ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 6
1.1. История развития системы дополнительного образования в России 6
1.2 Особенности организации работы с детьми и подростками в системе
дополнительного образования 10
1.3 Требования к содержанию программ, реализуемых в системе
дополнительного образования 15
1.4 Классификация видов творческих объединений в системе
дополнительного образования детей 18
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ «МАСТЕР-УНИВЕРСАЛ» 22
2.1. Кружок как форма организации дополнительного образования детей и
подростков 22
2.2 Классификация учебных программ кружков по технологии и
требования к их оформлению 266
2.3 Содержание образовательной программы творческого объединения
школьников «Мастер-универсал» и методика ее реализации 30
Выводы по второй главе 422
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 433
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Одна из наиболее характерных отличительных особенностей настоящего времени состоит в том, что на рынке образовательных услуг все более востребованными становятся творческие личности, способные сами добывать знания и на их основе порождать новые. Но в современных экономических условиях существующая система общего среднего образования не в состоянии реализовать этот социальный заказ должным образом, поскольку рынок не только постоянно повышает, но и видоизменяет требования, предъявляемые к выпускникам школ. А поэтому немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит дополнительному образованию, специфика которого позволяет успешно содействовать развитию творческих способностей учащихся на основе свободного выбора многообразных видов и форм творческой деятельности.
В условиях социально-экономического и политического преобразования возрастает роль системы дополнительного образования, как социального института способного обеспечить социальную адаптацию и профессиональную ориентацию подростков. Исследованию данной проблемы посвящены работы В.А. Березиной, Т.А. Долматовой, И.А. Дрогова, Ю.С. Константинова, Л.Г. Логиновой, И.В. Михайлова и др.
Дополнительное образование потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные, зачастую уникальные познавательные интересы личности и при стандартизации общего образования не потерять одаренного и талантливого ребенка, поднять его на качественно новый уровень индивидуального развития, открыть массу возможностей для самореализации и самовоспитания. Оно помогает формированию мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей и включению учащихся в социально полезную деятельность.
В качестве наиболее эффективных форм организации внеурочной деятельности в рамках дополнительного образования детей и подростков являются: экскурсии, кружки, секции, клубы, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, выставки, фестивали и др.
Кружок - одна из самых наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей. Кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.
Учитывая актуальность вопросов, связанных с проблемами организации и проведения кружковой работы в школе в условиях внедрения ФГОС ОО, мы выбрали следующую тему исследования «Организация и методика проведения кружковой работы на базе школьных мастерских».
Объект исследования: кружковая работа как форма дополнительного образования школьников.
Предмет исследования: методы и формы организации кружковой работы по технологии на базе школьных учебных мастерских.
Цель исследования: разработка содержания, методов и форм организации кружковой работы по технологии на базе школьных учебных мастерских (на примере творческого объединения «Мастер-универсал»).
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформулированы задачи:
1. Изучить историю развития системы дополнительного образования детей и особенности ее организации.
2. Рассмотреть классификацию видов творческих объединений в системе дополнительного образования детей.
3. Определить требования к разработке программ развития детей и подростков в системе дополнительного образования.
4. Разработать содержание, методы и формы организации работы творческого объединения школьников «Мастер-универсал».
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования о ведущей роли деятельности как источника формирования личности (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко и др.); современные концепции развития дополнительного образования детей (Е.В. Бондаревская, А.К. Бруднов, М.Б. Коваль, Ю.С. Константинов, А.А. Остапец-Свешников и др.).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое наблюдение, моделирование, изучение продуктов творческой деятельности школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами материалы по организации кружковой работы со школьниками на базе учебных мастерских могут быть использованы в профессиональной деятельности учителей технологии, работников дополнительного образования и студентов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Проведенное нами исследование, посвященное изучению проблемы организации и методики проведения кружковой работы со школьниками, позволило сформулировать следующие выводы.
Изучение научной и научно-методической литературы, посвященной дополнительному образованию, где содержатся различные подходы к сущности этого вида образования, его особенностей и возможностей в развитии творческих способностей учащихся, позволяет нам уточнить определение понятия «дополнительное образование», под которым нами понимается многокомпонентная педагогическая система, предполагающая свободный выбор образовательного маршрута, позволяющая создать оптимальные условия для развития творческих способностей личности.
К видам творческих объединений детей и подростков в системе дополнительного образования можно отнести следующие: кружки, студии, мастерские, театры и др., среди которых наиболее массовыми и распространенными являются кружки.
Образовательная программа кружка в системе дополнительного образования детей должна включать следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, список литературы.
Разработанная нами образовательная программа творческого объединения «Мастер-универсал», целью которой является воспитание самостоятельной, разносторонне развитой личности средствами технического конструирования и моделирования, рассчитана на 2 года (144 часа в первый год и 216 часов во второй год).
И в заключение следует отметить, что успешное решение проблемы развития в каждом ребенке личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к его социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию в системе дополнительного образования, прежде всего, зависит от теоретической и методической подготовки педагогов, что требует от них постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Ю. К. Бабанский. - М. : Педагогика, 2005. - 193 с.
2. Барадулин, В.А. Основы художественного ремесла: практическое пособие для руководителей школ, кружков / В.А. Барадулин, Б.И. Коромыслов, Ю.В. Максимов. - М. : Просвещение, 1979. - 320 с.
3. Бешенков, А.К. Технология: методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских технического труда / А.К. Бешенков; под ред. А. К. Бешенкова, В. М. Казакевича. - М. : Дрофа, 2002. - 80 с.
4. Бражук, С.В. Перспективы развития кружковой работы как вида внеурочной деятельности в свете внедрения федеральных государственных стандартов / С.В. Бражук // Экономика и социум. - 2016. - № 2 (21). - С. 1157-1160.
5. Гриценко, Г.А. Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе дополнительного технологического образования: научно-методическое пособие / под ред. Г.А. Гриценко, Т.В. Герасимчук. - Екатеринбург: УрГПУ, 2006. - 293 с.
6. Долгушева, Н.В. Дополнительное образование как средство творческого развития школьников подросткового возраста / Н.В. Долгушева, И.А. Маврина // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-9. - С. 1961¬1966.
7. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логвинова, Н.Н. Михайлова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
8. Ерёменко, Т.И. Художественная обработка материалов / Т.И. Ерёменко, Е.С. Забалуева. - М.: Просвещение, 2000. - 160 с.
9. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 221 с.
10. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация/ В.И. Загвязинский. - М. : Академия, 2008. - 188 с.
11. Заикина, Л.М. Педагог дополнительного образования / Л.М. Заикина. - СПб.: Элко, 2002. - 187 с.
12. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности / А.А. Золотарева. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 304 с.
13. Литова, З.А. Внеклассная работа по технологии / З.А. Литова // Школа и производство. - 2000. - № 6. - С. 23-24.
14. Иванова, О.М. О разработке модели технологического образования школьников - центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) на базе общеобразовательной школы / О.М. Иванова, Н.В. Трусова // Пермский педагогический журнал. - 2015. - № 7. - С. 48-52.
15. Казаренков, В.И. Психолого-педагогические основы организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам / В.И. Казаренков. - М. : Изд-во РУДН, 2011. - 173 с.
16. Кальней, В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения / В. А. Кальней. - М. : Просвещение, 1987. - 191 с.
17. Кибальченко, И.А. Теория и практика воспитательной деятельности: учеб. пособие/ И.А. Кибальченко. - Ростов н /Д : Феникс, 2009. - 381 с.
18. Красавина, У.С. Внеурочные формы занятий, активизирующие познавательную деятельность учащихся / У.С. Красавина // Наука в современном мире : Материалы XXV Международной научно-практической конференции. - М. : Перо, 2016. - С. 65-68.
19. Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие студентов высших педагогических учебных заведений / Г. И. Кругликов.- М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
20. Кушнир, А.М. Школьный мини-технопарк и детско-взрослое образовательное производство: понятийно-сущностный аспект / А.М. Кушнир, Е.Ю. Илалтдинова // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 70¬75.
21. Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Е. Лебедев, М.В. Катукова, Н.Ф. Трубицын; под ред. О.Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 256 с.
22. Литова, З. А. Как строить работу кружка / З.А. Литова // Школа и производство. - 2001. - №1. - С. 57-58.
23. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
24. Машинистова, Н.В. История становления дополнительного образования детей в России / Н. В. Машинистова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 38-42.
25. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2005 - 156 с.
26. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. - М. : Эксмо, 2013. - 144 с.
27. Основные направления информатизации системы дополнительного образования детей. - Режим доступа: http://dopedu.ru/nauchno-metodicheskiy- opit/osnovnie-napravleniya-informatizatsii-sistemi-dopolnitelnogo-obrazovaniya- detey.
28. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей. - Режим доступа:http://dopedu.ru/stati/osobennosti-vospitatelnoy-raboti-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey.
29. Симоненко, В.Д. Технология: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учр. / В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. - М.: Вентана-Граф, 2000. - 192 с.
30. Сметанина, Е.П. Взаимоотношение в детском творческом коллективе / Е.П. Сметанина // Школьник. - 2004. - 2 октября.
31. Требования к содержанию и оформлению программ
дополнительного образования детей. - Режим доступа:
http://dopedu.ru/nauchno-metodicheskiy-opit/trebovaniya-k-soderzhaniiu-i- oformleniiu-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey.
32. Фомина, А.Б. Клубы по интересам / А.Б. Фомина // Дополнительное образование. - 2004. - № 7. - С. 9-14.
33. Хотунцев, Ю.Л. Проблема формирования технологической культуры учащихся / Ю.Л. Хотунцев // Педагогика. - 2006. - № 4. - С. 10-15.
34. Чепурных, Е.Е. Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей / Е.Е. Чепурных. - Режим доступа: http://dopedu.ru/nauchno-metodicheskiy-opit/trebovaniya-k-soderzhaniiu-i- oformleniiu-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey.
35. Шевчук, Л.В. Дети и народное творчество / Л.В. Шевчук. - М.: Просвещение, 2003. - 248 с.
36. Шпикалова, Т.Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб-метод. пособие / Т.Я. Шпикалова. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 272 с.
37. Шуклина, М.А. Организация дополнительного образования детей на базе образовательных учреждений различных типов и видов / М.А. Шуклина, Е.В. Павлова. - М. : ООО «Новое образование», 2009. - 120 с.