Таким образом, реализация определенных нами организационно - педагогических условий гражданского самоопределения у подростка в детской общественной организации дала положительные результаты.
В своей основе результаты подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
Гражданское самоопределение - устойчивое, избирательное отношение индивида к субъектам и ситуациям взаимодействия, выражающееся в принятии им одних и отвержении других в зависимости от опосредствующих факторов — оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей и т.п. Гражданское самоопределение в детских общественных организациях отражает характерную для личности в развитом коллективе позицию, основанную на осознании индивидом необходимости действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и отношениями, сложившимися в группе в процессе совместной деятельности. Это, в конечном итоге, интегрируясь в сознании человека, присваивается личностью из окружающей действительности и проявляется в реальных способах общения и деятельности, которые вырабатываются на основе социокультурной жизненной ситуации.
Процесс гражданского самоопределения подростков в детских общественных организациях осуществляется эффективно при: актуализации ценностно-смысловых основ правовой культуры в организованном групповом общении; личностно-ориентированном сопровождении развития субъектности участников детской общественной организации;
155
осуществлении специальной подготовки организаторов общественной деятельности.
Особенности процесса гражданского самоопределения подростков - участников детских общественных организаций, состоят: в интенсивности взаимодействия и образа жизни детской общественной организации, что обуславливает многообразие содержания и форм гражданского самоопределения; в наличии субъектной позиции и ответственности члена организации; в предоставлении детям возможности выбора вида социально¬полезной деятельности с учетом личных интересов; в преемственности и передаче опыта поколений - членов организации.
Детская общественная организация, как социальный институт, обладает рядом возможностей в организации процесса гражданского самоопределения подростков: познания способа совместной деятельности в коллективе и группе сверстников; приобретения навыков организации и со/само-организации; участия в разработке и реализации деятельности и социальных проектов по своему выбору и желанию; раскрытия своих собственных потенциальных возможностей; проявления личной инициативы, лидерства; приобретения новых навыков и интересов и усовершенствование прежних; возможности делать выбор, отвечать за свои собственные поступки и самостоятельно принимать решения.
Выявлено четыре группы региональных особенностей деятельности детских общественных организаций в процессе гражданского самоопределения подростков связанных: с контингентом участников детской организации; с особенностями коллектива, его составом; с уровнем профессиональной компетентности педагогов; с социокультурной средой жизнедеятельности детской общественной организации
Критериями оценки гражданского самоопределения подростов в детской общественной организации являются: когнитивный (представление подростка о своей гражданской позиции и правовом статусе; знание
156
особенностей своего поведения; наличия идеала и убеждений); волевой (умение последовательно отстаивать свою позицию; способность бесконфликтного общения; саморегулирование своего поведения); коммуникативный (самостоятельность выбора способов поведения в зависимости от ситуаций; инициативность во взаимодействии; мотивация разрешения сложных ситуаций).
Методическое обеспечение гражданского самоопределения подростка в деятельности детских общественных организаций включает в себя: презентацию определенных норм и ценностей взаимодействия; информирование, обеспечивающее наличие ситуации гражданских самооценок подростка в детской общественной организации; педагогическое сопровождение подростка в деятельности детской общественной организации при использовании игровых технологий, проектной деятельности, коллективно-творческих дел.
1. Аббаньяно Н.. Экзистенция как свобода// Вопросы философии, - 1992. - №8.-С. 145-157];
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1989.- 155 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
5. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности // Психологический журнал. - 1985. - Т. 4. - №5. - С. 3-18.
6. Асмолов А.Г., Братусь Б.С, Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективных исследованиях смысловых образований личности. // Вопросы психологии. -1979.-№4.- 35-45.
7. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 105 с.
8. Бабаев А.М. Педагогические условия гражданского воспитания учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемер. гос. пед. ун-т. - Кемерово, 2000. 21 с.
9. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. - 379 с.
10. Басов Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение (нач. XX в. - 90-е гг.). // Дисс. д-ра пед. наук. - М.: 1997. - 348 с.
11. Басов Н.Ф. Теоретико-методологические проблемы исследования истории детского движения в России (нач. XX в. - 90-е гг.) - Кострома: Изд-во КГПУ, 1997. - 380 с.
12. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.: 1995.
158
13. Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии: Книга для чтения.
Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 256 - 262.
14. Бердяев Н. А. Философия неравенства / Состав., предисл. и примеч. Л.В. Полякова. - М: ИМА-пресс, 1990. - 288 с.
15. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986.- 196 с.
16. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979.М4. с. 23-24.
17. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
18. Божович Л., Чудновский В. Как строить личность // Молодой коммунист. -
1967. - №4.
19. Бондаревская Е.В. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания. - Ростов-на- Дону, 1993.- Ч. 1.-С. 11-42.
20. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на Дону: 2000. - 352 с.
21. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. - С. 25 - 32.
22. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психологическая клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984.
23. Вехова А.П., Кузибецкий А.Н. Жизненное самоопределение старшеклассников: педагогические условия развития: монография/ Науч.ред.В.В.Сериков. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2003. - 151 с.
24. Взаимосвязь формирования личности и коллектива /Под ред. А.П. Шпоны. - Рига: Латв. Гос. ун-т, 1989. - 206 с.
25. Войтко В.И. Социально-психологические аспекты формирования активной жизненной позиции личности. - Киев: Знание, 1978. - 27 с.
26. Волохов А. В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики): монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1999. - 270 с.
159
27. Волохов А.В. Будем работать вместе: Программы детских и подростковых организаций. - М. 1996. - 146 с.
28. Волохов А.В., Рожков М.И. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации. - М., 1991. - 70 с.
29. Волохов А.В., Чепурных Е.Е. Концептуальные основы теории и практики социализации ребенка в детских общественных организациях. Совеременные концепции воспитания. Ярославль, 2000.
30. Воспитание гражданина в советской школе / Под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1990. - 176 с.
31. Ганелин Ш.И. Воспитание активности и самостоятельности как черты личности учащихся // Воспитание самостоятельности и активности учащихся. - Л.; 1966. - С. 5 - 25.
32. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. - Челябинск: Челяб. Гос. уни-т, 1995. - 237 с.
33. Гинзбург М.Р. Сформированное^ личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом и юношеском возрастах. // Мир психологии. - 1998. - №1. - С.21-26.
34. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2., 22.
35. Голованов В.А. Формирование ценностей гражданского общества в условиях общеобразовательной школы. Автореферат дис. канд. пед. наук: Якут. Гос. Университет им. М.К.Аммосова. - Якутск, 2003. - 20 с.
36. Гордии Л.Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика. - 1991. №2. - С.38-43.
37. Гражданское образование в современной школе: Матер-лы науч. конф. / под ред. С.Е. Матушкана. - Челябинск: Челяб. Гос. уни-т, 1998. - 133 с.
38. Даль В.И.Толковый словарь великорусского языка. В четырех томах. Т.2. М.: Тера-Книжный клуб. 1998. - 779 с
39. Деркач А.А. Реализация «Я» концепции в системе жизненных отношений личности. - М.: РАУ, 1983. - 137 с.
160
40. Демин М.В. Проблемы теории личности. - М., 1977. - 240 с.
41. Дианова В.М. Культурный плюрализм в условиях глобализации// Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск №1/ Под ред. Парвания В.В. СПб.: Санкт- Петербургское философское общество. - 2003, -С. 93-103.
42. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Новая школа, 1996.-351 с.
43. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
44. Жуков И.Н. Русский скаутизм: Крат, сведения о рус. орг. юных разведчиков. - Пг., 1916. с. 39-47.
45. Журкина А.Я. Самоопределение детей и молодежи в дополнительном образовании. //Дополнительное образование.- 2001. - №4.- С. 19-23
46. Заславская М.Б. Формирование активной жизненной позиции школьников. - Алма-Ата: Мектеп, 1988. - 165 с.
47. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.,1980. - 122 с.
48.3осимова А.В. О педагогическом стимулировании общественной деятельности учащихся // Советская педагогика. - 1979. - №4. - С. 39-44.
49. Зосимовский А.В. Воспитание общественной активности школьников- подростков / Под ред. В.Е. Глидрман. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.- 147 с.
50. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.
51. Зотов Н.Д. Нравственное самоопределение личности. — М.: Знание,
1983. - 64 с
52. Иванов В.Г. Коллектив и личность. - Д.: Изд-во ЛГУ, 1971. - 120 с.
53. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
161
54. Иванов И.П. Формирование юных общественников и организаторов. Очерки методики воспитательной работы школы: Методическое пособие.
- Л.: ЛГПИ, 1969.- 120 с.
55. Иващенко Г.М., Кульпединова М.Е. Современное детское движение: педагогический аспект (рабочий вариант концепции) // Рост. - Вып.4. - М., 1992. - С.10-17.
56. Иофина И.В. Социальная активность как социопедагогическая проблема: исторический и логический аспекты // Формирование социальной активности младших школьников в процессе обучения и воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. - Свердловск: СГПИ, 1990. - С. 10-15.
57. Иманкулов Р.И. Психолого-педагогические аспекты формирования правового сознания (школьный возраст). Дисс. канд. псих. наук. - Краснодар: КубГУ, 1999. - 167 с.
58. Иоголевич А.З. Развитие самодеятельных начал в детских и подростковых объединениях как путь гражданского становления личности / Несторонний взгляд, выпуск 2. Сост. Трухачева Т.В., Кульпединова М.Е. - Москва, 1992.
59. История педагогики. Под ред. Константинова Н.А., Медынского Е.Н., Шабаевой М.Ф. - М., 1995. - 460 с.
60. Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. - Л., 1981.-66 с.
61. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982.-704 с.
62. Каширских Т.В. Психологические особенности лидерства в дошкольных детских объединениях. Дис. канд. псих, наук - Москва, 1999.
63. Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи : Докт.дис. Тарту., 1985, с 71
162
64. Кирпичник А.Г. Детское движение в пространствах воспитания и детской жизни // Теория, история, методика детского движения (ТИМ): Инфор. бюллетень. - М.: Пресс-Соло, 1998. - Вып. 4. - С-16-19.
65. Кирпичник А.Г. Детская организация как общественная организация детей (к пересмотру концепции) // Несторонний взгляд. - М., 1992. - Вып.
1. -С. 129-138.
66. Кирпичник А.Г. Типы детских и юношеских объединений и особенности участия взрослых в организации их деятельности // Психолого¬педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений: Материалы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практ. конф. - Кострома, 1994. - С. 8-10.